Татарские легенды

Сергей Карпеев 3
Авторская статья, написанная на основе татарских легенд, преданий и историй.
***** ****** ***** ****** ***** ****** ***** **** ******** **** **** **** ****** **** *****


Поскольку казанские татары уже более тысячи лет назад приняли ислам, то в татарской мифологии довольно обширный пласт мусульманских легенд и преданий. Из языческого прошлого сохранились некоторые тэнгрианские верования в духов и сказочных существ, которые обитают в человеческом и в потустороннем мире. В этом плане татарская мифология гораздо беднее, чем мифология мордвы, марийцев или удмуртов, поскольку у волжско-финских народов до наших дней сохранились языческие культы и языческие верования. При этом часть духов и мифических представлений татары явно переняли, например, у народа мари, в частности, мотивы легенд о древних великанов, представления о лесных духах (шурале) и тому подобное.
      Легенда про Биляр - Хужалар Тавы - http://stihi.ru/2023/02/26/5067
 
До нашего времени у татарского народа сохранились в измененном виде некоторые «языческие» праздники, в частности, это Сабантуй, Карга боткасы («Воронья каша») и Каз омесе («Гусиное перо»). Эти древние обряды были приурочены к сезонному циклу аграрных праздников у древних булгар, и в некотором виде сохранились и сейчас. Более тысячи лет назад у булгар и чувашей был распространен культ Кереметя (Керемета), и при этом у чувашского народа до сих пор сохранились такие верования, в том числе, и на территории республики Татарстан.
Корни татарской мифологии уходят в общетюркские языческие традиции, где вся вселенная состоит из трех частей: божественный мир (Тэнгри), человеческий мир (духи обитающие в нашем мире) и подземный мир мертвых (Уряк).
 Татарские былички из Марий Эл - http://stihi.ru/2022/12/30/1894
   
После принятия мусульманства мифология татар обогатилась духами и существами из арабской и персидской мифологии – это пери, албасты, дэвы, сказочные змеи, джины, существа из ангельского мира.
Большие и интересные пласты мифологии сохранились в этнографических подгруппах татар: у мишар, у кряшен, у нагайбаков, у астраханских и сибирских татар. Эти группы длительное время контактировали с финно-угорскими народами, что обогатило легенды и верования этих народов.
Легенды и сказания более всего распространены среди сельских татар, чаще всего, они относятся к духам «нашего» мира, например к духам дома и хлева (Ий иясе, Абзар иясе), к водяным (су анасы), к лешим (шурале, урман иясе), к банным (мунча иясе) и т.д.
Прочая нечисть, которой приписываются демонические свойства (убыр, албасты, уряк) постепенно заменяются «нечистым духом», и называются – джинны ( жен, то есть черт или бес).
   
Как уже было указано в других статьях – у татар есть собственные великаны, его имя – Алып, существует сходство с чувашским Улыпом и марийским Онаром.
  Татарские великаны, титаны народов Поволжья - http://stihi.ru/2023/01/17/2941

Страшен татарский дракон, или змей о двенадцати головах – это Аждаха (Аждаха). Его укус очень опасен, также он может убить хвостом или задушить.  А если дракону (змею) исполняется тысяча лет, то он превращается в юху. Юха – это очень красивая девица, но несет в себе гибель! Мужчины могут без ума в них влюбиться, но после свадьбы – они убивают и съедают свою жертву. Также Юха может превратиться в домашнее животное (собаку, кошку), которое внезапно начинает крушить посуду и мебель в избе.
 Татарские драконы и мифические змеи - http://stihi.ru/2023/01/08/2411
 Легенда про крылатого дракона Зиланта - http://stihi.ru/2023/05/22/5319
 
 
Распространены легенды про Албасты – это вид нечистой силы, типа домового или кикиморы, что может напасть на спящего человека, и даже душить его во сне. Иногда встречается в безлюдных местах: оврагах или полях.
Бичура – что-то типа русской кикиморы, напоминает старуху небольшого роста с платком на голове и довольно неприятным лицом. Иногда исполняет роль жены домового, может стучать по избе, ронять посуду, выть разными голосами. В сказках может принести пользу человеку, принести хозяину богатство и достаток.
 
Джинн  – исламское название нечистого духа, или духа вообще. По Корану – джинны были сотворены Аллахом как ангелы, но потом склонились в сторону зла, встали за Шайтаном (дьяволом), и были изгнаны из рая (джанат). То есть прослеживается библейская история про падших духов – бесов. В татарской мифологии могут принимать облик человека, вселяться в животных, превращаться в змею, при этом отогнать их можно железом и можжевельником, а также мусульманскими молитвами.
 
Дэв или Дию – великан из персидской или аравийской мифологии, как правило, настроены враждебно к людям. Могут убить и съесть человека, также воруют девушек-красавиц, и даже женятся на них.
Мунча иясе (банный),  ий иясе (домовой), Абзар иясе (дух амбара, двора, хлева) – представляются в виде старичка небольшого роста, часто, покрытого волосами или шерстью. Появляется в своих владениях в ночное время, может вредить или мелко пакостить человеку. Но хозяева вполне могут с ним уживаться, дарить ему мелкие лакомства, оставлять какие-нибудь безделушки, не нарушать покоя этих «сказочных» существ. Есть даже обряд:  при переселении в новое жильё проводится обряд переселения туда и домового, мол, он уже прижился к хозяевам.
   
Существо Пери (Пери) – из персидской мифологии, что-то типа феи в Европе. Показываются в образе красивых девушек, но могут быть злыми и мстительными. Часто показываются в человеческом облике, пери охотно вступают в любовные связи с мужчинами, отчего рождаются необыкновенные дети — близнецы, блондины и т. п.
 
Водная и болотная нечисть - Су анасы (русалка, водяниха),  Су бабасы (водяной, болотник), Су иясе (хозяин воды). Все эти духи показываются в сказках и легендах с золотыми или серебряными гребешками, и в этих гребнях их волшебная сила. Могут утащить на дно ребенка или взрослого человека, есть сюжеты, когда они едят человеческое мясо. Иногда на мельничных плотинах требуют человеческих жертв.
Су анасы - русалка - http://stihi.ru/2023/01/23/2080
Изге чишмя - дух родника - http://stihi.ru/2023/01/28/3793
   
Есть у татар свой вампир или вурдалак  - это убыр, является неупокоенным мертвецом, который покидает могилы и всячески вредит людям. Может в виде духа вселяться в человека – чаще в женщину. Может обращаться в черную кошку, в огненный шар, в змей или свинью.
Нередко Убыр описывается в сказке в виде старухи-колдуньи, живущей в лесной глуши. Если путник забудет с ней поздороваться или еще как-то разгневает, ведьма подарит ему сундук, в котором будет прятаться змея со смертельным ядом. А если девушка сможет пройти испытание на честность, убыр наградит ее сундуком с золотом.
 
Уряк  – дух мертвого человека, который погиб не своей смертью, часто привязан к месту гибели, что-то типа привидения. Обычно пугает человека в ночное время, подает ему разные знаки, пытается сбить с верной дороги, встает на пути движения лошади или машины. Чтобы от него избавиться нужно громко выругаться матом или одеть одежду наизнанку.
 
Самое популярное татарское сказочное существо  - Шурале, известен по сказкам Тукая. Выполняет «работу» обычного лешего, любить изводить людей щекоткой. В некоторых сказках он очень похож на марийскую Овду. Очень любит сбивать путника с дороги и кружить его по чаще. Шурале известен и в башкирских сказках, где он любит по ночам кататься на лошадях по полям и лугам.
Легенда о Шурале - по мотивам башкирской сказки-легенды - http://stihi.ru/2023/09/04/2234
Предания и былички про Шурале - татарского лешего - http://stihi.ru/2023/01/25/1774
   
 
Исторические и бытовые легенды и сказания:
Легенда о Несгораемой Царевне - http://stihi.ru/2022/11/22/2116
Священная гора Кала-тау - - http://stihi.ru/2023/01/10/1783
Священные места древнего Биляра - http://stihi.ru/2022/12/26/5986
Легенда про озеро Ахмад-ер - http://stihi.ru/2022/12/25/5158
Предание о казанских сокровищах - http://stihi.ru/2016/01/23/8041
Большие Нырси, предание о Кладбище Святых - http://stihi.ru/2022/12/27/2759
Родник святых у села Чувашский брод - http://stihi.ru/2023/01/26/1949
Могила и родник Касыйм-Шейха  -   http://stihi.ru/2023/01/31/1974