Овда, Кужу уп или Снежный человек

Сергей Карпеев 3
Авторская статья, написанная на основе марийских легенд и преданий
******** ********* ********** ******* ********* ******* ******* ****** ********* ***********
 
Общая статья про марийские легенды - http://stihi.ru/2023/01/14/8212

 
В конце 90-х и в начале 2000-х годов в Кировской области было достаточно много сообщений про наблюдения, и даже про встречи со «Снежным человеком». При этом были газетные заметки про случаи обнаружения следов йети, про найденные лесниками жилища неведомых существ, про экспедиции группы «Космопоиск» в глухие лесные массивы. Существенных доказательств собрать не удалось, вопросы так и остались открытыми: до сих пор не ясно, существует ли снежный человек или это только мифы?
 
Однако из древности известна пословица, что «ничего не ново под луной», поскольку легенды и предания про огромных человекоподобных существ, покрытых шерстью и волосами, давно бытуют среди марийского народа. Марийский народ уже более тысячи лет проживает на территории Вятского края, а республика Марий Эл расположена «под боком» - немного южнее Кировской области, поэтому указанные мифические существа уже много веков были известны марийцам, и называли они их – Кужу уп или Овдами. Похожие человекоподобные существа есть и у других народов Поволжья (у татар – шурале, у чувашей - арсури).
Понятие «народ Овды» я частично уже раскрывал в отдельных статьях на эту тему, при этом было указано, что под существом «Овда» марийская мифология подразумевает довольно большой перечень мифических персонажей, куда могут входить: обычные деревенские ведьмы и знахарки (которые живут в лесу), лешие (и прочая нечистая сила), остатки первобытных народов (чудь), неизвестные человекоподобные существа, покрытые шерстью и волосами (Снежный человек - ?) и т.д.
 
При этом в марийской мифологии указанные выше «волосатые полулюди или полуобезьяны» как бы выделяются из народа Овды и имеют свое отдельное название - Кужу уп.
Из марийского языка слово «Кужу ;п» можно перевести как долгогривый или длинноволосый, это достаточно устойчивое выражение, кое-где даже марийцы используют его как бранное словосочетание. Именно это неизвестное науке лесное существо по описанию более всего подходит под «Снежного человека». Кужу уп имеет высокий рост (2 и более метра), его тело покрыто густой шерстью, у него необычайно огромный размер ступни, Кужу уп обитает в глухих лесных чащах, в логовищах или в шалашах из хвойного лапника, а также в земных норах и пещерах. По многим своим повадкам Кужу уп подобен человеку, среди них есть самки, самцы и детеныши, Кужу уп может охотиться, ловить рыбу или иным способом добывать себе пропитание.
Особый интерес представляют те марийские легенды, где рассказывается, что Кужу уп может вступать в контакт с человеком, и тут народная фантазия может приписывать этому существу просто фантастические способности. При этом легенды и предания говорят о том, что Кужу уп населяли эти края буквально недавно, якобы, последние контакты с ними были буквально сто-двести лет назад.
Известно, что марийцы компактно проживают в семи районах Кировской области (в южной части Вятского края), при этом среди вятских мари существуют стойкие легенды и поверья, связанные с существованием Кужу уп. Отчасти такие легенды собирались и записывались многочисленными фольклорными и этнографическими экспедициями из города Йошкар-Ола республики Марий Эл. Интересен и тот факт, что про это таинственное существо знало и русское население, при этом русские называли его «Диконька, Диконькие», скорее всего, от слова «дикий».
 
Одним из мест указанных легенд является куст марийских деревень в Пижанском районе Кировской области, тут расположены деревни Первый, Второй и Третий Ластик (марийское название - Лаштык). С марийского языка слово «лаштык» означает полоса, лоскут, клочок, что скорее всего связано, с выделенными наделами пашни и леса для проживания в этих местах. Известно, что марийцы живут в Пижанском районе с 11-12 века, то есть достаточно давно, и когда-то эти края занимала дремучая тайга, где водились эти человекоподобные существа.
По рассказам местных жителей (Ведерникова Мария Михайловна, уроженка деревни Второй Ластик, 1929 года рождения»:
«У Кужу Уп были свои места обитания и свои дороги. Одна из дорог в Ластике проходила примерно у дуба-старожила и пересекала улицу Молодежную…
…Потом тропа шла через улицу Советскую рядом с домом Серегиной А.А. Хозяева этого дома рассказывали, что иногда слышали удары по стенам дома. А дальше Кужу Упу уходили к Пайдугорему (лес за деревней Второй Ластик). Там на пригорке они и обитали. Иногда жители Ластика ночью наблюдали там огоньки, верно, в окнах их домов».
Ныне в упомянутом доме проживает Серегин Валентин Анатольевич. И дом уже другой – каменный, но двери по-прежнему не запираются: «белые люди» иногда захаживают. Последнее их посещение было в декабре несколько лет назад. Хозяин с братом смотрели телевизор. В это время кто-то вошел в избу и проследовал на кухню. Оба мужика это слышали, но вида не подали, подумав: кто-то из своих. Через какое-то время так же скрипнула выходная дверь в сени, и кто-то вышел на улицу. Хозяин решил проверить: кого это носит ночами. Накинул фуфайку и вышел на улицу, однако там никого не было. Не было и следов у крыльца.
Еще Валентин Анатольевич поделился таким фактом: Кужу Уп не вредят людям, а иногда даже и помогают, упреждая в грядущих бедах. Как это произошло с его сестрой Светланой, бывшей совсем малым ребенком.
«…Еще старая изба была, Светка в ней родилась. Уж потом родители каменный дом-то построили. И вот как-то зимой, когда дома была с малой лишь мать, кто-то сильно ударил в угол дома. Женщины испугались, но все же подошли к окну. Посреди улицы стояли сани, а к ним подходили Кужу Уп. Не оглядываясь, пришельцы сели в сани и поехали в сторону Пайдугорема-леса. Оказалось, Диконькие таким образом предупреждали о скорой тяжелой болезни ребенка».
 
Легенды про Кужу уп встречались и на территории Яранского района (кстати, деревня Ластик до революции входила в Яранский уезд Вятской губернии). По марийским преданиям, эти существа обитали в верховьях реки Ярань, недалеко от деревней Яраньмучаш и Сушенцы. Их жилище находилось в глубоком заросшем овраге, и сами марийцы старались не заходить на «чужую» территорию. Сохранилось предания, что это были высокие существа – более 2 метров роста с длинными белёсыми волосами, которые покрывали почти все тело. Какой-либо одежды Кужу уп почти не носили, не считая шкур диких зверей. Местные марийцы (подгруппа луговых мари – яран мари) наделяли Кужу уп «сверхъестественными способностями», например, они могли угадывать будущее, и тем или иным потом предупреждали людей о грядущих бедствиях. Так, со слов местных старожил, перед началом Великой Отечественной войны (вполне возможно, что перед началом Первой мировой войны) в лесу был слышен плач этих существ, якобы, так они предупреждали о том, что много мужчин уйдет на войну и не вернется.
 
У марийцев Уржумского района были предания, где Кужу уп могли найти общий язык с местными охотниками, и даже помогали людям в охоте. Они часто загоняли диких животных на человеческие ловушки и ямы, за это охотники приносили в лес какое-либо лакомство, обычно это был сахар или ломоть хлеба. Поскольку мари с древности занимаются бортничеством, то в некоторых лесных местах специально для Кужу уп оставлялись на липовой коре соты с мёдом. Считалось, что тогда Кужу уп не будет трогать их бортья.
Очень часто это лесное существо марийцы в легендах называли Овда (о чем указывалось выше по тексту), а логова и жилища имели название – Овда илем. Были и другие названия: нередко их называли также «кугу калык» - с марийского: «большой, рослый народ», или «кужу енг»  - «высокий, длинный человек», а также «кужу чапан» - с марийского: «большестопый».
У марийцев различных районов Кировской области и приграничных районов Марий Эл часто встречались легенды про то, что Кужу уп (или Овды) любили кататься по ночам на лошадях, при этом могли так измучить бедное животное, что оно было как будто в мыле. Часто крестьяне намазывали спину лошади смолой или дегтем, после чего Кужу уп (Овда) своей длинной шерстью прилипало к животному. Тогда это существо ловили, били прутьями и прогоняли подальше от человеческого жилья (эти легенды очень похожи на татарские предания о шурале).
Во многих марийских легендах и преданиях можно заметить, что Кужу уп по своему развитию находится на более низшей ступени, чем человек, поэтому ему иногда давали прозвище «ир айдеме» - с марийского: «дикий человек». При этом были легенды, где это существо могло общаться с обычным человеком, то есть они понимали марийский язык, или общались каким-то иным способом.
Марийцы верили, что Кужу уп (Овда) боится старинного марийского расшитого пояса, поэтому охотники одевали такой пояс, как оберег, когда собирались в лес. Боится Кужу уп собаки и огня, особенно костра из веток осины и черемухи.
Были случаи, когда Кужу уп воровали человеческих детей, и даже нянчили их вместе со своими детёнышами. По некоторым быличкам женские особи Кужу уп укачивали и кормили грудью младенцев, которых оставляли матери на краю поля во время сельской страды.
Кужу уп (Овды) были покрыты густой шерстью, поэтому периодически она у них облазила, линяла, и если снять клочки шерсти с груди было легко, то, вероятно, на спине комки шерсти имели большой размер. По этой причине люди думали, что у Кужу уп груди находятся сзади (тут также можно найти некоторые аналогии с легендами о шурале).
По неизвестной причине Кужу уп (Овды) явно тяготеют к геопатогенным (негативным) местам. Скорее всего, такое свойство их организма. По этой причине они часто обитали в «плохих, нечистых» местах, а вот сам человек в этих зонах себя плохо чувствовал, терял ориентацию в пространстве, болел, видел галлюцинации! Поэтому в марийских легендах для таких мест указывалось, что, мол, это «леший в чаще закружил», что привиделась всякая чертовщина, что Кужу уп  послал порчу и т.д.
 
Ещё один интересный факт про это существо: фольклорные предания про Кужу уп (Овду) указывают, что еще 100-200 лет назад они водились в северо-восточной части Марийского края, а потом из-за вырубки лесов и заселения человеком ушли далеко на север. А в северном направлении расположена территория нынешней Кировской области, где еще сохранилась девственная тайга с непроходимыми лесами и болотами. Не там ли следует искать следы пребывания неуловимого «Снежного человека», или следует искать еще севернее: на территории республики Коми и Пермского края?
Исходя из преданий и легенд народа мари (и других народов Поволжья), можно предположить о существовании в Волго-Вятском регионе остатков древнего «народа», своеобразной промежуточной ступени между человекообразной обезьяной и человеком разумным. Или может быть, эта еще неизвестная науке боковая ветвь «разумных приматов».
Скорее всего, такие существа обитали в вятских лесах много веков назад, о чем и сохранилась народная память в легендах и быличках. При этом народная молва, чаще всего, переносила эти истории из глубоко прошлого в недавние времена, мол, это случилось буквально «вчера» или 20-30 лет назад, и были многие свидетели. Тем более, что человеку свойственно приукрашивать какие-то экстраординарные события, которые случаются очень редко. Поэтому слухи о «Снежном человеке» вполне могли иметь реальную основу в таежной части Кировской области, кто знает, может быть именно там сохранились единичные экземпляры этого «доисторического существа». В любом случае мифы и предания не рождаются на пустом месте, внутри них есть какое-то рациональное зерно, которое мы может проанализировать и понять в свете современной науки. Тут можно сделать предположение, что много веков назад и татарский народ, осваивая лесные края к северу от реки Кама, также мог столкнуться с таким «диким народом», что сохранилось в мифологии в образе Шурале.
 
******** ******** ******* ******* ****** ******* ****** ***** ****** ********* ******* ***********   
Использовался материал из книги С.Шелепова. "Легенды и обряды вятских мари" – изд. Йошкар-Ола 2015 г.,