По конкурсу - Ветер

Творческая Мастерская Алкоры
http://stihi.ru/2022/12/23/2691 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2023/02/03/3609 - Итоги конкурса

Итак, настало время оценить произведения, присланные на зачетный конкурс "Ветер". Их было много - 67, включая и стихи нашей судейской команды. Зачетный конкурс потому так и называется, что на нем хочется увидеть действительно отличную  поэзию, стихи, отобранные из числа большого количества произведений, которые можно  назвать мастерскими: написанные прекрасным литературным и поэтическим языком и грамотно по технике исполнения. Команду, судившую этот конкурс (ту его часть, что не захотела стать участником) я просила оценивать стихи с той же степенью строгости, как и наши летние "Мастер классы".

Напомню, в чем в этот раз состояло конкурсное задание. Требовались стихи, в которых одним из важных действующих лиц или значимых деталей описания является ветер или его разновидности (метель, буря, вьюга и т.п.). Причем, ветер может пониматься в стихах не только буквально - как явление, но и в переносном значении, например, как вестник перемен или еще каким-то особым образом. Важно не просто наличие слова «ветер» в тексте стихотворения, а именно его роль в тексте стихов: разные ипостаси ветра должны быть в содержании значимыми деталями.
 
Далеко не во всех принятых мною стихах ветер  играл роль главного персонажа или важной для раскрытия темы стихов детали, часто он просто упоминался. Но я не стала к этому особо придираться. Задачей данного конкурса были не способы раскрытия темы ветра, а язык стихов. Хотелось посмотреть, насколько наши поэты - частые посетители Творческой Мастерской, овладели не только правильным ЛИТЕРАТУРНЫМ языком (а это необходимое условие для произведений любого конкурса ТМА!), но и ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧЬЮ. Какие выразительные средства языка они используют в своих стихах и все ли авторы их вообще использовали? Какие интересные тропы применили и применили ли их к месту и по назначению? Насколько мелодична, легка для прочтения и адекватна содержанию ритмика стихов и встречаются ли в тексте  к месту и со вкусом использованные  элементы «ультра си» -  фигуры речи: фразеологизмы, литературные цитаты, оксюмороны и каламбуры? Все эти поэтические приемы за 11 лет существования нашей Творческой Мастерской уже были описаны мною в статьях Мастерской и многие из них опробованы в специальных учебных конкурсах на конкретных примерах стихов участников.

Кстати, я хорошо помню стихи многих наших участников, когда-то пришедших на страничку ТМА дилетантами и новичками, а сейчас уже полностью овладевшие легким и выразительным языком поэзии и заслуженно ставшие лауреатами конкурсов сайта. Всегда радуюсь хорошо знакомым мне авторским Никам - и их успехам, и тем, что эти авторы по-прежнему приходят на наши конкурсы со своими новыми творениями!

Напомню еще один  фрагмент конкурсного задания, исходя из которого я буду далее показывать вам лучшее из того, что прислали на конкурс "Ветер":

«... покажите в этом конкурсе ваше владение поэтическими средствами языка - тропами и фигурами речи, которые мы уже изучали в наших предыдущих конкурсах. Примените в стихах хотя бы одну авторскую (вашу, а не банальный повтор известных) метафору, сравнение или гиперболу (литоту). Или хотя бы один, но к месту использованный оксюморон,  или какой-нибудь троп комического жанра (сарказм, ирония, каламбур). Отличным дополнением к вашим стихам может также стать и уместное использование в тексте фразеологизма, а возможно даже и неологизма (с последним - особенно осторожно!). Не стоит перебарщивать с тропами: они в стихах не самоцель, а помощники в передаче содержания стихов. Словом - любые ваши приобретения и находки художественного стихосложения будут интересны, если стихи не банальны, не впадают в крайности при использовании выразительных средств языка и написаны в едином стиле и  с хорошим авторским вкусом».

А теперь почитаем стихи и оценим их поэтический язык:

******************************************************

2. А СНЕГ ИСКРИТСЯ. РУСАКОВ ГРИГОРИЙ

Серебрится на ветках первый пушистый снег,
опускается белым пухом, летя с небес.
Почему получилось так, что сказала: "Нет!"
Почему не бывает в жизни простых чудес?

А на улице тихо, снова пришла зима,
покрывалом накрыла землю, убрав листву.
Не пойму, но осталась просьба моя - нема,
и я вновь, обращаясь к небу, метель зову.

Пусть она заметёт остатки твоих обид,
и цепочку моих следов уходящих в ночь,
пусть разбитое сердце только моё болит,
ну а я попрошу погоду тебе помочь.

Унесёт далеко несчастья на край земли,
разорвёт их в лохмотья ветер пускай шальной,
чтоб весной ручейками с талой водой ушли
и настал долгожданный мир и в душе покой.

Пролетают снежинки, нежно касаясь глаз,
растворяются тихо, тая скупой слезой,
разгорается винно-жёлтый луны топаз
и искрит под ногами яркий ковёр цветной...

Стихи , написанные строчным логаэдом из стоп анапеста и ямба 001 001 01 001 01 , красивым поэтическим языком, где особенно впечатлили  образы:  "заметёт остатки твоих обид, и цепочку моих следов уходящих в ночь", "разгорается винно-жёлтый луны топаз и искрит под ногами яркий ковёр цветной"*.

*Здесь и далее в произведениях участников я выделяю те тропы, которые показались мне небанальными - открывающими  новый интересный взгляд на описываемое, не повторяя всем известное и очевидное.

3. ВЕТЕР. МИЛА АНДАНТЕ   

Капель звон по стеклу на рассвете,
Как звучание призрачных струн.
Может быть, нашептал это ветер –
Бесшабашный мальчишка шалун?

Мимолётом, скитаясь по свету,
На окне он устроил привал,
О таинственных странах поведал,
На Эоловой арфе сыграл…

Насвистел мне две польки, три вальса
И, взмахнув на прощанье крылом,
С подоконника в небо сорвался.
И опять только дождь за окном.

Тот дружок легкокрылый и юный
Не вернётся, пожалуй, назад,
Но остались волшебные струны,
Что теперь в моём сердце звучат!

Понравился очень профессиональный прием владения тропами: их здесь два семейства - одно олицетворено в образе крылатого мальчугана ветра ("Бесшабашный мальчишка шалун") второе - музыкальная тема. ("звучание призрачных струн") В стихах  нет других, случайно вставленных для рифмы сравнений, все имеющиеся объединены в родственные  смысловые группы.

6. ТВОРЧЕСКИЕ МУКИ. ОЛЬГА АЛЕЙНИКОВА-ТИНЯКОВА

Снова задолго до светлого дня
Замыслы начали мучить меня.
Лето с зимой затевали скандал,
Ветер безжалостно душу трепал,
Нёс над землёй, оставляя без сил,
И золотым листопадом душил.
Видно, решив, что меня уже нет,
Пели вороны и лаял сосед.

Звёздная ночь, как заноза колючая,
Долго меня изводила и мучила.

Чтоб на поэта сошла благодать,
Должен он долго кого-то терзать.
Кто бы подумал, что я полюблю
Мучить бумагу, компьютер, семью
Или израненный русский язык!
Он устоял, потому что привык.
Творческим мукам осталось вздохнуть:
Им уготован мучительный путь.

Всем повезёт, если – слава Создателю! –
Муки теперь не прикончат читателя.

Удачная самоирония на поэта, и много интересных находок: " Чтоб на поэта сошла благодать, должен он долго кого-то терзать", "русский язык ...устоял, потому что привык", "Видно, решив, что меня уже нет, пели вороны и лаял сосед" или  "лето с зимой затевали скандал". Из слабых мест - недостаточно точная рифма в двух рядом стоящих строках "сил-душил".

7. ВЕТЕР. СЕРГЕЙ БАРНЕВ 2 

Ветрило, ветрище, ветрюга,
как зверь, взбушевался с утра.
Не думалось мне, что на юге
такие буянят ветра!

Ветрюга, ветрило, ветрище,
с Маркотхских низвергнувшись гор,
зловеще,  разбойничье свищет
и бешено лупит  в упор.

Ветрюга, ветрище, ветрило…
А  в номере - тишь,  благодать.
Наверное, нам подфартило
отсюда за всем наблюдать:

как сосны  пьянеют от горя,
как птицы кричат от тоски,
как чёрное Чёрное море
рвёт сумрачный пляж на куски.

Стихи с рефреном "Ветрюга, ветрище, ветрило", выразительно описывают ветер, который "буянит", "разбойничье свищет", "лупит в упор", и от которого вся природа сходит с ума: "сосны  пьянеют от горя", "птицы кричат от тоски", а " чёрное Чёрное море рвёт сумрачный пляж на куски". По-моему, все очень живописно и с иронией!

11. ВЬЮГА. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО

Подъедалась вьюга
У кормушки птичьей.
Лазила, хапуга,
Лапой в корм синичий
И с бесстыдством кошки
Из лотка, проказя,
Семечки и крошки
Выгребала наземь.

Как ты можешь, вьюга,
Обирать пернатых?
Им зимою туго,
Им питаться надо!
Что тебе забава,
То для них погибель.
С крошек этих, право,
Велика ли прибыль?

Вьюга промолчала,
Да и стихла вовсе.
Месяцев промчало
Семь, а может, восемь.
Позабыв о страшном
Голоде январском,
Пировали пташки
На полях по-царски.

Как-то к той опушке
Я пришла по делу,
Подошла к кормушке
И остолбенела:
Там, качаясь сонно,
Под лесной столовой
Высился подсолнух
Золотоголовый.

Стихи с сюжетом, а не просто описание картинки. И язык очень выразительный: "Подъедалась вьюга у кормушки птичьей. Лазила, хапуга, лапой в корм синичий и  с бесстыдством кошки из лотка, проказя, семечки и крошки выгребала наземь". Очень симпатичная и одушевленная вьюга получилась у автора!

14. ВЕТЕР ТАКОЙ. ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА   

Ветер такой - в сознанье
спящий пришёл Эол -
вывернут мир наизнанку,
выветрен ум из голов.
Вышибло напрочь память,
выдуло душу - стоишь
сдутый порожний, пялишь
в темень глаза, и лишь
ветер - кого ни окликни,
ветер - куда ни ступи,
слепо, пустынно, безлико.
Верно, тому и быть -
если б ни в жизнь вера,
если бы не просверлил
тьму, будто светом прорезал,
новорожденного крик.

А здесь ветер совсем не природная стихия, а современный образ бытия: "вывернут мир наизнанку, выветрен ум из голов" (!!!), Или: "Вышибло напрочь память, выдуло душу - стоишь сдутый порожний, пялишь в темень глаза, и лишь ветер - кого ни окликни, ветер - куда ни ступи" (!!!). Мне кажется, получился очень яркий образ времени и интересные по мысли стихи.
 
16. ВЛЮБЛЁННЫЙ ВЕТЕР. ВАЛЕНТИНА КАЛЁВА

В погожее утро стою на крылечке,
А ветер ласкает меня -
То чмокнет, то быстро обнимет за плечи
И что-то прошепчет, дразня.

Мне хочется петь, всем вокруг восхищаться,
Ведь скоро – лишь день зачеркнём -
Приедет в мой дом долгожданное счастье
И, может, поселится в нём.

Пеку пироги, сочиняю салаты,
В окно то и дело смотрю -
Идёшь ли по тропке, красивый и ладный? -
Я двери тебе отворю.

И вот наступил миг восторженно-пьяный -
Разлука, проваливай прочь!
…А ветер-наглец ревновал и буянил,
И в окна стучался всю ночь…

Еще один образец одушевленного ветра, только здесь он очень эмоциональный и радостный персонаж, отражающий настроение ЛГ, который "то чмокнет, то быстро обнимет за плечи и что-то прошепчет, дразня", то это  "ветер-наглец", что " ревновал и буянил, и в окна стучался всю ночь" .

20. ПАЗЫБЬ. ОКУЛОВА НИНА

Закрывает вечер створки дня,
Гаснет свет небесного огня...

Тусклый облик осени озяб,
На воде рисует ветер рябь.

Ветер убегает от воды -
На песке останутся следы.

Пазыбь, пазыбь* - белая волна,
Отраженье от морского дна.

Не уходит время никуда,
Вечно вместе ветер и вода.

Оттиск света ласковой зари...
- Это пазыбь,- море говорит.

Морщит пазыбь берега лицо -
Ощути поморское словцо!

Эти стихи не столько про ветер, сколько про продукт его деятельности - пазыбь - волнистый след на песке, образующийся от ветра или движения воды (поморское выражение). Стихи понравились нестандартностью пейзажа и выразительными строчками: "Закрывает вечер створки дня", "Тусклый облик осени озяб, на воде рисует ветер рябь", "Морщит пазыбь берега лицо". И еще удачно, что почти все рядом стоящие строки имеют точную и небанальную рифму.

23. МЕТЕЛЬ. ПОЛИНА ТАУ   
 
Станет мне снег обузой,
встанет в саду горой;
кот растолстевшим пузом
вспахивает сугроб
новорождённый, рыхлый,
смётанный второпях.
Только метель притихла,
как занялась опять.
Свет от луны линялой
слаб, ни на что не гож.
Набело спеленала —
плечи не разведёшь.

Короткий пейзажный этюд с метелью, но как же все здорово, интересно, и по-своему: " встанет в саду горой; кот растолстевшим пузом вспахивает сугроб" (!!!), "рыхлый, смётанный второпях", "набело спеленала -  плечи не разведёшь" (!!!)

24. ИСПЫТАНИЕ НЕПОКОЕМ. НИКОЛАЙ МАКСИКОВ

Налитый кровью, мрачен и багрян,
Закат в обхват  пускал огни по валу:
Нас третий день метало и трепало –
Навзрыд ревел белугой  океан.

Сквозь брызги слёз пропащей шхуне вслед
Ветрило выло день и ночь по-волчьи,
Лишь парусов растрёпанные клочья
Стремглав летели прочь от грозных бед.

Но даже начинающий матрос,
Помалу к шквалу шторма привыкая,
Был там, где билась братия морская,
Где  каждый насмерть к палубе прирос.

Молитвы древней позабытый стих
Кому на ум пришёл – никто не вспомнит.
Но, словно утомившийся паломник,
Внезапно ветер обречённо  стих.

Я с той поры  куда-то всё гребу,
Где нас не раз крушили и топили,
Но гневных бурь куда опасней штили
Для корабля, разбитого в щепу.

Так пусть  душа, с мечтами  до краёв,
Пока легка – над трудностями реет,
А я надеждой укрепляю реи
И паруса свои вздымаю вновь.

В этом стихотворении много выразительных тропов: "Налитый кровью, мрачен и багрян, закат в обхват  пускал огни по валу", "Навзрыд ревел белугой океан", "Ветрило выло день и ночь по-волчьи", "парусов растрёпанные клочья стремглав летели прочь". Но еще одно достоинство этих стихов - наличие второй темы, которая появляется в концовке. Описание бури - не главная цель стихотворения, а только повод к размышлению: "гневных бурь куда опасней штили для корабля, разбитого в щепу" и вывод: "Так пусть  душа, с мечтами  до краёв, пока легка – над трудностями реет, а я надеждой укрепляю реи и  паруса свои вздымаю вновь".

P.S. Включила добавление автора, пояснившего технику написания своего стихотворения, которую я при чтении, признаюсь вам, не заметила (хотя, возможно, ее заметили и оценили голосовавшие за эти стихи члены жюри):

"Вторая строчка каждой строфы имеет внутреннюю рифму между первыми двумя словами. Не знаю, обратили ли внимание на это судьи, поскольку это, действительно, усложняет задачу автора. Попробуйте поупражняться, рифмуя, например, последнее слово строки с первым словом следующей строки - это будет непростой поэтический труд!"

28. ВЕЧНЫЙ ГОРОД. ГАЛИАСКАРОВА ЕЛЕНА 
 
Спой, моя муза, о холоде и дожде,
Видишь, как белое солнце идет к закату.
Вьюга летит на немыслимой высоте
И называется бешеной – desperado.
Вспомни полёт между башен и фонарей,
Блики огней на реке, лютый ветер в спину,
Геллы призывы в мечтах: “Приходи скорей!”
Грешник, лишённый прощенья, добром покинут.
Сын короля-звездочёта спокойно спит,
И не тревожит его лишний спутник – совесть.
Кот принимает пажа молодого вид,
Воланд, закончив роман, начинает повесть.
Пусть невиновный казнён, а злодей спасён –
У фарисеев коварных всё шито-крыто.
Верю, когда-нибудь грянет возмездья гром,
Мастер наивный, ну где твоя Маргарита?
Осень уходит, расставив всё по местам;
Морщусь от холода, прячу печаль за ворот.
Розы, тюльпаны, камелии тут и там
Стужа рисует на окнах. Спит вечный город.

Стихи по мотивам "Мастер и Маргарита" М.Булгакова. Не совсем по теме конкурса, их участие оправдывают только две строчки, упоминающие стихию ветра: "Вьюга летит на немыслимой высоте и называется бешеной – desperado" и "лютый ветер в спину". Ветер здесь - случайная деталь в описании, не главный персонаж, но стихи отличные, с настроением и с меткими фразами: "Сын короля-звездочёта спокойно спит, и не тревожит его лишний спутник – совесть", "Пусть невиновный казнён, а злодей спасён – у фарисеев коварных всё шито-крыто. Верю, когда-нибудь грянет возмездья гром". Мастерская поэзия и яркий язык, где упомянутый автором ветер - только намек на перемену и неминуемость возмездия: "Осень уходит, расставив всё по местам".

30. НЕ ПЫТАЙСЯ ВЕТЕР УДЕРЖАТЬ. ЛЮДМИЛА КОСТРОВА 

Не пытайся ветер удержать,
Он в неволе обернётся штилем
И, своей свободой дорожа,
Спрячется под толстым слоем пыли,

Чтобы там по правилам игры,
Только одному ему известным,
Подремать тихонько до поры
И сбежать тайком из клетки тесной.

Не пытайся ветер удержать,
Просто полюби его, шального,
Чтобы он, тобою дорожа,
Улетал, но возвращался снова.

Прекрасная философская поэзия, где речь все-таки не о ветре, даже совсем не о ветре, а о переменах и обстоятельствах, ломающих привычное. И неожиданный взгляд на это: "Не пытайся ветер удержать, он в неволе обернётся штилем и, своей свободой дорожа, спрячется под толстым слоем пыли". Что же нужно сделать с ветром? "Просто полюби его, шального, чтобы он, тобою дорожа, улетал, но возвращался снова". Лаконично, мудро и  отличным языком поэзии!

31. ПАТЕФОН И ВЕТЕР. ХМЕЛЕВСКАЯ ЕЛЕНА 

На чердаке жил старый патефон.
Хозяйка умерла, а он остался.
И по скрипучей лестнице взбирался
Лишь ветер с поля. Странный сон
Приснился мне под утро воскресенья:
Я в доме на окраине деревни,
У крестной, что пятнадцать лет
Уже ушла на лучший свет.
Она во сне мне наливает чаю:
«Что не заходишь? Я скучаю.
Ходили многие, теперь простыл и след.
Тропинка заросла, и возвращенья нет».
Я у нее гостила часто летом.
Исполненные прошлого предметы
Я вижу в доме и осознаю,
Что снова молода, цветет июнь.
И открываются мне маленькие тайны:
Тот самый на плите зеленый чайник,
И чугунки в старинной русской печке.
И хочется пойти на речку…
…Стол у окна. Мы обе смотрим в поле:
И то ли чай пьем, ждем кого-то то ли…
Но тает сон, и звуки патефона
Разносит ветер далеко от дома.

Стихи с сюжетом и отличной композицией ,  где упоминание ветра окольцовывает поэтический рассказ о "странном сне" возвращения ЛГ в прошлое. В начале стихотворения: "И по скрипучей лестнице взбирался лишь ветер с поля" - ветер работает как проводник из современной жизни в мир,  где живет старый патефон и всплывают разные воспоминания. Заканчиваются стихи почти такой же фразой: " Но тает сон, и звуки патефона разносит ветер далеко от дома". Отличная, продуманная композиция, где патефон и ветер - это не просто случайные детали, а символы времени и прошлого, в котором живут "исполненные прошлого предметы" и где ЛГ  осознает, "что снова молода, цветет июнь"..   и где открываются ей "маленькие тайны".

32. НОРД. ВЕЧНАЯ УЧЕНИЦА

И вновь четырнадцатый год,
Немое «Отче, помоги им…»
И тот же ветер вербы гнет,
Полощет истины нагие,

Там, где не насмерть приросло,
Срывает благостные лица,
И бьется, бьется о стекло
Огромной раненою птицей,

И гонит, гонит облака
Степному краю на подмогу…
И не согреется никак
Весна по имени тревога.

Очень люблю короткие стихи: их гораздо труднее написать хорошо, чем  длинные. Здесь ветер - это поток времени, который не столько "вербы гнет", сколько "полощет истины нагие", "срывает благостные лица и бьется, бьется о стекло огромной раненою птицей" - как же точно и выразительно это сказано! И в концовке тоже замечательная фраза: "И не согреется никак весна по имени тревога". В этом стихотворении в каждой строке есть подтекст и второй - главный смысл, идущий параллельно с упоминанием  ветра, как стихии. Здорово!

33. ВЬЮГА. ЕЛЕНА АНДРЮХИНА

Носилась по улицам снежная вьюга,
Как будто искала дорогу назад
В просторы родные полярного круга,
Где россыпи снега и града лежат.

Ей в городе было в ту ночь  одиноко,
Ей душу родную хотелось найти.
С надеждой стучалась она к людям в окна,
Поземкой стелилась у них на пути,

В лицо заглянуть непременно хотела,
Но лишь обжигала дыханьем своим...
И множество мелких снежинок летело,
Слипаясь в сугробы, касаясь земли.

А люди от вьюги укрыться спешили,
В природы каприз не желая вникать.
Она же стонала и выла в бессилье,
И снова пыталась прохожих догнать.

К утру отыскала она путь-дорогу,
И город покинула, лишь рассвело,
Одна, как и прежде, в мирке своем строгом,
Махнув на прощание белым крылом.

В противоположность предыдущим стихам, здесь есть только один план: речь идет именно о вьюге и ни о чем больше, но описана эта вьюга ярко, выразительно: "Ей в городе было в ту ночь  одиноко, ей душу родную хотелось найти", "В лицо заглянуть непременно хотела, но лишь обжигала дыханьем своим.."," а люди от вьюги укрыться спешили, в природы каприз не желая вникать. Она же стонала и выла в бессилье и  снова пыталась прохожих догнать".

36. БЕЛЫЙ ВЕТЕР. АННА ШЕР   

Сердцу хочется молиться,
Лунный свет траву колышет...
Белый ветер, словно птица,
Поднимается всё выше.

Солнца луч забрезжит скоро,
В сердце – ангельская песня,
Колокольные узоры,
Дивный благовест воскресный.

Ветер на излёте бури –
Так в печи горит солома –
Растворяется в лазури
Белой дымкой невесомой.

Сердце снова расцветает,
Венчик солнца в небе светит,
Лёгкой бабочкой порхает
Беспокойный белый ветер.

Здесь мне понравился образ особого - белого ветра, видимо, символа божественного света, так как от соприкосновения с ним "сердцу хочется молиться". Обратите внимание, какими словами автор описывает этот ветер: "Белый ветер, словно птица, поднимается всё выше", "Ветер на излёте бури – так в печи горит солома", "Лёгкой бабочкой порхает беспокойный белый ветер".

38. ВЕТРЕНЫЙ ДОСУГ. БЕККИ СКВИРРЕЛ

 Надувает ветер щёки,
 Растревожено село.
Дом качнулся кособокий –
Не свалился, повезло!
В камыши уткнулись волны
На продрогшем озерке.
Ветер знай гулять по полной –
На оторванной доске
Мчится ввысь над редколесьем,
Кликнув ворона с собой:
И кружатся в поднебесье,
И трубят наперебой.

Очень живой и непредсказуемый ветер: автор не только оживила его ("Надувает ветер щёки, растревожено село", "ветер знай гулять по полной на оторванной доске"), но и олицетворила его в образе птицы: "Мчится ввысь над редколесьем, кликнув ворона с собой, и кружатся в поднебесье, и трубят наперебой". Стихи, полные движения и энергии, лаконичные, но очень выразительные.

39. ЛИШЬ ТЁПЛОЙ ПАМЯТЬЮ СОГРЕТ. ЮРИЙ ПЕСТЕРЕВ

Позёмка вьёт снега веретеном.
Собака в подворотне брешет вяло.
Посёлок спит в долине сладким сном,
Храня тепло под белым одеялом.

Цепляет месяц прямо на рога
Расхристанный настил соседской крыши.
В сугробах спят речные берега.
В печной трубе строптивый ветер рыщет,

А после скачет рысью на метле
Туда, где за шиханом спят зарницы.
Мороз рисует розы на стекле.
Садится лучик солнца на ресницы.

Заплачут сосны скрипкой на ветру, -
В кроватке ушки навострит "невеста".            ?
Бабуля звякнет дужкой по ведру.
Петух побудку протрубит с насеста.

Проснётся в переулке старый дом.
Бадья сорвётся с шумом в глубь колодца.
Снежинки засияют серебром.
В усы с порога батя улыбнётся.

Увы, всё это в прошлом, позади.
В лесном краю меня никто не встретит,
Не приголубит, не прижмёт к груди.
Лишь набежит с погоста грусть и ветер...

Глядят другие люди на рассвет.
Другая жизнь в родном краю начнётся.
А ты лишь тёплой памятью согрет
Да, может, редкими лучами солнца.

Стихи- воспоминания о родном поселке, где всё живое и всё в движении: "позёмка вьёт снега веретеном", "цепляет месяц прямо на рога расхристанный настил соседской крыши", "в печной трубе строптивый ветер рыщет, а после скачет рысью на метле", "петух побудку протрубит с насеста". К сожалению, "все это в прошлом, позади..." - "глядят другие люди на рассвет - другая жизнь в родном краю начнётся", говорит нам автор стихов, согретый теплой памятью и "редкими лучами солнца". Мне понравился авторский способ изложения сюжета стихов.

40. БУРЯ. ОЛЬГА МАЛЫШЕВА-ПОВАЛИНСКАЯ 

Светило солнце тускло, без отрады
За космами зловещих облаков.
А ветер гнал их и не знал пощады,
Всё в клочья разорвать он был готов.

На миг притихнув, начинал сначала,
Голодным разъярённым зверем выл,
И голубое небо исчезало,
Как будто кто-то ставни затворил.

Сад замер в ожидании тревожном,
И вскоре дождь по веткам застучал,
Сначала робко, нежно, осторожно,
Вдруг ливнем рухнул, как девятый вал!

А солнца будто не бывало вовсе,
Густая темнота накрыла сад…
Так  с бурей  в нашу жизнь ворвалась осень,
К чему теперь искать, кто виноват.

Автор создал  образ сильного и сердитого ветра: "А ветер гнал их <облака> и не знал пощады, всё в клочья разорвать он был готов", "голодным разъярённым зверем выл, и голубое небо исчезало, как будто кто-то ставни затворил". Но это не просто описание стихии, автор удачно вводит в сюжет вторую, возможно, главную мысль: "Так с бурей  в нашу жизнь ворвалась осень, к чему теперь искать, кто виноват". Здесь ветер - не цель описания, а средство для передачи состояния автора. Удачная композиция стихов.

45. ПРО ВЕТЕР. ГЕННАДИЙ СОЛОДИЛОВ 

Пришёл ко мне сосед британец,
Учивший мой родной язык
И говорит: «Предел мечтаний -
Освоить лексики азы.

Известно: ветер – это воздух,
Поток, летящий вдоль земли.
Он может слабым быть и грозным,
Так все трактуют словари.

Но, вот, читаю: «У девицы
Гуляет ветер в голове»,
Тут нелегко с ума не сбиться:
Загадок не одна, не две:

«Посеешь ветер - будешь бурю
На ниве жизни пожинать»
Прогноз - «откуда ветер дует»
Чиновник прыткий должен знать.

«Ищи её, как ветра в поле»,
«На ветер брошу грусть, печаль»,
Курьер для всех у вас он что ли:
Собачий лай уносит в даль.

Проныра «держит нос по ветру»,
«Часовня на семи ветрах»,
Про «вольный ветер» оперетту
Создал маэстро Исаак.

Поётся в песне, как когда-то
Ждал бывший воин у ворот,
Что к ним знакомого солдата
«Попутным ветром занесёт».

Сейчас опять подвоха жду я -
Простой британский джентльмен,
Услышав, что вот-вот задует
Какой-то «ветер перемен».

Сказал я сэру по-секрету,
По лбу легонько постучав:
«Сходи-ка ты, дружок, «до ветру»,
И дальше русский изучай».

Стихи, решенные не в жанре лирики, а в жанре рассказа, сюжет которого показался мне очень удачным: персонаж в беседе с иностранцем, "мечтающим освоить русской лексики азы" предложил ему множество разных фразеологизмов, содержащих слово "ветер". Идея блестящая и выполнена она хорошим литературным языком с долей иронии.

Удивительно, что еще один участник нашего конкурса Александр Константинов Март совершенно независимо от этого стихотворения, тоже попытался  по-своему обыграть русские фразеологизмы про ветер:
    см. "Кто могуч, свободен на планете?"- http://stihi.ru/2022/12/23/8022

46. ЛЕДЯНОЕ БЕЗМОЛВИЕ. АЛЕКСЕЙ БЕКОРЮКОВ   

Солнце играет россыпью жгучих искр,
Стынь белизны сковала безбрежный край…
Лики невзгод коварны, и путь не быстр:
Вьюжит метель, закручивая спираль
Тягостных дней в пространство глухих снегов,
Где горизонт бессменный: вчера и днесь –
Та же равнина, то же гнездо ветров…
Застит глаза простуженный плач небес.

Только вперёд, упрямо: за шагом – шаг,
Сердце в виски стучится: дойти, успеть…
Тело бессильно; мысли бегут, спеша:
Надо скорей разбить ледяную клеть –
Вечность оков, где мёртвый покой лжеца
Призрачный мир в бесплодной душе воздвиг:
Путь завершён – слезится хрусталь дворца…
Герда растопит сердце теплом любви.

Стихи по мотивам "Снежной королевы" Андерсена, написанные строчным логаэдм из стоп дактиля и хорея (100 10 100 10 1) - стихи звучат решительно и тревожно, передавая ритмикой настроение Герды, идущей спасать Кая: "Только вперёд, упрямо: за шагом – шаг, сердце в виски стучится: дойти, успеть". Довольно много ярких, интересных образов: "Вьюжит метель, закручивая спираль тягостных дней в пространство глухих снегов, где горизонт бессменный: вчера и днесь – та же равнина, то же гнездо ветров". И еще понравилась фраза: "слезится хрусталь дворца".

53. ФЕВРАЛЬСКОЕ. МАРИНА ШИРМА-ИГНАТОВА

Тревожным сном забылся зимний лес,            
Стоит, холодным мороком объятый.
Притихла болтовня повес крылатых,
И вдруг взметнулся ветер до небес.

Деревья, вздрогнув, закачались в такт
Порыву ветра, резкому и злому,
Ссутулившись до линии излома,
Пытались разогнуться кое–как.

А ветер совершенно одичал:         
Ломая ветви в гневе неуёмном,
Наполнив лес глухим, протяжным стоном,
Носился, жутко воя и рыча.

Но выдохся. Обрушив мощный шквал,
Когда закатом небо обагрилось,
Сменил глупец нелепый гнев на милость,
И лес, вздохнув, спокойно задремал.
       ________________

Ещё один изменчивый февраль.
То приласкает, то грозит сурово -
Противоречия, увы, не новы,         
Но суть неуловима. Очень жаль.
Наш мир... Он словно создан для борьбы.
Как выжить в нём? Открой секрет, природа!
Как не сломаться, недругам в угоду,
Под хлёсткими ударами судьбы?..

Диптих, одна часть которого посвящена описанию ветра, а другая - философскому размышлению.  Ветер получился очень выразительным: "Притихла болтовня повес крылатых, и вдруг взметнулся ветер до небес", "Деревья, вздрогнув, закачались в такт порыву ветра, резкому и злому, ссутулившись до линии излома, пытались разогнуться кое-как". Очеловеченный автором ветер в стихотворении "совершенно одичал", он "носился, жутко воя и рыча" и, наконец выдохся. И стало очень к месту  размышление второй части диптиха: "Наш мир... Он словно создан для борьбы. Как выжить в нём?" Удачная композиция сюжета стихов.
 
54. ВЕТЕР. РИТА КРИХЕЛИ

В домах январских зажигают свечи
И наливают ароматный чай.
А за окном угрюмо, бесконечно,
Сугробы наметённые калеча,
Рвёт ветер провода. Горит свеча,
Но не даёт спасения от ветра –
Он за окном, и, кажется, вот-вот
Стекло, как плёнку тонкую, прорвёт,
Чтоб в каждой клетке, в каждом миллиметре
Моей давно истерзанной души
Взметнуть слова, мечты, воспоминанья,
Уснувшее давно разворошить,
И, разогнав туман ненужной лжи,
Остановить неровное дыхание.

Но ветер не решается пройти
Барьер стекла. Свеча ещё мерцает.
И я одна планеты посреди
Сжимаю горсть январских конфетти,
Что, руки обжигая мне, не тают,
А покрывают коркой ледяной
Все замершие после вьюги чувства,
И ветру я молюсь: окно открой,
Впусти в него снежинок острых рой,
Пусть станет вдруг в душе светло и пусто,
Пусть выдует вчерашнюю тоску
Предательства и слёз былую муку!
Мой ветер, дай же, словно коньяку,
Мне выпить счастья несколько секунд,
Ворвавшись в одинокий дом без стука!

…свеча погасла. Лишь дымок плывёт,
В котором не укрыться, не согреться…
И ветер отступил, прервав полёт,
Не дотянувшись сквозь стекло и лёд
До замершего в одночасье сердца.

Новый для меня автор, которая очень порадовала меня своим стилем письма и  выверенной поэтической речью: "Сугробы наметённые калеча, рвёт ветер провода. Горит свеча, но не даёт спасения от ветра". Свеча здесь - смысловой рефрен, который возникает в каждой части стихотворения и работает как символ надежды: "Но ветер не решается пройти барьер стекла. Свеча ещё мерцает. И я одна планеты посреди...." Персонаж вступает в разговор с ветром, который здесь тоже не только стихия, но и символ жизненных трудностей: "Мой ветер, дай же, словно коньяку, мне выпить счастья несколько секунд, ворвавшись в одинокий дом без стука! "А в концовке опять появляется свеча: "…свеча погасла. Лишь дымок плывёт, в котором не укрыться, не согреться… И ветер отступил, прервав полёт, не дотянувшись сквозь стекло и лёд до замершего в одночасье сердца". Отличная профессиональная поэзия!

55. ВЕТРЕНЫЙ ДЕНЬ. ТАТЬЯНА ШАДУЯ

Прозрачный и призрачный ветреный день,
Весь город как будто бы вымер.
Как будто бы ветер, мозги набекрень,
Людей вместе с мусором вымел.
Нахохлились ржавые крыши домов,
Дрожат в ожидании ливня.
Прохожий уставился в небо, готов
Взлететь, невесомо-счастливый.
Полотнища туч беспокойны, легки,
Полощутся вихрем враждебным.
Бумажные в воздухе кружат листки,
В окно улетевшие чьи-то стихи...
Над миром сегодня кружатся стихи!
И стал он немного волшебным.

Мелодичные и легкие для восприятия стихи 4-х стопным амфибрахием и очень симпатичный шаловливый ветер: "Как будто бы ветер, мозги набекрень, людей вместе с мусором вымел". Несмотря на грядущую непогоду всё здесь находится в благостном настроении: "Нахохлились ржавые крыши домов, дрожат в ожидании ливня", "прохожий уставился в небо, готов взлететь, невесомо-счастливый", даже " полотнища туч" и те "беспокойны, легки"!

61. Я ПОЙМАТЬ ХОТЕЛА ВЕТЕР. ЕКАТЕРИНА ЧАУСОВА

Я поймать хотела ветер
в целлофановый пакетик,
море записать по нотам
на листочке из блокнота,
в озорном шипеньи пены
слышать дна морского пенье…

Отпечаток мысли странной
на бретельку сарафана
приколю.
Скрипит песок
в легких рифмах –
между строк…

Я поймать хотела ветер
в целлофановый пакетик,
море записать по нотам
на листочке из блокнота…
А попался – солнца лучик –
для тебя –
на всякий случай!

Стихи со своим лицом, где средняя строфа - иного формата, но здесь это  не портит впечатление, скорее наоборот...Автору удалось "поймать в целлофановый пакетик" не только ветер, но и симпатию читателя. "Отпечаток мысли странной на бретельку сарафана приколю. Скрипит песок в легких рифмах – между строк…" Замечательно!

*************************************
Помимо тех стихов, что я здесь отобрала для вас, в пакете было множество других  хороших произведений - очень разных: 67 участников и 67 разных по характеру и содержанию образа ветра!

Все наши участники сдали зачет 2022 года по владению поэтической речью, всем - мое поздравление и благодарность за присланные на конкурс стихи. Новых вам творческих успехов и непременного участия ВО ВСЕХ конкурсах ТМА!
С уважением, Алкора,  03.02. 23.