Мир спасет красота

Нелли Неженцева
Несколько раз я имела счастье посетить знаменитую Дрезденскую картинную галерею.  Мое  первое посещение было  незабываемо, воспринято  с таким восторгом, что этот день остался  навсегда в моей памяти. А  произошло это, можно сказать, еще в довольно юном возрасте, когда я, как член семьи, впервые приехала в Германию.

К тому времени я успела только несколько раз побывать  в известной всем Третьяковской галерее, и была немножко знакома  с творчеством великих русских мастеров.

Меня  поразила невероятная красота великолепного архитектурного  комплекса Цвингер, где первым местом посещения стала картинная галерея великих западных мастеров.

Наша память избирательна и ярко высвечивает именно то, что запало в  душу так, что мы не в силах оторвать взгляда, сдвинуться с места, наши ноги прирастают к полу, и мы забываем обо всем вокруг, - перед глазами только уникальный шедевр, явление природы или еще что-то невероятно прекрасное, что может так взволновать душу.  Со мной такое произошло впервые - после школы, в Третьяковской галерее, около полотна Александра Андреевича Иванова «Явление Христа народу».

Такое же потрясение случилось  в дрезденской галерее, когда  мы подошли к самой знаменитой работе итальянского живописца, графика, архитектора Рафаэля Санти - «Сикстинская Мадонна». В то время еще не было дорогостоящей, в 45 млн. евро, реконструкции  комплекса Цвингер, и великая картина была  огорожена  прямоугольником черных цепей, (сейчас она охраняется под стеклом). Забыв обо всем на свете, я не могла оторвать глаз от  невиданной красоты.

Передо мной из-за зеленого занавеса  открылось дивное видение: прекрасная дева Мария ступает по облаку… На её руках - младенец Иисус, заключенный в своеобразный магический круг, который создает ниспадающее покрывало Мадонны и правая рука Иисуса. Глаза её  особенно выразительны и грустны, - она знает, что ждет впереди сына. Мадонна  держит Младенца  легко  и  идет по облакам  навстречу трагический судьбе, принося в жертву людям  единственного сына. Рядом, чуть ниже, - Святой Сикст и Святая Варвара, утопающие  в облаках. Этот прием  Рафаэля еще больше подчеркивает легкость походки  Мадонны, показывая ее невесомость. Святой Сикст  движением руки указывает ей нелегкий путь.

Обычно  в изображении Мадонн я видела, что их взгляд направлен  на младенца или  глаза опущены вниз, а здесь - взгляд  направлен прямо и чуть вниз, то есть гений Рафаэля  включил в композицию своего великого шедевра и зрителя. Он знал, что зрители будут смотреть на Мадонну снизу вверх. Появляется ощущение, что Мадонна видит меня и зрителей сверху и, кажется, что проходит  зрителя взглядом насквозь. Лицо Мадонны прекрасно античной красотой и, в то же время, является христианским идеалом высокой духовности.

В самом низу картины - два ангелочка, которые явно скучают и не разделяют грусти Мадонны. Впоследствии именно изображения  ангелочков Рафаэля, появились, начиная с 19 века всюду:  на тарелках, подушках, сумках. И люди порой не знают, что именно  Рафаэль является их первым автором.

При долгом рассмотрении картины я заметила, что и облака - особенные, и состоят из головок поющих ангелов. Потом я прочла, что некоторые считают их не родившимися душами, пребывающими на Небесах и славящими Господа.

Возможно, «Сикстинская Мадонна» – это собирательный образ женской красоты, так как сам Рафаэль написал в 1515 году своему другу Кастильоне:  «Красивых женщин так же мало, как и хороших судей. Поэтому чтобы написать красивую женщину, ему нужно многих из них увидеть. И уже потом рождается в голове идея, образ.»  В некоторых источниках позднее прочла, что прекрасный образ Рафаэль писал с реальной женщины.

Я простояла около картины  долгое время, и больше мне в этот день не удалось   ничего увидеть, мои коллеги-учителя  вернулись, осмотрев все залы, и я, к сожалению, вынуждена была оторвать свой взгляд от Мадонны.

Потом я побывала В Дрездене еще несколько раз и узнала, что работа над «Мадонной» была закончена Рафаэлем в 1513 году. До 1754 года (примерно, 240 лет) она  находилась в монастыре Святого Сикста, пока ее не купил саксонский курфюрст Август III за 20 000 цехинов, что равнялось тогда почти 70 килограммам золота.  До самого  начала Второй мировой войны «Сикстинская мадонна» находилась в картинной галерее Дрездена.

В 19 веке великая картина итальянского художника Рафаэля была необычайно популярна среди самых знаменитых людей и вдохновляла их. Все, кто хоть раз видел Мадонну, не могут ее забыть. Говорят, Федор Достоевский именно о «Сикстинской Мадонне  Рафаэля сказал всем известную фразу: «КРАСОТА СПАСЕТ МИР». Да, это замечательное выражение принадлежит знаменитому русскому писателю, который в своем романе «Идиот»  наделяет  рассуждениями о красоте и своего героя — князя Мышкина.   Василий Жуковский, при  виде картины, восторженно произнес: «ГЕНИЙ ЧИСТОЙ КРАСОТЫ», а Александр Пушкин позаимствовал эту фразу и посвятил её земной женщине. Русский критик Белинский высоко оценил великий шедевр Рафаэля и в письме из Дрездена В. П. Боткину поделился с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти! Нельзя наглядеться! Я невольно вспомнил Пушкина: то же  благородство, та же грация выражения, при  той же строгости очертаний! Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре».  Великие писатели Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский, имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в  рабочих кабинетах. О ней писали  Карамзин, Брюллов  и многие, многие другие - и все - с восхищением!  Великий  Гете тоже высоко ценил Мадонну Рафаэля и добавил о художнике: «Он творил всегда то, что другие только мечтали создать».

Но в связи с невероятной красотой  картины Рафаэля хочется вспомнить и грустные события, которые постигли этот шедевр, как и Дрезден - седьмой по величине город Германии - 13-го  февраля 1945 года. Этот день навсегда останется в летописи Второй мировой. Именно тогда советские войска в тяжелейших кровопролитных боях полностью освободили Будапешт. Тем же вечером  англо-американские войска, общим числом 1335 самолетов  превратили прекрасный город  Дрезден в горящие руины, сбросив на город тысячи тонн фугасных и зажигательных бомб. Три дня - 13,14,15 февраля продолжались бомбардировки города. Целью атаки ставилось - нанести удар противнику там, где он почувствует это больнее всего, позади линии фронта, в городе, где в это время десятки тысяч беженцев (не военных людей). Поэтому до сих пор никто не может сказать, сколько людей было бездумно уничтожено в эти дни. Кроме того, Дрезден - город уникальной европейской культуры, сконцентрированной в архитектурном комплексе Цвингер, где собраны великие художественные ценности за много веков. И его бомбили -  без сожаления.  Кроме того, хотели показать еще и  русским, когда они прибудут в город, на что способны ИХ вооруженные силы.

Некоторые великие шедевры, в том числе и  «Сикстинская мадонна», были спрятаны отступающими немецкими войсками  в товарном вагоне, находящемся в старой заброшенной каменоломне, в 30 километрах от Дрездена, благодаря чему они и уцелели. В мае 1945 года их обнаружила группа советских солдат под командованием лейтенанта Леонида Рабиновича. Картины были спасены и отправлены на временное хранение в СССР. На этот раз советский воин-освободитель спасал - КРАСОТУ. Помнят ли об этом сейчас в Германии? Во множестве привезенных  памятных книг, в том числе и на русском языке, в ГДР об этом хорошо помнили и благодарили за великодушие русских.

Перед возвращением  «Сикстинской Мадонны»  и других шедевров назад, в ГДР, в Дрезденскую картинную галерею, в 1955 году картина была выставлена для показа в Москве.  На выставке побывала и Фаина Раневская и  остроумно  отреагировала на разочарование некоторых интеллектуальных критиков, которые пытались  найти недостатки картины, крылатой, как всегда,  фразой: «Эта дама столько столетий стольким нравилась, что теперь она сама имеет право выбирать, кому нравиться».

Очень надеюсь, что во все времена найдутся те, кто будет помнить тяжелые уроки истории. А знаменитая фраза Федора Михайловича Достоевского: «КРАСОТА СПАСЕТ МИР» будет сопровождать  этот светлый мир и  останется навсегда для тех, кто ценит и понимает истинную классическую красоту во всех её проявлениях.

Прекрасные стихи на эту же тему: http://stihi.ru/2016/11/03/6618

рецензия :

Madonna Sistina

Сергей Тригер

Dresden. Bahnhof. Трамвая колея,
Стрела прямая Прагер-штрассе,
Блеск от витрин слепит глаза,
Огни рождественские пляшут.

Ряды палаток, пироги,
Сосиски, крендели и пиво,
Гам разгулявшейся толпы,
Шарманки звук неторопливый.

Веселье бьющее ключом.
Хоть Рождество еще нескоро,
Но видны за любым углом
Его манящие узоры.

Но вдруг закончится квартал,
Где облака веселья кружат,
И галереи вычурный портал
Заезжий путник обнаружит.

Под своды строгие входя,
Глядит в предчувствии немея,
Тут Рождество воспето навсегда
Волшебной кистью Рафаэля.

В просторе зала Себастьян святой
Несет охрану кровью истекая,
Но меркнет все перед тобой одной,
Мария чистая, еврейка молодая.

Бесстрашно выйдя из границ холста,
Летишь недвижна, невесома,
Неся младенца мудрого – Христа,
Как дар бесценный человечеству больному.

Недетский взгляд его пронзил
Пространство, время, душ основу,
Пока еще он не заговорил,
Но ждут в веках спасительное слово.

И как пять сотен лет назад,
Перед величием Мадонны,
Не отрывая восхищенных глаз,
Стоит часами люд завороженный.