Феликс Гойхман. Обзор стихов-победителей 316-325

Семь Дней 3
Феликс Гойхман. Страница на Стихи. ру: http://www.stihi.ru/avtor/felixgoykhman

1. ни словом ни единым...

Проверенное средство –
на веру и на слух:
серпом луны по сердцу
водить, как по стеклу;

процеживать до света
намоленную грусть,
стихотворенье Фета
читая наизусть;

вливаться нотой длинной
в божественный мотив,
ни словом ни единым
себе не изменив.
==================================
Замечания эксперта: С самого начала при чтении этого стихотворения у непредвзятого читателя возникает недоумение. Словосочетание проверенное на веру можно назвать тавтологическим, а можно вспомнить, что проверить кого-то на веру весьма затруднительно, тем более, когда перед нами неодушевленный объект. Его можно только принять на веру, и то, если это - не средство, а скажем, чьи-то слова, чья-то, как правило, маловероятная история. Средство же проверяется на практике, к тому же средству свойственна некое целеполагание: средство от кашля, средство для похудания. Непонятно так же, для чего водить по сердцу серпом луны. И какой звук при этом издается, тоже неясно, то есть можно ли его услышать или хотя бы почувствовать? Загадки, загадки, загадки.
Дальше туман сгущается, и в ход идет стихотворение Фета, и кем-то то ли Фетом, то ли ЛГ намоленная грусть. Хотелось бы напомнить уважаемому автору, что в слабоуправляемом  тексте глаголы и глагольные форм начинают испытывать невесомость. Что характерно для невесомости у этих бедняг? Они  теряют свою функциональность, и их становится легко поменять местами, ибо суммарное действие может и не измениться.
К примеру так: намаливать (Даль допускает) до света процеженную грусть...
Это не хорошо, потому что сигнализирует о пустотелости текста. Концовка выглядит немного более определенной, хотя и весьма самонадеянной, даже если представить Бога композитором. Сколько сейчас людей на свете?  Семь с половиной миллиардов. А сколько их было от момента творения? Вопрос на засыпку. И все они, и каждый из них представим, как нота божественной мелодии. Нужно ли продолжать?


===================================

2. Юки-онна
Снег порхает, будто стая налетевших мотыльков.
Пасти туч, съедая звёзды, подбираются к луне.
Ветер воет у порога, сёдзи трогает рукой.
Твой рукав у изголовья согревает сердце мне.

Как же хочется, родная, давний случай рассказать.
После сладостных объятий не сумею утерпеть.
Был такой же зимний вечер много лет тому назад.
Мы с наставником Мосаку шли горами по тропе.

Мы несли шесты бамбука, что рубили с ним в лесу,
Подошли к реке Нагаре перевозчика искать,
Только он ушёл в деревню пить саке в восьмом часу,
И пришлось остаться на ночь нам в лачуге рыбака.

Я проснулся, потому что снег, ложась, щекочет лоб.
Вижу, женщина склонилась и целует старика.
Наметает на циновки в дверь открытую сугроб.
У Мосаку проступает колкий иней на руках.

Стало страшно – и не крикнуть. Ветер, воя, снег несёт.
Встала женщина и смотрит льдистым взором на меня.
Только так она прекрасна, что забыл я обо всём.
Мы остались на циновках вместе с ней до света дня.

Тело гостьи было белым, нежным, как гусиный пух,
Пальцы тонки и прозрачны, как изысканный фарфор,
Голосок звенел, как льдинки, серебром лаская слух.
Всё развеялось, как только встало солнце из-за гор.

На прощание сказала: «Никому не говори
Ты о том, что нынче видел, или ждёт тебя беда.
Не забуду, Минокити, нашу встречу до зари».
А потом она туманом улетела без следа.

Утром лодочник вернулся, снова начал перевоз.
Стихла вьюга, больше вихри не гуляют по горам.
Оказалось, что Мосаку ночью до смерти замёрз.
Ледяная Юки-онна приходила в гости к нам.

На тебя смотрю, родная, - тело белое твоё
Так прекрасно, что подобно снежной женщине-ёкай,
Десять лет уже от счастья у меня душа поёт,
Десять деток подарила мне белее молока…

«Глупый, глупый Минокити, - говорит ему жена, -
Снег поднялся, будто стая полуночных мотыльков…
Ты своё нарушил слово, не остаться вместе нам».
Стала снегом и туманом… улетела далеко…
==================================
Замечания эксперта: Довольно точная передача "розовым", в отличие от белого (концевые рифмы сплошь неточные, ассонансные, что знаменует руку мастера) русским стихом легенды о Юки-онна и болтливом крестьянине Минокити. Признаться, я не очень понял, зачем нужны навязанный стихотворный ритм, специфические инверсии и прочие красоты, что это добавляет к упомянутой истории. Она и без того выглядит не менее забористой  нежели русская Снегурочка. Хотя лично мне обе эти сказки говорят о том, что матриархат в мире жил, жив и будет жить. Между прочим, Александр Островский тоже использовал при переложении белый стих, то есть в символизм сказки добавил не особенно убедительный орнамент.
...Услышала о том, что будто Солнце
Сбирается губить Снегурку; только
И ждет того, чтоб заронить ей в сердце
Лучом своим огонь любви; тогда
Спасенья нет Снегурочке, Ярило
Сожжет ее, испепелит, растопит.

Но то - классик, и ему многое позволено, автор же Юки, судя по всему, такой же, как все мы, простой смертный, поэтому я знак вопроса на восклицательный знак не поменяю.





===================================

4. Дерево
как утренники стылы и хрупки…
а где-то в краснодарском дивном крае
взлетают хаотично мотыльки
на дерева и разом замирают

чтоб на безлистных ветках миндаля
жерделы и боярышников гладких
цветы меняли мир или меня
согласную в тепле миропорядка

терпеть и ждать щедрот большой весны
ловить взъерошенное ветром чудо
и трогать не имеющих цены
лиловых, белых отпрысков иуды


Церцис (иудино дерево).
==================================
Замечания эксперта: Начну с композиции стихотворения. Если судить по названию, оно посвящено церцису ( иудину дереву), растущему, кроме прочего, и в наших краях, но в стихе оно появляется в самом конце, после миндаля, жерделы, боярышника, и то в виде эвфемизма (отпрыски иуды). Этого недостаточно, и тут, как мне кажется, главная проблема наличие многочисленных пропусков. Автор, кажется, не выпускает из виду несущие элементы замысла, но на бумагу они попадают через раз. Между прочим, к многоточиям и элиптическим конструкциям в стихе я отношусь с большой опаской. Вот и в этом стихотворении синтаксические пропуски не то что бы убивают, топят мои корабли, но делают в них небольшую но чувствительную пробоину. Так из первой строфы я понимаю, что перед нами край не дивный, не Краснодарский. Мимоходом вспоминается чудесный Краснодарский чай, еще дядя у меня жил в Ростове на Дону. На этом - всё. И все же, где находится лирическая героиня, почему она в тепле миропорядка ждет большую весну. Все это кануло в прорехах лакун. К тому же, цветы-бабочки распускаются в далеком Краснодаре, перед нами - взгляд издалека, и тут же вместе с окружающим миром бабочки-цветы готовы изменить лирическую героиню. Предчувствую разочарование автора: рецензент не захотел или не смог понять все с полуслова. При том при всем, я вижу мастеровитость исполнения, вижу зрелость взгляда человека, усвоившего, что гомо сапиенс - не вершина миропорядка, а собственная личность - не пуп земли. Скажу по совести, это дорогого стоит, и мне самому немного жаль, что я не в состоянии разглядеть спрятанного в лакунах богатства.




===================================

5. Александру Новикову

В простых, долгоиграющих словах
настроена души аппаратура.
На трёх аккордах, как на трёх китах,
державится российская культура.

Скрипит, с ума сошедшая, резьба.
Чем дольше длится песня, тем короче
твоя скоропостижная судьба.
Карету мне! Вези меня, извозчик!

Долг чести, что не отдан до сих пор,
как долг любой – трагичен и азартен,
поскольку в этом самом ля минор
жизнь и судьба поставлены на карту!

==================================
Замечания эксперта: Я не особенно силен в современном российском шоу-бизнесе. Поэтому имя А.Новикова мне в новинку. Тем не менее, что такое три ля-минорных аккорда для гитары я знаю. Главным недостатком этого стихотворения могу назвать то, что оно "державится" на рифмах. Это напоминает вождение начинающего водителя, который лихорадочно цепляется за руль во время движения, будто это - спасательный круг. И рифмы-то неказистые: словах/китах, аппаратура/культура и так далее. Почему долг чести, как и любой другой не отданный долг, трагичен и азартен, потому что сомнительная рифма азартен/на карту - как свет в окне. Почему судьба скоропостижная, а резьба, которая имеет минимум два значения (резьба по дереву и винтовая резьба), сходит с ума, и откуда у нее ум? Потому что резьба венчается с судьбой, и только смерть их разлучит. В завершении, хочу слегка подкузьмить автора по поводу использования неологизма державится, вместо привычного держится, и напомнить, что на трех аккордах державится не только российская культура, но и гаражный рок.




===================================

6. Проснуться
Она скользит над сверкающим океаном,
Ей так волшебно, смешно и немножко странно.
Морские звёзды лучами качают плавно,
Киты смеются, пуская свои фонтаны.
Она бежит и хохочет - легка дорога.
Взлетает ввысь над планетами и мирами.
Любима всеми, крылата и легконога.
Но скоро утро,
пора возвращаться  к маме...

Проснувшись рано (ей вовсе не надо в школу,
но как сирена орёт полоумный кочет)
всё терпит стойко - таблетки, массаж, уколы,
сквозь боль и слёзы. До благословенной ночи.
Больное тело навечно срослось с матрацем.
Мух налетело - как будто бы кто науськал.
Она б хотела  уснуть и не просыпаться,
Но маму жалко.
И рыжую кошку Люську.
==================================
Замечания эксперта: Ошибиться трудно: стихотворение о смертельно больном ребенке. Даже человеку, не сталкивавшемуся с такими детьми, знакомы подобные настроения и состояния, по кинематографу, разумеется. Я не буду гадать, откуда взял автор эту девочку, из жизни или кино. По большому счету, это неважно. Слишком типичны и незабываемы приметы. Я не буду сожалеть, что поэт подает тему сдержанно, почти отстраненно. Напротив, меня бы смутили и оттолкнули избыточная сентиментальность и натурализм. Меня смущает другое, что по прочтении стиха к моему пониманию и чувствованию ничего не прибавилось, ничего, кроме мастерски описанного сна девочки, сна в который, действительно, хочется вернуться.




===================================

7. Мамба
Душно, и плавятся пальмы, бросая тень
Черной старухе на спицы и шарф недлинный.
Молча в качалке она коротает день.
Призраки пляшут в блестящих глазах-маслинах.

Сын к ней заглянет и ноет, забрав товар:
Климат не тот, на вязанье худы продажи.
Вот непутевый… Но хоть притащил сигар.
Мамба Джезайя не слушает – вяжет, вяжет…

Нитки цветные свивают за рядом ряд,
Спутаны хитрым узлом чудеса и судьбы.
К хижине с пальмовой крышей весь год подряд
С курицей или с монетой плетутся люди.

Средняя дочка кричала: «Желаю жизнь
В доме заводчика!». Дура, да как откажешь?
Бьёт он её да гуляет, хоть плачь, хоть злись.
Мамба Джезайя не плачет и вяжет, вяжет…

Масса-плантатор боится зайти в жильё.
«Мамми!» – окликнет с порога и еле дышит.
Рико-надсмотрщик однажды кнутом её…
Вскоре, синея, орал, так, что мертвый слышал.

Белый помнется на солнце, заглянет внутрь:
Связками жабы коптятся в дыму очажном.
Вот бы удачи купить на игру да дурь.
Мамба Джезайя не любит, но вяжет, вяжет.

Внучка подсядет и пробует шарф связать –
Петли скользят на капризных и вертких спицах,
Странные образы пляшут в больших глазах,
Только она не молчит – свиристит, как птица:

«Вырасту – сделаюсь доктором в Порт-о-Пренс.
Даже словечка никто поперёк не скажет.
Крыльями поезд качнет в синеве небес»…
Мамба Джезайя не верит, но вяжет, вяжет…

-----------
Мамба – жрица вуду.
==================================
Замечания эксперта: Не знаю, кого благодарить, что русская поэзия, подобно героям Жюля Верна, докатывается до экзотических закоулков планеты. Уж точно, Верн тут ни причем. Скорее уж Гумилев, сто лет назад подал заразительный пример. С другой стороны, сейчас можно пойти к тур-агенту, выписать ему чек, и он, словно жрица вуду сотворит с тобой любое перемещение в пространстве и времени с полным и неполным пансионом. О самом стихотворении скажу, что сюжетная его конфигурация мне знакома еще с 1965 года. Именно тогда или чуть позже в журнале Юность, который выписывала покойная мама, я прочел стихи о таёжном старике, который дует в замерзшие ладони и что-то бормочет. Он бормочет, и от его бормотания в мире происходят разные необыкновенные вещи. И там дутье в ладони и бормотание, так же как тут вязание Мамбы на спицах, было представлено в виде рефрена, как основного композиционного приема. Имя автора того текста в памяти моей не сохранилось, но я отлично помню свое тогдашнее впечатление. Если использовать современную фразеологию, можно сказать, что это было круто. Таким образом, я допускаю, что текст этот имеет довольно шумный успех у литературных неофитов и ветеранов с короткой памятью.  Я же спрашиваю себя, добавила ли что-то к моему пониманию смена декораций?
Трудно сказать. Стихотворение выполнено со знанием дела и необходимым мастерством. Достаточно ли этого? Имею в виду мастерство. Не всегда. Композиционную задачу, стоявшую перед автором, я вижу в выстраивании стабильной дистанции между вязанием-заклинанием и результирующим событием, поскольку события однотипны. Так в эпизоде о Рико-надсмотрщике. Сначала он ударил старуху кнутом, потом она поколдовала, а "Вскоре, синея, орал <Рико>, так, что мертвый слышал".
Мне было бы проще понять, что и когда произошло если бы печальное последствие было определено более четко, хотя бы как удар кнутом. Например: ударил – поколдовала - умер, ударил –поколдовала - пострадал. А орать, синея, краснея и белея, можно по разным причинам. И со средней дочерью тоже не все ясно, тоже не хватает контура. А впрочем, данные сюжетные повороты можно понять и без контура, хотя в остальных случаях с плантатором, с белым чужаком, с соплеменниками и младшей дочерью все в порядке.





===================================

8. На родину
— Ветрюган за шторками так и свищет,
Гонится за поездом, как дурак...
А в деревне нашенской - красотища,
Зацвела черёмуха  во дворах.
Клюква заневестилась  у болотца
Луг цветочный стелется за рекой;
Всё-то в вашем городе, как придётся,
А у нас пригожество  и  покой,
Словно спишь  у Господа на ладони!
Церковка намолена - благодать...

Внуки стали взрослыми. Баба Тоня
Ехала "на родину помирать".
==================================
Замечания эксперта: И вновь текст об обетованном цветении маленьких деревьев. В первом случае это был церцис, здесь же у нас черемуха, да и вся округа в разнообразных цветах. В первом случае речь шла о параллельной вселенной, названной Краснодар, здесь же развивается тема малой родины, куда на всех парах несется ЛГ.
Не очень точно выражена оппозиция города и деревни, и это вдвойне обидно, поскольку противопоставление этих двух феноменов за последние сто лет стало общим местом. И то, что пресловутый городской беспредел, бездуховность и прагматизм, определены автором одним единственным выражением "как придется", не кажется мне достаточным. С другой стороны, текст травестийный, принадлежит некой бабе Тоне, у которой внуки в городе выросли, и она стала не нужна, бабе Тоне, едущей "на родину помирать", и это обстоятельство преображает текст, ведь теперь понимаешь, что описывается не место собственного проживания, а место собственного захоронения и упокоения.




===================================

9. Колдунья
Сегодня Наталья любимому мужу
Готовит сюрприз — романтический ужин.
Пока он домой не вернулся с работы,
Кладёт осторожно в кипящую воду
Всё то, что купила на утреннем рынке —
Фасоли полбанки, лучка четвертинку,
Картошку, морковку, огузок бараний,
И шепчет в кастрюльку слова заклинаний.
А чтобы провал исключить совершенно,
Себя проверяет по книге волшебной,
В которой на тридцать четвёртой странице
Рецепт безграничного счастья хранится.
- Вот травка-присушка, вот листики хмеля...
Она добавляет   в кипящее зелье
Щепотку того, две щепотки другого,
Мешает и пробует. Блюдо готово!

Сергею, супругу колдуньи Наташи,
Звонят на мобильник то Маша, то Даша,
То Катя, то Лена, то Рая, то Таня -
Налево Серёгу  бессовестно тянут!
Ну, как без чудес  удержать  обалдуя?!
Такого — никак! И Наталья колдует...
==================================
Замечания эксперта: Жаль бросил первый свой институт на пороге постижения теории игр. А иначе сейчас я бы не недоумевал, почему в одной подборке разных авторов повторяется вполне экзотическая тематика. Так выше мне попалось стихотворение про гаитянскую колдунью, сейчас же перед нами колдунья российская. Две колдуньи на 33 текста - уже многовато, хотя еще не вечер. Тема супружеского приворота не нова. Лично мне стихотворение напомнило старую песню певицы, известной в СССР до восьмидесятых годов. Певицу звали Аида Ведищева, а песня называлась Все равно ты будешь мой. Там были такие слова.
Я тебя давно опоила
Колдовскою травой
Где бы ты ни бегал там
Что бы ты ни делал там
Все равно, ты будешь мой…
Совершенно верно, в стихе поворот немного другой. Но что это меняет?
В целом, текст неприхотлив. В Украине про такое говорят, шо маю, то везу. Обычно мне такое не нравится, но в этом стихотворении есть, на мой взгляд, одно привлекательное место.
…Фасоли полбанки, лучка четвертинку,
Картошку, морковку, огузок бараний,
И шепчет в кастрюльку слова заклинаний...

Не знаю в чем тут дело, ведь очарование всегда - загадка, на этот раз в хорошем смысле. Если б еще словом четвертинка обозначалась не мера горячительных напитков, а мера репчатого лука, было бы совсем хорошо. Эта четвертинка использованная автором не вполне к месту, вместо четвертушки, которая не подходила по ритму, выдает в авторе новичка, а это, как говаривали в годы моей юности, не смертельно, но поправимо. Я, впрочем, могу ошибаться, ведь и на старуху, то есть человека бывалого, находит проруха. Напоследок, предвосхищая некоторые, особенно громкие возражения, скажу, что явление супружеской неверности и нынче распространено повсеместно, а раз есть неверные мужья, то есть и жены, рассчитывающие на высшие и низшие силы. Таким образом, стихотворение до сих пор актуально, может быть даже, злободневно. Один вопрос, релевантна ли любая злободневность в стихах, и при чем тут поэзия? И этот вопрос, боюсь - не ко мне.

===================================

10. Пароходик
В городе Лего, где стройка
круглый  игрушечный год,
словно по морю, тихонько
плыл по ковру пароход
мимо кровати и тумбы,
свой не меняя маршрут.
Рядом с искусственной клумбой
замер пластмассовый люд.
Где-то на полке спросонок
выдохнул поезд: “Чух-чух”.
Громко чихнул медвежонок:
“ВинниапчхиВинниПух !“
А пароходик южнее
города сделал петлю,
к солнцу  взлетая /вернее,
к лампе/ и падая "плюх".   
Только на кухне под мойкой,
в мусорном старом ведре,
ждал своей участи стойко
сломанный робот  Андрей.
==================================
Замечания эксперта: Еще одно нехитрое стихотворение. Что правда, в его актуальности можно усомниться. Хотя я очень давно не общался с маленькими детьми, и возможно, не прав, утверждая, что малыши сейчас строят свои города сплошь в виртуале. Скажу иначе, мне хотелось бы ошибиться, поскольку ребенок, погруженный в свой смарт-фон, вызывает во мне чувство глубокого уныния. Но хватит об этом. Поговорим о стихе, выведя вопрос о его актуальности за скобки.
 Симпатичное стихотворение, написанное от лица матери, втянутой в игру своего ребенка. Если представить, очаровательная картинка. Дед, в моем лице, поднимает 'за' обе руки. Читатель в моем лице пожимает плечами. Что сказать, теоретически мне жаль отставленного робота, поскольку я вижу в нем себя в обозримой  перспективе. История же в целом, моего сочувствия не вызывает. Ребенок захвачен новой игрой, а старая игра отдыхает. Мать, знакомая с утратами, подыгрывая своему чаду, видит всю картину целиком. Ну и что? Все дети такие, как этот малыш, а почти все взрослые такие как его мать. Я не вижу тут предмета разговора. Что мне мешает его увидеть? Мешают предшественники. Например, Виктор Драгунский, его рассказ Друг детства. Кто не читал, обязательно прочтите, не пожалеете. Там рассказывается о шестилетнем мальчугане, который фантазирует о будущей своей профессии. В процессе этих мечтаний он начинает игру, и в игре в нем впервые родится чувство сострадания к другому существу. Это ли не чудо? А в Пароходике чуда не происходит. Такая вот незадача.



===================================

11. Посвящение фестивалю АП Возьмёмся за руки, друзья!
 В простых, долгоиграющих словах
настроена души аппаратура.
На трёх аккордах, как на трёх китах,
державится российская культура.

Долг чести, что не отдан до сих пор,
как долг любой – трагичен и азартен,
поскольку в этом самом ля минор
жизнь и судьба поставлены на карту!

Мелькают лица, даты, города,
мельчает всё, лишь остаются в силе
Любовь, Надежда, Вера – навсегда:
в Москве, в Париже, в Лондоне, в Тагиле!

Изменчива планида наших муз,
но на заре опять трубач сыграет.
Не потому ль прекрасен наш союз,
что моцарты судьбы не выбирают?

Возьмёмся ж снова за руки, друзья,
чтоб страстно, старомодно, по-старинке
качнулась сумасшедшая Земля
заезженной виниловой пластинкой!
==================================
Замечания эксперта: Даже не знаю, что сказать. Среди прочитанных мной стихов уже было стихотворение, совпадающее с этим наполовину. Я - не бард, и практике бардов не сочувствую, хотя и среди них попадаются талантливые люди. Допускаю, что кому-то подобные тексты кажутся знаковыми, но не мне. Прошу меня простить.




===================================

12. Не следить
Не следить. Не замечать, не видеть,
Как мелькают дней слепые тени.
Отмолить невольные обиды
Перед образами на коленях.

Сторониться суеты и споров,
Не искать в трактатах тайных истин,
Исподлобья не глядеть на город,
Кулаки до боли в пальцах стиснув.

Ружья не развешивать на стенке,
На ворота нацепить подкову,
Различать полутона, оттенки,
Понимать намёки с полуслова,

Погрузиться в терпкое сегодня,
Отжимая прошлое до капли,
И в дорогу, отпустив поводья.
Кони довезут. Не так ли?
==================================
Замечания эксперта: Помните Песню о Родине? Под нее СССР сверял свои часы. Там были такие слова
Но сурово брови мы насупим,
Если враг захочет нас сломать, -
Как невесту, Родину мы любим,
Бережем, как ласковую мать!

Прочтя в стихотворении "Не следить" следующие строки
Исподлобья не глядеть на город,
Кулаки до боли в пальцах стиснув...
я вспомнил эту песню.  Стихотворение представляет из себя modus operandi, сформулированный во время молитвы перед образами. Уважаю, при условии, что, давший подобные обещания, человек им следует. Немного сумбурно получилось, и даже чуть-чуть противоречиво, но ничего противозаконного. Осталось выяснить, содержится ли тут поэзия, и здесь я - пас.



===================================

13. Я его подожду 

Это было сто лет назад
в мае…
Нет, в сентябре…
В июле!
Он мне тихо «люблю» сказал.
Солнце било сквозь дыры в тюле
и слепило глаза.
Смеясь,
я «не верю» ему сказала…
Или это была не я?
Наливая вино в бокалы,
он молчал.
И пролил на стол
пару ало-кровавых капель…

Это было тому лет сто
в Сочи…
Кажется, нет.
В Анапе!
Время мчалось, и вечер был
очень тихий.
А море пело!
Пёс, томящийся на цепи,
в тон ему подвывал умело.
Волны прыгали на песок,
а тропинка на пляж манила…
Он был строен, красив, высок…

Это было.
Конечно, было
так недавно и так давно,
что детали не помню.
Сладким
было пролитое вино,
что мы выпили без остатка.
Море тихо качало нас,
и краснела луна смущённо…

Это было давно…
Сейчас
тот же берег ласкают волны,
так же светит луна.
За ней
он уплыл.
Далека дорога…

Бармен, красного мне налей.
Я его подожду немного.
==================================
Замечания эксперта: Исключительно длинное стихотворение, если учесть объем информации, содержащейся в нём. Напомню, что поэзия, это тоже - вид информации, единиц измерения которой еще не изобрели. Тема - 'курортный роман'. Изобрел ли Чехов эту тему? Нет, он изобрел ситуацию, когда курортный роман перерождается в большое и мучительное чувство. Автор стихотворения таких задач перед собой не ставит. Объяснение в любви было, но собачки не было, была собака умело подвывающая морскому прибою. Признаюсь, эта умелая собака заставила меня вздрогнуть. Стихотворение посвящено протяжным выяснениям, что и где было и чего не было в то лето. В какой-то момент читателю сообщается, что дамы, от лица которой ведется рассказ, тоже, вполне возможно, не существовало. Что тут скажешь? Это - далеко не Чехов. Обратила на себя мое внимание концовка, тоже не вполне оригинальная. Лирическая героиня вспоминает сладостные моменты с этим загадочным и мимолетным мужчиной, и говорит бармену, к которому, скорее всего, изначально обращала свой рассказ, что готова мужчину своего немного, пока в бокале плещется ало-кровавое вино, подождать. Напомнила мне она старую-старую песню:
Во дворе дотемна крутят ту же пластинку,
Ты сказал, что придешь, хоть на вечер вернешься сюда.
Вечер мне ни к чему, вечер мал как песчинка,
Я тебя подожду, только ты приходи навсегда.
Скажу, как на духу, слушаю голос М.Кристалинской, выпевающий эти нехитрые слова, и на глазах сами собой наворачиваются слезы. Почему же текст Я его подожду кажется мне не трогательным, а банальным? Ума не приложу.




===================================

14. Вару
"...Тяжелые и позорные поражения испытал он только дважды, и оба раза в Германии: это были поражения Лоллия и Вара. Первое принесло больше позора, чем урона, но второе было почти гибельным: оказались уничтожены три легиона с полководцем, легатами и всеми вспомогательными войсками. При вести об этом Август приказал расставить по городу караулы во избежание волнений... И говорят, он до того был сокрушен, что несколько месяцев подряд не стриг волос и бороды и не раз бился головою о косяк, восклицая: «Квинтилий Вар, верни легионы!», а день поражения каждый год отмечал трауром и скорбью".
Гай Светоний Транквилл "Жизнь двенадцати цезарей"

Варвар, верни мои легионы, что тебе, трудно?
Подними из курганов, или где схоронил их, -
Вьётся над полем брани приторный запах трупный,
траурных воронов крики ещё не стихли.

Варвар, верни мне видимость бренной плоти
вместо бессмертья, которое мне постыло.
Нынче ты сам прикинулся мёртвым, но вот ведь
смог же, подлец, свести и меня в могилу.

Мы с тобой, варвар, вымерли как легионы,
На бранных полях давно города возникли.
А вокруг нас теперь нет ничего, кроме
праха и пепла. Но снова тебя окликну:
"Вар... Вар..."

-------

Всё было не так: пехота утопла в болоте,
бился о стену лбом император Август,
Вар не был варваром, варвар не звался Варом, -
Ergo* герои мои совершенно бесплотны.
Но до сих пор друг друга стоят напротив,
и один другому твердит до спазмов
в горле:
"Вар, верни мои легионы, верни легионы..."

Ergo (лат.) - следовательно.
==================================
Замечания эксперта: Если в предыдущем стихотворении речь шла о почти бесплотной курортной парочке, то в стихотворении Вару в игру вступает призрачный легион. Что ж, это - новый виток, как писали раньше газеты, гонки вооружения. Но шутки в сторону. При чтении этого текста, меня не оставляла мысль, что в его, текста, изголовье стоит не один Светоний. Думается, что без "На смерть Жукова", ИБ, этого произведения тоже не было бы. Помните?
Воин, пред коим многие пали
стены, хоть меч был вражьих тупей,
блеском маневра о Ганнибале
напоминавший средь волжских степей.
Кончивший дни свои глухо в опале,
как Велизарий или Помпей.
Хотя стихотворение Бродского, по сути, о пирровой победе, а этот опус - о гибельном поражении, сходство между ними режет глаз. Но почему режет? Имеет полное право на существование, потому что написано неплохо, у Бродского лучше, но и это - вполне. Меня беспокоит только, что коллизию Вара составляют всего два элемента: самоистязание Августа и не вполне понятная игра с именем Вара. Разумеется, если приглядеться, то можно понять, что Варвар из Вара вылупился, как смутное, удаленное на несколько столетий, предзнаменование заката и крушения западной Римской империи. Но это будет читательским произволом, потому что никаких других указаний на это в тексте нет. Судите сами, войско застряло в болоте, император сошел с ума - все.  Светонию этого достаточно. Бродский до точки, возможно бы не додумал, хотя извернулся бы, по обыкновению, с блеском. Но у него и задачи такой не было, доказывать, что смерть Жукова есть предзнаменование удаленного на несколько десятилетий, крушения диктатуры пролетариата в России. Он перед собой ставил задачу продемонстрировать роль личности в истории нации, и неблагодарность нации по отношению к этой личности. Здесь все по-другому, к тому же одинокий, ни к чему не прихваченный намек-оговорка. Стоит ли автору подумать над этим? Я бы подумал.




===================================

15. Верочка
Верочка только проснется – веселый луч
Прыгает зайкой по спинке ее кровати.
В комнате воздух прохладен, а пол скрипуч.
Рядом на стуле висит голубое платье –
Няня поможет надеть, застегнуть, приладить…

Завтрак на кухне.  «Там пенка! Снимай! Снимай!»
Верочка кашу встречает без одобренья –
Ложкой рисует в тарелке печальный смайл.
Няня воркует: «Давай положу варенье»…
«Много варенья! А после – гулять скорее!»

Шапка, пальтишко – и можно идти во двор.
Верочка смотрит, как дворник метет дорожку,
Как помечает собака косой забор,
Как из подвала сквозь дырку выходит кошка…
Няня на лавку зовет посидеть немножко.

Редко уходят они за квадрат двора.
Разве мороженку взять в магазине «Фермер».
Няня другим говорит, что у них игра,
Только игра по-английски – какой-то геймер.
Верочка ест и бумажку кладет в контейнер.

После обеда по правилам тихий час.
Няня «глядит сериалы» и что-то вяжет.
Верочка смотрит тайком через щелки глаз.
Вот еще спать! Но она никому не скажет.
Шарф прибывает, пока убывает пряжа…

Вечером Верочка ждет, и нет сил терпеть –
Крутит красивый каштан, что сегодня найден…
К ужину няня на стол собирает снедь.
Все потому, что приходит Большая Катя.
С Катей короткого вечера им не хватит.

Катя садится и книжку читает вслух,
А иногда открывает в альбоме фотки:
Там по лиману плывет тополиный пух,
Там Катя-девочка с женщиной вместе в лодке…
Только пора засыпать, и слова нечетки.

Катя вздыхает, в ногах подтыкает плед,
Гладит макушку и светлый рукав пижамы,
Ласково смотрит и в комнате гасит свет.
И говорит: «Доброй ночи», – у двери самой…
И почему-то еще добавляет: «Мама…»
==================================
Замечания эксперта: Очень трогательное стихотворение, и хорошо написанное. Что-то Некрасовское сквозит и Лермонтовское. Слова не спорят друг с другом, а звучат слаженным, многоголосым хором. И концовка стиха напомнила о хорошем.

В вечность поплывёт моё лицо,
Ни на что, ни на кого не глядя,
И ребёнок выйдет на крыльцо,
Улыбнётся: — До свиданья, дядя! (Светлов). Одно единственное но. Наличие в повествовании няни, отсутствие мамы, или папы, или бабушки с дедушкой, даёт читателю четкий намёк, что "в кустах" прячется не игрушечное, а подлинное сиротство.
Итак автор с первой строки нацеливает читателя на продолжение истории. Эти полуоткрытые карты в стихотворении, написанном в 21 веке выглядят немного наивно, в духе дидактических повествований Льва Николаевича Толстого: съел сливы - получи и распишись (продолжение истории). Девочка, няня - мама лишена родительских прав (продолжение истории). Но автор, похоже знает о читательских ожиданиях, он на этом людоедстве сам вырос и созрел, поэтому нам приготовлен сюрприз. Большая Катя видит в девочке Верочке свою маму, если конечно, автор не напутал со знаками препинания. Да уж, не стихотворение, а сад разбегающихся тропок: Катя - галлюцинация или Верочка, или обе сошли с ума. Я чувствую, что сейчас и у меня ум зайдет за разум, поэтому прекращаю.


===================================

16. Птичье
                Синее небо,
                Ветер и шорох листвы –
                Сон возвращает.




...Я цеплялся за ветку, страшась упасть.
Наша стая, качая упругий воздух,
отпускала деревья, теряя  связь –
оставляя гнёзда.
Чтобы снова вернуться, неся нам жизнь.
Мы хватали её и глотали жадно,
а она продолжала жужжать, кружить
и была нарядна.

Мама-птица учила меня летать,
говорила: не бойся расправить крылья.
Я боялся, но синяя высота
всё равно манила.

Мама-птица учила встречать рассвет.
Ветер, в шорох листвы заплетая трели,
разносил их по лесу, бросая вверх.
И они звенели.

...А мои не звенят, высота не та.
Надо мной небеса то белы, то чёрны.
Ветви-прутья вокруг не дают летать.
Мне кидают зёрна
очень странные птицы: их голоса
не встречают рассвет, крылья их без перьев.
Может, ветер и синие небеса,
мама-птица и шорох листвы в лесах –
снились, я поверил...
==================================
Замечания эксперта:  Еще одна песня о сиротстве, а еще, стихотворение Птичье композиционно повторяет стихотворение Проснуться из этого же Лонга. Хотя неизвестно, кто кого повторяет, и повторяет ли вообще. Возможно тема замещения при глубоком стрессе в этом сезоне висит в воздухе. Стихотворение номер 6 начинается со счастливого сновидения, где героиня "крылата и легконога", потом она просыпается,  и оказывается смертельно больным ребенком, которого днем ожидают страдания, ответственность за мать и почти неодолимое желание забыться. Стихотворение 16 тоже начинается со сна о полете и общения с матерью, а заканчивается сиротством в клетке. Кроме того, как минимум два образа в этом тексте заставили меня восхититься фантазией и умением автора:
Наша стая, качая упругий воздух,
отпускала деревья, теряя  связь –
оставляя гнёзда.

Ветви-прутья вокруг не дают летать.

Итак, мне понравилось стихотворение номер 6 и шестнадцатое стихотворение тоже нравиться, и что с этим делать, я пока не знаю.

===================================

17. Экологическое
Однажды на зыбкой почве взаимного интереса
Встретились Человек моря и Человек леса
И пошли прогуливаться по болотам невским,
Разговаривая об экологических процессах.

Человек леса
Шелестел листами,
Травами опутывал,
Обнимал ветвями.
Человек моря
Всплёскивал ластами,
В глубину заманивал,
Волновал волнами.
Человек леса
Знал зверей обычаи,
Свиристел по-птичьи.
Человек моря
Хаотически
громыхал прибоем.
Человек леса
В человека моря
Пророс бы корнями,
Но корням опереться
Было не на что.
Человек моря
Человеку леса
Загадывал загадки
Решения не стоящие,
Пропадающие тщетно.
Человеку леса
Было с морем однообразно,
Неинтересно.
Человеку моря
В лесу не хватало горизонта
Или хотя бы горизонталей.

И ни тот, ни другой до времени не понимали, 
Что на болоте им просто тесно обоим,
Что лесу хочется тихо стоять над волнами,
Что в берег лесистый хочется биться морю.
Что просто им нужно вместе сбежать на волю.
==================================
Замечания эксперта Странное стихотворение, странное не потому, что я ничего подобного не читал и не слышал, хотя это и так. История эта делится на две части: о заболачивании  Российского северо-запада (насколько правда, не знаю, верю на слово), и о том, что с милым рай в шалаше. Со второй частью проблем нет, единственное, не совсем понятно, человек леса и человек моря, это гетеросексуальная пара или нет. Конечно, данный вопрос по нашим временам звучит несколько бестактно, но у меня нет выбора, гложет любопытство. С первой же частью – все сложно. Они в течение тридцати строк, бесконечно долго выясняли отношения, а мысль об осушении болот им в головы так и не пришла. Уверен, мне возразят, что из лирического стихотворения негоже делать фельетон. И я соглашусь, это – не фельетон, но лирическое ли это стихотворение, я, признаться, не ведаю. Хотелось бы отметить только одно место.
Человеку моря
В лесу не хватало горизонта
Или хотя бы горизонталей.
Конечно, вторжение человека в морские пределы сопровождалось вторжением вертикалей (весла, мачты…), но тут есть, о чем поразмыслить.

===================================

18. Сломалось время
Часы висели на стенке в зале...
Летело время – часы скучали.
Им так хотелось удрать из дома,
пожить свободно, непригвождённо
своей судьбы проложив маршрут...
А всем казалось – часы идут.

Перегоняя в пылу друг друга,
мечтали стрелки сбежать из круга,
не прерывая попыток трудных,
не тратя попусту ни секунды,
стремились к цели – за шагом шаг...
А все сказали – часы спешат!

Смирились стрелки – побег не вышел,
пространство сжалось и стало лишним.
Достоин каждый своей Голгофы,
где что ни делай – выходит плохо,
как не старайся – не так... не так...
Как тихо в доме... Часы  стоят.
==================================
Замечания эксперта: Прекрасно понимаю, что когда живых тем нет, лучше всего коротать время, играя словами, которые потом можно выдать за стихи. Разумеется моя шпилька отпущена в адрес не поэтов, а любителей.  С поэтами все по-другому. Поэт создает историю отношений, а для этого все средства хороши. Любитель озадачился бы только животрепещущим вопросом, вися на стенке, часы стоят или идут. Профессионал же знает, что несколько лет назад Игорь Иртеньев выпустил в свет по сути, часовую энциклопедию, которая начиналась так:
На столе часы стоят,
Но на первый только взгляд
На второй они идут,
Отмеряя ход  минут.
Отмеряя ход  минут,
По столу они идут,
Вот до краешка дойдут
И оттуда упадут…
Вот почему поэт даже на столь жалком основании способен создать нечто масштабное, о судьбе, свободе и побеге. Ладно, оставлю ернический тон. Серьезно. Стихотворение мне не понравилось. Не люблю, когда варят суп из топора.



===================================

19. Я ушла
Словно солнца живой рыжий ком
Тает в облаке тихом тайком,
По песку пробежавшись, как ветер,
Я ушла, и никто не заметил,
Что меня больше нет... Чужаком
Я была. Я касалась воды,
Тёплых губ, образов пресвятых,
С горькой нежностью – детских пелёнок...
Внятно слышала мир: был он звонок,
Только так и не стал мне родным.
... Сотни лет убегут вслед за мной,
И поэт, чужеродством больной,
Вдруг расслышит мой голос далёкий:
Снова рифмы улягутся в строки
И задышат моею весной.
==================================
Замечания эксперта: Вспомнилось раннее детство, один крохотный, но регулярный момент, близость ребенка к смерти. Ведь он так мало места занимает в мире, так неоперен и слаб, что порой ему проще всего представить не светлое  будущее, а свою собственную смерть и мир без себя.  Взрослому человеку редко удается заглянуть в игольное ушко смерти и воплотить в подлунном пространстве свои впечатления от увиденного. Точнее, даже наш мир с той стороны может преобразиться до неузнаваемости. Есть ли подобные стихи в мировой и отечественной поэзии? Наверное есть, и немало. В качестве позитивного, если можно так сказать, примера, хотелось бы назвать стихи А.Твардовского, Я убит подо Ржевом. Помните?

Я — где ваши машины
Воздух рвут на шоссе;
Где травинку к травинке
Речка травы прядет, —
Там, куда на поминки
Даже мать не придет.

Почему же мне не нравится стихотворение Я ушла? Даже не знаю. Может быть, потому, что это - не Твардовский. А может быть потому, что повод для стиха кажется надуманным, наносным, не пропущенным через себя, и само исполнение текста тоже оставляет желать. Рифмы ком \ тайком, ветер \ не заметил, мной\больной, далекий\строки. Собственно, рифмы ни в чем не виноваты. Как известно, рифмы не могут погубить стихотворение, это стихотворение может погубить рифмы. Проблема, что я не могу объяснить автору Я ушла, каким образом, почему погибли рифмы. А почему написано стихотворение, я понимаю. Это - детство, когда смерть, до смешного, близка.

 

===================================

20. Проблема Сальери
Перед искусством имеешь ты бледный вид:
Как ни старайся, как ни оттачивай слог,
Посредством того, убогого явно говорит Бог,
А посредством тебя почему-то не говорит.

Но слова толпятся, роятся, бьются внутри,
Слагаются в строки, кособокие, хоть умри,
Брякают, лязгают, рвутся попасть наружу,
Выстроиться в катрены и сразу же строй нарушить.
Вывернуть твою душу.

Ну, так пытайся дальше, строчи строки поперёк,
Мастери свой карточный домик - дунут, и его нет,
Пробирайся медленно, ощупью на тот свет,
Или на этот, кто ж его разберёт.

А когда поймёшь, что совсем закончились силы,
Когда исчезнут слова даже те, которые были,
Когда осознаешь, что времени уже мало,
Что жизнь твоя прахом пошла и зазря пропала,
Что не осталось ни одного места, которое не болит,
Тут-то и слепишь Его из подручного матерьяла -
Бога простого, домашнего, без пьедестала,
И тогда Он тобою, может, заговорит.
==================================
Замечания эксперта: В предыдущей рецензии я договорился до того, что плохих рифм не существует. А сейчас я отмочу еще одну крамолу. Мелких тем тоже не существует. Взять к примеру тему Моцарта и Сальери: позавидовал и убил. Тут на досуге я пораскинул мозгами: а по какому поводу я должен позавидовать, чтобы убить? Не получилось у меня придумать. Из-за ревности убить, это - пожалуй, или от обиды, под горячую руку. Но зависть?! Сложность же темы про Сальери заключается еще в том, что Антонио позавидовал Амадею не из-за большой квартиры, более престижной машины, красивой жены, шустрых детей, полного комплекта рук и ног, нет, он позавидовал из-за того, что тот изобретал лучшие мелодии. Ну? Каково?! И убил. Малоправдобная история. Это я к тому, что галопом по европам ее не расскажешь, в ритме опа-опа. Даже пытаться не стоит.




===================================

21. Море волнуется раз
                — Почитай газету и расскажи мне, когда я вернусь.
                Эрнест Хемингуэй "Старик и море"



Море волнуется раз.
… Детство бежит дворами,
солнечных зайцев ловит, сбивши коленки в кровь.
Сколько заплаток на них жгучей зелёнкой мама
сделает, успокоив сказками про добро.

Море волнуется два.
… Лето в сентябрь закралось,
в школьные окна смотрит, хитро зовёт гулять.
Разве дождёшься звонка? Почерком ровным алым
вызовут маму завтра, детство потупит взгляд.

Море волнуется три.
… Твой выпускной и лето.
Город, пропахший солью, нежит в себе покой.
Ленно печёт пахлаву, свежей шурша газетой:
страх не трепещет в строчках пойманным мотыльком.
Море спокойно. Июнь. Жаркий июль и август.
Чайки ещё не зовут криком птенцов своих
(ближе к зиме заштормит, будут кричать, бедняги).
Летом здесь счастлива жизнь. Воздух пьяняще чист.

С пирса монеты бросай. Ты же сюда вернёшься?
Детство уносится вдаль, в салки с волной сыграв.
Горькое море из глаз, ветер, согретый солнцем,
сушит на подбородке.
… Море, ты помнишь "раз"?

Море волнуется. Дождь. Поезд понуро замер.
Осень. Мальчишкам пора Родине долг отдать.
Кольский. Морпехи. Чечня.
… Лишь бы не знала мама.
Северный флот на юге? Глупости, болтовня!


-----------
22 декабря 1994 года командование 61-й бригады получило приказ на комплектование сводного батальона для отправки в Чечню.
7 января 1995 года 61-ю бригаду морской пехоты Северного флота подняли по тревоге и вечером того же дня на самолетах отправили в Моздок без штатной бронетехники.
13 января 1995 года сводный батальон 61-й бригады вступил в боевые действия по штурму Грозного.

*Во время шторма чайки громко и пронзительно кричат. Таким образом они зовут своих птенцов вернуться назад, пытаясь указать безопасное место, берег. Их крик похож на женский. 
-----------
==================================
Замечания эксперта: Прочитав это стихотворение и примечания к нему, я крепко задумался, где больше поэзии, в первом или во втором. Это я к тому, что поэзия - повсюду, и чтобы почувствовать ее, необязательно делить фразу на стопы и рифмовать концы. Напротив, вся эта оснастка и убранство может лишь показать миру, что король голый. Хотя в данном конкретном случае все не так просто. Ведь мне понятен замысел автора, пропустить весь этот приморский антураж через трагическое восприятие новобранца, вчерашнего школьника, на бессмысленной и беспощадной войне. Интрига стихотворения включает в  себя  еще один несущий элемент: всех этих необстрелянных , северных птенцов по приказу почти безоружными отправляют на юг. Не знаю, как для кого, а для меня это не напомнило истории, рассказанной в классическом американском фильме Охота на оленей, хотя там и показывается украинская община в шахтерском районе США. Мне вспомнились азиаты зимой сорок первого года, по слухам отстоявшие Москву. Империя! На одном конце зуб на зуб не попадает, а на другом – земля под ногами горит, 
Получилось ли стихотворение? Неизвестно. Едва ли. Потому что иногда стоит открыть кингстоны, и дать выговориться факту. Разумеется, тут можно долго спорить, но лично я - скорее за факт, нежели за плетение словес и разговор обиняками.




===================================

22. Рисунок
                чтоб разглядеть белое,
                нужно очертить его черным;
                Филатова

Они встречались белой ночью,
А расставались в чёрный день.
Он был нелеп и озабочен,
Сказал, что должен улететь
Туда, где небо в ярких звёздах,
А днём от солнца не спастись.
Пах расставаньем чёрный воздух,
В нём эхом падало «прости».
Она молчала, сжав минуты
Платочком белым в кулаке.
И ночь была, и было утро,
И был рисунок на платке.
Штрихами чёрными на белом
Он, уходящий со двора…
Заря в её окно смотрела,
Она – смотрела во вчера…
==================================
Замечания эксперта: Так уж выходит,  что комментируя этот список потенциальных победителей, я часто вспоминаю старые и не очень старые эстрадные песни. В данном случае мне вспомнилась песня Два берега, где были такие слова:

Ночь была, был рассвет,
Словно тень крыла.
У меня другого нет,
Я тебя ждала!
Все ждала и верила,
Сердцу вопреки:
Мы с тобой два берега
У одной реки!
Между прочим, текст этот сочинен не кем-нибудь,  а Григорием Поженяном, поэтом, который когда-то соперничал по популярности с Окуджавой. Было время. Так вот, прочитав стих, я подумал, да, не Поженян. Тем более в Рисунке попадаются, и довольно часто моменты, не слишком хорошо усвоенного городского романса, который, такая уж судьба, не прочь пройтиться под ручку, стоит ему только позволить, с городским же китчем.

Пах расставаньем чёрный воздух,
В нём эхом падало «прости».

Она молчала, сжав минуты
Платочком белым в кулаке.

Короче, у автора есть редкая возможность, сравнить свое произведение с текстом Поженяна, который в данном случае звезд с неба не хватает, и объяснить себе, почему у Поженяна получилось лучше.




===================================

23. божий миг
*
несмелая листва подобна тонкой дымке –
ещё прозрачен лес, чей шёпот невесом,
а первое тепло чуть ветрено и зыбко,
как полудневный сон.
*
как солнечный пушок, запутавшись в ресницах,
задел слегка зрачок и вылился слезой,
так ярко божий миг крушинница кружилась,
но смылась бирюзой.
*
а лебеди несут дожди к родной кринице,
чтоб полнились цвета внахлёст, наперебой,
и чтоб омылись враз земля, кусты и лица
серебряной водой.
==================================
Замечания эксперта: Понимаю, что все подобные стихи восходят к Гёте, и думаю, что это в высшей степени достойный пример. Неровное стихотворение, хоть настроение момента передано верно. Оговорюсь для всех не- и мало- посвященных, что подобное сделать непросто, очень непросто, для этого нужно многое узнать и почувствовать. Что же мне мешает поддаться целиком прелести и неге божьего мига? На мой взгляд, хромает вторая строфа.

как солнечный пушок, запутавшись в ресницах,
задел слегка зрачок и вылился слезой
Загадочный пушок стал причиной слёзы - труднопредставимо. Да и насчёт смытой бирюзой крушинницы тоже, я бы подумал. К слову, бирюза, это – прежде всего, минерал, поэтому смыть им ничего нельзя. И потом, что-то есть здесь непропеченное. В заключительной строфе меня немного смущает перечисление: земля, кусты и лица. Надеюсь, автор, который, как я уже предположил не сегодня родился, и много чего умеет, поймет, что я имею в виду.



===================================

24. мотыльки
                На дне колодца -
                Источник света.
                из песни Ковчег
                группы  "Зимовье зверей"

1.
в древоречье май разливает реки
вылупляются  из коконов человеки
сами себе и омуты и колодцы
всматривается в них молодое солнце
будто чует свет в тех чужих глубинах
непроглядный трепетный голубиный
2.
между водонебьем
и древоречьем
причитает птица
по-человечьи.
на горбу неся
золотые ливни,
медноокий зверь
точит берег бивнем –
улетают в глубь
краснопёрок стаи.
и не важно, кем
мы друг другу стали –
здесь такой закат –
наливная дичка.
...приходи со мной
говорить на птичьем.
3.
и когда во тьме утонули птицы
мы друг другу там продолжаем сниться
где слились в единое явь и небыль
мотыльки обретшие водонебье
==================================
Замечания эксперта: Порой чтение стихов напоминает игру в верю-не верю: верю, верю- не верю и наоборот. Люблю, когда "верю" побеждает. А еще, хорошо, когда автор текста с этим не тянет. Автор Мотыльков сотворил это со мной в первой же строфе. Там, где молодое солнце всматривается в глубины, едва народившихся из коконов, людей, словно чует там свет "непроглядный трепетный голубиный". Именно эти три эпитета, поставленные рядышком на последнем выдохе, меня и доконали. Особенно пауза между трепетный и голубиный, подразумевающая полёт. А ведь ничего не предвещало. Какое-то древоречье, какие-то коконы с омутами и колодцами, все голословно и несколько нарочито, и тут такое! А дальше все стало совсем не голословно и не надуманно, и неологизмы, и золотые ливни, и желтоокий неистовый зверь, и стаи красноперок. Эй, не- и мало-посвященные, полюбуйтесь, как одна единственная строка способна перевернуть и преобразить стихотворение полное "мухоедства".





===================================

25. лети
сонный день
опускаешь ладони в траву
и умывшись росой
вдруг поймёшь я живу

хмурый лес
вдалеке огоньки фонарей
в антраците небес
бледный клин журавлей

день тягуч
будто небыль
на часах без пяти
боль отпустишь
журавликом в небо

лети
==================================
Замечания эксперта: Двойственное впечатление. Первая строфа напомнила мне времена комсомола и БАМа, и песни той эпохи, типа На дальней станции сойду, особенно строка "умывшись росой". Так и хочется продолжить: "и причесашись ладонью". С другой стороны, по некоторым, едва уловимым приметам я вижу, что автор - далеко не новичок. Хотя, если разобраться, те песни сочинялись тоже профессионалами, что правда, запродавшими душу. И еще одно произведение той эпохи напомнило это стихотворение.

Летит, летит по небу клин усталый —
Летит в тумане на исходе дня,
И в том строю есть промежуток малый —
Быть может, это место для меня!

Еще раз, по построению фразы и подбору слов я вижу авторские опыт и талант.


===================================

26. Киношное
 

                Обнимемся спать, позабыв о грядущем вчерашнем,
                прижмёмся ласкать гематомы от жёстких горошин, -
                да вот оно, лето, его колокольни и башни,
                а вот земляника под сердцем, в душе, на ладошах.
                Макошь Елена
               
               

 Обнимемся на ночь, забыв о грядущем вчерашнем,
кому это нужно - тревожить фантомные боли?
Вернёмся в реальность, проснувшись уже в настоящем,
во сне оставляя недавнего прошлого роли.
Играли на совесть, хоть только статистами были,
мечтали о сказке с горчинкой диковинных ягод,
о будничном чуде. Никто не заказывал триллер, 
но век уходящий не спрашивал - требовал: "Надо!"
И мы, подчиняясь сюжету и правилам жанра,
стараясь себя не разрушить, крушили каноны,
невзгоды тушили с упорством бывалых пожарных
и выжить пытались, и жить научиться по новой. 
Искали ответы, теряли родных и здоровье,
без дублей, вслепую, ловили руками жар-птицу.
Почти ухватили, но мир очень странно устроен -
закончились вёсны - а с этим  непросто смириться,
Аккорды финала звучат всё настойчивей, громче,
бегущие  титры  прочтут, но едва ли запомнят.
... Последнee летo горчит и чуть-чуть кровоточит
как ягоды детства на сердце, в душе, на ладонях.
==================================
Замечания эксперта: Парадоксально, но стихотворение напомнило мне не стихи Елены Макошь, о которой я услышал здесь впервые,  а стихи Тарковского, без малейшего желания их сравнить.

Иногда я просыпаюсь, а все уже давным-давно звучит.
И кажется, финал не за горами.

Но нет, пожалуй, сравнить придется. Потревоженные фантомные боли к этому меня подтолкнули. Все просто: сначала событие, потом последствие, потом боли настоящие, лишающие рассудка, и только потом фантомные боли. Мог ли Тарковский использовать подобное словосочетание в Дереве Жанны? Теоретически мог, если бы Жанну, в рубахе не по росту, вовремя сняли с костра и откачали, а она бы выжила, то тогда... Казалось бы, автор стиха подробно описывает подвиги прирожденных статистов, которые, "подчиняясь сюжету и правилам жанра", в данном случае киношного, тушили, спасали, ловили, между прочим, все во множественном числе, от лица маловразумительного МЫ. К слову, с МЫ - та же проблема, что и с фантомными болями, перед употреблением их надо хорошенько, со знанием дела, определить. А иначе, всё сопутствующее им будет фигурами речи, как бы ни горчило на ладонях последнее лето.


===================================

27. Здесь играет блюз
Здесь небесный блюз... И горчат от тоски слова —
эта горечь вечно пронзает иглой насквозь.
Мне так плохо, Хитклиф, — съедает слепая злость.
И внутри бушует стихия — девятый вал,
“без тебя никак”,
грозовой перевал…
Умоляла ангелов ночью меня вернуть.
Чтоб явиться в сон твой, сводя до конца с ума.
Ты же больше я, чем я для себя сама.
И от счастья выть, обретая иную суть,
превращаясь в явь…
А потом
не уснуть…
==================================
Замечания эксперта: Что за незадача, опять в стихотворении что-то горчит, это когда играет небесный блюз, и разумеется, эта горечь, пронизывает ЛГ иглой насквозь.  Хотя в кадре не ЛГ, а Кэтрин и Хитклифф, персонажи Грозового перевала, Эмили Бронте. Перед нами - иллюстрация. Потусторонняя Кэтрин беседует со своим возлюбенным. Угадайте! Да, у меня сложные отношения к иллюстрациям. Не спорю, было время, в детстве, когда в книгах я прежде всего искал картинки, обтекая текст малограммотным взглядом, но было время, когда я и стихи в тексте обтекал. Таким образом, тут слились два фактора моего инфантилизма: стихи и картинки к тексту. Скажу прямо, для меня это создаёт добавочные трудности. К черту, аутентичных персонажей, передо мной - лирический герой, мой современник, которого, если пронизывает, то иглой, если его съедает, то слепая злость, если в нем вал, то девятый. Ну вы поняли...
И потом, небесный блюз. Как это понимать? Лично я вспоминаю блюз слепого Вилли Джонса, Ночь была темна, запись которого в 1977 году на Вояджере отправлена в космос, и летает там до сих пор. И причем здесь незабвенная Эмили Бронте?



===================================

28. Солнце. Полдень. Птицы в небе...
***
Солнце. Полдень. Птицы в небе.
Степь без края и конца.
Я стою с краюхой хлеба,
щуплый маленький пацан.
Знаю точно: мир наш создан
для того, чтоб я в нём жил.
Он устроен очень просто:
птицы, бабочки, ужи –
те ползут, а те летают
с целью – чтоб я видел их
(философия простая,
жаль, о ней не пишут книг).
В предвечерней дымке дали
озираю за двором
без рубашки и сандалий.
Горизонт со всех сторон.
Что там дальше? Горы? Море?
Их не вижу – значит, нет.
Я настырен и упорен,
мне почти что восемь лет.
Хлеб доеден. Солнце ниже.
Тёплый ветер у лица.
Я давно из дома вышел,
щуплый, маленький пацан.
==================================
Замечания эксперта: Это стихотворение полно искушений, точнее одним искушением бросить его и перейти к следующему по списку. Тем не менее, данное чувство с каждой новой строкой пропадает, чтобы поближе к точке возобновляется вновь. Почему? Прежде всего, поэтому:

Он <мир> устроен очень просто:
птицы, бабочки, ужи –
те ползут, а те летают
с целью – чтоб я видел их
(философия простая,
жаль, о ней не пишут книг).

Мне не хочется разочаровывать автора, но книги об этом пишут и довольно толстые, в частности одну книгу, которая отравила мне год юной жизни, когда я был таким же, как ЛГ, "щуплый маленький пацан". К слову, выражение щуплый пацан уже дает представление, что он маленький. Я не буду к этому возвращаться, но в стихах чаще всего действует принцип из математической логики: необходимого и достаточного, поэтому я бы на месте автора проглядел свой текст на предмет избыточных слов, они там есть. Так вот, книга. Это - Материализм и эмпириокритицизм, написанный в 1908 году Лениным, когда он ополчился на всех этих обскурантистов. Вот было бы мило, если бы кто-то сообщил голому пацану с краюхой хлеба, что он - мракобес. Это соображение мешало чтению. Теперь несколько слов о том, что чтению помогало. Помогали, как обычно слова и их взаимодействие.
В предвечерней дымке дали
озираю за двором
без рубашки и сандалий.
Горизонт со всех сторон.

И хотя двор оказывается без рубашки и сандалий, я готов это простить, как и ползучий авторский эмпириокритицизм, потому лишь, что чувствую дыхание русской речи, а это важнее философии, для меня важнее.





===================================

29. Последний солдат империи
Грязно. Кровь на полу. Всё забрызгано. Двое лежат,
Парни лет двадцати с удивлённо-застывшими лицами…
Отморозки, но тяжко на сердце, их всё-таки жаль…
Молодые совсем… отдохнёт – надо вызвать полицию.

Как вошли, не заметил. Вернулся с парада. Подъём
Утомителен, возраст... Чернявый горою надвинулся.
— Дед, не дёргайся, тихо. Мы бабки и цацки возьмём.
Нам нужнее: ты – старый, а кореш недавно откинулся.

— Деньги в ящике сверху, в конверте – награды не трожь.
Не тобою, сопляк, не разбоем, а честно заслужены.
Ордена тот с ухмылкой срывает, но кухонный нож
Для армейской разведки на пенсии тоже оружие.

Протокол, понятые – потом по закону арест…
Хай поднимет печатная мразь по удобному случаю.
Не скрывая, всю правду он выскажет, правду, как есть.
Нужно – плюнет в лицо тем, кто спросит: «А совесть не мучает?»

С фотографий военных друзья, провожая, глядят.
Молодыми ушли, но живые – сражались и верили…
Будь, что будет. Он сделал, что должно. – Последний солдат
На развалинах бывшей, когда-то великой, империи.
==================================
Замечания эксперта: История о том, как ветеран, которому пора уже подумать о душе, берет земной закон в свои руки, обсосана кинематографом, и не только отечественным (Ворошиловский стрелок...), но и зарубежным (Старое ружье,  Гран Торино...). Допускаю, что жизнь может подбрасывать поэту все новые и новые подобные поводы. Пенсионер защищая свое честное имя, свою жизнь, своих близких, свое имущество, зарезал кого-то, а его потом закатали за превышение. Такая тема способна развязать язык любому. Один вопрос, стоит ли повторяться?




===================================

30. где большие воды
где большие воды и солнце квёло,
где берёзы сестрицы плакучих вётел,
мы свивали наш мир – по прутику, по соломке,
было вёдро и счастье простым, не громким.
дети тянулись к свету, росли, крепчали,
учились смирять грозу, унимать печали.
было время свежее ветра, да легче пуха…

сыновей сейчас не гнетёт разлука.
только ты не спишь по ночам всё чаще.
смотришь, как ветла головой качает
за окном в воинственной темноте.
только я всё чаще на воду дую,
чтоб успеть от них отвести беду и
благословляю в свой мир лететь.
==================================
Замечания эксперта: Родительское стихотворение про детей: родились, выросли и разлетелись, и теперь от них ни слуху, ни духу. Тут возможны варианты, в данном случае, ЛГ всё чаще дует на воду, "чтоб успеть от них отвести беду..." Что сказать, действенное средство, но за кадром все та же неблагодарность детей, ведь "сыновей сейчас не гнетёт разлука". Все рассказал, ничего не упустил. А где же стихи?




===================================

31. Снова шепчешь в ночи

Снова шепчешь в ночи: Отче, иже на небеси,
не молчи… И так хочется всё у Него спросить.
Но к исходу молитвы сбиваешься в полусне,
начинаешь сначала, запутавшись – засыпаешь.
Утро будит случайными звуками – ты лежишь,
и пока обездвижен, на слух изучаешь жизнь:
дворник ломом стучит, соскребает лопатой снег,
тот хрустит под ногами, когда на него ступают
те, кто из дому первыми вышли в пришедший день.
Ты их слышишь сквозь окна и толщи бетонных стен.
…Открываешь глаза, окунаешься в полумрак
и знакомые очертания ловишь ленно.
Вылезая из ватного, хлопкового тепла,
ищешь тапки. Паркет, расселив ледяную гладь,
ног касаясь, ворует сон.
…Недомоленный храм
остаётся в постели до вечера, словно пленный.

Ты пытался его отпустить, жизнь меняя, ритм,
города и постели, твой храм у тебя внутри.
И теперь не уснуть до утра, если "Отче наш"
не придет успокоить, как прежде, на день грядущий.

Брось, что взрослый мужик, на дворе двадцать первый век…
В детстве мама шептала и бабушка, то не грех
было слушать, слова повторяя.
…Теперь жена
шепчет на ночь детишкам, приглаживая макушки.

==================================
Замечания эксперта: Стихотворение о том, как младенческие привычки выживают в повзрослевшем сознании, или в не до конца повзрослевшем. Меня многое смущает в этом стихотворении, и что постель ассоциируется с храмом, и что слово "ленно" использовано в значении 'лениво', а не в значении ленной зависимости или льна, и что сквозь толщу бетона имярек способен что-то расслышать, и что паркет расселяет ледяную гладь, как будто это - семья беженцев. Множество разных и довольно глупых вопросов, на которые ответ известен, но не даден, поскольку стихотворение уже написано, поезд ушел.




===================================

32.Меня сопровождают Серафимы

 «... и шестикрылый серафим на перепутье мне явился.»
                А.С. Пушкин

У полей судьбы на полях отметки
Ожидают очереди к строке.
Серафима — бабушкина соседка
С половинкой яблочною в руке.

Кисло-твёрдо-зелёное угощенье.
Половинка даже, а не одно.
Через толщу лет попрошу прощенья —
Принимала подарок, поморщив нос.

Бутерброд у них не с икрою нерки
Да чаёк, налитый не с ендовы.
Коротали время пенсионерки —
Серафима с бабушкой, две вдовы.

Я лица не помню и звука речи.
Помню только яблочко, рук тепло.
Учит память прошлому не перечить,
Не жалеть для близкого добрых слов.

Это ценно, а прочее было мнимо.
Руки, яблочко, сердце — надёжный кров.
Серафима крылышко, Серафимы...
Так случилось. Судьба занесла в Саров.

==================================
Замечания эксперта: Предпоследнее стихотворение из списка. Думаю, стоит вкратце пройтись по нему редакторским гребешком, как изначально советовали устроители конкурса, для разнообразия.
1. Не уверен, что эпиграф выполняет свою функцию, конечно, если не считать, что каждый человек, носящий это имя, посланник Бога. Эпиграф можно опустить.
2 У полей поля. Вероятно, автор, по простоте душевной думает, что это - игра слов. Нет, это своего рода - тавтология.
3 Поля судьбы - неопределенный объект, и скорее всего, неопределимый.
4 Почему отметки ожидают очереди в строке,  какой очереди они ожидают?
5 Яблочный спас, яблочный пирог, яблочный уксус - яблочная половинка (?????).
6 Кисло-твёрдо-зелёное. В одной из предыдущих рецензий я говорил о дыхании русской речи. Это - не тот случай.
7 Половинка даже, а не одно - половинка целого вместо целого, если по-русски, и тоже тавтологично. Следовало иначе сказать о скудности угощения, мягче. Тем более, что весь приз в рифмовке оно /нос. Неважная рифмовочка, на троечку.
8 Принимала подарок, поморщив нос. Если не ошибаюсь, тут главное, принять подарок, а не отклонить. Извиняться не за что, тем более рифма угощенье/прощенье  - тоже второго сорта, не из-за чего городить огород. И кстати, мне не приходилось слышать это выражение, поморщив нос. Думаю, прежде всего, потому что морщины бывают на лбу, вокруг глаз, на щеках, на подбородке, наконец, на шее, про морщины на носу говорить трудно. Легче сказать поморщившись или покрутив носом .
9 Коротали время пенсионерки —
Серафима с бабушкой, две вдовы.
Первая удобоваримая фраза, хотя впечатление отравлено рифмами: икра из нерки (есть десятки лососевых, почему нерка, и с каких пор красная икра в виде намазки на хлеб говорит о статусе? Опять рифма виновата? Икра золотыми ложками - говорит. Ендова - старинная посуда для ВИНА. Причем тут чай?
10 Речи, яблочко, учит, перечить в первом двустишии четвертой строфы - настойчивое ЧаЧаЧа, что бы это значило? Ах-да, рифмы: речи/перечить, тепло/слов. Недавно учился верховой езде. Оказалось поводья придуманы не для того, чтобы за них держаться, то же самое и с рифмами.
11 Не жалеть для близкого добрых слов. Близкие, это - папа-мама, дедушка-бабушка, дети, люди, с которыми делишь жильё, жизнь, а не те, чьего не помнишь ни лица, ни голоса, между прочим, а не звука речи. Скажем, мои родные дедушка с бабушкой умерли до или сразу после моего рождения. Я - их кровь, но они мне не близкие, а входят в легион ближних. Есть разница.
12 В заключении развернутое рассуждение о том, что ценно, а что мнимо, что кров, а что не кров. Яблочка, половинка, выросшая в целое (скуповата все-таки была старушка), это - кров, и попадание на родину Серафима Саровского, тоже ценно, а прочее - мнимо. И на том спасибо!





===================================

33.Огородно-садовая мантра

Огородно-садовая мантра.
Огурец на обед и на завтрак.
Отпускная сезонная прыть.
Пять минут на авто от райцентра.
Девять соток на двести процентов
Прополоть, подкормить, напоить.
 
Огурец на обед и на завтрак.
Ужин тоже весьма не затратный:
Аппетит пострадал от жары.
Хрен в цвету Инстаграма достоин.
В ноутбуке тринадцатый воин
Отжигает под гул мошкары.
 
Пять минут на авто от райцентра.
Как в сачке, застревают моменты
Удивительной жизни "других".
Божьи твари мечтают напрасно,
Чтобы в данном природном пространстве
Не предвиделось нашей ноги.
 
Божьи твари мечтают напрасно.
Забывают, что сами опасны
Друг для друга на дольнем пути.
Жабой съеден паук в одночасье.
Вот такое случилось несчастье.
Се ля ви. От судьбы не уйти.
 
Жабой съеден паук в одночасье:
Он качался, качался, качался,
Колоритный на вкус и на вид...
А сосед всё колотит, колотит:
У него покосился колодец,
Надо верхний венец обновить.

==================================
Замечания эксперта: Сразу скажу насчет мантры. Русский словарь даёт точное определение, поскольку санскрит. Проблема, что за последние несколько лет слово это получило русскоязычном ареале небывалое по широте хождение, такое же, скажем, как фантомные боли. И так же, как с болями оно требует в тексте предварительного определения: то-то и то-то - мантра. Особенно, когда речь идет об иронии. Опостылившие огурцы ежедневно на завтрак и отношение человек человеку - волк, это - мантра, а не наоборот, чтобы не возникало путанницы, что мантра, а что - нет.  И кстати, выражение дольний путь не вполне уместно. Так случилось, что в поэзии нового времени, как  правило, эпитет долний сочетается с эпитетом горний. Помните у Пушкина?

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней розы прозябанье.

В данном случае логичнее использовать эпитет земной, поскольку эпитета набесный следом никто не ждет, и разночтения не получается.
С другой стороны, что горожан, вообще пришлых на селе не любят - не новость, но сказать, что "Божьи твари мечтают напрасно,\\Чтобы в данном природном пространстве\\Не предвиделось нашей ноги", это - не то же самое. Ведь дом чужаков поджигать никто не собирается, или травить собаку. И все же идеи Герберта Спенсера не полностью покрывают современный перекресток города и деревни. Еще остается место для мысли: человек человеку - брат. Если же подумать непосредственно о стихе, то можно заключить, что взгляду автора не хватает глубины и пластики.




===================================

1 место: мотыльки

2 место: На родину
3 место: божий миг
4 место: Проснуться

5 место: Птичье

6 место: Верочка


П.С.
Участники Номерных 316-325

1 Сергей Симонов (Кумохоб) "Ни словом ни единым" http://www.stihi.ru/2019/03/22/1700 
2 .Змей Горыныч 3 Юки-онна. http://www.stihi.ru/2019/02/25/4667 
3 Скари. Павел Курц "Стихи в бутылке" http://www.stihi.ru/2019/03/29/7685 - удалено по решению администрации 7 дней.
4 Лана Лучистая "Дерево" http://www.stihi.ru/2019/04/03/9317 
5 Сергей Симонов (Кумохоб) "Александру Новикову" http://www.stihi.ru/2019/03/13/2504 
6 Елена Лерак Маркелова. Проснуться http://www.stihi.ru/2019/03/28/5636
7. Змей Горыныч 3 Мамбаhttp://www.stihi.ru/2019/04/06/3795
8 .Ольга Хворост На родину  http://www.stihi.ru/2019/04/08/9629
9.Ольга Хворост Колдунья  http://stihi.ru/2019/04/06/1747
10. Новикова Таня Пароходик http://www.stihi.ru/2019/04/06/6942 
11. Сергей Симонов (Кумохоб) «Посвящение фестивалю АП "Возьмёмся за руки, друзья!"» http://www.stihi.ru/2019/04/09/1409,
12.Иван Грозный " Не следить" http://www.stihi.ru/2019/04/08/7092-
13. место Влад Деми Я его подожду http://www.stihi.ru/2019/04/18/9337,
14.Марина Изергиль Вару. Вариант http://stihi.ru/2019/04/19/3090 /
15. Змей Горыныч 3 Верочка. http://www.stihi.ru/2019/05/01/5600 
16. Гера Шторм "Птичье"http://www.stihi.ru/2019/04/06/3661 
17. Марина Изергиль "Экологическое" http://stihi.ru/2019/04/09/3162
18. Вера Да Юра Временной коллапс http://www.stihi.ru/2019/05/07/2921
19. Любовь Голейчук Коэн Белл "Я ушла" http://www.stihi.ru/2019/04/04/4316 
20. Марина Изергиль Проблема Сальери http://stihi.ru/2019/05/06/3577
21. Гера Штром "Море волнуется раз"  http://www.stihi.ru/2019/05/02/4414
22. Влад Деми Рисунок http://www.stihi.ru/2019/05/08/631
23. Ольга Домрачева. божий миг http://www.stihi.ru/2019/05/12/2929
24. Ольга Домрачева. Мотыльки http://stihi.ru/2019/05/27/3031 
25. Марго Сергеева "лети"http://www.stihi.ru/2019/06/01/6568   
26. Вера Да Юра Киношное http://www.stihi.ru/2019/05/22/8269,
27 Здесь небесный блюз...Новикова Таня http://www.stihi.ru/2019/05/13/7872
28. Василий Толстоус "Солнце. Полдень. Птицы в небе..."  http://www.stihi.ru/2019/06/10/7979
29. Александр Носачев Последний солдат империи http://www.stihi.ru/2019/05/15/8611
30. Ольга Домрачева. где большие воды а солнце квёло  http://www.stihi.ru/2019/06/23/7383
31. Гера Шторм "Снова шепчешь в ночи" http://www.stihi.ru/2019/06/28/5043
32.  Ирина Полюшко «Меня сопровождают Серафимы» http://www.stihi.ru/2019/06/07/2297 
33. Огородно-садовая мантра Светлана Салахова http://www.stihi.ru/2019/07/10/4881