Урок музыки. Ян Вермеер

Светлана Леснова
Прием движения всё тот же:
Повсюду следовать за Ним
Украдкой взглядом, не тревожа,-
Учитель он и господин!

Лицо учителя бесстрастно,
Как запечатанный сосуд.
Вино любви карминно- красно,
Сердечную питая суть.

Мир разделен диагонально
На черно-белый и цветной,
Но в отражении зеркальном
Все тайны выдаст с головой.

Намек художника прозрачен:
Учитель, обращенный в слух,
Волненьем внутренним охвачен,
Внимая взмахам женских рук:

Не ученическою гаммой
Звучит мелодия Любви -
Картины персонажем главным,
Что светом  рвется  изнутри,

Что разведет, соединяя,-
Барьером - радость и печаль,
Бальзамом раны омывая,
Сняв затаенности печать.

Молчит виола, изливает
Признанье - музыкой - спинет,
Когда слова не позволяют
Открыть влюбленности секрет.

P.S.
Картина в картине,- за рамки
Ее выходящий сюжет,-
Вермеера P.S.-ремаркой:
"Любви земной предела-нет!'

- - -
Интересно, что отражение в зеркале, висящем на стене, не соответствует тому, как должно отражаться лицо девушки, - она смотрит на юношу, а не на клавиши спинета,- т.е. зеркало отражает внутреннее устремление  девушки, или действие в движении - то которое было мгновение назад или будет.
Этот прием «движения» между тем, как взгляд зрителя переходит от портрета к отражению и обратно и создает иллюзию «оживления» картины.
Подобный эффект эффектно использовала в своем автопортрете 1922г. Зинаида Серебрякова, о котором я уже писала:
http://stihi.ru/2017/09/10/6240

Вопрос, могла ли она видеть эту картину, хранящуюся в Лондоне или репродукцию.

Надпись на откинутой крышке инструмента:
"Музыка спутница радости и бальзам от страданий"

На втором плане картины рядом с зеркалом картина,
видна только треть, но исследователи определили ее как «Римское милосердие», возможно, Матиаса Стромера или Дирка Барбюрена, которая значилась в описи имущества тещи художника, Марии Тинс. Сюжет картины о том как дочь (под страхом собственной смерти) спасла от голодной смерти отца, заключенного в тюрьму,   поддерживая его силы грудным молоком (аллюзия -белый кувшин?). Готовность к самопожертвованию по историческому сюжету"Отцелюбие римлянка" запечатлена во многих картинах, начиная с фресок Помпеи I в.н.э.
Картина "Урок музыки" -о многогранности и многозвучии любви, - одна из немногих картин Вермеера, которые хранились в его доме до его смерти в 1675 году, когда его семья была вынуждена продать их.

http://stihi.ru/2023/04/23/396  сюжет у Караваджо.