Конкурс на досуге - 157. Задание!

Маллар Ме
 Дорогие друзья! И снова ПЯТНИЦА, и снова здравствуйте все сюда приходящие!

  А не поработать ли нам на Досуге над взаимопониманием? Его порой так не хватает. Объявляется тема. Участники обдумывают, вдохновляются и самовыражаются, используя разные приёмы, включая различные средства выразительности. А если в ход пускаются аллегории и символика - это запутывает восприятие и должного ожидаемого эффекта не происходит. Конечно, можно писать не для всех. Читатель должен быть подготовлен... Но иногда это является слабым аргументом для автора. Давайте разбираться, кому интересно...

  Итак объявляется тема 157 конкурса На досуге:

                In sensu strictiori

                В БОЛЕЕ УЗКОМ СМЫСЛЕ
         _________________________________________________

    Если есть в обсуждаемой фразе "более", значит возможно и "менее" или вообще  - в широком смысле. Давайте сравним эти понятия "в широком смысле" и "узком смысле" слова или выражения.

    Широкий смысл — это значение слова или понятия, которое охватывает больше пространства и включает больше объектов или ситуаций. Он включает в себя более широкий диапазон определений, чем узкий смысл.

   Узкий смысл, наоборот, обозначает значение, которое означает только один конкретный объект или ситуацию. В отличие от широкого смысла узкий смысл ограничивает себя конкретным значением, давая описание только этого значения.

 Одним из популярных выражений в русском языке является «в широком смысле». Это значит, что рассматриваемое понятие или определение применяется с учетом многих аспектов, не только ограниченных какими-то рамками. Это выражение используется в различных сферах жизни и имеет множество примеров использования.

 В лингвистике термин «узкий смысл» относится к определенному значению слова или выражения, которое употребляется только в определенном контексте. Это означает, что в других ситуациях слово может иметь другой смысл или не использоваться вовсе.

   Одним из примеров узкого смысла может служить слово «батон». Обычно это слово относится к хлебу в форме длинного цилиндра, который может быть белым или с цельнозерновой мукой. Однако в спортивной жаргоне «батон» означает беговую дистанцию длиной 100 метров. В этом контексте слово «батон» получает узкий смысл.

    Узкий смысл может быть полезен в языке и коммуникации, так как он позволяет точно и конкретно передавать информацию в различных областях, таких как наука, техника и искусство. Однако это может привести к недопониманию и несоответствию смыслов, если слово употребляется в другом контексте. Поэтому важно учитывать контекст, в котором используется слово, чтобы точно понимать его значение.

    Таким образом, узкий смысл является важным понятием в языке и лингвистике, помогающим передавать информацию точно и конкретно, но требующим учета контекста для понимания его значения.

  Итак, для передачи слова в узком смысле всё определяет КОНТЕКСТ. И его должно быть достаточно, чтобы понять о чём ведёт речь автор. А если текст состоит из череды сменяющих друг друга ассоциаций? Успевает ли читатель переключаться от одного образа к другому? Или это становится уже не важно? Сиюминутное впечатление порождает определённые образы, которые могут не совпадать с авторскими. Является ли это авторским замыслом? Не похоже ли наше творчество на некую абстракцию, глядя на которую  мы ловим на себе пытливый взгляд автора картины, выражающий вопрос: "А что Вы поняли?" Иногда зритель может и задать встречный вопрос: "А Вы что-то хотели этим сказать?" Это вызывает улыбку, но увы, кажется, является признаком нашего современного общества. Замутить так, чтобы никто ничего не понял, но при этом побоялся признаться в этом. Или пытаться объяснить так, что наконец и сам понял, к чему всё это было написано.

   Конечно, можно писать на любую тему общими фразами, но так легко удалиться в банальность. А это скучно. Почему нам нравятся некоторые стихи особенно? Потому что они передают  мысль ясно и чётко точным словом. А удачно найденное слово не зависит ли от контекста? Значит, оно имеет узкий, конкретный смысл, и читатель не ломает голову над разночтением. Попробуем найти такие стихи:


       Евгений Евтушенко — Со мною вот что происходит:

                /Белле Ахмадулиной/

Со мною вот что происходит:
ко мне мой старый друг не ходит,
а ходят в мелкой суете
разнообразные не те.
И он
не с теми ходит где-то
и тоже понимает это,
и наш раздор необъясним,
и оба мучимся мы с ним.
Со мною вот что происходит:
совсем не та ко мне приходит,
мне руки на плечи кладёт
и у другой меня крадёт.
А той —
скажите, бога ради,
кому на плечи руки класть?
Та,
у которой я украден,
в отместку тоже станет красть.
Не сразу этим же ответит,
а будет жить с собой в борьбе
и неосознанно наметит
кого-то дальнего себе.
О, сколько
нервных
и недужных,
ненужных связей,
дружб ненужных!
Куда от этого я денусь?!
О, кто-нибудь,
приди,
нарушь
чужих людей соединённость
и разобщённость
близких душ!
*

  Здесь слова "борьба" и "связи" в узком понимании слов. Борьба не за свободу, а с самим собой. Связь не космическая, а отношения между людьми, имеется в виду. И это понятно согласно контексту. Напевность и анафористичность союзов и междометий передаёт напряжение и переживание героя читателю, несомненно. Стихотворение положено на музыку и является, можно сказать, маленьким шедевром.

Попробуем найти более метафоричное и образное:

        Раковина
              /Осип Мандельштам/

Быть может, я тебе не нужен,
Ночь; из пучины мировой,
Как раковина без жемчужин,
Я выброшен на берег твой.

Ты равнодушно волны пенишь
И несговорчиво поешь,
Но ты полюбишь, ты оценишь
Ненужной раковины ложь.

Ты на песок с ней рядом ляжешь,
Оденешь ризою своей,
Ты неразрывно с нею свяжешь
Огромный колокол зыбей,

И хрупкой раковины стены,
Как нежилого сердца дом,
Наполнишь шепотами пены,
Туманом, ветром и дождем...
                1911 год

  Изысканная любовная лирика... Через символы условно передаётся взаимоотношение между двумя личностями. Каждое слово имеет своё конкретное значение, но рисует сюрреалистическую картину, которая является трансформацией жизненных перемен. Песок, раковина, пучина, берег, пена волн, зыби... этот контекст дополняет друг друга и картинка не разрушается. Она цельная. И "нежилого сердца дом" заполняется звуками и оживает. И само стихотворение живое, как сама любовь, которая не умирает...

  Попытаемся сменить жанр, уйдя от любовной лирики...

    ***
                /Иван Куприянов/

    это очень такое дело —
    разговор самого с собой.
    может, море бы и хотело
    остановить прибой.
    может, плитка совсем не хочет
    аккуратно ложиться встык.
    мне всегда говорили, впрочем,
    что привыкну. и я привык.
    не вязанье — а только спицы.
    не напиток — а лишь сосуд.
    так бывает когда не спится —
    мысли сами тебя несут.
    и тогда представляешь вечность,
    ощущая при этом страх.
    остаются простые вещи.
    и царапины на вещах.

   По манере записи и самовыражения сразу понятно - наш современник. Но как точно подобраны слова. Ничего лишнего. Может быть дело в лирике, от первого лица? Тогда приведём ещё одно современного автора:

    ***
                /Виктор Канаев/


    Закрой глаза и думай о собаке,
    О женщине, дороге и пальто,
    О тишине, заползшей в буераки,
    О ельнике, о рыбе под мостом.
    О том, что страха нет, но есть движенье,
    Так ледокол бросается на лёд,
    Что будет каждому последнее сраженье,
    Но это небо всё переживёт –
    Что снегопад – есть праздник урожая
    Жестокой всепрощающей любви,
    И что тебе ничто не угрожает,
    Что жив твой пёс. И ты, дурак, живи.

  Нравится? Не совсем? Напишите лучше, но только чётко и ясно выражая мысль. Поделитесь сокровенным доходчиво и при этом образно, но чтобы рисуемый образ этот не рассыпался и не улетучился в небытие. Напишите "в более узком смысле" или о нём, о "более узком смысле" слов и выражений, которое помогает приходить к взаимопониманию... Напишите.
   
***

    Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не теряйте времени!  Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
     И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

ВНИМАНИЕ!!!

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ расширен (временно до отмены): от 8 до 36 строк!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ!

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
  2. Не принимаем на конкурс прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён
  3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
  4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.
   Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
  5. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!
______________________

Иллюстрация: художник Алексей Равский

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова