Достойные размеры

Гавриил Тишков
  http://stihi.ru/2015/02/24/8910


Относительно редко используемые стихотворные метры. Примеры и не только…

(Обновляется…)

Некоторые стихотворные метры нечасто встречаются в поэтическом обиходе большинства авторов. Кое-какие из них как бы "вышли из моды", иные требуют для успешного их исполнения - немалого версификационного мастерства, иные просто нам непривычны (отчасти это зависит от звуковой структуры языка, речи). Для простоты ознакомления даю примеры последовательно по импровизированному (и растущему) списку. Все примеры пока беру с собственной страницы. Итак, список:


- VIII. двустопный ямб;
- VII. двустопный хорей;
- XIII. "пограничный" хорей ("трёхстопный");
- XXIII. трёхстопный ямб;
- II. двустопный анапест;
- IX. разностопный (2 и 3) анапест;
- XIV. четырёхстопный дактиль;
- I. трёхстопный амфибрахий;
- XXI. разностопный (4 и 2) амфибрахий;
- XX. пятистопный амфибрахий;
- XV. разностопный (5 и 6) амфибрахий;
- XVII. разностопн. и смешанный дактило(-амфи)-дольник;
- XI. амфи(брахический)-)дольник;
- VI. трёхстопный анапест;
- XXII. анапесто-дольник (3 стопы)
- XII. четырёхстопный анапест;
- III. пятистопный анапест;
- V. разностопный (4,3) ямб;
- XVIII разностопный (4,3) хорей;
- IV. шестистопный ямб с постоянной медианой;
- X.частичный (неточный) пэан третий;
- XVI. смешанные размеры;
- XIX. модифицированный "вольный стих";
- дополняющие заметки.

примечание: римские цифры обозначают только (не более, чем) порядок размещения этих своеобразных подразделов (групп примеров).





VIII. ДВУСТОПНЫЙ ЯМБ


Иггдрасил и человеческий дух. Фигурные стихи
            
В небесном ветре
 Листва трепещет
  Земного древа,
   Пеан Деметре
    Гласит и блещет
     Лучом напева
     В зелёной чаще,
    В едином лоне
   Земли родимой.
  К той настоящей
 Душе гармоний,
Напев, лети, мой.
Дух человечий,
 Высоко-мудрый,
  Музы;ку неба,               
   Песнь звёзд (далече!),
    Зов златокудрый
     Благого Феба
     Услышать может
    (Пути-дороги
   Творенья зная);
  Стези проложит,
 Создаст чертоги
Душа благая…
Любя всех ближних,
 Богохранимый,
  Ты неподвластен
   Всем ковам нижних,
    Когда родимой
      Земле причастен. 

                (из кн. "Потомки Калева")


Примечание: если рассматривать данное произведение с точки зрения строфики, то чётко видно, что оно состоит из 6-строчных строф с рифмовкой abcabc…
Все рифмы стихотворения женские, многие из них открытые, есть йотированные.
__________________________________

Ещё одно примечание.

Мой избранный автор написал мне:
"Интересно, почему двустопный ямб и трёхстопный хорей( всё по пять слогов)..."

Для того, чтобы предварить дальнейшие такие вопросы, как произнесённые, так и молчаливые, я решил посчитать, сколько слогов может содержать тот или иной размер при разных клаузулах (рифмы: мужские, женские, дактилические и гипердактилические - из последних рассматриваю пока для простоты только 4-сложные, в скобки беру те варианты слоговой длины стиха, определяемой  клаузулами, которые редко используемы в контексте данного метра).
Итак, двустопный ямб - 4, 5, 6, 7 слогов; двустопный хорей - 3, 4, 5, 6 слогов; двустопный дактиль - 4, 5, 6, 7; двустопный амфибрахий - 5, 6, 7, 8; двустопный анапест - 6, 7, 8, 9.
Далее рассмотрим слоговую наполненность трёхстопных размеров: 3я - 6, 7, 8, 9; 3х - 5, 6, 7, 8; 3д - 7, 8, 9, 10; 3амф - 8, 9, 10, 11; 3ан - 9, 10, 11, 12. Далее 4-стопные: 4х - 7, 8, 9, 10; 4я - 8, 9, 10, 11; 4д - 10, 11, 12, 13; 4амф - 11, 12, 13, (14); 4ан - 12, 13, 14, (15).
Пятистопные: хореический стих - 9, 10, 11 (или 12) слогов; ямбическая строка - 10, 11, 12 (или 13) слогов; дактилический стих - 13, 14, 15, (16); амфибрахическая строка - 14, 15, 16, (17) слогов, анапестический стих - 15, 16, 17 или (18) слогов.
И, наконец, шестистопные: хорей - 11, 12, 13, (14); ямб - 12, 13, (14), (15); дактиль - 16, 17, (18), (19); амфибрахий - 17, 18, (19), (20); анапест - 18, 19, (20), (21).

Что мы имеем в остатке? Если в стихотворной строке элементарно подсчитать количество слогов и попытаться только на основе этого сделать вывод о её размерности, то вывод получиться крайне размытым и неопределённым. (Специально не рассматриваю частных аспектов, например, особенностей произношения слов "руб(ы)ль, декаб(а)рь и т.д., изменяющих кол-во подсчитываемых слогов в стихе; также за рамками рассмотрения остаются разнообразные дольники, логаэдические строки, гекзаметры, а также редкие "античные" метры и т.п., разрывы строк и пр.) Итак, если в стихе:   

три слога - это может быть хореическая строка (с мужской рифмой), либо одностопный анапест;

четыре слога - двустопный хорей с женской рифмой, двустопный ямб - с мужской, двустопный дактиль - с мужской;

пять слогов - 2я с ж.рифмой, 3я с мр, 2х с дактилической рифмой, 3х с м.рифмой, 2д с ж.рифмой, 2амф с м.рифмой;

шесть слогов - 2я с д.р., 2х с гипердактилической рифмой, 2д с др, 2амф с жр, 2ан с мр, 3я с мр, 3х с жр;

семь слогов - 2я с гдр, 2д с гдр, 2ам с др, 2ан с жр, 3я с жр, 3х с др, 3д с мр, 4х с мр;

Далее каждый может продолжить аналогично по списку…



VII. ДВУСТОПНЫЙ ХОРЕЙ


1) Ночная рапсодия моря

Даль потухла
Дивных вод.
Темень вспухла
В небосвод.

Там без масла
Зов лампад,
Чтоб не гасла
Песнь наяд,

В дрёме рыхло
Не плыла,
Не утихла,
Но цвела.

Колоколен 
(Над водой)
Сердоболен
Звон литой  –

Шёл по волнам
Широко.
Звукам полным
Петь легко.

Сила ночи
И ветров
Чует очи
Парусов

В океане
Сонных грёз
И в тумане
Дольних слёз.

                2012


2) Небо Одина

Суть неломкая,
Боль недолгая...
Эр не комкая,
Чувство долга я

Нёс в небесное,
В дали дальние.
Поле тесное
Изначальнее ль

Неба синего,
Мира вольного?
Память кинь в него
Солью дольнего...
               
                2007

вариант:
2.4 Изначальнее

Примечание: визуально (да и аудио) сильно меняют восприятие - в сравнении с предыдущим примером - дактилические клаузулы (рифмы).
 



XIII. "ПОГРАНИЧНЫЙ" ХОРЕЙ ("ТРЁХСТОПНЫЙ")


Осенняя импровизация

(импровизация)

Щётки камышей.
Стены рыжих скал.
Дремлющая даль.
В небесах над ней
Облачных лекал
Гибкая печаль.
 
      1997 (из. кн. "Избранное" 2003)
    
       {трёхстопный хорей весьма редкой ритмической структуры;
       эта вариация стиха (за исключением 4-ой и отчасти 2-й строки)
       может напоминать такой метр, где тройка безударных (коротких?) слогов   
       окаймляется ударными (долгими?); впрочем, упомянутые строки
       можно заменить, даю варианты:}

2. Высящихся скал
4. Куполом - над ней
4. Куполом над ней

Примечание: настоящая миниатюра - является фактической импровизацией, т.к. первоначальный вариант записан на диктофон во время прогулки, прямо в момент сочинения.
    

XXIII. ТРЁХСТОПНЫЙ ЯМБ


Африканке

Касанием нежна,
Стройна фактура пальцев.
А ногти  –  пламена
Огня неандертальцев.

Таинственная ночь:
О, эти серьги, бусы!
Летят к тебе иль прочь
Безумные зулусы?

Пылает уст цветок,
Озёра глаз сияют.
Ты смотришь на восток,
Где всё на свете знают.

Весна дорогой рек
Великого всевластья
Опять ласкает брег
Изведанного счастья.

Трепещущей фатой
Поют твои ресницы,
Чудесной красотой
Необъяснимой птицы.

Твой ладный страстный стан,
Чарующие груди...
Огонь чистейший дан
В таинственном сосуде.

Примечание: здесь присутствует более редкая (так я полагаю) в таком стихотворном размере - последовательность чередования рифмы: мужская-женская-…



II. ДВУСТОПНЫЙ АНАПЕСТ

(Начало поэмы Фантомы)

    1) ПОЭМА-БУФФ

         ФАНТОМЫ

 
        I

То не в небе орлы,
Не в заливах дельфины  – 
В отдаленье малы,
Как в анналах дофины.

То не гнус над тайгой,
Не комарья порода:
Шлейфом, воплем, тугой  – 
След проклятого года.

Задымившись, рои
Созидают соблазны,
Хмурят хари свои,
Достопамятно разны.

Набегая волной,
Всё бушуют пожары  – 
Ужас грёзы ночной,
Боль заслуженной кары.

Но откуда, куда
Мчат (когда их не ждали!),
Затопив города
И безлюдные дали?

Всколыхнулись огни,
Обезумели звери.
Иль в сияньи брони
Приближается пери?

Прометея дары?
Или порох Пандоры?
(Интерес детворы
Вызывает который).

Иль гишерамайрер,
Злей фаланг Македонца,
Выходя из пещер,
Алчут в сумерках солнца?

Полыхают вблизи
Злато-алые змеи,
Хоть хвали, хоть грози:
Им слова, как камеи,

Не избегнуть потерь,
Ряд картин иссекая...
Открывается дверь,
Видит сон Навсикая.

Пусть вода и огонь
Дышат свежестью нарда.
Нам по-прежнему конь
Предпочтительней лярда.

Но не то, всё не то!
Нас рефлексия сгрызла.
Посмотрев в решето,
Не узрел ты в груди зла.

Тьму внутри прозевал,
И колонною пятой
Хлынул сумрачный вал,
Самый страшный  –  девятый.

Словно мухи на труп  – 
Разнородные твари:
Там  –  вожатый карт-групп,
Се  –  гарсон-карбонарий,

Дальше  –  гид-ростовщик,
Превзошедший Иуду,
Близ  –  тот "вьючный" старик,
Что скитался повсюду.

Некто, тленен и хил,
(Только зуб не сиротский!)
Миллионы могил
Понаделал, как клёцки.

Он, питаемый мглой,
Словно листик желтеет,
И весной, и зимой
Тенью ужаса веет.

Даже Фрейя, кривясь,
Крепко плюнула к югу,
На великую грязь
С неба кинула вьюгу.

..................................
..................................


            2) Крым

Серпантины над морем,
Сюр гребнистых холмов,
Где пространству мы вторим.
Чем? Игрою умов.

Веера аналогий
Фантастических лиц:
Звери гор, солнцебоги,
Стаи каменных птиц;

Фантастичные башни,
Скальных троллей дворцы...
Мир недавне-вчерашний,
Мыслеформ бубенцы.   


     3) Ночь на острове...

Тихо. Змеи-пространства
Расклубились вдали.
И погасли убранства
Потускневшей Земли.


                (из кн. "Северный бисер")


     4) Морские змеи

Веет вечер отрадный,
Травы солнцем взлелеены.
Моря абрис прохладный
Вышит яркими змеями.



Примечание: согласно мнению некоторых исследователей в области поэтики - по отношению к некоторым (тем, которые начинаются с достаточно самостоятельного по смыслу одно- или двухслогового слова) стихам двустопного анапеста - уместен термин "дактило-хореический логаэд". (Особенно хорошая иллюстрация данного определения - четвёртое произведение-миниатюра. Достаточно отсечь двуслоговые, с ударением на первом слоге - как бы "хореические" - слова', начинающие строки; и в остатке проявятся дактилические строки, по-прежнему двустопные и с прежними женскими и дактилическими рифмами). Вероятно, к этой категории можно условно отнести  (производя отбор стихов по интонационно-смысловым и пунктуационно-интонационным параметрам) следующие строки (правда некоторые стихи из этого списка просятся "с робкой улыбкой" уже в другую  категорию, опять же из разряда смешанных - в амфибрахо-ямбический логаэд, о ямбическая сила! - звучит не столь гладко…):

1)  2.3, 2.4, 3.3, 4.3, 4.4, 5.2, 8.2, 8.4, 10.2, 10.4, 11.2, 13.1, 15.1,

15.3, 16.3, 16.4, 17.1, 17.3, 18.1, 19.4, 20.2, 20.4

и

2) 1.2, 1.4, 2.3, 2.4, 3.2, 3,3 ; 

3) 3 ; 

4) 1, 2, 3, 4 ;

В иных же случаях, когда стих начинается не с трёхсложного (и более слогов…) слова (если это слово недостаточно самостоятельно, зависимо…) , имеет место присоединение к ударному (в первой стопе) слову данного своеобразного "скрытого префикса" или, другими словами, "атипичной приставки"; наблюдается процесс "привычного словослияния", естественного и не коробящего слух в эвфоническом (звуковом) плане. Примеры этого: … …  1) 20.1 ; 2) 1.3 ; 3) 3      и др.




IX. РАЗНОСТОПНЫЙ (2 и 3) АНАПЕСТ


        1) Можжевельник

Можжевеловый куст
Мне напомнил строенье беседки.
Слышу шорох и хруст  –
Это птица встревожила ветки.

Расклевала она
Красноватые шишечки ягод,
Чья сладка и вкусна
Мякоть, в хвое созревшая за год.

Вязким соком смолы,
Освежающим запахом масел
Пропитал он стволы,
Ароматами воздух украсил.
 
                1996 (из кн. "Сын Земли")



               2) Нереиды

Пенный шлейф на песке  –
Многоцветно сияющий снег.
В неизбежном броске
Волн тела набегают на брег.
    
        1997 (из кн. Сын Земли, 1999)



XIV. ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ ДАКТИЛЬ.


              1) Весною...

Замерли в белых уборах сады,
Радостен их светопенный наряд.
Кажется, хлопья застывшей воды
Здесь в ослепительной сини парят.

                1998


         2) Дерево ночи...

Дерево ночи ветвится, растёт,
Ширится во;лнами пышная крона.
Звёзды  –  роса, а луна словно плод
Меж тёмно-синей листвы небосклона.

                (миниатюра из кн. "Избранное", 2003)




I. ТРЁХСТОПНЫЙ  АМФИБРАХИЙ


  1) Неведомый Петербург

Доселе неведомый Питер,
Ты снова меня удивил.
Какой необычный кондитер
Тебя из гранита лепил?

Недаром весёлые лавки
О сладостной доле гласят,
И дремлют витрины-прилавки,
Как хижинки трёх поросят.

Нет, впрочем, они не похожи,
Хоть вызрело сходство одно:
Подует  –  и рушится в дрожи
Всё то, что некрепко, на дно.

Гляжу: как тряпицею вытер
Престолы равнинные… рок.
Так кто же ты, дремлющий Питер:
Сон в камне, эпох эпилог?

Возносится капище славы,
Таится под сводом змея.
О, лик оскудевшей державы!
Ах, ржавых мечей лезвия'!         

И всё-таки грозен Юпитер,
И в небе холодном  –  орёл…
О, что ты, тревожащий Питер,
Постиг, потерял и обрёл?

Зачем неизбежная воля
Над бездною держит тебя,
Тот город, чья дикая доля  –
Блистать, безысходно любя?

Вопросы, как кружево литер,
На светлом пространстве листа.
И смотрит задумчиво Питер,
Молчаньем насытив уста.

        2006 (из кн. "Гео")   


     2) Небесный мастер кисти

            (импровизация)

Кто то;т живописец, что в небе
Дал жизнь полотну облаков,
Не мысля о чьей-то потребе,
На даль не жалея мазков?

Откуда такие оттенки,
Их нежный простой колорит?
Шафран, и вишневые пенки,
И синь, что прохладно звенит?

Кто этот художник богатый,
Что золото искристых звёзд
Покрыл новогоднею ватой
И высыпал жемчуг на холст?

                1998 (из кн. "Избранное")



     3) Феерия танца...

Феерия танца творится,
И вот раскрывается сюр  – 
И дверца в тот мир отворится,
Где море твоих креатур.

Но эти изгнанники Неба
Не могут осилить судьбу,
Что слышит все ковы Эреба,
Покоясь в хрустальном гробу.

Прозрачную твердь разбивая,
Сквозь тень и осколки, и звон
Появится дева живая,
Разрушив фантом похорон.

И что же нам делать отныне,
Когда безмятежно жива
Душа непогибшей святыни
Промолвит простые слова?..

Намечены тайные сроки,
Придут долгожданные дни;
Гласят о небесном пророки,
Хоть данники плоти они!

Почувствуй земные глаголы
Предтечею истинных вод.
Но помни: мы слабы и голы
И грозен для нас небосвод.
               
                2007


    4) Стражи бе;рега

Терновник колючие ветви  – 
Иголки шипов и сучков  – 
Купает в разгневанном ветре,
Как снасть рыболовных крючков.

            (из книги "Северный бисер")


                5) Яркой...

С твоими дождями и молниями,
Осенней листвою и танцами,
Со строчками, мыслью наполненными,
Чувств скрытыми протуберанцами
Такая чудесная ты  –
Пришла из пределов мечты! 

                2013

6) http://www.stihi.ru/2013/09/09/5222

Вариант названия:  Порой...

2. Но года узорчатый круг
 

                2014


7) Духовно и нежно касаться...

            (экспромт)

Духовно и нежно касаться
Талант подарила судьба.
Поэзии тонких пульсаций
Добра и прекрасна волшба.

Нельзя ни буранам, ни пургам
Закрыть золотые пути,
Начертанные Демиургом,
Где избранным вольно идти.


© Copyright: Гавриил Тишков, 2013



XXI. РАЗНОСТОПНЫЙ (4 и 2) АМФИБРАХИЙ


                Музыка чувств

"Ты  –  нежность сама",  –  говорила мне ты,  –   
"Ты  –  страстность сама, воплощенье мечты",  – 
Так ты и рекла.
И много других говорили мне тож...
Но как разобраться: где правда, где ложь,
Где дымка, где мгла?

Вас много пришедших, прошедших вдали,
Загадочных, словно в морях корабли,
Манящих с собой.
Но берег недвижен, пусть плещет волна.
Нахлынет, отхлынет, исчезнет она.
Утихнет прибой.

Что ж пены холодной сияют шелка?
Сей шорох и шелест (всегда и пока...)
Струятся, поют.
И я неизбежно стою у воды
Зарёю ли ранней, при свете звезды,
Вкушая уют.

Ах, женские души, загадочный мир!
Их струн не коснутся настройщики лир,
Сказители од.
Но я необычной судьбой наделён  –   
Поющий о вечности Пигмалион,
Ваятель-рапсод.

                2008



XX. ПЯТИСТОПНЫЙ АМФИБРАХИЙ


                Любимая Осень
               
                (импровизация)

Покой снизошёл на холмы, на траву и деревья.
Дороги лежат все в багряных и влажных листах.
Внизу исчезают остывшие птичьи кочевья.
И скоро забудутся дали в искристых снегах.

Но нынче твоё ещё время, любимая осень.
И грезится мне, что улыбкою ты расцвела,
Что я увидал твоих глаз невозможную просинь,
Что ты и в туманах небес беспечально светла.

Как встречу тебя, где найду я глаголы приветствий,
Которые дарит дубравам заря в небесах,
Те песни травы, что умеем расслышать лишь в детстве,
Тот голос ручья, что звенит в заповедных лесах...

Мы вместе пройдём по просторным берёзовым рощам;
Ты тёплой ладонью погладишь живую кору.
Как часто рассудком мятежным на жизнь нашу ропщем!
Как тихо деревья стоят, серебрясь, поутру!

Ты поступью стройной к зелёным пойдёшь кипарисам
Весь мир ароматом волос своих пышных пьяня.
И я себя чувствовать странником буду, Уллисом,
И радостью эти минуты наполнят меня.

                1997 (из кн. "Сын Земли")
 


XV. СМЕШАННЫЙ (В ЗАВЕРШАЮЩЕМ СТИХЕ ШЕСТИСТОПНЫЙ) 5-СТ.АМФИБРАХИЙ



                Солнце созидающее

Меня восхищает сияние, но не жара.
Меня вдохновляет движение, но не усталость.
Меня удивляет скольжение Солнца-пера
По чистым страницам небес...
                Сколько их ещё людям осталось!
 
                1999 г. (из кн. "Избранное", 2003)


(вариант др. строфики, пунктуации и семантики:)

4.По чистым страницам небес -
                Сколько их ещё… миру осталось!



XVII. РАЗНОСТОПН. И СМЕШАННЫЙ (4/3-д.; в заверш. стихе амфи-…) ДАКТИЛО-ДОЛЬНИК


1) Е или Ё? Липограмма с вариациями 2

Радостно шлем Вам  –  в дар отдавая  –
Дарим как память все мы  –
Соль, суть Кавказа и Крымского Края,
Омира достойную!.. Темы!

1. … вам …


2) Гекзаметрическое


()Нельзя'/ забыва'ть:/ у кого'//()() –  в сро'/дниках до'чь/ лакони'зма!

()()Зо'р/кому  –  да'/же Эзо'п //искази'ть/ не возмо'/жет стези'().

                2014

{шестидольник}

{можно рассмотреть как шестистопный анапест с выпадениями в начале полустиший двух (или одного) слогов}





XI. ДОЛЬНИК, БЛИЗКИЙ К ТРЁХСТОПНОМУ АМФИБРАХИЮ.


             1) Африканские сны

Спал мальчик. И мчались конники
Игрушечные в былое,
С беспечностью позабытые
У тапочек на полу.
Застыли на подоконнике
Задумчивые алоэ,
Их листья, шипами покрытые,
Смотрели в ночную мглу.

А мальчику снилась Африка,
И был он одним из юнг ли,
Иль  может быть, сам пирогою
Во сне он правил тогда.
Неспешно меняла нрав река,
Вокруг зеленели джунгли,
Залитой солнцем дорогою
Казалась речная вода.

                1987 (из кн. "Избранное" 2003)
               
{трёхдольник с необычным ритмическим рисунком 2,3,4,5-ой строк, "качающимся", "размашистым" "двудольным"}



            
             тема

В слиянье эпох, народов,
Наук, волшебства и веры
Каких ожидаем всходов,
Какие творим химеры?..

                (из кн. "Гео")

{этот (3-)дольник практически есть амфибрахий, с выпадением первого слога третьей стопы во всех стихах}





VI. ТРЁХСТОПНЫЙ АНАПЕСТ

    
            1) Психея
               
Над тобою крылатые грёзы,
И сияющий плеск голубей,
И трепещут рассветные слёзы
В гиацинтах надежды твоей.

То волхвами в богатых уборах,
То героями в блеске брони,
Отражаясь в мечтательных взорах,
Чередою проходят они.

Капитаны, цари, чародеи,
И шотландский властительный тан,
Греко-римляне, и берендеи
В удивительный входят туман:

В разноцветье сторадужных красок,
В столь различные тоны цветов  – 
В янтари солнцепламенных масок,
В малахитовый сумрак лугов…

Гулких волн бирюзовые груды,
И громады оранжевых дюн,
И озёрных глубин изумруды,
И живое движение рун  – 

Там, где высь сочтена облаками,
Там, где неба блистательный плен...
Проливай благодатное пламя
Вне желаний, фиалов и стен.
               
                2010




   2) Удивительный дар...


Удивительный дар песнетворства,
Озаряя чудесней других,
И смирение, и непокорство
Странной вязью вплетает во стих.

И достиг ли ты, странник, Вальгаллы,
В Елисейские ль входишь поля,
Иль Эдема надмирные залы
Привечают тебя, окрыля?  –

Но холодным дыханием бездны
Прозвенит в голубую строку,
Что не всем эти сферы любезны
(Знать, не всем и даны на веку!),

И ты слышишь отверженных хоры
Вне гармонии, грозной струной;
И подземные страшные горы
Содрогаются древней виной.

И под дивным сиянием неба,
Прорываясь закатами тьмы,
Багровеет ухмылка Эреба
Злым последом железной зимы…


© Copyright: Гавриил Тишков, 2014



     3) Русь Изначальная

                ...дева Россия

Бесконечные дали России  – 
Вековой Иудеи моей,
Где ковались пророки-мессии
В кузнях пУстынь, в тисках площадей;

Где соседствуют церковь и плаха,
Где с елеем мешается кровь,
И на жертвенник всходит без страха
Обречённая биться любовь...

Здесь воитель отважного стана
Огнезвёздный, пылающий след
Вёл среди рокового тумана
Поражений, трудов и побед.

Богославие и богоборство  – 
Две сплетающиеся стези  – 
И смирение, и непокорство.
Где межа их  –  вдали иль вблизи?

Чудотворная и золотая,
Ты на север уходишь, в снега,
И на юг  –  на равнины Китая,
И на запад  –  в морские луга.

Но чудеснее ты на Востоке,
Там, где край сокровенных молитв,
Где извечные истин истоки
И незримое поприще битв.

Я люблю тебя, Дева-Россия.
Ты  –  ничья, и однако  –  моя.
Я, как прежде, поэт и мессия,
И несу в себе свет бытия.

Ту чудовищно злую разруху,
Что и жизни кромсает как плеть,
Совокупному нашему духу
Божьей Правдой  –  дано одолеть!

                2014 

альтернативные варианты:

4.3 … непокорство… {троеточие}
4.4 (Где граница  –  … ?) {скобки}




              4) Жемчужный свет

Сквозь листву и сплетенье ветвей
В поднебесье луна серебрится,
Над просторами сонных полей
Свет жемчужный прохладно струится.

                1997

                5) Эос

       1.

Под луной серебрится трава;
Запах ветра порой так неистов...
Проступает дугой синева
Словно след ледяных аметистов.

И рапсодией снов янтаря
Сквозь сиреневый сумрак пылая,
Ввысь восходит отрада-заря,
Тонким девичьим ликом сияя.

                1998


6)
Игорю Кингу от Гавриила Тишкова

Это произведение  –  акростих,
построенный практически без использования
существительных, прилагательных,
глаголов и других отглагольных форм
(причастий и деепричастий).

Несколько лет тому назад в сети я нашёл стихотворение, которое не содержало в себе существительных, глаголов и прилагательных… У меня к тому времени были схожие опыты. Весьма интересное посвящение Игоря Кинга  –  Борису Гринбергу освежило в моей памяти давнюю версификационную тему, и я решил облечь её в форму акростиха, несколько усложнив комбинаторную составляющую данной задачи. В результате возникло это (весьма близкое к экспромту) произведение.



6) Игорю Кингу от Гавриила Тишкова

И к чему, и почто, и зачем?
Где однако, почто, для кого?
О ничуть ни по-над, но за всем.
Раз ты здесь  –  всё ещё ничего!
Юрк  –  и вот до тебя о-го-го!

Кто ни с кем, а вот та и не с тем. $
И зачем тебе (да уж!) её?
Никогда не одно ё-моё:
Где уж вовсе не между, но без:
У той "эль" рядом "е", после ж "эс".

О за этими "из-под" - никто.
Там ни впредь, там ни после, ни до…

Гой (иль гэй!) бишь сколь там: десять, сто?..
А пожалуйста, некому здесь…
Вот ведь - напрочь вестимо и весь!..
Разумеется это не то.
И ещё, и ещё об одном  – 
И, конечно, не только о нём.
Либо где-то чуть-чуть обо всём;
А до полу-… ни-ни и увы(!)

Ты нисколько однако не "Вы". )))
И в какое-такое "куда"  – 
Ша и ш-ш! - "нет" и это "да-да"?
Кабы мне ей-же-ей не о том.
О, наверное, "я" чьё-то в нём.
В этом "дабы" ты очень… (Отнюдь?)
А не то, чтоб кого-то чуть-чуть... :о)


© Copyright: Гавриил Тишков, 2015

Примечание: вот такая оригинальная модификация трёхстопного анапеста…




XXII. АНАПЕСТО-ДОЛЬНИК (3 СТОПЫ)

Огнетворческого запаса...

Огнетворческого запаса
Колоссальный расход энергии.
Годы  –  прочь! Вновь Tabula Rasa  –
Губы нежно-желанно-терпкие.

Бирюзовоокая фея,
Там, во млечных морях мерцающих,
Ты, волшебной зарницей вея,
Расцветёшь в поцелуях тающих.

Эти локоны длинны ль, коротки ль  –
Ты всегда хороша, любою!
Поднимает над берегом город киль,
Хочет в волны нырнуть за тобою.

Не случайно теряю голову,
Вспоминая ткань тонкого платья,
И лечу по звёздному олову,
Простирая к тебе объятья.
               
                1996






XII. ЧЕТЫРЁХСТОПНЫЙ АНАПЕСТ

                Над морем

Справа, в море, идёт пенных волн легион.
Слева  –  сумрачный скит можжевеловых крон.
Впереди  –  изогнулись старых сосен стволы,
И коряги торчат, словно щупальца мглы.

                1998 (из кн. "Избранное")
 




III. ПЯТИСТОПНЫЙ АНАПЕСТ


 1) Ладья-колесница. Пряный запах смол...

      (из юношеских стихов, 1990-е)


Ты немного устал. Подыши в можжевеловой роще
Пряным запахом смол, мякоть хвои в руках разотри.
Видишь царственно юный вокруг и исполненный мощи
Этот дивный покой как преддверье вечерней зари?

Рядом с треском взмахнула крылами проворная птица.
Гулкий клёкот раздался и тонкое, звонкое «чирр»...
Скоро спустится с гор золотая богов колесница,
В море лодкой скользнёт, покидая на время наш мир. 



                2) Непобедимый витязь

Я всё крепче люблю и цветы, и деревья, и травы;
Всё сильнее стремлюсь к вам, леса, и поля, и луга.
Вы порою прекраснее снов, словно песнь величавы,
Ваша речь столь напевна, так  сладостно-дивно долга.

Прогремят по лесам – менестрелей рулады крылатых,
Аромат свой прольют на разлужье живые цветы.
Светлый витязь зари выйдет в бой в златокованных латах,
И снопами лучей он осыплет поля с высоты...

В поздних сумерках как бы повержен, он вновь воцарится  – 
С каждым юным рассветом дано возрождаться ему!
И вскрылит светозарная-сказочно синяя птица,
И цветком заалеет, прогнав поредевшую тьму.

                1996 (кн. "Сын Земли")




                3) Штормовой вечер

Это стихотворение было написано в 17-летнем возрасте, тетрадь с ним утеряна, а восстановлено (приблизительно) это произведение было гораздо позже (лет через 20). Это произошло вследствие того, что его интонации почему-то (несмотря на минор или даже благодаря некоторой его траурной необычности) не забывались и искали возможности поэтического возвращения-воплощения...

**********************************


Над водой облака; в иль триеры застыли. И зыбь
Безграничного тёмнокипящего грозного моря
Расстилается в белых огнях… Разгуляйся и вздыбь
Выше, дальше валы, с бесконечностью сумрака споря.

Пусть вдали  –  над равниной огромной  –  багровый закат
Крылья ночи растущей теснит ещё скудно-угрюмо.
Но мне слышится: цепи стальные всё громче и громче звенят,
Словно узники рвутся на волю из тщетно закрытого трюма.

                1986



                4) Девушка-ежевика

Этот куст ежевики в сплетении спутанных лоз,
Словно юная дева, взметнувшая волны волос.

Алых ягод и чёрных наряды сияют на ней
Меж зеленых её опьяняюще-длинных кудрей.

Но таятся шипы под роскошным нарядом ея,
И тому, кто с ней груб, мигом в пальцы вонзит острия.

                1998
               

         



V. РАЗНОСТОПНЫЙ ЯМБ (3 и 4) С МУЖСКОЙ РИФМОЙ


          Чёлн Жизни

Не верьте зеркалу воды:
Способен обмануть
Двойник стекла или слюды,
Двойную пряча суть.

Весь этот золотистый блеск,
Вся вкрадчивая явь… 
Почувствуй в ней холодный плеск,
На глубину не правь.

Пусть лодка медленно плывёт
У берега реки,
Минуя зла водоворот
Посулам вопреки.         


                2011 


XVIII. РАЗНОСТОПНЫЙ (4/3) ХОРЕЙ

    В мае

Так бывают только в мае
Зелены холмы.
И, на них смотря, о Рае
Вспоминаем мы.

Ярки пажити Эдема
Меж садов и рек,
Незабытая поэма,
Сны под сенью век.
               
                (из кн. "Сын Земли" 1999)

Развёрнутое, информативное (и это оправдывает его объём) замечание, впрочем, дам его цитатами.
Рецензия: "Гавриил, спасибо! работа интересная и заслуживает внимания!)) но я бы предложил её улучшить (усовершенствовать), (хоть это и будет трудоёмко), за каждой (строчкой) стихом изображать графически ритм его:
Так бывают только в мае 00 10 10 10 хорей 4 стопы, клаузула женская,
Зелены холмы. 00 10 1 хорей 3 стопы, клаузула мужская,
И, на них смотря, о Рае 00 10 10 10 хорей 4 стопы, клаузула женская,
Вспоминаем мы. 00 10 1 хорей 3 стопы, клаузула мужская.
Я взял вас в закладки.
Много хороших примеров.
С уважением Александр...

Добавить замечания
Благодарю, Александр! Приятно продолжить с Вами общение.
Касательно бытующей системы отображения стихотворного метра и ритма скажу, что она полезна, но несовершенна, например, не отражает "полуударений", двухвариантных (вольных) ударений, кроме того, 'стопность' (правда в данном случае без буквальной конкретизации строк) и стихотворный размер каждого стиха уже обозначены выше (повторение несколько неуместно), а характер клаузулы определяется самим двоичным кодом (а именно количеством "концевых" нулей). Именно в плане обозначения размерности рифмы такая кодировка работает хорошо, но повторяю, она несовершенна и сама нуждается в усовершенствовании относительно многих других своих аспектов.
Приведу примеры и на основе Вашего разбора.

1) В строке:

Та'к быва'ют то'лько в ма'е

ударение в первой стопе прослеживается достаточно чётко, что для хорея нормально и довольно типично; и если дать читателю безударную для первого слога схему, это будет приводить (при внимательном анализе читателем данной схемы) к проглатыванию акцента на первом слоге (и стопе), приводить к уничтожению звуковой паузы и эвфоническому "склеиванию" слова "так" с последующим словом, в результате произойдёт фонетическая агглютинация: [такбывАет].

2) В строке:

Зе'лены холмы'.

Ударение снова превалирует на первом слоге. И опять же его (ударение) логично обозначить (в кодировке) иначе.

3) Даже в третьем стихе, учитывая его пунктуацию, нельзя однозначно говорить о полной безударности первой стопы.

С ответным уважением и вниманием.
               


IV. ШЕСТИСТОПНЫЙ ЯМБ С ПОСТОЯННОЙ МЕДИАНОЙ (ЦЕЗУРОЙ В СЕРЕДИНЕ СТРОКИ)

          Преображение человеческое
          
Мне трудно: на меня надвинулась гора
Того, что было днесь, и завтра, и вчера.
И вот в июльский день нежданная пороша,
Весною  –  сбор плодов, а в январе  –  жара.
Растёт, как снежный ком, растаявшая ноша.
Из послезавтра мне кивнет позавчера.
И, более того, ветвится сверхпространство,
И образы вразброд, и формы невпопад.
Лик буквы незнаком, меняется убранство,
Канву утратил ум, но размышляет взгляд.
Простейшего простых не взять и не упомню
Того, что и малец постигнет без труда;
И если знать хочу  –  иду в каменоломню
Послушать, как блестит в расщелинах руда.
Текучий ток времён в отсутствии движенья
Напомнит мне о том, что мир себя забыл:
Отталкивая сны законом притяженья,
Преображенье звёзд эфиром возвестил.
Глаголют в темноте сияющие бездны,
И в немоте глубин растёт прерывный гул,
И чёрных солнц тела чудовищно железны               
(Но инволюций путь  –  судьбы не зачеркнул).
Мне трудно, и зову на помощь, для подмоги,
Бог в помощь, благодать как прежде нам нужна:
Микулова сума да камень при дороге,
Где след Своей ступни оставила Она.

                2009  (из кн. "Гео")








X. ЧАСТИЧНЫЙ (НЕТОЧНЫЙ, ЧАСТИЧНО ХОРЕЙ) ТРЕТИЙ ПЭАН.

                Осенний Экспромт

Севастопольская осень 45-й параллели  – 
Северянка ли южанка?  –  скромно-смелая морячка.
Только нынче что-то рано сны предзимья налетели,
Даль морскую нарядили, одарив балетной пачкой.

Вновь таврические рощи сыплют платину и злато,
Сердолики, и рубины, и другие чудо-краски  – 
Изукрашены роскошно столь просторные палаты;
Проходя привольной сенью, ты узнаешь лики сказки,

Где, сияющие солнцем, льют лазурь глубины неба,
Прояснившиеся дали дышат дивной красотою,
Отражаясь в зыбком взоре, сочетая быль и небыль…
И в живом напеве моря  –  явь сливается с мечтою. 

(ЭТО СТИХОТВОРЕНИЕ ДАНО С ПЕРЕКРЁСТНЫМИ РИФМАМИ)





XVI. СМЕШАННЫЕ РАЗМЕРЫ.


  1) Трудный вопрос

Флюгер или мир
Враща'/ется/ всё вре'/мя?
Ответит ветер...

Примечание: если отдельные стихи этого хай-кай рассмотреть с метрических позиций, то стихотворный размер данной миниатюры следует признать смешанным, а именно последовательно по строкам: 3-ст.хорей, 3-ст.ямб (с пиррихиеем и "полуспондеем" - ибо относительно "всё" имеет место мягкая звукосмысловая агглютинация) и 2-ст.ямб.



  2) Кашалот и кракен

              (опыт двойного синквейна)
               
                К  а  ш  а  л  о  т   – 
             Исшрамленный, огромноголовый – 
        Б о р о з д и т ...     Н ы р я я ,      п л ы в ё т ;
Но в глубинах  к о ш м а р н ы е  щ у п а л ь ц а  ждут:
       Поднимаясь,     к л у б и т с я ,     р а с т ё т
             Гигантский бледно-лиловый
                С  п  р  у  т  !

Примечание: Это свободный стих (метрический верлибр). Второй стих можно отнести к трёхстопному амфибрахию - с аритмией (один дополнительный слог) во второй стопе, которая является к тому же "полуслабой", т.е. на неё приходится лишь дополнительное ударение. Третий стих анапестический - с выпадением слога во второй стопе (иные теоретики предпочитают произведения, состоящие из подобных строк - даже в рамках одного стихотворного метра, - относить к дольникам). Четвёртый стих - 4-стопный анапест. Пятый стих - 3-хстопный анапест. Шестой - 3амф с выпадением слога во 2-й стопе. Седьмой стих можно назвать и элементом брахиколона, и одностопным дактилем-строкой (которая одновременнно является сама себе мужской рифмой), и "одностопным ямбом" (по мнению некоторых классификаторов). О первой строке произведения, как Вы, наверняка, догадываетесь, тоже могут быть разные мнения: 2х, 1ан…

Буквенная разрядка дана для того, чтобы графический вид текста был возможно ближе по контуру к диаманту, ибо эта, довольно жёстко заданная синтаксически и количественно, комбинаторная форма относится ещё и к отряду фигурных стихов.


© Copyright: Гавриил Тишков, 2014 




   3)  Небесная ладья. Полный вариант

   Экспериментальная поэзия

         1.

В тишине
На челне
Снов прост
В высь рост.
В вышине
Вновь мне
Дан мост
В мир звёзд.

Млечный свет
И комет
Вуаль  –
Зыбь, таль*.
Чуден цвет
Всех планет.
Та даль
Не та ль,

Где творил,
Полон сил?
Мчись вплавь,
Чёлн правь,
Прежний пыл
Не остыл  –
Оправь
Сны в явь.
 

           2.

Грежу? Сплю?
Кораблю  –
Простор;
Чист взор.
Дрёму длю
И люблю
Степь, бор,
Синь гор.

Чист эфир,
Как сапфир.
День жгуч
Без туч.
Звонче лир
Этот мир:
Снег, луч,
Высь круч,

Небеса
И леса,
Звезда,
Звон льда,
Дождь, роса...
Их краса
Всегда
Чиста.

*таль  –  здесь то, что тает.
         
                1986

Пояснительное примечание о стихотворном размере данного произведения:
_________________________________________
Рецензия на «Небесная ладья. Полный вариант» (Гавриил Тишков)

Здорово всё скомпоновано!
Меня как обычно интересует - как вы называете этот метр
001_001_01_01_001_01_01_01.- примерно так.
В тишине
На челне
Снов прост
В высь рост.
В вышине
Вновь мне
Дан мост
В мир звёзд.

С уважением,

Виктор Дванольодинвосем   03.11.2013 14:53   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Виктор, одно из названий этого метра (разные системы оценки этой области стиховедения ещё не пришли к общему знаменателю!) смешанный размер: одностопный анапест и "холостой" (по рифме) брахиколон. 001_001_11_11_001_11_11_11. Для удобства восприятия брахиколонические строки не дробились до предела. Мне отрадно также то, что Вы чётко увидели отличие 6-ой строки от 1,2,5-й строк. Спасибо за внимание!

Гавриил Тишков   03.11.2013 20:30   Заявить о нарушении правил / Удалить





                4)Россия

            (Циклоакропалиндром: я Иям - "я" и ям)

Я - и ссора вед с азом (им - Гоби моря, Геб – я – рог),
И той Оле - мессия;
Я - и с Семелой от Игоря бег яром – и бог
Мимоз, ас-дева Россия!

                (из кн. "Гео")

Примечание: первый и второй стихи этой своеобразной миниатюры 5ан (+спондей) и 2ан, третий стих слагается из двух частей: 4-дактиля и вплотную к нему примыкающего другого фрагмента - 2-дактиля же (впрочем, конечно, метр этого стиха можно определить терминологически и по-другому). Четвёртый стих состоит из ямбического и амфибрахического фрагментов (впрочем, и здесь уместны другие определения).


5) Фантастическое сновидение (1-ая часть)

                1.

Меня'/ заки'нули/ в со'лнце, {3-хстопн. амфибр. с пропуском слога в 1-й стопе}
Забро'си/ли в ле'то!          {2-амф}
И э'тот/ жела'нный/ со'н     {3амф с пропуском слога в 3-ьей стопе}
(Цезу'ра/ све'та)            {2амф с проп. сл. во 2-й стопе = 2-хст. ямбу}
О ры'ца/ре-незна/ко'мце,  {3амф с уменьш. уд. 2й стопы и проп. сл. в 3й стопе} 
Чья пе'снь/ не спе'та.       {2амф с проп. слога в 1-й стопе = 2-ст. ямбу}

Примечание: разобрав первую строфу первой части, я отмечал знаком "/" стопоразделы, которые совсем не обязательно совпадают с декламационными паузами, но иногда делят слитночитаемые слова ("заброси-ли", "рыца-ре").
Кроме того, несложно сделать ещё одно интересное и полезное наблюдение: в 4-м стихе из-за отсутствия 1-го слога во второй амфибрахической стопе стопораздел  может быть воспринят по другому:

Не "(Цезу'ра / све'та) - "строка-дольник" (паузный двухдольник) на основе двустопного амфибрахия,

Но: "(Цезу'/ра све'та) - одна из ритмических вариаций двустопного ямба (с женской рифмой).

Вообще, термин "дольник", некоторыми стиховедами считается непригодным к использованию, условным или неоднозначным. Надеюсь, мы ещё коснёмся подробно этого вопроса, дабы максимально прояснить его. Вероятно, не избежать и подробного разговора о паузниках (двух-, трёх-, четырёхдольных) или, формулируя по-другому, о двух-, трёх-, четырёхдольниках.

Поскольку нелепое и многошибочное топтание в области обрисовки некоторых базовых понятий поэтики наблюдается и в стиховедческих работах ближайшего к нам полувека, уместно будет иногда повторить азбучные истины перед тем как попытаться яснее выразить тезисы, проясняющие механизмы проявления (действия) ритмических структур, более внятным, хорошо доступным для понимания (восприятия) языком.
В канве этого принципа позволю себе заметить, что общая оценка стихотворного метра рассмотренного нами двух-, трёхдольника задаётся первыми двумя-тремя стихами. Очевидно, что это амфибрахий. Поэтому и последующие "чистые" ямбы воспринимаются как несколько изменённые амфибрахические строки. А общий вывод о строфе - дольник (двух-, трёх-…)

Продолжим разбор:


О ви'ки/нге-ко/лони'сте,
Колу'мбе-коло'не,
Чьи пальцы, чьи крепкие кисти
Не в белом лоне
Манжет, в кружевах брабантских…
Он был в кафтане,
Что зыби волн океанских
Узнал заране!


Стоит бородатый воин  – 
Густая грива  – 
Без лат, у руля  –  спокоен,
Ему не диво 
Вести кораблей армаду,
Простор пронзая...
А ты' что'/ тверди'шь/ комра'ду,
Плешь голубая?

Примечание: весьма интересен ритмический рисунок седьмого стиха, включающий в себя интонационно-смысловое дополнительное ударение на третьем слоге первой стопы, а также потерю третьего слога во второй стопе.


Всё враки! И бред "конкисты",
И Инки гибель.
Придумал то вор, нечистый
душой… на дыбе ль?

Сплав шкал и формул, и функций,
Матриц, и множеств   
Освоит, быть может, нунций.
А слёт ничтожеств?
Постигнут ли скудоумцы
Вязь лемм и тождеств?
Признак сходимости ряда,
Другие свойства…
И вот заблудшего взгляда
Растёт беспокойство.





XIX. МОДИФИЦИРОВАННЫЙ "ВОЛЬНЫЙ СТИХ"

 1) Бог. всё стихотворение
 
1.
...говорят,
Ты глубок,
Вечный Бог  – 
не лубок
Этот Лик огнеросный.
Он не косный,
Он живой
Облик Твой
Бесконечный,
Святой,
Светоносный.
Ты ведь добр;
тёрн и чобр
и полыни
печалящий запах
ум уводят
на запад,
на запад,
Ну а дух  – 
на Восток.

2.
...где исток
рек, питающих глубь океана?  – 
лучезарная прана...
Ты ль жесток?!
Может любишь горящего запах,
хруст костей в тяжких лапах,
на этапах
звон кандальный,
посвист дальный
вьюг над руслами древних дорог...
о, Неведомый нам,
неусердным,
Предстающий
Таким Милосердным...
ну а там,
сотворённым пожаром
над пустыней  – 
в стремлении яром
легионы ведёшь
или сонмы
огромной толпы,
той, что видит столпы:
в полдень  –  облачный,
ночью   –   багряный,
может, это небесные раны?
Плоть Твою проницают они.
Сохрани
на путях православных Россию;
лжемиссию
не пусти
или прочь изгони
и не дай мертволикому вию
приподнять сталь неведомых век...
человек,
не склоняющий выю,
ты  –  простая трава
иль у брега мелеющих рек
тот тростник,
чья душа чуть жива  – 
столь прозрачен и призрачен век,
что возник и ушёл,
лишь в мгновенье постигнув Софию  – 
чей глагол
не слова и слова (всё слова!),
корень зол,
а Лилит,
обратившая лилию в Лию...
о причудливость древних истоптанных плит,
о безвинный невинности вид,
что неправду винит!
иль то колокол
дивно-невидимый снова и снова звенит,
вспоминая Христа... и Марию.


                2007

Примечание: метрическая основа этого "свободного стиха" - анапест, который можно по аналогии с вольным ямбом охарактеризовать аналогично.


      2) Встреча...

Я её заметил на углу
Перекрёстка
В час, когда не вдеть уж нить в иглу.
Взгляд её пронзал тревожно мглу,
Что вокруг сгустилась жёстко.

Пригласить ли девушку к столу?  –
Я подумал. Лоска
В ресторане нет, что на углу.
Но небес полоска,
Догорая, в чёрную скалу
Превращалась, в Босха.
Творчество напоминает явь!
Кто шептал мне: «Мысль свою оставь»?
(Ты тогда смотрелась так неброско).
Я не слушал го'лоса в ночи.
Просто отмахнулся: «Замолчи!»

Нам дано входить в поток событий.
И отныне раз и навсегда
Завязались в узел судеб нити.
Промелькнули птицами года...
Дни загадок и часы открытий,
И прозрений странных череда.
Как планеты мчатся по орбите,
Так и мы  –  всё дальше, без следа.

Это ль грёза вещего Эдгара?
Иль полёт воскресшего Икара
Над щитом сверкающего льда?
Что' это: случайность, радость дара?
Млечный Путь шумит, как Ниагара.
(Там, где звёзды, там всегда вода)!

Время  –  смена холода и жара,
Сжатие и вновь упругий взрыв.
Свет и тьма, снега и лик пожара.
Нынче гений, завтра  –  примитив.

Впрочем, я, наверное, отвлёкся.
Я мечтал, спешил, но не обжёгся,
И не растопился крыльев воск
Там, где даже щебень коркой спёкся,
Стал похож на некий гневный мозг.

Не окаменевший разум камня,
Молча что кричишь через века мне?
Чей несешь из прошлого привет?
А вокруг  –  простор! Простор и свет.

                1999

4.4 Что это: …

Примечание: элементы "вольного хореического стиха" присутствуют в первых 11-и строках стихотворения, которое с 12-й строки уже является чистым 5-стопным хореем.
 



ДОПОЛНЯЮЩИЕ ЗАМЕТКИ

1. Встречались мне и такие "акробатические" миниатюры, которые могут одновременно (вариантно) читаться двумя разными стихотворными метрами, т.е. при одном варианте расстановки ударений (при чтении) это один размер, а при другом - это уже совсем иной стихотворный размер.

2. Ямб и хорей, грубо говоря, отличаются друг от друга только на один слог. Отличия между (казалось бы "близкородственными") вариациями ямба (даже одной стопности во всех стихах) могут быть ощутимо больше чем ощущаемая на слух  разница между хореем и ямбом.
Также "лишь один слог" отделяет дактиль от амфибрахия, а амфибрахий от анапеста.
Отсюда происходит рождение многих дольников. Смешение близких метров - один из механизмов (точнее одна из деталей механизма) их возникновения.

3. Некоторые теоретики выделяют четырёхсложный стихотворный размер, возникающий на основе некоторых модификаций четырёхстопного ямба - этот метр имеет две стопы, можно предположить, что трёхстопный четырёхсложник может родится из 6-стопного ямба.
"Четырёхсложники" хореического характера суть пэаны (пэоны).

4. пятисложники, шестисложники (и выше…сложники) тоже встречаются в русскоязычной поэзии, и это - пентоны или родственные им структуры. Много лет назад я занимался практико-теоретическими изысканиями в этой области версификации и доходил до "безударных отрезков", превышающих 10(!) слогов.

Не самые яркие примеры:

Вы'болотировашееся неугомо'нное,
Вы'кристаллизовавшееся недосало'нное…

Можно определить этот метр как двустопный одиннадцатисложник (и 12-сложник во 2-м стихе) с ударением на первом слоге, имеющий дактилическую клаузулу.

5. Не нужно пытаться судить по нашим русским ямбам, хореям, дактилям, амфибрахиям и анапестам о соответствующих им - "античным" размерам. Самые известные теоретики в поэзии констатируют их кардинальное различие. Исследователи даже не уверены в основных декламационных параметрах звучания "древне"-греческих поэтических произведений. Вобщем-то, не так ещё и давно спорили как читать ту или иную букву: "б" или "в", "е" или "и". Следы этого: Бетлеем и Вифлием, вифлиотека - библиотека и т.д. Спасибо Гесиоду, чьи бараны, сбегая с гор, не могли кричать "ви-ви-ви!" (Не поросята всё-таки!)
К тому же есть довольно доказательные гипотезы о искусственном происхождении латыни, предположительно весьма недавнем (классической латыни, поры её "золотого века", много менее тысячи лет, возможно около пятисот). Поэтому русский язык, являющийся родоначальником почти всех ныне существующих языковых семей мирового речевого древа, гораздо (несоизмеримо?) древнее, и нам уместно для нашего богатства вырабатывать свои мерки и каноны, основываясь на естественных особенностях, закономерностях и чертах нашего языка.




(На момент размещения XXIII-го раздела приведено в качестве примеров более 40 стихотворений. Намерен продолжить список.)


ПЕРВЫЕ ПОЛУЧЕННЫЕ РЕЦЕНЗИИ
___________________________________
___________________________________
На странице отображаются все рецензии к этому произведению в обратном порядке, с 3 по 1
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Рецензия на «Относительно редко используемые стихотворные метры» (Гавриил Тишков)

Интересненько. Думаю почитать на досуге. А сейчас, вы не могли глянуть и разобрать?
1
http://www.stihi.ru/2011/02/14/6364
2
http://www.stihi.ru/2014/08/25/4241

Рихард Мор 2   24.02.2015 17:50   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Рецензия на «Относительно редко используемые стихотворные метры» (Гавриил Тишков)

Гавриил, спасибо! работа интересная и заслуживает внимания!)) но я бы предложил её улучшить (усовершенствовать), (хоть это и будет трудоёмко), за каждой (строчкой) стихом изображать графически ритм его:
Так бывают только в мае 00 10 10 10 хорей 4 стопы, клаузула женская,
Зелены холмы. 00 10 1 хорей 3 стопы, клаузула мужская,
И, на них смотря, о Рае 00 10 10 10 хорей 4 стопы, клаузула женская,
Вспоминаем мы. 00 10 1 хорей 3 стопы, клаузула мужская.
Я взял вас в закладки.
Много хороших примеров.
С уважением Александр...

Александр Соколов 14   24.02.2015 07:57   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Благодарю, Александр! Приятно продолжить с Вами общение. Так что намереваюсь вскоре зайти в поэтические гости к Вам. Также с доброй улыбкой предложу: лучше - в избранные (будет видно вновь опубликованное) нежели "в закладки" )))

Позвольте процитировать Ваш отклик:

"Гавриил, спасибо! работа интересная и заслуживает внимания!)) но я бы предложил её улучшить (усовершенствовать), (хоть это и будет трудоёмко), за каждой (строчкой) стихом изображать графически ритм его:
Так бывают только в мае 00 10 10 10 хорей 4 стопы, клаузула женская,
Зелены холмы. 00 10 1 хорей 3 стопы, клаузула мужская,
И, на них смотря, о Рае 00 10 10 10 хорей 4 стопы, клаузула женская,
Вспоминаем мы. 00 10 1 хорей 3 стопы, клаузула мужская.
Я взял вас в закладки.
Много хороших примеров.
С уважением Александр..."

Касательно бытующей системы отображения стихотворного метра и ритма скажу, что она полезна, но несовершенна, например, не отражает "полуударений", двухвариантных (вольных) ударений, кроме того, "стопность" (правда в данном случае без буквальной конкретизации строк) и стихотворный размер каждого стиха уже обозначены выше (повторение несколько неуместно), а характер клаузулы определяется самим двоичным кодом (а именно количеством "концевых" нулей). Именно в плане обозначения размерности рифмы такая кодировка работает хорошо, но повторяю, она несовершенна и сама нуждается в усовершенствовании относительно многих других своих аспектов.
Приведу примеры и на основе Вашего разбора.

1) В строке:

Та'к быва'ют то'лько в ма'е

ударение в первой стопе прослеживается достаточно чётко, что для хорея нормально и довольно типично; и если дать читателю безударную для первого слога схему, это будет приводить (при внимательном анализе читателем данной схемы) к проглатыванию акцента на первом слоге (и стопе), приводить к уничтожению звуковой паузы и эвфоническому "склеиванию" слова "так" с последующим словом, в результате произойдёт фонетическая агглютинация: [такбывАет].

2) В строке:

Зе'лены холмы'.

Ударение снова превалирует на первом слоге. И опять же его (ударение) логично обозначить (в кодировке) иначе.

3) Даже в третьем стихе, учитывая его пунктуацию, нельзя однозначно говорить о полной безударности первой стопы.

С ответным уважением и вниманием.


Гавриил Тишков   24.02.2015 12:40   Заявить о нарушении правил / Удалить
Спасибо, понятно!в теории стихосложения много спорного. Допустим, как определить ритм:
Вспоминаем мы 00 10 1 хорей 3х-топный или 001 01 анапестоямб? Понятно, что речь пойдет о ритме от первого стиха и от всего стихотворения, а оно написано хореем.
А про стих:
Зелены холмы... извиняюсь, посмотрел в словарях, слова "зелёный" и "зелень" ударение на первый слог.
Рад знакомству!

Александр Соколов 14   24.02.2015 14:44   Заявить о нарушении правил / Удалить
Взаимно рад продолжающемуся знакомству, Александр, ибо мы уже знакомы и даже в недавнем прошлом обменивались рецензиями )))

Гавриил Тишков   24.02.2015 16:28   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Рецензия на «Относительно редко используемые стихотворные метры» (Гавриил Тишков)

Очень интересное и познавательное обозрение!

Для наглядности и удобства я бы предложил сразу после полного текста давать кодировку особенных строк (оо1оо1) - и сразу же пояснения.
Поверьте мне - не все поэты умеют сопоставлять подобные цифровые ссылки с относительно далеко расположенным текстом.)))
С уважением,

Виктор Дванольодинвосем   23.02.2015 12:03   •   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания
Спасибо огромное, Виктор, за отклик!

Буду Вам также очень признателен, если Вы, по возможности, поставите кодировку тех произведений, которые Вам увидятся наиболее интересными. А я её скопирую и перенесу в тексты. Со своей стороны, если я в силах быть Вам чем-то полезным, говорите, не стесняясь, и если я смогу, то это сделаю. Мне отрадно, что Вы относитесь к читателям с заботой. Приятно видеть на стихи.ру такого единомышленника как Вы, Виктор.

Гавриил Тишков   23.02.2015 12:09   Заявить о нарушении правил / Удалить
Добавить замечания


Ч. в.
0. р2... О размерах