Поэма о Шостаковиче. Историческая справка

Миша Мазель
К 75-летию снятия Блокады Ленинграда

Легенды об оружии бессмертных. Поэма
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА И КОММЕНТАРИИ :


Содержание:
Преамбула http://stihi.ru/2019/01/27/1921
Глава 1 http://stihi.ru/2019/01/27/1939
Глава 2 http://stihi.ru/2019/01/27/1962
Глава 3 http://stihi.ru/2019/01/27/1974
Глава 4 http://stihi.ru/2019/01/27/1988
Глава 5 http://stihi.ru/2019/01/27/2000
Глава 6 http://stihi.ru/2019/01/27/2027
Глава 7 http://stihi.ru/2019/01/27/2041

О главных героях поэмы http://stihi.ru/2019/01/27/2049
Историческая справка http://stihi.ru/2019/01/27/2084
Несколько важных дат http://stihi.ru/2019/01/27/2090

Стихотворения http://stihi.ru/2019/01/27/2110



В 1955-м году произошло невероятное событие – впервые в истории советский музыкант прилетел на гастроли в США.

Этим музыкантом был один из величайших пианистов – Эмиль Григорьевич Гилельс. Перед началом концертов он изъявил желание посетить резиденцию дирижера Артуро Тосканини.

Артуро Тосканини никого не принимал. За год до этого он окончил свою 70-летнюю карьеру и жил уединённо в поместье в районе Ривердейл, севернее Манхеттена, на берегу Гудзона в особняке, в котором когда-то жил Марк Твен.

По одной версии, Тосканини ушёл в отставку с поста руководителя Оркестра Радио ЭнБиСи в 1954-м году после того, как забыл ноту во время концерта (гениальный дирижер никогда не пользовался партитурой). По другой, он подал в отставку, чувствуя что его 17-летняя карьера на посту руководителя оркестра заканчивается и пошёл «Ва банк», надеясь что его отставку не примут. Но отставку приняли. Это было ударом для 87-летнего музыканта. Он «потерял» темп и… больше за дирижерский пульт не становился.

Тосканини улетел в Италию и принимал участие в постановках «Ла скала», но чувствуя, что силы оставляют его, вернулся в Нью-Йорк и, уединившись в своей резиденции, занялся приведением в порядок архива своих записей. Он и раньше следил за невмешательством журналистов в свою частную жизнь, а после отставки, вообще, никого не принимал. Для Эмиля Гилельса - гостя из России - страны, одержавшей победу в Войне с ненавистным дирижеру фашистским режимом, он сделал исключение.

Пианист приехал к нему в гости с семейной парой: с другим великим пианистом – Владимиром Горовицем (зятем Тосканини) и дочерью Маэстро.

Гилельс, зная о душевной травме старого музыканта,  не собирался задерживаться, он планировал только засвидетельствовать почтение и уехать, но Тосканини попросил его остаться и все вместе они по просьбе Маэстро прослушали его старую запись, сделанную 13 лет назад,  - запись 7-й симфонии Шостаковича. Тосканини очень гордился этой записью. Во время прослушивания он дирижировал невидимым оркестром и плакал. Все присутствовавшие плакали вместе с ним.

Тосканини был антифашистом. Он ещё с 20-х годов боролся с режимом Муссолини. Сперва он был вынужден бежать из Италии, потом из Германии, потом и из Австрии. Именно тогда он и оказался в Нью-Йорке и, после некоторых колебаний, согласился возглавить симфонический оркестр Радио NBC. (Как я уже писал, он прослужил на этом посту 17 лет. А в целом, великий дирижер простоял за пультом 70 лет).

В 1942-м году, узнав что Шостакович написал симфонию, начатую в Блокадном Ленинграде, Тосканини выразил желание продирижировать ею. Также желание сделать это высказал другой выдающийся дирижер – Леопольд Стаковский. Предпочтение было отдано Тосканини: то ли потому, что он был известный антифашист, то ли это был выбор самого Шостаковича.

Ноты доставили в США из Куйбышева (где жила эвакуированная из Ленинграда семья Дмитрия Шостаковича), пересняв многотысячелистную партитуру на микрофильм. Это был долгий и сложный путь: через Ташкент, Иран, Ирак, Египет… Далее информация немножко расходится. По одной версии, партитура приплыла в Нью-Йорк из северной Африки на корабле через Южную Америку в объезд минных полей и мест, грозящих встречей с немецкими подводными лодками. По другим, – на военном самолёте из Каира.

В любом случае, партитура прибыла в Нью-Йорк в середине лета 1942-го года. Тосканини выучил 80-минутную симфонию за 3 дня (может быть, за 5 дней). А после исполнения симфонии оркестром радио NBC – симфонию исполнили сразу несколько оркестров в США и странах Южной Америки. Вообще,  симфония Шостаковича прокатилась по Миру волной, несущей огромный посыл, направленный на скорейшую победу над фашизмом.

Впервые исполненная в марте 1942-го года в Куйбышеве оркестром п.у. Самуила Самосуда, симфония была встречена… десятиминутным молчанием, настолько глубоким был эмоциональный шок у зрителей. Затем - в Москве. Затем - в Нью-Йорке (Тосканини). И затем - в блокадном Ленинграде 9 августа 1942-го года.
Это исполнение было самым настоящим подвигом. На тот момент, когда дирижеру Карлу Ильичу Элиазбергу доставили в 5 утра военным самолетом партитуру, в городе оставался только один оркестр, в котором из 105 музыкантов 27 уже умерло. Многие были при смерти, истощены, или находились на фронте. На момент формирования оркестра в распоряжении дирижера оказалось всего 15 музыкантов.

При непосредственном участии генерал-майора Дмитрия Холостова Элиазбергу удалось собрать (отозвать с фронта) необходимый состав оркестра. Шостакович подчеркнул, что симфонию нужно исполнять только в полном составе, иначе нет никакого смысла.
Первая репетиция, концерт в одном отделении воссозданного оркестра, проходила в промерзшем насквозь помещении театра. Музыканты надевали пиджаки и платья на ватники. Только Элиазберг был в манишке. Публика хлопала, но оркестр не слышал аплодисментов:  все зрители хлопали в варежках. Музыканты могли только ощущать эмоции по раскачиванию леса рук.

После этой “пробы” оркестр приступил к репетициям симфонии Шостаковича целиком.
Премьера симфонии была намечена на 9 августа 1942-го года. На этот же день гитлеровское командование намечало окончательный захват Ленинграда и готовило банкет в ресторане гостиницы «Астория».

Российским командованием была разработана специальная операция «Шквал». Батареи Армии под командованием генерал-лейтенанта Леонида Говорова заглушили артиллерию и авиацию противника на время концерта.

Симфония транслировалась всеми репродукторами Ленинграда и ее могли слышать бойцы, как советской армии, так и немецкие войска, стоящие на подступах к Ленинграду.

Тридцать лет спустя туристы из Германии признались Элиазберу после посещения ими концерта в Колонном Зале Ленинградской филармонии, что тогда, на фронте, услышав звуки симфонии, они осознали, что Германия проиграет войну. Если едва живые, окруженные со всех сторон врагами люди способны играть и исполнять такую музыку, то этих людей ни сломить, ни победить - нельзя.

Что ещё?

Пожалуй, отмечу ещё несколько моментов.

На этапе формирования оркестра, когда Элиазберг собирал музыкантов по всему городу, он однажды, фактически, спас жизнь ударнику Жуадату Айдарову. Жуадата сочли умершим и отправили в мертвецкую, а дирижер обнаружил, что в нём теплится пульс.

Поначалу музыканты кто как мог помогали друг другу вскарабкиваться на четвёртый этаж в помещение Радиокомитета, в котором происходили репетиции. Музыкантов, оставшихся в городе,  призывали собраться по радио. Как я уже писал выше, многих отзывали с передовой. Адреса полевой почты собирали через друзей и родных и сообщали генералу Холостову, а он, порой, «именем (распоряжением) Сталина» откомандировывал музыкантов в Ленинград, в оркестр.

Кульминацией премьеры симфонии стала девочка, вручившая оркестрантам букет ромашек (по другой версии - астр).

И последнее. Шостакович начал сочинять симфонию на крыше Консерватории во время дежурства по тушению зажигалок. Сочинял он и во время прогулок по осеннему Ленинграду в моменты затишья между бомбежками. К 29-му сентября 1941-го года он закончил 3 части симфонии.

В ответ на многочисленные попытки и просьбы отправить его на фронт, семья Шостаковича была эвакуирована (особым приказом) сперва в Москву, а потом в Куйбышев, где и была завершена симфония в конце декабря 1941-го года.
По дороге в Куйбышев партитура симфонии была потеряна, но счастливым образом нашлась.

Тосканини всю жизнь носил с собой листочек, выпавший из партитуры оперы «Фальстаф» Верди, над которой работал молодой дирижер. Он трижды встречался с великим композитором лично, репетируя это и другие произведения великого композитора. Эти встречи были для юного дирижера подарком судьбы и огромным стимулом. 

На листочке рукой Верди были написаны несколько строк о герое оперы. Тосканини спрятал листок в бумажник и не расставался с ним больше 70-ти лет до самой смерти. Он верил, что этот листок – талисман, охранявший его. Верил, что именно благодаря этому листочку он избежал гибели в фашистской Италии и Германии, что именно благодаря этому талисману его выдающаяся карьера продолжалась более 70-ти лет.

Также Маэстро хранил телеграмму Шостаковича с благодарностью за исполнение и запись симфонии в 1942-м году. (Диск с записью добрался до Дмитрия  Шостаковича только в 43-м., год спустя).

Были и другие телеграммы от Шостаковича и журналы со статьями о том исполнении. Кстати, Тосканини исполнял и первую симфонию Шостаковича, тогда совсем юного и малоизвестного.

Умер Артуро Тосканини, не дожив совсем немного до девяностолетия, во сне, в начале января 1957-го года, в своей резиденции, засыпанной январским снегопадом.

А Дмитрий Дмитриевич Шостакович ушёл из жизни 9-го августа 1975-го года в годовщину исполнения своей самой героической симфонии.




Этот комментарий собран и обработан мною (Михаилом Мазелем) по мотивам многочисленных статей и публикаций.






Содержание:
Преамбула http://stihi.ru/2019/01/27/1921
Глава 1 http://stihi.ru/2019/01/27/1939
Глава 2 http://stihi.ru/2019/01/27/1962
Глава 3 http://stihi.ru/2019/01/27/1974
Глава 4 http://stihi.ru/2019/01/27/1988
Глава 5 http://stihi.ru/2019/01/27/2000
Глава 6 http://stihi.ru/2019/01/27/2027
Глава 7 http://stihi.ru/2019/01/27/2041

О главных героях поэмы http://stihi.ru/2019/01/27/2049
Историческая справка http://stihi.ru/2019/01/27/2084
Несколько важных дат http://stihi.ru/2019/01/27/2090

Стихотворения http://stihi.ru/2019/01/27/2110


Коллаж моего авторства.
Фотографии взяты из открытых источников в Интернете.