Конкурс на досуге - 150. Задание!

Маллар Ме
  Дорогие друзья! И снова ПЯТНИЦА, и снова здравствуйте!

    Во время досуга, свободного от обязательных повседневных дел, принято ходить в гости. Вот, представим, мы пришли к старым знакомым или новым, которые невзначай при знакомстве бросили в нашу сторону "Заходите!" И мы, приняв приглашение, уже стоим у калитки. А на калитке вывеска с рисунком собачки "Добегаю до калитки за 5 сек, а ты?" И что делать? Мозг включает воображение, мы начинаем прислушиваться не гремит ли грозное существо типа монстра цепями... И когда нам открывают, удивлению нет предела, навстречу нам выбегает миролюбивое маленькое существо, виляющее хвостом. И что всё это значит? Давайте разбираться, кому интересно...

   Итак объявляется тема 150 конкурса На досуге:

                Cave canem
   
                БЕРЕГИСЬ СОБАКИ
            _____________________
            
      (употребляется и как предостережение вообще).
   
    Найденная при раскопках в Помпеях напольная мозаичная надпись.

    Петроний, "Сатирикон", 29: "Я так отшатнулся, что едва не переломал себе ноги, упав навзничь: налево от входа, около каморки привратника на стене была нарисована огромная цепная собака, а сверху было написано уставными буквами: "cave canem".    

   Самый известный и самый сохранившийся из мертвых городов Древнего мира хранит множество великолепных образов мозаичного искусства, причем как в виде реалистичных картин, являвшихся именно произведением искусства, так и в виде больших напольных мозаик, служивших утилитарным напольным покрытием. С точки зрения художественной стилистики и сюжетов помпейские мозаики представляют собой не только историю древнего искусства, но и предвосхищают развитие искусства в течение следующих тысячелетий. Символизм и реализм, примитивизм и даже сюрреализм — на различных этапах истории города мастера мозаики в Помпеях создали картины на любой вкус и цвет. (Что, в общем, подтверждает расхожее правило: все новое — хорошо забытое старое).

   Многие из наиболее интересных мозаик хранятся сейчас в Национальном Археологическом музее Неаполя. Но и в самих Помпеях можно увидеть необыкновенные картины, выложенные из цветного камня. Во многих композициях поражает тщательность подбора цвета и размер мозаичных элементов — всего несколько миллиметров.

  Один из "хитов" мозаик Помпеев — сторожевая собака. В Помпеях изображение собаки у входа в дом служило чем-то вроде охранного талисмана и предупреждения гостям. Надпись Cave Canem (Бойся собаки) на одном из них стала нарицательным обозначением таких изображений. Большинство сторожевых псов выполнено в черно-белой гамме — охраняющий дом пес обычно выложен мелкими черными кубиками на светлом фоне. Размеры и сюжеты мозаик с собаками индивидуальны — встречаются крупные и весьма реалистичные псы, а также более мелкие и скорее обозначенными, нежели детально прорисованные. Свирепые и настороженные собаки более характерны, но на некоторых стражи мирно свернулись клубочком и спят.

    В древней мифологии есть один очень выраженный образ сторожевой собаки — это цербер, охраняющий вход в иной мир. Кто знает, может, изображая собаку на входе, жители Помпеи надеялись, что она защитит их от бед и невзгод внешнего мира и сохранит мир и спокойствие в доме? Жаль, что прекрасные мозаики в конечном счете не выполнили этого предназначения.

   Цепной пес с надписью(вы видите выше на фото), предупреждающий всех, кто переступает порог Домуса Поэта-Трагика в Помпеях, уникальная мозаика, выполненная с особой точностью и вниманием к деталям, стала одной из наиболее часто копируемых древнеримских мозаик в мире. К сожалению, этот шедевр еще всего несколько месяцев назад продолжал портиться из-за инфильтрации в материал влажности, грязи и запущенности, находясь в состоянии удручающей деградации.  Сегодня эта мозаика возвращена взглядам посетителей, которые стекаются в Помпеи, несмотря на летнюю жару, почти в первозданном виде после реставрации и, что особенно важно, установки прозрачной панели, которая защищает ее, но в то же время не скрывает от осмотра.

  Но вернёмся к самому выражению, ставшим уже латинским фразеологизмом, хотя подобные надписи на калитках до сих пор встречаются повсеместно.

Сравним с другими выражениями:

"будь осторожен, внимателен"
               или
"остерегайся врага, будь он хоть с муравья".

    Интересно, что почти одновременно с гибелью Помпеи (79 год н.э.) подобная фраза была использована в Библии, в послании ап. Павла Филиппийцам, 3 глава 2 стих переводится как «берегитесь собак»  в Библии короля Иакова и многих других изданиях. 
   В Синодальном переводе фраза полностью звучит так: "Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания"

  Это часто интерпретируется как эвфемизм: плохие люди описывались как собаки в ряде других библейских отрывков.
 И действительно, есть мнение, что бояться больше всего надо людей, имеющих звериную натуру. Недаром и басни более доходчиво передают мораль через характеры различных животных, в которых люди узнают знакомые человеческие качества. Лиса - хитрость, медведь - невежа и т.д.

   Фразеологизм   Cave canem имеет предупреждающий характер.
 Но есть и русский фразеологизм, сходный в более широком понимании с  Cave canem:

 - ДЕРЖАТЬ УШКИ НА МАКУШКЕ

  В нашем современном языковом сознании это выражение — ушки на макушке, держать ушки на макушке — означает «быть начеку, быть внимательным и готовым к чему-либо непредвиденному или неожиданному».

Все мы помним строки М. Ю. Лермонтова из стихотворения «Бородино»:

У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.

    Можно привести и другие примеры на употребление этого выражения в русской литературе. И все их мы понимаем именно так: «быть начеку». Однако известный советский языковед В. И. Чернышев относил это выражение к числу таких речевых оборотов, которые были переосмыслены на протяжении своей долгой жизни в языке.

    Сейчас, действительно, держать ушки на макушке означает «быть особенно внимательным». Так истолковано это выражение уже более ста лет назад и в знаменитом Словаре В. И. Даля. Но в народном языке оно значит или по крайней мере значило также «испытывать большую радость». И это неожиданно! Не правда ли?

   В подтверждение этому В. И. Чернышев приводил пример из романа И. А. Гончарова «Обыкновенная история». Там есть такие строки: «Я уже с матерью за кофеем разговорилась, да шутя и забросила словечко: у ней, кажется, и ушки на макушке от радости». В. И. Чернышев считал, что и в лермонтовском стихотворении «Бородино» строка «У наших ушки на макушке!» означает именно выражение радости, радости воинов перед предстоящей битвой. И действительно, если взять предшествующие строки стихотворения, то в них сначала выражена горечь по поводу длительного отступления русской армии перед захватчиком:

Мы долго молча отступали,
Досадно было, боя ждали,

А следующая строфа содержит полную смену настроения:

И вот нашли большое поле:
Есть разгуляться где на воле!
У наших ушки на макушке!

    Действительно, это можно понять скорее как солдатскую радость после долгого отступления и накануне решающей битвы.

   Такое толкование вполне согласуется с общим содержанием стихотворения. А переосмысление фразеологизмов в истории языка — явление довольно распространенное.

   И это даёт дополнительный простор для фантазии и самовыражения!

  Есть ещё интересная интерпретация представленной темы - быть внимательным, собранным. "Предупреждён, значит вооружён", чтобы не спасовать перед внезапной сменой обстоятельств. Быть готовым. К чему? И как? Возможно,  у вас уже появились соображения на этот счёт, а пока приведём стихи известных поэтов на эту и близкую тему:

          ОГРОМНЫЙ СОБАЧИЙ СЕКРЕТ   /Юнна Мориц/

            Собака бывает кусачей
            Только от жизни собачьей,
            Только от жизни собачьей
            Собака бывает кусачей!

            Собака хватает
            Зубами за пятку,
            Собака съедает
            Гражданку Лошадку
            И с ней гражданина Кота,
            Когда проживает
            Собака не в будке,
            Когда у неё завывает
            В желудке,
            И каждому ясно,
            Что эта собака -
            Кру-у-у-глая сирота.

            Никто не хватает
            Зубами за пятку,
            Никто не съедает
            Гражданку Лошадку
            И с ней гражданина Кота,
            Когда у собаки
            Есть будка и миска,
            Ошейник, луна
            И в желудке сосиска.
            И каждому ясно,
            Что эта собака -
            Не круглая сирота!

            Собака несчастная -
            Очень опасна,
            Ведь ей не везёт
            В этой жизни
            Ужасно,
            Ужасно, как ей не везёт!
            Поэтому лает она,
            Как собака.
            Поэтому злая она,
            Как собака.
            И каждому ясно,
            Что эта собака
            Всех без разбору
            Грызёт!

            Прекрасна собака,
            Сидящая в будке!
            У ней расцветают в душе
            Незабудки,
            В желудке играет кларнет!
            Но шутки
            С бродячей собакой бездомной
            Опасны, особенно
            Полночью тёмной, -
            Вот самый собачий,
            Вот самый огромный,
            Огромный Собачий Секрет!

            Собака бывает кусачей
            Только от жизни собачьей,
            Только от жизни собачьей
            Собака бывает кусачей!


           ***
              /Эдуард Асадов/

Когда мне встречается в людях дурное,
То долгое время я верить стараюсь,
Что это скорее всего напускное,
Что это случайность. И я ошибаюсь.

И, мыслям подобным ища подтвержденья,
Стремлюсь я поверить, забыв про укор,
Что лжец, может, просто большой фантазер,
А хам, он, наверно, такой от смущенья.

Что сплетник, шагнувший ко мне на порог,
Возможно, по глупости разболтался,
А друг, что однажды в беде не помог,
Не предал, а просто тогда растерялся.

Я вовсе не прячусь от бед под крыло.
Иными тут мерками следует мерить.
Ужасно не хочется верить во зло,
И в подлость ужасно не хочется верить!

Поэтому, встретив нечестных и злых,
Нередко стараешься волей-неволей
В душе своей словно бы выправить их
И попросту «отредактировать», что ли!

Но факты и время отнюдь не пустяк.
И сколько порой ни насилуешь душу,
А гниль все равно невозможно никак
Ни спрятать, ни скрыть, как ослиные уши.

Ведь злого, признаться, мне в жизни моей
Не так уж и мало встречать доводилось.
И сколько хороших надежд поразбилось,
И сколько вот так потерял я друзей!

И все же, и все же я верить не брошу,
Что надо в начале любого пути
С хорошей, с хорошей и только с хорошей,
С доверчивой меркою к людям идти!

Пусть будут ошибки (такое не просто),
Но как же ты будешь безудержно рад,
Когда эта мерка придется по росту
Тому, с кем ты станешь богаче стократ!

Пусть циники жалко бормочут, как дети,
Что, дескать, непрочная штука — сердца…
Не верю! Живут, существуют на свете
И дружба навек, и любовь до конца!

И сердце твердит мне: ищи же и действуй.
Но только одно не забудь наперед:
Ты сам своей мерке большой соответствуй,
И все остальное, увидишь,- придет!

          Важный совет
                /Сергей Михалков/

Нельзя воспитывать щенков
Посредством крика и пинков.

Щенок, воспитанный пинком,
Не будет преданным щенком.

Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!


          О собаках
                /Николай Рубцов/
 
Не могу я видеть без грусти
Ежедневных собачьих драк, —
В этом маленьком захолустье
Поразительно много Собак!
Есть мордастые — всякой масти!
Есть поджарые — всех тонов!
Только тронь — разорвут на части
Иль оставят вмиг без штанов.
Говорю о том не для смеху,
Я однажды подумал так:
Да! Собака — друг человеку.
Одному,
А другому — враг…


       Бульдог и таксик
             /Даниил Хармс/

Над косточкой сидит бульдог,
Привязанный к столбу.
Подходит таксик маленький,
С морщинками на лбу.
«Послушайте, бульдог, бульдог!-
Сказал незваный гость.-
Позвольте мне, бульдог, бульдог,
Докушать эту кость».

Рычит бульдог на таксика:
«Не дам вам ничего!»
Бежит бульдог за таксиком,
А таксик от него.

Бегут они вокруг столба.
Как лев, бульдог рычит.
И цепь стучит вокруг столба,
Вокруг столба стучит.

Теперь бульдогу косточку
Не взять уже никак.
А таксик, взявши косточку,
Сказал бульдогу так:
«Пора мне на свидание,
Уж восемь без пяти.
Как поздно! До свидания!
Сидите на цепи!»
   
   Уверены, и вам найдётся, что сказать о собаках ли, охраняющих дом, о не прошенных гостях или ещё о чём, когда надо быть настороже и начеку, держа ушки на макушке!  Собачья тема. Слово за вами...

***

    Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не теряйте времени!  Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
     И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ: от 8 до 30 (+2 в крайнем случае) строки!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ!

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
  2. Не принимаем на конкурс прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён
  3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
  4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.
   Любители верлибра и стихов в прозе! Выбирая сложнейшие формы стихосложения, помните, что к ним гораздо больше требований, чем это кажется на первый взгляд. Ни в коем случае частичное отсутствие формы и рифмы не может быть оправданием элементарного отсутствия работы над текстом.
  5. Ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты из 4 строк, плюс сноска на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!

Иллюстрация: напольная мозаика у порога Домуса Поэта-Трагика в Помпеях.

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова