Экспертный обзор. Феликс Гойхман. Январь-2017

Большой Литературный Клуб
Несколько слов о критериях оценки. Мне понравилось, что многие из представленных стихов имеют предметом не отвлеченные мечтания, хотя это и не изъян, а конкретные явления, отношения между людьми и даже физические объекты. На мой взгляд, это - положительная тенденция, когда поэт пишет «с натуры». Подобного рода темы налагают на автора ответственность за «портретное сходство». Если же в стихотворении от частного (объекта) намечен переход к общему (раздумью, обобщению), это уж, по-моему, совсем хорошо. С другой стороны, Сцилла и Харибда никуда не девались. Если «безотносительная поэзия» падка на бесконтрольный эксперимент, когда связь между элементами утрачивается, и синтаксис летит к черту, то «поэзия конкретных тем» чревата банальностью, когда слова перестают что-то значить, а образный ряд превращается в шеренги восковых фигур.
Для меня в стихотворных текстах крайне важно почувствовать талант (развитое воображение и память, неистощимую подсказчицу ассоциативных связей и лексических оборотов и смелость в использовании этого арсенала),так же дисциплину (связь между элементами в рамках традиционного синтаксиса или синтаксиса авторского и целесообразность композиции). Вот почему непонятности типа «вплетая в детские волосы эти цены», или канцеляризмы типа «ввиду традиций здешний мир себя за лето утомил...», или анатомические недоразумения типа «цыплячью шею опустит в плечи», или многозначительные нелепости типа «время  ‹...› учится молчать и проходить» - кажутся мне примерами не владения материалом и даже не авторским произволом, а откровенной халтурой.


ОЛЬГА ДЕНИСОВА «Время смотрит нашими глазами»
http://www.stihi.ru/2015/05/28/8748 квота Алекса Грибанова за редактирование отборочного тура*

***
Время смотрит нашими глазами,
Как текут по небу облака,
Как дымит осенними кострами
Даль, уже прохладна и горька.

Листьев, догорающих бездымно,
Тихое сиянье над землей.
Кто же привязал нас не взаимно
К этой дивной мнимости земной!

Время не тоскует по ответам,
Учится молчать и проходить,
В заходящем солнце винным цветом
Распускает радужную нить.

Стихи понравились мне своим дыханием, слогом, что связано, и вИденьем, тем, что облака по небу текут, тем, что листьев, догорающих бездымно, тихое сиянье над землей. И мне не особенно мешало, что в строчках чувствовалось нарочитое присутствие Михаила Юрьевича Лермонтова (В небесах торжественно и чудно! Спит Земля в сиянье голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? жалею ли о чем?), мне мешало другое, что автор явно не знал, чем закончить свою, прямо скажу, очаровательную миниатюру, отсюда и неоправданно сумбурное и скомканное заключительное четверостишье. Мне кажется, что сумбур с обучающимся ветром, радужной нитью и винным цветом, хорошо еще не запахом, начался со слова мнимость во второй строфе. Ведь мнимость и тихое сиянье над землей - отнюдь не одно и то же. Это, как я называю, маленькая ложь, с которой начинается большое недоверие.


АЛЕКСЕЙ ЕЛЕНИН «Чесночный зубчик»
http://www.stihi.ru/2016/06/08/5222 отборочный тур

Чесночный зубчик на зубок –
и сладко-горький брызнет сок.
Но утверждать я не возьмусь,
что это чьей-то жизни вкус.
Не буду обобщать за всех,
что горечь – страх, что сладость – смех.
Не раскусить мне, чуть скривясь,
неощущаемую связь.

Сырую веру, крайность мер
я стану пробовать на нерв.
Но не вмещает голова,
что жизнь права и смерть права.
Выходит – как ни рассуждай –
не существует пустота…
Заплачет человек, не бог –
чесночный зубчик на зубок.

При чтении этого текста мне вспомнилась старая игривая песенка про чубчик кучерявый. Отсюда, возможно, попытки довольно банальных обобщений, предпринятых автором, показались мне коленцами жестокого романса. Не знаю, встали бы рассуждения о том, что жизнь права и смерть права на место, оттолкнись автор от другого образа. Думаю, нет..


АЛЕНА ШАРИФОВА «Электрик»
http://www.stihi.ru/2016/10/25/5344 отборочный тур

Он простой поселковый электрик,
За спиной пять десятков годов.
Не видал ни Европ, ни Америк,
Только жилы стальных проводов.
На столбах, деревянных по пояс,
Мог часами висеть на когтях,
Да нетрезвый прокуренный голос,
Всё бурчал о каких-то чертях...
Уж пятнадцатый год, как в разводе,
Ни жены, ни детей, ни родни,
В сокращенье попал на заводе
И теперь коротал свои дни
В покосившейся старой лачуге,
Подрабатывать стал в ЖКХ,
Про него говорили : "Пьянчуга!
Поломала судьба мужика!"
Для чего же рассказана байка?
Ничего необычного нет!
Просто пьяница в старой фуфайке
Для людей "ремонтировал свет".

Стихи до известных пределов, напоминающие зарисовки Евгения  Кропивницкого
(Засолили жирную селедку —
Это разумеет всяк, кто пьян.
Хорошо, что выдумали водку...
Господи, нелеп сей балаган!

Если бред все, если жизнь вся тайна,
Если смерть подстерегает нас;
Если мы до глупости случайны —
Кроме водки, что еще у нас?).

Но у Кропивницкого имелся кондовый задник, реальный, а не нарисованный «социализм, построенный в отдельно взятой стране», коему жесточайшим вызовом и были пасторали последнего. Без этого антуража, миниатюра о пьянице-монтере кажется легковесной. К тому же, у Кропивницкого присутствовали онтологические выхлесты (Господи, нелеп сей балаган, где господи - отнюдь не фигура речи), у нашего поэта и глубокомысленное «ремонтирует свет» тоже кажется легковесным.


ЛЮБОВЬ КОЛЕСНИК «Пожалуйста, не будь счастливой»
http://www.stihi.ru/2016/10/21/2630 отборочный тур

Пожалуйста, не будь счастливой. Я
еще тебя хочу читать и плакать.
Пожалуйста, не подавай мне знака,
что может быть работа, дом, семья -
иное, кроме острой наготы
и крыльев, называемых словами,
в тебе. Ты дорога мне, оригами
из рифм и смыслов высшей красоты.
Пожалуйста, я так хочу читать,
как ты легко и ярко умираешь.
Ты жерло, ты не женщина. Ты залежь,
к тебе - не прикасаться, но листать.
Пожалуйста, не будь из плоти. Ведь
твоя реальность упростит тинктуру.
Не помещайся в человечью шкуру,
оставь любовь, горение и смерть.
Не по земле твой невесомый путь.
Сверши его. Я знаю. Ты готова.
Тебе не может больно быть. Ты слово.
Не будь счастливой. Я прошу - не будь.

Песенная аллюзия: прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко. Когда-то по поводу данного сочинения были пролиты реки слез. Тем не менее, прочитанный текст меня трогает не особо. Острая нагота мешает, оригами из рифм и смыслов. Если это про стихи, то мало похоже. К тому же, очень путано, много неоправданных повторов и бессмысленных метафор, сравнений (Ты - жерло, ты не женщина или твоя реальность упростит тинктуру). Вспоминается Цветаева, со своим хрестоматийным «мне нравится». Но там, где у Цветаевой затаённые девичьи слёзы, здесь строгое, хоть и сумбурное предписание.


РАМИНА ДЖАСС «Витамины»
http://www.stihi.ru/2017/01/10/12 отборочный тур

Коридор поначалу кажется бесконечным.
Веки белых дверей открыты – сквозняк, уборка.
И, бесцельно считая плитку,  понурив плечи,
Бродят в старых своих трико под присмотром зорким
То ли тени, а то ли люди. Здесь человечность
Потеряла давно границы, здесь пахнет хлоркой.

Мишура и зелёный профиль картонной ёлки
Чужеродны стерильным, бело-бесснежным стенам.
За облезлым окошком мир так нарядно-шёлков,
Так сопит сизым паром, скованный сном почтенным,
Что режим и капуста трогают нервы колко.
Новый день отличает только другая смена.

Кто-то сдался болезни, кто-то оставлен в праздник
Ждать из отпуска сына, ношей не быть повинной.
Каждый молча боится в здешней тоске увязнуть,
И привыкнуть к уколам, пусть даже витаминным…

Медсестра тихо красит вату  в обход приказа
И приносит из дома сладкие мандарины.

Всё это могло бы сойти за больничную поэзию, сводную сестру поэзии тюремной, если бы не отсутствие главного персонажа. А могло бы сойти за прозу? Только не хватает зоркого и всепобеждающего взгляда Чехова или на худой конец Кена Кизи. Хочется перефразировать знаменитые слова Толстого о Леониде Андрееве: автор пытается вызвать во мне сострадание и отвращение, а мне скучно.


ОЛЬГА СУХАНОВА «Дворовая песенка»
http://www.stihi.ru/2016/12/22/1725 квота ГР за редактирование отборочного тура

Мелодия сворована, в словах любовь да горе:
я песенка дворовая в простецком ля миноре.
Крива-коса-юродива, а в дальних континентах
какие есть мелодии, какие инструменты!
Кажусь простой и гордою, и знаю, если честно, –
куда с тремя аккордами мне супротив оркестра?
Но – с рифмою фиговою, да все с мечтой о чуде –
я песенка дворовая, услышишь – не забудешь.

Опять речь о песне, на этот раз трехаккордовой, и опять нагромождение мало что выражающих банальностей. И вывод отнюдь не бесспорный: услышишь - не забудешь.


ЗИНОВИЙ АНТОНОВ «вода»
http://www.stihi.ru/2017/01/15/9368 квота Людмилы Калягиной за редактирование отборочного тура

кто-то с неба на нас плюёт
это дождь или град не ясно
отправляясь в какой полёт
мы пытались понять напрасно
эту память ушедших волн
эту совесть летящих капель
кто скажи изобрел закон
и какой каплевед прошляпил

собираясь летит игла
не сбиваясь и не сбываясь
наши чаянья и дела
на отчаянье отзываясь
не находят себе угла
высекая на стёклах луж
мчась то рысью то вдруг галопом
злой морзянкой "ты мне не муж!"
смайлы будущего потопа

впрочем - вот он
уже пришёл
ток его вовек не заглушишь
"муж не муж - что теперь-то уж!"
если неба покой нарушен
если сверху как из ведра
и уже ни унять ни выжать
если из моего ребра
гордо ты отказалась выжить

если падая навсегда
и мешаясь с землёй и глиной
тайно
мерно
неумолимо
становилась тобой вода

Протест зарождается с первой же строки: кто-то на небе на нас плюет. Протест этот выражается следующим образом: кому мы там нужны, чтобы на нас плевать? Но это к слову. Тем более, что речь в стихе, судя по всему, идет о межгендерных связях: муж - не муж, или, говоря в стилистике медицины, обмене жидкостями. Точнее сказать трудно, поскольку автор не особо заморачивается раскрытием темы и предпочитает использовать красивые, но бессмысленные обороты: память ушедших волн, совесть летящих капель... Похоже, что вода в данном случае измеряется не литрами, а километрами.


МАРИНА НЕМАРСКАЯ «Мать-и-мачеха»
http://www.stihi.ru/2016/07/10/6823 номинатор Александра Герасимова

И ты говоришь мне: солнце, тяжкая ноша,
когда тебя наконец уже укокошат.

Приеду, окрашу крест, посажу сливы.
А я улыбаюсь: лучше сделай счастливой.

И ты отвечаешь: с юга Первопрестольной
до севера Питера, как такси на простое,

шумит река времён, проплывают годы,
пора и нам с тобой сбавлять обороты.

А я шепчу: цветочек мой, мать-и-маче-
ха-хочем, значит, точно сейчас не плачем.

Есть ты и я, и така.., разве хватит слога,
любовь, будто греешь руки в ладонях Бога.

Это обязательно надо повторить: когда тебя наконец уже укокошат. Это слово «укокошат» в лирическом стихотворении дорогого стоит. А еще дороже стоит упоминание о реке времен после подобной угрозы. В стихотворении, как можно догадаться, запечатлен диалог, если можно так выразиться, объяснение в любви, но мне страшно представить себе этих влюбленных, косноязычных, не слышащих друг друга. И думаешь попутно, сколько же надо выпить?..


МАРИНА ЧЕШЕВА «вплетая в детские волосы эти цены»
http://www.stihi.ru/2015/09/26/9649 номинатор Александра Герасимова

вплетая в детские волосы эти цены
эти зерна  и воздух жесткий от чьих-то слез
я себе повторяю, что главное это кусты сирени
и в траве морозной стрекочущий паровоз

я смотрю, как мнется вода в ледяном стакане
как на ужин сухие ветки  и воробьи
я себе повторяю, что главное это камни
на твоем лице и редкие корабли

за стеклянными шторами осень как оспа длится
ей хватает сегодня нежности и потом
ничего не страшно ни плакать ни материться
ни ходить как снег по озеру босиком

Точь-в-точь по Островскому: правда хорошо, а счастье лучше, в смысле талант. Несмотря на ряд досадных недочетов, о которых я сказал выше, стихотворение пестрит талантливыми находками, касающимися не оболочки явлений, а их сути. Отлично, что воздух становится жёстким от слез, что вода мнется в ледяном стакане, снег ходит по озеру босиком. Нужно ли продолжать?


АЛЕКС ТРУДЛЕР «города»
http://www.stihi.ru/2017/01/01/6368 отборочный тур для резидентов

город Я встречает тебя собой
и ведёт по каменным узким тропам,
говорит - торопится, вразнобой,
как смешной торговец из конотопа.
чердаки, подвалы, разломы плит -
улыбаться пробует, улыбаться.
а внутри-то теплится? - говорит.
сколько лет? - наверное, всё же двадцать.
ещё полон хрупких ретортных дум,
разгоняет ветер до самой сути,
надевает свой выходной костюм
и выходит вечером - "выйти в люди".

город ТЫ встречает меня тобой,
и ведёт тайком к вернисажам, книгам,
говорит с припухлостью над губой,
вспоминая детство, фонтаны, ригу.
заслоняя вывески, тень для глаз,
улыбаться пробует, улыбаться.
что снаружи? - тёплое напоказ.
сколько лет? - наверное, девятнадцать.
ещё "эр" грассирует в слове двор,
и причёска сбита навстречу ветру,
что ломает замки и сущий вздор
и уносит шляпки и сны из фетра.

город МЫ встречает ревниво нас
и идёт за нами, виляя следом,
и молчит старательно битый час,
словно наш язык для него неведом.
обнесён стеною. там - ров. там - вал.
а внутри-снаружи - толпа народа.
узелок на память бы завязал.
сколько лет? - наверное, нет и года.
ещё редок утренний холодок
за мембранной гранью дверного скрипа,
и пытает золото оселок,
чтобы нас по мелочи не рассыпать.

Симпатичное стихотворение, хоть и многословное и немного сумбурное. Признаюсь, оно напоминает пасы иллюзиониста: следите за моими руками перед тем, как я вас обману. И правда, подтасовки тут есть, и их немало. Как бы все нацелено на то, чтобы облапошить человека неискушенного. Тем не менее, особое, необманное настроение автор создает и повод для размышлений дарует, об утекающей в никуда жизни, о близости, эту жизнь скрашивающей, о смерти, которая порой слабее любви.


ЗИНАИДА ПАЛАЙЯ «Рядом – не стоять»
http://www.stihi.ru/2016/12/28/6483 отборочный тур для резидентов

И я сказала:
– Могу.
А. Ахматова

1

Бьюсь о застывший воздух,
плотный и неподвижный,
мыслей тупые гвозди
ржавеют в больном мозгу.
Пылью покрылась звёздной
мудрость на полках книжных.
Слышу сдержанно-грозное:
– Пой через «не могу»!

2

Жизнь – из множества расставаний.
Давних ран рубцы не болят.
Расплывается очертание
сероглазого короля…
Сквозь окно больничное сумрак
проявляет одно за другим –
не коснуться того, кто умер,
не поднять ослабшей руки.
Ей ли, вдовствующей королеве,
былое не вспоминать?..
Мне, пробившейся из плебеев,
рядом с ней – не стоять.

3

Море её ласково
сияет голубизной.
Мой океан красками,
пахнущими грозой,
перетекает медленно,
сонным стальным китом
подставляет под медное
солнце бока. Потом
хватит хвостом в бешенстве,
вздымая за валом вал…
Её поэзия женская,
в моей – тайфун ночевал.
Ей с малолетства пишется,
из поздних я горемык.
Одно лишь общее слышится:
дурные матери мы.

Вот думаю, насколько красивее сказать: мыслей тупые гвозди, чем просто тупые мысли. Разумеется, тупые гвозди обязаны ржаветь. А если пыль назвать звездной пылью и покрыть ею книжную мудрость, это приблизит автора к образу Ахматовой? Уверен, кто-то скажет: приблизит. Увы, я с ним не соглашусь, категорически. Но автор, словно чувствуя мой внутренний протест, переходит в наступление: Давних ран рубцы не болят. Расплывается очертание сероглазого короля… Другими словами, отряхнем его прах с наших ног. Но заявленное намеками противостояние продолжается и конкретизируется (Её поэзия женская, в моей – тайфун ночевал). И общее находится, по принципу единства и борьбы противоположностей (Одно лишь общее слышится:
дурные матери мы.). Что-то мне от этой поэзии стало дурно, надо передохнуть немного.


ОЛЬГА ДОМРАЧЕВА «время глухих снегов»
http://www.stihi.ru/2016/12/22/4748 отборочный тур для резидентов

время глухих снегов, зыбучих ночей
зря воробей-беспризорник пытает чья ты
ты чей
мимо плывут человеки плотва плотвой
носят по силе боль и по слуху вой
под чешуёй холодны случайны

зреет на черной ветке
кромешный день
плачет по-детски
взбалмошный воробей
че;ййа чейчей
чейчеййа;

падает
тонет тихо созревший плод
только плывет куда-то
сумрачный город-плот
где поджимая лапки
под крышей глухой зимы
птаха канючит: чьи; мы,
чьи мы; чьи мы;

Звукоподрожание, уважаю! Все остальное довольно сыро: плотва плотвой. Уверен, что город с его многолюдьем, с его обезличивающими буднями и неуютом достоин лучшего олицетворения, хотя бы такого:

Александр Величанский.

Вспыхнет молния одна:
на подрамнике окна
нарисует дом, ограду,
два соседних дома кряду,
человека под водой:
он бежит через природу —
он уже немолодой,
но бежит и ищет броду
и погаснет с наступившей темнотой.

Уф, давно зрело желание прополоскать рот хорошими стихами!


БОРИС УДАЧИН «Но Ты видишь и слышишь»
http://www.stihi.ru/2016/08/31/2811 отборочный тур для резидентов

вижу и слышу:
в отчаянии поднимая пыль,
калечась о скалы,
уходит рыдать в пещеру,
задетый равнодушием Вселенной
драматический тенор - ветер.

вижу и слышу:
солнце - сестра милосердия
вводит в землю
иглу с витаминами,
и поднимаются
счастливые ростки.

вижу и слышу:
небо,
не выдерживая тоски,
роняет в море
тяжёлые слёзы,
и оно, заражаясь печалью,
топит корабли.

вижу и слышу:
дерево-гигант,
став у дороги,
ютит под сенью своей
любого путника  - 
садовник то или лесоруб.
Господь,
не похоже ль оно
на Тебя?

вижу и слышу:
от этого горько
и радостно мне,
чаще - горько.
но Ты видишь и слышишь:
благодарю
за возможность
жить.

Рефрен стихотворения напоминает библейский почин: иди и смотри, при этом выглядит самонадеянным. Чтобы объяснить это, проще всего сослаться на рассказ Сэмюэля Беккета «Общение», где протагониста лежащего в темноте на спине, преследует голос. Человек не знает, к нему ли обращается голос или к кому-то другому, о нем самом ли рассказывает или о ком-то другом, кому-то другому. В данном конкретном случае это вдвойне так. Сомнения отлетают, когда в пещере скрывается «драматический тенор ветер». Не переваренная строчка из Ахматовой (трагический тенор эпохи) выдаёт автора с головой: видит, скорее всего, не он, и слышит тоже не он. С другой стороны, подобная самонадеянность заряжена известным обаянием, и повторенная несколько раз, подкупает.


ЕЛЕНА НАИЛЬЕВНА «Человек для человеков»
http://www.stihi.ru/2016/02/17/2664 отборочный тур для резидентов

Человек для человека жарит гренки поутру,
обнимает и целует, сушит брюки на ветру,
будит, кормит, обожает и рожает от него,
потому что для заботы маловато одного.
И потом, удвоив силы, жарит гренки поутру,
сушит брюки, распашонки и пелёнки на ветру,
обнимает, кормит, поит, и с коляской ходит в парк,
моет, гладит, и купает, из ушей клубится пар!
Но и это вполнакала, но и это - не предел,
снова возится под сердцем толстощёк и белотел,
а потом - уже в коляске; старший брат - вертлявый уж,
повелитель всех песочниц, адмирал дворовых луж!
Человек для человеков что-то варит поутру,
сушит брюки, распашонки и колготки на ветру,
одевает, умывает, объясняет, почему,
и зачем, и как, и сколько, укрощает кутерьму,
собирает с пола книжки, и машинки - в гаражи...

А во сне - коротком, рваном - лёгкой бабочкой кружит
и садится на ладонь, и...

- Мама!
- Милая!
- Агу!
Человек для человеков жарит гренки на бегу...

Узнаваемая ситуация, можно сказать, до боли знакомая. Увы, единственная реакция по поводу данного стихотворения выразилась старым сексистким курьезом: женщина - друг человека.


АННА-МАРИЯ СИТНИКОВА «Обыкновенное»
http://www.stihi.ru/2017/01/01/7678 отборочный тур для резидентов

И плачет по три дня, сметая «свет» –
Соломенные стебли в тень сарая.
– Ой, солнышка лучи!
А ей в ответ:
– Блаже-е-енная! – вздыхает бабка Рая.
Не девка, а беда… От, видно, бог
Оставить на земле-то мал причину
Такую вось…
– Ба!
– Чуни промочила? Ну, геть из лужи!
Кинь жабёнка – сдох!
– Его душа на небушко слетела?
Задумчиво глядит на облака.
А жёсткая бабулина рука
Уводит в дом.
– Пошто глазеть – не дело!
Ужо самой  пора… А толь каму
Обуза гэта? Господи, помилуй
И дай мяне и мудрысти, и силы…
– Иди ужо, сердешная, к столу!
Коту шматок?  Што ложкой колготишь?
Ушица – ах! – Андреич дал жерёху.
– Андреич мне казал, что я дурёха,
Дурёха я, дурёха…
– Буде, кыш!
Шурует бабка Рая мокрой тряпкой,
Самой себе кивая: «От, кажи!»
А в слободе всё то же: сохнут грядки,
Надкушен лунный блинчик, чуть дрожит
Стожаров Цвет и тонут в дряхлой бочке
Остатки снов, мурлычет «ёшкин» кот
Да тянется мережка по сорочке.
Ворчит старуха: – Нады ж – лишний рот!
Но с нежностью ничем не объяснимой
Накинет шаль на внучки Серафимы
Большой живот. Та вздрогнет.
– Не глупи!
– Там ангел бьётся!
– Ангил, детка! Спи.

Стихотворение не понравилось мне своим языком. Скажу точнее, в силу незнания, мне было непонятно, что это - белорусский язык или произвольное смешение диалектов? Тут, прежде всего, может идти речь о доверии, но принцип анонимности подрывает доверие, и автор должен был отдавать себе в этом отчёт. С другой стороны, русская часть текста, по-моему, исполнена умело и умно. Хорошие стихи.


ЕЛЕНА БОРОДИНА «Капустница»
http://www.stihi.ru/2017/01/04/3508 отборочный тур для резидентов

… а что бы сказали мои коллеги,
если бы я, превратившись в капустницу,
влетела в окно?
«Какая безвкусица!» –
юрист Сюзанна, выронив Дейла Карнеги,
которого мы вместе изучаем,
чтобы слыть профи по многим вопросам. –
«Белые крылья!» - и поперхнётся чаем,
и возмущенно зашмыгает острым носом.

Бухгалтерша Софья зацепит взглядом,
задумчиво протянет: «Как интересно…» -
и неожиданно вспомнит: «Мне же надо
обложить её налогом на бестелесность!»

Кто-то не заметит метаморфозы
сквозь обыденное своё «жили-были» -
новый рабочий день: истерики, слёзы,
только вот прибавилось пыльцы.
Или пыли?

Влажными тряпками полы протирая,
из пункта Б движется техничка Катя.
«Ловить не буду, - кричит завхозу Рае, –
ищите дуру! Мне за капустниц не платят!»

Шеф, пробурчав: «Что же делать со Светой?»,
на минуту выйдет из рабочей комы,
раз – и прихлопнет меня мятой газетой –
в назидание коллегам и
насекомым.

Задумка интересная, нечто среднее между фантасмагориями Кафки и Мрожека. Мне не хватает только понимания, для чего придумано это превращение? Что автор этим хотел сказать?


ЛИДИЯ КОВАЛЕВСКАЯ «И светло от предчувствия встреч»
http://www.stihi.ru/2013/01/04/4234 отборочный тур для резидентов

Заметает зима, ничего не жалея, -
ни костров на снегу,
ни коротеньких дней…
Приседает под ветром нагая аллея,
и снежком под карнизом
затих воробей…
Заметает зима без печали и злобы,
просто так,
как и быть в это время должно,
и смешной снеговик,
и крутые сугробы...
Лишь не гаснет в метели окно,
за которым,
не глядя
на давность разлуки,
на желание заживо лечь,
ожидание держит
молитвою руки,
и светло
от предчувствия
встреч...

Стихотворение - загадка, много недосказанных мест (не глядя <...> на желание лечь (куда, зачем)) или мест, сказанных неуклюже (ожидание держит молитвою руки).
Есть, правда, два образа, из-за которых оно и попало в «голову колонны».
Приседает под ветром нагая аллея,
и снежком под карнизом
затих воробей…
Не могу сказать, что образы эти бьют наповал, по-моему, они не особенно точны. Для примера, процитирую строчки московского поэта и художника Гарри Гордона о море: вода приседает всем телом и снова встает во весь рост. Не правда ли, точнее. И все равно, тут есть и капелька фантазии и шепотка смелости, что по нашим временам на дороге не валяются.


ЛЮДМИЛА КАЛЯГИНА «Сороковой»
http://www.stihi.ru/2017/01/02/7136 квота Зиновия Антонова за редактирование отборочного тура

И было слово, дело и народ.
И дни текли, переплавляясь в год
Сороковой - судьбинный, мироносный.
Великий год победы и беды
Торил нам путь и заметал следы,
И заплетал узлами перекрёстки.

Великий год свершения мечты!
Увидеть свет, не дать сердцам остыть,
Свободу прорастить из несвободы!
Сомнения раздроблено зерно,
Известно: торжество предрешено
Единственно возможного исхода.

Предрешено! - и преданность в глазах...
Со страхом, облекаемым в азарт,
В неведомой игре бросали кости –
Неглубоко, без долгих похорон.
Проигранное - жалко и старо...
Сороковой – (об)манный, (полу)острый -
Раскачивая землю в пелене,
Просеивал десяток главных «не»
И проникал в извилины и поры.
Перетерпи, уверуй и дойди...
А тот, кто шёл всё время впереди,
Твердил, как заклинанье: скоро, скоро!

И будет запах вспаханной земли,
И алый свет зальёт расцветший мир,
И будет счастье тем, кто жнёт и сеет...
Был год – безводен, каменист и слеп.
И шли отцы, и дети шли вослед,
Устало глядя в спину Моисея.

Еще одно осовременивание библейской истории, на этот раз без замены климатического пояса. Из-за того, что автор практически до конца держит читателя в полуневеденьи, последний пытается угадать, о каком именно сорокалетии речь. Лично мне вспомнилось стихотворение Д.Самойлова: Сороковые, роковые, военные, пороховые. Но фокус удаётся, последняя строка выглядит почти неожиданной, что и заставило меня зачислить эти не слишком выразительные стихи в первую десятку.


АЛЕКСАНДРА САНДОМИРСКАЯ «дурак»
http://www.stihi.ru/2014/03/28/10089 номинатор Елена Наильевна

Он этих мест ни за что не покинет,
здесь всюду растут иван-чай и сныть,
а вещи видятся здесь такими,
какими могли бы быть.

Идет он, и в голову лезет разное —
летние запахи, звуки, цвет.
В нее бы добавить немного разума,
ну, ладно, ну, нет так нет.
И все у него невпопад да криво:
вот замер, услышав далекий гул,
и (дурень же!) встал на краю обрыва,
даже под ноги не взглянул.
Вообразил вдруг себя цикадою,
и счастлив — и цокает, и свистит.
Смеется… и вот уже падает. Падает,
но думает, что летит.
И руки раскинул как можно шире,
и видно, как радуют дурака
бубенцы, к рукавам пришитые,
позвякивая слегка.

Мать-и-мачеха уже была, теперь пришел черед иван-чая и сныти. Хочется сказать, что поэзия отдыхает, и торжествует гомеопатия, но не будем торопиться. Еще одна перекличка: тема суицида. Стоит подчеркнуть еще одну составляющую: звук. Он появляется в самом начале, еще не названный. Но потом он, по обыкновению, конкретизируется и становится цоканьем, свистом, звяканьем бубенцов. Неудивительно, протагонист вообразил себя цикадой. Главное, что все, все звуки побеждает гул.
Было в прогрессистской, советской критике такое суждение: поэзия сотворчества. Я не поклонник подобной тенденции, поэтому, и только поэтому, это стихотворение в первую десятку не попадает.


ОЛЬГА ХВОРОСТ «Валькино житьё»
http://www.stihi.ru/2015/07/17/5260 квота ГР за редактирование отборочного тура

Житьё у Вальки совсем не сахар,
куда ни ткнётся - повсюду вилы,
а тошно станет - цыплячью шею
опустит в плечи, насупит брови,
и лбом об землю - хлобысь с размаху,
прости мол, Боже, за прегрешенья,
и, чтоб худого не сотворила,
храни Валюху своей любовью...

Проблемы Валька сольёт на Бога,
свечу поставит - и вновь до хаты,
там дел у бабы - вагон с телегой:
сорняк на грядках, шитьё, уборка,
готовка, стирка, мужик поддатый,
пацан сопливый, свекровь-калека -
помыть старуху уже неплохо б,
так мужу пофиг - утёк куда-то...

Впряглась и тянет, привыкла даже:
журавль в небе, в руках  синица,
Бог на иконе, сама  за лошадь
и всё нормально, и все при деле;
свои в телеге, свои - не тяжесть...
а в брюхе колет и мамка снится,
и верит Валька, что Бог поможет
перетерпеть всё, не удавиться.

Понравилось темой: взаимоотношения некой Варьки с Богом, еще своим дыханием, налаживающимся, по-моему, со второй строфы. В первой же мешают несуразности, о которых я упомянул выше, что свидетельствует о невыверенности тона. Отсюда же и слово «хлобысь», отсюда же и спутанность констатаций. Что есть прегрешения? Разве мысли о самоубийстве - это не прегрешение? Но дальше, как я уже сказал, тон становится органичным, а слог выравнивается.


ОЛЬГА ГОРИЦКАЯ «В поселке Вифлеем»
http://www.stihi.ru/2016/12/22/1951 номинатор Семён Кац

*  *  *
Хотя б до минус двадцати
Никак не может дорасти
Спиртовый стебелек.
Ввиду традиций здешний мир
Себя за лето утомил
И спать в сугробы лег,

И тьма бела, и все ж нет-нет
Да источают окна свет,
Как будто вафли крем.
Горит дозорная звезда
У милицейского поста
В поселке Вифлеем.

Чуть-чуть нетрезвые, увы,
Спешат по улицам волхвы
С пакетами даров.
И Богоматерь дышит ртом.
Поскольку холоден роддом,
Но Иисус здоров.

Чего ж еще взыскуем мы,
Смешав частушки и псалмы,
Какого ж нам рожна
Как скатка смертного холста,
Вороне пуганой -  куста
Отмашка – жизнь страшна,

Коль знаем Книгу наперед –
Христос умрет – и не умрет,
Исторгнув свет из тьмы -
Но благ ли , Боже, твой пример –
Грехи отцов – сверх всяких мер-
Оплачивать детьми? 

Это стихотворение мне понравилось своим макрообразом. Параллель между северным поселком и библейским Вифлеемом показалась мне исполненной умело и органично, что правда, тень Бродского (в Рождество все немного волхвы...) витала над текстом, и это мешало адекватному прочтению. Еще хочу отметить перекличку со стихотворением из Лонг листа «Сороковой». Разумеется, я отдаю себе отчет, что, то  - об исходе евреев из Египта, а это о периоде между Рождеством и Сретеньем, но связь очевидна, принцип: подмена, метафора. Тут - северный, немного книжный, поселок, там - тоже немного книжное, всякое тупое движение масс.


РОМАН КРУЧИНИН «Не шагается в ногу с эпохой...»
http://www.stihi.ru/2016/11/01/9192 номинатор Семён Кац

***

Не  шагается  в  ногу  с  эпохой,
вы  идите,  я  вас  догоню...
мне  не  то  что  в  пути  стало  плохо,
просто  гриву  ерошу  коню.

Вы  идите,  коль  нужно,  а  нужно?
вон  из  новых  набор   -  миллион...
я  не  то  чтобы  в  строй  из  конюшни,
просто  волей  и  конь  умилён...

Пыль  столбом.  Огляжусь  запотелый  - 
на  колодец  ведёт  частокол,
но  не  то  что  воды  захотелось,
просто  больше  не  будет  такой...

Вы  идёте...  скажите  передним:
задний  в  поле  на  миг  засопел,
и  не  то  что  ход  времени  предал,
просто  верен,  простите,  себе.

От  избушек  вовсю  пахнет  щами,
но   не   щами   едиными   Русь...
я  не  то  чтобы  эдак  прощаюсь,
просто  эдак  навек  остаюсь.

Даже не знаю, куда приткнуть эти щи? К Есенину, Клычкову или к Клюеву. Помню, в семидесятых, был такой поэт, Николай Тряпкин. Хороший поэт, с серьезным речевым изъяном. Свои стихи он напевал. Вот, у него был и русский дух и щи, и это было очаровательно. Эти стихи не такие, это запоздалый ответ Есенину насчет стального коня. Насколько это актуально сейчас, судить трудно. Ради Бога, простите за диссонанс, но на все эти духовитые щи мне хочется ответить словами еврея: отряд не заметил потерю бойца, и яблочко песню допел до конца.


АНАТОЛИЙ ИСАКОВ (АНАТОЛИЙ ПЕРЕЛОМОВ) «Внутри дождя»
http://www.stihi.ru/2016/10/06/6559 номинатор Игорь Белавин

Внутри дождя плывет поток машин,
Троллейбусы сомовьими усами
Ощупывают серый балдахин,
Висящий бахромой над площадями.

Внутри дождя неточный календарь,
И "рыбный день" шевелит плавниками,
И осень,своевольный господарь,
Считает всю неделю четвергами.

Внутри дождя все видится не так,
И мокрые веревки бельевые
Как знак беды,пока не свистнет рак
И разведет клешнями: "Затяжные".

Внутри дождя холодный рыбий взгляд,
И в памяти сокрытые скрижали,
"Аленка" - имя или шоколад,
Стеклянный шар и девочка на шаре.

Внутри дождя недавнее "ура"
Водой словесной безвозвратно смыто,
И больше не стреляют "от бедра",
И белой краской на дверях - "закрыто"

Еще одна водяная история. На этот раз город - это дно морское с сомами-троллейбусами. Не знаю, намеренно ли автор отсылает меня к Честертону (Человек, который был четвергом). В тексте, правда, есть еще один слабый намёк на роман про анархистов (утверждение, что внутри дождя больше не стреляют «от бедра»), но это - всё. Вообще, стихотворение распадается на две неравные части: первая, как бы мизансцена, которую может понять посторонний читатель, и вторая, которая похожа на дневниковую запись, открытую только для посвящённых. Там возникают какие-то покрытые скрижали, какая-то Алёнка, не то шоколад, не то девочка, какая-то стрельба «от бедра» и тому подобные немые, явно несвязанные с английским классиком, подробности.


МАРИЯ ХАМЗИНА «Птицы, летящие надо мной»
http://www.stihi.ru/2016/10/06/3765 номинатор Игорь Белавин

Птицы, летящие надо мной, птицы, летящие в мир иной,
Время проносится стороной.
Осень встает стеной.
Гаснет в ладони кленовый лист – ветру и пламени помолись,
Может, не умер еще огонь.
Но не разжечь другой.
Ты остываешь, идешь на дно, это в награду тебе дано.
Осень коснулась губами век –
Птицы упали в снег.
Перья увядшие проросли к небу, все черные от земли,
Ветер, рыдая, летит во мглу,
К умершему крылу.
Дождь, переполненный немотой, молча коснется пера водой,
И проступившая синева
Станет на миг жива.

Опять появляется дно и дождь, что правда, добавляется ветер, снег, пламя небо и чёрные от земли перья. Все это загорается, остывает, опадает и прорастает. Думаю, что передо мной одно из тех стихотворений, что не предназначено для чтения глазами. Если же прочесть такое с эстрады, полагаю, можно сорвать аплодисмент.


АЛЕКСАНДР ГАНУЛ «Вовка-Чингачгук»
http://www.stihi.ru/2011/06/21/2622 номинатор Елена Наильевна

Воет ветер к непогоде,
Ноет рана на душе,-
Вспомнил друга. В прошлом годе
Умер Вовка... Он уже

В край отправился Охоты,-
Как никак, а Чингачгук!
У него своей работы
Тетивой звенящий лук!

Там - по пенной кромке речки,
У подножья жёлтых гор,
С красной кожей человечки
На конях во весь опор

Мчат в долину, где вигвамы
В небо курят облака...
Как ты там? Какие страны
Дым глотнув от табака

Видишь вдруг? Что Трубка Мира?
Так же всё-по круговой?..
А на нашем месте сыро...
Под высокою травой

Спит "индейское" кострище,-
Эти игры не в ходу...
День за днём к тебе, дружище,
Потихоньку я иду.

Жду,- положишь мне с печалью
Ключ под коврик у дверей...
И однажды я причалю
К белой хижине твоей.

Невольно продолжаю текст знакомыми до боли словами Пушкина.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя,
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

Разумеется, Пушкина я вспомнил не в упрёк автору, хотя, с другой стороны, совпадение с классическим ритмом и интонацией, меня бы, будь я автором этих стихов, заставило крепко задуматься. Если же говорить по сути, то тема стихотворения уходит корнями в такие временные пласты, где Пушкиным даже не пахнет. Люди издавна рисовали себе загробный мир и так и эдак. Неожиданно ли это в современных стихах? Да, но имеет ли это какое-то отношение к поэзии - не знаю.


АНДРЕЙ КАЦ ДОКТОР «Ничего, что я без крика?»
http://stihi.ru/2016/11/27/5118 квота Алёны Воли за редактирование отборочного тура

- Ничего, что я без крика?
- Проходи.

Наливай ещё вчерашнего вина.
Посмотри, какие пьяные дожди
Изливаются у самого окна.
Постучу себе по небу кулаком.
Спрос недолог на потерянный товар.

- Ничего, что блажь по нервам - каблуком?

...А от печки-то идёт холодный жар!
Самоварь, Ноябрь!
Ветренная голь.
Сомневай меня, малюя в кренделя.
Я ослеп, пока дымился алкоголь.
И оглох, пока мерещилась петля.

Опять в стихах изливаются дожди, а на заднем плане опять маячит суицид. А между ними происходит распитие вчерашнего вина (не знаю, что это такое), со всеми вытекающими последствиями. Что же такое потерянный товар или холодный жар, идущий от печки, я даже спрашивать боюсь.


ИГОРЬ КАЛИНА «Ангел безрукий»
http://www.stihi.ru/2017/01/01/46 конкурсный литературный портал stihi.lv

                Марине Волконской

Чтоб наконец от города отдохнуть
и поскорее на вешалку сбросить ношу,
думаешь через кладбище срезать путь,
но почему-то выходит намного дольше.
Взглядом выхватываешь среди камней,
статуй, надгробий, крестов и колонн лежащих
то, что сказали люди, которых нет,
людям, которых не стало немного раньше.
Время - смотритель чокнутый, оттого
трёт эта бестолочь камень посередине
и вынимает медленно из него -
буква за буквою - имя необратимо,
будто нарочно рядом оставив мох.
Смотрит на это старание отрешённо,
слова не в силах вымолвить, ангелок,
сам в результате обеих кистей лишённый.
Подзадержавшись, слушаешь - меж тобой
и незадачливым стражем мраморнолицым,
прежде, чем стать осенней густой землёй,
красноречиво и взвешенно шепчут листья.
Вдруг ниоткуда вспыхнет над головой,
перепугав тишину, озорная белка,
цокнет, сердясь: "Иди-ка ты с глаз долой.
Что ты стоишь, любопытствуя, у калеки?"
Рыжий прыгун любимой забавы ждёт -
в час, когда нет проходящих и посторонних,
жёлудь бросает ангелу - ну а тот
ловит с усмешкой отсутствующей ладонью.

Понимаю, что это случайность, кочевье тем в рамках одного Лонг листа из стихотворения в стихотворение. Больница, суицид, смерть, кладбище, картины загробного мира. Впечатление, что имеет место предварительный сговор. Но долой подозрения! Вернусь к этим стихам. Признаюсь, без понятия, чего я жду от кладбищенских элегий? Чтобы могилы заговорили? Едва ли, мне хватает живых людей. И всё-таки?.. Может быть, мне что-то скажут памятники, их форма, их текстура, надписи на них... На мой взгляд, лучше всего у автора получилось вступление. Вешалка немного мешает, но если забыть про это, вступление обещает много всего.  Что-то точно должно произойти, но кроме появления белки - рыжего прыгуна, ничего, по сути, не происходит. А мраморного ангела, перебрасывающегося с этой белкой желудями, я не вижу. Мне не хватает фантазии.


БОРИС ФЭРР «Opus Calyptra»
http://www.stihi.ru/2017/01/07/547 конкурсный литературный портал stihi.lv

... audi, vide, sile

на свет лица стремятся мотыльки.
не шелохнусь, я к воздуху приколот.
запомни, дикий сад, меня таким.
тепло кропит, вытачивая холод.
где к паутине крепится роса -
там все полнее, пуще, безраздельней
забытым звуком зарастает сад.
забытым звуком. сорным. колыбельным.
я подчиняюсь слитности цветков,
чей кроткий зов и вкрадчивое пенье
душе моей доступны целиком.
чем ниже тон целительных растений,
тем неизбежней близость мотыльков.

Не мой образный строй, чешется язык многое оспорить, но это точно - не шеренги восковых фигур.


ЛИЛИЯ ТУХВАТУЛЛИНА «Консервный ряд»
http://www.stihi.ru/2017/01/11/9762 номинатор альманах «Буквица»

"Консервный Ряд в Монтерее- ...
ностальгическое видение, мечта."
(Дж.Стейнбек)
 
   Огни в домах едва горят,
   луна - латунный гонг.
   И вот он мой Консервный ряд.
   Спит лавочник Ли Чонг.
   Над Дориным крыльцом фонарь
   качается легко,
   развеивая мглу и хмарь
   и теша рыбаков.
   В туманной дымке Монтерей
   забылся до утра.
   При свете тусклых фонарей
   всяк прав и всяк неправ.
 
   И можно за секунды две,
   за краткий выдох-вдох,
   открыть незапертую дверь.
   Над микроскопом Док
   склонился. В банках вдоль стены -
   дары морского дна.
   А небеса пока темны
   и зреет тишина.
 
   И вновь рассвет. В поток один
   сливаясь, люд спешит
   консервы делать из сардин.
   У рыб есть свой аид,
   в котором грохот, смрад, и лязг
   и сейнеров свистки.
   Но волны успокоят взгляд,
   и с берегом морским
   простившись, ты взойдешь на холм.
   С утра на пустыре
   зевают - в сонмище грехов
   лень не великий грех -
   блаженно нищие, ловцы
   лягушек и медуз.
   Для них весь город - это цирк.
   Другим не на беду
   поворовав денек-другой
   и что-то наловив,
   они слетятся на огонь
   надежды и любви,
   всегда трепещущий в окне -
   лишь перейти пустырь,
   и хватит Дока им вполне.
   Не нужен и псалтырь,
   когда один обол в горсти.
   Вселенная - в душе.
   Как океан вдали блестит,
   и мир не стал грешней,
   и птицы белые парят.
 
   Над побережьем всем
   грохочет мой Консервный ряд -
   поэма из поэм.

Еще одна перекличка, но не тематическая, а концептуальная со стихотворением «витамины» - отсутствие лирического протагониста. Местоимение «мой» применительно к консервному ряду в Монтерее не спасает. Взгляд автора - это взгляд со стороны, что, по сути, не является изьяном. У Бродского добрая половина текстов выглядит как констатации и перечисления. И сила его фантазий, и его смелость порой потрясают, даже в отсутствии привычной фигуры массовика-затейника (лирического героя). Итак, ничего особенного не надо, чтобы описывать чуждый, заимствованный из книги, мир со стороны, только сила и смелость.


КЛЕАНДРОВА ИРИНА «Apocalypse Now»
http://www.stihi.ru/2017/01/11/9746 номинатор альманах «Буквица»

Отзвенело лето ночами синими,
осень сорвала горящие листья с клена.
Наши дни - груда камней, тронутых инеем,
грохоча, катится вниз по склону:
горной рекой, все быстрее несясь по кочкам -
не удержать, хоть молись, хоть пассы над ней руками...
Пара минут - и иссяк источник:
тишь, и на вершине - последний камень.

Не верили. Думали, вечера еще -
стынь сентябрьская, золото листопада.
Эхо хором звучит, но "мы" вчерашнее
добрело до точки полураспада -
и цепная реакция гордой молчанки с ложью
расцвела хризантемой, в тучах огнем играя...
Из обломков счастья холмик могильный сложен,
и вокруг только ад, мерзлый ад без конца и края.

* * *
Порознь рядом - не зная, что дальше с каждым.
Катится день, стеклянные лужи крошит.
Нам бы расписку... голос, что властно скажет:
жизнь еще будет - и, в общем, не хуже прошлой.
Весной груду камня укроет ковер растений -
нет места пустому в природе и сердце нашем.
Любовь стала прахом - но кажется, чьи-то тени
у склепа усопшей стоят и молчат, обнявшись.

Опять кочевья. Друзья, я бы на вашем месте подумал об этом. Нет, я не призываю к поискам неслыханных тем и невиданных тропов, я призываю поразмыслить над словосочетанием «нечего сказать» и сделать соответствующие выводы. Но шутки в сторону. На этот раз отправной точкой стихотворения легла не особенно оригинальная мысль, что мир - это кладбище, что зима - это аналог кладбища и ада. Кстати, насчёт ада или преисподни, что значит то же самое, но лучше звучит, это надо еще доказать. Что зима - это ад. Автор же взял за принцип диалектику, что количество переходит в качество. Я говорю о количестве чужих слов, то есть слов, которые не стали еще своими, слов, которые, вопреки утверждениям словарей, ничего еще не значат. Горящие листья, золото листопада, цепная реакция, гордая молчанка, расцветшая хризантема, кстати, в она японской поэзии символизирует долголетие и т.д. и т.п. Не откажу себе в окаянстве и поцитирую стих, покажу, как мертвые слова выглядят в строке:

цепная реакция гордой молчанки с ложью
расцвела хризантемой, в тучах огнем играя...


МИХАИЛ ЗАМЯТИН «шарик»
http://www.stihi.ru/2017/01/10/10145 номинатор «Термитник поэзии»

Марине Гарбер

Взмахнешь руками в стиле батерфляй,
Расставив ноги, заскользишь на гладком,
Когда стеклянный шарик февраля
Закатится за плотную подкладку.

Прочтёшь, как строчки, зимних дней пунктир,
Найдёшь узор в мандале снежных кружев,
И вдруг поймешь, что целый божий мир,
Как инструмент, в руках досужих крутишь.

Протрёшь его – и он сверкнёт в ответ
Погожим небом, солнечным, морозным
Подкрутишь здесь – и ярче станет свет,
Там повернёшь – прозрачней станет воздух.

Подуешь - и дыхание твоё
Очистит снег от копоти и сажи,
Дохнешь ещё – и чистое бельё
На землю накрахмаленное ляжет.

Пока идёт невидимый никем
Балет зеркал и звёзд многоугольных,
Ты чувствуешь, что мир держать в руке
Так боязно, так сладостно, так вольно.

На днях прочитал гениальный рассказ Чехова «Счастье», посвященный поэту Я.П. Полонскому (И рассудок, и сердце, и память губя,
Я недаром так жарко целую тебя...). Любопытную вещь я прочёл в примечаниях к этому рассказу. Оказывается, Чехов испросил в письме разрешения у поэта придать рассказу посвящение. Я к тому, что очень жаль некоторых обычаев, ушедших из нашего обихода навсегда.
На этот раз мир - не кладбище, а стеклянный шарик, и не он довлеет над нами, а мы играемся с ним.

И вдруг поймешь, что целый божий мир,
Как инструмент, в руках досужих крутишь.
 По сути, неплохой образ, незаезженный, но для лирического стихотворения его явно мало. Шарик или волшебная палочка, какая разница. Мне кажется, что для создания образа маловато: подкрутил раз, подкрутил другой, что-то изменилось. В любом случае, одно (невидимый никем балет зеркал и звёзд многоугольных...) может, и скорее всего, должно не зависеть от другого (шарика в руках). А начиналось всё эффектно. Героиня поскальзывалась на льду, это могло стать темой, не заезженной, смелой и яркой, но она пошла другим путем.


ФОРМАЛЬНАЯ ЛОГИКА «эпизод 30»
http://www.stihi.ru/2015/01/08/4997 номинатор «Термитник поэзии»

Запорошен каждый выход,
Обувь топчется в прихожей.
Во дворах светло и тихо,
Словно день еще не прожит.

В искривленном мире только
Ожидания и тени,
Говоря точнее, ой как
Пусто, будто утром с теми,

Кто у выхода замешкал,
Приключилось что-то злое
И вернуло их нездешних
И прекрасных в неземное.

Утро - состояние природы, когда во дворах светло и тихо, когда день еще не прожит. Это буквально так, и никаких украшательских уподоблений. Зачем они понадобились, понятно, чтобы представить наступающий день в качестве личного гостя, топчущегося в прихожей. Это смело, но не ново.


ЕЛЕНА ЕВСЕЕВА «Предновогоднее танго»
http://www.stihi.ru/2017/01/02/1863 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Екатерине Кульбуш

Покуда снег в соседнем парке не растаял,
Пора, подруга, прибиваться к общей стае.
Ни Савояр с сурком, ни Дама с горностаем
Нам не помогут в этом мире уцелеть.
Ведь красота, она едва ль кого спасает
Когда вразнос идёт по улицам босая,
Когда по жизни выбирая и бросая,
Мы неожиданно меняем плеть на клеть.

И тут уж нечто под названием свобода
Нас поджидает у означенного входа,
А выход напрочь заколочен в непогоду,
Да и в погоду, если честно говорить.
И мы с тобою, не цари и не скитальцы,
В белье от Гуччи и в прикиде от китайцев,
Возьмёмся вежливо показывать на пальцах,
Всё то, что громко не решимся повторить.

А этот мир нетерпелив и беспределен
От государственных палат до богаделен.
И мы доподлинно не знаем в самом деле,
Откуда ветер и куда идёт гроза,
Какая истина откроется за гробом,
И что нам делать и чего не делать, чтобы,
Теряя вечность средь товара низкой пробы,
В конечном счёте не расплачиваться за…

Ну что ж, давай с тобой наденем юбки-мини
И будем лихо выражаться на латыни,
А если нам судьба ещё сюрприз подкинет,
Мы соберёмся и отметим Новый год.
И пусть он будет в сентябре или в июле,
Мы наши окна занавесим белым тюлем.
Плевать, что тряпка – не препятствие для пули,
Свинья не выдаст, если Бог не подведёт!

Возможно, прочитав такое лет сорок назад, я бы восхитился до невозможности. Может быть, даже после первого-второго прочтения, запомнил бы эти стихи наизусть. Тогда это было легко, но сейчас мне видны все подтасовки и натяжки этого, безусловно, звонкого текста, и я, возможно, раздраконил бы его, не будь это конкурсом. А конкурс - это возведенный во главу угла принцип: все познаётся в сравнении, поэтому третье место в моём шорт листе ему обеспечено. Почему третья, а не первое или второе? Потому, что ритм до боли знаком, и структура рифмовки, и многое другое. Дело в том, что где-то в 78 году я сам написал нечто в этом роде. Не сохранилось. Закономерен вопрос, а почему третье, а не четвертое? Потому, что злоба дня очень ловко вписана в ткань стихотворения, а этого в том моём давнем тексте не было.


ЕЛЕНА ТАГАНОВА «Дорожный набросок»
http://www.stihi.ru/2016/12/19/5186 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

Сангина, уголь, белая пастель.

В какую электричку бы ни сел, -
здесь все до тошноты однообразно.
И не отрадна взору береста,
и не упомнить кровного родства,
и не принять навязанного братства.

В неровен час недоброго утра,
с какого бы вокзала ни удрал, -
и чай, и речи - с привкусом металла.
Леса, поля, промзоны, вновь леса.
Все сгинет, чем бы ты ни занялся,
все заметет, как прежде заметало.

Коснешься темы - под ногтями грязь,
прильнешь к окошку - сер и желтоглаз,
везде Тамбов, - и холод дышит в спину,
в каких бы ты овчинах ни потел...

...все заштрихует белая пастель -
и уголь, и сангину.

Остановила строчка «везде Тамбов». Это третий знаменитый по художественной литературе город русской глубинки после Воронежа и Орла, где я, уроженец Одессы, тоже не бывал. Другими словами, Тамбов для меня - экзотика. Разумеется, всё это я пишу не без доли иронии, но лишь для того, чтобы передать суть моего отношения к этому тексту. А суть в рамках нашего конкурса до смешного проста: рядом с кладбищем и атмосферными осадками у Тамбова - все шансы. Тут я мог бы и закончить свой разбор, тем более, что стихотворение это - последнее в списке, но боюсь прослыть несправедливым. Вот мол, скажут, стоит помахать перед его носом Тамбовом или Рио-де-Жанейро, и он уже растаял. Нет, господа, не растаял. Что есть лирика? Полёт возвышенной души? Возможно. И да, и нет. Как я сказал в начале разбора, мне важен не только полёт, но и дисциплина, или в привязке к полету: траектория, или в привязке к тексту: синтаксис в широком понимании этого слова. Ведь в идеале, синтаксис - это и есть композиция. В данных стихах синтаксис подходящий. Каждая строфа, а их три, отвечает на один вопрос. Первая: откуда? (В какую электричку бы ни сел, - здесь все до тошноты однообразно.). Вторая: когда? (В неровен час недоброго утра, с какого бы вокзала ни удрал...). Третья: куда или что? (везде Тамбов). И последний вопрос: почему эти стихи в моём шорте - не первые, а вторые. Ответ тоже не сложен: потому что талант для меня - на первом месте, а дисциплина - на втором.


А места в моём шорт листе расположились следующим образом.

1 - МАРИНА ЧЕШЕВА «вплетая в детские волосы эти цены»
http://www.stihi.ru/2015/09/26/9649 номинатор Александра Герасимова

2 - ЕЛЕНА ТАГАНОВА «Дорожный набросок»
http://www.stihi.ru/2016/12/19/5186 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

3 - ЕЛЕНА ЕВСЕЕВА «Предновогоднее танго»
http://www.stihi.ru/2017/01/02/1863 номинатор международный поэтический клуб «Рифма»

4 - АННА-МАРИЯ СИТНИКОВА «Обыкновенное»
http://www.stihi.ru/2017/01/01/7678 отборочный тур для резидентов

5 - ОЛЬГА ГОРИЦКАЯ «В поселке Вифлеем»
http://www.stihi.ru/2016/12/22/1951 номинатор Семён Кац

6 - БОРИС ФЭРР «Opus Calyptra»
http://www.stihi.ru/2017/01/07/547 конкурсный литературный портал stihi.lv

7 - ОЛЬГА ХВОРОСТ «Валькино житьё»
http://www.stihi.ru/2015/07/17/5260 квота ГР за редактирование отборочного тура

8 - ЛИДИЯ КОВАЛЕВСКАЯ «И светло от предчувствия встреч»
http://www.stihi.ru/2013/01/04/4234 отборочный тур для резидентов

9 - ЛЮДМИЛА КАЛЯГИНА «Сороковой»
http://www.stihi.ru/2017/01/02/7136 квота Зиновия Антонова за редактирование отборочного тура

10 - ОЛЬГА ДЕНИСОВА «Время смотрит нашими глазами»
http://www.stihi.ru/2015/05/28/8748 квота Алекса Грибанова за редактирование отборочного тура



------------------
*Стихотворения лонг-листа рассматривались экспертом без указания авторства. Полные ссылки на них восстановлены при подготовке обзора к публикации - Главная редакция БЛК.