Обзор летнего лонга от Дианы Рыжаковой

Литературный Фестиваль Рунета
Когда-то Пушкин писал Бестужеву, что автора "должно судить по законам, им самим над собою признанным". Если двигаться из этой точки, - а я ваш временный проводник в миры, которые видящий легко обнаруживает сам, - выбор троп зависит от моих умений, умения вчувствоваться, в том числе, от того, возникла ли связь с текстом и насколько она прочна. Всё очень таинственно.
В искусстве нет очевидных оценок.
Искусство кишмя кишит гениями, не сумевшими разглядеть миры, сконструированные другими гениями.
И здесь важно то, какой видится конечная цель нашего поэтического перехода. Конечная цель любого стихотворения - попасть в душу читателя, вызывая свет, наделяя новым опытом любви, горя, радости, - жизни.
Идёт ли автор хоженными путями или рискует и не возможно предугадать, какой будет следующая строка; зовёт ли к сотворчеству, заставляет ли потрудиться читательский мозг или, как фото из соцсетей, читатель забудет увиденное через 5 сек, а то и не увидит потому, что картинка не содержит деталей и не визуализируется? Искренен ли автор или считывается его конъюнктурная нацеленность?
Вот приблизительно так я размышляла, отделяя прекрасные стихотворения от других прекрасных стихотворений этого лонга.


04 Берта До письма после большого дождя http://stihi.ru/2020/07/22/2214

Пейзанская картинка свободным стихом. Рифмы возникают как бы нечаянно. Cкрытый за ночной идиллией ужас притаился в деталях "сено, зажатое в кулаках", "запах гражданской войны и овсяной каши". Пафос запаха войны сбит овсянкой.
Что по факту происходит не очень понятно, то ли семейный отдых, то ли двое влюблённых, то ли тусовка выехала в деревню, зато есть возможность выстроить общекультурные и личные ассоциативные связи, здесь и деревенский быт, и гражданская война, и лошади, и Ким Ки Дук, и набоковский рассказ "Облако, озеро, башня".

10 Галина Иззьер  Рыбий дом http://stihi.ru/2019/12/08/1126

По форме скорее баллада. Эстетично всё живое, как показывает автор. Но и в "телах белых гурами" есть своя опасная притягательность. Таинственный "наш", коварный эстет-аквариумист, играет жизнями рыб. Понравился основной образ - аквариум. Это и недавние события, и социальные сети, и компьютерные игры. Не понравились риторические моменты "плавают по команде, не знают боли". Если бы стихотворение было построено на изобразительных деталях, возможно, было бы сильнее.

12 Исхаков Алексей  Кино http://stihi.ru/2017/04/22/4333

Здесь подкупает игра на парадоксах. звук, который по определению должен звучать, - немой. Цвет, по определению цветной,- здесь чёрно-белый.
Состояние статики и динами удалось совместить, противоречия поддержать эпитетами. Последняя строка "он перестал, она ещё была" рифмуется в смысловом плане с первой "она стояла, он её любил", что наращивает смысловые параллели и внутренний объём стихотворения. Короткая зарисовка в восемь строк, в которой автору удалось создать мощный подтекст.

15 Александр Перевозкин качелька лампочка-Луна http://stihi.ru/2020/03/13/7999

Прелестное, полное задумчивого юмора и немного грустное лирическое стихотворение. Лёгкое, с причудливыми образами. Читать было приятно.

16 Марианна Боровкова Те, кого любили http://stihi.ru/2020/06/26/8502

Картинка наполнена счастьем.
Много дел, множество глаголов разной степени динамики. И то, как они перемежаются, создавая ощущение живости, пронзительности жизни,- интересный приём. Показалось удачным и то, как метафора круга жизни, - жизнь сада,- поддержана рифменным рисунком.

27 Игорь Гонохов  Сердечное http://stihi.ru/2020/06/08/7268

Здесь интересно наблюдать, как автор работает на замысел, передаёт ощущение страха от возможной потери близкого человека и ощущение неопределённости, умело пользуясь гиперболой "птичьи эскадрильи с ветвей сбивают синеватый лёд" и множеством случайных деталей и очевидностей "только тут не чай", которые в других обстоятельствах работали бы вхолостую.
Ничего так и не сказано читателю напрямую, но через доверительную интонацию и подтекст состояние передано и вызывает огромное со-чувствие.

39 Елена Наильевна Шарфик http://stihi.ru/2019/12/19/8175

Наивное и очень симпатичное стихотворение-рассказ начинается с конца и дарит, связанное с детством, ощущение чуда. Словно Алиса совершает путешествие в страну детских чувств. "Снежинки в бальных платьях от кутюр" и подобное - слабые места, но в целом, мелодическая картинка удалась. Особенно понравилось, как звучит слово "лепо". Удался и лексический переход от взрослого к детскому, от обыденного к чудесному "нелепый — лепый".

44 Дмитрий Близнюк самурай http://stihi.ru/2020/03/07/6446

Стильное стихотворение. Горячая, плотная картинка верлибром построена на столкновении мужских образов и женских образов. Офицер через падение (грехопадение, много отсылок к библейским мотивам) превращается в получеловека-полуживотное, — дуальность проявлена крайне радикально, через детали и метафоры. Наслаждение и боль становятся сторонами одного и того же явления, - на этой внутренней дуальности построено всё стихотворение.

50 Галия Гали что-то в тебе... http://stihi.ru/2019/12/10/6576

Мелодически красивое лирическое стихотворение, где каждая строчка будто распадается на две, но не до конца. Это интересно. Слабые образы и наивная интонация порой портят картинку, но общее впечатление всё таки хорошее.

51 Ольга Вирязова трава щекочет... http://stihi.ru/2019/06/13/3211

Опыт речи Серебряного века в современных реалиях. Принцип потока сознания соблюдён сознанием андроидным. Mерцающая, рассеянная речь, словно перепутанные, обрывочные смс сообщения, передаёт тревожное состояние. Мрачное стихотворение с сильными и неожиданными деталями. Кажется, самое мрачное стихотворение в лонге. Интересно здесь то, что автор пишет так, будто не было поэтов шестидесятых, не было и Заболоцкого.

ШОРТ-лист:

04 Берта До письма после большого дождя http://stihi.ru/2020/07/22/2214
10 Галина Иззьер  Рыбий дом http://stihi.ru/2019/12/08/1126
12 Исхаков Алексей  Кино http://stihi.ru/2017/04/22/4333
15 Александр Перевозкин качелька лампочка-Луна http://stihi.ru/2020/03/13/7999
16 Марианна Боровкова Те, кого любили http://stihi.ru/2020/06/26/8502
27 Игорь Гонохов  Сердечное http://stihi.ru/2020/06/08/7268
39 Елена Наильевна Шарфик http://stihi.ru/2019/12/19/8175
44 Дмитрий Близнюк самурай http://stihi.ru/2020/03/07/6446
50 Галия Гали что-то в тебе... http://stihi.ru/2019/12/10/6576
51 Ольга Вирязова трава щекочет... http://stihi.ru/2019/06/13/3211

Об эксперте:

ДИАНА РЫЖАКОВА
Родилась в Пензе, с пяти лет живёт в Москве. С отличием окончила: в 1986 году факультет книговедения МГУП (Университет Печати); в 2002 году факультет психологии Московского Института Открытого Образования. Поэт, психолог-психотерапевт, педагог, член Евразийской Творческой Гильдии. Публиковалась в литературных журналах и сетевых изданиях: Юность, Южное Сияние, На середине мира, Формаслов и других. Призёр и лауреат поэтических конкурсов: MyFest, Витебский листопад, Поэзия со знаком +  и других. Автор книги стихотворений "Ибис", вышедшей в издательстве "Стеклограф" в 2018 году. С 2020 года автор и ведущая программы "Шоу Поэзия" в сети Instagram и на канале YouTube.