Экспертный обзор. Майя Шварцман. Июнь-2016

Большой Литературный Клуб
КАЛЬВИЯ КРИСПИНИЛЛА «Дания»
http://stihi.ru/2013/09/10/9146 номинатор Ольга Мельник

Совершенное кафкианство, браво, Сметанина–Замза. Из такого обыденного зачина, который, можно сказать, в зубах навяз,  о профуканной эмиграции; из зачина, который прорастает обычно злорадными  мемами  вроде "где родился, там и пригодился" – такой блестящий финал. Это относительно сюжетной линии.
Чего мне лично не хватает: стихотворение заиграло бы ярче, если бы автор  отказался от обыденных грамматических рифм. "Зерном-окном", "послед-след..." То есть техническая сторона –вероятно, специально –  выполнена в таком простодушно-примитивном стиле, может, так и задумано? под стать Тане и на её рыжеусом уровне.


ЕЛЕНА БОРОДИНА 13 «Сны»
http://www.stihi.ru/2016/05/14/3894 отборочный тур для резидентов

Тоже интересная задумка и  оборот. Люблю такие стихи, не назовешь их сюжетными, и бессюжетными – тоже.
(На мой взгляд, здесь есть только одно лишнее слово, и это слово "мама". Будучи повторено три с половиной раза, оно обесценивается и из доверительной интонации переводит стих  в интонацию инфантильности).
Настроение стиха легло на душу: непроговоренное до конца, непрямолинейное,  с явственным запахом и вкусом свежего слома (спила) погибшего дерева и заблудшей души...


ИРГА РЯБИНА «Зелёные зайцы»
http://www.stihi.ru/2016/06/11/9298 отборочный тур для резидентов (квота Максима Корсакова)

Ещё одно стихотворение, написанное не в лоб. Вот эта неоднозначность, этот аутизм привлекательны тем, что стихотворение не заканчивается после своей последней точки. Что за потерянное миром и собою существо шарахается в пижаме, выйдя на свет в одиночку –   к людям, как в тёмную, чужую прихожую?
Солнечный удар аутсайдера. Понравилось.


СВЕТЛАНА ШИРАНКОВА «Пристань сорока шоссе»
http://www.stihi.ru/2012/02/28/8604 номинатор Александр Молочников

Хорошее и очень крепко сработанное стихотворение. Строится по принципу золотого сечения, восходя к самой яркой точке в строфе, где
" В Гребном канале проступает Тибр,
Над Пушкинской вспухает Палатин".
Это прямой отсыл к набоковскому
" У тех ворот — кривая тень Багдада,
а та звезда над Пулковом висит."
Намеренно ли автор отвесил такой прямой  и недвусмысленный поклон?  Скорее всего, да, потому что "одиссей", проросший в сплошь московские аллюзии, проговариваясь Набоковым, умалчивает тем самым пушкинское: "нам целый мир чужбина..." и далее по тексту.


НЕЛЯ СЕМИРЕЧКИНА «Бродяжное»
http://www.stihi.ru/2016/06/17/3136 номинатор альманах «Буквица»

Как раз в пару "одиссею". Средне-русский набор бурьяна, лягушек, трав, черемши через почти незаметное расширение географического и общекультурного  лексикона (Аризона, пуантилизм) приходит к  расширению дыхания всего стихотворения – к прекрасной концовке.  Которая вовсе и не конец, оказывается, ибо трап – это лестница Иакова ...
Что еще хочется отметить: чувство формы, рифмы (особенно в первой строфе, что сразу задаёт уровень стиха). Не затянуто (хотя перечисления всегда это провоцируют), не скомкано. Всё на месте.


АНДРЕЙ ФАМИЦКИЙ «никто»
http://www.stihi.ru/2016/05/27/4665 номинатор Александра Герасимова

Моя единственная претензия к стиху – это то, что Анненский назван без обиняков, впрямую. Зачем же надо было так фамилию прогреметь? Ведь и название, и вокзал, и Звезда, и курсистки, и Царское Село – ведь этого более чем достаточно, чтобы тронуть душу напоминанием о миновашем, утерянном, трагичном, которое передано в стихе так ненавязчиво. Достойный  hommage поэту, выводящий его из вечно второго ряда. Вот ещё бы умолчать фамилию – и стих прозвучал бы иначе.
Ещё немного мешает явно женская  интонация стиха. Но тут уж – как сказано, так сказано.



Стихотворения лонг-листа рассматривались в обезличенном виде, под номерами. Полные ссылки на них восстановлены при подготовке обзора к публикации - Главная редакция БЛК.