Анатолий Гоморев. Экспертный выбор. Февраль-2021

Большой Литературный Клуб
(Примечание:
эксперт делал выбор по анонимному лонг-листу; имена авторов и ссылки были восстановлены редколлегией БЛК.)


Добрый день!
Из 36 стихотворений я отобрал 10.
На мой взгляд, в отобранных мною стихах есть  живое чувство автора. Что касается формы – не должно быть лишних слов, растянутости. Поэзия, на мой взгляд, требует минимум слов, но расширяющий смысл образности. Есть , конечно, эпический жанр, к которому это соображение не относится. Например, стихотворение «Магазин».


ЮЛЯ ФРИДМАН «Тогда мы жили в деревянном доме»
http://stihi.ru/2021/02/20/3991 номинатор Айна Кэм

Тогда мы жили в деревянном доме
За крошечным бревенчатым забором.
Никто еще не умер, даже птицы
И черепахи были навсегда,
И человек, он был совсем никто мне,
Входил, как будто клацая затвором,
И принимался сразу же сердиться,
И убывал в другие города.

Тогда большими были расстоянья,
Разлука – окончательным решеньем,
Как смерть; любовь была простая штука,
Как у цветка простые лепестки,
Они завянут, сердце это знает,
И оттого прочерчены нежнее
На папиросном воздухе, как будто
Пером, как продолжением руки.

Так от меня сбежала обезьянка,
Хотя она была со мной счастливой,
Фарфоровой, с усердной головою,
Кивающей на шейном стебельке.
Теперь ее, кивающую пьяным,
Шарманщик угощает черным пивом,
Он крутит руль, его шарманка воет
И крантик цедит кровь по капельке.

Тогда мы шли игрушечной дорогой
И в кукольном борделе забавлялись,
Но эпидемия аллотропии
Скосила в ноль наш оловянный полк,
И бабушка сказала мне, не трогай
Прибитый на обойном одеяле
Тот деревянный домик: полный пыли,
Он хрупкий был, и он сломаться мог.


Это стихотворение пронизано чувством ностальгии по детству, чем и подкупает. Есть замечательные находки, например, «разлука-окончательным решеньем». Читатель знает, что в детстве «деревья  были большими». Здесь автор находит совершенно другой аспект: все воспринимается окончательным. Есть и недостатки: «в кукольном борделе забавлялись». Бордель здесь явно ни к чему.


ЖИЛЬ ДЕ БРЮН «Хранитель»
http://stihi.ru/2021/01/03/722 отборочный тур для резидентов

Гляди, мой ангел, как тебе легко –
лететь над всем, себя не замечая,
над облачным топлёным молоком
позванивать небесными ключами.
Стать ветром, заигравшимся с листвой,
оракула печального не слушать.
Смотреть, как тонет бедный остров твой,
как след триремы заметает сушей.
Здесь тоже море: серая вода,
над мелководьем плачущие чайки.
Крещенские (плюс пять) не-холода,
интрижки, пьянки, празднички, печальки.
Безвременье, но некого винить,
вот разве что себя, и то вполсилы.
Как будто к светлой истине приник
и отшатнулся: страшно и красиво,
но слишком поздно.
Не меня храни.
Во мне теперь не музыка, но скрежет.
И только долг меня с тобой роднит.
И только нежный свет над нами брезжит.


МИХАИЛ ЭНДИН «Магазин»
http://stihi.ru/2020/12/17/1900 квота Елены Копытовой за редактирование отборочного тура

    ...И сумрачный германский гений...
        Александр Блок

Заплата на асфальте говорит...
А улица, естественно, теряет
и красоту, и свой товарный вид.
И каждый, между прочим, индивид,
споткнувшись, непременно наградит
эпитетом того, кто вытворяет
подобные дорожные дела.

Заплата, между прочим, мне дала
всего лишь повод написать о том,
что рядом есть многоквартирный дом,
и в доме том давным-давно живёт
та женщина, что ходит круглый год
со мной в один и тот же магазин.
И там в отделе соков, вод и вин

я наблюдаю женщину сию.
И жалко мне, что я уже не пью,
как в прежние весёлые года.
А женщина, не ведая стыда,
берёт вино различных стран и марок —
себе, друзьям, на вечер, на подарок? —
теряюсь я в догадках, потому

мне грустно оставаться одному.
И я бреду, душа моя болит,
и спотыкаюсь, словно индивид,
который непременно посылает
эпитетом того, кто вытворяет...
Заплата на асфальте говорит,
но речь её никто не понимает.
...
Вот магазин открылся. Я опять
в часы таких обыденных открытий
пойду туда, но радостных событий
и прочих просветлений и наитий
от этого не стану ожидать.

Не стану ждать блестящих перспектив
и даже суетливых приключений.
Осенний день. И сумеречный гений —
германский ли, российский — без сомнений,
едва ль услышит благостный мотив.

Мне осень не расскажет ни о чём, —
закроет небо тучами и снова
заморосит, и сказанное слово
истреплет ветром, чтобы бестолково,
темнея, стать угрюмым палачом.

Но день сегодня выдался такой...
Но магазин сегодня так открылся...
Я пожалел о том, что не побрился.
Я улыбнулся, словно удивился,
кассирше юной, девушке простой.

Сегодня день открытий. Угадать
теперь несложно, что на самом деле
я сделаю, — я в дом открою двери
и буду ждать кассиршу, что в отделе
работает за кассой № 5.
...
Ноябрь ушёл. Теперь пришла зима.
Пошлёт ли снег или оставит лужи
природа, не решившая сама,
что будет лучше, чтобы стало хуже
народу, истоптавшему опять
земную твердь за каждой пядью пядь?

Я тоже оставляю за собой
принятие решений. В эту зиму
никто уже не ринется толпой
к закрытому на время магазину, —
на время, на эпоху, на века...
Всё временно для тех, кто жив пока.

Я сам себе казался не рабом,
а просто завсегдатаем отделов.
Я покупал — на нынче, на потом
(ну как прожить без этаких заделов),
мечтая о тепле и доброте,
да годы, видно, выдались не те.

Что за дорога, если в магазин
она не приведёт меня однажды,
когда, быть может, в пору долгих зим
я исстрадаюсь от тоски и жажды?
Невесело шагать, когда в пути
дорогу к магазину не найти.

А жизнь вокруг спокойная вполне
текла себе на улице и даже
у женщины, мелькающей в окне,
забывшей о покупке и продаже.

Женился на кассирше молодой
один парнишка из молодцеватых.
Асфальт у магазина был в заплатах,
но не тужил об участи такой.


Это рассказ в стихах, полный иронии и самоиронии. И он, повествующий о прозе жизни, выделяется на фоне остальных изысков.



АЛЕКСАНДР МАРТЫНЮК «Амальгама тускнеет с годами»
http://stihi.ru/2021/02/13/9260 номинатор журнал "Витражи"

Амальгама тускнеет с годами,
или просто подводят глаза?
Но не я в этой выцветшей раме,
и уже отвернуться нельзя.

Мой двойник всё мрачней и печальней,
что-то шепчет намыленным ртом,
и лицо его тайной печатью
покрывается, будто щитом.

Он уходит в себя, исчезая
среди пятен, полос и морщин,
разрывается связь временная,
остаюсь совершенно один,

лишь мелькание тени и света
оживляет поблекший квадрат…
Где лицо моё? Жизнь моя, где ты?
Глажу бритвой почти наугад.


Оригинально подана проблема ухода времени и старения.


ЮРИЙ ОКТЯБРЁВ «Полночь большого прилива»
http://stihi.ru/2021/02/01/8866 отборочный тур для резидентов

В полночь наступит большой прилив,
в полночь нахлынет на дом вода.
Дом оторвётся, уйдя в заплыв,
вырвет из штекеров провода,
скинет ступени крыльца с ноги,
жабрами окон вдохнёт туман
и поплывёт, разогнав круги,
прямо в прихлынувший океан.

А вместе с ним поплывем и мы,
спящие рядом в своих телах,
этим телам одолжив взаймы
сумрачных комнат архипелаг.
А бестелесные двойники
в сотне приливов от спящих нас
будут дельфинов кормить с руки
в звездной лагуне в полночный час.

Будут, касаясь их гладких спин,
с ними по лунной дорожке плыть,
веря, что каждый из них – дельфин,
выбранный, чтоб в человеке жить,
не отводя друг от друга глаз,
нежностью жажду не утолив –
но, как всегда, не вернутся в нас,
снова уснувших в большой прилив.


ОКСАНА СТОМИНА «Поэтское»
http://stihi.ru/2017/07/25/1960 номинатор Ольга Озерова

Я хочу, чтоб однажды еще родиться
И найти свою книжку. Чтоб дураки
Ее даже читали. Чтоб на страницах
Были кем-нибудь загнуты уголки.

Чтоб стихи в ней – смешны, а местами странны –
Потемнев, как столовое серебро,
Не теряли в цене, а лечили раны,
Воспевали любовь и несли добро.

Чтоб была в них та самая бабья сила,
Что в горящую избу и что коня…
Чтобы вера, которую я носила,
Оставалась надолго после меня.

Чтобы встретив, узнать их по всем приметам.
Чтоб читая, не морщиться от стыда.
И чтоб снова попробовать стать поэтом.
Как всегда.


АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВ «отсюда»
http://stihi.ru/2021/01/26/4099 квота Ника Туманова за редактирование отборочного тура

пожалуй бывало и хуже
но этот закат слюдяной
но мячик что плавает в луже
важнее планеты иной
важнее до боли и дрожи
а дальше не в лад невпопад
ты просто слетаешь с дорожки
и велик цепляет закат
такое беспечное лето
неважно зачем и кому
и вишни они же планеты
и дед мой уходит во тьму
к чему это знанье я вырос
я вынырнул в этой реке
зачем это детство на вырост
зелёнкой прижали к ноге
я тут я от века до века
как полуоткрытая дверь
я маленький полукалека
куда мне отсюда теперь
от этого жёлтого лета
в котором больная нога
песочница полная света
и мячик и мячик ага


Полное печали переживание у детской фотографии царапает душу.


АЛЛА АРЦИС «Ева»
http://stihi.ru/2020/12/13/8322 квота Бориса Голубчика за редактирование отборочного тура

Не скажешь Господу: «некстати»,
когда под вечер, на закате
огни тушил…

А я жила за тайной дверью
в твоём укромном межреберье,
в краю души,
где сердца стук сходил лавиной,
была не частью половинной,
а выдох-вдох,
на ощупь еле различима –
ты был для радости причиной
задолго до…

Теперь – в чужом саду, нагая,
и звери смотрят, не мигая:
чего скулит? –
но ты похоже и не ранен.
а знаешь что – бежим из рая,
тут всё – Лилит!
тут всё до приторности склизко,
как в нёбо влипшая ириска,
тут и без нас
полно слетевшихся на праздник.
пойдём, не трогай яблок райских –
чернеют враз.

А там – заснеженные кущи:
декабрь заботливо научит
ступать на наст,
на льду не выпустив друг друга…

Господь простит – умерит вьюгу
и знак подаст.


АЛЕКСАНДР СПАРБЕР «Оправдание Иуды»
http://stihi.ru/2010/10/06/2237 отборочный тур для резидентов

...вместо Низы, отлепившись от толстого ствола маслины, на дорогу выпрыгнула мужская коренастая фигура, и что-то блеснуло у нее в руке и тотчас потухло.
Иуда шарахнулся назад и слабо вскрикнул: – Ах! Второй человек преградил ему путь. Первый, что был впереди, спросил Иуду: – Сколько получил сейчас? Говори, если хочешь сохранить жизнь!
Надежда вспыхнула в сердце Иуды. Он отчаянно вскричал: – Тридцать тетрадрахм! Тридцать тетрадрахм! Все, что получил, с собою. Вот деньги! Берите, но отдайте жизнь!
(М. Булгаков)

Я не за деньги… Деньги – это так…
Хотя, подозреваю, вскоре мифом,
легендой станут тридцать тетрадрахм.
Клянусь, я не хотел их! – всё Каифа…

Он говорил: взгляни на этот плод –
в нем нет, поверь, ни сладости, ни вкуса –
он не дозрел. – Вот так и наш народ…
…не доросли еще до Иисуса.

Да, мы живем под цезарем, в цепях,
да, прокуратор управляет круто,
да, нас везде сопровождает страх…
…но ничего страшнее нет, чем смута.

Она начнется, если тот опять
захочет проповедовать. Усилий
ничьих не хватит, чтоб её унять.
О, сколько раз мы это проходили!

Поднимутся отбросы всех мастей
искать, как говорится, виноватых,
и сыновья оставят матерей,
отцы – детей, и брат пойдёт на брата.


…А я… Я просто не хотел резни…
я жить хотел, как этот голубь сизый,
что вьёт гнездо под камнем… и любви…
я не за деньги, не за деньги!
Ни-за…


ИГОРЬ ГОНОХОВ «Московский рабочий»
http://stihi.ru/2020/08/19/8944  номинатор Юрий Семецкий

сядешь у радио, слушаешь песни.
не с чего вроде, а сердце заноет.
в узкой каптёрке повеет небесным,
болью навалится иго земное.

вдоль гаражей беззаботный, поддатый
топаешь, трогаешь яблони, клёны.
встанешь и, вдруг, повернёшься к закату,
к ангельским далям прозрачно-зелёным.

в небе живёт неохватное диво.
умерло время, не движется к ночи.
мне бы с друзьями... за кружечкой пива...
я же обычный московский рабочий...

ведь не спросили: хочу, не хочу я.
дали с рождения и невозвратно
эту способность – нездешнее чуять,
жить в осязаемом, но непонятном.

легче грибы перебрать для засолки,
шкафчик для обуви сделать в прихожей,
чем отрешённо рассматривать сойку,
видом своим удивляя прохожих.

стол и скамейка, за ними – крапива,
шмель полусонный в бумажном стакане.
дико болит и болит нестерпимо –
там, где прошлось неземное дыханье.


О том, что движет поэтом, творцом. О недостижимом и все же необходимом.