Вадим Гройсман. Экспертный обзор. Апрель-2019

Большой Литературный Клуб
/От ГР БЛК: конкурсные стихотворения рассматривались экспертом по анонимному лонг-листу. Полные ссылки на них были восстановлены при подготовке обзора к публикации/


Честно признаюсь, что прочитанные стихи вызвали странное чувство. Вроде бы все авторы лучше или хуже умеют рифмовать, начитаны, знают толк в тропах. И в то же время совершенно непонятно, для чего написана большая часть текстов, где в них пресловутый катарсис или, по крайней мере, чем и как эти стихи должны воздействовать на читателя. Невольно создается впечатление, что пожилой эксперт сам отстал от жизни, что поэзией уже называется не то, что понималось под этим словом в наше время. Соответственно, для меня было непросто сделать выбор. Я постарался выбрать те произведения, в которых я как читатель реагировал на живое чувство и живое слово, пусть даже не на всем пространстве текста, пусть даже и приходилось прощать стихам огрехи, мешающие их восприятию. Я, однако, осознаю абсолютную субъективность такого выбора.


ИРИНА ВАЛЕРИНА «Зимние сны в доме на берегу реки»
http://www.stihi.ru/2018/11/20/702 квота ГР за редактирование отборочного тура

И яблоня китайская в снегу,
и снегири, и шумные синицы,
и тёплый свет, под тёмные ресницы
втекающий по каплям, и разгул
шального ветра, бьющего по стёклам,
и хрусткий лёд, и наш уснувший сад,
и тропки в нём, и дерзкая лиса,
оставившая след на камне мокром,
и свитеры, держащие за горло,
порывов снежных крошечные свёрла,
глинтвейн с корицей, тихий вечер, мы –
всё это жизнь в преддверии зимы.

Смотрю в окно. Огромная река
смиряется, и смерть её легка –
уйти под лёд, "уснуть и видеть сны",
храня в придонном иле до весны
холодных рыб, улиток и лягушек.
Придёт декабрь, настудит и навьюжит,
каток наладит, выставит на лёд –
и разом сонный берег оживёт,
ну, а пока он только наш, и здесь
мы в тёплом доме друг у друга есть.

А где-то в старом городе дожди,
и резкий ветер ночью дует с моря,
и воет низко в форточку: "...впу-у-усти",
и кутается в шаль седая мойра,
и хмурит брови, тянет нить, стучит
о спицу спицей – вяжет бесконечность.

...В преддверии зимы, слепой, не вечной,
горяч глинтвейн, и звякают ключи,
и губы горячи, и пахнут пальцы
корицей и гвоздикой, и встречаться,
за три часа соскучившись, легко.
Я, перейдя на личное арго,
скажу так много в двух словах и жестах,
но это будет позже, а пока
мы пьём глинтвейн и смотрим, как река
ворчит сквозь сон в ледовом русле тесном.

В этих стихах я долго сомневался. Их огромная протяженность кажется несоразмерной тому скромному впечатлению, которое они производят. Все же включил их в мой шорт за то, что в отдельных фрагментах плавность и легкость языка и точность интонации вызывают отклик у читателя.


ИРИНА РЕМИЗОВА «Морфана»
http://stihi.ru/2019/01/01/208 квота Марианны Боровковой за редактирование отборочного тура

не открывая дверь, из темноты
войдёт в тепло, подует на цветы
и у кого-то за порогом спальной
беззвучно спросит: кажется, уснул?
к постели пододвинет венский стул
и сядет, уложив подол крахмальный.

закрыв глаза, зачем, дитя, не спишь?
ты сверток, тишина, ночная мышь,
попавшая в черничное варенье...
зачем следить – до радуги в ушах –
как замедляет равномерный шаг
пугливая капель сердцебиенья?

зачем пытаться вырваться, когда
она не причинит тебе вреда?
дорога в гору, далеко до смерти.
усни же – и в почтовое трюмо
она тебя отпустит, как письмо
в другую жизнь надписанном конверте.

На мой взгляд, эти стихи слишком энигматичны. Но, несмотря на это. в них чувствуется истинная поэтическая мелодия. О последней строчке уже много сказано в другом месте. Несомненно, ее надо исправить, тем более, что она последняя.


АНДРЕЙ МАРТЫНОВ «мы идём за синекурой»
http://www.stihi.ru/2016/06/06/8419 квота ГР за редактирование отборочное тура

мы идём за синекурой
глупой птицей
синей курой
что нахохлившись понуро
неизвестно где живёт
чтоб стоптав вконец котурны
взять её на понт гламурный
и содрать с неё три шкуры 
и набить себе живот

цель ничто
в погоне смысл
в ней разгадка букв и чисел
чтоб проникнуть в эти выси
неподвластные уму
человек из чрева вышел
взял с боями перемышль
показал всем шишел-мышел
и опять ушёл во тьму

где найдём родные дали
на майорке ли
в непале
на грудях ли тёти вали
с автобазы номер пять
чтоб лежать и видеть звёзды
не меняя стран
и позы
а когда придут морозы
благодарно умирать

Первая треть стихотворения явно неудачная. Смешение стилей не выверено и не оправдано. «Котурны» и «понт гламурный» кажутся натянутой попыткой пошутить. Но в дальнейшем интонация и стилистика выравниваются.


НАТАЛИЯ ЮРКЕВИЧ «От и до»
http://www.stihi.ru/2016/09/23/5521 отборочный тур

От забора до забора –
Мой участок.
И дорожка от крылечка
До калитки.
Эти вечные «не скоро»
«И не часто»,
Ни привета, ни ответа,
Ни открытки.

От печали до печали –
Два притопа,
И распахнутое небо
В пятнах белых.
Ошибаемся в начале,
Копим опыт,
Только вот потом не знаем,
Что с ним делать.

От начала до финала –
Путь не длинный,
Если быстрыми шагами,
Без оглядки.
Кто-то грустный и усталый
Смотрит в спину,
Убеждается, что с нами
Все в порядке.

Что нам стоит дом построить
На контрастах?
Дождь загадочный на окнах
Чертит знаки…
От забора до забора –
Мой участок.
И табличка: «Осторожно.
Нет собаки».

Интересное стихотворение, только кажущееся простым. Порой ненавязчиво вводятся сильные образы, – например, облака превращаются в «белые пятна» на карте судьбы. Снижение образа Бога, хотя и не оригинально, выглядит в этом контексте органично.


ЛAРКИ «Выдумка»
http://stihi.ru/2018/12/07/4848 номинатор Марина Намис

Дом, полоска моря с белым яликом,
Истина прозрачна и синя.
На бегу споткнёшься: полно, я ли там
Или только выдумка меня,
Чья-то недопетая история,
Прошлое, в которое не вхож.
Напоследок окунёшься в море и
Сердце остановишь и живёшь.

Хорошее, емкое стихотворение, одновременно прозрачное и неоднозначное. Стоит отметить у автора чувство меры и стиля. Можно поставить его в пример другим авторам, которые необоснованно затягивают текст и только увеличивают вероятность ляпов и стилистических неточностей. Хочу еще сказать пару слов о рифмовке, хотя, конечно, она для нас – не главное. Рифмы гармонируют с общей манерой письма, не скатываются ни в банальную, неинтересную рифмовку, ни в небрежение рифмой.


ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА «говори о важном о всякой мелочи говори»
http://stihi.ru/2019/03/06/5297 отборочный тур для резидентов

говори о важном о всякой мелочи говори
поспевали на снежной яблоне снегири
прогоняли ветры время да память вон
и зима обступала нас с четырех сторон
тьма змеилась к дому из  немеречи
мы молчали. к ночи топили печку
ворковали пылко дрова и нас
от немотной комы их говор спас

говори о трепетном  горячей
выпускай предтеч теплоты - грачей -
из сердечных келий
и когда напившись весенних вод
над уставшей яблоней плод взойдёт
лёгким будет похмелье

Понравились грачи – предтечи теплоты. Слово «предтечи» соответствует религиозной теме, возникшей (правда, несколько неожиданно) в начале второй строфы. И другие образы понравились, за исключением «немотной комы».


КЛАВДИЯ СМИРЯГИНА ДМИТРИЕВА «Яблоко»
http://stihi.ru/2018/09/08/8603 отборочный тур для резидентов

…А яблоко ложится в руку,
как будто помнит райский сад.
У них, пригубивших разлуку,
нет времени смотреть назад.

Есть только этот день осенний,
есть ельник, дятла метроном,
и завтрашнее воскресенье
с полынным праздничным вином.

И небо выцветшего ситца,
и запах скошенной травы,
и знанье, что не повторится
вот эта речь сухой листвы.

А если сентябри иные
им вместе встретить повезёт,
пусть снова будут выходные,
молчания тягучий мёд.

Она не названного слова
опять почувствует огонь.
И яблоко положит снова
в его горячую ладонь.

В этом стихотворении много деталей, одновременно символичных и плотных, осязаемых. Это густая смесь запаха, цвета, вкуса, тактильных ощущений. Автор использует библейские и евангельские аллюзии для описания встречи влюбленных. Характерно, что это молчаливая встреча, слово не названо, а речь дана только сухой траве.


АЛЕКСАНДР ГАБРИЭЛЬ «Латте»
http://www.stihi.ru/2019/03/07/7097 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Эта жизнь напрокат, этот день напрокат...
Чашка кофе. Пустой кафетерий.
В океанские хляби ныряет закат,
словно кровь из небесных артерий.
И не пахнет предчувствием стылой беды,
и ребенок играет у кромки воды,
строит стены песочного замка,
потемнела от грязи панамка.

В продырявленном небе плывут облака,
словно сделаны белым заплаты.
И впадают минуты, часы и века
в остывающий медленно латте.
День теряет оттенки, играет отбой.
Как сердитая кобра, белёсый прибой
зло шипит на мальчишку с лопаткой...
Прочен замок с кирпичною кладкой.

Из куста - стрекотанье беспечных цикад...
Я случаен, как зритель в партере.
И нырнул в океанские хляби закат,
словно кровь из небесных артерий.
Всё застыло в тиши уходящего дня,
и мальчишка так странно похож на меня:
ожила, словно в зыбкой истоме,
фотокарточка в старом альбоме...

Отчего - от усталости иль подшофе,
но над чашкой остывшего латте
я чуток прикорнул в придорожном кафе,
и ошиблись на век циферблаты.
Ничего не меняется в беге планет,
но мальчишки с лопаткой давно уже нет,
только времени шелест негромкий
различим у прибоя на кромке.

Стихотворение мрачноватое. Может быть, чересчур мрачное. Но оно привлекает мелодией рондо, которая как раз легкая, повторы и парафразы не раздражают. Картинка прошлого сделана объемной благодаря точным деталям. Прошлое кажется даже более реальным, чем настоящее.