Конкурс на досуге - 161. Задание!

Маллар Ме
 Дорогие друзья! И снова ПЯТНИЦА, и снова здравствуйте!

  "Сегодня я нечаянно открыл Вашу «Историю в рассказах» и поневоле зачитался. Вот как надобно писать!  С глубочайшим почтением и совершенной преданностию честь имею быть, милостивая государыня,  Вашим покорнейшим слугою.
                А. Пушкин. 27 янв. 1837"

   Эти строки А.О. Ишимовой были написаны великим поэтом за пару дней до гибели. Это самая редкая похвала для пишущего. Не так ли? Тогда давайте остановимся и подробнее разберём - а как это так надо писать, чтобы вызвать подобную похвалу у других?   "Чужую ниву" мы в прошлый раз пахали, пришло время взяться за свою!

           Итак объявляется тема 161 конкурса На досуге:

                Viva vox alit plenius

                ЖИВАЯ РЕЧЬ ПИТАЕТ ОБИЛЬНЕЕ
                _____________________________

     "Живая речь питает обильнее", т.е. устно изложенное более успешно усваивается, чем написанное. Почему это можно отнести к поэзии? Потому что известно, поэзия - речь звучащая!

   "Без сомнения, самой подходящей формой для передачи исторических событий будет живой, устный рассказ, потому что только в такой форме история скорее всего может возбудить интерес в учащихся и подействовать на их ум и чувство. Viva vox alit plenius." (ЖМНП, 1908, июль.)
   Вот  почему, видимо, Пушкин зачитавался рассказами Ишимовой. Её рассказы не были сухим изложением, а представляли живую речь, не были оторваны от жизни. В этом лёгкость приятного чтения в удовольствие, которое свидетельствует о таланте автора, способного ТАК писать!
 
  Но обратимся к самой латинской поговорке, к истории её возникновения.

  Выражения viva vox dоcet (с лат. живое слово учит) или viva vox alit plenius (с лат. живая речь питает обильнее) относятся к числу крылатых римских выражений, а их основная составляющая встречается во втором цикле писем Плиния Младшего, относимых исследователями к концу I – началу II века новой эры, но на русский язык эти письма были переведены только в середине XIX века: «Живое слово Наставника, исходящее из глубины души его, нравственно настроенное, и учение, направленное на одну только память, есть лучший проводник к развитию ума и сердца юношей».

   Появление метафоры «живое слово» в русской словесности связано с первым переводом Нового Завета с церковно-славянского на русский язык в начале XIX века, осуществленного Русским библейским обществом (осн. 1813), где этот художественный эпитет представлен и на церковнославянском, и на русском языках. А уже спустя десятилетие эта метафора начинает обживаться и в русской литературе. Впервые этот художественный эпитет к слову применяет М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Молитва», написанном пятнадцатилетним поэтом в 1829 году, и повторяет 10 лет спустя в стихотворении с таким же названием:

    «Есть сила благодатная
    В созвучьи слов живых,
    И дышит непонятная,
    Святая прелесть в них».

    Позднее эту метафору используют в своих стихах и другие поэты XIX века. В 1849 году эту метафору воспевает И.С. Никитин в стихотворении «Монастырь»: «Святых молитв живое слово», а ещё позднее, в 1864 году, Н. П. Огарёв — уже в самом заглавии: «Мой русский стих, живое слово».

   В поэтическом же творчестве других мастеров слова XIX века, таких как В. Жуковский, А. Пушкин, А. Дельвиг, Д. Давыдов, А. Фет, Ф. Тютчев, А. Кольцов эта метафора не обнаруживается. И хотя у А.С. Пушкина встречаются более трех десятков различных эпитетов, но «живое» по отношении к слову поэт поэтов ни разу не употребил в своих творениях. И уже несколько позднее И.С. Тургенев и В.Г. Белинский назвали слова Пушкина живыми.

  На протяжении столетий художественный эпитет Слово живое как метафора не в обиходе в поэзии, видимо  потому, что "Слово" у всех на слуху в связи со Священным Писанием, а вот живая речь... является средством выразительности и способом донесения смысла самого произведения, не только сюжета, если таковой имеется.

  Живая речь — это тот вид речи, который произносится вслух, без использования письменных средств. Она может быть разной по своему темпу, тональности и громкости в зависимости от ситуации и целей, которые стоят перед говорящим. Но, главное, живая речь способна донести до слушателя не только сам факт, но и эмоциональную окраску, что является ключевым элементом взаимодействия между людьми.

   Тем не менее, использование живой речи не всегда просто. Необходимо уметь правильно формулировать свои мысли, учитывать аудиторию и контекст общения. Важно помнить, что живая речь это не только то, что мы говорим, но и как мы это говорим. Поэтому использование интонации, правильной паузы и ударения являются ключевыми навыками, которые должен владеть любой говорящий.

   Кто-то может возразить, а как это можно отнести к стихам, если мы обмениваемся только текстами? Для передачи интонации существуют разные ритмические рисунки, которые позволяют расставить акценты в нужных местах, подчёркивая смысл, а также сама система стихосложения может передавать определённый стиль. Сравните раёшные стихи (в основном имеющие отношение к фольклору) и логаэд (строгий метр). Сравните хорей и размашистый акцентный стих с вольным интервалом между акцентами/иктами. Не потому ли иные стихи западают в душу и их не забудешь, а в других видишь только речевые штампы и определённые распространённые речевые клише. И ЕСЛИ ЖИВОЕ СЛОВО УЧИТ, А ЖИВАЯ РЕЧЬ ПИТАЕТ, поэту важно помнить некоторые принципы из педагогики в отношении передачи живого слова, сформулированные ещё в 19-ом веке:
    1) соответствие науке о языке, (грамотность речи, построения фраз)
    2) речь не обременяет, а заключает в себе легкий, простой и общедоступный способ передачи строя языка и форм языка в живых рассказах и объяснениях, ведётся, возможно, в виде доверительного собеседования,
    3) может заинтересовать читателя и возбудить в нём любовь к родному языку,
    4) включает в себя задачи не только умственного развития, но и нравственно-религиозного и эстетического воспитания, способствующего положительному восприятию, а не наоборот - отталкивающего по своей сути.

  Однако, при всей продуманности, стихи должны быть написаны под вдохновением без кажущегося особого труда, и потому не должны быть вымученными. А вот дальнейшая работа над текстом вполне уместна. И тогда... поэтическое слово станет живым и звучащим, и способной впечатлить тех, кто сам может написать неплохое произведение! И у нас есть такая возможность общения - это наши участники! А пока, приведём Живое поэтическое слово, сказанное до нас:

   ***
            /Николай Огарев/

Мой русский стих, живое слово
Святыни сердца моего,
Как звуки языка родного,
Не тронет сердца твоего.
На буквы чуждые взирая
С улыбкой ясною,- умей,
Их странных форм не понимая,
Понять в них мысль любви моей.
Их звук пройдет в тиши глубокой,
Но я пишу их потому,
Что этот голос одинокой —
Он нужен чувству моему.
И я так рад уединенью:
Мне нужно самому себе
Сказать в словах, подобных пенью,
Как благодарен я тебе —
За мягкость ласки бесконечной;
За то, что с тихой простотой
Почтила ты слезой сердечной,
Твоей сочувственной слезой —
Мое страданье о народе,
Мою любовь к моей стране
И к человеческой свободе…
За все доверие ко мне,
За дружелюбные названья,
За чувство светлой тишины,
За сердце, полное вниманья
И тайной, кроткой глубины.
За то, что нет сокрытых терний
В любви доверчивой твоей,
За то, что мир зари вечерней
Блестит над жизнию моей.

     ***
             /Федор Тютчев/

Теперь тебе не до стихов,
О слово русское, родное!
Созрела жатва, жнец готов,
Настало время неземное…
Ложь воплотилася в булат;
Каким-то божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем…
Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!
Тебе они готовят плен,
Тебе пророчат посрамленье, —
Ты — лучших, будущих времен
Глагол, и жизнь, и просвещенье!
О, в этом испытанье строгом,
В последней, в роковой борьбе,
Не измени же ты себе
И оправдайся перед Богом…
                1854 г.

    ***
          /Фёдор Тютчев/

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется, —
И нам сочувствие дается,
Как нам дается благодать…
             1869 г.

    ***
          /Николай Некрасов/

Мы с тобой бестолковые люди:
Что минута, то вспышка готова!
Облегченье взволнованной груди,
Неразумное, резкое слово.

Говори же, когда ты сердита,
Всё, что душу волнует и мучит!
Будем, друг мой, сердиться открыто:
Легче мир — и скорее наскучит.

Если проза в любви неизбежна,
Так возьмем и с нее долю счастья:
После ссоры так полно, так нежно
Возвращенье любви и участья…
                1851 г.

           ***
      /Константин  Случевский (1837 — 1904)/

ТЫ  НЕ ГОНИСЬ  ЗА  РИФМОЙ  СВОЕНРАВНОЙ
И за поэзией — нелепости оне:
Я их сравню с княгиней Ярославной,
С зарёю плачущей на каменной стене.

Ведь умер князь, и стен не существует,
Да и княгини нет уже давным-давно;
А всё как будто, бедная, тоскует,
И от неё не всё, не всё схоронено.

Но это вздор, обманное созданье!
Слова — не плоть... Из рифм одежд не ткать!
Слова бессильны дать существованье,
Как нет в них также сил на то, чтоб убивать...

Нельзя, нельзя... Однако преисправно
Заря затеплилась; смотрю, стоит стена;
На ней, я вижу, ходит Ярославна,
И плачет, бедная, без устали она.

Сгони её! Довольно ей пророчить!
Уйми все песни, все! Вели им замолчать!
К чему они? Чтобы людей морочить
И нас — то здесь, то там — тревожить и смущать!

Смерть песне, смерть! Пускай не существует!..
Вздор рифмы, вздор стихи! Нелепости оне!..
А Ярославна всё-таки тоскует
В урочный час на каменной стене...
                (опубл. 1898)

         Русский язык
          /Константин Бальмонт/

Язык, великолепный наш язык.
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.

В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу — выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крыше.

Журчание подземного ключа.
Весенний луч, играющий по дверце.
В нем Та, что приняла не взмах меча,
А семь мечей в провидящее сердце.

И снова ровный гул широких вод.
Кукушка. У колодца молодицы.
Зеленый луг. Веселый хоровод.
Канун на небе. В черном — бег зарницы.

Костер бродяг за лесом, на горе,
Про Соловья-разбойника былины.
«Ау!» в лесу. Светляк в ночной поре.
В саду осеннем красный грозд рябины.

Соха и серп с звенящею косой.
Сто зим в зиме. Проворные салазки.
Бежит савраска смирною рысцой.
Летит рысак конем крылатой сказки.

Пастуший рог. Жалейка до зари.
Родимый дом. Тоска острее стали.
Здесь хорошо. А там — смотри, смотри.
Бежим. Летим. Уйдем. Туда. За дали.

Чу, рог другой. В нем бешеный разгул.
Ярит борзых и гончих доезжачий.
Баю-баю. Мой милый. Ты уснул?
Молюсь. Молись. Не вечно неудачи.

Я снаряжу тебя в далекий путь.
Из тесноты идут вразброд дороги.
Как хорошо в чужих краях вздохнуть
О нем — там, в синем — о родном пороге.

Подснежник наш всегда прорвет свой снег.
В размах грозы сцепляются зарницы.
К Царь-граду не ходил ли наш Олег?
Не звал ли в полночь нас полет Жар-птицы?

И ты пойдешь дорогой Ермака,
Пред недругом вскричишь: «Теснее, други!»
Тебя потопит льдяная река,
Но ты в века в ней выплывешь в кольчуге.

Поняв, что речь речного серебра
Не удержать в окованном вертепе,
Пойдешь ты в путь дорогою Петра,
Чтоб брызг морских добросить в лес и в степи.

Гремучим сновиденьем наяву
Ты мысль и мощь сольешь в едином хоре,
Венчая полноводную Неву
С Янтарным морем в вечном договоре.

Ты клад найдешь, которого искал,
Зальешь и запоешь умы и страны.
Не твой ли он, колдующий Байкал,
Где в озере под дном не спят вулканы?

Добросил ты свой гулкий табор-стан,
Свой говор златозвонкий, среброкрылый,
До той черты, где Тихий океан
Заворожил подсолнечные силы.

Ты вскликнул: «Пушкин!» Вот он, светлый бог,
Как радуга над нашим водоемом.
Ты в черный час вместишься в малый вздох.
Но Завтра — встанет! С молнией и громом!
                1924 г.

   Все вышеприведённые стихи написаны более века назад. Слово за нами, поэты... И каким оно будет - живым, возрождающим или просто по сути пустозвоном, а может быть даже убийственным - зависит от нас. О чём бы вы ни написали сегодня - о самом слове, русском языке или о чём-то другом, не забывайте об аллитерации и ассонансах, передающих звучание окружающего мира, который и есть наша жизнь!

***

    Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не теряйте времени!  Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
     И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

ВНИМАНИЕ!!!

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ! Но он должен быть, как и сама система стихосложения, которая должна определяться. Не забывайте о принадлежности жанру. Вне жанра поэзии не бывает.

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
  2. Не принимаем на конкурс прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён
  3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
  4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.
   Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
  5. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!
______________________

Иллюстрация: художник Кулагин Борис Петрович 

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова