Конкурс на досуге - 141. Задание!

Маллар Ме
 Дорогие друзья! И снова здравствуйте!

  Насколько стало открытым общение! Кажется, невозможно ничего скрыть в тайне в наш информационный век. Но если что открыл, обратно не вернёшь, это точно. Как-то мы уже ловили вдохновение сидя "под розой". Помните? А ведь для поэта, действительно, важен доверительный разговор с предполагаемым понимающим собеседником. А как без этого раскрыть сердце, отвести, как говорится, душу? И в прошлые времена любили откровенничать, писать друг другу послания, передавать их через третьих лиц. При личной встрече  подавались друг другу тайные знаки незаметно от других. А в посланиях такого рода, они делали приписку, которая стала известной поговоркой. Какой? Полюбопытствуйте...

   Итак объявляется тема 141 конкурса На досуге:

                Tibi et igni -

            ТЕБЕ И ОГНЮ  / т. е. "прочти и сожги"
           ______________________________
      
                /латинская поговорка/

   Часто поэты просят их не отождествлять со своими лирическими героями. Иначе они дают повод раскрывать о себе лишнюю информацию. Но при любой фантазии автор выдаёт свои чувства и отношение к чему-либо. Хотя может после заверять, что это вовсе не о нём, и он сам другого мнения, и на самом деле в жизни совсем другой. Но бывает и наоборот, такие фантазёры, что диву даёшься. Для поэзии эпистолярный жанр послания, имеющий форму обращения, не единственный для откровения и раскрытия тайн, каких бы там ни было. А там, где тайна, скучно не бывает. Поэтому жанр баллады так привлекателен. Сегодня он имеет своё продолжение в мистике с трагическими элементами, а также фэнтези. Хотя последнее на любителя. Любовный жанр - это особое откровение, а у нас на дворе март! Он тоже может навеять порыв чувств и расположить к откровению и особому раскрытию чувств, насыщенных фантазией, откровением, не исключая воспоминаний о былом. А каждому есть, что вспомнить. Не так ли?

   Но обратимся к нашей поговорке... Огонь способен уничтожить, сжечь дотла. Есть устойчивое русское выражение "предать огню": 
    "Кстати, прошу тебя моего манускрипта никому не читать и предать его огню: он так несовершенен, так нечист" (Грибоедов. Письмо С. Н. Бегичеву, июнь 1824).

    Тема огня очень глубока, широка и символична. При любом откровении наступает необходимость остановиться. И это есть тот кульминационный момент, после которого уже не имеет смысл продолжать что либо. Для поэтического произведения он очень важен, как завершение. Если не наступает яркого запоминающегося заключения, многое теряется и приводит читателя к разочарованию. Поэтому предать огню, скорее всего подразумевает для нас остановка в нужном месте. Прочитал и закрыл. Забудешь ли? Это зависит от вас, насколько удалось завоевать своего читателя.

  Приведём далее некоторые афоризмы о тайнах и секретах, об отношении к ним, и какими они  могут быть. Обратите внимание, что в некоторых речь идёт об огне или горящем угле, конечно, обращается внимание на осторожность:

 - Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.  /Сократ/
 - Не звени ключами от тайн. /Станислав Ежи Лец/
 - Лучше всего хранятся в тайне секреты, которые никого не интересуют. /Кармен Сильва/
 - Если секрет знают больше, чем двое, это уже не секрет. /Агата Кристи/
 - Не говори своему другу того, что не должен знать твой враг. /Артур Шопенгауэр/
 - Тайна существует только для того, чтобы быть раскрытой, чтобы выдать самое себя. /Жиль Делез
 - Если нет любопытства, тайна потеряла свое значение. Подробнее… /Хайнц Кёрбер/
 - Все любят разгадывать других, но никто не любит быть разгаданным. /Франсуа де Ларошфуко/
 - Из мудрых никто не осмелится на следующие три вещи: к царям приближаться, пить яд для пробы, вверять тайну женщине. /Иоанн Дамаскин/
 - Если ты тайну узнал, запечатай молчанием губы, Ибо сокровищ важней речи иные беречь.  /Лукиан/
 - В мире нет ничего таинственного. Тайна — это наши глаза. /Элизабет Боуэн/
 - Чем больше скрытничаешь, тем больше даешь пищу для разных нелепых слухов, которые в десять раз хуже истины.  /Сомерсет Моэм/
 - Познать — значит наткнуться на какую-то тайну.  /Карел Чапек/
***

  Есть на нашем сайте страничка автора, которая не заходила на неё около 10 лет. На ней опубликовано интересное стихотворение, названием которого служит наша латинская поговорка:

Tibi et igni      /Ева Озаровская/
http://stihi.ru/2013/06/30/5642

Опять срываюсь на стихи, на письма (коим счёт не мерен):
так, в плач ударившись, Рахиль глаза свои поднять не смела,
неистово бунтуя с Тем, Кто отмерял скупое время;
так с неизбежностью вестей к тебе моё стихотворенье:
оно не вместит всей тоски немыслимой и бессловесной,
которой и произнести не смею вовсе вслух. Но если
взглянуть иначе на него, не с тем презрением, что критик,
прочтя, вердикт оставит свой:
неточность рифм, нечёткость ритма;
а так, как смотрит на дитя родная мать, от боли корчась
до смертных судорог в локтях; а так, как вдаль взирает кормчий,
пытаясь тщетно отыскать клочок земли обетованной.
…и тут прислушайся: тоска, как детский плач из-под завала
неточных рифм (да, критик прав – не оправдать и не оспорить);
она, как тонущий корабль, нашедший под собой опору
в квадрате белого листа, исписанного мною наспех:
«любви не чают без креста, стихов не чают без…» - крест-на-крест!
Срываюсь, дав обет молчать и сразу же его нарушив.
Волчицей, прячущей волчат и грудью рвущейся на ружья,
кажусь  себе. Но видит Бог, мне никогда не поскупиться
на крест по имени Любовь, на неотправленные письма,
которым счёта нет, как ни
стараюсь подвести итог им, -
так в длинных тамбурах больниц больной отсчитывает сроки,
и взглядом провожает тех, кого уже коснулась Вечность;
и, наконец, смирившись с тем, что время, в сущности, не лечит,
он смерти ждёт, как ждут врача, больные скарлатиной дети:
в их лихорадочных речах никто не ищет слов о смерти.
…и я платком стирала пот со лба болезного ребёнка,
и звонко ударялась в пол с волос упавшая гребёнка;
и я клялась самой себе, приняв, как горькое лекарство,
тоску, покорной быть судьбе и от стихов не зарекаться.
***

 В ответе на рецензию автор признаётся, что "рукописи не горят", поэтому предать огню этот текст  невозможно... Чему мы и видим подтверждение.

  О тайнах, сладких грёзах, написано немало русскими поэтами классиками:

  Валерий Брюсов "Снова, с тайной благодарностью..."
              Что устоит перед дыханьем
              И первой встречею весны!
                /Ф. Тютчев/

Снова, с тайной благодарностью,
Глубоко дышу коварностью
В сердце льющейся весны,
Счастье тихое предчувствую,
И живой душой сопутствую
Птицам в далях вышины.

Снова будут сны и радости!
Разольются в поле сладости
Красных кашек, свежих трав.
Слух занежу в вешней прелести,
В шуме мошек, в легком шелесте
Вновь проснувшихся дубрав.

Снова ночи обнаженные
Заглядятся в воды сонные,
Чтоб зардеться на заре.
Тучка тонкая привесится
К золотому рогу месяца,
Будет таять в серебре.

Эти веянья и таянья,
Эти млеянья и чаянья,
Этот милый майский шум, —
Увлекая к беспредельности,
Возвращают тайну цельности
Снов и мира, слов и дум…

1911

  Федор Тютчев    "Как неразгаданная тайна"

Как неразгаданная тайна,
Живая прелесть дышит в ней —
Мы смотрим с трепетом тревожным
На тихий свет ее очей.

Земное ль в ней очарованье,
Иль неземная благодать?
Душа хотела б ей молиться,
А сердце рвется обожать…

          Людмила Вилькина "Освобождение"

Я не любви ищу, но лёгкой тайны.
Неправды мил мне вкрадчивый привет.
Моей любви приюта в жизни нет,
Обман во мне — и жажда лёгкой тайны.
Обман — знак божества необычайный,
Надежда на несбыточный ответ.
Тот победит, кто в панцирь лжи одет,
А правда — щит раба, покров случайный.
Болезнью правды я как все страдала.
Как мерзкий червь я ползала в толпе.
Среди людей, на жизненной тропе
Она меня, свободную, сковала!
Теперь передо мной широкий путь:
Прославить ложь! от правды отдохнуть!
***

     "Двадцать первое. Ночь. Понедельник..."
             Анна Андреевна Ахматова

Двадцать первое. Ночь. Понедельник.
Очертанья столицы во мгле.
Сочинил же какой-то бездельник,
Что бывает любовь на земле.

И от лености или со скуки
Все поверили, так и живут:
Ждут свиданий, боятся разлуки
И любовные песни поют.
***
   
  Друзья, давайте представим себе что-нибудь такое, что при передаче можно в конце приписать "Tibi et igni". Или можно поведать о тайнах вообще, о их роли в нашей жизни, в нашем творчестве. Куда без них...
    _________

    Итак, дерзайте, друзья! Пишите! Не теряйте времени!  Вы находитесь среди тех, кто по достоинству способен оценить всё, что напишут! А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов, если, конечно, попросите о них.

***
   Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
И ещё... помните, что работа над текстом с помощью подсказок друзей - это творческий процесс! Сегодня пусть много исправлений, а завтра кому-то будет легче написать сразу хорошо и ярко! Поможем друг другу без осуждения.
_________________________________

 Итак, стихи  принимаются  согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894

   Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ: от 8 до 30 (+2 в крайнем случае) строки!!!
   6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ!

    ВНИМАНИЕ! НЕКОТОРЫЕ дополнительные ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ПРИЁМУ КОНКУРСНЫХ РАБОТ:

  1. Не будут приниматься стихи, разжигающие межнациональную и религиозную рознь, согласно правилам по сноске выше!   Уточняем: никаких призывов к насилию и ненависти по политическим соображениям. И ещё... не будут приняты на конкурс стихи, где иносказание и образный язык символов не скрывает всё, перечисленное в этом пункте, особенно злобную критику существующей власти. Ведущая самостоятельно выносит решение по этому вопросу без лишних пояснений, но постарается предупредить до начала голосования, если текст не отвечает требованиям по этому вопросу (ради сохранения взаимопонимания в нашем проекте)
  2. Не принимаем на конкурс прямые посвящения конкретным лицам с указанием имён
  3. Не принимаем стихи с упоминанием сайта Стихи.ру и с намёком на получение конкурсного задания в нашем проекте.(Стихи-однодневки не наша цель)
  4. Не принимаются стихи, откровенно слабые с точки зрения технического исполнения и недоработанные (к примеру, отсутствует рифма там, где ожидается, грубые сбои ритма и другие явные слабые стороны, которые мешают восприятию написанного, чтобы выявить достоинства) Конкурс Блиц по выявлению достоинств, а не недостатков!!! Поэтому первое обязательно должно быть в наличии.
  5. ВНИМАНИЕ! НОВОЕ!!! Вводится ограничение на объём эпиграфа - не более одной цитаты и 4 строк, включая сноску на авторство!!!

   Обязательно ознакомьтесь и с другими правилами по сноске! Сроки сжатые!
 
   Напоминаем, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса -  вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!

 Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!

 Можете редактировать свои тексты. В этом процессе любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами  - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!

 Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!

    ВНИМАНИЕ!  Приём работ до 24.00 субботы!!!  Но по просьбе можем продлить. У нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить, поддержать или даже высказать своё восхищение!

Иллюстрация: художник William Verplanck Birney

Ведущая и автор проекта: Татьяна Игнатова