Обзоры весеннего лонга от Ирины Рыпки и Палада

Литературный Фестиваль Рунета
Дорогие друзья, представляем завершающие обзоры от Ирины Рыпки и Палада!

===========================================

ИРИНА РЫПКА:

7. Дариэль Инан Маёвое http://www.stihi.ru/2018/05/18/542

Возвращаюсь и вчитываюсь в немыслимо нежную и жуткую хронику войны. Страшно, маево и манко. Интимно о войне, мимо не смогла пройти.

10. Дмитрий Близнюк фотографии островов http://www.stihi.ru/2019/01/17/3154

Зима вечного покоя, когда всё позади. Пустыня,  мастер и его мир. Всё остальное – чёрная дыра. Постапокалиптический ковчег, пристанище последних Адама и Евы, так увиделось. Зима абсолютно к месту, она усиливает и показывает домик в деревне – самым уютным местом посреди зияющей пустоты. Мираж.
«но мировая необитаемость сводит с ума, и я уже смотрю на мир 
в прошедшем времени, как звезда, испустившая свет, «



13. Ас Пупкин Урожайное http://stihi.ru/2019/01/04/7078

Понравилось и зацепило. Стих, который про стихи, про стихосев и стихосбор, и как бы в то же время и не про это. Однозначно, затрагивает все болезненные точки работающего со словом и в то же время как бы отстранён от всего словесного.

20. Надежда Бесфамильная Тратить время бессонниц на поиск бритв
http://www.stihi.ru/2018/03/21/4448

Понятное по ощущениям, возвращает в март, в серое-ледовитое, где ни души. Идёшь мимо ледяной реки, не важно куда – в лес, на дачу.. И вот она ночь оборачивается рассветом. Явственная и ощутимая картина, в которой жива русская душа.

24. Алёна Рычкова-Закаблуковская  Кукла http://www.stihi.ru/2019/03/19/9171

Кукольник, отчасти, такой же творец, как и поэт. Они оба ходят по краю. В истинном искусстве – всегда поэзия. И надо помнить, кто стоит над всем этим. Вышел за берега – и это уже фильм ужасов, когда слова и(или) куклы оживают кошмарами. Алёна очень точно передала ощущение и понимание того, к чему ты прикасаешься и как оно работает, бьётся в руках, будь то слово или тряпичная кукла.

25. Александр Крупинин Агаша http://stihi.ru/2019/04/06/4799

У Александра Крупинина стихи часто похожи на соседей. Читаешь, и словно, это всё происходит за стенкой или за забором. Например, за забором - ходит дед Головань, или вот-вот сейчас к воротам подойдут стихорезы.
А за стенкой живёт та самая Агаша – утром вы с ней встречаетесь на общей кухне, где уже Антощук с дядя Валей  похмеляются)). И вот это умение, поселить читателя в аутентичный и не всегда уютный, но всегда очень явственный мирок –  большой талант, что-то в этом от сказочника, от Андерсена.

26. Александр Спарбер Непрерывная жизнь http://www.stihi.ru/2018/10/06/8984

Этот стих для меня на первом месте. Просто очень-очень, до сердечной щемоты и желания приобщиться к лиргероям. Понятное и прекрасное! Лирика чистой воды. Браво!

27. Сибирский Волк На поводке вдвоём идут... http://www.stihi.ru/2018/09/02/2247

Страшное. У автора получилось. Вспомнила свои тяжёлые дежурства в реанимации. Вот как-то так.

28. Мадо До очнуться на полу с любой ноги http://www.stihi.ru/2019/04/09/5145

Мне показалось что здесь тоска дорожная и она такая понятная и знакомая каждому, когда ты не можешь вырваться из определённого временного промежутка, а должен прожить эти три дня дороги сам с собой и погружаешься в музыку, в рыхлую телегу..

32. Дмитрий Матюхин Зеркальные мальчики http://www.stihi.ru/2015/05/08/13390

Стихи о войне о войнах писать не просто и не каждый сможет. А здесь всё даже очень. И сложился – не голый стих о войне, а поросших мхом, бархатный, с шаманскими узорами – они как бы вскользь, но музыку свою сыграли.

39. Алёна Асенчик Аеф Колобок, колобок http://www.stihi.ru/2019/04/30/3598

Очень понравилось. Колобок – наше всё. И у Алёны, как ни у кого другого, думаю, вышло закрыть гештальт этой сказки. С первого прочтения полюбила этот стих. Унесу его куда поукромней, буду возвращаться и перечитывать.

41. Качур Доналд малолетнее http://stihi.ru/2018/09/10/4173 

Сейчас актуально как никогда и ты веришь автору, потому что всё так. И у тебя такие же ощущения и болит.


Шорт-лист ИРИНЫ РЫПКИ:
7. Дариэль Инан Маёвое http://www.stihi.ru/2018/05/18/542
10. Дмитрий Близнюк фотографии островов http://www.stihi.ru/2019/01/17/3154
13. Ас Пупкин Урожайное http://stihi.ru/2019/01/04/7078
20. Надежда Бесфамильная Тратить время бессонниц на поиск бритв
http://www.stihi.ru/2018/03/21/4448
24. Алёна Рычкова-Закаблуковская  Кукла http://www.stihi.ru/2019/03/19/9171
25. Александр Крупинин Агаша http://stihi.ru/2019/04/06/4799
26. Александр Спарбер Непрерывная жизнь http://www.stihi.ru/2018/10/06/8984
27. Сибирский Волк На поводке вдвоём идут... http://www.stihi.ru/2018/09/02/2247
28. Мадо До очнуться на полу с любой ноги http://www.stihi.ru/2019/04/09/5145
32. Дмитрий Матюхин Зеркальные мальчики http://www.stihi.ru/2015/05/08/13390
39. Алёна Асенчик Аеф Колобок, колобок http://www.stihi.ru/2019/04/30/3598
41. Качур Доналд малолетнее http://stihi.ru/2018/09/10/4173 

===========================================

ПАЛАД:

3. Игорь Гонохов “Баранкин» http://stihi.ru/2019/02/24/7812

в уютных ваннах летнего тепла
подсохший мох, как солнечная тундра.
блаженствуют пернатые тела –
вздымают рядом золотую пудру..

Возможно, отчасти, потому, что разгар лета, первая же строка - "в уютных ваннах летнего тепла" - своевременна и желанна. И далее вдоль текста картинка только прирастает четкостью и детализацией.
Известны разные рецепты, как "остаться в этой жизни человеком". Здесь - рецепт от художника. Подкупает и берёт в сообщники свойственная творческому поиску неуёмная жажда изменить угол обзора, воспринять толику реальности иначе, вплоть до самоотождествления с иными, очеловечиваемыми при этом, сущностями. И донести эту инаковость реципиенту произведения, читателю.

В тон сказанному, в пару этому стиху напрашивается рассмотреть следующий текст:

38. Света Хохломская «Домой!» http://www.stihi.ru/2019/02/20/2963

Воробьи летят на родину,
воробьи хотят смородины,
червячков в навозной мякоти
и лягушки, чтобы квакоти.

На диво гармоничным получился сплав певучести и ворбьиной шустрости, юркости. Трагедия отмирания некогда исполненного жизненных сил поселения представлена приметами случившегося упразднения вех и судеб, чего-то большого, людного и важного до той степени, когда остатки этого всего "эль грандиозо" низведены к участи потрёпанной жизнью воробьиной стайки.
Этника сильна. Вдобавок, стих просится к песенному воплощению.

~~~

14. Алёнка Овсянникова «Зеркала» http://www.stihi.ru/2018/12/26/4873

Ты наряжаешь ёлку. Которую?
Полноте, не считай, не помни.
Так и осталась девчонкой-оторвою -
Мальчики, мандарины, пони..

Налицо отменная способность уместить в горсти судьбу (равно и несудьбу, "кривую жизнь"). Когда вот так - короткими характерными мазками - внятная и полная картина всего, это мастерство. Хороши язык и рифмы.

По сходному критерию уместно рассмотреть и следующий текст.

37. Ульяна Валерьевна «Васильковые» http://www.stihi.ru/2018/09/23/2560

Человек на тоненьких каблуках
Говорит человеку в огромных берцах:
"Вот тебе красота, доброта, рука",
Достаёт изнутри и вручает сердце.

В несколько строк изложена история любви/нелюбви, а впечатление гораздо более ёмкое, будто прочёл повесть. Когда костяк событийно-эмоциональных вех собран правильно, он обречён в воображении воспринимающего обрасти плотью его собственных доассоциаций.
Технически безупречно.

~~~

5. Соэль Карцев «комариное поле» http://www.stihi.ru/2019/01/08/585

Привести в беспорядок дела,
удалиться, в чём мать родила:
пусть потом разбираются, что ли,
те, кто знают как лучше и как
с наших зевсом забытых итак
уходить в комариное поле..

Интересный случай философской лирики симпатичен уже тем, что в представленной системе координат "для души растаможка - пустяк". Души тут не отягощёны кармической расплатой, это субстанции в весовой категории комара. И спрос с таких - как с комара.
Поэт легко подхватывает соглядатая своей модели мира, невесомо кружит. Затем включает привычную реальность. И тогда читатель обнаруживает себя на комарином поле, искусанным, но благодарным за то, что уникальное авторское "иное" успело ему приоткрыться. Хорошие рифмы.

~~~

8. Липа Липовая «додо» http://www.stihi.ru/2019/01/14/1567

на нотном стане проводов – кукушки, воробьи,
ворона серая. додо кричит «свои, свои»,
бумажным хлопает крылом – не можется взлететь.
дурное это ремесло – живей живых бухтеть.

Все виды вед сегодня в гости к нам. При них - начмед, верховный Гаутам. Информативно- и аллюзийно-насыщенное, местами до мультяшности, произведение. Тем не менее, ничто не высатывается из повествовательной ткани, и она прочна на разрыв, составляя собой полноценный образ живей-живого, беспокойного и теребящего (бухтящего), пребывающего в перманентном поиске/сборе/анализе/сопоставлении сознания.
Добротный язык, лепый юмор. С удовольствием перечитаю ещё.

~~~

13. Ас Пупкин «Урожайное» http://stihi.ru/2019/01/04/7078

Эта стезя капризна, щедра, ревнива,
Стоит взойти на ниву – сгорбатит нива,
Захомутает, вынудит созидать.
Слово уронишь – проклюнется строчек ворох.
Сложишь неловко в строфы – родится морок..

Крепкое, на мой взгляд, обобщение в образ хтонической природы человеческого освоения любого смысла. Какую задачу не поставь перед толпой, какой чистоты и внятности идею не отдай молве на откуп, - на выходе логичный, линейный отклик невозможен. Вдохнови общность человеков идеей о равенстве и братстве - произойдут резня и бесхозяйственность. Представь людям героя - фольклор обогатится частушечным эпосом. Пропусти сквозь человеческое восприятие, как через призму, белый свет, и прошедший свет будет каким угодно, только не белым.
Плохо это или терпимо (ведь случаются и успешные плоды творческой энергии), но так есть: правило "испорченного телефона" сбоев не даёт и гарантирует мутации воспринятого и транслируемого. Искупительно в этом лишь то, что "все мы - частицы Бога".

Тут же уместно рассмотреть произведение, по-другому затрагивающее потребность человека в осмыслении и выражении себя посредств


посредством творческого акта:

24. Алёна Рычкова-Закаблуковская «Кукла» http://www.stihi.ru/2019/03/19/9171

набивание куклы это те же роды
только наоборот
запускаешь в её нутро вселенские воды
уплотняешь её живот

Широка палитра сюжетно-философских реализаций на тему человека и его в разных степенях человекоподобного детища. На слуху - Пигмалион и Галатея, Франкенштейн, Гомункулюс, куклы мадам Мэнделип, роботы, андроиды, клоны.. Сама тема не теряет актуальности по мере того, как технология переступает былые табу. Напротив, только растет объём этических и философских вопросов.
"Кукла" знаменательна не только необычным художественным представлением таинства одухотворения творцом своего частичного подобия и попыткой очертить ту фатальную грань, до которой этот богоподобный акт не преступает эксклюзивной территории высшего Творца. Интересно также уподобление творимой и оживляемой куклы и стиха, который также претерпевает метаморфозу рождения из фрагментов. И как все мы в разной мере это чувствуем, может оказаться равно живым созданием, сосудом духа, или так и не проснувшейся Галатеей.

~~~~

25. Александр Крупинин «Агаша» http://stihi.ru/2019/04/06/4799

Пахло болью и скукой,
Пахло жареным луком,
Пахло нашей разлукой
И холодной войной.

Бесконечно милая, дышащая картинка взаимоотношений подростков на смежной территории. Очевидно, брата и сестры. Читатель чувствует себя погружённым, "вхожим" в этот мирок, исполненный подростковой конкуренции и преувеличенных юным максимализмом междуусобиц, но почему-то такой уютный и интеллигентный.
Понятно, что коммуналка. Но нет же, никоим образом не "воронья слободка", не коммуналка из "Гадюки". Моя приблизительная визуализация ближе к "Покровским воротам".

~~~

29. Инга Сташевска «Время Осень» http://www.stihi.ru/2019/01/01/2330

Это не старость, просто - желтеют листья,
Ветер ломает ветки, звенит стекло.
Время варить варенье, читать молитву,
И понимать друг друга без лишних слов.

Пронзительная вещь, которая, быть может, преждевременна для тех, кто не отпускает молодость или пребывает в ней.
На тех же, кто в резонансе с бесприютной составляющей осени, этот стих может оказать и терапевтическое, примиряющее воздействие. Всему свой черед. И это нормально - однажды разлюбить осень, но без ненависти, принимая, как данность.
Прекрасна кода. Человек однажды осознаёт, что страсти и метания больше не настолько той мере, чтобы отвлекать его от спокойного раздумия, от того, что ранее постоянно откладывалось. Это та непрошенная и неминуемая последняя степень свободы, когда самое время "пора бы и о душе..". И дай Бог успеть дорасти!

~~~

39. Алёна Асенчик Аеф «Колобок, колобок» http://www.stihi.ru/2019/04/30/3598

– Колобок, колобок, ты куда себя уволок?
Для тебя был готов маленький уголок.
А ты – ишь его – в лес, где голодных – рать,
Где любой – жрец, и хочет тебя сожрать.

В годы моей юности ещё была в ходу цитата одного удачливого авантюриста: "электрон так же неисчерпаем, как и атом". И кто бы подумал, - настал черёд применить её к Колобку. Ибо он неисчерпаем, благодаря автору стиха. А казалось, всё возможное о нём давно рассказали. Это несомненное волшебство поэзии - "сиять заставить заново" знакомое слово, образ, событие, пространство..
Мне люб этот новый Колобок. Люба и работа со смыслами, с языком. А строка "Колобок, колобок, круглая голова, Все пути-дорожки лбом перецеловал" всё ещё крутится..

~~~

42. Наталья Матвеева-5 «когда весна» http://stihi.ru/2018/03/16/757

когда весна плыла поверх голов,
мы пили небо, вставшее с колена,
и покидали бочку диогена,
ей ледяное брюхо распоров.
когда весна плыла поверх голов

Великолепна образность.
Пить небо, вставшее с колена, - восхищённо наблюдать первое неохмкренное, высокое весеннее небо.
Выламываться из диогеновой бочки зимнего затворничества.
Образ леса-птицелова, выжидающего нашествие перелётного птероса выше всех похвал.
Необходимость пошагового проживания весенних метаморфоз, подспудно ассоциируемая с намерением двоих не торопить развитие отношений, мастерски выражена неготовностью "взвалить себе на плечи" сразу же аккорды весны торжествующей.
И наконец, что же это такое, чему "опять не находилось слов, когда весна плыла поверх голов"?.. По ходу пьесы - влюблённость.
А по большому счёту - поэзия.

Шорт-лист ПАЛАДА::

3.Игорь Гонохов Баранкин http://stihi.ru/2019/02/24/7812

38. Света Хохломская Домой! http://www.stihi.ru/2019/02/20/2963

14. Алёнка Овсянникова Зеркала http://www.stihi.ru/2018/12/26/4873

37. Ульяна Валерьевна Васильковые http://www.stihi.ru/2018/09/23/2560

5. Соэль Карцев комариное поле http://www.stihi.ru/2019/01/08/585

8. Липа Липовая додо http://www.stihi.ru/2019/01/14/1567

13. Ас Пупкин Урожайное http://stihi.ru/2019/01/04/7078

24. Алёна Рычкова-Закаблуковская Кукла http://www.stihi.ru/2019/03/19/9171

25. Александр Крупинин Агаша http://stihi.ru/2019/04/06/4799

29. Инга Сташевска Время Осень http://www.stihi.ru/2019/01/01/2330

39. Алёна Асенчик Аеф Колобок, колобок http://www.stihi.ru/2019/04/30/3598

42. Наталья Матвеева-5 когда весна http://stihi.ru/2018/03/16/757

===========================================

Об экспертах:

ИРИНА РЫПКА
Печаталась в журналах «Новая реальность», «Буквица», «Белый ворон», «Этажи», «Артикль», «Сибирские огни», «Новый Гильгамеш», в альманахах «Интереальность», «Иркутское время». Лауреат фестиваля «Дорога к храму» 2015-2016 гг, финалист «Грушинского фестиваля» 2016-2017 гг, лауреат международного конкурса «Чемпионат Балтии – 2017», золотой и серебряный призёр международного фестиваля «Интереальность», лауреат международного конкурса «Кубок Мира по русской поэзии». Участник литературного фестиваля «КУБ-2018» (Красноярск), участник Фестиваля поэзии на Байкале 2017, 2018 гг. Автор книг «Время сухих стрекоз» (2018 г, Иркутск), «Господь Саваоф» (2018г, Красноярск).
Страница на «Стихи.ру» -http://www.stihi.ru/avtor/alexaquamarin

ПАЛАД
г.Киев. Сетевой автор. Публикации в «Новая реальность», в альманахе «Интереальность». Лауреат Чемпионата Балтии по русской поэзии 2016, золотой и серебряный призёр Международного фестиваля Интереальность - 2015,2016, 2017, 2018
Страница на «Стихи.ру» - http://www.stihi.ru/avtor/palad