Магия Тибета. Тюльку - рыба крупная

Михаил Просперо
предыдущее http://stihi.ru/2021/01/12/8673

...читаю книгу "Мистики и маги Тибета" госпожи Давид-Ноэль, на которую ссылается Буланцев. как на источник своей уверенности о мифичности Шамбалы. И уже нахожу в этой книге упоминание "какого-то благословенного края, земли изобилия и радости," Прочёл пока треть выложенного в сети текста, есть интересные эпизоды и уже есть понимание, отчего этот человек не попадёт в Шамбалу, хоть и рядом был. Но не буду гадать наперёд, пока обращу Ваше внимание на стр.33 этого Магического Путешествия;

"Часто бывает очень забавно наблюдать, как умственное развитие или святость в процессе последовательных перевоплощений странным образом улетучивается. Совсем не редкость встретить совершенного идиота, воплощающего выдающегося мыслителя, или же видеть, как законченного материалиста с эпикурейскими наклонностями почитают за воплощение прославленного своим аскетизмом мистика.

В перевоплощении тюльку нет ничего странного для тех, кто верит в периодическое перевоплощение "эго". Согласно этому верованию, все мы тюльку.

(Буквально термин "тюльку" означает: "форма, созданная магией". По мнению тибетских ученых и мистиков, мы должны считать тюльку только призраками, оккультными эманациями, марионетками, изготовляемыми магом в собственных целях. У ученых лам, приподнявшихся выше изначального шаманизма, это явление именуется иначе, и содержит иные компоненты, но не будем слишком углубляться - М.П.)

Личность ("я"), воплощенная в настоящей нашей оболочке, существовала в прошлом в других формах. Единственная особенность тюльку состоит в том, что их считают перевоплощением замечательных людей, которые иногда помнят свои прошлые жизни и в некоторых случаях могут выбирать и заранее указывать своих будущих родителей и место своего будущего рождения.

(Отмечу, что такой случай мне известен. Очень сильный, настоящий учёный лама, имени называть не буду, возможно позже, если буду собирать из этих заметок книгу, получу разрешение на использование имён и точных географически мест, так вот - лама мне рассказал о своей встрече ещё в детстве с человеком, чью миссию он выполняет в этой жизни. Когда необычного ребёнка привезли к старому ламе, тот сразу узнал его, назвал по имени и вскричал:
- Наконец-то ты пришел!
Далее, как обычно в таких случаях делается, ребенку выложили ряд личных вещей вперемешку, и мальчик безошибочно выбрал из вороха лично свои, и т.д. Ритуалы проверки идентичности отработаны тысячелетиями, не веками даже - М.П.)

Некоторые ламы видят большое различие между перевоплощением обычного смертного и перевоплощением людей духовно просвещенных. Они говорят: тех, кто не занимается духовным развитием, кто живет подобно животным, бессознательно подчиняясь своим инстинктам, можно уподобить человеку, бредущему наугад, не придерживаясь никакого определенного направления. Например, он замечает на востоке озеро, и жажда направляет его шаги к нему. Приблизившись к озеру, он ощущает запах дыма, вызывающего у него представление о доме или стойбище.* (*Лама, рассказывавший эту притчу, сказал "запах огня". Тибетцы, путешествующие по горам или пустыням трав севера, обладают способностью на большом расстоянии ощущать запах горящего костра, даже если он горит без дыма. Прим.авт. - Д.Н.)

Было бы приятно, – думает странник, – выпить вместо воды чаю и получить приют на ночь. Даже не дойдя до берега озера, он поворачивает на север, откуда доносится запах дыма. Еще не видно никакого жилья ни дома, ни палатки, – как вдруг перед ним возникают угрожающие призраки. Перепуганный странник со всех ног бежит в противоположную сторону, на юг. Наконец, ему кажется, что чудовища далеко, бояться нечего, и он останавливается. Мимо проходят другие подобные ему скитальцы. Они восхваляют красоты какого-то благословенного края, земли изобилия и радости, куда они направляются. Наш путешественник приходит в восторг, присоединяется к ним и идет на запад. Но по дороге из-за новых приключений снова изменяет направление, так и не побывав в земле обетованной. Всю свою жизнь бросаясь из стороны в сторону, этот безумец никогда ни к чему не приходит. Смерть настигает его в пути во время бессмысленных скитаний. Антагонистические силы, порожденные его беспорядочной деятельностью, рассеиваются. Поскольку сосредоточенной энергии, необходимой для продолжения того же потока, не было создано, то о формировании тюльку не может быть и речи.* (*Эта энергия, часто встречающаяся у тибетских писателей, именуется ими "Шуге" или "Тсал". – Прим.авт. - Д.Н.)

Наоборот, человека, получившего озарение, можно сравнить с путешественником, твердо знающим, куда и зачем он идет. Ему хорошо известно географическое положение места его назначения и ведущие туда дороги. Поглощенный стоящей перед ним задачей, он слеп и глух к возникающим на пути миражам и соблазнам. Ничего не может отклонить его от поставленной цели. Этот человек направляет силы, порожденные концентрацией его мыслей и его физической деятельностью, в одно русло. По дороге смерть может уничтожить его тело, но духовная энергия, для которой это тело было одновременно и создателем и орудием, останется сосредоточенной. Упорно стремясь все в том же направлении, она обеспечит себе новое материальное орудие, новую форму, т.е. тюльку."

Да, вот такая большая разница между знающим и отчаянно бьющимся о стену незнания. Из европейской литературы мне как-то сразу припомнилось "Паломничество в страну Востока" Германа Гессе, эпизод о том, как в ущелье Инферно он потерял флейтиста Лео:

«Подобное случалось уже со многими … Однажды в молодые годы им светил свет, однажды им дано было увидеть звезду и последовать за ней, но затем пришел насмешливый разум мира сего, пришло малодушие … и они снова потеряли себя, снова перестали видеть. Многие из них всю свою жизнь не переставали нас искать, но уже не могли найти…» (Гессе)

Вы знаете, именно на пороге отчаяния, на понимании сущности потери и начинается новый этап. Так, например, и я открыл вновь для себя Рабиндраната Тагора просто открыв наугад его "Гитанджали", и первое, переложенное мною в стихи, молитвенное обращение Тагора очень помогло мне продолжить путь в то время, в прошлом веке еще:

Кто уходит из малого дома
Никогда не вернется назад
Но любовь не уходит к другому
И стучусь я в Божественный сад

Отзовись, отвори мой хороший
У ворот я недаром стою
Та, которой случайно я брошен
Без сомнения - в этом раю

У пределов Великого Дома
Не исчезнет ни счастье, ни боль
Но любовь не уходит к другому
Отзовись, я хочу быть с тобой

Отзовись, отвори мой хороший
Хоть на час вороти мою грусть
В океанское лоно заброшен
Я вселенной коснусь
и проснусь

(продолжение http://stihi.ru/2021/01/13/9730 )