В Первый день Июня. 1

Светлана Водолей
         Вчера, в Первый день Июня более чем в 30 странах отмечают Международный день защиты детей. Решение о появлении этого праздника было принято в 1925 году на Всемирной конференции в Женеве. Отмечают ли и как — вопрос риторический. Как близка нам была тогда по добрым устремлениям Женева, раз в том далёком году учредила этот праздник!

         Помню его с детства, как мы отмечали и серьёзно готовились к нему. В зелёном лесу была сделана огромная деревянная сцена, на которой мы выступали, подготовив свои номера. Было много публики, они сидели на длинных деревянных скамейках и стояли со всех сторон. Сохранились и фотография, на которой я со своей однокласницей танцевала черкесский танец. Всё было радостно, счастливо и многообещающе! Мы и пели, и декламировали стихи... Всеобщая радость окутывала всех и вся ещё и потому, что впереди было целое лето каникул. В то время приехала к нам в гости мамина сестра тётя Лена, и мама повела её на этот концерт, чтобы показать мои выступления. Я была очень активна, с детства обожала сцену и у меня всегда было несколько разнообразных номеров. Она отметила мои творческие задатки и посоветовала маме сделать упор на Музыкальную школу, в которую только что поступила, а не на бурную самодеятельность, которую я развила, посещая так называемую Детскую комнату, где нами руководили преподаватели, украшая наш досуг и развивая наши творческие способности. Дети должны быть заняты делом! Не знаю, платили им что-то за это или нет, но всё выглядело по добровольному согласию и желанию со всех сторон. Дом на улице Цериню /улица Сирени, в переводе с латышского/ долго стоял бесхозный, ничего для детей там больше не было, а теперь он и вовсе исчез с лица земли. Зачем детям Общественная площадка для творчества?
         
         Тётя Маша, которая отвечала за всё, в том числе и за подарочки, которые она с любовью готовила детям за выступления, там и жила, денно и нощно руководя, потому что не имела личной жизни, она у неё была Общественной, пока не получила однокомнатную квартиру, в очереди на которую долго стояла. Но всё-таки получила, ведь это было Советское время! Никто о ней никогда и ничего не напишет, поэтому несколько слов. Это была простая женщина, красивая, но бездетная и с неудачной личной жизнью. Впоследствие, когда детская комната была закрыта и получена квартира в новом доме в центре Дубулты, она стала ходить во Владимирскую церковь и в этом находила успокоение для души. Сейчас её уже больше нет.
         А я благодарна всем этим людям, которые предоставили своевременно площадку для творчества, тем самым навсегда уничтожив во мне страх сцены, что впоследствие и  пригодилось.

         Вчера, в Первый день Июня я посетила мероприятие в Цетральной библиотеке Риги, которое устроил известный в русских литературных кругах Владимир Новиков, руководивший издательством Ritdzene /Рижанка/. На седьмом этаже собрались аборигены литературной жизни Советской Латвии, постаревшие, далеко не все, несколько подавленные сегодняшним положением изгоев, но продолжающие гордиться прежними достижениями, постаревшие и, как показалось, никому не нужные кроме себя самих. Стенд изданных издательством книг тогда и сегодня красноречиво говорил о когда-то бурной деятельности, от которой почти ничничего не осталось. Слово Издательство преполагает издание книг за деньги издательства с определённым гонораром автору. Однако, этот вопрос не требует освящения, потому что Новиков оговорился, что сегодня авторы издают книги за свои деньги. Правда, не понятно, почему тогда издательство и в чём заключается издательская работа. Можно предположить, что раньше выделялись государственные деньги, ведь это было Советское время, а сегодня За свой счёт. Но эту Тему я ещё просвещу впоследствии.

         Это был мой круг из Тех Времён, куда я не вошла, потому что вышла замуж и была отвлечена семейными делами, но начало было и оно осталось в отрывочных воспоминаниях и сравнениях, как молодые люди, которых я знала лично тогда выглядели сейчас. О каждом я напишу несколько слов, продолжив отчёт о вчерашнем заседании, закончившемся блинами со сметаной и клюквенным вареньем, чае- и кофепитием. Я сидела и наблюдала. Общаться в неформальной обстановке желания не возникало, но было приятно ощутить ностальгическую теплоту этих людей, когда-то творчески общавшихся и имеющих большие планы на жизнь, которые она же и скорректировала, а у некоторых и разметала по сторонам... И всё же ощущение междусобойчика, чем грешит сегодня общество, было. Нет широты охвата, глобальных устремлений и ощущение страха пронизывает почти каждого, внося свой неприятный холодок, иногда до озноба. Это был сбор так называемых Детских поэтов, до сих пор некоторые из которых издают детские книги, с парой слов на странице, полностью заполненной художественным красочным рисунком, и более-менее успешно их продают. Детские книги ещё как-то покупают, ведь каждый для ребёнка не пожалеет ничего. "Знаем мы этих детских поэтов!",- сказал когда-то мне в Доме писателей Дубулты один московский поэт, который мог часами проговаривать детские стихи, то бишь говорить в рифму детские глупости, что и продемонстрировал мне однажды, доказав, что стоит стать на эту волну и ты вырастишь в цунами, и тебя уже будет не остановить, да и вообще: зачем задумываться и думать над серьёзными вещами, когда можно сочинять направо и налево глупости, да ещё и с картинками, издавать и получать за это деньги. Ведь не Маршаки же мы все! Отчасти я согласна с такой постановкой вопроса. У нас, у музыкантов, есть такое: кто не умеет играть на инструменте, тот идёт в музыкальные теоретики и критики. Помню так же, как когда-то поэтесса Людмила Межиньш настойчиво приглашала меня сочинить что-то детское и даже один раз пригласила на Собрание детских поэтов, где я прочла в качестве знакомства со мной как поэтом, два стихотворения, посвящённые Михаилу Лермонтову. Видимо, они были настолько серьёзные и далеко НЕ детские, что больше меня на заседания не приглашали, потому что не подошла по своему размаху. А просто кучковаться мне не было времени, как его нет и сейчас, как его нет и всегда. Впрочем, как и на сочинение детских глупостей. Хватит Маршака и Михалкова.

          Это будет не просто статья, это скорее репортаж с места событий, потому что в нём будет описано ещё одно событие, совсем недавнее, а именно — 26 мая 2022 года, день Рождения А.С. Пушкина по Старому стилю, по Юлианскому календарю, а не по Новому, Грегорианскому, который приучил людей к тому, что День Рождения великого русского поэта — 6 июня! Он родился именно Весной, а не летом, как привыкли отмечать у памятника Пушкину в Риге под руководством Светланы Ведякиной, вроде бы правосланого человека, но НЕ ЗНАЮЩЕГО, как ПРАВИЛЬНО. Или не желающего знать... Кстати, на это мероприятие, которое устроил и не в первый раз, известный рижский историк Станислав Разумовский, спасший от погибели когда-то памятник Петру Великому, стоявший в центре Риги на улице Ленина, теперь Бривибас /лат. в переводе Свободы, а ещё раньше - улице Гитлера!/, который был демонтирован, смещён и выброшен на погибель, но к счастью оказался спасённым именно этим человеком и находится теперь на частной территории одного бизнесмена в Юрмале. Кстати, ни Светлана Ведякина, ни наталья лебедева, которую Станислав Разумовский пригласил на празднование Дня Рождения Пушкина к памятнику НЕ ПРИШЛИ. Более того...

1-2 июня 2022 года

/продолжение следует.../

*В Первый день Июня. 1.
http://stihi.ru/2022/06/02/1636

Бомж.
http://stihi.ru/2022/06/03/1689

Кто ты такой?
http://stihi.ru/2022/06/03/2036

О нищих Духом.
http://stihi.ru/2022/06/03/2734