Конкурс на досуге - 172. Задание

Маллар Ме
Дорогие друзья! И снова ПЯТНИЦА, и снова здравствуйте!

   Сегодня нас ожидает особенный досуг. И пусть вас не пугает подготовительная статья своим объёмом и возможной сложностью. Она поможет правильно настроиться и вспомнить, где мы все с вами находимся, чему посвящена наша конкурсная площадка Маллар Ме. Можно обратить внимание на резюме на нашей главной страничке и ещё раз вспомнить Стефана Малларме, французского поэта-символиста.

            Итак объявляется тема 172 конкурса На досуге:

                Fuge, late, tace  —

                БЕГИ, ТАИСЬ, МОЛЧИ
            __________________________________________

  Молчание, изгнание и хитроумие — эту трехчленную формулу высказывает (по латыни — Fuge, late, tace) Люсьен де Рюбампре в «Блеске и нищете куртизанок».  Но на самом деле Бальзак вкладывает в уста Люсьена эту формулу иронично. Бальзак увидел эту формулу на стене монастырской кельи, что отразилось в романе «Сельский врач».
      Но откуда взялась в келье эта формула?
  Дело в том, что это формула принадлежит  Бруно Кёльнскому — основателю ордена Картезианцев.  Но является ли Бруно автором этого девиза?
    Считается, это выражение является близким парафразом знаменитого выражения аввы Арсения, которое в лат. переводе звучит так: Fuge, tace, quiesce ("беги, молчи, погрузись в тишину"), — именно так перевели на Западе с греческого языка слова аввы Арсения, египетского монаха, жившего в IV веке. Слова, которые можно считать кратчайшей формулировкой практически любого монашеского устава.

   Можно заметить также большое сходство с известным стихотворением Тютчева «Silentium» (= Молчание, покой, исихия): +Молчи, скрывайся и таи...+
  Интересно, что в том же 1833 году, что и стихотворение Тютчева "Silentium" (только не весной, а осенью), увидел свет и роман Бальзака "Сельский врач", главный герой которого делает слова "fuge, late, tace" - "беги, скрывайся, молчи" - чем-то вроде своего девиза.
     Такая вот длинная родословная у латинского выражения "Fuge, late, tace".

    Но нас интересует поэзия, а точнее - её язык. Остановимся на этом более подробно.

   «Silentium!» относится к числу любимых стихотворений Л.Н. Толстого. В сб. стих. Тютчева он отметил его буквой «Г» (Глубина). По воспоминаниям современников, он часто читал его наизусть. А.Б. Гольденвейзер вспоминал высказывание писателя: «Что за удивительная вещь! Я не знаю лучше стихотворения». Цитаты из стихотворения использованы в романе «Анна Каренина».  Идея Тютчева «лишь жить в самом себе умей» получила развитие у Толстого в духе активного гуманизма, деятельного добра. Толстой против поверхностной общительности, она не имеет в его глазах цены, в основе ее могут лежать безнравственные соображения, он за глубокое единение личности с другими людьми на основе большой морали.
   Идейную концепцию «Silentium!» Толстой органически включил в свою философию личности, в свою этику.
 А вот для Д.С. Мережковского это стихотворение — «сегодняшнее, завтрашнее». Логика мысли Тютчева, по мнению писателя, направлена на «самоубийство»: если в основе мира лежит злая воля, активное действие бессмысленно, разумно лишь созерцание. Человек не нужен другому человеку для действия. Если действие бессмысленно, то и общение не нужно. Отсюда вывод: «Лишь жить в самом себе умей» — выражение индивидуализма, одиночества, безобщественности. Следующий шаг на том же пути развития делают Бальмонт, пожелавший жить собой и быть себе солнцем, и З. Гиппиус, которая хочет «полюбить себя, как Бога». «Самоубийцы так и не знают, что цианистый калий, которым они отравляются, есть Молчание: «Молчи, скрывайся и таи / И чувства, и мечты свои… / Лишь жить в самом себе умей…». Его болезнь — наша: индивидуализм, одиночество, безобщественность» (Мережковский. С. ). К.Д. Бальмонт выделил в наследии Тютчева это стихотворение: «Художественная впечатлительность поэта-символиста, полного пантеистических настроений, не может подчиниться видимому; она все преобразовывает в душевной глубине, и внешние факты, переработанные философским сознанием, предстают перед нами как тени, вызванные магом. Тютчев понял необходимость того великого молчания, из глубин которого, как из очарованной пещеры, озаренной внутренним светом, выходят преображенные прекрасные призраки» (Бальмонт. Кн. 1. С. 88–89). Вяч. Иванов считал это стихотворение определяющим в мироощущении Тютчева: «Молчи, скрывайся и таи» — знамя поэзии Тютчева; его слова — «тайные знамения великой и несказанной музыки духа» (По звездам. СПб., 1909). С. 37–38); поэт-теоретик имеет в виду самопогружение, когда «нет преград» между человеком и обнаженной бездной, такое приобщение к мировым безднам невыразимо в слове и требует Silentium. Это мгновение бытия ценно и вечно». Вяч. Иванов сблизил по смыслу стих. «Silentium!» и «День и ночь»: «Новейшие поэты не устают прославлять безмолвие. И Тютчев пел о молчании вдохновеннее всех. «Молчи, скрывайся и таи…» — вот новое знамя, им поднятое. Более того, главнейший подвиг Тютчева — подвиг поэтического молчания. Оттого так мало его стихов, и его немногие слова многозначительны и загадочны, как некие тайные знамения великой и несказанной музыки духа. Наступила пора, когда «мысль изреченная» стала ложью».

  Символисты, изучая структуру тютчевского образа и стремясь найти у этого поэта модель символической поэзии, обращались к «Silentium!», видя в нем теоретическое обоснование поискам символов. Если «мысль изреченная есть ложь» и никаким логическим сочетанием слов, ни в каком определенном образе нельзя адекватно выразить идею, остается единственный путь — «поэзия намеков, символов» — так развивал свою мысль В.Я. Брюсов (Смысл современной поэзии. Избр. соч. М., 1955. Т. 2. С. 325). «Живая речь есть всегда музыка невыразимого; «мысль изреченная есть ложь», — ссылаясь на Тютчева, писал А. Белый (Магия слов. Символизм. М., 1910. С. 429) и заключал: «В слове-символе соединяется «бессловесный» внутренний мир человека с «бессмысленным» внешним миром». В конечном итоге развития этой мысли он сводил лирическое творчество к магическому заклинанию через звукоподражания и образец находил в поэтическом опыте Тютчева.

       SILENTIUM!
                Ф. И. Тютчев

Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и заходят оне
Безмолвно, как звезды в ночи, -
Любуйся ими - и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймет ли он, чем ты живешь?
Мысль изреченная есть ложь -
Взрывая, возмутишь ключи,
Питайся ими - и молчи…
Лишь жить в себе самом умей -
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно-волшебных дум -
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи -
Внимай их пенью - и молчи!..
                1830

    В философском стихотворении Тютчев передает мысль о глубине, сложности, сокровенности и невыразимости внутреннего мира человека. Поэт призывает к молчанию, так как согласно его взглядам будничное, праздное слово искажает важную мысль, форма способна уничтожить содержание. "Мысль изреченная есть ложь", - такой парадокс и афоризм мы выносим из произведения. Чтобы не обесценить, не растратить сокровенное, следует молчать, храня тишину, "жить в себе самом", наслаждаясь глубиной чувств. Ты не сможешь передать свою внутреннюю жизнь в слове при общении с другим человеком, поэтому тот не поймет, "чем ты живёшь": "Как сердцу высказать себя? // Другому как понять тебя?"

   Тютчевскую традицию продолжает поэт Серебряного века Осип Эмильевич Мандельштам.

  SILENTIUM               
                О. Э. Мандельштам

Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.
Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день,
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.
Да обретут мои уста
Первоначальную немОту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!
Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!
                1910
     Афродита - древнегреческая богиня любви и красоты, рождённая около острова Кифера (Кипр) из морской пены и крови оскопленного Кроном Урана.
    Черно-лазоревый сосуд - древнегреческий сосуд с черно-красной росписью.
    "Пены бледная сирень" - метафора, образное выражение.
     "Кристаллическая" нота - эпитет "кристаллическая" употреблен в значении "чистая", "точная".

    Богиня любви и красоты в стихотворении "ещё не родилась" и предстает в первообразе моря: использовано красивое, чувственное олицетворение - "спокойно дышат моря груди". Когда богиня была частью природы, мир был целостным, слитым воедино, хранил "всего живого ненарушаемую связь". Музыка и слово ещё не отделились от гармонии мира. Причем напоминающая саму стихию, легко и естественно льющаяся музыка признана более гармоничной и близкой к природе, чем отмеченное рационализмом, продуманное, а потому более тяжелое слово.

    Герой-поэт готов раствориться в первозданности природы, а потому желает, чтобы его уста приобрели "первоначальную немОту". Следует молчать, чтобы не утратить высоту и святость любви и красоты, обычные слова приведут к упрощению, искажению, профанации, так что человеку может стать стыдно за сказанное: "И, сердце, сердца устыдись, // С первоосновой жизни слито".

   Такое настроение Мандельштама не случайно. В начале 20 века философы и люди искусства ощущали, что пришел кризис цивилизации. Ведь происходил казавшийся страшным переход от природы к технике, а также бурный рост городов, в которых человек был затерян в безликой толпе, одинок и подавлен. Личность все больше утрачивала связь с природными основами и индивидуальность, ощущала себя потерянной и бездомной. Отсюда желание поэта вернуться в природный космос. Только слившись с древней, несущей истину первоосновой, человек мог бы опять обрести себя.

   Теперь наше время, непростое и смутное. И уже даже не начало 21-го века,а его развитие. Как наше настроение может отразиться в поэтических строках особенным образом, используя язык символов? Сможет ли их понять читатель? Найдём ли мы, или хотя бы попытаемся, то слово, которое не нарушит наше молчание на очень больные и скользкие темы, но сможет передать чувства так, что приблизит наши стихи к настоящей поэзии? Ведь именно в сложные времена рождались такие сильные стихи, которые не пропадают во времени! Не так ли?

 ***

    Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не теряйте времени, предаваясь безделью!  Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
     И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

ВНИМАНИЕ!!!

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
  2. Не принимаем на конкурс прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён
  3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
  4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.

   ВНИМАНИЕ: любителям ЛОГАЭДОВ!!! Помните, что логаэд - строгий метр. Ведущая при не соблюдении заданного ритмического рисунка может не принять стихи на конкурс!!!

   Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
  5. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!
______________________

Иллюстрация: художник Дмитрий Фёдоров, ФАРФОРОВАЯ НОЧЬ (аллегория летящей ночи над городом), 40 х 60, оргалит/акрил.  Частная коллекция.

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова