Дом -No. 20- просто мир не без -добрых- людей..

Владимир Ланцов
...проходя через    -дом № 20-    я увидел наконец этого котёнка и накормил его    ...да и не я один


                3:35   Мудрые наследуют славу, а глупые — бесславие.

                Библия, Ветхий Завет, «Книга притчей Соломоновых»

                ВСЕМ ВЫПОЛНИВШИМ СВОЙ ДОЛГ ПОСВЯЩАЮ


     НЕКОТОРЫЕ МОИ СТИХИ = Э Т O                = ИСТОРИИ В КАРТИНКАХ ПОНЯТНЫЕ ТОЛЬКО
     МОИМ БЛИЗКИМ И ДРУЗЬЯМ  —                ПРОШУ ПРОЩЕНИЯ У СЛУЧАЙНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ "

  " эта личная архитектурно-автобиографическая страничка никакого отношения к графомании не имеет
  " эта личная архитектурно-автобиографическая страничка никакого отношения к графомании не имеет
  " эта личная архитектурно-автобиографическая страничка никакого отношения к графомании не имеет

                Пока ученик не достигнет уровня знаний учителя, он не знает по-настоящему своего учителя.

                Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали (1058 — 19 декабря 1111)

" ПРИМЕЧАНИЕ ДЛЯ СЛУЧАЙНЫХ ЧИТАТЕЛЕЙ – без понимания того что такое -макротекст- читать
это совершенно бесполезно —>> sorry about that ))))))))))))))))))) ))) ))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))))) ))


                prosto <РОМБ> это такое боевое построение

                Да, позолота-то сотрётся,
                Свиная ж кожа остаётся !

                Оловянный солдатик, однако, с этим не согласился.

                Великий сказочник Г. Х. Андерсен // «Старый дом»

                http://az.lib.ru/a/andersen_g_h/text_0460.shtml

                = http://www.stihi.ru/2016/01/29/11746 =

                29 января 1985 года —                далее везде


                Тульский Пряник     —     региональная разновидность печатного пряника, самый из-
                вестный вид русских пряников. Пряники известны в Туле с XVII века. Первое
                упоминание о тульском прянике содержится в писцовой книге 1685 года.               

                16 декабря — 350-й день года (351-й в високосные годы) по григорианскому календарю.

                До конца года остаётся 15 дней <<||>> http://www.stihi.ru/2015/12/16/15 = ) ) ) ) ) ) )

                Всем выполнившим свой долг посвящаю <<||>> http://stihi.ru/2021/07/15/1444

                ... а       =Последний из Могикан=       это просто такая фигура речи :-)))))))


                РЕБЯТАМ В КРОССОВКАХ ПОСВЯЩАЮ

                Памятному для меня 1985 году
                посвящаю
                Морской пехоте посвящаю
                Люше и Ване посвящаю

                Брату посвящаю =I=


                вот так мы и ходим от ТЦ "Парус" через старый мост который пока разобрали мимо
                батареи С-400 и бывшей вьетнамской ночлежки в доме 18 до дома 51 которого нет+

                ... а мимо бывшего посольства Болгарии (Ленинградский проспект дом 20) я вообще
                не должен был 17 мая ехать <<<||>>> http://www.stihi.ru/2016/05/17/9196 <>

<> до "плящущих человечков" и иже с ними там когда-то был Болгарский культурный центр
в библиотеке которого можно было найти пару номеров журнала "Дружба" с переводами
нескольких моих стихов на болгарский язык - просто пишем здесь немножко о Памяти

... а Мартышка Мартышковна Мартышкина корчащая из себя Спинозу Эйнштейновича
Космодемьянского это просто такая фигура речи ... к тем делам которые прошиваются
дрелью эти шутОчные слова относятся почти как пассатижи к русской бане в Париже               

Хёрш вспоминает бостонский марафон. Но Россия тогда указывала прямо на Царнаевых, которых
достаточно было взять за цугундер заранее. А тут ищи ветра в поле, но "мы предупреждали".

                ... просто эти бостонские девочки чуть-чуть подросли // http://www.stihi.ru/2002/02/14-681

... а нахрена с этим гоблином вообще нужно было разговаривать \\ https://dzen.ru/a/Zg5ZfAStdRWl1ssm


                Красногорский район ... семейная вотчина ... а почему гоппсихология против святости не катит
                вопрос не на мою зарплату  —  надо об этом морскую свинку Зинаиду Петровну* спросить

                =                http://www.stihi.ru/2018/09/10/7759 9                = фото автора =

                *   упоминавшаяся где-то здесь Зинаида Петровна это такая смешная морская
                свинка живущая в демократичном вьетнамском кафе имени Д. И. Менделеева
                рядом с площадью Александра Фадеева = ) ) ) ) ) ) )

                а через дом -No. 20- я просто прохожу насквозь

                http://stihi.ru/avtor/pryanik21&book=20
                http://stihi.ru/avtor/backwind&book=20
                http://stihi.ru/avtor/dogrose&book=20
                http://www.stihi.ru/2016/02/24/12035
                = Международная улица, дом 20 =
                = http://stihi.ru/2015/12/11/4420 -i-

... а этого маленького котёнка я просто накормил – мир не без добрых людей+ 

   
                Морской пехоте посвящаю
                Люше и Ване посвящаю
                Брату посвящаю  =i=         
 

                                 …накормил    я    сегодня    соседского    котёнка    

                = http://www.stihi.ru/avtor/pryanik21&book=21

  …мир  не  без  =добрых=  людей  )))))))


вот так мы и ходим от ТЦ "Парус" через старый мост который пока разобрали мимо
батареи С-400 и бывшей вьетнамской ночлежки в доме 18 до дома 51 которого нет+


          ... а старый мост пока разобрали         ... наверное новый скоро построят

          . . . . . . . http://www.stihi.ru/2023/11/01/8118 = ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) )

          вот так мы и ходим с моим самым добрым -и- любознательным другом
          Мусей по нашей любимой аллее от дома 18* до дома -51- которого нет+
          а старинный розовый дом 49 с часами мы почему-то называем Замком
          точнее ходим -или- ездим от дома номер 18 = ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) )

          . . . точнее от батареи С-400 напротив бывшей *вьетнамской* ночлежки

          . . . . . . . http://www.stihi.ru/2016/04/07/11118 = ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) )
          . . . . . . . . http://www.stihi.ru/2023/02/22/8318 = ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) )
          . . . . . . . . http://www.stihi.ru/2017/08/14/9818 = ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) )
          . . . . . . . . http://www.stihi.ru/2016/12/25/9218 = ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) )
          . . . . . . . . http://www.stihi.ru/2015/09/18/9018 = ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) )
          . . . . . . . . . http://www.stihi.ru/2015/04/12/718 = ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) )

... А ларчик просто открывался // http://www.stihi.ru/avtor/pryanik21&book=18
... А ларчик просто открывался // http://www.stihi.ru/avtor/dogrose&book=18#18
... А ларчик просто открывался // http://www.stihi.ru/avtor/backwind&book=18

          ... а старый мост пока разобрали         ... наверное новый скоро построят

          . . . . . . . . . http://www.stihi.ru/2015/08/02/6818 = ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) )
          . . . . . . . . . http://www.stihi.ru/2002/03/07-418 = ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) ) )

          … принимай 218-й полк … к/ф " Батя" … телеканал Че … прямой эфир
          а наш домовой храм в доме 56 очень маленький, и с аллеи его не видно

          -&- что-то вроде -шутОчной рецензии- для Особо Одарённых Читателей

                //           http://www.stihi.ru/2015/10/19/10346


... Большая Садовая 31 ... а проводить вас по коридорам такой возможности нет

                — = http://www.stihi.ru/2020/02/23/3031 = —

Ростов-на-Дону 23 февраля 2020 года – просто нет в этом необходимости :-))


          Знания искреннего человека – у него в душе, знания двуличного – на его языке.

          Абу Хамид Мухаммад ибн Мухаммад аль-Газали


8  Любовь никогда не перестаёт, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится.

    1-е Коринфянам 13

    http://allbible.info/bible/sinodal/1co/13


…быстро работаете, капитан        …учли критику         …к/ф «Ворошиловский стрелок» 1999

…а через дом No. 20* (двадцать) я просто прохожу насквозь // http://stihi.ru/2022/02/24/7327
…а через дом No. 20* (двадцать) я просто прохожу насквозь // http://stihi.ru/2021/02/24/8932
…а через дом No. 20* (двадцать) я просто прохожу насквозь // http://stihi.ru/2020/02/24/10001
…а через дом No. 20* (двадцать) я просто прохожу насквозь // http://stihi.ru/2016/02/24/12035
…а через дом No. 20* (двадцать) я просто прохожу насквозь // http://stihi.ru/2013/02/24/9490

                просто мир не без добрых людей       //       http://stihi.ru/2015/12/11/4420 *

= просто каждый день ходим от дома № 15 до дома № 15 через старинную дубовую рощу =

                * На Добро - отвечай Добром. На Зло - Справедливостью.

Люше и Ване посвящаю -i- Брату посвящаю =i= http://stihi.ru/2016/05/31/9255 =

                = КОНФУЦИЙ  //  http://www.stihi.ru/2013/05/31/2256 =
                = КОНФУЦИЙ  //  http://www.stihi.ru/2014/05/09/2856 =
                = КОНФУЦИЙ  //  http://www.stihi.ru/2016/12/04/256   =

                ...                памятному для меня 1985 году посвящаю

                ... просто удавы и крокодилы сейчас везде = ) ) ) ) ) ) ) )


                Я хочу чтобы мой командир летал на этих машинах.

                к/ф "Случай в квадрате 36-80"

                = http://www.stihi.ru/2015/12/07/596 =

                ...телеканал ЗВЕЗДА  ...11 декабря 2015 года


...а подводникам проекта 613 (Whiskey) отдельный привет  //   http://stihi.ru/2015/09/29/9613

 
                                 У Бога всё бывает вовремя, особенно для тех, кто умеет ждать.

                                 Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
 

…мой друг детства был кадровым военным    …да и меня в СА пару раз на стрельбище водили   …но тот кто в штыковую не ходил войны не знает   …так что 50-летний мужик пишущий об ОЗК это нонсенс   …я тут как-то увидел фото отслуживших в армии известных людей включая миллиардера Прохорова   …так я очень долго не мог вспомнить то самое слово «стекляшка»   …кто служил поймёт   …а кто только так погулять вышел тому и не надо  :-)

   = http://www.stihi.ru/avtor/pryanik21&book=48#48 =

-=-  это я в лётной столовой с котёноком поиграл  -=-

…так что собираю теперь какие-то более или менее интересные статьи на военную тему исключительно для себя  –  почитаю как-нибудь на досуге  

…к тому же сыну уже 17 лет   …вот как-то так  )))))))


...мои военные стихи можно почитать здесь  //  http://www.stihi.ru/2013/05/09/3019

 
11.12.2015     00:01:00

Испытана противоспутниковая ракета

Об этом стало известно от высокопоставленного источника в оборонном ведомстве США

Владимир Гундаров
Зам. ответственного редактора «Независимого военного обозрения»

http://nvo.ng.ru/nvoevents/2015-12-11/2_nud.html
 

Россия провела 18 ноября первое успешное испытание новой противоракеты, предположительно создающейся в рамках опытно-конструкторской работы (ОКР) «Нудоль», а также третий пуск по программе испытаний ракетного комплекса. Об этом, в частности, сообщила Лента.ру со ссылкой на ресурс Washington Free Beacon. Как пишет Билл Герц, один из ведущих американских обозревателей этого интернет-ресурса, об испытании ему стало известно от высокопоставленного источника в оборонном ведомстве США. Противоракета, как сообщает источник, создается в том числе и как противоспутниковое оружие.

Речь, очевидно, идет о стрельбовом комплексе 14Ц033 с командно-вычислительным пунктом 14П078 и новыми ракетами для перспективной системы противоракетной и противокосмической обороны А-235 (ОКР «Самолет-М»). Комплекс предлагается сделать мобильным. Он будет размещаться на многоосных колесных шасси минского производства. Новые ракеты создаются для дальнего (заатмосферного) эшелона перехвата системы А-235.

Российская система противоракетной обороны Москвы А-135 в настоящее время, согласно открытым источникам, не имеет противоспутникового потенциала. По утверждению Анатолия Басистова, который по 1998 год был генеральным конструктором системы, такая возможность имелась лишь технически, при возможном использовании заатмосферных ракет-перехватчиков 51Т6. Однако после 2006 года они якобы были сняты с вооружения после окончания ресурса нахождения на боевом дежурстве.

 

-=-

 

Ракетоносный невидимка

Разработчики стратегических ударных комплексов возвращаются на советские рельсы

Владимир Михайлов

Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/28379

 
Московский институт теплотехники в кооперации с рядом предприятий активно работает над созданием нового боевого железнодорожного ракетного комплекса (БЖРК) «Баргузин». В этой связи стоит вспомнить, что у нас уже имелся БЖРК РТ-23УТТХ («Молодец»), вызывавший серьезную озабоченность наших военно-политических оппонентов.

Долгие годы существование БЖРК в нашей стране и тем более данные об их облике были строго закрытой информацией. Деятельность в данной области велась с соблюдением строжайших режимных мер.

В самом начале развития ракетно-космических систем стало ясно, что сохранить в тайне расположение установок стратегических ракет не удастся. Тогда озвучивались разные мысли о характере, рассматривались разные сценарии будущих войн. Шли серьезные дискуссии с участием военных и промышленности. В результате одобрение получила доктрина гарантированного ответного удара, то есть сдерживания.

Соответственно потребовались меры по повышению боевой устойчивости наземных РК. Считалось, что подвижные ракетные комплексы (ПРК) или хотя бы их часть уцелеют и смогут участвовать в ответном ударе.

 

Эскизы будущего комплекса

Работы по ПРК развивались по двум направлениям. Подвижным грунтовым ракетным комплексом (ПГРК) занимался Московский институт теплотехники, а БЖРК – Министерство общего машиностроения СССР.

В программе разработки комплексов РТ-23 и РТ-23УТТХ, в том числе БЖРК, оказалась задействована уникальная кооперация предприятий промышленных министерств и Минобороны СССР. Качественно новая система требовала решения множества проблем в области технологий, новых материалов, элементной базы. Непосредственное государственное регулирование осуществляла Комиссия по военно-промышленным вопросам при Совете министров СССР. Минобороны выступало в качестве государственного заказчика, контролировало процесс, выполняло отдельные виды работ. Минобщемаш отвечало за задачу в целом и основные компоненты комплексов.

 
Головной организацией, занимавшейся созданием БЖРК РТ-23УТТХ, а также ракеты и двигателей первой ступени, стало днепропетровское КБ «Южное», руководимое генеральным конструктором Владимиром Уткиным.

КБ «Южное» трудилось совместно с ПО «Южный машиностроительный завод», они размещались на одной территории и образовывали совместно со смежными предприятиями днепропетровский ракетный куст. Павлогорадский механический завод, входивший в ПО, изготавливал и испытывал твердотопливные двигатели КБ «Южное», собирал и испытывал ракеты семейства РТ-23, комплектовал, тестировал и сдавал БЖРК.

Санкт-Петербургское КБ специального машиностроения отвечало за боевой железнодорожный комплекс в целом и пусковую установку (ПУ). Пермское НПО «Искра» – за комплекс третьей ступени. Московский НИИ автоматики и приборостроения – за систему управления. Подмосковный ЦНИИ машиностроения вел анализ перспектив развития ракетной техники, осуществлял экспертизу проектных материалов по комплексам, анализировал ход экспериментов. Всего в программе участвовало несколько сотен промышленных предприятий.

БЖРК рождался не на пустом месте. Базой для него служили проводившиеся в 50–60-х годах в СССР работы по различным РК. С другой стороны, в СССР много лет занимались и тяжелыми артиллерийскими системами на железнодорожных транспортерах. Накопился специфический опыт, послуживший отправной точкой для появления (разумеется, на другой технической основе) железнодорожных стартовых РК. Однако эта очевидно привлекательная идея оказалась крайне сложной в реализации. Уровень развития ракетостроения, твердотопливного двигателестроения, материалов, твердых топлив, систем управления был еще недостаточный. У военных и промышленников не сформировался единый взгляд на необходимые характеристики. Шли горячие дискуссии, многократно менялись тактико-технические задания. На происходящее большое влияние оказывала соблазнительная идея сэкономить время и деньги за счет создания единых ракет для различных комплексов или хотя бы унификации их основных элементов.

На первом этапе в 1967 году появился эскизный проект РК РТ-21, одним из вариантов которого стал железнодорожный комплекс. Вес РТ-21 с транспортно-пусковым контейнером (ТПК) оценивался в 42 тонны, длина вместе с ТПК – 17 метров. Ракета имела три ступени, на всех использовались твердотопливные двигатели со смесевым топливом.

Проект железнодорожного комплекса с РТ-21 показал принципиальную возможность появления подвижных железнодорожных комплексов межконтинентальной дальности и послужил прототипом для последующих разработок КБ «Южное».

Однако все работы по РТ-21 прекратили на стадии эскизов. Многочисленные обновления нуждались в новой элементной базе, топливах, материалах. При этом требования заказчика в лице Минобороны росли быстрее, чем возможности их реализации.

 

В погоне за пожеланиями заказчика

На следующей стадии КБ «Южное» поручается подготовка проекта комплекса РТ-22 с твердотопливной ракетой 15Ж43, стартовая масса которой должна была определяться исходя из габаритов шахтных ПУ, стоящих на вооружении РТ-2 и УР-100, а также с учетом возможности появления подвижного комплекса железнодорожного базирования. То есть речь шла об унификации. Исходя из этого стартовая масса 15Ж43 при межконтинентальной дальности составляла уже 70 тонн.

В 1969 году было получено принципиальное одобрение. Но перейти от активного проектирования к следующему этапу не удалось: заказчика не удовлетворяли эффективность ракеты, а также высокая стоимость и длительность создания комплекса. В 1973-м программу заморозили. Тем не менее возможность существенного повышения энергетики ракеты за счет применения новых топлив была доказана. Чрезвычайно важным оказалось и обеспечение мощностей для производства самих двигателей и их испытаний. Принципиальный сдвиг по твердотопливному направлению произошел на этапе работ по комплексу РТ-22, когда появился крупногабаритный твердотопливный 15Д122.

Далее последовало рождение семейства унифицированных крупногабаритных двигателей для первых ступеней ракет. Требовалось обеспечить общность конструкции двигателей первой ступени для РТ-23 и морской ракеты Д-19. КБ «Южное» и КБ машиностроения совместно занимались определением взаимоприемлемых характеристик. К маю 1973-го удалось выбрать параметры для первых ступеней обеих.

Полной унификации добиться не удалось, но большинство конструктивных решений по ЗД65 использовались и при создании 15Д206 для 15Ж44.

3Д65 вообще шел очень тяжело. Основные проблемы оказались связаны с обеспечением работоспособности системы управления вектором тяги, которое осуществлялось вдувом «горячего» газа в закритическую часть сопла. Многие испытания заканчивались авариями, каждая из них воспринималась как катастрофа. За счет героических усилий разработчиков и ведущих отраслевых институтов морской комплекс все-таки сдали в эксплуатацию.

На этом фоне в 1973 году приступили к созданию комплекса РТ-23 со стационарным шахтным стартом.

Перманентное повышение заказчиком требований к характеристикам, с одной стороны, требовало от КБ «Южное» постоянного поиска путей их реализации и в ряде случаев это приводило к оригинальным выводам, а с другой – безусловно, увеличивало время создания комплекса.

В результате разгоревшейся серьезной дискуссии по размерности ракеты принимается решение о стартовой массе около 100 тонн. Впоследствии уточнены следующие массогабаритные характеристики: стартовая масса ~106 тонн (с учетом ограничений по Договору ОСВ-2) и длина в транспортировочном положении – 21,9 метра (для обеспечения планируемого размещения в ПУ БЖРК). Ракета первоначально предполагалась с моноблочным боевым оснащением и предназначалась для установки в стационарных шахтных ПУ. Однако в 1979 году требования вновь изменились: посчитали целесообразным заменить моноблочную головную часть на разделяющуюся, способную нести до 10 боевых блоков и набор средств преодоления ПРО. Также поступило распоряжение о создании не только стационарного комплекса с 15Ж44, но и боевого железнодорожного комплекса с 15Ж52 (на основе 15Ж44).

 

Осторожно, крыша открывается

Параллельно рождению ракеты шли работы над боевым железнодорожным стартовым комплексом (БЖСК). Требовался очень большой объем наземного экспериментального оттачивания элементов ракеты и стартового комплекса, их систем. Для проведения нескольких циклов транспортных испытаний подготовили три специальных поезда.

15Ж61 БЖРК РТ-23 в окончательном виде в ТПК имела длину 21,9 метра, в полете с наддутым наконечником она увеличивалась до 23 метров. Диаметр – 2,4 метра. Стартовый вес – 104,5 тонны. Серьезное оснащение включало, в частности, до 10 боевых блоков.

Ракета в вагоне находилась в ТПК. При эксплуатации она из него не извлекалась. Открывающуюся крышу вагона использовали не только при пуске, но и при технологических операциях.

При проведении пуска БЖРК останавливался, если находился в движении. Затем специальной системой отводилась в сторону контактная электрическая сеть, выставлялись дополнительные боковые опоры пускового вагона и элементы системы прицеливания. После этого открывалась крыша и при помощи пневматического привода с пороховым аккумулятором давления ТПК с ракетой поднимался в вертикальное положение. Затем производился минометный старт.

Одна из главных задач при создании БЖСК – необходимость снизить до допустимых величин нагрузки на оси стартового вагона. Масса ПУ вместе с ракетой в ТПК превышала 200 тонн, что при разумном количестве осей способствовало недопустимой нагрузке на каждую. Проблему решили путем передачи части нагрузки на смежные, передний и задний вагоны с помощью специальных устройств и применения увеличенного количества осей – двух четырехосных тележек вместо обычных двух двухосных. Такой прием снижения нагрузки на ось с разложением ее на смежные вагоны прежде использовался в тяжелых артиллерийских железнодорожных установках. Силовые элементы трехвагонного сцепа скрыли в межвагонных переходах.

Сцеп из трех вагонов являлся пусковым модулем, который при нормальной эксплуатации не делился. В БЖРК имелось три таких модуля. При необходимости каждый из них мог уходить на маршруты патрулирования самостоятельно (достаточно было прицепить один из имеющихся в БЖРК тепловозов).

Для обеспечения пусков на электрифицированных участках дорог спроектировали довольно сложную систему закорачивания и отведения контактной сети. Это было необходимо, чтобы обеспечить пуск с любого пункта маршрута патрулирования. БЖРК оснащался аппаратурой не только обычных систем связи, но и специальной системой боевого управления.

По длительности пребывания личного состава в замкнутом пространстве, условиям труда и обитаемости БЖРК оказался сходен с ракетной подводной лодкой. В вагонах БЖРК личный состав размещался в купе. Имелись склады продовольствия и расходных материалов, кухни, столовые. Места боевого дежурства по своему дизайну напоминали рабочие места персонала стационарных РК.

Летные испытания БЖРК РТ-23, затем и РТ-23УТТХ проводились на полигоне Плесецк под руководством государственной комиссии. Первый пуск 15Ж44 для стационарного старта состоялся в октябре 1982 года. Апробация 15Ж52 из БЖРК началась в январе 1984-го.

Сразу стала очевидна необходимость дальнейшего повышения характеристик ракеты, дооснащения стартового комплекса. Был разработан специальный план мероприятий, необходимых для комплекса с улучшенными тактико-техническими характеристиками (УТТХ). БЖРК с УТТХ получил наименование «Молодец».

Первый пуск РТ-23УТТХ (15Ж61) из БЖРК состоялся в апреле 1985 года, еще до завершения пусков РТ-23 (15Ж52) с железнодорожного старта. Летные испытания БЖРК РТ-23УТТХ завершились в декабре 1987-го. Позднее, в 1998 и 1999 годах проводились еще два проверочных пуска.

 

Боевое дежурство с выездом и без

Освоение БЖРК началось в костромской ракетной дивизии. Первый полк сформировали заблаговременно, еще в 1983 году. Командованию дивизии и полка пришлось практически с нуля осваивать новую железнодорожную технику, создавать учебно-материальную базу, оборудовать посты для несения дежурства и места стоянок БЖРК.

Первый ракетный полк с РТ-23УТТХ встал на опытно-боевое дежурство в октябре 1987-го. Всего были развернуты три ракетные дивизии, вооруженные БЖРК с РТ-23УТТХ. В них эксплуатировалось 12 БЖРК, каждый из которых был полком. На его вооружении находился один железнодорожный состав с тремя ПУ.

Вопреки бытующему мнению БЖРК не «носились» по всей стране, хотя и могли. Их эксплуатация велась в выделенных для каждой дивизии позиционных районах. В каждом имелся пункт постоянной дислокации, в котором поезда обслуживались. Составы располагались на расстоянии нескольких километров друг от друга в стационарных сооружениях. При повышении степеней боевой готовности они могли рассредоточиваться на маршрутах боевого патрулирования. При движении по железнодорожной сети страны БЖРК позволял оперативно менять стартовые позиции до тысячи километров в сутки.

После принятия решения о развертывании БЖРК Министерство путей сообщения СССР провело масштабную работу для подготовки будущих маршрутов боевого патрулирования. Проведена модернизация нескольких тысяч километров путей.

Особенностью БЖРК было то, что перед тем как он мог прибыть в пункт постоянной дислокации, его перемещали с завода-изготовителя в Павлограде на расположенную вблизи станцию. На ней выдерживали в течение семи суток, показывая всем средствам космической разведки партнеров по Договору об СНВ. И только после этого отправляли в пункт постоянной дислокации. Формально это вытекало из советско-американских договоров по контролю за стратегическими вооружениями. Другая и более веская причина – показ потенциальному агрессору реально существующих систем, способных нанести ответный удар.

Что же касается идентификации противником БЖРК на маршруте патрулирования, то полностью поездом-невидимкой он не был. Опытный специалист мог увидеть, что это необычный поезд. Но куда и когда он дальше проследует, достоверно не определялось.

Практика показала, что при четко отработанной системе предупреждения о нападении противника и системе управления движением БЖРК, предусматривающей экстренный выход его с места стоянки, поразить его или вывести из строя не представлялось возможным. БЖРК за это время мог удалиться на расстояние, гарантирующее его выживание. В угрожаемый период с приведением войск в высшие степени боевой готовности интенсивность перемещения БЖРК на маршрутах патрулирования могла быть серьезно увеличена.

До 1991 года БЖРК трех дивизий РВСН несли боевую службу на железнодорожных магистралях СССР. Это являлось проблемой для военно-политического истеблишмента США. Америка постоянно давила на руководство СССР с тем, чтобы оно ликвидировало эту угрозу. И достигла в этом успеха. В 1991 году принимается решение нести боевое дежурство БЖРК на базах без выезда на железнодорожную сеть страны. Это практически полностью лишало какого-либо смысла существование БЖРК. Более 10 лет БЖРК стояли, что называется, на приколе.

В следующем Договоре СНВ-2, подписанном в январе 1993 года, ключевым положением стала ликвидация всех МБР «тяжелого класса» и подвижных ракетных комплексов. В ответ на инициативу США о якобы прекращении разработки МБР «МХ» железнодорожного базирования руководство нашей страны поспешило объявить об отказе от дальнейшего развертывания и модернизации МБР РС-23УТТХ.

 

Король сухопутного океана

Гарантийный срок эксплуатации комплекса БЖРК 15П961 был вначале сравнительно небольшим. Затем его продлили до 15 лет. Соответственно использование самых первых комплексов, поставленных на дежурство, стало невозможным в 2001 году. Срок службы всех 15Ж61 по естественным причинам ограничивался серединой 2000-х.

В отличие от отечественных ракет с ЖРД, которые сохраняют боеготовность в заправленном состоянии по три десятилетия, ракеты с РДТТ по специфике применяемых топлив имеют меньший срок службы.

В США для продления сроков эксплуатации ракет семейства «Минитмен» применялось удаление из корпусов двигателей твердотопливных зарядов и последующее заполнение их новым топливом. Однако в условиях разрыва политических и экономических связей между Россией и Украиной, дефицита средств, неустойчивого функционирования финансовых систем, катастрофической деградации управляющих органов, вымывания из них квалифицированных и опытных специалистов выполнение такой программы применительно к РТ-23УТТХ (15Ж61) оказалось нереально.

Так что вывод из эксплуатации и последующая ликвидация 15Ж61 в 2002–2006 годах имели под собой не только политические, но и технические, а также организационные причины. В сентябре 2005-го с боевого дежурства сняли последнюю ракетную дивизию БЖРК. К началу 2007 года все 15Ж61 были утилизированы (на американские средства), а ПУ ликвидированы.

История БЖРК могла бы иметь продолжение, ведь одновременно с принятием на вооружение железнодорожного комплекса с РТ-23УТТХ КБ «Южное» приступило к проектным работам по перспективному твердотопливному комплексу «Ермак» (РТ-23УТТХМ). Был учтен весь полученный опыт, применены новые материалы и топлива. Программу заморозили по политическим причинам.

В современных условиях наличие в России дееспособной армии, включающей эффективные в любых условиях СЯС, остается мощным фактором международной стабильности, гарантией национального суверенитета. Они должны выжить в случае удара по России и нанести потенциальному агрессору неприемлемый ущерб, блокировав его нежелательные действия. Нет никакого сомнения, что если бы Россия на рубеже веков не сохранила пусть сокращенный, но дееспособный потенциал стратегических ядерных сил, история пошла бы совсем по иному пути.

ПРК – одно из эффективных средств стратегических ядерных сил. Недаром США добились их ликвидации Россией. БЖРК в некотором смысле является эквивалентом атомных подводных лодок с БРПЛ, самым большим плюсом которых оставалась трудность обнаружения и соответственно поражения. Но подводные лодки, действуя в Мировом океане вне территориальных вод страны, трудно управляемы и могут подвергаться воздействию самых разных разведывательных и ударных средств. Причем эти средства быстро развиваются. Лодки нуждаются в постоянной защите и поддержке весьма дорогостоящими и сложными средствами флота.

В то же время Россия обладает уникальным ресурсом – огромной суверенной территорией, и в этом сухопутном океане БЖРК сложно не только обнаружить, но и поразить. А использование существующих природных и рукотворных укрытий делает эту задачу еще сложнее. Кроме того, эксплуатировать простые железнодорожные средства, а также пункты постоянной дислокации на своей территории намного проще и дешевле, чем подводные лодки с БРПЛ.

Особый интерес мобильные железнодорожные комплексы представляют как эффективное средство противодействия новому подходу США к развертыванию системы ПРО с приоритетом морского базирования, средства которого могут быть переброшены в любой район океана. Но еще быстрее могут перебрасываться по территории России БЖРК. В силу этого развертывание сегодня работ по созданию БЖРК «Баргузин» является важнейшей стратегической задачей.

Владимир Михайлов


Подробнее: http://vpk-news.ru/articles/28379

 

-=-

 
Армия народа

Что нам НАТО и что не надо

Александр Храмчихин

http://vpk-news.ru/articles/28380

 
России нужна большая армия, укомплектованная в том числе и по призыву, ориентированная на войну в традиционном понимании. Нельзя повторять ошибки Запада, даже если они кажутся кому-то передовым опытом.

Мысль, будто классическая война «армия против армии» ушла в прошлое, стала в последние годы чуть ли не общим местом. Почти аксиомой считаются утверждения типа «никогда больше не будет крупномасштабных танковых сражений». При этом доказательство по сути одно: таких сражений давно не было. Мягко говоря, неубедительно.

На самом деле ситуация прямо обратная: классическая война не просто никуда не делась, ее значение лишь возрастает. Как показывает опыт последних лет, высокотехнологичная и сетецентрическая война – очередной этап развития классической войны. Ее форму все чаще принимает даже мятежевойна. Что касается новомодной концепции гибридной войны, она является откровенно ложной. Гибридная война – синоним войны вообще, не более того. Об этом подробно сказано в статье «Высокоточная стрельба вхолостую».

Многочисленные кадры из Ирака и Йемена подтвердили то, о чем мы все догадывались, но боялись произнести вслух: «Абрамсы» и «Брэдли» горят и взрываются от попадания ПТУР ничуть не хуже, чем Т-72 и БМП-2. Одновременно все нынешние войны на Украине, на Ближнем Востоке и в Африке подтвердили и то, что как бы хорошо ни горела бронетехника (независимо от места ее изготовления), обойтись без нее совершенно невозможно. Нет ей никаких даже чисто теоретических заменителей. О чем тоже можно было догадаться. Во время Второй мировой было уничтожено свыше ста тысяч танков, но вывод из этого факта сделан один: танков нужно как можно больше и как можно лучшего качества. С тех пор в этом плане ничего не изменилось.

 

Гремя огнем, сверкая блеском стали

Последние военные конфликты показали: пора избавляться от фетишизации авиации, что стало очередным общим местом после «Бури в пустыне» и Югославии-99. Многомесячные действия ВВС европейских стран НАТО в Ливии не принесли по сути ничего, хотя было истрачено несколько тысяч высокоточных боеприпасов, а противник вообще не имел ПВО. Свергнуть Каддафи удалось лишь с помощью спецоперации. В гражданских войнах на Украине и в Сирии правительственные войска обладают монополией на применение авиации, но им это не помогло. И те, и другие формально имели более 500 боевых самолетов и вертолетов, но все еще советского производства, крайне изношенные и уязвимые для наземной ПВО. Поэтому украинские ВВС иссякли через четыре месяца войны, сирийские хоть и летают до сих пор, их влияние на происходящее весьма ограниченно. И даже российская авиация коренного перелома пока не обеспечила, она всего лишь спасла Асада от скорого краха. Более современные самолеты натовско-арабской коалиции, якобы воюющей против «Исламского халифата», победы над этим террористическим образованием также не обеспечили (впрочем, скорее всего и не собирались). Многочисленные и очень современные самолеты американского производства ВВС «аравийской коалиции» (у самих США F-15 и F-16 гораздо старше, чем у Саудовской Аравии и ОАЭ) убили в Йемене несколько тысяч мирных жителей, но до сих пор не разгромили хоуситов (хотя война идет уже восемь месяцев) и не спасли собственные сухопутные войска от очень серьезных потерь в людях и технике. Из всего этого, разумеется, ни в коем случае не следует, что авиация бесполезна. Просто одной ею войны не выигрываются. Они выигрываются, как и раньше, на земле.

В связи со всем этим нам надо навсегда забыть некогда очень популярный тезис о том, будто Российская армия должна быть «маленькой, профессиональной, ориентированной на борьбу с международным терроризмом под прикрытием ядерного зонтика». К счастью, мы не успели ступить на этот самоубийственный путь и уподобиться Европе, которая добровольно лишила себя военной силы, решив, что крупной войны никогда не будет. На самом деле Российская армия, как и всегда раньше, должна быть большой, призывной (точнее – смешанной) и ориентированной на классическую войну, причем по всем азимутам. Ядерный зонтик, разумеется, абсолютно необходим, при этом он никакой гарантией ни от чего не является (но это отдельная тема). Противопартизанскую и антитеррористическую войну на собственной территории должны вести внутренние войска (иначе непонятно, для чего они вообще существуют). ВС тоже обязаны уметь осуществлять подобные операции (особенно ВДВ, спецназ и фронтовая авиация), но это ни в коем случае не главная их задача.

К счастью, Россия не успела заболеть «авиационным фетишизмом», поэтому нет необходимости от него излечиваться. Основой наших обычных сил остаются Сухопутные войска. В них должно быть много танков и БМП на танковых шасси. То есть необходимо развивать семейство «Армата», пожертвовав ради него «Курганцем» и «Бумерангом», в которых нет никакой необходимости, об этом уже говорилось («Арматами» по санкциям»). Артиллерия, в том числе реактивная, осталась богом войны, что подтвердили события на Украине, поэтому ее тоже должно быть много. Авиация обеспечивает наземные операции, а не заменяет их. Можно только порадоваться тому, что она получает ценнейший боевой опыт в Сирии, где именно этим и занимается.

Что касается высокотехнологичности и сетецентричности, здесь Россия обладает «преимуществом отсталости», то есть имеет возможность учитывать чужие ошибки. В частности, осознать: качество ни в коем случае не отменяет и не заменяет количества, а боеприпас не должен быть сопоставим по цене с целью. Главное же то, что нам высокотехнологичность и сетецентричность нужны не для превращения войны в компьютерную игру и «избиения младенцев», то есть многократно более слабых противников, а для войны с себе подобными – армиями также большими, высокотехнологичными и сетецентричными. Именно к таким предельно тяжелым и жестоким войнам необходимо готовить личный состав. При этом необходимо максимально развивать и совершенствовать те классы вооружений, в которых мы наиболее сильны и которые дадут нам очень большое асимметричное преимущество в высокотехнологичной войне – наземную ПВО и средства РЭБ (а в ВМФ – подводный флот). Вообще очень важно не копировать никого из основных потенциальных противников, а быть асимметричными по отношению к ним, развивая уже имеющиеся преимущества.

 

Есть такая профессия

В связи со всем этим нельзя не затронуть вечный вопрос комплектования ВС рядовым и младшим командным составом. Вариантов здесь может быть четыре: призывники, контрактники, наемники, добровольцы. В подавляющем большинстве случаев призывниками и контрактниками комплектуются регулярные ВС, наемниками – ЧВК, добровольцами – иррегулярные формирования, ведущие мятежевойну.

По уровню боевой подготовки на первом месте из этих категорий находятся, конечно, наемники («дикие гуси», «псы войны»). Именно они являются истинными профессионалами военного дела. Что касается трех остальных категорий, то ранжировать их по уровню боевой подготовки невозможно, здесь все зависит от конкретных случаев и условий. С точки зрения мотивации на первом месте, разумеется, добровольцы, которые идут не просто служить, а воевать, причем за идею. Мотивация наемников тоже очень высока, но они воюют исключительно за деньги, то есть их можно просто перекупить, чем они и опасны. Уровень мотивации призывников также должен быть высок, они отдают долг Родине (правда, далеко не всегда их самоощущение действительно является таковым). На последнем месте заведомо контрактники, которые приходят служить за деньги. Именно служить, чтобы эти деньги получать, но отнюдь не воевать, рискуя умереть (зачем тогда деньги?). Наемники идут на риск смерти сознательно из-за специфического психологического устройства, у контрактников оно совершенно другое: умирать они не собираются. Более высокой будет мотивация того контрактника, который до этого отслужил по призыву. Разумеется, нельзя забывать и о том, что только с помощью призывной системы можно создать в стране значительный мобилизационный резерв на случай большой войны, особенно если речь идет о внешней агрессии.

Кадры из Йемена, демонстрирующие разгром саудовских колонн хоуситами, вызывают даже некоторое недоумение: а учили ли вообще саудитов воевать? Излишне говорить, что саудовская армия – «профессиональная», то есть полностью контрактная. Перед нами очередное подтверждение того, что подобные ВС не имеют ни мотивации, ни подготовки и проигрывают в бою всегда, если только не обладают подавляющим численным и главное – технологическим превосходством над противником, как ВС США. Впрочем, у саудитов и их союзников по «аравийской коалиции» тоже имеется абсолютное численное и технологическое превосходство над хоуситами. Но не помогает, ибо саудиты – «профессионалы». А против них воюют добровольцы, у которых не очень хорошо с техникой, зато отлично с мотивацией. С другой стороны, призывная сирийская армия, которая сейчас де-факто стала добровольческо-призывной, демонстрирует просто феноменальную устойчивость в тяжелейшей гражданской войне.

Если страна воюет или считает высокой вероятность войны, то она может иметь только призывную армию. Это очевидно. Отменив призыв из чисто популистских соображений (еще при Януковиче), Украина вернулась к нему сразу после того, как в стране началась гражданская война. Призыв на Украине идет не очень успешно, что обусловлено, мягко говоря, непростым психологическим состоянием общества, но отчасти компенсируется наличием добровольцев. В итоге боеспособность украинской армии оказалась гораздо выше, чем можно было ожидать, исходя из того катастрофического состояния, до которого ее довели четыре предыдущих президента страны. Литва восстановила призыв, посчитав высокой вероятность нападения России. В данном случае не имеет значения, насколько правы литовцы в оценке вероятности агрессии, речь о том, что если страна готовится реально воевать, армия должна быть призывной. Более того, такая армия истинно народная и она естественна для демократических обществ. На сегодня мы имеем два примера референдумов о принципе комплектования ВС. Они прошли в 2013 году в Австрии и Швейцарии, которым уж точно не угрожает внешняя агрессия. Тем не менее в обоих случаях население проголосовало за сохранение призыва. А в Норвегии, выбившейся из общеевропейских тенденций, в том же 2013-м введен призыв даже для женщин.

В связи с заметным улучшением внутренней ситуации в ВС РФ у нас разговоры о необходимости создания «профессиональной армии», к счастью, в последнее время почти прекратились. Стало окончательно ясно: армия должна быть смешанной. При этом необходимо окончательно прийти к тому, что контрактником может стать только тот, кто отслужил полный год по призыву, а потом прошел жесткий отбор.

Необходимо также целенаправленно добиваться понимания: воинская профессия принципиально отличается от всех остальных тем, что подразумевает обязанность умереть по приказу Родины. Каждый потенциальный контрактник должен предельно четко осознавать, что именно за эту готовность Родина обязуется платить ему достаточно хорошие деньги. Поэтому контрактник не может выбирать себе место службы на территории страны или за ее пределами и не имеет права отказываться от участия в боевых действиях. Невыполнение приказа должно вести как минимум к немедленному увольнению из рядов ВС по дискредитирующей статье без всяких выплат и без права на новый контракт, как максимум – к военному трибуналу.

Последние военные конфликты в очередной раз подтвердили, что «профессионализация» армии более или менее равносильна ее ликвидации. Подобная армия становится неким симулякром, который не выдержит столкновения ни с каким серьезным противником.

Принцип комплектования ВС по-прежнему имеет очень высокое значение потому, что психологический фактор на войне остается важнейшим. По той же самой причине: только воинская профессия подразумевает обязанность умереть.

Соответственно если граждане некой страны категорически не готовы умирать ни за какую идею, то есть вооруженные силы и общество в целом не готовы к сколько-нибудь серьезным потерям, то армии фактически нет. Потому что ее невозможно применить даже для обороны.

Из-за значительного роста уровня жизни, снижения рождаемости и доминирования в обществе идеологии гедонизма, постмодернизма, толерантности и политкорректности именно такая беда произошла почти со всеми европейскими странами. Если в годы холодной войны они вынуждены были заниматься серьезным военным строительством, то после ее окончания европейцы сами себя убедили, что больших конфликтов больше не будет, остаются лишь «борьба с терроризмом» и миротворческо-полицейские операции в слаборазвитых странах. Поэтому произошли тотальный переход от призывных армий к контрактным, сильнейшее сокращение вооружений и техники, предназначенных для ведения классической войны, а также военных расходов в пользу социальных. При общем сокращении военных бюджетов наблюдался значительный рост расходов на содержание личного состава, поскольку даже в мирное время люди готовы служить лишь за очень большие деньги, а в военное – за огромные, но при этом так, чтобы их ни в коем случае не убили. Кроме того, современная техника и высокоточные боеприпасы стали очень дорогими, поэтому Европа способна приобретать их в микроскопических количествах и совершенно не готова терять. То, что полвека назад считалось расходным материалом, теперь стало буквально на вес золота. В итоге Европа уже сейчас перестала быть реальной военной силой. Переориентация с классической войны на «борьбу с терроризмом» привела к тому, что европейские армии не могут ни вести классическую войну, ни бороться с терроризмом. В очередной раз мы это наблюдаем сейчас, когда Франция (ядерная держава!) просто неспособна в одиночку воевать против «халифата», а остальные страны – члены ЕС категорически отказываются ей помогать.

США обладают огромным военным потенциалом, выше там и психологическая готовность общества к войне. Тем не менее, хотя и с заметным отставанием, Америка движется по описанному выше европейскому пути. В частности, Пентагон уже официально объявил, что США больше не будут вести никаких наземных войн, даже ограниченных типа иракской или афганской. Разве что спецоперации. Достаточно велика боеспособность ВС Турции (поскольку это страна не европейская), но Анкара ведет очень сложную геополитическую игру, вспоминая о своем членстве в НАТО только тогда, когда ей это удобно.

 

Жертвы культа

По всем этим причинам «сильнейший в мире военный блок» превратился в чисто виртуальную величину. Его суммарный потенциал формально очень велик, хотя и продолжает неуклонно сокращаться, но бесполезен – альянс готов его применить только в том случае, если заведомо не подразумевается сопротивления и потерь. Причем точка невозврата явно пройдена – ведь сломать сложившиеся психологические установки в западных обществах невозможно да никто и не собирается этого делать. Наоборот, вышеупомянутые постмодернизм, толерантность и политкорректность на сегодняшнем Западе стали таким же «единственно верным учением», каким в СССР считался марксизм-ленинизм.

Все сказанное прекрасно подтвердилось украинским кризисом. Антироссийская истерия на Западе стала в первую очередь отражением паники. В НАТО совершенно серьезно испугались российской агрессии, понимая, что отразить ее неспособны. При этом, однако, никаких реальных усилий по изменению ситуации предпринято не было. И в 2014, и в 2015 году в НАТО продолжились общие сокращения вооружений и военных расходов. Не принято ни одной новой военной программы, не сформировано ни одной новой воинской части. «Меры по защите Восточной Европы» с переброской в этот регион нескольких пехотных батальонов или даже рот на ротационной основе (чтобы «воины» не перенапряглись в «прифронтовой зоне», то есть в рижских и варшавских кабаках) носят откровенно гротескный характер.

Россия на бумаге гораздо слабее НАТО, но фактически сильнее альянса. Наше качественное и количественное отставание в вооружениях и технике отнюдь не столь велико, как это принято считать, а по некоторым компонентам превосходство на нашей стороне. Особенно учитывая тот факт, что в последние три-четыре года Россия производила больше техники, чем все НАТО (включая США). Главное же – ВС РФ могут быть реально применены, причем в очень значительных масштабах и в войнах любого типа. Общество и сама армия к этому вполне психологически готовы. То есть в распоряжении России есть силовой инструмент, у НАТО – нет.

В итоге, как показали события на Кавказе, на Украине, в Сирии, если некто (даже «непризнанный») выбрал своим союзником Россию, то ему гарантированы реальная помощь и защита в критической ситуации. Если страна или оппозиционная группировка выбрала своим союзником НАТО, то ей гарантировано жестокое избиение со стороны России при полном отсутствии помощи со стороны «самого мощного альянса в истории».

Автор не занимается пропагандой, он лишь констатирует очевидные факты. Сохраняющийся в мире, в том числе на постсоветском пространстве, культ НАТО все больше напоминает религиозный. Именно потому, что он прямо противоречит очевидным фактам. Впрочем, у этого культа очень опытные жрецы. Не только в Вашингтоне и Брюсселе (их мотивация очевидна), но и в Москве (нашему руководству очень нужен внешний враг в качестве пугала для населения). Но необходимо отметить: продолжая без конца рассказывать о натовской военной мощи, наша страна тем самым все больше наносит вред самой себе. Как показывают те же примеры Грузии, Украины, Сирии, не только обыватели, но и люди, облеченные властью, очень часто мыслят мифами и штампами, а не фактами. Раздувая натовский миф, Москва сама подталкивает в сторону НАТО некоторые страны, которые, если бы смотрели правде в глаза, могли бы стать нашими союзниками.

Россия внезапно и скачкообразно перешла в последние годы в новое геополитическое качество, поскольку готова задействовать силовой инструментарий в отличие от ослабевшего «гегемона». При этом не надо обольщаться – переход в новое качество обусловлен в первую очередь не нашими успехами, а грубыми ошибками Запада. Большая опасность в том, что наш традиционный неизживаемый «западноцентризм» может привести и к повторению их ошибок, которые у нас по инерции примут за «передовой опыт цивилизованных стран». Нельзя жертвовать количеством ради качества и самое главное – нормальной армией ради «компактной профессиональной». Нельзя забывать о том, что самая дорогая для страны армия – та, на которой экономят. И вообще нельзя придумывать себе очередное «единственно верное учение» вопреки здравому смыслу.

Александр Храмчихин,
заместитель директора Института политического и военного анализа

http://vpk-news.ru/articles/28380

 


Гори огнем, турецкий бензовоз

Запад не собирается проливать кровь за отдых в Анталье

Александр Храмчихин

http://vpk-news.ru/articles/28381

 
Гибель российского бомбардировщика Су-24 в Сирии была, объективно говоря, неизбежна. Имеется в виду, разумеется, не конкретный самолет, а вообще инцидент подобного рода.

Дело в том, что Россия, начав воевать в Сирии, наступила на интересы слишком многих стран. В первую очередь это создатели и «генеральные спонсоры» запрещенного в России «Исламского халифата» (или «Исламского государства») – Турция и Катар. Разумеется, на словах они тоже ведут «борьбу с терроризмом», но их истинная роль в сирийском конфликте уже даже не секрет Полишинеля (Саудовская Аравия, конечно, тоже не совсем в стороне, но она все-таки больше поддерживает свое старое порождение – «Аль-Каиду» и ее производные, которые для «халифата» конкуренты, а не союзники). Аналогичным уже даже не секретом является совместный бизнес Анкары и «халифата»: Турция покупает у него нефть по демпинговым ценам как для внутреннего рынка, так и для реэкспорта уже по мировым. После того как российские самолеты начали целенаправленно отстреливать бензовозы, Турция просто не могла не отреагировать. Ответом стало уничтожение Су-24. Также, вероятно, Анкара всерьез испугалась того, что французский президент сможет добиться создания антихалифатской коалиции, причем с участием России, что для Турции совершенно неприемлемо. Наконец, не в последнюю очередь (а то и в первую) Эрдогана взбесило то, что Москва сломала его амбициозные геополитические планы, в ряду которых свержение Асада стояло на первом месте: Анкара уже приложила для этого огромные усилия и затратила очень значительные средства, которые хотя бы частично планировалось «отбить» за счет халифатской нефти.

Обстоятельства инцидента не оставляют сомнений в том, что самолет был сбит намеренно и целенаправленно, причем эта операция тщательно планировалась. Даже если полностью верить турецкой версии событий и игнорировать российскую, бомбардировщик находился в чужом воздушном пространстве менее минуты. За это время турки не успели бы поднять истребители, то есть машины были подняты заранее для организации воздушной засады. Су-24 шел не в глубь воздушного пространства Турции, что действительно можно было бы расценить как угрозу, а параллельно границе, срезая ее выступ. Таким образом, только войдя в ее воздушное пространство (если это на самом деле было), он сразу же из него выходил, заведомо не неся никакой, даже локальной угрозы. Более того, он находился в воздушном пространстве Турции (исходя опять же из версии Анкары) настолько короткое время, что F-16 начал атаку на Су-24, когда наш бомбардировщик был еще над Сирией, а завершил, когда тот был уже над Сирией, то есть действия абсолютно неправомерны. За период после окончания Второй мировой подобных «срезаний выступов» и «чирканий по границе» были тысячи на всех континентах, но никто при этом формальных нарушителей не сбивал даже в разгар холодной войны. Образец поведения продемонстрировал в эти дни Израиль, в чье воздушное пространство на несколько секунд залетел российский Су-34. Евреи констатировали, что никакой угрозы для их страны самолет заведомо не нес, поэтому сбивать его не было необходимости.

Совершенно очевидно и то, что турецкий летчик не просто ни о чем не предупреждал российских, но и не включил бортовую РЛС, поскольку в любом из этих случаев (либо услышав предупреждение, либо зафиксировав работу по себе РЛС противника) российские самолеты немедленно повернули бы на юг (очевидно, со снижением), чтобы уйти от атаки. Стало быть, F-16 вышел в заднюю полусферу Су-24 на визуальную видимость для пуска ракеты с ИК ГСН и, таким образом, прекрасно знал, что перед ним именно российские самолеты. Описанный сценарий является единственно возможным, повторим, даже если исходить из турецкой версии траекторий самолетов – участников инцидента.

Соответственно ни о какой «защите суверенитета Турции» здесь нет и речи, налицо спланированная акция с целью уничтожения российского бомбардировщика. Анкара сама в этом призналась, поскольку из ее собственной версии никаких других выводов сделать нельзя. В позапрошлом и даже в прошлом веке для России это было бы совершенно законным casus belli.

Реакция российского руководства на случившееся несколько удивительна: похоже, оно на самом деле не ожидало от Анкары подобного шага. Притом что прекрасно знало о вышеупомянутых секретах Полишинеля. Не могло не знать и того, что по всем принципиальным геополитическим вопросам (не только Сирия, но и Крым, ситуация в Закавказье) позиция Анкары не просто не совпадает с позицией Москвы, но прямо ей противоположна, а сложная геополитическая игра Турции по созданию новой Османской империи идет вразрез с интересами России. Видимо, в Кремле всерьез верили в то, что газовые трубы, туризм и некоторая антизападная фронда Эрдогана делают нас партнерами и чуть ли не союзниками. Из-за такой удивительной слепоты политического руководства страны грубую ошибку совершило и командование российской группировки в Сирии: оно было обязано обеспечить сопровождение ударных самолетов, работающих вблизи турецкой границы, истребителями, тем более что на месте они есть (4 Су-30). Если бы это сопровождение было, никакой атаки со стороны турок однозначно не случилось бы.

Теперь Москва демонстрирует тотальное «прозрение» по поводу действий Анкары. Оно выражается в весьма жесткой форме, поэтому очень хочется верить, что «ослепнуть» обратно уже не удастся и игры в «союз» с Турцией завершатся как минимум на обозримое будущее (особенно желательно похоронить безумный проект «Турецкого потока»). Очевидный противник наконец-то признан таковым. Что ж, лучше поздно, чем никогда. Очень хотелось бы увидеть аналогичное «прозрение» в отношении Саудовской Аравии и Катара. Хотя, наверное, нельзя требовать невозможного. Тем более наивно ожидать аналогичного «прозрения» насчет Китая, который как раз в эти дни создал с Турцией, Грузией и Азербайджаном консорциум по транспортировке своих грузов в Европу в обход России. Предполагается, что в следующем году к этой четверке присоединится Украина.

Возникает вопрос, возможно ли полномасштабное военное столкновение между ВС РФ и Турции. Военный потенциал последней достаточно подробно рассмотрен в статье «В тесном блоке с радикалами». Турецкая армия очень велика, довольно хорошо подготовлена, устойчива к потерям, но большая часть ее боевой техники сильно устарела. К наиболее современным образцам, которые могут создать проблемы для ВС РФ, относятся 72 американские тактические ракеты ATACMS (ПУ для них являются РСЗО MLRS) и не менее 100 собственных J-600T, скопированных с китайских В-611, 354 немецких танка «Леопард-2А4», 15 американских РСЗО MLRS (227 мм) и 80 Т-300 «Касырга» (новейшие китайские WS-1, 302 мм), 240 тех самых истребителей-бомбардировщиков F-16 (181 С, 59 D), 14 подлодок проекта 209 немецкой постройки и восемь немецких же фрегатов МЕКО2000. Также в этом ряду следует упомянуть имеющиеся у турок российские ПТРК «Конкурс» и «Корнет», ПЗРК «Игла».

Совершенно, впрочем, очевидно, что если Анкара решится на нанесение даже ограниченного удара по российским войскам и силам в Сирии, последует ответ по территории самой Турции, причем очень масштабный. Скорее всего в Анкаре это уже осознали. Поэтому уничтожение российского бомбардировщика на самом деле разрушает давнюю идею Турции о создании на севере Сирии «освобожденной бесполетной зоны». Россия заведомо не признает эту зону, распространяя на нее боевые действия (в том числе и против ВС Турции, если таковые там окажутся). Более того, переброска в Сирию ЗРС С-400 позволяет уже нам создать вполне реальную бесполетную зону почти над всей территорией Сирии, при этом в радиусе поражения оказывается и значительная часть Турции. Это коренным образом меняет всю военную ситуацию. Заявления Эрдогана о том, что уничтожение турецких самолетов над Сирией он расценит как агрессию против Турции, совершенно изумительны с точки зрения международного права, но почти наверняка останутся пустыми словами.

Инцидент с российским самолетом в очередной раз подчеркнул абсолютную виртуальность нынешнего НАТО. Она уже в полной мере проявилась в ситуации с Грузией и Украиной, но ее формально можно было списать на то, что эти страны, несмотря на безоговорочную прозападную ориентацию, все же не являются членами альянса, соответственно юридических обязательств перед ними организация не несет. Турция членом НАТО является, при этом ее ВС – вторые по боевому потенциалу после американских. В последние годы Анкара весьма вольно относилась к своему членству в альянсе, но сбив Су-24, немедленно о нем вспомнила и потребовала защиты. Ответ был абсолютно ожидаемым, точнее – единственно возможным: НАТО выразило словесную поддержку Анкаре и предложило ей самой решать свои проблемы в отношениях с Москвой. И дело, безусловно, не в том, что в Вашингтоне и в Брюсселе прекрасно понимают то, о чем говорилось выше: турки сбили Су-24 намеренно и целенаправленно. Дело в том, что на серьезную войну (а война с Россией самая серьезная из возможных) альянс сегодня неспособен. Соответственно даже если Турция получит удары по своей территории, никто ее спасать не будет (предлогом станет именно то, что нарвалась сама).

В заключение хочется сказать о реакции некоторых российских политиков, экспертов и журналистов (почти исключительно либеральной направленности) на введенные против Турции санкции. Прозвучали высказывания о том, будто эти меры ударят по простым российским людям (они не смогут покупать турецкие помидоры и отдыхать в Анталье по системе all inclusive) и что нельзя смешивать политику с экономикой. В связи с этим нельзя не отметить: смешение политики с экономикой введено в мировую практику очень давно странами Запада. Они (в первую очередь, естественно, США) многократно вводили против различных стран экономическиеполитических целей (полтора года назад именно такие санкции введены против России). Что касается помидоров и Антальи, то покупая турецкие товары и услуги, мы финансируем армию, которая намеренно и вероломно убивает наших военнослужащих.

Конечно, можно пожалеть наших людей, которые после советского тотального отсутствия всего дорвались хоть до чего-то и теперь очень боятся это потерять, хотя СССР нет уже почти четверть века. Тем не менее нынешняя история с антитурецкими санкциями и реакцией на них части сограждан показывает, до какой степени общество потребления разрушает у некоторых людей одновременно разум и душу.

Александр Храмчихин,
заместитель директора Института политического и военного анализа

http://vpk-news.ru/articles/28381