Дорогие друзья! И снова здравствуйте!
Следите ли вы за соревнованиями Олимпиады в Пекине? Вы можете спросить: "А причём здесь литературный поэтический конкурс?" Друзья, у нас - Досуг! А это время все по-разному проводят: кто - перед телевизором, а кто - берёт лыжи и в лес! А кто-то успевает и то и другое, да ещё и в наших конкурсах участвует.
Вот, что общего между Олимпиадой и творчеством Пушкина, к примеру? Приведём начало строфы VI, глава I "Евгений Онегин":
Латынь из моды вышла ныне:
Так, если правду вам сказать,
Он знал довольно по-латыне,
Чтоб эпиграфы разбирать,
Потолковать об Ювенале,
В конце письма поставить vale,
Да помнил, хоть не без греха,
Из Энеиды два стиха.
...
Потолкуем и мы о Ювенале, тогда поймём какая связь...
Объявляется тема 94 конкурса на досуге:
Mens sana in corpore sano — В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ - ЗДОРОВЫЙ ДУХ
_____________________________________
[мэнс сана ин корпорэ сано] Одно из немногих латинских выражений, современное толкование которого противоположно смыслу, изначально заложенному автором. Римский поэт I—II вв. н.э. Ювенал в своих «Сатирах» (X, 356) выступил против чрезмерного увлечения римлян телесными упражнениями: «Нужно молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом» (пер. Д. Недовича и Ф. Петровского; латинское mens означает и «ум», и «дух», отсюда слово «ментальность»). В наши дни слова Ювенала, зачастую написанные на стенах медицинских или спортивных заведений, призывают, напротив, в заботах о духовном и возвышенном не забывать и о своем теле, своем здоровье.
Здоровый образ жизни - идея-фикс нашего времени. Еще бы, ведь "в здоровом теле - здоровый дух". Об этом, по мнению многих, известно еще со времен античности. Эта мысль настолько естественно звучит в наше время, что эксплуатируют ее самым широким образом: как девиз тысяч спортивных соревнований и олимпиад, как фразу дня в салонах красоты... Так зовутся и книжные стенды в детских библиотеках. И книги сценариев к праздникам и вечеринкам.
Однако древнеримский поэт Ювенал (60-130 по Р. Х.), которому приписывают авторство этих слов, наверно, очень удивился бы, увидев, кто и как его теперь "цитирует". А может, и огорчился бы. Не за себя - за нас, современных людей. Ведь и теперь его слова звучат как нельзя более актуально. Но вот слышим ли мы их...
Что же, собственно, не так? Что в наших взглядах удивило бы Ювенала? Начнем с того, что поэт-сатирик Децим Юний Ювенал действительно стал автором слов mens sana in corpore sano, которые трудами переводчиков известны нам как "в здоровом теле - здоровый дух". Однако такой перевод можно смело назвать ложным. Известно, что вырванные из общего контекста цитаты - вещь опасная, и данный пример это подтверждает.
Достаточно сравнить обрывок мысли с полной ее "версией": orandum est ut sit mens sana in corpore sano - "надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом" (перевод Д. С. Недовича и Ф. А. Петровского), и станет ясно, что Ювенал имел в виду совсем другое. В Х книге "Сатир" он весьма предметно рассуждает, в том числе, о нравственности. Например, упомянутый стих адресован тем, кто чересчур погрузился в заботы о собственном теле, позабыв о духовном развитии. Таких в Риме времен Ювенала было более чем достаточно. С точки зрения нравственности древняя империя разлагалась день ото дня все больше. И сатирик-мыслитель указывал своим современникам другой вектор: пусть физические упражнения сопутствуют духовному развитию, которое и должно быть приоритетно. Далее он пишет: "Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью, что почитает за дар природы предел своей ЖИЗНИ..." Скорее, Ювенал даже призывает готовиться к смерти - стяжать "дух бодрый", ведь земная, телесная жизнь не вечна." Децим Юний Ювенал. Римский поэт-сатирик. Родился близ Рима в 60 г. по Р. Х., умер в Египте в 127 г. по Р. Х. Автор 16 сатир в пяти книгах.
Появление интереса к Ювеналу в России связано с именем Петра Первого. Когда царь путешествовал по Европе, на глаза ему попался сборник сатир римского поэта. Петр по достоинству оценил стихи, выписал себе Ювенала в голландском переводе и погрузился в его изучение. С тех пор римский сатирик стал популярен и у нас. Уметь "потолковать об Ювенале" считалось признаком хорошей светской образованности, коей, к примеру, Пушкин наделил Онегина.
Интересно, что ложный перевод афоризма органично вписался и в идеологию советского времени. Ее идейной опорой был марксизм, полагавший базисом общества и государства производственные отношения. Бытие определяет сознание - таков главный его принцип. Политика, культура, религия - являются лишь надстройкой к экономическому базису. По аналогии следует воспринимать и бытие человека. Его духовное здоровье должно опираться на хорошую физическую форму. Удовлетворив же свои материальные потребности, человек сам отойдет от "кормушки" и двинется дальше - к культурным и нравственным высотам.
С этой мыслью спорили всегда. Один из эпизодов романа братьев Стругацких "Понедельник начинается в субботу" посвящен изготовлению подопытного существа, который должен был бы некоторое время пожить желудочными потребностями, а потом, накушавшись всласть, взять и окультуриться. Но... этого бедняга уже не успел. Он просто лопнул - в буквальном смысле. От переедания. И никаких других потребностей у него не возникло.
В 1988 г. писатель Леонид Леонов заметил, что если духовное здоровье действительно определяется здоровьем физическим, то вскоре все человечество, за исключением спортсменов, станет аморальным. Наверное, Ювеналу пришлось бы по душе такое замечание. Ведь если все внимание и силы уходят лишь на поддержание физической формы и внешности, то на духовное развитие времени не остается, - о чем, собственно, и предупреждал он своих современников, но не был услышан ни тогда, ни 20 веков спустя. Ради интереса можно спросить, читают ли в салонах красоты и фитнес-центрах Ювенала... Согласно нашей формуле, вечные их пленники должны знать римского сатирика наизусть, причем в оригинале.
В целом же Ювенала постигла судьба многих ложно понятых великих людей, чьи мысли порой перевирались до неузнаваемости. Он ратовал за духовность общества, а вписан в историю борьбы за "здоровый образ жизни".
________________
Друзья, а вам какой перевод по душе - первоначальный смысл или современный. Это даёт простор для фантазии и самовыражения! Не так ли? Вот и хорошо. А пока подкрепим эту фантазию другими стихами, близкими по теме:
Аполлон Майков "Олимпийские игры":
Всё готово. Мусикийский
Дан сигнал… Сердца дрожат…
По арене олимпийской
Колесниц помчался ряд…
Трепеща, народ и боги
Смотрят, сдерживая крик…
Шибче, кони быстроноги!
Шибче!.. близко… страшный миг!
Главк… Евмолп… опережают…
Не смотри на отсталых!
Эти… близко… подъезжают…
Ну — который же из них?
«Главк!» — кричат… И вон он, гордый,
Шагом едет взять трофей,
И в пыли чуть видны морды
Разозлившихся коней.
1887
Алексей Сурков "Умчалась пора физкультуры и спорта..."
Умчалась пора физкультуры и спорта.
Вот осень пришла и умерила прыть.
Найти бы наивного, глупого черта —
За молодость душу ему заложить.
Но слышатся тут политграмоты вздохи.
Она просыпается, пальцем грозя:
Мол, черт — предрассудок минувшей эпохи,
И с ним коммунисту общаться нельзя.
И впрямь — разве юность воротится снова?
За Фаустом гнаться — смешить молодежь.
Единственный пропуск в бессмертие — слово_.
Упорствуй — и ты это слово найдешь.
1951
Осип Мандельштам "Спорт":
Румяный шкипер бросил мяч тяжелый,
И черни он понравился вполне.
Потомки толстокожего футбола —
Крокет на льду и поло на коне.
Средь юношей теперь — по старине
Цветет прыжок и выпад дискобола,
Когда сойдутся в легком полотне,
Оксфорд и Кэмбридж — две приречных школы.
Но только тот действительно спортсмэн —
Кто разорвал печальной жизни плен:
Он знает мир, где дышит радость, пенясь…
И детского крокета молотки,
И северные наши городки,
И дар богов — великолепный теннис!
1913
Сергей Михалков "Булка":
Три паренька по переулку,
Играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку
И забивали ею гол.
Шел мимо незнакомый дядя,
Остановился и вздохнул
И, на ребят почти не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с нее сдувал
И вдруг спокойно и открыто
При всех ее поцеловал.
— Вы кто такой?- спросили дети,
Забыв на время про футбол.
— Я пекарь!- человек ответил
И с булкой медленно ушел.
И это слово пахло хлебом
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Моря пшеницы золотой.
Игорь Северянин "На лыжах":
К востоку, вправо, к Удреасу,
И влево — в Марте и в Изенгоф,
Одетый в солнце, как в кирасу,
Люблю на лыжах скользь шагов.
Колёса палок, упираясь
В голубо-блёсткий мартный наст,
Дают разгон и — чёрный аист -
Скольжу, в движеньях лыжных част.
О, лыжный спорт! я воспою ли
Твою всю удаль, страсть и воль?
Мне в марте знойно, как в июле!
Лист чуется сквозь веток голь!
И бодро двигая боками,
Снег лыжей хлопаю плашмя,
И всё машу, машу руками,
Как будто крыльями двумя!
Юлия Друнина "Слалом":
Искры солнца и снега,
Спуск извилист и крут.
Темп, что надо, с разбега
Наши лыжи берут.
Вновь судьба мне послала
Страсть, сиянье, полет.
А не поздно ли — слалом?
А не страшно — о лед?.
Напружинено тело,
Каждый мускул — стальной.
И плевать я хотела,
Что стрясется со мной!
Владимир Высоцкий "Утренняя гимнастика":
Вдох глубокий. Руки шире.
Не спешите, три-четыре!
Бодрость духа, грация и пластика.
Общеукрепляющая,
Утром отрезвляющая,
Если жив пока еще —
гимнастика!
Если вы в своей квартире —
Лягте на пол, три-четыре!
Выполняйте правильно движения.
Прочь влияния извне —
Привыкайте к новизне!
Вдох глубокий до изне-
можения.
Очень вырос в целом мире
Гриппа вирус — три-четыре! —
Ширятся, растет заболевание.
Если хилый — сразу в гроб!
Сохранить здоровье чтоб,
Применяйте, люди, об-
тирания.
Если вы уже устали —
Сели-встали, сели-встали.
Не страшны вам Арктика с Антарктикой.
Главный академик Иоффе
Доказал — коньяк и кофе
Вам заменят спорт и профи-
лактика.
Разговаривать не надо.
Приседайте до упада,
Да не будьте мрачными и хмурыми!
Если вам совсем неймется —
Обтирайтeсь, чем придется,
Водными займитесь проце-
дурами!
Не страшны дурные вести —
Мы в ответ бежим на месте.
В выигрыше даже начинающий.
Красота — среди бегущих
Первых нет и отстающих!
Бег на месте обще-
примиряющий.
1968
Павел Антокольский "Коньки":
В старом доме камины потухли.
Хмуры ночи и серы деньки.
Музыканты приладили кукле,
Словно струны, стальные коньки,
И уснула она, улизнула,
Звонкой сталью врезается в лед.
Только музыка злится, плеснула
Стаю виолончелей вперед.
Как же виолончели догнать ей,
Обогнать их с разгона в объезд,
Танцевать в индевеющем платье
На балу деревянных невест?
Как мишень отыскать в этом тире,
В музыкальном, зеркальном раю,
Ту — единственную в целом мире,
Еле слышную душу свою?
В целом мире просторно и тесно.
В целом мире не знает никто,
Отчего это кукле известно,
Что замками от нас заперто.
В целом мире… А это немало!
Это значит, что где-то поэт
Не дремал, когда кукла дремала,
Гнал он сказку сквозь тысячу лет.
Но постойте! Он преувеличил
Приключенье свое неспроста.
Он из тысячи тысячу вычел,—
Не далась ему куколка та!
***
А вам есть что сказать на эту тему? Тогда не сдерживайте себя. Тема позволяет подойти с разных сторон к этому вопросу - что и чем полезно, и что важнее. И даже если найдутся те, кто в наших правилах найдёт противоречия, то это говорит лишь только о том, что сколько людей, столько мнений. Но стремиться к Золотой середине всегда можно, не упуская самого важного, расставляя правильно приоритеты, главное, понять - что и для чего.
___________________________
Итак, дерзайте, друзья! Не теряйте времени! Вы находитесь среди друзей, которые по достоинству оценят всё, что напишут. А в процессе подачи заявки помогут в работе над ошибками или что-то посоветуют, если вы не подадите свою заявку в последний момент перед голосованием. Но и тогда - ничего страшного, после голосования можно получить пару советов.
***
Не будем узко подходить к раскрытию темы. У всех разные взгляды, жизненные ориентиры. И есть чем поделиться всегда. Мы пишем не по отмашке, а по вдохновению: широко, свободно выражая то, что хотим передать. Ведь вы чем-то наверняка хотели поделиться. И это лишь действительно только повод - буквально ли, косвенно, вы коснётесь заданной темы и с какой стороны. Не в этом суть. Главное, чтобы вас поняли и приняли то, что вы пытаетесь донести. Завоёвывайте внимание вашего читателя, применяя все средства, даже если пишем простым языком! Не забывайте про искренность. И тогда всё получится!
Очень надеемся на продолжение творческой атмосферы сотрудничества, как всегда!
И у вас это хорошо получается! Не подведите и на этот раз. Не обижайтесь друг на друга. Не закрывайтесь... Не забывайте благодарить друг друга за оказанную помощь.
_________________________________
Итак, стихи принимаются согласно правилам, изложенным здесь: http://stihi.ru/2020/04/30/7894
Допустимый объём СТИХОТВОРЕНИЯ: от 8 до 30 (+2 в крайнем случае) строки!!!
6 стоп максимум - длина строки. Стихотворный размер - ЛЮБОЙ!
Обязательно ознакомьтесь! Сроки сжатые!
Напоминаю, что ведущая может отказать в приёме стихов, если они нарушают выше указанные правила. И ещё... ожидается уважение к личности ведущей. Организация конкурса - вид добровольной деятельности в помощь поэтам, и участие в нём тоже добровольное дело. Хамству здесь не место - ни в общении, ни в поэзии, тем более! Помните об этом, пожалуйста. Любые провокации будут пресекаться без особых пояснений. Нет времени на это! И ещё, помните, что наш проект по сути Блиц. Не время для задержек, проволочек, излишних выяснений и тем более обид!
Приводите, пожалуйста, в рецензиях полный развёрнутый текст произведения.
Публиковать ваш текст на своей страничке пока не следует. Вы успеете это сделать после завершения конкурса, в котором предстоит ещё работать над текстом. После того, как его примет ведущая, править текст будет невозможно. А до этого - пожалуйста, правьте, подсказывайте друг другу, помогайте, но учтите, что у всех разный опыт и мнение по разным вопросам. Взаимопонимания всем!
Можете редактировать свои тексты. В процессе редактирования любая критика не только возможна, но и желательна. А во время голосования она будет в запрете! Всему своё время! Помните об этом. Критика самого голосующего, его мнения будут во время голосования в запрете тоже. Произведения критикующих будут сниматься с конкурса! Помните и об этом! Но при работе над текстами - ЛЮБАЯ критика - это благо для автора!
Голосование будет проходить в условно-анонимном режиме.
Данная (приёмная) статья будет временно удалена до окончания голосования.
Времени на голосование будет дано 2-е суток!
Приём до 24.00 СУББОТЫ!!! Но если надо, можно продлить... Подсказывайте, у нас семеро одного ждут! Но если подаёте заявку в последний момент, не обижайтесь на то, что вам никто ни в чём не помог. А если кому-то не поступают замечания - значит, всё в порядке, и участники ждут времени голосования, чтобы похвалить!
Ведущая и автор проекта конкурса Татьяна Игнатова