Золотые листья ч. 1

Игорь Апрельский
Сказка 

Предисловие

Фольклор, образно говоря, является «литературой» бесписьменных народов. В фольклоре аккумулируются представления народа об окружающем мире, о своей истории, о появлении человека, нашей планеты, формировании ее поверхности, о появлении звезд, солнца и луны, языческие воззрения, нравственно-этические представления и т.д. Фольклор является ценным источником для изучения истории народа. Ингушские предания делятся на этногенетические (о происхождении народа или рода), топонимические (о происхождении названий географических названий - сел, рек, гор и т.д.), предания о народных обычаях, о кровной мести и др. Предания (в отличие от сказок) воспринимаются и самими сказителями, и народом как правдивые рассказы. В них много интересных сведений о прошлом нашего народа, но и много вымысла.

Где-то там, где волны моря часто плачут,
И потом под пеной убегают вдаль.
Скалы ночью искры грустно наудачу
Высекают с криком, вея здесь печаль.

Там за девяносто девятью горами,
Жил большой семьёю величавый князь.
У него три сына были, вечерами
Выходили в княжий сад, им так гордясь. 

Днём сад освещался яркими лучами,
Так, что мог, ослепнуть, кто с ним не знаком.
Позже, споря с солнцем, сад сверкал ночами,
Медными ветвями с золотым листом.

Только неизвестно, в том саду кружила,
Посещала сила в каждую – ту ночь,
Золотые листья сила уносила,
Князь не знал, что делать, как то превозмочь.

В карауле

Старший сын собрался: «Мне, отец, дороже
Дерево и листья – символ наш семьи!»

«Сын мой, отправляйся, будь моей надёжей,
Карауль ты честно, только не усни!»

Ровно в полночь небо затянули тучи,
Ветер рвал их в клочья молнией в разрез.
Старший испугался и глаза зажмурив,
Древо молча обнял, слыша шум и треск.

В это время сила, та, что прилетала.
Золотые листья унесла с собой.
Утром князь увидел - листьев вновь не стало,
К сыну он с вопросом: «Что за часовой?!»

Средний сын собрался: «Мне, отец, дороже,
Дерево и листья – символ наш семьи!»

«Что ж сын отправляйся, будь моей надёжей,
Карауль всё честно, только не усни!»

Ровно в полночь небо затянули тучи,
Ветер рвал их в клочья молнией в разрез.
Средний испугался, в крик, глаза зажмурил,
Древо молча обнял, слыша шум и треск.

В это время сила, та, что прилетала
Золотые листья унесла с собой.
Утром князь увидел - листьев вновь не стало
К сыну он с вопросом: «Что за часовой?!»

Младший сын собрался: «Мне, отец, дороже,
Дерево и листья – символ наш семьи!»

«Что ж сын отправляйся, будь моей надёжей,
Карауль, сын, честно, только, не усни!
Ты не уподобься, братьям, и воочью,
Всё стерпи, будь твёрдым, долг тебя зовёт!
И поймай злодея, что под тёмной ночью,
Золотые листья с древа все крадёт!»

Ровно в полночь небо затянули тучи,
Ветер рвал их в клочья молнией в разрез.
Брат не спал, увидел силу, что могучей
На него летала, с ветром в перевес.

Высоко-высОко младший прыгнул «скромно»,
Раза три пятнадцать* саженных локтей.
И своею шашкой бил по силе тёмной,
Той, что скрылась в тучах, пряча лик путей.

Ровно до рассвета с силой - самозванкой,
Дрался, только с солнцем ветер стих без бед.
Небо просветлело, видит на полянке:
Чёрный палец с ногтем и кровавый след…

По следам за неведомой силой

След ведёт из сада, меж домов кружится…
Надо собираться, совесть велика.
Младший в дом, доспехи взял, вооружился,
И вперёд по следу, чтоб поймать врага.

На пути-дороге человека встретил,
Тот легко  деревья с корнем вырывал.
После мял в ладонях, комкая в брикете,
В порошок древесный ловко превращал.

«Это чудо! Диво, дивное на свете!» -
Младший молвит, «Верно, ты такой, один!»

«Это  - всё не диво!», - Человек в ответе,
«Чудеса свершает младший князя сын!»

«Я – сын князя младший, но судьба такая,
Что нужна мне помощь вот таких людей!
За врагом в дорогу, друг мой, приглашаю,
Будем мы друзьями в жизни и в беде».   

Вдаль бежит дорога, путь уж держат двое,
С поступью всё ладно и шаги тверды.
Человека видят - выпивает море,
И глядит на рыбок в русле без воды.

«Это чудо! Диво, дивное на свете!» -
Младший молвит, «Верно, ты такой, один!»

«Это  - всё не диво!», - Человек в ответе,
«Чудеса свершает младший князя сын!»

«Я – сын князя младший, но судьба такая,
Что нужна мне помощь вот таких людей!
За врагом в дорогу, друг мой, приглашаю,
Будем мы друзьями в жизни и в беде».   

Вновь бежит дорога, но она – не сваха,
Чтоб дарить приватно нужное бытьё.
Человека видят – вверх летит папаха,
Он в неё стреляет, разом ловит всё!

«Это чудо! Диво, дивное на свете!» -
Младший молвит, «Верно, ты такой, один!»

«Это  - всё не диво!», - Человек в ответе,
«Чудеса свершает младший князя сын!»

«Я – сын князя младший, но судьба такая,
Что нужна мне помощь вот таких людей!
За врагом в дорогу, друг мой, приглашаю,
Будем мы друзьями в жизни и в беде».   

Вчетвером, дорога уж не бесконечна,
Путь им показался, лёгок - не тяжёл.
Глядь, в земле отверстье, всё, пришли, конечно,
След кровавый дерзкий до него довёл.

Князя сын воскликнул: «Вот, друзья, смотрите! 
Всё! Дошли до точки! Я же буду скор,
И спущусь по следу, вы же меня ждите.
Да шалаш поставьте, и чтоб был костёр!»

*)Подпрыгивать на пятнадцать саженных локтей три раза» - постоянный стереотип волшебных сказок.
**) в сказках вайнахов представление о трех мирах встречается довольно часто. Герой сказки и эпоса попадает в нижний мир и там продолжает совершать героические поступки, которые он совершал в солнечном (верхнем) мире. В подземном мире положительный герой встречает трех сестер (дочерей князя, падчаха), похищенных злым чудовищем; выполняет их поручения и вызволяет из беды. В роли злого чудовища выступает змея (сармак), а в роли помощника героя - орел (эрзи). «В этом находит проявление одна из основных мифолого-сказочных оппозиций: змея (символ нижнего мира) - птица (символ верхнего мира) и их вечный антагонизм». В своих странствованиях герой иногда попадает и в третий, подземный мир.

Продолжение следует…