Обзор летнего лонга от Яны-Марии Курмангалиной

Литературный Фестиваль Рунета
Яна-Мария Курмангалина

Намедни зашел у меня очередной разговор на тему верлибра и силлаботоники. Оппоненты, как обычно, больше говорили о форме, я же – о содержании, поскольку, как кэп Очевидность, считаю что поэзия должна иметь смысл (возможно, тут виноват не столько литинститут в анамнезе, сколько кинодраматургические вгиковские ориентиры). Верлибр, по моему скромному мнению, написать сложнее, так как он «держит форму» за счет внутреннего смыслового контекста и образного ядра. Отсутствие же смысла в силлаботоническом стихе можно занавесить более ли менее набитой в стихосложении рукой. Поэтому, когда я читаю любой поэтический текст, то прежде всего, обращаю внимание на его суть, будь она в эмоции, настроении, или, собственно, содержании.
В этот раз я впервые решила, сделав выборку из анонимного лонга, сверить его с именным (любопытство сгубило кошку). Поэтому ставлю свой шорт с именами, как есть, досадуя, что иные знакомцы не попали в него. Но оправдаюсь тем, что у каждого из нас есть тексты, которые пролетают со свистом мимо взглядов судей, и я не исключение.

Итак, мои «десять друзей Оушена».

Александр Крупинин – довольно сильный автор, да не обидится он на это мое высказывание, в духе «читал вашу книгу, многое понравилось». Крепкая образная поэтика в лучших традициях стихосложения, хорошее умелое перо, внутренняя цельность и энергетика. Все, как я люблю и что считаю настоящей поэзией. В данном тексте не к чему придраться в отношении деталей и стилистики. И сцена сама по себе – объемная, зримая. Спасибо.   

5. Александр Крупинин «Ночные люди»
http://stihi.ru/2019/06/07/8846

Они бредут. Зима кусает щёки.
Глухая ночь. Тулупы, зипуны.
В полях бескрайней снежной целины
Как много их, скитальцев одиноких.

Взойдёт когда-то солнце на востоке,
Коснётся спящей  сумрачной  страны.
Ночные люди  будут прощены
И превратятся в пар на солнцепёке.

Пока идут. Куда, никто не знает.
Что гонит их? Забытый старый грех?
Слепая сила, тёмная и злая?

Давно на шапках вылез пёсий мех.
Тулупы рваные. И вата из прорех
На чистый снег клоками выпадает.

Текст Александра Спарбера, тоже автора знакомого, неожиданно «зашел» и обосновался в моей подкорке. Возможно, потому что есть нечто шаманское в этих именах собственных и топонимике, нечто аллегоричное, иносказательное в сути, и очень верное, по моим собственным ощущениям.

8. Александр Спарбер «Из Сологуба и К»
http://www.stihi.ru/2019/06/07/3222

Неладно что-то на земле Ойле,
где все мы спим в одном большом бараке.
Молчание. И только вой собаки, 
угрюмый вой разносится во мгле.

Свисает сверху лампочка Маир,
внизу, в трубе, бежит река Меланья;
способный жить, не приходя в сознанье,
из темноты выходит Конвоир.

Он повелитель воздухов и трав,
двуногих тварей; и всегда он прав –
поскольку убивать уполномочен.
Чуть дёрнешься – он сразу крикнет: Стой!
Перед его великой правотой
что наши дни, что наши дни и ночи?

Люся Пикалова – автор для меня новый и ни разу не читанный. Но образы данного аутентичного текста мне весьма близки, так как мое детство прошло в тесной связи с народом манси, на берегах реки Северная Сосьва. Вообще, воссоздать приметы национальной идентичности малых народов, исходя из иного культурного взгляда, с условием мягкой женской энергетики, и не потерять, при этом ничего,  – задача непростая. У автора получилось.

9. Люся Пикалова «быличка»
http://www.stihi.ru/2019/06/11/46

по гладкой пластинке белой,
зеркальной почти пластинке –
звери, танцуют звери,
звери бегут, плывут.
нерпа лежит на льдинке,
олень возглавляет берег,
волчица глядит на небо, а небо несёт сову.

звёзды сгоняет в стадо
Эйке – небесный старец,
Найнас – молочный Месяц 
прячет лицо во мгле.
в воздухе птичьи стаи,
в морюшке рыбьи стаи,
солнце наутро встанет,
чтобы зайти во мне.

Шаман воплощает смысл,
Шаман вырезает духов.
он смотрит тремя глазами
и ведает что творит.
и вот уже по пластинке летит, как живая, муха,
и скачет пугливый заяц,
и пламя костра горит.

история моей жизни на этом моржовом бивне:
здесь я, мои чум и нарты,
олени и сыновья.
и я говорю спасибо за то, что всё было дивно.
за то, что я жил с азартом
и улетел, звеня.

как много всего вместилось
и вихрем всё просвистело...
вчера ещё был младенец, сегодня уже старик.
теперь моё место силы –
объятья земли Маа-Эмы.

спасибо, что дал мне бивень.
а мог быть медвежий клык.

Стихи Любови Левитиной я читала. Данный текст - замечательная, цельная, и весьма кинематографическая картинка. Простой, но хороший жизненный сюжет, по своему трагичный, а если копнуть глубже – то являющий собой одну из самых больших человеческих проблем – проблему одиночества и  непреходящей борьбы с нею.

13. Любовь Левитина «Семья»
http://www.stihi.ru/2019/03/02/806

Нельзя сказать, что нет родни у Ривы.
В Ашдоде сын, всегда готов помочь,
частенько брат звонит из Тель-Авива,
из Питера звонит и пишет дочь.

Квартирка небольшая, без балкона
и старая, но главное, своя. 
В не лучшем из районов Ашкелона
у Ривы есть ещё одна семья.
В ней всех нетрудно видеть постоянно, 
в ней Рива назначает имена,
и ждут Сережа, Гоша, Марь Иванна,
когда во двор спускается она.

Конечно, Рива им необходима –
у каждого проблемы и дела.
Неделю был в бегах красавчик Дима,
а Марь Иванна снова родила.

И Рива их отчитывает строго:
«Ох, Дима, нет ума-то, молодёжь. Нельзя бежать, не глядя на дорогу, смотри мне, загуляешь – пропадёшь.
А ты бы, Марь Иванна, постыдилась, сожителей меняешь, всех мастей. Веди себя прилично, сделай милость, не вешай на меня своих детей.
От вас мне вред выходит на поверку, дождётесь – разозлюсь и не приду. Откуда средства взять пенсионерке, чтоб всем купить приличную еду?
Да ладно, налетайте посмелее. Я, глупые, добра желаю вам.»

И кормит, поит, лечит их, жалеет,
и гладит по ушастым головам.

Уютный двор, старушка на скамейке,
под солнцем дремлют кошки и коты –
её питомцы, славная семейка.
И в мире нет ни зла, ни суеты.

Александра Герасимова, как я понимаю, автор известный в поэтическом сетевом пространстве, и периодический участник БЛК. И мне понятно, почему – голос у нее уверенный, своеобычный, тексты образны и не лишены «глубокого метафизического дыхания». То, что нужно для создания собственного поэтического бытия.

16. Александра Герасимова «ещё казалось так мы далеки»
http://www.stihi.ru/2019/06/01/1060

ещё казалось так мы далеки
от этой закипающей реки 
она мела седыми рукавами
и топко уминала берега 
мы видели 
- стога ещё стога
косматыми клонились головами -
мы были нами

и прятались за толщами дерев
и в стоге перепрятывали гнев
и всё ещё должно было случиться
и было нам так мало зим и лет
и самолётный истончался след
на самом синем васильковом ситце

но вот она уже у наших ног
неверие преддверие порог
кто знал из нас каким бывает слово?
кто слово дал – тот подданный реки 
не попрощаться
не подать руки
не обещать прощания иного 
не ведать крова

и растворяться памятью турбин
иглой теряться в темени глубин 
встречаться с теми бывшими придонно
и помнить друг о друге лишь на слух

пока никто из нас ещё не глух 
покуда речь ещё не монотонна 
мы – два речных случайных обертона
мы – в крыльях мотылька 
древесный стук 

Автора под ником Жиль де Брюн я помню по прошлым экспертным обзорам. Что его отличает? Я бы сказала, что довольно яркие сюжеты, но и периодически возникающая хаотическая небрежность в управлении собственным словом. В данном случае, я вижу, что «кони взяты под узцы», и хотя есть некоторые вопросы к стилистике, но они, скорее, поверхностного свойства, не особо мнущие поэтическую ткань текста. А лирическая составляющая – меж тем – весьма достойна.   

21. Жиль Де Брюн «как сбитый лётчик»
http://www.stihi.ru/2015/06/18/5452 

Когда наутро Та-кого-желал 
покинет сны, и обнулится счётчик, 
из рук сорвётся кружка, - тяжела 
и матово-бледна, как сбитый лётчик. 

По кафелю осколки расплескав, 
блестящие прощально и кофейно, 
четверг запустит маятник в висках 
и обратится к радостям трофейным. 

Проснётся Та-кого-ты-так-хотел, 
проденет пальцы в тусклые колечки. 
Но холод душ, как и тепло от тел, 
так явственны, что кажется навечно - 

всё тот же двор без зелени и птиц, 
всё то же небо пепельного цвета, 
всё те же окна - правнуки бойниц. 
И жизни нет другой, а только эта. 

И если мы роман, то где сюжет? 
И если мы стихи, то кто их автор? 
Заглавий нет и аннотаций нет, 
а эпилог безвыходно лавкрафтов. 

Из файла фото бережно возьму, 
вгляжусь в него - и вдруг проступит чётче: 
вот сердце опрокинулось во тьму 
и заживо горит, как сбитый лётчик.

Поэтику Елены Наильевны всегда отличала четкая, ясная образность, чистота и прозрачность текста. Это те стихи, которые напоминают мне нынешний предосенний воздух, где дальние детали бытия рассмотреть легче, нежели те, до которых дороги – на вытянутую руку. Спасибо!

23. Елена Наильевна «Журавли» 
http://www.stihi.ru/2018/09/26/493

Полегла ботва и стала грустною,
из земли торчала веселей.
За дорогой - поле кукурузное,
а на нём - сто тысяч журавлей.
Не пора, не подняли волну ещё,
кто-то кружит, остальные тут.
Хочется спешить на зов волнующий,
хоть и понимаю - не зовут.
Вот тебе уже и солнце вызрело -
жаркое, что толстая жена.
Да не бойтесь вы меня, как выстрела,
я же красотой поражена!
Мирная селянка в огороде я,
утекла прорехою в плетне,
посмотреть на ваше благородие,
журавли, кричащие не мне.

Стихотворение Насти Каменской понравилось мне своей лирической целостностью. Тихий, спокойный голос, на пределе слышимости. В такие стихи нужно вслушиваться, чтобы уловить их тонкую музыку. Помолчим, перечтем, проникнемся.

26. Настя Каменская «Ты - сорный куст»
http://www.stihi.ru/2013/02/09/11483

Ты – сорный куст. 
Ты – волглое жнивьё. 
Краюха неба в тесном ридикюле.
Осознанное первое моё 
желание соседствовать июлю.
Как бабочка в голодном животе 
растешь во мне, нашептанная соком.
И все короче кажется плетень,
дразнящий неизведанным востоком.

За далью – лес,
звериная тропа.
И я бегу случайности навстречу.
Наивных лет разбита скорлупа 
и затихает бывшее безречье.
Но хочется до боли в позвонках 
внимать траве и незнакомым водам,
и августеть, испытывая страх
за то, что я – мгновение природы.

Стихи Юлии Долгановских мне тоже знакомы. Вообще, приятно осознавать, что вызрел в русской словесности крепкий костяк авторов, пишущих в традиционном стиле, но приносящих что-то сугубо свое, особенное, неповторимое в эту традицию.   

28. Юлия Долгановских «бог белых пятен»
http://www.stihi.ru/2019/06/29/7680

мой день сегодня ни хорош ни плох
мой день сегодня белых пятен бог
судьбу приносит забирает волю

я вижу это чуть прикрыв глаза
так безболезненнее исчезать
росой стелиться по ночному полю

ронять с ветвей усталые плоды
бессолнечные полные воды
как в землю уходящие народы

из-под земли вышагивает сад
в звенящих листьях / мне б ему сказать
о воле и судьбе но несвобода

белёсой накрывает пеленой
и я лечу как будто под собой
в траву ныряя сдерживая вдох

на выдохе скользя по бездорожью
мне вслед кивает слеп и насторожен
бог белых пятен / белых пятен бог

Агува Дынкина – автор, с чьим творчеством я еще не сталкивалась. Текст привлек меня своим сюжетом и вполне устойчивым его решением. Поэтому я поставила его в свою десятку, даже невзирая на привнесение в текст с русскими культурологическими приметами и эпитетами (окаянная, «Грачи прилетели», «Алые паруса»), иностранного имени персонажа. Если в «Алых парусах» Александра Грина имена оправданы притчевостью и общей сказочностью сюжета вне какого-то определенного места и времени, и даже если многим нравится излюбленный прием Верочки Полозковой по перенесению персонажей и действий в Америку или Индию, то это не повод неоправданно называть русских именами Салли или Джесика. Это довольно нелепо выглядит на фоне «русских березок».  А в остальном – респект.

34. Агува Дынкина «Alter ego»
http://www.stihi.ru/2019/06/08/7398

Салли не помнит дней, когда не жила в больнице,
может, она и спит, но ей никогда ничего не снится.
Салли просто лежит, безучастная, на спине.
Взглядом скользит по мягким стенам своей палаты,
силится вспомнить, в чём же она, окаянная, виновата, 
смотрит, как тусклый свет лениво плывёт к стене.
Нет никакого желания утром вставать с постели,
в клети окна пейзаж «Грачи прилетели», 
это весна, вероятно.  Как жаль, что кругом враги.
Салли себя зарывает в подушку, как будто в землю,
хочется громко кричать, но нельзя ей, враги не дремлют,
только Ассоль теребит изнутри и кричит: «Беги!»

Быстро бежит Ассоль, вдоль моря бежит босиком по гальке.
Берег прикрыт завесой из тонкой туманной кальки.
Волны вольны, и белые чайки что-то кричат вдали .
Море – и счастье её, и страсть, и эта любовь ответна,
там паруса разноцветные зябко дрожат от ветра – 
это плывут за ней разномастные корабли.
Все паруса натянуты, флаги победно реют.
Ей хорошо, и она не ждёт никакого Грея,
только и он читал и знает, и верит её звезде.
Точно по курсу ведёт «Секрет», и парус, понятно, алый,
он ради этой сказочной встречи проплыл немало.
Солнце взошло,  и стреляет алыми бликами по воде.

Салли до самой макушки сползает под грубое одеяло,
прячась от запаха моря, где отроду не бывала,
Салли вообще никогда не была нигде.


На этом я, пожалуй, завершу этот небольшой обзор с этими небольшими комментариями. Добавлю только, что, в общем и целом, читать стихи, вошедшие в лонг-лист было довольно интересно. Я намеренно не стала углубляться в проблемы чисто технического редакторского свойства, но техника, все же, имела немаловажное значение в моей выборке. В некоторых случаях даже брала досада – текст хороший, но зачем же было нагромождать столько ударных слов в одной строке, так, что язык сломаешь вслух это прочесть? Или – концовка решена отлично, а середина не прожарена.  Уж извините мне мою субъективную объективность: я не люблю «medium rare».


Итак, ШОРТ:

5. Александр Крупинин «Ночные люди»
http://stihi.ru/2019/06/07/8846
8. Александр Спарбер «Из Сологуба и К»
http://www.stihi.ru/2019/06/07/3222
9. Люся Пикалова «быличка»
http://www.stihi.ru/2019/06/11/46
13. Любовь Левитина «Семья»
http://www.stihi.ru/2019/03/02/806
16. Александра Герасимова «ещё казалось так мы далеки»
http://www.stihi.ru/2019/06/01/1060
21. Жиль Де Брюн «как сбитый лётчик»
http://www.stihi.ru/2015/06/18/5452 
23. Елена Наильевна «Журавли» 
http://www.stihi.ru/2018/09/26/493
26. Настя Каменская «Ты - сорный куст»
http://www.stihi.ru/2013/02/09/11483
28. Юлия Долгановских «бог белых пятен»
http://www.stihi.ru/2019/06/29/7680
34. Агува Дынкина «Alter ego»
http://www.stihi.ru/2019/06/08/7398

О нашем эксперте:
ЯНА-МАРИЯ КУРМАНГАЛИНА
Поэт, прозаик, литературный критик. Родилась в 1979 году в Башкирии. Детство прошло в Западной Сибири – в трассовом поселке Хулимсунт. Юность – в Краснодарском крае и Ростове-на-Дону. Семь лет работала ИТРовцем в системе «Газпрома», в г. Белоярский (ХМАО, Югра). Окончила Литературный институт им. А.М. Горького (семинар В.А. Кострова) и получила кинодраматургическое образование во ВГИКе им. С.А. Герасимова (мастерская А.Я. Инина). Автор трёх книг стихов – «Белые крылья» (Пермь, 2000 г.), «Вид из окна» (Архангельск, 2008 г.), «Первое небо» (Томск: ИД «СК-С», 2015), и книги прозы для детей «Журавлиное солнышко» в серии «Сказки русского леса» (Москва, «ВАКО», 2016). Стихи, статьи и переводы публиковались в российской и зарубежной периодике, в том числе в журналах: «Новый берег», «Гвидеон», «Дружба народов», «Prosodia», «Интерпоэзия», «Октябрь», «Эмигрантская лира», «Гостиная», «Этажи», «Байкал» и др., а так же вошли в антологию «Литература Югры: 1930-2000 гг.». Участник программы содружества стран в области литературы «Минская инициатива», участник студии сравнительного перевода «Шкереберть» журнала «Дружба народов». Редактор отдела «История культуры русского зарубежья» журнала «Эмигрантская лира». В настоящее время живёт в г. Одинцово, Московская область.