Золотые листья ч. 2

Игорь Апрельский
Сказка

Продолжение

Начало здесь: http://stihi.ru/2020/07/24/1086

В нижнем мире

Долго ль он спускался, это неизвестно,
Только свет забрезжил, лес, луг напрямик.
Он ступил на землю, а в траве чудесной,
Средь камней струится чистотой родник. 

Князя сын догадлив парень чрезвычайно,
Думает: «Родник здесь должен быть в честИ!
Я уверен точно, за водой хрустальной,
Должен, нет, обязан, кто-то, да придти!»

Вскоре - то свершилось, из самой лощины,
За водой хрустальной, прямо к роднику.
Девица прекрасна на плечах кувшины,
Скромной тихой ланью шла вдоль по песку.

Постояв немного, грустно, горько плачет,
Набрала водицы и ушла в кусты.
Время пробежало, словно резвый мальчик,
Вновь пришла девица, чтоб набрать воды.

Княжий сын решился, из укрытья вылез:
«Что с тобой случилось? Плачешь впопыхах?!

«Три сестры нас было в вашем верхнем мире**,
Наш отец - великий государь падчах*** .
Знай, Орёл однажды, нас украл из башни
Родового замка, в мир сей посадил.
Чтобы не скучали для сестрицы каждой
Золотые листья ночью приносил.
Был Орёл трёхглавым, но сегодня ночью
Возвратился грозным, без одной главы,
Также нет и пальца, кто-то там воочью,
Потрепал злодея видно от нужды.
Сёстры громко плачут крупною слезою,
Головы в коленях, взгляд Орла хитёр.
Гладить заставляет, и поить водою,
И вовсю пугает двух моих сестёр».

«Ты скажи злодею, что устала очень,
И не сможешь больше просить воды!
И ещё осмелься, как бы, между прочем,
Чтоб могло убить его, это спроси ты!»

Чуть дрожа от страха, также, горько плача,
Девушка в тревоге у Орла стоит:
«Не носить мне больше воду, незадача!
Что могло убить тебя?!», - тихо говорит.

Громко засмеялся тут Орёл и властно,
В кураже речёвки явной была блажь:
«Ждёте моей смерти, это вы напрасно!
Наперёд, поверьте, род исчезнет ваш.
Смерть моя далёка, слушай, за морями,
За семью горами в поле есть баран.
Съесть он может сено, то, что косарями
Скошено однажды будет в рамазан.
Их довольно много шесть десятков точно,
Да ещё с прибытком будет ровно три****
Съест баран то сено, сено будет сочно.
Ты же дальше слушай, в память всё вбери!
В том баране – заяц, в зайце будет утка,
В утке оконечно – три птенца с душой*****.
Три птенца, три жизни у меня - не шутка,
Жизнь и смерть, далёка, в той стране чужой!»

Раскрыта тайна Орла

Слышав то, что надо младшая сестрица
Заспешила быстро прямо к роднику.
Чтобы передать всё, чтобы поделиться,
Речь Орла о смерти, парню – добряку.

И узнав, что надо, княжий сын в дороге,
Долго ль шёл не знаю, далеко видать.
За семью горами, помогите Боги,
Смерть Орла – злодея в поле отыскать.

Вот пришёл, то место, и баран есть ценный,
Косари косили день весь, нелегко.
Он подкараулил, как баран съест сено,
И уснёт, тогда лишь прыгнул на него.

Раза в три пятнадцать, высоко подпрыгнув,
Он барана шашкой поперёк рассёк.
Только заяц резвый из барана, вскрикнув,
С хохотом понёсся и в поля увлёк.

Лук, достав проворно, в зайца он стреляет,
И стрелою меткой попадает влёт.
А из зайца утка сразу вылетает,
И даёт той схватке новый поворот.

Раза в три пятнадцать, высоко подпрыгнув,
В воздухе сын княжий в утку точно бьёт.
А как приземлился, цель свою достигнув,
Утку эту быстро разом в части рвёт.

Из неё достал он: «Вот, где смерть Орлова!»,
Три птенцов орлиных, черненьких как смоль.
В путь обратно надо, к роднику, основа
Есть теперь для торга: смерть Орла и боль!»

Долго ль шёл не знаю. Вот родник завязок,
С ним всё начиналось, девица идёт. 
Только, что случилось, вместо слёз из глазок,
Той сестрицы младшей кровь на щёки льёт.

Увидав, что парень: жив, живой, свободный,
Рада так девица, что пришёл герой.
Рад и он ей тоже, говорит чуть гордо:
«Вот птенец орлиный забери с собой!
Как домой вернёшься для решенья судеб,
Рви птенца на части, попросту убей!
Погляди воочью, что с Орлом тем будет,
Главное – будь смелой, только не робей!»

Через час иль больше она воротилась,
И сестёр с собою тоже привела.
К сыну князя дева сразу обратилась,
«Сдох Орёл тот видно, смерть его пришла!»

Вчетвером в дороге - та не бесконечна,
Путь им показался, не такой тяжёл.
Глядь, вверху отверстье, всё, пришли, конечно,
Княжий сын до места девушек довёл.

Сестры в верхнем мире

Парень, чуть подёргав прочною верёвкой,
В верхний мир направил старшую сестру.
А за ней другую тут же очень ловко,
Вверх подняли быстро рано поутру.

Младшая лишь молвит: «Ты вот поднимайся!
Кто же знает точно, что там за друзья?!»

«Нет! Не беспокойся! Лучше собирайся!
Знай, не верить людям, в жизни нам нельзя!»

«Хорошо, согласна. Только будь расчётлив.
Вот кольцо для мести, это должен знать.
Если, что случится или будет подлость,
В среднем мире будешь точно прозябать.
Ты ж кольцо на палец одевай на средний,
В пятницу и в полдень будут три коня.
Коник белогривый в верхний мир заветный,
Только его тронешь, унесёт тебя.
Красный коник – в средний, мир, где ты остался,
Чёрный конь поскачет в самый нижний мир.
Сам решай, что делать», - парень попрощался, 
За верёвку дёрнул, новый ориентир.

Когда всех подняли девушек в мир верхний,
Спутники решили избежать проблем:
«Если сына князя вытащим последним,
Все его девицы, мы ж будем ни с чем!»

Потому верёвку бросили вниз в яму,
И ушли оттуда, девушек забрав.
Князя сын остался в мире среднем – драма,
И кольцо на палец он одел, сказав:

«В пятницу и в полдень три коня явитесь.
Здесь и непременно ждать вас буду я!», -

Только произнёс то, словно избавитель,
Три огнём дышащих из ноздрей коня!

Продолжение следует…

*)Подпрыгивать на пятнадцать саженных локтей три раза» - постоянный стереотип волшебных сказок.
**)в сказках вайнахов представление о трех мирах встречается довольно часто. Герой сказки и эпоса попадает в нижний мир и там продолжает совершать героические поступки, которые он совершал в солнечном (верхнем) мире. В подземном мире положительный герой встречает трех сестер (дочерей князя, падчаха), похищенных злым чудовищем; выполняет их поручения и вызволяет из беды. В роли злого чудовища выступает змея (сармак), а в роли помощника героя - орел (эрзи). «В этом находит проявление одна из основных мифолого-сказочных оппозиций: змея (символ нижнего мира) - птица (символ верхнего мира) и их вечный антагонизм». В своих странствованиях герой иногда попадает и в третий, подземный мир.
***) падчах - государь, царь народов Кавказа
****)Шестьдесят три - одно на эпических чисел сказок вайнахов