Выбор Юлии Долгановских по зимнему лонгу

Литературный Фестиваль Рунета
Ненависть деструктивна
Любовь требует формы

Как трудно творить
На столе разоренной планеты, –

написал Владимир Бурич, и я многажды за последние дни повторила про себя эту – не побоюсь слова – мантру.  Эта итерация, это расчёсывание больного до крови подменяет необходимость принятия решения о возможности продолжать говорить поэтическим языком, преодолевая закономерное в текущей ситуации чувство собственной малости, ничтожности перед лицом происходящего. И уж тем более, находясь в точке перелома, испытываешь сомнения в своем праве говорить о стихах, написанных другими. Тем не менее, с большой благодарностью и уважением к пригласившей меня площадке, я прочитала представленный лонг-лист зимнего конкурса и сделала выбор. Уровень текстов мне показался очень достойным, выбор делался по принципу, сформулированному опять-таки Владимиром Буричем: «Трубач ушёл с окровавленными губами»,  с оглядкой на академический подход, включающий в себя анализ вневербальной (культура, эстетика, духовность), паравербальной (единицы поэтического дискурса) и вербальной (собственно языковой) сфер стихотворения.

5. Исхаков Алексей, «Ламеллофон»   
http://stihi.ru/2022/01/10/4138

Я прикладывал голову к медному вкусу варгана,
пропускал через челюсти ток переменного звука,
наблюдал, как неровно мерцающим
телеэкраном
резонирует память, фрагменты сменяют друг друга.

Резонирует озеро - тайна, заросшая детством,
золотая кокарда на пыльной отцовской фуражке,
расписание главных уроков, ещё неизвестных,
в парафиновом сне обесточенной малоэтажки.
Резонируют пятна на карте, белея до блеска,
пьедестал территории, где побеждал понемножку.
Металлический путь, что натянут настойчивой леской,
резонирует вместе с вагонами, чаем и ложкой.

Растеряв измерения, время становится плоским.
Параллели, касаясь друг друга в изящном изломе,
резонируют. Сочные звёзды в туманности мозга
распускаются, не соблюдая погодных условий.

13. Елена Севрюгина, «Быт переходит в инобытие»
http://stihi.ru/2023/01/18/6054

быт переходит в инобытие
ты знак даёшь из памяти моей;
биением часов шуршаньем мыши
и в час когда стирается бельё
и кухонное царствие моё
шумит то даже в нём тебя я слышу
в своём мирке мечтаю о другом
так проще примириться с утюгом
с горой посуды ржавчиной и пылью
и скоро жирных пятен острова
прошепчут мне сакральные слова
пока размеренные капли не забыли
отстукивать твой ритм твой шаг... весна
на улице... как лесенка лесна
как пена пенится и кружево кружится
и клонит в тихий сон случайный чай
и в мире невозможно заскучать
когда он сам на музыку ложится
ну а пока зовут издалека
то чайник то гладильная доска
то из-под крана тусклая река...
то пены голубые облака
то кара-кумы сахара-песка
и жизнь легка
и вечером легка
на утомленном лбу моем рука
твоя рука...

18. Сергей Пагын, «Эту пчелу нам уже не спасти»
http://stihi.ru/2022/10/29/2309

Эту пчелу нам уже не спасти -
хоть подержи её в тёплой горсти,
хоть подыши на неё…
Так утомилась, что еле ползёт,
с жалом бессильным меж листьев несёт
стылое сердце своё.

Есть ли у пчёл ослепительный рай,
в липах цветущих, в подсолнухах край,
где не кончается лето?

Чистая радость – нектар да пыльца,
и вознесённые руки отца,
рамку держащие света.

21. Марина Чиркова, «дерево и река»
http://stihi.ru/2023/01/26/4477

речь это дерево и река,
речитатив "бормочи пока",
речь это чёт и нечет,
м(учит), а хочет - лечит.

выпей воды раскалённым ртом:
где облетишь, поплывёшь листом,
лодочкой для кузнечика.
мимо чего? прилечь и -
над глухотой или надо прочь,
речь неразборчива (дочь и ночь),
очередь к водопою.
жди, чем тебя укроют.
речь недоверчива из теней,
дупел, пр(орех) и очей огней,
чей этот чёртов хищник?
чай, не тебя ли ищет?

речь это корень чужих чудес,
долго молчи (бесконечный лес),
ключ потеряй навечно
и возвращайся - речью...

23. Ольга Домрачева, «горностай»
http://stihi.ru/2021/01/01/399
1.
отболели на небе царапины птичьих стай.
но живучий, как голод осени, горностай.
с каждым днём все шустрее да злее
за тобой он идёт по следу -
скудный выбор, прячься ли убегай.
2.
белый пре-красен, нежен, да тонок свет.
вишня горела, сейчас же ее скелет
за окном телесами снежными обрастает.
лающий ветер. свежий крадется след -
через поребрик времени  - горностая.
3.
так:
на ладонях царапины птичьих стай
выгорают, сужаясь со всех сторон.
зависает в воздухе горностай –
ветер потерь - исконное обретай,
через туманность слов, немоту имён

27. Александра Инина, «По трещине»
http://stihi.ru/2011/10/20/9479

По трещине в камне течет время
По трещине в потолке течет время
Все длиннее и глубже линия сердца
Все полноводнее

============================
О нашем эксперте:

Юлия Долгановских
http://stihi.ru/avtor/smaila
Поэт. Родилась в 1975 году в Свердловске. Окончила Уральскую академию государственной службы по специальности «государственное и муниципальное управление» и Уральский государственный университет им. А.М. Горького по специальности «психология».
Автор двух книг стихов. Стихи публиковались в журналах «Урал», Prosodia, «Белый ворон», «Южное сияние», «Новая реальность», «Казань», «Начало века», «Литературный Иерусалим», альманахах «Паровозъ», «Вещество», Антологии современной уральской поэзии (т. 4), «Литературной газете», интернет-изданиях «45 параллель», «Сетевая словесность», «Фабрика литературы», «Формаслов» и т. д.
Живёт в Екатеринбурге.