Кандавл

Саша Михайлович
КАНДАВЛ
Мифическая пьеса по мотивам «Истории» Геродота «Книга первая. Клио».

Вместо Пролога.

«Отец истории» рассказал нам, как родовая ветвь гераклидов- правителей Лидии, прервалась после правления страной на протяжении 500 лет, «в непрерывной преемственности от отца к сыну до Кандавла, сына Мирса». Кандавл стал последним правителем и не оставил после себя потомства, это важно подчеркнуть в свете фабулы пьесы.

Геродот пишет: «Этот Кандавл страстно любил свою жену и воображал поэтому,
что владеет красивейшей в свете женщиной…», и, как считают наши современники, страдал психопатологическим синдромом, суть которого – в потребности демонстрировать другим наготу своего партнёра. Этому синдрому дали и соответствующее название – кандаулезизм.

Из-за этого синдрома, так следует из повествования Геродота, Кандавлу и суждено было погибнуть.  Гигес, верный оруженосец и телохранитель Кандавла убил его, будучи поставленным в безвыходное положение женой Кандавла, имя которой Геродот не приводит.

Геродот жил в пятом веке до нашей эры, а события, им описанные, происходили в восьмом веке до нашей эры, т.е. примарно за триста лет до Геродота. 
Мы и сейчас плохо понимаем уклад жизни, обычаи и терминологию наших предков трехсотлетней давности, несмотря на все современные методы и средства передачи информации. А что говорить про те дальние времена.

Википедия сообщает еще две версии тех событий (цитирую):
«Платон во 2 кн. «Государства» повествует, что Гиг был не царедворцем, а обычным пастухом, который с помощью кольца, дарующего ему невидимость (снятого с трупа огромного человека, лежащего в бронзовом коне, которого пастух, в свою очередь, нашёл в появившейся после землетрясения расщелине), соблазнил царицу и умертвил её супруга Платон. Государство. II 359d—360b, X 612b).»
«Наиболее реалистическая, но слегка романизированная версия принадлежит лидийскому историку Ксанфу. В изложении Николая Дамасского она звучит так: Гиг — высокопоставленный военный, которого лидийский царь Адиатт подозревал в измене. Когда царица Тудо прилюдно обвинила Гига в домогательствах, он убил Адиатта и женился на его вдове (Николай Дамасский. фр. 47 Якоби)».
В пьесе использована трактовка версии событий, описанных Геродотом, предложенная А.А. Вотяковым, автором «Логоса. Русский стиль мышления».  (Вотяков, А.А. Логос. Русский стиль мышления Издательство: К. София Переплет: мягкий; 208 страниц; 1998 г.ISBN: 5-220-00107-8);

Действующие лица:
Кандавл, Лидийский царь, тиран Сард*, сын Мирса, из рода Гераклидов
Гигес, копьеносец и телохранитель Кандавла, будущий Лидийский царь, предок Креза
Царица, имя которой доподлинно неизвестно
Колдунья, жрица огня в храме Аида.


*Сарды – в доисторические времена город на реке Герм в Малой Азии (территория современной Турции), столица Лидийского царства.

Сцена первая следует. Смотреть здесь http://stihi.ru/2020/12/23/7520