Мысли по пересмотру Приключений Электроника. 2023

Зера Черкесова Новеллы
 
 

Илл.кадр из фильма. Взята с сайта Кино-Театр. ру.
https://www.kino-teatr.ru/


Начала нехотя, и не оторвавшись, пересмотрела все три серии "Приключений Электроника". Увлекло, словно в первый раз, хотя пересмотрела с 3 класса школы и до прошлго года - разов ...да десятки раз. Удивительно, но фильм с годами не теряет актуальности, а только прирастает ею! Сейчас он актуальнее и современнее, чем тогда, когда был снят, и еще долго после. Сейчас истинный смысл культового  фильма нашего детсва-отрочества всё явственнее проступает:цифровизация и трансгуманизм за очаровавшей всех нас сказкой о мальчике-роботе, который так хотел стать человеком.

Со стороны сугубой художественности и увлекательности этот фильм не знает себе равных. И саундтрек фильма(музыка, песни) — на века. И всё в нем совершенно, в этом фильме, и плюс неувядаемость на много лет вперёд, что вообще эксклюзивно.  Любопытный факт прочла в Википедии:защищено 18 диссертаций по искусствоведению об этом фильме!

Прочла кое-что о том, где снимался, в каких декорациях и городах, кем стали герои фильма. В основном это уже знала. Но вот о чем подумалось:за столько лет со дня выхода на советские экраны попытки снять продолжение режиссером Бромбергом предпринимались неоднократные(см. Википедию, большая статья о фильме), но каждый раз тщетные. Казалось бы, и разбогатели, и времена изменились, можно снимать свои фильмы, без заказа Гостелерадио СССР, а то, что самим хочется. И актеры были бы счастливы, пригласи их в такой, заранее обречённый на успех, проект.

Но ничего не вышло. Вот эти три серии, и всё.

Мораль:свыше мало что дается человекам. Один-два раза в жизни Большой успех, дай Бог. И не упустить его.

Это и персонажей касается. Кто из ребят, снявшихся в этом культовом фильме, потом стал известным артистом? Ни один. Хотя почти все еще пару раз где-то мелькнули, так что желание вроде бы было у большинства продолжить эту стезю. Но даже единственный, кто получил высшее театральное образование, Василий Скромный(играл Макара Гусева), вскоре сменил профессию на моряка, и в кино не вернулся(может быть, и правильно, не всякому подходит этот путь даже при наличи таланта, а мир и так повидал бороздя моря-океаны, и заходя во все мировые порты). Ни даже девочка Майка, белокурая красотка(вот бы роль Алисы Кэррола ей, вдруг подумалось), что сама попросила режиссера простодушно:"а когда же я буду сниматься в фильме?" Взрослой получила другую специальность. И почти все остальные тоже, кроме, может быть, быть, Оксаны Фандерра, ставшей актрисой, в фильме у нее крохотный эпизод девочки, не верившей в успех рыжего мальчишки Чижикова(но на нем держится всё движение сюжета, на этом мальчике, всюду встревающем проныре). Даже братья-близнецы Торсуевы не пошли по стезе кино, при своей громкой, но быстротечной славе. И они, главные герои фильма потом занимались совсем другими делами, всё больше "ища себя", и в основном в сферах, далеких от кино.
 
Если не считать уже звёздный состав взрослых актеров(Н.Гринько, Е.Никищихина, В.Басов, М.Булгакова, Е.Весник и др), дети-актеры не стали звездами сцены и кино. Может быть, потому что ко времени их взросления ситуация в стране радикально изменилась, фильмов почти не стали снимать.

Иными словами, куй железо, пока горячо. Продолжение надо было снимать сразу, на волне колоссального успеха, когда и ситуация в стране еще была относительно стабильной, и когда ребята еще не стали взрослыми, а лишь слегка старше и можно было писать яркое продолжение приключений и заодно поставить социальные вопросы, снять больше с упором на публицистичность(будущее человечества в мире Цифры и роботизации). А сейчас, согласно Википедии, опять взялись уже другие люди снимать многосерийный сериал продолжений Электроника - неизвестно на основе чего? Что можно повторить из старого "Электроника"? Нельзя войти в одну реку дважды. Это уже будет совсем другое кино.

Да и судьба одного человека. Режиссер Григорий Александров уже не смог повторить свой успех 30-х годов. Пытался снять с Любовью Орловой новые фильмы, но они неизменно оказывались неудачными("Русский сувенир", "Скворец и лира"). Исчезли легкость и кураж, задор и увлеченность, атмосфера того нечто, что не определить словами, тайна успеха произведения и успеха его создателя в определенный период его судьбы когда ему благоволит высшее. Свыше, с небес, а не земные власти только.

Казалось бы. у Александрова опыт, это только в плюс, если уж у Орловой возраст в минус для звезды которая должна быть молодой. Но нет. И старый режиссер утратил божественную лиру, из которой извлекал неземное совершенство и чары. Это дается на период, сколько-то протяженный, и не всякому. Хотя работать надо, надеясь создать великое, всегда верить,  есть успех-нет, просто работать. Остальное свыше.

Ну а по Электронику. Вчера я впервые увидела в нем несколько масонских знаков, но это удовольствие оставляю вам, читатель, не стану спойлерить.

18/05/2023
23ч.

http://stihi.ru/2022/10/08/6633
Ссылки на мои эссе о фильмах, спектаклях.

http://stihi.ru/2023/05/19/76
Мысли по пересмотру Приключений Электроника. 2023г.



https://zera-cherkesov.livejournal.com/459305.html