Взгляд из-за кулис 15 лет - отличный возраст

Клуб Слава Фонда
ОБЗОР КОНКУРСА «15 ЛЕТ – ОТЛИЧНЫЙ ВОЗРАСТ» АВТОРА НАТИКО

Пятнадцать произведений – именно столько стихотворений было подано на конкурс «15 лет – отличный возраст». Настоящая магия чисел…
Во всяком случае, достаточная, чтобы автор обзора не искал отговорки, мол, «стихов много, а обозреватель один», они в данном случае вряд ли будут приняты во внимание. Поэтому читаем всё подряд, тем более, что, согласно условиям конкурса, проигравших здесь нет: по условиям, награда гарантировалась стихотворениям с 1 по 15-е место.
Напомним анонс:
«Конкурс проводится в честь 15-летия Клуба «Слава Фонда».
Принимаются произведения о Клубе, а также стихотворения на любую тему с упоминанием числа пятнадцать. Например: на пятнадцатом году, полтора десятка, трижды пять и т.п.»
15 лет для человека, может быть, и немного. А вот что такое 15 лет для конкурсной площадки? Об открытии Клуба «Слава Фонда» было объявлено 6 сентября 2005 года, с того момента по сегодняшний день здесь состоялось 89 конкурсов, сейчас проводится 90-й. Назвать общее количество участников мне лично затруднительно, ими могут стать лауреаты конкурсов Международного фонда «ВСМ», что уже говорит о высокой планке, которую изначально задал Клуб.
Очередной конкурс предполагает не только магию чисел и прочие удивительные совпадения, но и навыки арифметики. Лучшего случая «поверить алгеброй гармонию» найти будет трудно.


О КЛУБЕ


    В океане стихов не бывает спокойной погоды.
    Рифмы бьются о рифы размеров, лишь брызги летят.
    Капитанам известны теченья и водовороты.
    О борта кораблей трутся волны, как стайка котят.
    Океану стихов нет начала, не видно и края.
    Скачут рыбками мысли, в косяк собираясь порой
    к островам интересов. И каждый из них обитаем:
    философский, лирический, детский — лишь душу открой...
    Здесь пятнадцатый год собирает ценителей слова,
    отправляется в путь, обучая как малых детей
    пониманию чувств и гармонии с миром живого,
    романтический парусник  — «Странник великий».
    Смелей поднимайся по трапу, вливайся в команду, и вместе,
    сверив выбранный курс, поплывём по трёхстопным волнам.
    Музы, в путь провожая, споют, вдохновляя нас, песни.
    Ветер парус наполнит и станет попутчиком нам.

СТИХОТВОРЕНИЕ №3 «ВЕЛИКОМУ СТРАННИКУ», согласитесь, не очень похоже на обычные и традиционные, привычные взгляду «здравицы» в день рождения, но, безусловно, очень возвышенно и красиво. Создаётся романтический образ творческого сообщества. Здесь и философия поэтических глубин, причём «морская» тематика выдержана от начала и до конца, и интересные рифмы, и «трёхстопные волны» ритма, на котором качается воображение читателя... «Океан стихов» и парусник «Великий Странник» в этом контексте как нельзя кстати. Просто красиво.

А вот и поздравительная открытка: СТИХОТВОРЕНИЕ №7 «НА ЮБИЛЕЙ КЛУБА «СЛАВА ФОНДА», кстати, призёр конкурса (пятое место). Жанр поэтического поздравления на самом деле не так уж и прост: во-первых, трудно быть оригинальным. А во-вторых, многие «открыточные» поздравления грешат шероховатостями и недостатками рифмы, которых не избежать, если в очередной раз желать очередному имениннику счастья и здоровья и рифмовать их между собой. Но там они как будто бы нивелируются заложенными в стихах добрыми чувствами. Закрываешь на некоторые вещи глаза, ведь от души старались порадовать, оправдывая недостатки словами «пишу душой».
Здесь ни на что закрывать глаза не надо, изъянов, недостатков и шероховатостей просто нет – мастерское, гармоничное стихотворение. Автор говорит от души, но делает это так, чтобы форма стихотворения не препятствовала разговору «по душам» с коллегами по Клубу. За внешней простотой скрыта тщательная работа и над рифмой, и над строчкой. В данном случае Автор показал мастер-класс: да, есть и традиционные пожелания, и немножко философии, а в целом – действительно собирательный образ, нечто вроде праздничной общей фотографии, сделанной очень хорошим фотографом. Не столько поздравление, сколько признание, причём даже ритм произведения равняется по названию конкурса. В общем, можно в рамочку – и на стену, Сергей Жук принимает поздравления:

Сгорают годы, словно хворост,
В горниле жизни без следа.
Но эти славные года –
15 лет – отличный возраст!

(…)

Живи, наш Клуб! Пусть будет светел
Твой славный мир на сотни лет.
Пусть будет каждый в нём согрет,
Кого бы ты в пути ни встретил!

Всегда спешу к тебе.  В дорогу
Беру секреты ремесла –
Несу, оставив все дела,
Я сердце к твоему порогу.

Автор СТИХОТВОРЕНИЯ №2 «ПЯТНАДЦАТЬ ЛЕТ. ФОНД ВСМ» использовал много восклицательных предложений. Образы красивы, но разрознены, они не складываются в единую картину, во всяком случае, в моём восприятии, и присутствуют как бы по отдельности: весна, красочные столы, балкон. Есть явная реплика к «Необычайному приключению…» Маяковского («Свети всегда! Свети везде!»). Есть даже ставший мегапопулярным за 2020 год вирус – куда же без него, и в поздравление он пролез. Есть, к сожалению, и ритмические сбои. Но чувства, заложенные в произведении, самые добрые. Да и в целом – создано новое стихотворение, а остальное можно, при желании, доработать позже:
Сегодня праздник! Выходной!
Я написала двадцать строчек.

Конкурсная площадка создавалась именно для этого: чтобы Авторы могли оттачивать своё мастерство и практиковаться.


О ДАТАХ


Если уж говорить о возрасте как таковом, то это направление тоже нашло своё отражение. Например, в СТИХОТВОРЕНИИ №4 «ВЛКСМ» всплыла из глубин памяти комсомольская юность.
Вот фото… - заныла память:
тогда нам пятнадцать было…
Мы дружной шеренгой встали,
полны молодою силой...
 
Под звуки гитары старой
 я пел Окуджавы песни…
И память как  феи чары:
те майские дни воскресли!
 
Но грусть о былом вампиром
тиранит мне клетки мозга…
О чем-то большом,  красивом,
 что было, -  терзаться поздно!

Тогда нас вязала дружба
 и верность величью  БАМа,
 Корчагин спасал нам души,
 Гагарин раздул в них пламя....


Образ «грусти-вампира» очень понравился. Но представленный отрывок – ещё не финал. Есть и более грустная, злободневная часть, сравнивающая то будущее, которое тогда мерещилось и представлялось из «комсомольской юности», и тот результат, который перед глазами. Автор отмечает отсутствие моральных ориентиров, «звон не от дел – от фальши». «И люди не верят слову!» – делает он печальный вывод, после которого остаётся только убрать фотографию подальше, чтобы не огорчаться ещё больше.
Финальная строчка не воспринимается как таковая, кажется, что стихотворение не окончено, а оборвано: просто ну о чём дальше говорить, если всё и так очевидно? А какие сюрпризы преподнесёт будущее, которое уже один раз провело поколения мимо «прекрасного далёка», предположить трудно. 

Продолжает минорную тему СТИХОТВОРЕНИЕ №8 «ГДЕ ЮНЫЙ ВИШНЁВЫЙ САД», в котором лирический герой тоже оглядывается на свой «пятнадцатый листопад».
Так славно бежать в закат,
В ладонях качать рассвет,
И ветру кричать "привет"
В пятнадцатый листопад!

И верить в бессмертье дня,
В уютный причал семьи,
Как в долгий покой луны
И солнечность бытия.


Стихотворение-зарисовка, несмотря на грустное настроение, воспринимается как светлое воспоминание, поскольку, наверное, в 15 лет ещё нет той глубины переживаний, о которых стоит трагически сожалеть. Скорее уж о самой цифре «15», когда всё вокруг кажется таким прочным, незыблемым, простым и понятным, как просто и понятно само стихотворение.

СТИХОТВОРЕНИЕ №9 «КОГДА СМОГУ ОТ СЧАСТЬЯ ЗАХМЕЛЕТЬ?» начинается строкой знаменитого «Прощального сонета Цурэна»: «Как лист увядший падает на душу…», о которую точило перья не одно поколение литераторов. По идее, это должно отсылать читателя к братьям Стругацким, но вместо этого вспоминается почему-то розыгрыш, который Александр Абдулов устроил Олегу Табакову. К мэтру актёрского мастерства, тогда уже возглавлявшему свою «Табакерку», подошёл ребёнок лет четырёх и серьёзным рассудительным тоном, со взрослыми интонациями попросил роль: «Ну мне же уже четыре года! Надо же что-то думать! Время-то идёт. Может быть, Красную Шапочку или Кота в Сапогах…» Олег Павлович не на шутку встревожился проблемами «деточки», как вдруг заметил наблюдавшего эту сцену со стороны Абдулова. Оказывается, шутник специально отрепетировал с малышом реплики, чтобы Табаков принял всё за чистую монету.
Конечно же, у пятнадцати лет более серьёзные проблемы, чем роль Кота в Сапогах, но тоже есть свои ожидания, и «надо же что-то думать!», ведь уже пятнадцать, время-то идёт!
Как лист увядший падает на душу,
Как ветер ледяной её тревожит,
Так я страдаю, но, судьбе послушна,
Себе шепчу: "Дождусь и я, быть может!.."
(...)
Когда смогу от счастья захмелеть? -
Ведь мне уже почти пятнадцать лет!

Кажется, что если алые паруса не приплыли, то столько лет, аж пятнадцать, прожиты зря. Лирический сонет, с нотками грусти, отчаянием, если ожидаемая сказка не случится, и только в последней строчке Автор добродушно улыбнулся над юношеским максимализмом своей лирической героини. Или мы эту улыбку там увидели?

СТИХОТВОРЕНИЕ №10 «ИДУТ ДОЖДИ, ИЛИ О ТЕХ, КОМУ 15» подано как «программное», собирательное. И достаточно современное. Во всяком случае, здесь другая трагедия – не алые паруса прошли мимо, а друг исчез из «Контакта».
Всё напрасно... Идут дожди,
Не желают со мной прощаться,
Выбивают: "Сиди и жди:
Ведь тебе лишь всего.. пятнадцать".

Стихотворение достаточно простое, здесь нет какой-либо особо изысканной образности, наоборот, из небольших, кажущихся взрослым не очень значимыми горестей и потерь складывается настроение.

Авторы СТИХОТВОРЕНИЯ №13 «ДЕВЧОНКА» и №14 «ЮНАЯ» тоже ассоциируют 15 лет именно с девичьим возрастом. Это и первая влюблённость – «огромнейший секрет» от мамы в стихотворении №13: всего два четверостишия – и тема исчерпана. Это и «дела смартфонные» из стихотворения №14, такие важные. Случайно ли использование грамматической рифмы, или Автор специально не стал усложнять, но здесь этот приём просто в концентрированном виде и больших количествах (напомним: рифма называется грамматической, если рифмуются слова, являющиеся одной и той же частью речи в одной и той же грамматической форме, например, «рассветная – заветная»).
Тревоги частые и грозные.
На лето планы грандиозные.
Дела смартфонные и школьные.
И развлечения "прикольные".

Вот за «школьные – прикольные» спасибо, ведь как можно говорить о подростках, не используя их терминологии? Богатством и разнообразием эта рифма не отличается, но вот нотку современности вносит. Мышление отражается в языке. Вот, появилось слово «прикольное», правда, перевести его на «литературный русский» в точности не представляется возможным, поскольку оно употребляется и как синоним «смешного», и для того, чтобы в целом показать позитивное отношение к предмету, человеку или явлению в целом. Но в целом «прикалывающиеся прикольные приколисты» – это всё-таки нечто позитивное. Словари меняются, а вера в лучшее и тот самый юношеский максимализм, который уже отмечали авторы других стихотворений, остаются.

А вот в СТИХОТВОРЕНИИ №12 «ГОЛУБКА» – поэтическое литературное полотно, созданное на основе полотна художественного. Другое поколение, совсем другая пятнадцатилетняя. Россия XIX века, намечается очередной «неравный брак» богатого жениха и юной невесты, за которую уже всё решили родители.  О страстях Джульетты речь пойдёт в третьей части обзора, а здесь трагедия в данном случае одна: «не люб».
Хочется отметить достаточно глубокую проработку Автором сюжета, использование колоритных деталей. «Рассказ по картине», безусловно, состоялся и был оценён жюри как лучшее стихотворение среди поданных на конкурс. Итак, перед нами победитель.
Взгляд опустила  в качнувшийся пол,
Вихрем взметнулись крахмальные юбки.
Маменька крепче вцепилась в подол:
Не упорхнуть молчаливой голубке.

Сюжетные стихотворения на самом деле не проще философских, или, скажем, пейзажных. В двух словах и даже катренах не перескажешь. Поэт должен быть хорошим рассказчиком, и этот рассказ не терпит неточностей в выражении мысли. Здесь, кстати, таковых нет, речь льётся свободно до самого финала стихотворения. Автору удалось «оживить» персонажей, заглянуть в душу «невесты на выданье». Ну и, конечно же, если речь идёт о сюжете, то актуален вопрос, «чем всё закончилось». Тем, чем обычно заканчивалось такое сватовство: «голубка» подчинилась воле родителей, решив и для себя, что «стерпится – слюбится», а не слюбится – всё равно стерпится.

О неравенстве возрастов, но совершенно в другом ключе – и СТИХОТВОРЕНИЕ №15 «СЛЕГКА ЗАПОЗДАЛЫЙ ВАЛЬС». Но здесь картинка семейная и трогательная: 90-летний прапрадедушка танцует со своей 15-летней праправнучкой «вальс поколений».


О ЦИФРАХ

Обещанная «ДЖУЛЬЕТТА» – СТИХОТВОРЕНИЕ №11, лауреат (третье место). Может быть, строка «пятнадцать роз пурпурных отцвели» и напоминает о возрасте, но мы всё-таки посчитаем это количеством цветов и красивой метафорой, а не паспортными данными.
По красоте и образности стихотворение превосходит предыдущие, где описывались наши пятнадцатилетние современницы. Может быть, эпоха диктует стиль, или сам образ литературной героини не предполагает простоты… Но ничего «прикольного» здесь не найдёшь, всё в духе времени. Хотя я поймала себя на том, что Уильям Шекспир местами ускользает от меня.
Джульетта начинает танцевать,
Стремительно звучат оркестра звуки...
Тревожа льда сверкающую гладь,
Она изящно к небу тянет руки.
(разве мы не в Вероне? Откуда лёд? Или это метафора? – прим. автора обзора)

Здесь нет любви. Отпели соловьи,
И ясный день сменился на ненастный.
Пятнадцать роз пурпурных отцвели
Давно, и чувства нежные угасли.
(сказать, что у шекспировской героини «чувства нежные угасли», нельзя – наоборот, всё совершалось во имя этих чувств. – прим. автора обзора)

Зачем ты строишь замки из песка,
Спешишь за ней угрюмой, мрачной тенью.
Неправедным достанется тоска,
Нечестным – равнодушье и забвенье.
(беда в том, что в данном стихотворении у Джульетты нет антагонистов, они не показаны. – прим. автора обзора)

Торжественно танцует менуэт
Судьба, печально дождь стучит по стеклам.
Джульетта верит – тьму заменит свет,
В победном такте музыка умолкнет.

Думаю, что это альтернативная версия и альтернативная, не совсем шекспировская Джульетта и её судьба «после бури». Когда вчитываешься в каждую строчку, начинаешь ловить себя на том, что здесь нет Ромео. Да, возможные антагонисты и неприятели не показаны, но не присутствует и главный герой … Есть только музыка и сама Джульетта наедине со своей судьбой, так и не раскрывшей читателю никаких тайн.

Пейзажно-погодная зарисовка в СТИХОТВОРЕНИИ №1 «В ОМСКЕ ОСЕНЬ ЗАДЕРЖАЛАСЬ» очень хороша. Выше речь шла о том, что сюжетные стихи создавать не легче, чем пейзажные, когда картина перед глазами диктует и сюжет, и образность. Но пейзаж пейзажу рознь – «увидеть» тоже надо уметь, и показать увиденное так, как сделал это Автор, не каждый может. В списке поданных работ стихотворение стоит первым, место в конкурсе оно заняло четвёртое, но я думала о нём всё время, пока складывался обзор, и наконец настала его очередь. Здесь нет дат, юбилеев и возраста: плюс пятнадцать – на градуснике. Остроумное решение, оправдывающее и тематику конкурса, и картины природы.
Осень задержалась нынче тёплая –
красочно-узорно-листно-омская!
Лучиком играет солнце в стёклах и
прячется за жёлтыми берёзками.

На зимовку снегири-кочевники
прилетели до морозов жадные,
только плюс пятнадцать с понедельника
обещает Омск, а не прохладу им.

Тёплый ветер вальсом листьев кружится.
Весело орешки белки щёлкают.
Лёгкий дождик моросит по лужицам.
Сосны сеют рыжими иголками.


Как Вам прилагательное «красочно-узорно-листно-омская»? А составные рифмы? Например, «тёплая – стёклах и», или «жадные – прохладу им». Здесь и восхищение, и художественность, и умение в небольшом количестве строк дать максимальное количество характерных чёрточек. В общем, не только живописно, но и компактно, как снегирь на ветке. «Снегири-кочевники» – кстати, отличный образ. Прекрасны и «тёплый вальс ветра», и рыжие иголки, которыми «сеют сосны», и в целом «Омск над Иртышом в убранстве осени». Разочаровать это стихотворение может только птичек, «жадных до морозов».

СТИХОТВОРЕНИЕ №5 «СУШИТЕ ВЁСЛА, СЭР» единственное в подборке напомнило о том, что сразу же всплывает в голове при цифре 15: «Остров сокровищ», «Пятнадцать человек на сундук мертвеца». Можно добавить «йо-хо-хо» и бутылку рома для колорита. Впрочем, и без того достаточно живописно. Кстати, второе место в конкурсе – после «Голубки».
С мальчишки, погружённого в мечты о море и приключениях в «полутьме отцовского трактира», наше внимание переключается на главного лирического героя. А это гораздо более опытный игрок, которого и незримое присутствие Автора, и собеседник за столом, и, наверное, собственный внутренний голос призывают отказаться от поиска сокровищ, предоставив и «пятнадцать человек», и «сундук», и самого «мертвеца» их собственной судьбе.
Вам тошно от святош? - Поверьте капитану,
Твердящему, что ад проник в морской простор.
И даже свист снастей в сознанье вечно пьяном -
Не музыка ветров, а злой бесовский хор...
(…)
Сокровища - они мудрее нас, поверьте!
(Знакома эта песнь - и, словно мир, стара...) -
Не смогут отобрать ни сильверы, ни черти
Лишь света, что идёт из глубины нутра.

От пожелтевших карт струится не случайно
Тлетворный аромат несбыточных химер...    
Оставьте островам шальных сокровищ тайны!
Сушите вёсла, сэр, сушите вёсла, сэр!

Нельзя поспорить с мудростью этих строк: истинное сокровище – в душе человека, но так хочется «внешнего», и пиастры и дублоны продолжают манить моряка.
Интересно, что стихотворение начинается с мальчика, но в дальнейшем никакого обращения к персонажу нет, и до конца стихотворения он не упоминается. Такое ощущение, что он и фигурирует-то лишь для того, чтобы один собеседник мог обратиться к другому. То есть такой многообещающий персонаж служит только как объект сравнения и играет тем самым роль ружья, которое повесили на стену в первом акте, а в пятом забыли выстрелить. У двух собеседников и без него есть, оказывается, о чём поговорить. От этого складывается ощущение нераскрытой сюжетной линии, некой недосказанности. Но в целом получилась очень удачная попытка переписать «Остров сокровищ» не по Стивенсону – просто убедить героя никуда не поехать.

Ну и завершит этот обзор СТИХОТВОРЕНИЕ №6 «СУРОВЫЙ КРАЙ». Как Вы могли видеть, мы рассмотрели все стихи, стараясь не обидеть никого, и, надеюсь, не обидели, хотя не все произведения вызвали одинаковое чувство восхищения. Идея «Взгляда из-за кулис» несколько в другом – не искать недостатки, а подчёркивать достоинства, поскольку все Авторы, так или иначе – победители конкурсов Международного фонда ВСМ, их произведения получили признание жюри. И в этом, повторюсь, тоже – суть конкурсной площадки: сопоставлять, читать, делать выводы – и сочинять новые стихи. Поэтому пусть тех, кого в этот раз мы похвалили недостаточно, данный обзор не разочарует. Впереди ещё много конкурсов.
«Суровый край» я тоже похвалю недостаточно, хотя оно порадовало меня гораздо больше многих других своей действительно суровой красотой, богатой образностью, Автору удалось ухватить и передать дух места и времени. Но здесь есть ритмические сбои, некоторые совершенно неудобные места, их легко вычислить, прочитав стихотворение вслух. Очевидно, это помешало произведению занять более высокое место при подведении итогов. Однако та картина, которую нарисовал Автор, просто поражает своим размахом. Зримо представляется и «готическая высь боров», и «суровая, своенравная» река, и «колонны кедров», и «дурманное марево», в котором прячутся нерассказанные сказки, да и рассказанные тоже – всё это отражено в стихотворении. А что с цифрой 15? Она есть, но достаточно абстрактна и является личным измерением времени лирического героя.
Через пятнадцать лет вернусь  опять
В мой мир, укрытый под сосновой кроной,
Где будет солнце надо мной сиять,
А ночью месяц – бледною короной.

Я помню детство у реки в горах:
Суровой, своенравной и холодной,
Мы весело летели на свой страх
На утлом плотике, ордой свободной.

Вокруг готическая высь боров,
И ветра вой – звучанием органным.
И гулкий  звук – какой-то птицы зов
В колоннах кедров, в мареве  дурманном.

И леса детская душа  поет,
Средь вековых стволов, искрясь смолою.
Здесь пристань памяти, мечты полет.
Суровый  край  я назову  судьбою.


***


СТИХОТВОРЕНИЯ, ПРИНЯВШИЕ УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ «15 ЛЕТ – ОТЛИЧНЫЙ ВОЗРАСТ»

3. http://stihi.ru/2020/09/29/5446 
7. http://stihi.ru/2020/10/12/5993   
2. http://stihi.ru/2020/05/06/8986 

4. http://stihi.ru/2008/10/27/858 
8. http://stihi.ru/2020/08/25/2975 
9. http://stihi.ru/2017/10/20/4339 
10. http://stihi.ru/2017/04/18/8827 
13. http://stihi.ru/2019/02/27/3756 
14. http://stihi.ru/2020/11/20/1330
12. http://stihi.ru/2020/11/10/2772 
15. http://stihi.ru/2013/01/13/7370 

11. http://stihi.ru/2020/11/03/5500   
1. http://stihi.ru/2019/10/27/1738   
5. http://stihi.ru/2015/02/27/11293   
6. http://stihi.ru/2019/10/09/8588

С добрыми пожеланиями в творчестве
всегда ваша НАТИКО