Священная гора Ямашкурык

Сергей Карпеев 3
Авторская статья, написанная по мотивам марийских преданий
***** ****** ***** ***** ********** ***** ****** ***** ******* ******** ********
Общая статья про марийские легенды - http://stihi.ru/2023/01/14/8212
   
   
Недалеко от деревни Малая Кильмезь (Кильмезский район Кировской области) расположено священное марийское место – гора Ямашкурык. В древности тут проводились языческие моления, в наше время тут расположены луговые урочища и лесные чащи. Гора находится на юго-западе от деревни.
 
В переводе с марийского языка название горы Ямашкурык – читается как «йомаш курык», где "курык" – гора, а глагол «йомаш» означает: пропадать, исчезать, заблудиться, потерять дорогу. Почему именно такое название у этого природного объекта сейчас сказать трудно. Либо в древности марийские переселенцы заблудились в этих таежных местах, да так и обосновались здесь под защитой векового леса. Либо, как около многих священных мест, люди тут часто плутали и теряли дорогу, что получило отражение в данном топониме (блудное место).
 В отличие от луговых мари (кюсото) – вятские мари называют священные места: юмото (буквально: божественная роща), такое место расположено около горы, и местные жители знают про него. Но языческие моления местные марийцы проводят в другом юмото, которое находится ближе к деревне (про эту рощу также есть отдельная статья). И в настоящее время тут живописная природа, много луговин, где собирают луговую клубнику.
 
Последние моления в этом месте проводили более ста лет назад, эта роща была посвящена Матери-Земле (по-марийски: Мланде ава), тут просили богов и духов об обильном урожае, о благоприятной погоде. Но и потом народная память не забыла эту гору, местные жители (как правило, старики и старухи) приходили сюда отмечать местный праздник «День земли», который праздновался на следующий день после христианской Троицы. Эта традиция сохранялась даже после Октябрьской революции – до 50-х годов прошлого века.
Отдельно отметим, что Троица – это самый зеленый праздник в Русской православной церкви, именно в этот день храмы и церкви украшают березовыми ветвями и свежей травой. Вероятно, так в среде русского народа сохранились древние языческие обычаи славян. А следующий день после Троицы – День святого Духа. Тут, скорее всего, причудливо переплелись языческие и христианские традиции местных жителей. В День земли тут устраивали посиделки, кто-то вспоминал забытые молитвы, девки водили хороводы и пели марийские песни, молодые березки наряжали разноцветными лентами и платками. По древней традиции выбирали ряженных «жениха и невесту», и как бы справляли мнимую свадьбу, это символизировало плодородие земли и благополучную семейную жизнь с множеством детей. В деревню возвращались уже глубоко ночью. Этот праздник еще праздновали в советские времена, но потом он постепенно сошел на нет.
 
Также Ямашкурык известно легендами про скрытые клады. Дело в том, что Малая Кильмезь находится около известного села Кильмезь, через которое в стародавние времена проходил Большой Сибирский тракт (точнее южная ветка тракта из Казани в Пермь и дальше на Урал). На этой торговой дороге всегда «шалили» разбойники, которые прятали награбленное добро по глухим лесным урочищам, в озерах, да болотах. По местным преданиям один разбойничий атаман спрятал в этих местах лодку, доверху наполненную золотыми червонцами, и наложил на все сокровища сильные проклятия. Достать это золото никому не под силу, но единожды в году, в самый разгар лета, в полночь дня Ивана Купала (по-марийски: Купанча кече) эта лодка показывается из-под земли, сияющая золотистым светом.
 
Главное условие этого «появления сокровищ» - на это место должна прийти незамужняя девушка (именно девственница) и спеть здесь ровно сорок песен на марийском языке. При этом будут появляться разные устрашающие видения, призраки древних времен, дикие звери и черные птицы, разные голоса и шум ветра, но ничего этого не надо бояться – надо все перетерпеть и петь до конца. Якобы, именно тогда заклятие с награбленного золота будет снято, и человек может получить все добро себе.
Старики рассказывают про давнишний случай, когда одна девушка-марийка вечером косила траву в этих местах, да и задержалась допоздна. В это время спадает дневная жара, а также на луговые травы выпадает обильная роса, что всегда помогает косарям, поэтому девушка хотела докосить свою пожинку, а заодно пела песни на марийском языке. При этом она даже никогда не слышала про запрятанный здесь клад. Ночи летом светлые и короткие, заря с зарей сходятся, не заметно прошла полночь. Вдруг увидела девушка, как в одной лощинке среди кустов, что-то засверкало и стало переливаться ярким цветом. Испугалась девушка и убежала в свою деревню, даже косу забыла. Потом уже некоторые деревенские смельчаки тоже пытались «поднять» то золото, там песни пели, и старинные заклятия вспоминали, но лодка с сокровищами уже никому не показывалась. Хотя по разговорам мелкие деньги в этих краях находили часто, не зря в народе сохранились легенды про клады лесных разбойников.
 
Вдоль Сибирского тракта ходит множество таких легенд, в самой Малой Кильмези старики называют ещё несколько потаенных мест, где могут быть скрыты сокровища. Например, место, называемое «Чельник», также расположенное недалеко от деревни. В самую полночь на Ивана Купалу (Купанча) на том месте горит белый огонь, по преданиям там скрыто серебро. А ведь в древности у марийцев серебро считалось дороже золота, так как было священным металлом.