Начало Песен Вещих - Изяславич

Евгений Евгеньевич Овчинников
Издательский проект:


Евгений Овчинников

Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках
Древнерусского эпического стихосложения
    ____

СЪКАЗАНIЯ
О Князђхъ Рускихъ Старобытныхъ

Серия:
«Начало Пђсенъ Вђщихъ»
Выпуск 3

МОСКВА • 2018


                •  •  •


Летописная версия (Ипатьевский список Ипатьевской летописи, в извлечениях 1169 – 1174 гг., с привлечением данных Хлебниковского и Погодинского списков):

«ИЗЯСЛАВИЧ»


ПАСПОРТ ОБЪЕКТА

Этнос: Русские
Язык: Древнерусский
Автор открытия: Овчинников Евгений Евгеньевич, собиратель и исследователь поэтического наследия древней Руси по письменным памятникам. E-mail: epicrus.heritage@yandex.ru
Место фиксации: Россия
Место хранения: личный архив и коллекция Е.Е. Овчинникова
История выявления и фиксации: в рамках осуществления Авторского историко-культурного проекта «Прославь Отечество!», инициатор проекта: Овчинников Е.Е. (восстановление эпического текста в неотъемлемой стихотворной форме и реконструкция памятников)
Правовой статус: Все авторские права на открытие и произведения защищены, принадлежат Автору (Е.Е. Овчинников) и охраняются законом. Никакая часть книги Автора (в т.ч. электронных версий) на основании российского законодательства не может быть перепечатана или воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами (включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях) для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.
Резюме / Описание:
«Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov, –
in original form: «Древнерусское эпическое стихосложение» © Евгений Овчинников.
Впервые представлены данные из новой сферы научного знания – «древнерусского эпического стихосложения». Это авторская концепция, которая возникла в процессе исследования проблемы культурного наследования и преемственности в древней Руси. Авторская концепция представляет собой категориальное обобщение имеющихся эмпирических и теоретических данных, которые позволяют по-новому взглянуть на проблему и «эпическое стихосложение» как – самостоятельное направление в культурной традиции древней Руси. Большое внимание уделено раскрытию значений основных терминов и понятий в тезаурусе языка эпоса. – Для студентов, преподавателей, практических филологов, деятелей культуры.
Так, сверх известного об эпосе как поэтическом искусстве и искусстве красноречия [1], о «древнерусском эпическом стихосложении» как самобытном явлении стоит вкратце добавить следующее. Главное, это неотъемлемость стихотворной формы, присущей ударным тоническим безрифменным свободным стихам, и обеспечивающая смыслообразующие связи структура композиционных форм (строф). Синтаксически особенность строфы состоит в ее схожести – с античным «периодом», используемым как художественно-композиционный прием – для усиления выразительности языка, т.к. строфа, построенная в виде «периода», характеризуется и законченностью выражения мысли, и большей ритмической стройностью и разнообразием «стихотворной интонации»: эмоционально – насыщенной и напряженной. Ритмичность, что является основным нормативным требованием, достигается структурной «круглостью» строф. Возникающей, с учетом тактовых ударений, системой интонационно-логических пауз (тактовых, стихо- и строфоразделов) строфа членится на соразмерные строки, вследствие чего эпическая речь приобретает свое – «волнообразное», согласованное с являющимся метрическим фактором дыхательным ритмом, «течение». Ритмичность также обеспечивается соразмерностью самих строф в составе – более крупной композиционной формы. Кроме того, перед строфой или вслед за ней могла быть использована по своему смыслу примыкающая к ней ремарка в виде стихотворной строки или ряда строк, не имеющих самостоятельного значения. Тем самым, именно такая «паузная периодическая» строфа, в силу своих характерных особенностей задавая ритмико-мелодические и стилистические свойства свободного стиха, и придает «древнерусскому эпическому стихосложению» качество высокой эпической поэзии с присущим классическому красноречию патетическим звучанием.
Наконец, необходимо сделать пару замечаний о специфических особенностях предлагаемого к прочтению эпического текста:
1. При чтении следует принять во внимание, что в разных парных комбинациях – безразлично, через какую букву написано одно и то же слово, так как читаются они одинаково. Например: можно писать – с «ъ» («ер») вместо «о», с «ь» («ерь») вместо «е», с «е» вместо «ђ» («ять»).
2. Язык эпопеи – древнерусский, поэтому значения слов текста легко объясняются средствами современного русского языка и перевода не требуют, в других случаях целесообразно ориентироваться на языковые данные Словаря И.И. Срезневского [2].
                ________

Справочная литература:
1. «Поэтика» («Art of Poetry») и «Риторика» («Rhetorica») Аристотеля / По переводам: М.Л. Гаспарова, В.Г. Аппельрота, Н.И. Новосадского, С.С. Аверинцева, Н.Н. Платоновой. – http://stihi.ru/2012/08/27/277
2. Сpезневскiй И. И. Матеpiалы для Словаpя дpевнеpyсскаго языка по письменнымъ памятникамъ. // Изданiе отделђнiя русскаго языка и словесности Императорской Академiи Наукъ. – СПб., Т. I – 1893, Т. II – 1902, Т. III –1912.

Источниковая база:
Основной источник – Ипатьевский список Ипатьевской летописи (ИЛ), с привлечением данных Хлебниковского и Погодинского списков.

Объем восстановленного эпического текста – 476 стихотворных строк.

Литературный конвой – «Слово Даниила Заточника», и др.

Условные обозначения:
[МП = МЭ] – малый пролог или эпилог, [ВС] – внесюжетный сказ, [М] – авторские пометки на полях стихотворного текста, {М} – авторские пометки в стихотворном тексте, […] – ремарки (поздние правки и вставки в стихотворный текст книжного извода и привнесенный прозаический текст), {…} – конъектура, <…> – маркеры структуры эпического текста с нумерацией фрагментов (1, 2, 3 и т.д.), (…) – индексация композиционных форм (авторских ремарок и строф).

Название по основному источнику:
КИЕВСКИЙ ЛЕТОПИСНЫЙ СВОД (1169 – 1174 гг.)

Авторское название объекта:
«ИЗЯСЛАВИЧ». Поэма (© Евгений Овчинников, Evgeny Ovchinnikov)


                •  •  •


        С О Д Е Р Ж А Н И Е:


        I. РЕЧЕВОЙ СОСТАВ И СТРУКТУРА ТЕКСТА ПАМЯТНИКА (© Е. Е. Овчинников)
        (критический аппарат и первичный древнерусский эпический текст в составе ИЛ, в извлечении)

        II. АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ: «ИЗЯСЛАВИЧ» (© Е. Е. Овчинников)
        (реконструкция эпического текста и структуры памятника; здесь – в объеме оглавления)


                •  •  •


        I. РЕЧЕВОЙ СОСТАВ И СТРУКТУРА ТЕКСТА ПАМЯТНИКА (© Е. Е. Овчинников)
        (критический аппарат и первичный древнерусский эпический текст в составе ИЛ, в извлечении)


        Выявление «строки» с характерной стихотворной интонацией с разбивкой исходного текста на строфы и ремарки, выявление искажений целостной структуры эпического текста (© Е. Е. Овчинников):



< «ИЗЯСЛАВИЧ». Поэма > (В извлечениях; 1169 - 1174)


< ПРОЛОГ: «ГРЫЗНЯ» >


[В лђто 6677 (1169)]

1.

(01)  По Ростиславли смерти начаша слати по Мьстислава – 1
        Володимиръ Мьстиславичь, Рюрикъ, Двидъ, – Кiане –
        от себе послаша, Черныи Клобукы – от себе послаша.

Ремарки: 1 – [братья]

(02)  Мьстиславъ же посла – Володислава Воротиславича
        передъ собою къ {сновцю} Василкови къ Ярополцичю,
        веля ему: сђдђти Кiевђ до себе, – и тиунъ свои посла.

(03)  И начаша –

(04)  прiятьли Мьстиславли повђдати
        Василкови и Володиславу, оже –

(05)  Володимиръ Мьстиславличь и Андрђевичь, и Ярославъ,
        Мьстиславль братъ, и Рюрикъ, и Двидъ цђловали крестъ,
        якоже: взяти имъ волость у Мьстислава по своеи воли!

(06)  Володимиру –

(07)  къ своеи волости Торцьскыи съ всимъ Поросьемъ,
        Андрђевичю – Берестiи, Ярославу – Володимиръ.
                ________

(08)  Василко же, възма мысль ихъ,

(09)  посла – ко Мьстиславу Володимирю, являя ему
        вси рђчи ихъ, Мьстиславъ же посла – къ своимъ
        ротникомъ, къ Ярославу у Галичь и къ Ляхомъ,
        и къ Всеволодковичама, являя имъ твердь братьђ.

2.

(01)  И снимася –

(02)  Мьстиславъ с Ляхы, съ Ярославомъ Галичьскымъ,
        и поиде 1 Кiеву на столъ, и Галичьскихъ полковъ 5
        да ему Ярославъ, и Мьстиславъ Всеволодковичь –

Ремарки: 1 – [Мьстиславъ]

(03)  с нимъ же, и приде къ Микулину, и ту придоша
        ему Берендичи вси, и Торци, и Печенђзи, и вьсь
        Черныи Клобукъ, и водивъ ђ ротђ, и пусти брата –1

Ремарки: 1 – [своего]

(04)  предъ собою съ Берендичи, а самъ поиде по немъ, –
        и в то чинъ – Володимеръ Мьстиславичь поиде –
        съ Треполя Вышегороду и съ женою и съ дђтми.

(05)  Въ тъ же день Мьстиславляя,
        мтери его, иде – Вышегороду.

(06)  Ярополкъ же –

(07)  с Берендичи настигоша Берендичи Володимира
        на Желяни у Доброгобужа, и не даша Берендичи
        стрђлятися с ними, бяху бо Берендичи – льстяче.
                ________

(08)  И тако ђхаша Берендичи –

(09)  по нихъ до Всеволожа манастыря,
        и ту – воротися Ярополкъ в городъ.

3.

(01)  Мьстиславъ же заутра по немъ –

(02)  иде Кiеву, изрядивъ полкы свои, Василевьскимъ путемъ,
        та – къ Олговђ, а въ Кiевъ вниде, – ту выидоша – Кiяне вси,
        и зма рядъ със братьею и съ дружиною и с Кiяны въ тъ день,
        и поиде – къ Вышегороду, а Берендичи – пусти в наворопъ.

(03)  И на болоньи 1 зажгоша дворъ тысячкого Двида Радиловъ,
        а инђхъ дворовъ – 7 сгорђ, – Мьстиславъ же, пришедъ, ста –
        по горђ от бору, а пђшци постави по валови, Берендичи же –
        убиша Володимирь мужь, убиша же и ти лђпшiи Берендичь.

Ремарки: 1 – [о Днђпра]

(04)  Бђ же день тогда пятокъ, и заутра же в суботу начаша битися,
        ђздяче къ городу, и из города выходяще, бьяхутся – крђпко.
                ________

(05)  И тако начашася рядити о волость,

(06)  шлюче – межи собою: Рюрикъ и Двидъ и Володимиръ –
        съ Мьстиславомъ, и уладившеся о волость, цђловаша –
        хрестъ, – Мьстиславъ же у понедђлникъ вниде въ Кыевъ.


< КОНЕЦ ПРОЛОГА >

< ЧАСТЬ ПЕРВАЯ: «БРЕМЯ БЕССЛАВИЯ» >


[ Начало Начало княженiя Мьстиславля в Кiевђ, сына Изяславля. ]

1.

(01)  Вниде Мьстиславъ въ градъ мсяца мая въ 19 день и сђде – {М}
        на столђ Ярославли и отца своего и дђдъ своихъ, – и нача
        Володимиръ Мьстиславичь думати на Мьстислава, и ту бђ
        в то веремя – мужь Двидовъ Василь Настасичь, и прiђхавъ,
        повђда князю своему, Двидъ же – яви брату Мьстиславу.

Пометки: {мсяца мая въ 19 день}

(02)  Володимиръ же увђдавъ, оже Мьстиславу явлена бысть
        дума его, и прiђха оправливатся, – и прiђха Мьстиславъ
        у Печерьскiи манастырь, и за нимъ Володимиръ прiђха,
        и повелђ ему съсђсти въ икономли кельи, а самъ съсђде
        въ игуменьи кельи, и пославъ к нему Мьстиславъ, и рече:

(03)  «Брате, что дђля еси прiђхалъ, а я по тя – не посылалъ?» –
        и присла Володимиръ дьячька Имормыжа, рече: «Брате,
        слышалъ есмь, оже суть – молвили на мя злiи члвеци!» –
        рече Мьстиславъ: «Повђдалъ ми 1 Двидъ!» – и послаша
        къ Двдови Вышегороду, и присла Двидъ Василя на тяжю.

Ремарки: 1 – [братъ]

(04)  И пристави –

(05)  к нему Радила тысячьскаго и Василья Волковича, и пакы,
        преждавъ 3 дни, и прiђха ту же – в Печерьскiи манастырь,
        и Володимиръ присла мужи – 1 Рагуила Михаля, и начаша
        спиратися, 2 и вылђзе послухъ по Васили Двидъ Борыничь.

Ремарки: 1 – [свои] 2 – [с Васильемъ]

(06)  Мьстиславъ же – положи то на Бозђ, и рече Володимиру:
        «Брате, хрестъ еси цђловалъ, а и еще ти ни уста не осхла,
        но обаче то есть отець нашихъ и дђдъ нашихъ утверженiе,
        а кто преступить, а Богъ ему буди судья! а ныни: яко на мя
        еси не думалъ и не ищеши ми лиха, – цђлуи ми крестъ!»

(07)  Мьстиславъ же отпусти и – в Котелницю.

2.

(01)  Том же лђтђ переступи крестъ –

(02)  Володимиръ Мьстиславичь, начаша ся слатися к нему –
        Чагровичи: Чекъманъ и братъ его Тошманъ, и Моначюкъ, –
        Володимиръ же радъ бывъ думђ ихъ, и посла к Рагуилови
        Добрыничю, и къ Михалеви, и къ Завидови, являя имъ –
        думу свою, и рекоша ему дружина его: «А собђ еси, княже,
        замыслилъ, а не ђдемъ – по тобђ, мы того – не вђдали!»

(03)  Володимиръ же –

(04)  рече, възрђвъ на дђцкыя:
        «А се будуть мои бояре!»

(05)  И пођха –

(06)  къ Берендичемъ, и сняся с Берендичи ниже Растовця,
        и узриша и, одиного ђздяща, и рђша ему: «Ты намъ –
        тако молвяше: братья вси – со мною суть, а кое есть –
        Андрђевичь Володимиръ и Ярославъ и Двидъ? но се –
        ђздиши одинъ и без мужiи своихъ, а насъ перельстивъ,
        а намъ: лучьше – въ чюжю голову, нежели въ свою!»

(07)  И начаша – въ нь пущати стрђлы,
        и удариша князя двђма стрђлама.

(08)  И рече –

(09)  князь: «Не даи Богъ поганому вђры яти николиже, а я
        уже погинулъ – и душею и жизнью!» – и побђже, и ту –
        избиша дђцкыи около его, а самъ бђжа къ Дорогобужю,
        ту же бђ и жена его бђжала пред нимъ, Андрђевичь же
        перемета мостъ на Горинђ – и не пусти его к собђ, анъ
        уворотяся та на Радимичђ, {иде} къ Андрђеви Суждалю.

(10)  Андрђи же посла противу ему –

(11)  и рече ему: «Иди в Рязань къ очичю своему къ Глђбови,
        а язъ тя надђлю!» – и иде тамо, а жену остави с дђтятама
        въ Глуховђ у Всеволожiи, – Мьстиславъ же рече мтери
        Володимири: «Иди в Городокъ, а оттуда камо тобђ годно,
        не могу с тобою жити – одиномъ мђстђ, зане сынъ твои
        ловить головы моея всегда, а крестъ {всегда} переступая!»

(12)  Она же иде – Чернигову къ Всеволодичю.

[В лђто 6678 (1170)]

3.

(01)  Вложи Богъ въ сердце Мьстиславу Изяславичю мысль благу
        о Рускои земли, занеже еђ хотяше – добра всимъ сердцемъ, –
        и съзва братью свою, и нача думати с ними, река имъ тако:

(02)  «Братье!

(03)  пожальте си о Рускои земли и о своеи отцинђ и дђдинђ, оже
        несуть хрестьяны на всяко лђто у вежђ свои, а с нами роту –
        взимаюче, всегда переступаюче, – а уже у насъ и Гречьскiи –

(04)  путь изъоттимають, и Солоныи, и Залозныи, а лђпо ны было,
        братье, възряче на Божiю помочь и на млитву свтођ Бгрдици,
        поискати – отець своихъ и дђдъ своихъ пути и своеи чести!»

(05)  И угодна бысть рђчь его преже Богу, и всеђ –
        братьђ и мужемъ ихъ, и рекоша 1 братья вся:

Ремарки: 1 – [ему]

(06)  «Богъ ти 1 помози в томъ, оже ти Богъ вложилъ таку мысль
        въ сердце, а намъ даи Богъ за крестьяны и за Рускую землю –
        головы свођ сложити, и къ мчникомъ – причтеномъ бытiи!»

Ремарки: 1 – [брате]
                ________

(07)  Посла же –

(08)  Чернигову къ Олговичемъ всимъ и къ Всеволодичема,
        веля имъ быти всимъ у себе, бяху бо тогда Олговичи –
        въ Мьстиславли воли, и всимъ угодна бысть дума его. 1

Ремарки: 1 – [Мьстиславля]

(09)  И съвъкупившеся 1 Кiевђ: Рюрикъ, и Двидъ полкъ весь,
        а самому ему несдравующю, и Всеволодича Святославъ
        и Ярославъ, Олегъ Святославичь, братъ его Всеволодъ,

Ремарки: 1 – [вся братья]

(10)  Ярославъ из Лучьска, Ярополкъ, {братья Мьстиславли},
        Мьстиславъ Всеволодковичь, Святополкъ Гюргевичь,
        Глђбъ ис Переяславля, братъ его Михалко и инiи мнози. 1

Ремарки: 1 – [възрђвше на Божiю помочь и на силу честнаго (хреста) и на млитву свтђи Бгрдици]

(11)  И поидоша ис Кiева мсяца марта въ 2 день
        въ день суботныи середохрестьнођ недђли. {М}

Ппметки: {мсяца марта въ 2 день въ день суботныи середохрестьнођ недђли}

(12)  Ярополкъ Изяславичь, братъ Мьстиславль,

(13)  вђлми боляше путемъ, ида, не хотя братьђ своеи остати,
        и бысть в Тумащи, и вђлми нача немощи, и постиже вђсть
        Мьстислава за Каневомъ: «Братъ ти – велми неможеть!»

(14)  И посла Мьстиславъ –

(15)  къ игумену Поликарпови и къ Данилови попови своему,
        веля 1 ђхати къ брату, 2 река има тако: «Аще ва Богъ поиметь
        брата моего, да спрятавше тђло, 3 везите же къ 4 Феодору!»

Ремарки: 1 – [има] 2 – [Ярополку] 3 – [его] 4 – [свтому]

(16)  Прђстави же ся Ярополкъ, сынъ –

(17)  Изяславль, мсяца марта въ седмыи день въ день четвертокъ
        середохрестьнођ недђли, и положиша тђло его у 1 Феодора, {М}
        идеже ему отець лежить, – мы же на прђдьнее възвратимся.

Пометки: {мсяца марта въ седмыи день въ день четвертокъ середохрестьнођ недђли}
Ремарки: 1 – [свтаго]

4.

(01)  И идоша князи 9 дновъ ис Кiева, и бысть –

(02)  вђсть Половцемъ от кощђя от Гаврилкова от Иславича,
        оже идуть на нђ князи Русьстiи, и побђгоша, лишившеся –
        женъ и дђтiи, князи же увђдавше, оже Половци побђгли
        и лишившеся – женъ 1 и возъ, 2 и пођхаша вборзђ по нихъ,
        а Ярослава Всеволодича оставиша за собою у возъ {ихъ}:
        и взяша вежђ ихъ на Углђ рђцђ, а другыђ по Снопороду.

Ремарки: 1 – [своихъ] 2 – [своихъ]

(03)  А самђхъ постигоша в Чернего лђса, и ту,

(04)  притиснувше к лђсу, избиша ђ, а ины руками изоимаша, –
        Бастiи же и инiи мнози – гониша по нихъ и за Въсколь,
        бьюче и, и толико взяша полона множьство, якоже всимъ
        Рускимъ воемъ наполнитися до изообилья: и колодникы,
        и чагами, и дђтми ихъ, и челядью, и скоты, и конми, –
        хрестьяны же, отполонивше, пустиша – на свободу вси.

(05)  Братья же –

(06)  вси пожаловаша на Мьстислава, оже: утаивъся ихъ,
        пусти в наворопъ – сђдельникы свођ и кощђђ, ночь
        заложивъся отаи, и сердце ихъ не бђ право с нимъ!
                ________

(07)  Князи же вси, съђхавшеся,

(08)  съглядаша полковъ своихъ, оже Божьею помочью вси
        сдрави быша, развђ бо изъ 1 полковъ два убьена быста:
        Кснятинъ Васильевичь, Яруновъ братъ, и сђделникъ –
        Ярославъ Изяславича, и Кснятинъ Хотовичь ятъ бысть.

Ремарки: 1 – [всихъ]

(09)  И похваливше,

(10)  князи, всемлостиваго Бога, и 1 възвратишася въ свояси –
        с радостью великою, и быша в домехъ своихъ на самое
        въскрсенiе, и бысть людемъ двоя радость: и въскрсенiе –
        Гспдне, и князь 2 възвращенiе – с побђдою и с радостью!

Ремарки: 1 – [силу честьнаго креста] 2 – [своихъ]

(11)  И потомъ по малђ посла Мьстиславъ –

(12)  по братью свою, и съвкупишася вся братья у него Кiевђ:
        Ярославъ из Лучьска, {братъ Мьстиславль}, Володимиръ
        Андђевичь из Дорогобужа, {сновци} Рюрикъ изъ Вручего,
        Двидъ из Вышегорода, а Гюргевичь – Иванъ ис Турова.

(13)  И нача молвити Мьстиславъ братьи своеи:

(14)  «Се, братье, Половцемъ есме много зла створили,
        вежђ ихъ поимали есмы, дђти ихъ поимали есмы,
        и стада и скотъ, а тђмь всяко пакостити гречнику 1
        и залознику, а быхомъ въшли противу гречнику!»

Ремарки: 1 – [нашему]

(15)  И люба бысть рђчь – всеђ братђ, и рекоша ему братья:
        «Тако буди, то есть – намъ на часть и всђ Рускђи земли!» –
        и шедше, сташа у Канева, Глђбъ же възва Мьстислава
        на обђдъ, 1 и многы дары давъ ему, отпусти и с любовью.

Ремарки: 1 – [к собђ]

5.

(01)  Искони же –

(02)  вселукавыи дьяволъ не хотяи добра всякому хрестьяну
        и любви межи братьею, – начаста молвити Бориславича
        Петръ и Нестеръ злђ рђчи – на Мьстислава къ Двидови,

(03)  лжюча, занеже бяше Мьстиславъ озлобивъ я, отпустилъ
        от себе про ту вину, оже бяху: холопи ею покралђ конђ 1
        у стадђ {его} – и пятны свођ въсклалђ, рознаменываюче.

Ремарки: 1 – [Мьстиславли]

(04)  Двидъ же, има вђры, нача повђдати брату Рюрикови: «Брате,
        прiятелеве ми повђдають, оже Мьстиславъ хочеть наю яти!»

(05)  Рюрикъ же рече: «Брате, а про что, а кое вина, а крестъ к нама
        ци давно цђловалъ?» – рекла же бяшета и то слово Двидови,
        оже: «Ва Мьстиславъ почнеть звати на обђдъ, то ту ваю ятье –

(06)  будеть, а наю слово право будетъ к вама!» – Мьстиславъ же –
        всего того не вђдаше, ни мысли таковои не имђяше въ сердци
        своемъ, но истиньною любовью обуемся с братьею, хожаше.

(07)  И нача Мьстиславъ звати на обђдъ {ихъ}, 1 Рюрикъ же и Двидъ
        не ђхаста к нему, рекуча тако, 2 оже: «К нама хрестъ цђлуеши,
        ако ти на наю – лиха не замыслити, а вђ всяко пођдевђ к тобђ!»

Ремарки: 1 – [Рюрика и Двида] 2 – [ему]

(08)  Мьстиславъ же ужасеся мыслью и яви дружинђ: 1 «Велита –
        ми брата к собђ хрестъ целовати, а не вђдђ: что моеи винђ?!»

Ремарки: 1 – [своеи]

(09)  И рђша ему дружина его: «Княже, не {лепо} 1 ти велита брата
        крестъ цђловати, цђ да будуть злiи члвеци, завидяче твоеи
        любви, юже къ братьђ имђеши, вложили будуть зло слово – 2

Ремарки: 1 – [лап] 2 – [золъ бо члвекъ]

(10)  противу бђсу, – и бђсъ того не замыслить, еже золъ члвекъ
        замыслить, а ты всякъ правъ предъ Богомъ и прђдъ члвекы,
        тобђ без насъ – того нђлзђ было замыслити, ни створити,

(11)  а мы вси вђдаемъ твою истиньную любовь къ всђи братьђ!
        а посли к нима и рьци има: я крестъ цђлую к вама, яко лиха
        на ваю не замысливъ, а вы ми выдаита: кто ны сваживаеть!»
                ________

(12)  И посла Мьстиславъ къ Двидови с тою рђцью, и рече
        Двидъ: «А пакы ми – кто повђсть, оже тђхъ выдамъ?» –
        Мьстиславъ же 1 цђлова к нима крестъ, и она к нему
        крестъ цђловаста, обаче сердце ихъ не бђ право с нимъ!

Ремарки: 1 – [възря на Божiю правду и силу честнаго хреста]

(13)  В то же веремя:

(14)  Володимиръ Андрђевичь – нача припрашивати волости, 1
        Мьстиславъ же уразумђвъ, оже извђтомъ у него просить, 2
        рече: «Брате Володимире, ци давно еси хрестъ цђловалъ 3
        и волость взялъ еси у мене!» – онъ же, разгнђвавъся, иде –

Ремарки: 1 – [у Мьстислава] 2 – [волости] 3 – [ко мнђ]

(15)  Дорогобужю.


< КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ >

< ЧАСТЬ ВТОРАЯ: «АГОНИЯ» >


6.

(01)  В то же веремя –

(02)  бђ Андрђи Гюргевичь в Суждали, княжа,
        и тъ бђ – не имђя любьви къ Мьстиславу.

(03)  Том же лђтђ –

(04)  прислашася Новгородци къ Мьстиславу,
        просяче сына у него, и дасть имъ Романа.
                ________

(05)  И болши вражда бысть на Мьстислава –

(06)  от братьђ, и начаша ся снашивати рђчьми братья вси –
        на Мьстислава, и тако утвердившеся крестомъ братья.

(07)  Тои же зимђ:

(08)  посла Андрђи сына 1 Мьстислава с полкы 2 исъ Суждаля –
        на Кiевьского {на} князя, на Мьстислава на Изяславича,
        с Ростовци, и с Володимирци, и съ Суждалци, и инђхъ –

Ремарки: 1 – [своего] 2 – [своими]

(09)  князiи 11 и Бориса Жидиславича: Глђбъ, {брать его},
        ис Переяславля Дюргевичь, Романъ – и Смоленьска,
        Володимиръ Андрђевичь – из Дорогобужа, Рюрикъ –
        изъ Вручего, Двидъ – из Вышегорода, братъ его, {и}
        Мьстиславъ, Олегъ Святославичь, Игорь, братъ его,
        и Всеволодъ Гюргевичь, Мьстиславъ, внукъ Гюргевъ.

(10)  Тогда же бяше послалъ Мьстиславъ –

(11)  Михалка князя Дюргевича Новугороду къ сынови с Коуи,
        Бастеевою чадью, и бысть вђсть – Рюрикови и Двидови,
        оже: «Андрђевичь {и} Романъ близъ идеть съ Смолняны!»

(12)  И посласта, и {Михалка} –

(13)  яста 1 за Межимостьемъ, ко Мозырю идуща, –
        ту же льсть издђя – Бастiи надъ Михалкомъ.

Ремарки: 1 – [Михалка]

[В лђто 6679 (1171)]

7.

(01)  Сняшася братья – Вышегородђ,

(02)  и пришедше, сташа на Дорогожичи подъ 1 Куриломъ
        Феодоровы недђли, и второђ недђли оступиша вьсь {М}
        градъ Кiевъ, – {князю же} Мьстиславу, затворившюся
        въ Кiевђ, бьяхутся из города, и бысть брань крђпка –
        отвсюду, Мьстиславу {же} изнемагающю въ градђ,
        Берендичи же и Торци, льстяху подъ Мьстиславомъ,

Ремарки: 1 – [свтымъ]
Пометки: {Феодоровы недђли}

(03)  и стояша – 3 дни у города, и снидоша всихъ князiи
        дружина Серховицею, и ринушася – к нимъ доловъ –
        у задъ Мьстиславу, начаша стрђляти, Мьстиславу же
        начаша дружина молвити: «Что – 1 стоиши?! пођди
        из города, намъ ихъ не перемочи!» – и поможе Богъ
        Андрђевичю Мьстиславу съ братьею, и взяша Кiевъ.

Ремарки: 1 – [княже]

(04)  Мьстиславъ же,

(05)  Изяславичь, бђжа ис Кiева – на Василевъ, и постигше и,
        Бастђева чадь начаша стрђляти – въ плечи ему, и много
        изоимаша дружины около его: яша Дмитра Хороброго,
        и Олексу Дворьского, Сбыслава Жирославича и Иванка
        Творимирича, Рода тивуна, 1 и ины многы, – съ братомъ же
        Ярославомъ сняся за Уновью, и тако идоста Володимирю.

Ремарки: 1 – [его]
                ________

(06)  Взятъ же бысть Кiевъ – мсяца марта въ 8 въ второђ недђли
        поста – в середу, – и грабиша за 2 дни весь градъ: Подолье, {М}
        и Гору, и манастыри, и Софью, и Десятиньную Бгрдицю, –
        и не бысть помилованiя – никомуже ни откудуже: церквамъ
        горящимъ, крестьяномъ убиваемомъ, другымъ вяжемымъ.

Пометки: {мсяца марта въ 8 въ второђ недђли поста в середу}

(07)  Жены – ведоми быша въ плђнъ, разлучаеми нужею от мужiи
        своихъ, младенци – рыдаху, зряще мтерiи своихъ, – и взяша –
        имђнья множьство: и церкви обнажиша иконами, и книгами,
        и ризами, и колоколы изнесоша всђ – Смолняне и Суждалци,
        и Черниговци, и Олгова дружина, и вся свтыни взата бысть.

(08)  Зажьже –

(09)  бысть и манастырь Печерьскыи свтыя Бгрдица от поганых,
        но Богъ млитвами свтыя Бгрдица съблюде и о таковыя нужа, –
        и бысть в Кiевђ на всихъ члвецехъ: стенанiе, и туга, и скорбь
        не утђшимая, и слезы непрђстаньныя, – си же вся сдђяшася –

(10)  грђхъ ради нашихъ.

8.

[Зачало] [Начало княженiя Глђбова в Кiевђ.]

(01)  Мьстиславъ же Андрђевичь –

(02)  посади стрыя своего Глђба Кiевђ на столђ мсяца марта въ 8, {М}
        Глђбъ же – дасть сынови своему Володимиру Переяславль,
        а Мьстиславъ Андрђевичь поиде в Суждаль къ 1 Андрђеви –
        с великою честью и славою, – Мьстиславъ же Изяславичь
        съ братомъ Ярославомъ, съ Галичаны поиде къ Дорогобужю
        на Володимира 2 Андрђевича, и сташа окого града, бьючеся.

Пометки: {мсяца марта въ 8}
Ремарки: 1 – [отцю] 2 – [на]

(03)  Володимиръ же бђ велми немога,

(04)  тђм же – и полку имъ не да болезни дђля, – Мьстиславу же
        городы прђдаяхуся: и възведе – городъ Шюмескъ, и посла
        Володимирю – посадника Паука, кормилця Володимиря, –
        тамо же посла и ины городы многы повоевовавъ и пожегъ,
        воротися въ свояси, – Глђбъ же {бяше не посла Володимиру
        помочи, рекъ бо}: 1 «Послю – к тобђ помочь!» – и не посла.

Ремарки: 1 – [не посла помочи Володимиру, рекъ бо бяше Глђбъ]
                ________

(05)  Того же лђта исходяча: преставися –

(06)  князь Володимиръ Андрђевичь, мсяца генваря въ 28, {М}
        и привезоша Вышегороду Феодоровы недђли в пятокъ.

Пометки: {мсяца генваря въ 28}

(07)  Бђ бо лежалъ –

(08)  не погребенъ нђколико дновъ, и посла Глђбъ 1 игумена
        свтыя Бгрдица Пе{че}рьскаго манастыря Поликарпа
        и Семеона игумена свтаго Андрђя – до Вышегорода,
        веля 2 доправити Володимира до Кiева, а самъ пођха
        на ону сторону – в Городокъ, а оттуда в Переяславль.

Ремарки: 1 – [князь] 2 – [има]

(09)  Володимиръ же Мьстиславичь –
        бђ в Полонђмъ, слышавъ же, оже –

(10)  Андрђевичь Володимиръ умерлъ, и иде к Дорогобужю,
        дружина же Андрђевича не пустиша его, 1 онъ же посла
        къ Славнови и къ дружинђ, рече: «Цђлую к вама крестъ
        и къ княгини вашеи, якоже ми на васъ не позрђти лихомъ,
        ни на ятровь свою, ни на села еђ, ни на ино ничтоже!»

Ремарки: 1 – [в городъ]

(11)  И цђлова крестъ к нима, и вниде въ градъ, и переступи
        крестьное цђлованiе съ заутрья, – такъ бо бяше къ всеи
        братьи 1 верьтливъ, не управливаше к нимъ 2 цђлованiя, –
        и уклонися на имђнiе и на села, и на стада Андрђевича,
        и погна княгиню из города, она же, вземши князя, иде –

Ремарки: 1 – [своеи] 2 – [хрестьного]

(12)  на Вручи Вышегороду.

(13)  Того же лђта пошелъ бяше Мьстиславъ из Володимиря
        къ Кiеву ратью – съ братомъ Ярославомъ, и Галичане,
        и Святополкъ Гюргевичь, и Всеволодича пустила бяшета
        свою помочь с нимъ, – мы же на прђднее възвратимъся .
                ________

(14)  Наутрья же в суботу поидохомъ
        с Володимиромъ из Вышегорода.

(15)  Двидъ же,

(16)  князь, не пусти княгинђ с мужемъ до Кiева, рече еи:
        «Како – тя могу, ятры, пустити, а пришла ми вђсть
        ночьсь, оже Мьстиславъ въ Василевђ!» – а дружинђ
        его рече: «А кому васъ годно, а – идеть!» – они же –
        рекоша ему: «Княже, ты – самъ вђдаеши, что есмы
        издђяли Кiаномъ, а не можемъ ђхати, избьють ны!»

(17)  Игуменъ же рече Поликарпъ: «Княже, се –

(18)  дружина его не ђдуть с нимъ, а пусти своеђ дружины
        нђсколько, нђ кто – ни конь доведа, ни стяга донеса!», –
        Двидъ рече: «Того стягъ и честь – съ душею ищьла!» –
        но рече: «Ото ти, попове, Мченчьскыи!» – и игумени,
        чьрньци, попове 1 съ благодаренiемъ съ благохвалными
        пђсьми положиша и въ манастыри въ свтемь Андрђи. [М]

Ремарки: 1 – [Кiане]
Пометки: [мсяца февраля въ 15 день въ первую недђлю поста в субботу]

[В лђто 6680 (1172)]

9.

(01)  Поиде –

(02)  Мьстиславъ съ силою многою къ Берендичемъ
        и ко Торкомъ, и съвъкупивъся, поиде къ Треполю.

(03)  И оттуда –

(04)  поиде Кiеву, и вшедъ в Кiевъ, вземъ – ряды съ братьею:
        съ Ярославомъ, и {съ} Володимиромъ Мьстиславичемъ,
        съ Галичаны, и съ Всеволодковичемъ, и Святополкомъ
        Гюргевичемъ, – 1 Торци же и Берендичи – льстяху имъ.

Ремарки: 1 – [и с Кiаны]

(05)  И поиде къ Вышегороду, и пустиша –
        на воропъ, и бишася крђпко изъ града.

(06)  Двидъ же своимъ –

(07)  повелђ острогъ пожечи до нихъ, –
        и ста Мь{сти}славъ подъ боромъ,
        и оттуда приходячь – бiяхуться.

(08)  У Двида же –

(09)  въ градђ много бяше дружины своеи и братьђ его помочь,
        и Глђбъ князь прислалъ бяше – Григоря тысячкаго своего
        с помочью, и Половци дицiи – Концакъ с родомъ своимъ,
        и 1 Берендичи, Бастђева чадь, Кснятинъ же съ Ярославичи.

Ремарки: 1 – [свои]
                ________

(10)  Бяше воевода –

(11)  съ Галичаны, и рече, приславъ къ Мьстиславу,
        {оже}: «Велђно ми своимъ княземъ Ярославомъ,
        пять дновъ стояти у Вышегорода, ити домови!»

(12)  И посла к нему Мьстиславъ, река: 1 «Мнђ братъ Ярославъ
        тако молвить: донелђже уладишися съ братьею, дотолђже
        не пущаи полковъ моихъ о себе!» – они же, съписавъше
        грамоту ложьную, и послаша къ нему, и поидоша от него. 2

Ремарки: 1 – [тако] 2 – [Галичане]

(13)  Мьстиславъ же –

(14)  съ братьею ста передъ Золотыми вороты въ огородђхъ,
        из Вышегорода же, выђздяче, поганiи и дицiи {Половци}
        с вои много зла творяху: овы избиваху, а ины руками
        имаху, яша бо тысячкого Всеволодковича, ины многы.

(15)  От Мьстислава же бяху –

(16)  рощлися вси помочи, изнемогъшеся, и приде вђсть
        Мьстиславу, оже: «Глђбъ бродиться на сю сторону
        с Половци, и къ Двидови болши помочи пришлы!»

(17)  И яви Мьстиславъ –

(18)  братьђ своеђ, братья же рекоша ему: «Се: 1 от насъ рощлися
        {вои}, а симъ помочи большiђ приходять, а Черныи Клобукъ
        нами лестить, а не можемъ стати противу имъ, а пођдьмы –
        въ свою волость, мало перепочивше, опять възвратимъся!»

Ремарки: 1 – [вои]

10.

(01)  И поиде Мьстиславъ от Кiева, второе –
        недђли по велици дни, в понедђлникъ.

(02)  И бысть –

(03)  вђсть Двидови, оже: «Мьстиславъ пошелъ!» – и посла
        Володислава Ляха с Половци по нђмь, и постигоша я
        у Борохова, и ту – стрђлявшеся с ними, възъвратишася,
        Половци же воротишася опять, много створивше зла,
        люди повоевоваша, – тогда же Глђбъ пусти Половци –

(04)  въ вежђ, и шедше, сташа за Васильевомъ у сђделниковъ,
        съжидаюче дружины своеђ, – Василко же Ярополчичь,
        увђдавъ ђ из Михаилова, и ђха на нђ ночь, бђ же тогда
        ночь – темна, и уступиша инђмъ путемъ, изблудиша –
        всю ночь, заутра, солнцю въсходящю, удариша на нихъ.

(05)  Половци же, съвъкупившеся съ сђделникы, бишася с ними
        и одва убђжа Василко – до города, а дружину около его
        избиша, а ины руками изоимаша, – тогда же Глђбъ поиде
        на Василка к Михаилову – съ Рюрикомъ и съ Двидомъ,
        и съ Мьстиславомъ, примирившее, и пустиша Чернигову.

(06)  И городъ его – пожгоша, гроблю роскопаша.


< КОНЕЦ ВТОРОЙ ЧАСТИ >

< ЭПИЛОГ: «ПОСЛЕДНИЙ РЯД» > (1172)


1.

(01)  Того же лђта исходячи:

(02)  разболђся 1 Мьстиславъ Изяславичь въ Володимери, –
        бђ же ему болезнь – крђпка, и нача слати {Мьстиславъ,
        князь}, къ брату Ярославу рядовъ дђля о дђтехъ своихъ.

Ремарки: 1 – [князь]

(03)  {И} урядивса добрђ съ братомъ и крестъ цђловавъ,
        якоже ему – не подозрђти волости подъ дђтми его,
        преставися князь Мьстиславъ – мсяца августа вь 19. {М}

Пометки: {мсяца августа вь 19}

(04)  И спрятавше тђло 1 с честью великою и сь пђньи
        гласохвалными, и положиша – 2 вь свтђи Бгрдици
        вь епскупьи, юже бђ самъ созда въ Володимђри.

Ремарки: 1 – [его] 2 – [тђло его]

[Въ лђто 6681 (1173)]

2.

[Тођ же зимы]

(01)  Придоша –

(02)  Половци на Кыевьскую страну и вьзяша множьство
        селъ за Кыевомъ – с людми, и скоты, и с коньми, –
        и поидоша со множествомь полона – в Половьцђ.

(03)  Глђбови же,

(04)  князю Кыевьскому, в то время – больну сущю,
        посла по брата – 1 по Михалька и по Всеволода.

Ремарки: 1 – [своя]

(05)  Михалко же и Всеволодъ –

(06)  вьскорђ пріђхаста кь нему, и посла по Половцихъ.

(07)  Михалько же и Всеволодъ,

(08)  послушлива сыи, идоста вборьзђ – по Половьцђхъ,
        и зьгониша я за рђкою Б-мь, с Береньдђи и с Торкы
        с воеводою 1 Володиславомъ нађхаша дорогу ихъ.

Ремарки: 1 – [своимъ]

(09)  И пођхаша –

(10)  по дорозђ по нихъ, и устрђтоша
        я с полономъ, и бишася с ними.

(11)  Михалко же и Всеволодъ Божiею помощью онђхъ избиша,
        а другыя изьимаша, – и рђкоша изыиманымъ: «Много ли
        вашихъ назадђ?» – и рекоша {имъ}: «Мнози суть!» – и рече
        Володиславъ: «Се: держимъ колодникы – собђ на смерть,
        но повели, княже, ать – посђкуть и!» – и сьсђкоша ђ всђ.

(12)  И пођхаша по дорозђ –
        по нихъ, и срђтоша ђ –

(13)  изнова друзiђ, и ступишася с ними и бишася крђпко,
        и поможе Богъ Михалкови и Всеволоду на поганђи, 1
        в недђлю самы поганыя избиша, а другыя изыимаша.

Ремарки: 1 – [дђдня и отьня млитва и сбысться]

(14)  И полонъ отяша 4 ста чади – и пустиша я во свояси,
        а сами вьзворотишася Кыеву, славяще Бога и 1 Бгдицю, 2
        и святая мчника, помогающа на бранђхъ на поганыя.

Ремарки: 1 – [свтую] 2 – [и силу честьнаго креста]
                ________
 
(15)  В то же время преставися –

(16)  благовђрны князь Глђбъ, снъ Юрьевъ, внукъ Володимерь,
        вь Кiевђ княживъ – 2 лђта, – сеи бђ князь – братолюбець:
        кь кому любо крестъ цђловашеть, то – не ступашеть его,
        и до смерти бяше же – кротокъ, благонравенъ, манастырђ
        любя, чђрнђцькiи чинъ честяше, нищая добрђ набдяше.

(17)  И сьпрятавше тђло его, и положиша и – у свтаго Спаса,
        вь манастырђ, идђже его отець лежить, – престави же ся
        Глђбъ мсяца генваря вь 20 вь день свтаго отца Еуфимья. {М}

Пометки: {мсяца генваря вь 20}

3.

[Том же лђтђ]

(01)  Посласта Двидъ и Мьстиславъ по стрыя своего {Володимђра} –
        Дорогобужю, вабяче и Кыевъ на столъ, – он же, прђступивъ
        крестъ к ротникомь своимь къ Ярославу и 1 Мьстиславичемъ,
        иде Кiеву, утаився, а сына Мьстислава – посади Дорогобужи.

Ремарки: 1 – [ко]

[ Начало княженiя Володимђря в Кiевђ. ]

(02)  И сђде –

(03)  Володимђръ Кiевђ на столђ, {М} Аньдрђевђ же не любо бяше / {М}
        сђдђнье Володимере Кiевђ, – и насылаше на нь, веля ему
        ити ис Кiева, а Романовђ Ростиславичю веляше ити Кiеву.

Пометки: {мсяця февраря въ 15 день масльнођ недђли}

(04)  < … >

[Въ лђто 6682 (1174)]

3. (Окончание)

(04)  Володимђру –

(05)  бысть болђзнь крђпка, еюже сконьчася мсяця маiя въ 30, {М}
        прђставися русальнођ недђлђ – в недђлю, – и положиша
        тђло его – въ свтомь Федорђ, въ отни ему монамастырь.

Пометки: {мсяця маiя въ 30}
                ________

(06)  И бысть сђдђнья его всего Кiевђ – 4 мсяцђ, – се же много
        подъя бђды, бђгая – передо Мьстиславомь: ово в Галечь,
        ово Угры, ово в Рязань, ово в Половцихъ – за свою вину, –
        занеже не устояше въ 1 цђлованьи всегда же, и то гоняше.

Ремарки: 1 – [крестномь]


< КОНЕЦ ПОЭМЫ >



                •  •  •



        II. АУТЕНТИЧНЫЙ ТЕКСТ: «ИЗЯСЛАВИЧ» (© Е. Е. Овчинников)
        (реконструкция эпического текста и структуры памятника; здесь – в объеме оглавления)



«ИЗЯСЛАВИЧ»
Поэма



        О Г Л А В Л Е Н И Е:


Пролог: «ГРЫЗНЯ»

[В лђто 6677 (1169)]
        1. «По Ростиславли смерти начаша слати по Мьстислава – / Володимиръ Мьстиславичь…»
        2. «И снимася – // Мьстиславъ с Ляхы, съ Ярославомъ Галичьскымъ, / и поиде Кiеву…»
        3. «Мьстиславъ же заутра по немъ –  // иде Кiеву, изрядивъ полкы свои, Василевьскимъ…»

                •  •  •

Часть первая: «БРЕМЯ БЕССЛАВИЯ»

        1. «Вниде Мьстиславъ въ градъ мсяца мая въ 19 день и сђде – / на столђ Ярославли…»
        2. «Том же лђтђ переступи крестъ – // Володимиръ Мьстиславичь, начаша ся слатися…»
 [В лђто 6678 (1170)]
        3. «Вложи Богъ въ сердце Мьстиславу Изяславичю мысль благу / о Рускои земли…»
        4. «И идоша князи 9 дновъ ис Кiева, и бысть – // вђсть Половцемъ от кощђя от…»
        5. «Искони же – // вселукавыи дьяволъ не хотяи добра всякому хрестьяну / и любви…»

Часть вторая: «АГОНИЯ»

        6. «В то же веремя – // бђ Андрђи Гюргевичь в Суждали, княжа, / и тъ бђ – не имђя…»
[В лђто 6679 (1171)]
        7. «Сняшася братья – Вышегородђ, // и пришедше, сташа на Дорогожичи подъ…»
        8. «Мьстиславъ же Андрђевичь – // посади стрыя своего Глђба Кiевђ на столђ…»
[В лђто 6680 (1172)]
        9. «Поиде – // Мьстиславъ съ силою многою къ Берендичемъ / и ко Торкомъ…»
        10. «И поиде Мьстиславъ от Кiева, второе – / недђли по велици дни, в понедђлникъ…»

                •  •  •

Эпилог: «ПОСЛЕДНИЙ РЯД»

        1. «Того же лђта исходячи: // разболђся Мьстиславъ Изяславичь въ Володимери…»
 [Въ лђто 6681 (1173)]
        2. «Придоша – // Половци на Кыевьскую страну и вьзяша множьство / селъ за Кыевомъ…»
        3. «Посласта Двидъ и Мьстиславъ по стрыя своего {Володимђра} – / Дорогобужю…»
[Въ лђто 6682 (1174)]
        3. (Окончание) «Володимђру – // бысть болђзнь крђпка, еюже сконьчася мсяця маiя…»


                •  •  •

________

«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках древнерусского эпического стихосложения»

«ИЗЯСЛАВИЧ». Поэма
Ипатьевская летопись (1169 – 1174 гг.)
© Евгений Евгеньевич Овчинников
© Evgeny Ovchinnikov


i.:

«Древнерусское эпическое стихосложение» © Е. Е. Овчинников
«Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov (Russia)

    Правовой статус публикации: Все авторские права на открытие и произведения защищены,
принадлежат Автору и охраняются законом. Никакая часть книги Автора (в т.ч. ее электронных
версий) на основании норм Авторского права не может быть перепечатана или воспроизведена
в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами (включая размещение в сети
Интернет и в корпоративных сетях) для частного и публичного использования без письменного
на то разрешения владельца авторских прав.

    Главная цель Авторских проектов Евгения Евгеньевича Овчинникова (Россия, Москва) сотоит
в воссоздании, популяризации и, тем самым, возвращении составляющих «Поэтическое наследие
древней Руси» памятников «Древнерусского эпического стихосложения» в культурный оборот.

    «Ancient Russian epic versification» © Evgeny Ovchinnikov, – [in original form as: «Древнерусское
эпическое стихосложение»].  |  First presented data from new sphere of scientific knowledge – «ancient
Russian epic versification». It's the author's concept, which arose in the research process, issues of cultural
inheritance and continuity in ancient Rus. The author's concept presents an categorical generalization of
the existing empirical and theoretical data, which allows a new look at the problem and «epic versification»
as an – independent direction in cultural traditions of ancient Rus. Great attention is paid to the disclosure
of the values of the basic terms and concepts in the thesaurus epic language. – For students and lecturers,
practical linguists, cultural figures.

Официальный сайт Авторского проекта «Прославь Отечество!» –
Евгений Овчинников: «Древнерусское эпическое стихосложение»
http://box0312.narod.ru
mailto:epicrus.heritage@yandex.ru

Книги:
«ПАМЯТЬ». Стихи [«Академия поэзии», 2002],
«ГОЛГОФА». Стихи [«Академия поэзии», 2006],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков - ВЛЕСКНИГА» [2010].

Серия: «Начало Песен Вещих» [Осн. в 2014] /
«Поэтическое наследие древней Руси
в памятниках Древнерусского эпического стихосложения»
Рунический эпос:
«ПУТНИК КНИГА» / «ПУТЬНИКЪ КЪНИГА» [Вып. 1],
«ЗОЛОТО РУСОВ. Поэтическое Наследие Предков –
ВЛЕСКНИГА» [Спец. вып.; в ред. 2 изд., испр. и дополн.];
Династический эпос:
«ЭПИЧЕСКИЙ КОРПУС в составе древнерусских летописей» [Вып. 2],
«СКАЗАНИЯ о князьях русских старобытных» [Вып. 3],
«ЗЛАТО В ГОРНИЛЕ. Эпопея (1115 – 1168)» [Вып. 4],
«РОМАНОВ НАСЛЕДОК. Владимирские писания (1201 – 1292)» [Вып. 5],
«ДОСТОЙНО СЛАВЫ. Свято-Отеческие предания (XI – XIII вв.)» [Вып. 6].