Нина Плаксина о сонетах-буриме

Большой Литературный Клуб
Литературная игра. Буриме по стихотворению «Сехмет»

В ноябре 2019 года на странице Большого Литературного Клуба был предложен проект литературной игры на рифмы, буриме по стихотворению «Сехмет».

[Примечание: начало игры в рамках Мастерской сонета см. в рецензии Нины Плаксиной http://stihi.ru/rec.html?2019/11/04/853
Полные тексты рассматриваемых стихов даны на стр. http://www.stihi.ru/2019/11/24/4725 - И.Х.]

Игра буриме (фр. Bouts-rimes «рифмованные концы») имеет историю. Изобретателем её считается малоизвестный французский поэт  XVII века Дюло, но в XIX — XX веках она приобрела особое распространение  она. Сначала это было излюбленным занятием  в салонах, а затем и в самых широких кругах, особенно  среди студентов, литературной интеллигенции.

Примеры буриме приведены в книге Н. Ф. Остолопова  «Словарь древней и новой поэзии» (1821). А в 1864 году Александр Дюма объявил конкурс на буриме. Результатом стал изданный им сборник, в который вошли буриме, сочинённые 350 авторами. („Bouts-rimes publies par A. Dumas“, 1865).
Умением писать буриме в России славились В. Л. Пушкин, Д. Д. Минаев, А. А. Голенищев-Кутузов.
Буриме пользовалось популярностью у поэтов XX века: Бретона, Элюара, Арагона).
В 1914 году петербургский журнал «Весна» провёл массовый конкурс буриме.
В качестве одного из традиционных заданий буриме входило в конкурсы КВН.
Об игре буриме,  я вспомнила  в 1999 году. В книге Максимилиан Волошина «Коктебельские берега»  рассказывается, что  затеяли игру
Е. И. Дмитриева (Черубина де Габриак), Н. Гумилёв и  М. А. Волошин. В мае 1909 года Е. И. Дмитриева написала Волошину: «Вячеслав Иванов рассказал, что можно написать сонет, и другой должен ответить, повторяя рифмы, но, по возможности, избегая повторения в строке одинаковых слов… Гумилёв написал мне сонет, и я ответила, посылаю на ваш суд. Напишите и вы мне сонет». Получив сонет от М. Волошина, Дмитриева написала ему: «Ваш сонет – лучший из трёх». Это был сонет «Сехмет». Сехмет – богиня  огня  и  раскалённого  солнца  (египетская  мифология). Её  изображали  в виде женщины  с львиной  головой.
У классиков богиня войны и огня, вернее, результаты её деятельности, предстали на фоне мозаично изображённой природы: «солнечные луга» у Гумилёва, зной и «выжженные луга» у Волошина, но у него ещё и «тёплая мгла померкнувших полей» и синеющие хребты. В поэтических строках поэта угадывается любимая Киммерия, которой  Макс посвятил не одно художественное полотно. В «распалённом»  воздухе, слышит поэт, «звенит чей-то голос. У самой Черубины де Габриак события проходят на «нескошенных лугах».
Тема. Что сказать о теме сонетов с названием «Сехмет»? Выразительные средства, метафоричность, поэтические тропы разнообразны: сравнения, скрытые сравнения, олицетворения, эпитеты. Сонеты объединены Лирической героиней, которой классики говорят комплементы, угадывают её одиночество, ожидание любви, греха, страсти. Луга, леса, поля наполнены жизнью, «звон цикад и ос», «чувствуется ожидание перемены», «странная пляска змей по вечерам», «проносятся гиены», «белая восторженная птица» здесь же. Гумилёв не называет имени, обращаясь к героине через местоимения «тебе, ты, твоя»,  но угадать его нетрудно:
Так любят льнуть серебряные плены
           К твоим нагим и маленьким ногам.
Максимилиан Волошин  спрашивает, «чей голос с гор звенел»? Именно голос! А голос – у человека. Но далее поэт несколькими штрихами, словно кистью,  набрасывает видимые черты:
Кто с узкой грудью, с профилем гиены
          Лик обращал навстречу вечерам?
Дмитриева высоко оценила сонеты, мы видим, что сонет Волошина ей понравился больше, хотя более нежно звучат о ней строки у Николая Гумилёва. В своём сонете поэтесса  отвечает, что красота природы недоступна ей («не мять полей моим больным ногам»). Да и увидеть красоту она не может, так как «темничные, незыблемые стены»  закрыли ей путь. Сонет Елены Дмитриевой – ответ обоим поэтам в игре:
Моя душа израненной гиены
          Тоскует по нездешним вечерам.

    В  1999  году  я «включилась»  в  эту игру:  написала  сонет  «Сехмет»  и  себе же ответила вторым, то есть сначала высказала своё мнение о Сехмет, затем мне захотелось ответить себе же. Я описала Сехмет результат её игры «в  войну».   Напечатала свои стихи в книге «Казантип чарующий»,  издательство «Дар», Симферополь, 1999 г.  Объяснила особенность этой игры и предложила  в  честь  девяностолетия  её рождения  подхватить  и  продолжить.  Продолжили.  Уже  в  2000  году Игорь  Шаповалов  предложил  свой сонет, и мы поместили его в книге «Сквозь сердца бессмертие проходит». Далее Светлана Коношенко откликается триптихом «Сехмет», которые появились во втором  альманахе «Исповедь у Меотиды». Светлана так увлеклась этой игрой, что всю подборку сонетов послала в газету «Литературный Крым». Напечатали. Так что к столетию игры была уже коллекционная  подборка.

Итак, Сехмет как богиня войны, огня, зноя, появилась у современных авторов с соответствующими действиями и характером. Отозвались на тему и поэты, в детстве познавшие, что такое война, так как Великая Отечественная у многих отняла отцов, старших братьев, родственников.

Сехмет «с войною в сердце», «сеет гибель», летят «головы к её ногам»,  богиня «играет в войну», «люто терзает поля», для неё «человечье мясо томится». («Сехмет», Н. Плаксина, 1999 г.). Во втором сонете автор говорит, что богиня «порождает ужас», что она всё сгубила, а потому на её пути необходимо поставить «повыше стены».

Игорь Шаповалов подчеркнул агрессивность, ярость, злобу Сехмет: «из пасти  клочья ядовитой пены»,
И солнце, словно огненная птица,
          Какое она, злобой раскаля,
          На небесах заставила томиться,
          Чтоб выгорели тучные поля.

В 2019 году сонет «Сехмет» написала Ирина Коляка. Она прислала и сонет с этим же названием Леона Маринера.  Из Ялты прислал свой вариант сонета «Сехмет» Адольф Зиганиди.

Леон Маринеро описал, какие «перемены» принесла богиня войны на землю: «Ни облачка на небе», «Не капнет капля к сморщенным ногам»,
Сожгла дотла, леса, луга поля,
Умолк людей и птиц весёлый гам.

Ирина Коляка каждой строкой отвечает на сонет Леона Маринеро болью сердца, моленьем души. Так может написать человек неравнодушный, познавший утраты:
Не дай, Господь, безжизненным лугам
Предстать пред нами! Да воздвигни стены –
Надёжнейший заслон от злобной пены,
Что даже к детским движется к ногам.

Ужели никогда зловещий гам
Не смолкнет?! И грядут ли перемены
В сердцах адептов огненной гиены?
Взывают ли к Тебе по вечерам?

Моя мольба – непуганая птица…
Себя чужою болью раскаля,
Душа к Тебе взывает и томится…
 
Ей нужен Мир! Цветущие поля
Не для Сехмет! Их жаждет Кобылица –
Кормящая рабов Твоих, Земля…

Сонет включила в статью полностью, потому что это и сегодняшняя боль наша и мольба. Земля-кормилица не должна страдать. Посмотрим, как говорят об этом классики: «Трепетом ответствует земля» (Волошин); ждёт «осени земля» (Гумилёв); «От радости вздыхает вся земля» (Е. Дмитриева). Поэты, участники игры, по-разному видят землю, говоря о ней в стихах: «И камнем стала щедрая земля» (И. Шаповалов); «Дрожала и стонала мать-земля», «И отдыхает от войны земля» (Н. Плаксина); «И тайн полна прекрасная земля» (С. Коношенко). Как видим, слова не повторяются, каждый автор даёт свой образ земли.

Алексей Фомин завершает сонет строкой: «слепая кобылица давно забыла, чем была земля».
Он дал осеннюю картину земли, с её «пустыми лугами», «холодными дождями». Совершенно отошёл от темы, взяв у классиков только рифмы. Но вышедший из жёлтой пены пёс (не Афродита вовсе)
выходит, чтобы лечь к моим ногам,
закрыть глаза и слушать птичий гам,
не ведая, не чуя перемены,
что солнца диск – пасть огненной гиены,
что брызжет в окна кровь по вечерам,
что в ночь, отстав от стаи память-птица,
отчаяние в сердце распаля,
сама в себе и злится, и томится,
и ненавидит сирые поля…

У Сергея Трегубова:
И беспощадна утром солнца птица,
Когда её, как Феникс, распаля,
Возложенною миссией томится
Та, кровью оросившая поля,
Воспряв от сна, – вольна, как кобылица,
Чьей красотой любуется земля.

Любчик Вера  предложила стихи, где характер богини войны и зноя растворился в самой природе: «лето несётся вихрем по лугам», от агрессивного движения – клочки пены от облаков в небе; день, распалённый жаркими чувствами заката, уже томится от долгих сумерек. Удивительно завершение стихотворения: в образе мчащейся кобылицы появляется Земля, летящая по Млечному Пути.

Тревожное состояние природы, напряжение перед боем. Затем бой, штурм крепостных стен, накал атаки в сонете поэта из Ялты, Адольфа Зиганиди. Выбранные образы: тревожный ветр (!), рвы, вражеские заслоны, грязная пена, штурмующие – поэтическое оформление событий, которые даны в динамике. Действующие лица, принимающие участие в развитии сюжета, неоднозначны. Это те, кто атакует, штурмует, погибает в жарком бою, и те, что "жаждут поживы", "скулящие" от нетерпения получить её. Гиены – они всегда вызывают неприятие, отвращение. Но в стихотворении есть образ птицы. Обычно птица символизирует свободу, вольный, красивый полёт в просторе. А в данном случае, это "ночная птица". (Вспоминается фраза: хорошие  дела ночью не делаются"). Так "ночная птица" тоже взбудоражена боем, но распалена жаждой поживиться, ожиданием томится".

Сонет. Смыслово мы ощущаем "тезу", "антитезу", видим развитие действия. Синтез.
В заключительных строках читаем:
          Там ржёт у водопоя  Кобылица,
           и мерно дышит матушка ЗЕМЛЯ.
Кобылица не успокоилась, "ржёт у водопоя".  Покой не для неё, будет бой, «вновь дымят костры по вечерам». Это "матушка Земля" после потрясения "мерно дышит", отдыхает.

Елена Картунова представила читателю Сехмет захмелевшую, кровавую.
На земле она в качестве ока бога Ра,  наслаждалась избиением людей. Пролитое на землю богами красное вино,  Сехмет приняла за кровь, набросилась на него и опьянела, что заставило её прекратить резню.

Елена Галиаскарова в сонете «Кружит рассвета огненная птица» подчеркнула совершенно другой характер героини конкурса, её Сехмет несёт справедливость.
 Кружит рассвета огненная птица,
Сехмет, свой разум гневом распаля,
Желаньем справедливости томится:
Летит сквозь опустевшие поля,
Как резвая степная кобылица;
От поступи ее дрожит земля! 

Участники игры-буриме интересно разнообразили тему.

Наталья Стикина  вдруг сообщила, что есть такие обстоятельства, что могут в ней, в душе её,  разбудить Сехмет:
Всё прошлое – в огонь! Измена – птица,
чьи вопли жажду мести распаля,
во мне Сехмет разбудит, что томится
желаньем сжечь фальшивых слов поля.

Игорь Семыкин,   точно выполняя задание литературной игры,  внёс новый подход к теме,  дано поэтическое представление открывшейся  картины,  панорамы высохших лугов. «Режет тишину вороний гам»  – красивое поэтическое выражение, собственное наблюдение.   

Сергей Дон подарил  нам триптих. Рассказав о мстительной Сехмет,  рассказал о любви друида к земле. Затем передал мечту моряка о встрече с землёй.
Сергей Григорьевич Марушко внёс перемены в тему. В волшебном рассвете  раскинулись шёлковые луга, стоит стена леса, туман, а сам автор уже плывёт в море невесомой пены тумана.
В литературной игре каждый поэт внёс яркий вклад в тему, в поэтические картины, в поэтическое раскрытие образа.

Татьяна Тареева, г. Тула. В её сонете нашёл место современный город, «поток рекламой пены», «смог», «жадные голуби».

Шестнадцать авторов участвовали в литературной игре. Собрана интересная подборка новых сонетов. Отмечу, что условия выполнили все, использовав рифмы классиков. Но конкретно о Богине войны написаны не все сонеты. В условиях не было указано, можно ли отступить от темы, не было этого и в условии Гумилёва, поэтому фантазии авторов приняты не просто благосклонно, но с интересом и благодарностью.

Нина Плаксина
Сехмет
С  войною  в  сердце  мчится  по  лугам,
Погибель  сеет,  и  не  сдержат  стены:
Из  крови  родилась,  а  не из  пены,
И  не  сердца,  а  головы – к ногам.

И  музыкой  звучит  ей  дикий  гам,
Лишь  в  поле  брани  любит  перемены.
И  ластятся  к  ней  жуткие  гиены,
Пируя  по  ночам  и  вечерам.

Жестокая  и  вольная,  как  птица,
В  войну  играет,  страсти  раскаля,
И  человечье  мясо  там  томится.

Ей  сладко  видеть  взрытые  поля –
Терзала  люто  их.  А  кобылица
Дрожала.  И  стонала  мать-земля.
1999 г.

Игорь Шаповалов
Сехмет
Когда весна спешит с небес к лугам,
И плющ ползёт на каменные стены,
Из пасти клочья ядовитой пены
Сехмет роняет в ярости к ногам.

Вокруг неё звучит не птичий гам
Весенние ей чужды перемены,
Шакалы и вонючие гиены,
Поджав хвосты, визжат по вечерам.

А солнце, словно огненная птица,
Какое она, злобой раскаля,
На небесах заставила томиться,
Чтоб выгорели тучные поля.

Голодной смертью пала кобылица,
И камнем стала щедрая земля.
2000 г.

Елена Картунова
Сехмет
Хмельная, по затоптанным лугам,
бредет Сехмет. Ей травы нынче — стены.
Взбивая облака в охапки пены,
бросает их к ослабленным ногам.

Кровавая война — всего лишь гам, —
вино несёт благие перемены.
Затихла страсть безжалостной гиены,
как исчезает свет по вечерам.

Не то, чтобы она — ручная птица,
но что-то изменилось, распаля
расслабленность. Душа в мечтах томится.

Надолго ли покой придет в поля?
Наутро протрезвеет кобылица,
и вновь застонет грешная земля.

Сергей Трегубов Ст   
Сехмет – богиня с ликом львицы.
Барханов волны гонят по лугам
Седой хамсин, из них вздымая стены,
Венчая гребни не прохладой пены,
А жгучим зноем стелются к ногам.

Неблагодарности роптанья гам
Недобрые приносит перемены.
Богиня с ликом львицы, – не гиены
Не в силах гнев оставить вечерам.

И беспощадна утром солнца птица,
Когда её, как Феникс, распаля,
Возложенною миссией томится
Та, кровью оросившая поля, –

Что, вспряв от сна – вольна, как кобылица,
Чьей красотой любуется земля.

Наталья Стикина
***
Как ветер непокорный по лугам
летит, склоняя трав покорных стены,
так ярость, став волной карминной пены,
бурлит в крови от головы к ногам,
и шум в ушах похож на птичий гам…
Ты чувствуешь предсердьем перемены?
Мой звонкий смех теперь, как смех гиены,
и места нет уютным вечерам.

Всё прошлое – в огонь! Измена – птица,
чьи вопли жажду мести распаля,
во мне Сехмет разбудит, что томится
желаньем сжечь фальшивых слов поля.

Ты слышишь? то не топот кобылицы:
под лапой львицы дрогнула земля!

Игорь Семыкин
Сехмет

Бежит огонь по высохшим лугам,
клубится дым и чудятся мне стены
из серых облаков и клочьев пены,
как будто небо падает к ногам.

И режет тишину вороний гам,
плохие предвещая перемены,
так по ночам пугает смех гиены
и шум гремучих змей по вечерам.

Взлетает ввысь испуганная птица,
садится солнце, камни распаля,
богиня-львица в сумерках томится,
впивая взор в бескрайние поля.

Несётся вскачь гнедая кобылица
и остывает грешная земля.

Татьяна Тареева, г. Тула
 Сехмет XXI
Мне не бродить с любимым по лугам…
Как душен город, задавили стены,
Сехмет царит, поток рекламой пены
Бьёт по глазам, торит пути ногам.

Здесь вездесущий настигает гам.
Настанут ли под смогом перемены,
Где с воплем обезумевшей гиены
Форсаж моторы рвёт по вечерам.

Нет жаворонков, только голубь-птица
Толчётся  жадно, голод распаля,
Чего не дай, все алчностью томится…
… лишь в памяти цветущие поля,

Где Млечный путь –  ночная кобылица,
Где силы жить дала душе земля…

Сергей Дон
Сехмет, Сехмет!..
Сехмет, Сехмет! За что ты мстишь лугам?
За что огнем ты косишь злаков стены?..
Лишь дым перед тобой вздымает пену,
И только пепел льнет к твоим ногам…

В обуглившихся рощах птичий гам
Не слышен… все страшнее перемены,
И стынет кровь от хохота гиены,
И гарь першит во рту по вечерам…

Ночь вязнет в тишине… Лишь вскрикнет птица
Там, за рекой… и этим воспаля
В ней гнев неутоленный, что томится
В душе ее – и снова на поля
Огнем пылая, мчится кобылица –
И хрипнет беззащитная земля…
Сергей Дон   15.11.2019 18:22   

Сергей Дон
Друид
Я поклонюсь и рекам, и лугам –
И вновь укроюсь за лесные стены,
Где пью бальзам весенних листьев пены,
И отдых дать могу босым ногам.

Как сладок леса предрассветный гам,
Когда весна вещает перемены,
И даже откровения гиены
Звучат, как песня… А по вечерам

В ноктюрне партии разделят птицы,
И лес ночной концертом распаля,
Вдруг стихнут… сонм дриад в листве томится…
А там, вдали, за лесом, где поля,
Ночной призыв пропела кобылица –
И волшебством наполнилась земля…
Сергей Дон   17.11.2019 07:50 


Сергей Дон
Моряк
Когда ж земля? Когда смогу лугам
Я поклониться, и увидеть стены,
Не миражом поднятые из пены,
А твердые на ощупь… и ногам

Я дам коснуться почвы… птичий гам
Услышу… Но, увы, без перемены:
Лишь ветер в вантах хохотом гиены
Взвывает… и ни дням, ни вечерам

Нет счета… жду, когда же вскрикнет птица,
И, диким вожделеньем распаля
Инстинкт, что в каждом исподволь томится,
В ночном экстазе вырвавшись в поля.
Взорвет мой слух призывом кобылица –
И я пойму, что вот она, земля!
Сергей Дон   17.11.2019 11:50

Сергей Григорьевич Марушко
Пастух.
Буриме к триптиху Сергея Дон.
http://stihi.ru/2019/11/17/5955

Люблю бродить по шёлковым лугам.
Вдоль утреннего леса чудо-стены
Тумана. В море невесомой пены
Плыву... приятно сердцу и ногам...

Луч солнца будоражит птичий гам;
Рассвет-волшебник вносит перемены
В пейзаж — всё оживает. Плач гиены
Застрял в ветвях (звучит по вечерам).

Крылом над лесом режет небо птица,
Азарт добычи пищи распаля —
В гнезде голодный выводок томится...

Гривастый конь копытом рвёт поля
И ржёт призывно-нежно кобылица...
Ну, с добрым утром, матушка-Земля!