Эксп. обзор. Кирилл Анкудинов. Итоги года-2020

Большой Литературный Клуб
Итоги конкурса


   Правила конкурса таковы: из двадцати трёх представленных подборок требуется выделить лучшие подборки (не больше десяти) и лучшие отдельные стихотворения (не больше десяти).
   Я решил не выделять стихотворения из тех подборок, которые были признаны мной лучшими, чтобы не отмечать одни и те же тексты два раза и чтобы отметить бОльшее число авторов и стихотворений.
   Мой итог – пять лучших подборок и шесть лучших стихотворений (не входящих в лучшие подборки). Таким образом, я отмечаю одиннадцать авторов из двадцати трёх. Почти половину.
   Знакомство с представленными стихами я вёл в анонимном формате. Только после вынесения (в своём уме) общего вердикта я ознакомился с именами и никами участников конкурса. Большинство из них не говорит мне ничего. Однако мне немного тревожно из-за того что я не отметил стихотворение одной участницы конкурса: эти стихотворение показалось мне «почти удачей», а авторка известна как завсегдатайша разных конкурсов, и я её стихи как судья этих конкурсов иногда хвалил, а иногда – наоборот. У неё есть причины сетовать на меня. Спешу утешить её: она почти победила.


Общая картина

   Каждый раз после подведения итогов очередного поэтического конкурса я призываю поэтов: «Не выделывайтесь! Не старайтесь показать себя начитаннее, изысканнее, глубже, эмоциональнее, тоньше, чем вы есть в реальности! Не щеголяйте расхожими цитатами и культурными отсылками. Не поминайте всуе Брюсова и Адама, Лао-Цзы и Вергилия, Офелию и Руссо, йони-мудру и нирвану, Тегусигальпу и Аркаим, Зюскинда и Брута, невермор с бокетто, бугенвилли с па-де-труа и глиссады с галсами. Не щеголяйте доморощенной латиницей. Не переносите персонажей в «шикарный зарубеж», в Никцу или в Мельбурн. Не рекламируйте в стихах всевозможные бренды. Всё это до вас проделали сотни поэтов, с текстами которых я знаком и, вероятно, десятки тысяч поэтов, с текстами которых я ещё не знаком».
   Напрасные слова. Современный поэт не выделываться не может.
   Мода этого сезона особенно неприятна. Я определяю её как «а я сижу, такая, дольче габанна». Это гордое упоение собственным потреблением (не столько дорогим, сколько недоступным) с необязательным гарниром чувств. Этой моде следуют не только поэтки, но иногда и поэты. И в некоторых случаях сие вынуждает меня произнести злое слово «пошлость». Кстати, иногда пошлость может сочетаться с неплохим профессиональным уровнем. Одно другому не мешает.
   Могу добавить, что «полозковский раёшник» выносим только у Веры Полозковой, а у прочих авторов – нет. А также, что поэту пристало следить за тем, что он пишет. В первом же стихотворении первой же подборки лирический герой «лежит в позе Брюсова». То есть, скрестив руки на груди? Но в такой позе невозможно пить кагор. Правда кагор почему-то с большой буквы, и его пьют «про мальчишку» и «про девчонку» (синтаксис текста сообщает нам именно это). Может, автор имеет в виду не питьё кагора, а что-то иное. А в первом стихотворении второй подборки мода на отсутствие знаков препинания подвела – в нём кот приходил на живот резвой строке. И таких речевых катастроф – много.


Лучшие подборки:

   Лучшими я нашёл те подборки, стихотворения которых составляют единство, являются стилистические цельными. Именно поэтому в применении к этим подборкам можно говорить об авторском стиле и о поэтической новизне. Конечно же, это не та новизна, которая определяется не любимым мной словосочетанием «приращение поэтического смысла». Это новизна внутренней цельности и непохожести на «поэзию вообще». Всё, что цельно – оригинально, а всё, что оригинально – ново.
   Авторов я упоминаю не в иерархическом порядке, а в том порядке, который был дан в файле.

Автор № 4 (Дмитрий Близнюк).
   Что-то в этих пёстрых верлибрах есть. Первое стихотворение – оптимальное. Второе – в некоторых строках замечательное, но слегка многословное, третье – многословное не слегка. В целом мне нравится.

ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК (отборочный тур)
1. птенчик, выходи http://stihi.ru/2019/08/10/4812
2. снежные русалки http://stihi.ru/2020/03/23/7026
3. чувство волка http://stihi.ru/2020/04/19/3489

Автор № 7 (Арсений Ж-С):
   Конечно, автор сексуально озабочен. Но и первое стихотворение подборки хорошее, цельное. И в третьем стихотворении есть отдельные строки настоящей поэзии.

АРСЕНИЙ Ж-С (отборочный тур)
1. между левой и правой её ногой http://stihi.ru/2019/10/19/9654
2. Немоногам http://stihi.ru/2020/04/12/3244
3. Ты свой лучший любовник http://stihi.ru/2020/09/05/3671

Автор № 8 (Ольга Вирязова):
   Первое стихотворение подборки (там, где «рысь» и «брысь») не расчиталось мне. Бывает. Зато второе стихотворение и третье стихотворение (в меньшей степени) обрадовали меня. Вот пример хорошей сложной поэзии с идеально выдержанной интонацией. Так держать!

ОЛЬГА ВИРЯЗОВА (отборочный тур)
1. Ты как будто рысь... http://stihi.ru/2020/07/14/763
2. Трава щекочет... http://stihi.ru/2019/06/13/3211
3. К окончанию отопительного сезона http://stihi.ru/2020/05/20/1065

Автор № 19 (Вячеслав Баширов):
   Несмотря на длинноты и штампы первого стихотворения подборки, несмотря на влияние общепоэтических мод во втором стихотворении и несмотря на лёгкое влияние Бродского в третьем стихотворении, всё же это мастерская и добротная поэзия.

ВЯЧЕСЛАВ БАШИРОВ (три шорт-листа в марте-2020)
1. и это был побег из дома http://stihi.ru/2020/01/06/3798
2. глоссолалия http://stihi.ru/2017/09/30/3695
3. водою по воде http://stihi.ru/2017/03/20/6519

Автор  № 23 (Ирина Чуднова):
   Высокий профессионализм виден сразу.

ИРИНА ЧУДНОВА (три шорт-листа в апреле-2020)
1. гнев зимы http://stihi.ru/2020/11/18/5671
2. идёт снег... посвящение Геннадию Айги http://stihi.ru/2020/11/18/5695
3. молчание среди звуков http://stihi.ru/2020/11/18/5690


Лучшие стихи:

   Здесь я отмечаю стихотворения, которые мне очень понравились, помещённые в подборках, которые мне понравились не очень. Авторов я, опять-таки, упоминаю в том порядке, который был мне дан в файле.

Автор № 1 (Борис Голубчик). «Маме».
   Пример безупречного стихотворения. Вот как надо грамотно писать! Два других стихотворения подборки нравятся мне меньше: первое стихотворение – неровно написано, а третье написано ровно, но слишком уж оно самодовольное. Как говорится, мне бы ваши заботы. Цельности у подборки нет, но кое-где есть очень обаятельная авторская интонация.

БОРИС ГОЛУБЧИК (три шорт-листа в сентябре-2020)
2. Маме http://stihi.ru/2020/10/23/3231 

Пока летит пчела над пряною лавандой,
среди живых цветов выискивая цель,
я созерцаю мир из глубины веранды,
и наливаю чай в сиреневую гжель.

Так тихо и тепло в предверии субботы,
а в понедельник жизнь закусит удила.
Я пью душистый чай с горчинкой бергамота...
И ты ещё жива, пока летит пчела.


Автор № 5 (Вадим Гройсман). «Из далёких северных земель…».
   Ещё одно безупречное стихотворение. Почти безупречное. Мой совет автору – в третьей строфе изменить знаки препинания: после «кровь и воду пьём» поставить точку, а строфу закончить не точкой, а вопросительным знаком. Ведь моряки поранили грудь не реки, а форели. Два других стихотворения подборки – хорошие, но не безупречные. В первом стихотворении есть длинноты.

ВАДИМ ГРОЙСМАН (отборочный тур)
3. Из далёких северных земель... http://stihi.ru/2020/11/02/3475

Из далёких северных земель
К молодой ольхе на берегу
Приплывает белая форель
С пятнышком кровавым на боку.

Приплывает – в полосах воды
Ищет, будто женщина в плену,
Прежней жизни лунные следы,
Навсегда пропавшую страну.

Так мы любим – из одной реки,
Наклонившись, кровь и воду пьём,
Где тогда пришельцы-моряки
Грудь её поранили копьём.

О кирпичной родине молчу,
О лесной волнуется свирель.
Подойду к холодному ручью
И увижу белую форель.


Автор № 14 (Руслан Рафиков). «Полина».
   Хорошо! Хотя длинновато и не без влияния Бродского. По двум другим стихам подборки могу сказать, что автор знает многое и умеет многое. Но он – богемный пижон. Не люблю пижонов. И богему тоже не люблю.

РУСЛАН РАФИКОВ (отборочный тур)
1. Полина http://stihi.ru/2018/09/04/6134

"Где тучные стада идут к стогам,
где руки не узнают рукоятей..."
Полина пишет. Падает стакан,
и молоко, как свадебное платье,
стекает по ногам её, стремясь
пролиться на пол, и сбивает с мысли.
Заходит князь.
– О чём молчите князь?
Куда стремите взгляд, в какие выси?
Выходит князь, заходит сонный муж,
пьёт взглядом молоко, выходит то же,
что у слепых и полумёртвых душ:
он видит кожу и целует кожу.
Полина думает, что крепко спит,
но этот выход заколочен болью, –
от крепких удаляющихся спин
не веет ни тоскою, ни любовью.
Бумага, как последний бастион,
рука на ней нащупывает двери.
Полина пишет. "Мир мой разделён.
А я река, или всего лишь берег?.."
Потом подносит рукопись к свече
и плачет о несбудущемся вволю.
– Чем не мила вам, князь?
– О нет, ничем.
Есть для тебя дорога диким полем,
где нет стогов и стад, а за рекой...
Там, за рекой, Полина...
– Что там, княже?
– Прольёшься ты, как чаша с молоком,
в сырую глину твоё сердце ляжет.
Но в поле мир откроет, не таясь,
всё то, что не укрыть от обречённых.
Молчит Полина, и выходит князь.
Заходит муж и руку на плечо ей
кладёт.
– Не пора ли спать, моя душа?
"Она и спит" – так хочется сказать ей,
но шепчет, запинаясь, чуть дыша:
– Сулишь мне дар... прощение... проклятье?
Постой же князь, иду вслед за тобой.
Я не боюсь расплаты, смерти, глины...
Полина оставляет свою боль,
и боль живёт под именем Полины.


 Автор № 17 (Алексей Исхаков). «Отчётливо».
   Замечательно сделанное стихотворение. Два других стихотворения подборки – хорошие, но не замечательные.

АЛЕКЕЙ ИСХАКОВ (отборочный тур)
1. Отчётливо http://stihi.ru/2019/02/08/7287

Случайная луна пробила небо
не там, где тонко, а немного выше.
Снег сообщает –" ждите, только вышел",
а сам лежит постелью где попало.

На глубине подземного вокзала
пытаются проститься человеки,
как двоеточие сверкают на платформе.
Подземных голубей никто не кормит.
"Пока-пока. Звони. Пиши. Навеки."
И разъезжаются, стремительно навстречу
друг другу по бетонному кольцу.

Отчётливые буквы льнут к чтецу.
в короткой связи – чёт,
возможно нечет.
Смотря как ляжет карта, домино,
лото, фрагменты шахматных фигур,
железная станина лохотрона.

Две жизни разжимаются синхронно.

Равнина. Жёлтый берег. Перекур.



Автор № 21 (Елена Наильевна). «Собака».
   Долго думал, какую бы тварь мне отметить – майского жучка или собаку. Сделал выбор на собаке. Это стихотворение с очень точно выдержанной интонацией. Оно трогает благодаря своей интонации. В отношении двух других стихотворений скажу так: не всякая уверенность хороша. И Сола Монова – плохой ориентир. Особенно это относится к стихотворению «Бульдог».

ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА (три шорт-листа в июне-2020)
1. Собака http://stihi.ru/2020/06/07/6551

А.

Занавеска чуть желтее с краю,
рыскает позёмка по степи.
Снилось: я внезапно умираю,
и собака плачет на цепи.

Долгое животное терпенье
не оценит мёртвый человек.
Как же отвязать её теперь мне,
если сам отвязанный навек?

Тропка не протоптана к сараю,
старая фуфайка на крюке.
Вот лежу и тихо остываю,
зенками увязнув в потолке.

Не ломить костям, не мокнуть ране.
Надо было юркую, как вошь,
отпустить тебя ещё вчера мне.
А сейчас —
сейчас уже чего ж...

Хочешь, вой да цепью громче звякай,
человечек твой обрёл покой.
Лишь душа кружится над собакой,
в неизвестность лающей с тоской.


Автор № 22 (Глаша Кошенбек). «и всё».
   Два первых стихотворения подборки показались мне слишком абстрактными по соотнесённости с идеей (посылом) и иллюстрирующими образами. Я бы даже назвал их «выморочными стихами». Но это стихотворение меня покорило. Ни одного лишнего слова! Всё на месте!
И всё…


ГЛАША КОШЕНБЕК (три шорт-листа в мае-2020, приз симпатий БЛК на «Кубке Мира по русской поэзии – 2019»)

3. и всё http://stihi.ru/2020/01/01/5754

и всё пройдёт не всё враньё печаль легка
летит ворона мышь несёт под облака

они летят они вдвоём они одно
вверху земля и водоёмы снизу дно

синее сна такое желтое как мёд
и мышь летит и мышь кричит и мышь поёт

а мир открыт как с козинаками пакет
а страх сыпуч он вроде есть а вот и нет

и даже кажется неважным что несёт
как будто крылья просто выросли и всё