Наставление первое о человеческомъ слове вообще!

Россия Поэтическая Эстафета
Россїйская грамматика — Наставленїе первое, о человЕческомъ словЕ вообще.
авторъ Махайло Ломоносовъ (1711—1765)

Наставление первое о человеческомъ слове вообще!
Россия Поэтическая Эстафета
Родная Сказочная КультУРА Руси
http://stihi.ru/2020/05/24/947

Адрес сноски:

[11] Мiхайло Ломоносовъ


НАСТАВЛЕНІЕ ПЕРВОЕ
О ЧЕЛОВЪЧЕСКОМЪ СЛОВЕ ВООБЩЕ.
ГЛАВА I,
О ГОЛОСЕ.
§ 1.
ПО благороднЕйшемъ дарованїи, которымъ человЕкъ протчихъ животныхъ превосходитъ, то есть правителЕ; нашихъ дЕйствїй разумЕ, первЕйшее есть слово, данное ему для сообщенїя съ другими своихъ мыслей. Польза его толь велика, коль далече нынЕ простираются происшедшїя отъ него въ обществЕ человЕческомъ знанїя; которыя весьма бы тЕсно ограничены были, есть ли бы каждой человЕкъ воображенныя себЕ способомъ чувствъ понятїя только въ собственномъ своемъ умЕ содержалъ сокровенны. Когда къ сооруженїю какой либо махины приготовленныя ча;сти лежатъ особливо, [12]и ни которая опредЕленнаго себЕ дЕйствїя другой взаимно не сообщаетъ; тогда все бытїе ихъ тщетно и безполезно. Подобнымъ образомъ естьли бы каждой членъ челов;ческаго рода не могъ изъяснить своихъ понятїй другому; то бы не токмо лишены мы были сего согласнаго общихъ дЕлъ теченїя, которое соединенїемъ разныхъ мыслей управляется; но и едва бы не хуже ли были мы дикихъ зв;рей разсыпанныхъ по лЕсамъ и по пустынямъ.

§;2. Правда, что кром; сло;ва нашего можно бы мысли изображать было чрезъ разныя движенїя очей, лица;, рукъ и протчихъ частей т;;ла, какъ то Пантомимы на театрахъ представляютъ; однако такимъ образомъ безъ св;та было бы говорить не возможно, и другїя упражненїя челов;ческїя, особливо д;ла; рукъ нашихъ, великимъ былибъ пом;шательствомъ такому разговору; не упоминаю другихъ непристойностей.

§;3. Но коль велика Творческая премудрость! одарилъ насъ словомъ, одарилъ слухомъ. Опред;ленные къ нимъ члены коль хитро устроены; не возможно и помыслить безъ удивленїя о неизреченномъ разум;, безъ глубочайшаго благогов;нїя и благодаренїя къ щедрот; Всевышняго Строителя мира.

§;4. Умолчевая зд;сь объ оныхъ органическихъ членахъ, рассудимъ токмо о несчетномъ различїи первое голоса, второе выговора.

§;5. Чудимся по справедливости бесконечному различїю идей, которыя чувствомъ [13]зр;нїя представляются; но едва ли меньше дивиться должно несчетному ихъ множеству, посредствомъ слуха поемлемому нами. Для ув;ренїя надлежитъ различить напередъ голосъ на главныя его изм;ненїя.

§;6. Во первыхъ изм;няется голосъ выходкою, второе напряженїемъ, третїе протяженїемъ, четвертое образованїемъ.

§;7. Выходка возношенїемъ и опущенїемъ, протяженїе долготою и краткостїю, напряженїе громкостїю и тихостїю, сколько различїя въ голос; производятъ; довольно изв;стно изъ музыки. Не упоминаю многообразнаго совокупленїя разныхъ повышенїй, когда они сладко соглашаются, не сносно здорятъ, или краткимъ разгласїемъ пріятное согласїе предъидущихъ и посл;дующихъ больше украшаютъ.

§;8. По сему вымышленныя отъ Голберга въ земли; живущїе люди, когда бы д;йствительно были, и им;ли бы вм;сто органовъ, къ произнесенїю сло;ва служащихъ, на груди своей стру;ны; то могли бы оными свободно изображать и съ другими сообщать свои; мысли.

§;9. Образованїе состоитъ въ отм;нахъ го;лоса, которыя отъ повышенїя, напряженїя и протяженїя не зависятъ. Такїя изм;ненїя прим;чаемъ въ сиповатомъ, звонкомъ, тупомъ и въ другихъ голосахъ разныхъ. Отм;на ихъ коль многочисленна, изъ того вид;ть можемъ, что изъ великаго множества знакомыхъ людей каждаго узнае;мъ по голосу, въ лице не видя.[14]

§;10. Образованїемъ названо зд;сь сіе изм;ненїе го;лоса для того, что представляетъ въ себ; о;бразы животныхъ и бездушныхъ вещей съ ихъ голосомъ. Ибо иной голосъ подобенъ колокольному звону, иной тележному скрыпу, иной скотскому реву, иной соловьеву свисту, иной подходитъ къ какому нибудь музыкальному инструменту.

§;11. Къ образованїю принадлежитъ и сло;ва челов;ческаго выговоръ, какъ видъ онаго, которымъ голосъ различно изм;няется, и съ голосами разныхъ животныхъ и бездушныхъ вещей себя въ ум; представляетъ: Наприм;ръ: иногда изображается шип;ніемъ кипящая вода, иногда трескомъ сыплющїеся м;лкїе камни, блеянье овецъ, и другїя отм;ны.

Россїйская грамматика — Наставленїе первое, о человЕческомъ словЕ вообще.
авторъ Махайло Ломоносовъ (1711—1765)
Адрес сноски:


ЧеловЕкъ - ЧЕЛОВЕКЪ
Е - ЯТЬ - (ие) Связъ Божественнаго съ Земнымъ
ъ - (о-краткое) еръ - Гласная Гласящая


 
Завтра День Славянской Письменности! ВЪРА.
http://stihi.ru/2020/05/23/5181
У РОУСОВЪ СЛАВЯНЪ БОГАТЕЙШЕЕ НАСЛЕДИЕ!

Это ЗАВТРА - СЕГОДНЯ! 24 05 2020!
День Славянской Письменности!