Конкурс на досуге - 178. Задание

Маллар Ме
Дорогие друзья! И снова ПЯТНИЦА, и снова здравствуйте!

   На этот раз у нас гвоздь программы не белая ворона, как в прошлый раз, а сам гвоздь, или клин в другой интерпретации, а что с ним делать и как с ним быть, можно сказать, перекликается с темой 175 конкурса На досуге, но в обратном значении, когда подобное к подобному не притягивается, а совсем наоборот, впрочем, остановимся на этом подробнее.

            Итак, объявляется тема 178 конкурса На досуге:

                Clavus clavo pellitur

                КЛИН КЛИНОМ ВЫШИБАЕТСЯ
           __________________________________________

                [Клявус кляво пэллитур]

   Clavus clavo pellitur — это латинская фраза, которая переводится несколько иначе, как «гвоздь выталкивается гвоздем». Она имеет древнеримское происхождение. В Древнем Риме гвозди часто использовались для соединения различных конструкций. Когда гвоздь был забит неправильно или некачественно, его можно было вытолкнуть другим гвоздем, правильно забитым.

    В переносном смысле фраза «Clavus clavo pellitur» означает, что проблему или негативную ситуацию можно решить или изменить только с помощью аналогичного решения или действия.

     Такое выражение указывает на необходимость использования того же самого средства или подхода для устранения проблемы. Это подталкивает нас к мысли, что, иногда, единственный способ справиться с ситуацией — это использовать подход, который уже доказал свою эффективность.

    Но как это выбивать гвоздь гвоздём нам не так понятно. Клин клином нам понятнее. До нас на русском языке эта поговорка дошла именно в таком виде, как звучит тема конкурса.  Её и рассмотрим.

   Во - первых , определимся со значением слова "клин ". У него много значений. Первоначальное - "острый угол или же любой предмет , имеющий вид вытянутого заостренного треугольника. Но со временем появились и другие толкования слова.

  - Орудие из твердого материала, имеющее продолговатую форму и сужающуюся от конца до конца. Имеет две грани, которые пересекаются под прямым углом и образуют кромку или ребро.
  - В военном деле - это построение в средневековом войске . Его цель- прорыв вражеского строя.
 - Также у военных, но в переносном смысле. Группа войск, которая прорывает фронт врага на узком участке и углубляется в него узким треугольником.
 - В анатомии клином называли область в коре больших полушарий мозга. Она находилась в затылочной доле, между двумя бороздами: теменно- затылочной и шпорной.

    Происхождение выражения связывают с колкой дров, при которой чурбаки раскалывают на поленья, забивая клин в сделанную топором щель. Если клин застрянет в чурбане, не расколов его, то вышибить его (а вместе с ним и расколоть чурбан) можно было лишь более толстым клином.

    Также имеется версия происхождения фразеологизма, связанная с древней игрой в свайки. Свайки - это эаостренные железные стержни с массивной головкой. Игра заключалась в попадании свайкой в кольцо или несколько колец, лежащих на земле. Игра была широко распространена среди взрослых мужчин и детей.

     В литературе отмечается , что оборот образован по аналогии с латинским выражением "подобное лечится подобным", на основе которого в различных языках формировались сходные по образцу выражения, такие, как "гвоздь выбивают гвоздем" во французском языке или "один гвоздь выбивает другой" в английском.

    Значение фразеологизма - исправлять что-либо (положение, ошибку) следует теми же средствами, которые привели к этой ошибке, к данной ситуации, избавляться от чего-то плохого, тяжелого.

    Такой же принцип у детской игры в "фантики", целью которой является завладение "фантиком" противника, когда один "фантик" накрывает другой.

         В русском языке отмечено немало близких по смыслу выражений, синонимов:

 - Зло исцеляется злом.
 - Вор вором губится.
 - Сила силу ломит.
 - Чем ушибся, тем и лечись.
 - Вино вином, хмель хмелем вышибают.
 - Где упал, там и плюнь,
 - Против лома нет приема, если нет другого лома.
 - Подобное лечится подобным.

    Обратите внимание, что даже в гомеопатии этот фразеологизм лежит в основе основ, но только доза подобного негативного вещества, даже яда для организма, применяется в соразмерно малых количествах, настолько, что можно сказать их там почти нет. 
   
   Старинная пословица "Клин клином вышибают"  до сих пор очень часто встречается в разговорной речи и в литературных произведениях. Употребляется как в положительном, так и в отрицательном смысле, когда хотят подчеркнуть, что человек лишь усугубляет ситуацию, снова и снова повторяя нежелательные действия.

   В свете разных пониманий этого фразеологизма может лежать негативное отношение создавшейся ситуации, а может быть и наоборот, когда возможность справиться с трудностями представляется через использование накопленного опыта. Любовь часто сравнивается со страданием. Как её выбьешь из сердца? А ведь часто у нас именно в этом ракурсе используется негативно поговорка. И часто на одну ошибку, вместо того, чтобы её исправлять, накладывается ещё одна, и пролемы вырастают сложным комом. И если в начале пути можно было что-то исправить, найдя подходящий гвоздь или клин, то теперь, мы сами всё испортили... Давайте подойдём к этой теме творчески и взглянем немного глубже и шире, в каком бы жанре мы не начали писать... Как всегда, найдём этому отголоски в поэзии известных, прочувствуем символы и образы иносказательности их языка, на котором они говорят с читателем:

   Памяти Пильняка
                /Анна Ахматова/

Всё это разгадаешь ты один…
Когда бессонный мрак вокруг клокочет,
Тот солнечный, тот ландышевый клин
Врывается во тьму декабрьской ночи.
И по тропинке я к тебе иду,
И ты смеешься беззаботным смехом,
Но хвойный лес и камыши в пруду
Ответствуют каким-то странным эхом…
О, если этим мертвого бужу,
Прости меня, я не могу иначе:
Я о тебе, как о своем, тужу
И каждому завидую, кто плачет,
Кто может плакать в этот страшный час
О тех, кто там лежит на дне оврага…
Но выкипела, не дойдя до глаз,
Глаза мои не освежила влага.
                1938 г.


                О гвоздях
                /С. Маршак/

Стремясь порядку научить людей,
Директор парка не щадил гвоздей,
Он прибивал к деревьям объявленья:
"Оберегайте лесонасажденья!",
"Не рвать цветов!", "Запрещено курить!",
"Не мять газонов!", "В парке не сорить!"

На всех стволах, куда ни кинешь взгляд,
Таблички аккуратные висят.
Взгляните на каштан или на бук вы, -
С каким искусством выведены буквы:
"Налево - душ!", "Направо - тир и клуб"...
Когда бы говорить умел ветвистый дуб,
Столетний дуб с табличкой "Детский сектор",
Он заявил бы: "Милый мой директор,
Порой друзья опасней, чем враги.
Ты от себя меня обереги!"

Мы с вами книги детские видали,
Пробитые насквозь гвоздем морали.
От этих дидактических гвоздей
Нередко сохнут книжки для детей...

Мораль нужна, но прибивать не надо
Ее гвоздем к живым деревьям сада,
К живым страницам детских повестей.
Мораль нужна. Но - никаких гвоздей!


     ***
                /Марина Цветаева/

Вчера ещё в глаза глядел,
А нынче — всё косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел,-
Всё жаворонки нынче — вороны!

Я глупая, а ты умен,
Живой, а я остолбенелая.
О, вопль женщин всех времен:
«Мой милый, что тебе я сделала?!»

И слезы ей — вода, и кровь —
Вода,- в крови, в слезах умылася!
Не мать, а мачеха — Любовь:
Не ждите ни суда, ни милости.

Увозят милых корабли,
Уводит их дорога белая…
И стон стоит вдоль всей земли:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Вчера еще — в ногах лежал!
Равнял с Китайскою державою!
Враз обе рученьки разжал,-
Жизнь выпала — копейкой ржавою!

Детоубийцей на суду
Стою — немилая, несмелая.
Я и в аду тебе скажу:
«Мой милый, что тебе я сделала?»

Спрошу я стул, спрошу кровать:
«За что, за что терплю и бедствую?»
«Отцеловал — колесовать:
Другую целовать»,- ответствуют.

Жить приучил в самом огне,
Сам бросил — в степь заледенелую!
Вот что ты, милый, сделал мне!
Мой милый, что тебе — я сделала?

Всё ведаю — не прекословь!
Вновь зрячая — уж не любовница!
Где отступается Любовь,
Там подступает Смерть-садовница.

Самo — что дерево трясти! —
В срок яблоко спадает спелое…
— За всё, за всё меня прости,
Мой милый,- что тебе я сделала!

    ***
         /Григорий Корин. Поэт, член СП СССР. 1926-2010)

Что ни делаешь — все клином —
Из беды — в другую прешь,
И в своем пространстве львином
Вся вот-вот пойдешь под нож.
Перессорились округи,
И пойди угомони,
У людей в руках не плуги,
А родня в крови родни.
Город Бога! Наше горе,
На плечах Христовый Крест.
Успокой людское море,
Скоро жить всем надоест.
Солнце пало на Голгофу,
И хлопочет пилигрим,
Чьи Евангельские строфы
Мытарь вспомнит перед ним.
Мы торгуем всем, чем можем,
Даже продаем свой ум,
Но ничто мы не умножим,
Уходя из чума в чум,
Уходя из дома к дому,
В города из городов.
Господи! Мы впали в дрему
И сползаем в спящий ров.
Все проспали. И свободу
Трудно увидать из рва.
Делай, что тебе в угоду,
Прорастет твоя трава.


    Давайте завершим подготовительную часть на положительной ноте, вспомнив стихотворение В.В. Маяковского "НЕОБЫЧАЙНОЕ ПРИКЛЮЧЕНИЕ, БЫВШЕЕ С ВЛАДИМИРОМ МАЯКОВСКИМ ЛЕТОМ НА ДАЧЕ" (Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева, 27 верст по Ярославской жел. дор.). Находясь рядом с этой Акуловой горой, ведущая и проводит этот конкурс. Не будем приводить весь текст, а только его заключительные строки, которые пусть и вас зажгут для чего-то стоящего на заданную тему:

Вдруг — я
во всю светаю мочь —
и снова день трезвонится.
Светить всегда,
светить везде,
до дней последних донца,
светить —
и никаких гвоздей!
Вот лозунг мой —
и солнца!
[1920]

***

    Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не теряйте времени, предаваясь безделью!  Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
     И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

ВНИМАНИЕ!!!

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
  2. На конкурс не будут приниматься стихи - прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён!!!
  3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
  4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.

   ВНИМАНИЕ: любителям ЛОГАЭДОВ!!! Помните, что логаэд - строгий метр. Ведущая при не соблюдении заданного ритмического рисунка может не принять стихи на конкурс!!!

   Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
  5. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!
______________________

Иллюстрация: "Зима", художник С. Водолазкин (?)

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова