Читательский обзор лонга БЛК за октябрь

Лукина Рина
Недавно совершенно случайно наткнулась на одно стихотворение Сергея Гандлевского и подумала - ого! вот он, формат БЛК, - совершенно беспафосное, даже ниспровергающее всякий пафос, стихотворение.

 «Расцветали яблони и груши», —
Звонко пела в кухне Линда Браун.
Я хлебал портвейн,  развесив уши.
Это время было бравым.
Я тогда рассчитывал на счастье,
И поэтому всерьез
Я воспринимал свои несчастья —
Помню, было много слез.
Разные истории бывали.
Но теперь иная полоса
На полуподвальном  карнавале:
Пауза, повисли паруса.
Больше мне не баловаться чачей,
Сдуру не шокировать народ.
Молодость, она не хер собачий,
Вспоминаешь — оторопь берет.
В тихий час заката  под  сиренью
На зеленой лавочке  сижу.
Бормочу свои стихотворенья,
Воровскую стройку  сторожу.
Под сиренью в тихий час заката
Бьют, срывая голос, соловьи.
Капает по капельке  зарплата,
Денежки дурацкие мои.
Не жалею, не зову, не плачу,
Не кричу, не требую  суда.
Потому что так и не  иначе
Жизнь сложилась раз и  навсегда.
Сергей Гандлевский (р. 1952 г.)

  И больше того - считаю, что эта подчеркнутая беспафосность и есть мейнстрим современной поэзии (хотя знаю её очень мало, откровенно говоря). Низведение  классических образцов в почти пошлость - а что такого? - мы же все классики.  Вот пожил бы Сергей Александрович с моё, стал бы таким же как я, если не по уровню поэтики, то по градусу самоощущения.
Искать пафос в клубной атмосфере было бы странно, понимаю, но что же тогда искать?  Давайте поищем чего-нибудь.

 ВАДИМ СМОЛЯК «В лавчонку разных мелочей...»
http://stihi.ru/2020/10/12/10 номинатор Серёжка Попов

 Связать Джерома Сэлинджера и ежа-многоженца, поклонника шариата, требует от читателя особого устройства логического аппарата или эксклюзивного чувства юмора, которыми я не обладаю.  Зато придумала корзинку для таких текстов под названием "Брутальный инфантилизм".

 МАКС КАБИР «Вова»
http://stihi.ru/2020/10/11/7904 номинатор Серёжка Попов

 Автор радикально оттоптался на хулиганистом Вове, из-за которого возненавидел собственное детство. Выполнил жизненную задачу, можно сказать. Теперь и самому можно спокойно сойти в могилу.  Стёб-не стёб,  но брутальный инфантилизм налицо.  " Тела части / Были разбиты." - шедевралный пассаж. Поздравляю с попаданием в лонг.

 РОСТИСЛАВ ЯРЦЕВ «Обречённое на безупречь»
http://stihi.ru/2020/10/11/7838 номинатор Елена Севрюгина

 На пятой строчке автор потерял управление - и понеслась тележка с горки.  Обрывки слов и мыслей.  А вдруг бы сложилось что-то новое?  Могло бы, наверно. Но у меня нет.
 "обреченное не безупречь" -  дурновкусное словосочетание, на мой взгляд.

   ЕЛИЗАВЕТА 11 «Пока они селфи все делают с богом...»
http://stihi.ru/2019/09/03/6109  номинатор Ольга Озерова 3

 "Пока они селфи все делают с богом" - неловкая строчка из-за безударного "все", или внезапного "селфи" или "бог" с маленькой буквы. Или из-за всего сразу.  Хотя, судя по контексту, "бог" в начале и Бог (почему-то с колотушкой) в конце - разные.  И кем ребёнок приходится этим таинственным всем, скандирующим рьяно молитву как слоган, непонятно.  Но пафос к милосердию прослеживается, и сочувствие  к обиженному ребенку читатель поддерживает.

 АЛЕКСАНДР ПАХНЮЩИЙ «Короткая поэма без глаголов»
http://stihi.ru/2011/05/16/6935 номинатор Ольга Озерова 3

 Дантесы - для гениев и "штучных" поэтов.  В очередь, сукины дети (члены ЭсПе, то есть)!!!(с).  Заключительное шестистишие откровенно разочаровало.  Впадение в мелочное перечисление. Не оригинально, несмотря на "безглагольную" форму.

 ВИКТОР КОЛЛЕГОРСКИЙ «Таёжные стансы»
http://stihi.ru/2020/05/03/9201 номинатор Елена Ительсон

 В охотничьем азарте рвануть  за словесной ложкой.  Хлебать женьшень шишковских корнесловий,  живицу облепиховых стансов, бойницу стрелолистных созвучий и т.д. И вот уже открываются тайнознанья всего, что свершилось и Дерсу вам брат по дару прозренья. /Я просто изложила то, что мне удалось вычитать/.

 OLEN «Позову ветер»
http://stihi.ru/2020/09/12/8992 номинатор Елена Ительсон

 Приятный такой для слуха и внутреннего зрения заговор-оберег.  Мне понравилось.

  ИРИНА ПОЛЮШКО «Возвращение»
http://stihi.ru/2020/08/30/3089 номинатор Юрий Семецкий

 Просто поверила этому стихотворению. Как будто так и должна была бы произойти встреча доносчика и его жертвы (и жертвы системы, по большому счету).  Мне немного не зашло  "Застыли немотой оглохшей рыбы" - тавтология, мне показалось. И "непререкаемые времена".  Ещё какие "пререкаемые", опять же на мой взгляд.

 СЕРГЕЙ БОГОМОЛОВ "Новый день, у плетня васильки"
http://stihi.ru/2010/06/28/6596 номинатор Юрий Семецкий

 Умиротворительное стихотворение, летнее, атмосферное. Но концовка не очень удалась.  Взгляд, одинаковый у трёх женщин - осенний, далекий? Ну, и так можно сказать, наверно.  Клочковатый туман, лежащий рядом с тишиной - сомнительное сочетание образов.

 ВЛАДИМИР СОРОЧКИН «Без прикрас»
http://stihi.ru/2017/01/18/2 номинатор Александр Савостьянов

 Простое и хорошее стихотворение.  Ничто не царапнуло и не засомневало. Особенно понравилось сравнение шороха листьев с живой тишиной.  И правда ведь так - живая тишина.

 ГОЛЬГЕРТС «Достучаться до небес»
http://stihi.ru/2017/06/27/9491 номинатор Александр Савостьянов

 Тут угадывается некая драма, спроецированная с известного фильма на конкретную авторскую историю.  Но именно угадывается, не конкретизируясь во что-то до конца понятное. Так и должно быть, наверное, при прикосновении к таким темам.  Почему вдруг возникают невесты (утопленницы?) на берегу моря,  так и не поняла.  Это ведь уже другая образная цепочка - обманутые и брошенные девушки.  Но читается с интересом.

 СВЕТЛАНА ТИМАШЕВА "до сих пор"
http://stihi.ru/2020/09/20/5220 номинатор Наталья Матвеева 5

 С сожалением вижу здесь некую вторичность - "над пропастью безумия пропасть / и повториться в дорогом и близком"; " болит во мне несказанное слово" - красиво обо всём сразу и ни о чём конкретно. Статичное, слишком "закрытое" для читателя стихотворение. Высказывание не состоялось, на мой взгляд.

ЕЛЕНА ДОРОФИЕВСКАЯ "Так сходит свет"
http://stihi.ru/2020/07/02/3226 номинатор Александр Спарбер

"Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!" (Евангелие от Луки 12-49)
Какая удивительная трансформация огня от горящих лесов в евангельский огонь! - "Так сходит свет, и жизнь идёт за ним." "Высотки-выскочки" похожи на пчелиные улья, дым - окуриватель. "Стоящая на крылышке пчелы" ЛГ наблюдает и реальный город и некую параллельную реальность то ли беззаботного детства, то ли представляемого "райского" пространства - "Твой град стоит на вере и тоске."
И сколько прекрасных образов в стихотворении!  И стоящая на крылышке пчелы, и сонные челны - прикормленные птицы, и раскрытая ладонь лопуха и много ещё. Очень понравилось.

 НАТАЛЬЯ ВОЗЖАЕВА "НК"
http://stihi.ru/2020/09/24/6840 резидентский отборочный тур

 Очень эмоциональное стихотворение. В целом мне понравилось. Но.  Довольно рискованное сравнение некой поэтессы с Пречистой Девой.  Радикальная такая оппозиция НК (Ксения Некрасова?) и остальных-прочих. По-моему,  использование святых имён в таком контексте -   не желательно.  Всё же Серебряный век - это не евангельская история.
"Ахнет мельница языков–и скрипнули жернова!" -  несогласованность времён, по-моему.   Лучше бы так, предположу: "Ахнула мельница языков, скрипнули жернова".

  ЮРИЙ СЕМЕЦКИЙ "Женщина приходит"
http://stihi.ru/2020/10/01/7984 резидентский отборочный тур

Самосвал абстракциониста легко перевозит стихотворение в редкий раздел юмора. А почему Ван Гог в качестве эталона? Потому что "рок"? Ну, добро пожаловаться, как говорится.
 В корзинку инфантильных бруталистов, конечно.  (16:43-16:47  23.10.20)

 СВЕТА ХОХЛОМСКАЯ  "Фаик и его лошадка"
http://stihi.ru/2016/09/17/9904 резидентский отборочный тур

 Я бы тоже, наверное, сказала "да" этому стихотворению с вечно-мечтательным персонажем,  с каруселями, зверюшками и россыпями фруктов.

 НИНА САВУШКИНА «Поэзия замечательных домохозяек»
http://stihi.ru/2020/10/17/9260 номинатор Елена Севрюгина

 Так написать может только восторженный неофит.  Возможно, у автора впереди длинный и плодотворный путь в поэзии.  Мне такое не интересно совсем.

 ЛИДИЯ КОВАЛЕВСКАЯ «На прощание»
http://stihi.ru/2020/09/19/2586 квота ГР за редактирование отборочного тура

 Стихотворение - как  автограф.  Ни к чему не обязывающий, но - след.

 ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ «Продаю жизнь. Недорого»
http://stihi.ru/2020/09/17/2626 отборочный тур

 Сразу видно практичного человека - жизнь продаётся, а не отдаётся в добрые руки, к примеру; не жертвуется, не кладётся на алтарь.  Женщины вот любят дешёвые распродажи.  Может и повезёт ЛГ.  А лучше подарить бы ему осеннюю куртку. Глядишь, жизнь и наладится, как у почтальона Печкина с подаренным велосипедом.
Если без шуток, то двойственное ощущение по прочтении.  Первое - что написано, всё-таки, не зря - чем-то отзывается в читателе.  А второе - несколько затянутое стихотворение и финал "мелковатый". Но в корзинку не брошу,  потому что искреннее чувство есть.

 ЗАЩИТА ОТ ТРЕВОЖНОСТИ «Если море горит»
http://stihi.ru/2017/01/12/4980 отборочный тур

  Назваться исчадием ада,  напугать всех до жути, потом выдать красивый совет: "Не раскидывай в ужасе звуки, / удерживай дрожь."  Потом появляется святой поводырь и всех спасает. Занавес. А что это было вообще-то? Метеорит, техногенная катастрофа, или это: " А лисички / Взяли спички, / К морю синему пошли, / Море синее зажгли."
 Хорошо, что я догадалась, что "Я - исчадие ада"  -  это море.  И успокоилась.  Ваши сказки нам не страшны.

 ИРИНА ВАЛЕРИНА «Смотритель эдемского сада...»
http://stihi.ru/2017/07/13/285 номинатор Ильдар Харисов

 По теме: ЛГ на "короткой ноге" со "смотрителем" эдемского сада.  Находится в условном Вавилоне и ждёт только "его", видимо, не пастуха, ибо не заблудшая овца, а женщина, которая точно знает чего хочет.  Современная Ева.  Он, Адам, видимо, ещё где-то пашет, добывая хлеб насущный. 
Всё спокойно в вавилонском саду. "Смотритель" подождёт. Когда ещё наступит время платить по гамбургскому счёту.  Да и там - всего лишь деление - на одесную и ошуюю,  на овец и козлищ.
О впечатлении: хороший уровень версификации (как сказал бы какой-нибудь профессиональный эксперт), слова просыпаются как песок сквозь пальцы.  Камлающие мёд сердитые пчёлы задерживают внимание на несколько секунд. 

 ИНГА СТАШЕВСКА «Eats shoots and leaves»
http://stihi.ru/2020/08/08/4419 квота ГР за редактирование отборочного тура

 Эпизод из воспоминаний детства,  которого информационно маловато для того, чтобы по настоящему посочувствовать Катьке, которой зашили  бровь после разочарования в любви, и которая мечтает о пандах и о Китае.  А может, "я" - это не Катька, а вспоминающая это всё ЛГ.

   АЛЕКСАНДР КРУПИНИН «В моём саду пурга и хаос…»
http://stihi.ru/2020/10/06/4572 номинатор журнал "Тропы"

 Вот ещё один сад - сад сердца, в кустах которого есть рояль сердца, а ещё есть пещера сердца.  Такой увлекательный квест для особы, похожей на Нейгауза, идущей тропинкой без извилин - в смысле талантливой, но глупой?  "С мечтой  о вечном фа-диезе / который более всего" - вот что заставляет посмотреть на текст под другим углом. Трагическая нота и встреча у Стикса искупают легковесно-игривый тон стихотворения. И текст чудом избегает попадания в корзинку.

 ЖИЛЬ ДЕ БРЮН «недавняя мышь»
http://stihi.ru/2017/02/06/7517 квота ГР за редактирование отборочного тура

" Генная память", "проросший страх" заставляют автора написать весьма живописную картину карательной экспедиции "лис", пришедших за ЛГ.  При этом роль спящих кошек не ясна.  Если мышиными судьбами лисы не дорожат, то кошки, выходит, дорожат.  Такая странная оппозиция. А реакция ЛГ на приход нежданных гостей - вполне в духе профессора Преображенского. 
В целом текст производит впечатление классического литературного штампа.

 ЭМКЕЙ «Аниме»
http://stihi.ru/2020/06/09/4780 квота ГР за редактирование отборочного тура

 Романтично. На ум приходят мадам Баттерфляй и герои Джека Лондона.  Но тут, видимо, надо что-то искать в субкультуре аниме. Вот никогда не могла понять интерес взрослых людей к рисованным персонажам с характерной экзотической внешностью, изображающим человеческую жизнь.

  АЛЕКСЕЙ БУРКО «Случится вдруг...»
http://stihi.ru/2020/10/19/5914 номинатор "Термитник поэзии"

 Впечатление от текста - "добротный".  Хорошо это или нет, не знаю. Задумалась, как именно смотрят вслед столыпинского вагона перронные торговки и к чему вообще здесь этот вагон.  Впрочем, отсюда, наверно: от тюрьмы и от сумы не зарекайся.

 АРСЕНИЙ ЗАГАЕВСКИЙ «Nascentes Morimur»
http://stihi.ru/2020/05/25/8302 номинатор Наталья Матвеева 5

 Как дневник путешественника прочитала.  Познавательно, ощутительно, колоритно.  От поэзии тут наверно - слишком личные, почти провокативные, даже порой отталкивающие ассоциации.  Но ведь и так можно, потому что убеждает же автор. Заключительные строки - просто инфернальные какие-то.

 РИТА БАЛМИНА «Воспоминание»
http://stihi.ru/2017/05/20/5710 номинатор журнал "Витражи"

 А это понравилось. Очень зримая картинка получилась.  Лаконичная и насыщенная.  Стихотворение - как сдавленная пружинка, стремительно распрямляющаяся при чтении. Зачёт.

 ИГОРЬ ДЖЕРРИ КУРАС «Как сиротливо смотрится»
http://stihi.ru/2018/02/27/9775 номинатор журнал "Витражи"

 Вот тоже понравилось, Личное, пережитое,  ни одного слова, прямо передающего настроение - горе, скорбь, утрата, - но всё это есть в стихе. И память ещё.

  НИНА БАЛАНДИНА «Монолог тополиного листа»
http://stihi.ru/2020/08/13/5348 квота ГР за редактирование отборочного тура

 В целом понравилось стихотворение, но второе четверостишие показалось лишним, мало что  добавляющим по существу. Не проходные размышления о жизни, основательные.

 РЕЧНАЯ НИМФА «Запишу в тетрадочку»
http://stihi.ru/2018/12/18/2673 отборочный тур для резидентов

Назад, в будущее? Автор напророчил себе столетнюю ретроспективу в несколько альтернативном варианте.   Тоже, видимо, генная память.  Но без страха, даже с некоторым вызовом. С примесью «451 градус по Фаренгейту» Рэя Брэдбери. Там книги сжигали - " да статья одна на триста дел"; "  Триста снов, как дым над Фермопилами/ в каменное небо унесёт." - именно об этом, видимо.  Что остаётся - только отзвуки когда-то известных фамилий.
 Сол/жениться/женицын; я/Блок/о.  А Гагарин не полетел, значит.  Суд, каменное небо. Жестоко. Но интересно было читать. 

 АЛЕКС АМУР «Грани»
http://stihi.ru/2020/10/09/8529 отборочный тур для резидентов

  Тут мне посыл не совсем ясен.  Если уж Есенин не смог утопить в стакане Россию, то автору даже и не светит? Как оправдание за что-то звучит это стихотворение.  В моём понимании.

  ПЕТРА КАЛУГИНА «Вибро»
http://stihi.ru/2020/06/09/5275 отборочный тур для резидентов

 Хорошо, детально, подробно написано, но мимо того, что можно назвать "тоска". Вибрации, дребезжание, "озноб земли" могут вызывать тревогу, раздражение, ярость, митинги жильцов перед администрацией с лозунгами: "Долой метро под нашим домом!"  Но, видимо, это какая-то особая тоска или особое метро, мне не ясные.

 ДМИТРИЙ БЛИЗНЮК «Эхо невозможного»
http://stihi.ru/2020/01/01/4301 отборочный тур для резидентов

  О послесмертном осознании себя? Не впечатлило меня это сравнение с утопленным котёнком в ведре Вселенной и пытающимся открыть глаза.

 ТАМАРА ГАВРИЛОВА 5 «Парк»
http://stihi.ru/2019/11/05/6294 отборочный тур для резидентов

 Понравилось местами.  Догорающая Жанна д’Арк - ну нет,  такой пафос нам не нужен. Круговорот Жанны д’Арк в природе.

 СЕРГЕЙ ЗОТКИН «Три дня»
http://stihi.ru/2018/12/07/4306 номинатор Ильдар Харисов

 Текст затягивает в себя непонятным образом. Всё, одновременно существующее, осмысливаемое, замечаемое ЛГ  становится актуальным для читателя.  Рэп, катастрофа, французские поэты, беспокойство о Миронове, неприязнь к кассирше, сочувствие к замёрзшему голодному скворцу. Наверное, это удивление собственной человеческой природе - такой беспокойной и всеобдумывающе-рефлексирующей.

 Мой выбор:
 
ЕЛЕНА ДОРОФИЕВСКАЯ «Так сходит свет…»
http://stihi.ru/2020/07/02/3226 квота Александра Спарбера за ведение рубрики «В гостях у...»
РИТА БАЛМИНА «Воспоминание»
http://stihi.ru/2017/05/20/5710 номинатор журнал "Витражи"
ИГОРЬ ДЖЕРРИ КУРАС «Как сиротливо смотрится»
http://stihi.ru/2018/02/27/9775 номинатор журнал "Витражи"
СЕРГЕЙ ЗОТКИН «Три дня»
http://stihi.ru/2018/12/07/4306 номинатор Ильдар Харисов
ИРИНА ПОЛЮШКО «Возвращение»
http://stihi.ru/2020/08/30/3089 номинатор Юрий Семецкий
ВЛАДИМИР СОРОЧКИН «Без прикрас»
http://stihi.ru/2017/01/18/2 номинатор Александр Савостьянов
OLEN «Позову ветер»
http://stihi.ru/2020/09/12/8992 номинатор Елена Ительсон
СВЕТА ХОХЛОМСКАЯ «Фаик и его лошадка»
http://stihi.ru/2016/09/17/9904 отборочный тур для резидентов

 Всем доброй осени.  И напомню октябрьское совершенно пафосное стихотворение А.С. Пушкина.

 19 октября
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день как будто поневоле
И скроется за край окружных гор.
Пылай, камин, в моей пустынной келье;
А ты, вино, осенней стужи друг,
Пролей мне в грудь отрадное похмелье,
Минутное забвенье горьких мук.
Печален я: со мною друга нет,
С кем долгую запил бы я разлуку,
Кому бы мог пожать от сердца руку
И пожелать веселых много лет.
Я пью один; вотще воображенье
Вокруг меня товарищей зовет;
Знакомое не слышно приближенье,
И милого душа моя не ждет.
Я пью один, и на брегах Невы
Меня друзья сегодня именуют…
Но многие ль и там из вас пируют?
Еще кого не досчитались вы?
Кто изменил пленительной привычке?
Кого от вас увлек холодный свет?
Чей глас умолк на братской перекличке?
Кто не пришел? Кого меж вами нет?
Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:
Под миртами Италии прекрасной
Он тихо спит, и дружеский резец
Не начертал над русскою могилой
Слов несколько на языке родном,
Чтоб некогда нашел привет унылый
Сын севера, бродя в краю чужом.
Сидишь ли ты в кругу своих друзей,
Чужих небес любовник беспокойный?
Иль снова ты проходишь тропик знойный
И вечный лед полунощных морей?
Счастливый путь!.. С лицейского порога
Ты на корабль перешагнул шутя,
И с той поры в морях твоя дорога,
О волн и бурь любимое дитя!
Ты сохранил в блуждающей судьбе
Прекрасных лет первоначальны нравы:
Лицейский шум, лицейские забавы
Средь бурных волн мечталися тебе;
Ты простирал из-за моря нам руку,
Ты нас одних в младой душе носил
И повторял: «На долгую разлуку
Нас тайный рок, быть может, осудил!»
Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он как душа неразделим и вечен —
Неколебим, свободен и беспечен
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина,
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
Из края в край преследуем грозой,
Запутанный в сетях судьбы суровой,
Я с трепетом на лоно дружбы новой,
Устав, приник ласкающей главой…
С мольбой моей печальной и мятежной,
С доверчивой надеждой первых лет,
Друзьям иным душой предался нежной;
Но горек был небратский их привет.
И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его лицея превратил.
Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,
Хвала тебе — фортуны блеск холодный
Не изменил души твоей свободной:
Все тот же ты для чести и друзей.
Нам разный путь судьбой назначен строгой;
Ступая в жизнь, мы быстро разошлись:
Но невзначай проселочной дорогой
Мы встретились и братски обнялись.
Когда постиг меня судьбины гнев,
Для всех чужой, как сирота бездомный,
Под бурею главой поник я томной
И ждал тебя, вещун пермесских дев,
И ты пришел, сын лени вдохновенный,
О Дельвиг мой: твой голос пробудил
Сердечный жар, так долго усыпленный,
И бодро я судьбу благословил.
С младенчества дух песен в нас горел,
И дивное волненье мы познали;
С младенчества две музы к нам летали,
И сладок был их лаской наш удел:
Но я любил уже рукоплесканья,
Ты, гордый, пел для муз и для души;
Свой дар как жизнь я тратил без вниманья,
Ты гений свой воспитывал в тиши.
Служенье муз не терпит суеты;
Прекрасное должно быть величаво:
Но юность нам советует лукаво,
И шумные нас радуют мечты…
Опомнимся — но поздно! и уныло
Глядим назад, следов не видя там.
Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было,
Мой брат родной по музе, по судьбам?
Пора, пора! душевных наших мук
Не стоит мир; оставим заблужденья!
Сокроем жизнь под сень уединенья!
Я жду тебя, мой запоздалый друг —
Приди; огнем волшебного рассказа
Сердечные преданья оживи;
Поговорим о бурных днях Кавказа,
О Шиллере, о славе, о любви.
Пора и мне… пируйте, о друзья!
Предчувствую отрадное свиданье;
Запомните ж поэта предсказанье:
Промчится год, и с вами снова я,
Исполнится завет моих мечтаний;
Промчится год, и я явлюся к вам!
О сколько слез и сколько восклицаний,
И сколько чаш, подъятых к небесам!
И первую полней, друзья, полней!
И всю до дна в честь нашего союза!
Благослови, ликующая муза,
Благослови: да здравствует лицей!
Наставникам, хранившим юность нашу,
Всем честию, и мертвым и живым,
К устам подъяв признательную чашу,
Не помня зла, за благо воздадим.
Полней, полней! и, сердцем возгоря,
Опять до дна, до капли выпивайте!
Но за кого? о други, угадайте…
Ура, наш царь! так! выпьем за царя.
Он человек! им властвует мгновенье.
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал лицей.
Пируйте же, пока еще мы тут!
Увы, наш круг час от часу редеет;
Кто в гробе спит, кто, дальный, сиротеет;
Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;
Невидимо склоняясь и хладея,
Мы близимся к началу своему…
Кому ж из нас под старость день лицея
Торжествовать придется одному?
Несчастный друг! средь новых поколений
Докучный гость и лишний, и чужой,
Он вспомнит нас и дни соединений,
Закрыв глаза дрожащею рукой…
Пускай же он с отрадой хоть печальной
Тогда сей день за чашей проведет,
Как ныне я, затворник ваш опальный,
Его провел без горя и забот.
Александр Пушкин (1799 - 1837)