О христианском поэте Иосифе Бродском - 2

Георгий Куликов
Фото: храм святых Иоакима и Анны близ Череповца,
где был крещён Иосиф Бродский

ДЕЯНИЕ НЯНИ ГРУНИ

      В том, что Иосиф Бродский был крещён, у меня нет ни малейших сомнений. Но ведь и прямого – говорят – свидетельства нет. Да, это так. Но зато косвенные – неотразимы. И прежде всего, конечно же, признания (пусть даже, на первый взгляд, и уклончивые!)  самого поэта.  Когда его спрашивали, христианин ли он, то, как правило, слышали в ответ: «Я христианин, потому что не варвар».  Называл он себя «плохим христианином». А даря знакомым книгу, в которой были собраны его «Рождественские стихи», надписывал её: «От христианина-заочника». Да, поэт не участвовал в храмовых богослужениях, но от христианской веры никогда не отказывался. Поэтому и похоронен (напомню!) в Венеции на христианском кладбище Сан-Микеле.
     В августе 1941 года ушёл в армию его отец Александр Иванович. А через три месяца маленький Ося вместе с мамой Марией Моисеевной эвакуировался из блокадного Ленинграда в Череповец. Для ухода за малышом была приглашена деревенская женщина Груня, которая, по словам Натальи Грудининой, близкой подруги матери Иосифа, его и окрестила. Узнала же она об этом от самой Марии Моисеевны. Скорее всего Груня и стала крестной матерью Иосифа. «А кто же, – могут вопросить, – его крестный отец?». Отвечаю: в особых случаях допускается, когда крестным отцом становится сам священник. 
     О крещении Бродского провёл своё «дознание» Владимир Бондаренко (1). Он посетил Череповец и выяснил, что няня Груня окрестила Осю в храме, прихожанкой которого она была, а именно – в храме Святых Богоотец Иоакима и Анны  пригородного села Степановское. Священником,  совершившим обряд крещения, был недавно до этого выпущенный из лагеря отец Павел Орнатский.
     Напоследок же приведу ещё один аргумент, подтверждающий крещение Иосифа Александровича. Это фотография 32-летнего поэта, на которой виден нательный православный крест. Бродский открыто (с неким даже вызовом!) стал его носить, как только прибыл в так называемый «свободный мир». Некоторые пишут, что носил, мол, «несерьёзно». Предположение, честно говоря, уничижающее поэта. Разве не оскорбительно для взрослого мужчины  подозревать его в том, что он повесил на грудь крестик ради  баловства или эпатажа? «Однако потом, – укажут знатоки его заграничной жизни, – он этот крестик снял» Не спорю: снял. Но лишь после того, когда его новые друзья, желая поэту благополучия, ему разъяснили, что на «свободном» Западе крестик будет ему только (и сильно!) мешать.

ПРИМЕЧАНИЕ

1)  Владимир Бондаренко. «Бродский» (ЖЗЛ). Глава «Череповецкое крещение». М.: «Молодая гвардия». 2016

Начало: http://stihi.ru/2020/05/18/8029
Продолжение: http://stihi.ru/2020/05/20/4056