Обзор осеннего лонга от Елены Севрюгиной

Литературный Фестиваль Рунета
   В целом все представленные в лонге стихи радуют высоким уровнем, но выделить большое количество авторов помешала потребность в поиске чего-то самобытного, не ориентированного на уже существующие речевые стандарты. Многие тексты вызывали чувство дежавю – чего-то уже давно знакомого, неоднократно повторяемого в литературе. Неожиданности и удивления не было.
    И поэтому говорим о том, что имеем:

1. Екатерина Падукова Над маленьким домом http://stihi.ru/2021/12/27/2843

Направо иду - ни звона,
налево иду - ни слова,
пустое село, неживое.
А было живое.

Над маленьким домом сонным
безмолвно, погасло солнце -
стоит сиротой - невесёлый,
а был весёлый

и радостный, светлый самый.
У дома родного туманный
встречает ветер - не мама.
А раньше - мама.

Я думала - всё неживое
заброшенное пустое
случилось давно, не со мною,
а всё - со мною.

  Лично для меня – лучшее стихотворение в подборке.  Внешне скупыми и лаконичными языковыми средствами автор добивается эффекта экзистенциального ужаса от констатации простого факта утраты чего-то важного в жизни. Во многом этому способствуют и антитезы, ритмически и композиционно организующие весь текст (пустое село, неживое, А было живое…; стоит сиротой - невесёлый, а был весёлый  и т.д.).
  Авторский лаконизм более чем оправдан – ёмкость содержания при малом количестве слов наполняет стих внутренней энергией, отвлекает внимание от всего лишнего, необязательного).  Буду рада поговорить с автором лично – есть для него одно интересное предложение)




11. Лена Ступак пролетая над... http://stihi.ru/2022/08/19/2082

Приземляешься в спальне с серыми обоями в клетку,
день дробит последнюю мысль молотками отбойными,
нейронные связи нарушены, питание с перебоями...
Отключаешься .
Глаза открываешь рядом с накрашенной малолеткой
перед самой посадкой на отложенный рейс в Малайзию,
а в спальне остались билеты, визы, чемоданы, новый загран,
случайно купленные по дешёвке на барахолке сабо...
Перед глазами переливается пикселями огромный экран
и голос из репродуктора: «Приветствуем, Вы – в аэропорту Эйр-Харбор!»

Пристегиваешь ремни и,  эргономично оттягиваясь в бизнес-классе,
над самым экватором пролетая: «...за бортом ясно,
самолёт на высоте...
время в пути составит...
с вами командир корабля...
до связи...», выходишь с вещами за грань...

Просыпаешься от резкого толчка, но скорее от страха,
рядом улыбается Тайлер,
но не в Куала-Лумпур – в Айдахо,
вещи застряли на таможне в Си Таке.
А голос за кадром по буквам: «у т е ч к а г а з а»
и думаешь: "данукактак?!..
улетая,  заплатил по счетам, перекрыл подачу воды,
отменил доставку еды!..
Тайлер, откуда кругом этот дым?"

«Наденьте кислородные маски... аварийная посадка в аэропорту Глазго!»
И последняя мысль, проевшая кору головного мозга,
внизу мелким шрифтом, бегущей строкой:
«...пожар в Калифорнии, смог над Москвой,
наводнение, затопление, глобальное потепление...»

«Отстегните ремни, выходим в открытый космос...»
семь, шесть, пять – эвакуация души,
четыре, три – полное от тела отделение...
два... Тайлер, ты перепутал клеммы...
за - мы - к а - ни - е... не дыши!

Открываешь глаза – серые обои в клетку,
Протяжное «ц-ц-ц-ц...», царапающей стекло, засыхающей на ветру веткой.
Полёт нормальный – всего-то пара новых седин,
а был на один волосок от жизни...
...всего на одддин, оддин, один, оди...

    Внешне нарративный сюжет не более чем обманка. Экзистенциально путешествуя «из сновидения в сновидение», автор доводит повествование до «точки кипения», усиливая внутреннее ощущение катаклизма, или хотя бы его предчувствия, но в конечном итоге просыпается окончательно. И это пробуждение, на фоне серых обоев в клетку, разительно подчёркивает контраст реальности и вымысла, добавляя к «паре новых седин» чувство глубокого разочарования от несостоявшегося ухода с привычной, будничной,  орбиты (а был на один волосок от жизни...).
  Но весь фокус в том, что последняя строка с многоточием, «проваливающим» автора, возможно, в один из недосмотренных снов, даёт надежду на иной, более оригинальный вариант развития событий. И это здорово!

  13. Бонгард Друидов Чайкин Андрей от безысходности до крайности
http://stihi.ru/2015/11/04/5582

На то и стихи, чтоб ни бельмесу не понимать.
Татьяна Толстая. «Кысь»

Я устареваю. Я уже не в моде.
Скоро буду удобрением в огороде.
На наколках наклейки с изображением других наколок.
Из стены растут метры книжных полок -
Рудименты ушедшей эпохи бумажных книг.
А ниже искрит розетка. Видимо, по фазе сдвиг.
Но я, напрягаясь, сопротивляюсь силе тока.
Вроде как двигаюсь под звуки русского рока.
Раскручиваю розетку – ставлю на чёт.
Под/лежащее вода не течёт.
Сказуемое назад не вернешь
Об/стоятельство лицом бейся
До/полнение наливай
Ай-я-ай-яй
а я
_не стреляю в безоружных
_больше одного раза
_вокруг меня циклопы
_как спрятаться от сглаза?
____и совершить побег
_________из рифмованной груды
______________строчек и их детей.
____умный человек
_________поэтом не будет.
______________посвящается ей.
   
    Внимание к этому тексту лично для меня началось уже с эпиграфа. Согласна с его автором и, как следствие, с автором стихотворения, который не только поплакался читателю на свою судьбу, но  ещё и лихо, постмодерново, «поигрался» со словами, «вскрыв» их внутреннюю форму (Под/лежащее вода не течёт. Сказуемое назад не вернешь, Об/стоятельство лицом бейся, До/полнение наливай).
    Способность видеть в слове больше, чем заложено в нём изначально, всегда привлекала меня  в авторах, ибо это уже первый и решительный шаг к перестройке языковой вселенной, работающей на грани «конечных областей значений». Потому в тексте и удалось доказательство от противного, и «устаревающий» автор оказался совсем даже не устаревающим)

15. Игорь Гонохов Голоса http://stihi.ru/2022/05/04/4788

Про любовь не ною. Не пою
пошлые куплеты под гитару.
Из бутылки дня реальность пью.
Ровно в полночь возвращаю тару.

И такой бывает отходняк,
так дрожит дорога и автобус,
что рыдает в Глазго Скрудж Макдак,
в Таллине горюет – Старый Томас.

В гулкой пустоте листва осин
не трепещет, а как будто тлеет,
и трещат подрамники картин
в залах иностранного музея...

Нарисуй мне красную траву,
полдень, схожий с обгоревшим стулом,
камень, землю, боль, где я живу –
встань и нарисуй мне, Игорь Вулох.

Если смог бы, то из тех частей,
да ещё из смеха, из стекляшек,
из имён героев, из костей
я б сложил обратно судьбы наши.

И тогда всё то, что здесь мертво,
(даже то, что мы убили сами),
зашептало, подняло бы вой
нашими живыми голосами.
 
   Стихотворение, подкупившее меня своей «честностью» – написанное от имени себя. Такие стихи могут быть простыми и незатейливыми по форме, но натянутый «внутренний нерв» делает их «живыми», «растущими» по ходу прочтения и прирастающими новыми смыслами. И в целом интересно наблюдать, как, склонная к индуктивному художественному  мышлению, авторская мысль переходит от бытовых деталей к философским обобщениям. Как расширяется пространство авторской мысли, не помещающейся в географические реалии текущего дня – оттого и Скрудж Макдак рыдает в Глазго, и Старый Томас горюет в Таллине.
   Кстати,  с интересом прочитала историю этого Томаса – простого бедняка, за отличную стрельбу награждённого должностью городского стражника.
   А затем и вовсе реальность стирается, сменяясь художественной абстракцией, наподобие картин Игоря Вулоха – ибо только язык искусства способен «оживить» лишённую смысла повседневность.

17. Маргарита Пушкина так хочется в предместье октября http://stihi.ru/2022/10/05/1924

так хочется в предместье октября
сойти с коня оправив влажный локон
на площади такая толкотня
извозчики и барышни в глубоком

смятении бормочут государь
как боже мой как господи помилуй
и волоокий мальчик-пономарь
как маятник с серебряным кадилом

в церквушке малой дымный полумрак
и грозен лик святого Иоанна
надежда теплится мне хочется вот так
перекреститься мелко и жеманно

и выпорхнуть в распахнутую дверь
и побежать карминовой аллеей
туда где спит мой злой и нежный зверь
запутанный в цепи перерождений



     Да, есть, конечно, в этом стихотворении «избыточно красивые» образы («влажный локон», «барышни в глубоком» и т.д.), но всё это – части одной большой картины. Автору удаётся её создать, сделать выпуклой и яркой. Особенно  её «оживляют» образы мальчика-пономаря, похожего на «маятник с серебряным кадилом», и святого Иоанна, чей грозный лик озаряет малую церквушку и царящий в ней дымный полумрак.
      Главный мессендж этого текста вполне ясен, и читатель без труда сможет «выпорхнуть» в ставшую временным порталом «распахнутую дверь», оказавшись вместе с автором совсем в другой эпохе.

 18. Наталья Возжаева гори им http://stihi.ru/2022/09/02/5913

Назовут Марией – живи Марией,
Что бы там об этом ни говорили.
Как придёт пора выпускать младенца –
Ты положишь в ясли большое сердце,
Что среди соломы и морд овечьих
Будет биться болью нечеловечьей.
Прикрывая рану под левой грудью,
Будешь ждать волхвов, но даров не будет,
А пойдут на боль твою пастухи,
Унесут в холщовых мешках стихи,
Те, что станешь петь, заслоняя ясли,
И звезде гореть негасимо, ясно.
Назовут Марией – живи Марией –
Фитильком лампадным. Терпи. Гори им.


   Такая простая и так чётко, крупными живыми мазками, донесённая до читателя мысль о мессианстве богоизбранных. О той роли, которая дарована свыше и с  которой надо просто смириться, принять как должное (Назовут Марией – живи Марией – Фитильком лампадным. Терпи. Гори им).
   Образ Марии – пример глубокого художественного обобщения и, благодаря правильно выбранному  контексту, за одним, библейским, сюжетом, вскрывается и другой – общечеловеческий. Это и о себе автор пишет, и о том, что его дар «творца» обязывает выпустить поэтическое дитя в мир, чтобы спасти его – пусть даже и ценой «боли нечеловечьей».

31. Александр Перевозкин Дуня http://stihi.ru/2022/10/17/7356

Дунет на лукошко Дуня,
ягосматривая Дуня,
грибослушивая Дуня,
маленькая Дуня — Дуня,
 

а потом дочурка Дуня,
щёки пуще дует Дуня,
из канопки воду Дуня, 
молока из крынки дуя, 


а две тучи Дуне — лошадь,
с долгим громом брат Антоша,
по полям ступает лошадь,
шаг дождливый: лошадь, лошадь.

============
  Эдакий словесный фейерверк) Люблю, когда автор так вот лихо управляет материей стиха и не боится её перекраивать, заново «слеплять» слова и значения, получая новый, весьма симпатичный результат. Текст пестрит неологизмами и лексическими повторами, что делает его очень ритмичным, песенным. Это один из тех случаев, когда форма и содержания спаяны настолько тесно, что уже невозможно понять, где заканчивается одно и начинается другое – да и нужно ли это понимать.
   Текст выделяется среди остальных – и мне тоже захотелось его выделить)

33. Елена Наильевна Молчунья http://stihi.ru/2018/10/22/2313

Мне снилось, что она заговорила.
Я кашу кукурузную варила,
картошку мяла, делала гуляш,
она сказала: "Я иду гулять".
Так правильно сказала всё, так внятно.
И расходились солнечные пятна
по красному паркету до стола
(я этот сон до донца доспала).
Я на колени рядом с ней присела,
я ей в глаза бездонные глядела
(насмешливый искрился лазурит)
и понимала: нет, не повторит.

============
   Как оказалось, это стихи хорошо мне знакомого и любимого мною автора.  Упоминание сна в самой первой строке сразу настраивает на экзистенциальный лад.  И наличие «затемнённых зон смысла», и размытость адресата только способствуют такому прочтению текста, которое требует особого уровня восприятия – не буквального, а глубоко индивидуального, иносказательного.
    Кажется, что сон лирической героини более реалистичен, чем сама реальность. И это не  случайно – то, что действительно важно, в итоге «заслоняет» все прочие смыслы . В этой созданной художественными средствами инореальности автору удалось быть вполне убедительным.

Итак, мой шорт-лист:


1. Екатерина Падукова Над маленьким домом http://stihi.ru/2021/12/27/2843

11. Лена Ступак пролетая над... http://stihi.ru/2022/08/19/2082

13. Бонгард Друидов Чайкин Андрей от безысходности до крайности
http://stihi.ru/2015/11/04/5582

15. Игорь Гонохов Голоса http://stihi.ru/2022/05/04/4788

17. Маргарита Пушкина так хочется в предместье октября http://stihi.ru/2022/10/05/1924

18. Наталья Возжаева гори им http://stihi.ru/2022/09/02/5913

31. Александр Перевозкин Дуня http://stihi.ru/2022/10/17/7356

33. Елена Наильевна Молчунья http://stihi.ru/2018/10/22/2313

  И ещё большая просьба ко всем выбранным мною авторам  – пожалуйста, не пропадайте, напишите мне в личку (я есть в контакте и на ФБ). Мне есть что вам предложить)
 

Об эксперте:

Елена Севрюгина
Родилась в 1977 году в Туле.
Поэт, критик. Кандидат филологических наук.
Выпускающий редактор интернет-альманаха «45-я параллель». Редактор отдела «Ликбез» журнала «Формаслов». Редактор международного журнала «Гостиная».
Член редакционной коллегии интернет-портала «Сетевая Словесность».
Автор публикаций в журналах «Дружба народов», «Знамя», «Нева», «Урал», «Pros;dia», «Интерпоэзия» и др. Живет в Москве.