Второй поход на Азов Петра Великого! 20 частЪ

Серж Фико
                Военные кампании России
             против Османской империи  и крымско-хАнской ордЫ;
                были продолжением начатой правительством
                царевны Софьи Алексеевны, старшей сестры Петра-1   
                войны с Османской империей и Крымо-хАньем;
              предприняты Петром-I в начале его царствования
                и закончились взятием турецкой крепости Азов.
Они могут считаться 1-м значительным свершением молодого царя !!
                Начало: 1695 г. -  Окончание: 1696 г.
Место: Молдавское княжество.  Военная кампания:  Русско-турецкая война
                \\\\\    ****************  /////   
                Второй  поход  на  турЕцкий Азов на Русской земле !!!!
                Дата: весна 2 октября 1695 года.
                Силы сторон:
      Русское царство — 70 000 сухопутных войск, ~ 200 орудий,
           2 крупных корабля, 23 галеры и более 1300 мелких судов.
                Турецкий гарнизон Азова — 7 000 чел.
                Турецкие татары — 60 000 чел.
                \\\\\    ****************  /////   
               Осмыслив причину неудачи предыдущей кампании Петр I
     всю зиму 1696 года потратил на подготовку ко второму походу !!!!
                Основная причина 1-й неудачи Петра,-
                Открытое море к Азову турецкой эскАдры !!!! 
                \\\\\    ****************  /////   
                \\\\   Ныне Азов на 2020 год.  ////   
Город в России, административный центр двух муниципальных образований
            Ростовской области - городского округа «Город Азов»
               и муниципального района «Азовский район».
    Дата основания: 1067 г.    Население: 80 428 чел. (2020 г.)

            *ххххххххххххххххх  20  частЪ   ххххххххххххххх*
 
                Царь Пётр  Первый
          провёл «работу над ошибками»,- не просчитАлся,
                что главная проблема – это речнАя
                и морская компонЕнта,-  основнАя !!!!.

Немедленно началось строительство «морского каравана» -
       военных   кораблей и судов,  и транспортных !!

                У этой затеи было много протИвников.., –
           слишком мало времени на эту задачу  бЫло !!
               Чего   одна  зима  стОила для РоссИи !!

   И вопрос был сложным с точки зрения организации,
           привлечения ресурсов и тттттттт\дддддАлее !!!!!

                Но замысел  ПетрОвский 
                воплощали   в   жизнь    неуклонно !!
        И большинствО   бдагодАрных ему  русо-потОмков !!!!

                Из Москвы шли один за другим указы,
 распоряжения воеводам, градоначальникам о мобилизации
               людей и ресУрсов постепЕнно иль срАзу-же !!   

                Уже  в  январе  1696  года
       на  верфях Воронежа  и  в  Преображенском  угОдье

         *хххххххххххх\\  ПреображЕнское  //хххххххххх*
                подмосковное село на берегу Яузы,
              там располагалась резиденция отца Петра, -
              царя Алексея Михайловича  «ТишАйшего».
            *ххххххххххххххххххххххххххххххххххххххх* 

             развернули масштабное строительство  нОвое
              кораблей  и  судов  для свершЕний грОзных !!    

                Галеры, построенные в ПреображЕнском,
                разбирали,  везли  в  Воронеж  спЕшно,
                там снова собирали и спускали на Дон !!
                И от ДОНа к Азову  по берегам был дозОр !! 

             Пётр приказал к весне сделать 1300 стрУгов,
              30 морских лодок и  100  мОщьных плотОв !!!!

        Для этого со всей России мобилизовали плОтников,
         кузнецов,  строИтельных и   разных   рабОтников !!

                Район Воронежа выбрали   в особый толк !!, -
        для местного населения строительство речных судов
          было обычным прОмыслом  и  не одно поколЕние !!
            Всего мобилизовали свыше 25 тыщ  всех умЕльцев !!!

               Со всех концов  РоссИи   спешили  мастерА,
                рабочие,  артЕльные,  боярская  щедротА. 

               И также  везли материалы:  лес, пеньку, смолУ,
                железо,  колёса, инструмЕнты,  едУ !!

                Работы шли быстро и  к началу похОда
             стругОв построили чем планировали  втрОе !!!!

                Задачу строительства военных кораблей
                решали в Преображенском на реке Яузе
                от глаз  и шпиОнов  в сто скоростей !! 

                В основе  кораблей  были галеры –
               гребные суда, имевшие  30-38  вёсел,
               на их вооружении было 4-6 орудий,
                2 мачты, 130-200 человек экипАжа,
         к тому-же  они могли перевозить десАнты !!!!

             Этот тип корабля отвечал условиям театра
   военных действий, галеры с их небольшой осАдкой,
      маневренностью, могли успешно дЕять на реке,
              мелководью  низОвьев  Дона налегкЕ
             и прибрежных вОдах  Азовского  мОря !!

      В строительстве кораблей был  также  испОльзован
           ранний    судостроения  Петровский  опыт !!

            Так  в   1636 году  в  Нижнем НОВЪгороде
           построили корабль «Фридерик»  огрОмный !,
  в 1668 году в селе Дединове на Оке – корабль «Орёл»,
            в 1688-1692 годах на Переяславском  ‘озере
   и в 1693 году в Архангельске при участии Петра
         построено  несколько  кораблей  стремглАв !!   

       К строительству кораблей  в  Преображенском  в охвАт
                широко  привлекали   молодых  солдат
          Семёновского и Преображенского  верных  полкОв,
               крестьян,  мастеровых  и кто к учменьям готов !!,
                которых вызвали  от   всех  поселений
               по  царскому осОбому  Петрову  повеленью !!, 
                где было развито судостроение ,-
Архангельск, Вологда, Нижний Новгород и  где ещё !!   

              Среди мастеров всеобщим уважЕнием
      пользовались вологодский плотник Осип ЩЕка
          и нижегородский плотник Яким Иванов, -
      кой умел научить при себе любого, кто умён !!!!

        Всю  зимушку делали   в ПреображЕнском
            основные  детали  кораблей  воЕнных:
кИли  (основание корпуса), шпангОуты («рёбра» корабля),
 стрингерА  (продольные балки, идущие от носа к кормЕ),
      бИмсы (поперечные балки между шпангОутами),
пИллерсы (вертикальные стойки, поддерживающие палубу),
         доски для обшивки,  настИла палуб,  мачты,  вёсла
                и много других  детлей !!!!
                И все они точно были под  «нумерАми» !!!!

              В феврале 1696 года заготовили деталей
                на 22 галеры  и  4 брандера  !!!!
                *---------------------------------------*   
                БрАндер:   
        судно,  начинённое  горючими  веществами
       для  поджога   кораблей  вражеских !!   
                *---------------------------------------*   
В марте шла перевозка корабельных частей в ВорОнеж.
         Каждая галера доставлялась на 15-20 повОзках.
      2  апреля были спущены на воду  первые  галЕры,
           их экипажи были сформированы   из состава
 Семёновского и Преображенского полков самых вЕрных !!

             В Воронеже также заложили первые большие
                трёхмачтовые корабли , - 2 единицы,
      с  артиллерийским вооружением   довольно сильным !!

                Они требовали большого кОмплекса
     кораблестроительных работ  свыше всякого «кОмпаса» !!!!

         На каждом из них решили установить по 36 орудий !!
              Тогда  это для России было мОщъно и чУдно !!!!

              К началу мая построили первый  корабль, –
                «Апостол Петр».
                36-пушечный парусно-гребной фрегат  !!

           Корабль строили при помощи    дАтского
                Августа (Густава) Мейера  мАстера.
            Он стал командиром второго корабля –
                36-пушечного  «Апостола  Павла» !!

              Длина парусно-гребного фрегата былА ,-
                34,4 метров  и    7,6 метров   ширинА,
           корабль , сей фрегАт,- был плоскодонным,
       чтоб ходил он по Дону и по морю АзОвскому !!

                Кроме того, фрегат имел 15 пар  вёсел
                на случай штиля и для манёвра !!

     Таким хитрым  свОйством  в Русском госудАрстве,
              вдали от морей и от шпиОнского глАза,
          за предельно короткие сроки смогли создать
     в Мега-целЪ  цЕлую  кораблестроительную  стать,-

           отрасль   морскУю   держАве  на слАву
       и построили   «морской воинский караван» 
           достОйный военных кораблей   отряд
         и транспортных судов  в отличный ряд !!!!

         Когда войска прибыли из Москвы в ВорОнеж,
                там уже ждала целая армада  готОвых 
                военно-транспортных судов –
         2 корабля, 23 галеры, около 1500 стругов,
                плотов, барок, лодок,- хоть в бой !!!!

фФфФф~~~~~>      {{{{{{{{{{{{{ ^^*^^  }}}}}}}}}}}}}}
               * БоевОй ДонбАсс – Боевая ГОРловка – НовоРУСЬ *   
&&~~~~~~~~~~~~~>       * ДНР – НовоРОСсия *
П\с – 1:         
                Крымский поход на Москву при Иоанне Грозном!! 1 ч
                http://stihi.ru/2020/11/30/855 
                Крымский поход на Москву при Иоанне Грозном!! 2 ч
                http://stihi.ru/2020/12/02/474
            Крымский поход на Москву при Иоанне Грозном!! 3 ч
                http://stihi.ru/2020/12/06/368
           Крымский поход на Москву при Иоанне Грозном!! 4 ч
                http://stihi.ru/2020/12/11/961
         Походы на Крым Русской Армии Голицына.  5  часть. 
                http://stihi.ru/2020/12/18/5579               
         Походы на Крым Русской Армии Голицына.  6  часть. 
                http://stihi.ru/2020/12/27/6322
         Походы на Крым Русской Армии Голицына.  7  часть. 
                http://stihi.ru/2021/01/06/293
         Походы на Крым Русской Армии Голицына.  8 часть.    
                http://stihi.ru/2021/01/06/363
              Походы на Крым Русской Армии Голицына.  9  часть. 
                http://stihi.ru/2021/01/11/237
    Походы на Крым Русской Армии Голицына.  10  часть. 
                http://stihi.ru/2021/01/15/9614
Походы на Крым Русской Армии Голицына.  11  часть. 
                http://stihi.ru/2021/01/15/9889
Походы на Крым Русской Армии Голицына.  12  часть. 
                http://stihi.ru/2021/01/21/2644
Походы на Крым Русской Армии Голицына.  13  часть. 
                http://stihi.ru/2021/02/01/9940
Первые походы  Петра 1-го  на Азов и Крым!!  14  часть.   
                http://stihi.ru/2021/02/04/10047
Первые походы  Петра 1-го  на Азов и Крым!!  15  часть.   
                http://stihi.ru/2021/02/05/95
Первые походы  Петра 1-го  на Азов и Крым!!  16 часть.   
                http://stihi.ru/2021/02/05/7588
Первые походы  Петра 1-го  на Азов и Крым!!  17  часть.   
                http://stihi.ru/2021/02/06/6581
Первые походы  Петра 1-го  на Азов и Крым!!  18  часть.
                http://stihi.ru/2021/02/14/10346 
Второй поход  Петра 1-го  на Азов и Крым!!  19  часть.   
                http://stihi.ru/2021/03/04/10188 
Второй поход   Петра 1-го  на Азов и Крым!!  20  часть.
                http://stihi.ru/2021/03/07/7996
                Второй поход   Петра 1-го  на Азов и Крым!!  21  часть. 
                Второй поход   Петра 1-го  на Азов и Крым!!  22  часть
                Второй поход   Петра 1-го  на Азов и Крым!!  23  часть. 
                Второй поход   Петра 1-го  на Азов и Крым!!  24  часть
П\с - 2: 
                ГЕОграфия  Порты  и  Крымо – хАнской  ордЫ  !!!!   
                \\\\   Крымское ханство ////   
                Государство  в  Крыму,  Северном Причерноморье
                и на прилегающих территориях,
                возникшее на территории Крымского улуса
      в результате распада Золотой Орды  потомков Чингис-хАна
               и просуществовавшее с 1441 по 1783 годы.
Государство было основано в 1441 году ханом чингизидом Хаджи Гераем
                и рассматривалось своими ханами
              как прямой наследник Золотой Орды и Дешт-и-Кипчака.
               Столицы:    Бахчисараи;,  Староселье,  Чуфут-Кале.
П\с - 3:                *ххххххххххххххххххххххх*   
                Порта – Турция – Османская импЕрия !!!!
           Высокая Порта — на языке турецких чиновников
                означает резиденцию турецкого султана,
          а также местопребывание турецкого правительства,
                и самой турецкой монархии.
  Название Высокая Порта было принято и доПетровской Европой.
П\с - 4:
                Алексей Михайлович (13 июля 1645 — 29 января 1676)
                *ххххххххххххххххххххххххххххххххххххх*
                \\\\  Софья Алексеевна ////   
                Царевна, дочь царя Алексея Михайловича,
      в 1682-1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване.
              Фёдор III Алексеевич (30 января 1676 — 27 апреля 1682)
           Иван V Алексеевич (27 апреля 1682 — 29 января 1696) —
                прАвил совместно с царём Петром-I..!!!!!

               Пётр I Великий (27 апреля 1682 — 22 октября 1721) —
                до 1696 правил совместно с Иваном V.
П\с - 3:              *ххххххххххххххххххххххххххххххххххххх*
                \\\\\  Пётр Первый:  /////
          Последний царь всея Руси и первый Император Всероссийский.
                Родился: 9 июня 1672 г., Москва
Умер: 8 февраля 1725 г. (52 года), Санкт-Петербург, Российская империя
В браке с: Екатерина I (1712-1725 гг.), Евдокия Фёдоровна (1689-1698 гг.)
                Партнёр: Летиция Кросс
Родители:      Алексей Михайлович, Наталья Кирилловна Нарышкина
Дети:              Алексей Петрович, Павел Петрович, Пётр Петрович,
                Павел Петрович, Пётр Петрович, Маргарита Петровна..