Итоги мая. Вадим Герман

Большой Литературный Конкурс
Давайте договоримся, что авторы всех представленных здесь стихотворений обладают определенным (достаточно высоким) уровнем, грамотностью и владеют инструментом поэта  – словом. Просто посмотрим, насколько хорошо у них получились именно эти тексты. Я – читатель.  Меня  попросили поделиться своими мыслями, что понравилось, что – нет, и, по возможности, показать 10 стихов, которые пришлись к душе больше  остальных.

Какие у меня критерии выбора? Главное – я хочу говорить с автором на одном языке, понимать его метафоры, радоваться сходному взгляду.  Я желаю узнать что-то новое – мысль, образ, чувство. Я бы хотел  удивиться – «вот ведь, а раньше я этого не замечал!» Мне хочется  сопереживать. Было бы здорово запомнить – строчку, катрен, все стихотворение в целом. По возможности -  подружиться с автором – чтобы, при встрече, радоваться ему, узнавая доброго знакомца. Если у меня этого не получится – значит, или я не совпадаю с поэтом, либо сочинителю было неинтересно со мною общаться, и он сделал вид, что скучен, банален, полон пафоса и общих мест, говорит на другом языке  и вообще – пишет не для меня. В таком случае – нам взаимно не повезло. Посмотрим, есть ли среди 26 стихотворений лонга те, которые мне, читателю, близки.


АМАРО "еще обрывки"
http://www.stihi.ru/2013/04/28/7448 отборочный тур БЛК

Такие пуховые в небе пасутся тучки,
такую веселую бомбу взрывает зелень,
что веришь - в грядущем случается только лучшее,
что кажется сном, когда человек идущий,
по этой земле, вдруг делает шаг под землю

На коже травы раны алые земляники,
как просто уходят,
кто были незаменимы...

Очнется один, во тьме бесконечно длинной,
преграду дощатую всюду встречают руки,
по крыше цветочной стучат приглушенно ливни,
в его волосах коренья и комья глины,

и черным зерном рассыпаны по долине,
стихают шаги, заходившей сюда старухи.


***
Куриная слепота желтевшая вдоль забора,
шмель, тубой гудящий, над листьями мать-и-мачех,
у дудника стебли, как полные нот гобои,
в полуденном солнце...
затем пустота,
куда все исчезло,
должно быть забрал с собою,
по этой траве прошедший когда-то мальчик

Туда, где `прощай`, `теперь никогда` и `поздно`
не части пока, его повседневной речи,
луга накрывает густой перегретый воздух,
в зеленой нирване беззвучно висят стрекозы
и детские сны, упавшей реснички легче

Туда, где родные рядом, никто не умер
все вместе выходят в безбрежный июльский полдень
как тени плывут, пропадают в цветочном шуме
он смотрит им вслед, он лиц их уже не помнит.

***
Солнце лопнувшей дыней,
в протоках ветра
течет через зуд мушиный
в каждой капле июля,
теплой, тяжелой радугой оживая
и целует, целует ушедших,
как птицу в полете смерть,
невеста - несбывшегося мужчину,
ни на миг прощальных объятий не разжимая.

Странное ощущение – что это не стихотворение, а, действительно, обрывки. Весело так, идет лирический герой,  видит, как весна взрывает почки, и вдруг, как солнце за тучу– кто-то спускается в метро, под землю… А! мы все умрем! А бывает воскрешение, что еще хуже.  Очнулся, а ты – в гробу,   и, возможно, это твоя девушка ходит по кладбищу старухой. Если образы весны, лета, дыни, солнца – вообще чего-то позитивного, внезапно приводят к мрачным мыслям – «как птицу в полете смерть», то – либо автор выпендривается, либо он  гений с нестандартной логикой.  Это,  в принципе, тоже нехорошо – подобный «разрыв шаблона», игра на контрастах – вещь затягивающая. К тому же, в данном, именно данном тексте, этот прием, как бы сказать помягче,  очевиден…  Видимо, «обрывки» еще  будут доработаны. А может,  нет.


ЛЮДМИЛА ПОКЛОННАЯ "по кукле Лиле"
http://www.stihi.ru/2012/02/26/1068 отборочный тур БЛК

на каждую куклу найдётся свой
дворовый бобик
или же мальчик злой

прощай-ложись в картонный гробик
кукла Лиля с оторванной головой

так и лети обезголовев
на бал к самому господину Щелкунчику
к господу Гофману в руки

и слушай-танцуй-отрывайся звуки
вальса цветов а может и венского
своей оторванной головой

а мне бы шансона немного накапать в воду
по кукле Лиле с оторванной головой
за куклу Лилю с оторванной головой

Стихотворение запоминается.  Автор выстраивает пары, явные (черное-белое) :  мальчик – кукла;  вальс - шансон … Неявные -  Гофман – Воланд,  Щелкунчик – Мастер. Скрытые:  злой мальчик – любовь («обезголовев» – потеряв голову)- кукла – хорошая девочка.  «Раз-два-три» -  запись строф - это вальс?  Есть еще несколько литературных отсылов, но затрудняюсь сказать, случайны ли они.   Что касается смысла стихотворения - что же это - плач автора по самой себе? Может быть…

Что смутило. Линия  «Щелкунчик – Чайковский – Вальс цветов – Штраус – Венский вальс – оборвана, не окончена. На мой вкус, разумеется. Если  считать  в этой цепочке упоминание шансона,   а шансон - за музыку, то, для «зацикливания»   должен был появиться кто-то, этот стиль  олицетворяющий… «Снова курю, мама, снова…?»

Второе. Почему кукла – Лиля? Не Маша, Даша, Лида, Ляля  – а именно Лиля? Если  имя куклы - это авторский личный опыт, то это конкретное имя принижает стихотворение, если это отсыл,  то я его прочитать не смог.  Третье. Накапать  в воду шансон. Несколько неловко, как мне кажется. Либо – налить (спирт), либо – накапать корвалол (что не слишком действенно  в данном тексте (не лекарство шансон, отрава!)...  Это мешает –  в  14 строчках каждая деталь должна быть выписана.


ВАДИМ ЛИАНДРЕС "Летаргическое"
http://www.stihi.ru/2011/11/24/5535 отборочный тур БЛК 

Азраил мой пока еще мал да хил
для полетов за облачный балдахин,
но – богат на идеи –
с головой зарывается в снег перин
так, что зябнут лохматые снегири
и от зависти рдеют.

И ворчит заоконная синева:
"Доигрался – ни в рай теперь и ни в ад." –
только глух он, и нем он –
мелкой птице с характером пустельги
не к лицу отвлекаться на пустяки,
вроде голоса с неба.

На стекле, под сифонный окна напев,
хлопья снежные, к инею прикипев,
собираются в стаи
и у солнца становятся на пути:
"Погоди, не свети ему, не буди,
а не то он растает!"

Не жалею, мой маленький Азраил,
что, тебя создавая, себя кроил
на цветные лоскутья.
Пробудилась душа моя век назад
и томится, не в силах открыть глаза.
Без тебя не уснуть ей.

Если отвлечься от образов и образного ряда этого стихотворения, то надо признать – есть в нем что-то завораживающее, как в  хорошей песне на полузнакомом языке. Если же договориться, что образы привычные, как у всех, получаются несколько непонятные вещи. Ангел смерти еще очень маленький, хилый, на небеса летать не может, но большой выдумщик – прячется в перину (по всей видимости – пуховую, « зарывается в снег перин», а не наоборот), и этим дразнит снегирей, которые завидуют и краснеют от этого. Из-за подобного баловства его не принимают в приличном обществе – и в аду и в раю он персона нон грата. Он глух и нем – видимо, обедает, и вообще, мелкой птице со скверным хищным характером не о чем разговаривать с высшими силами. Кстати, а действительно, какой характер у пустельги? Гугль  утверждает, что … «….У пустельг слабые крылья, плоская грудь, флегматичный характер и небольшая скорость…». Вот если бы у этой мелкой птицы был характер коршуна, которые, как говорит крылатая фраза, добычей не делятся! «Сифонный окна напев», очевидно, от слова «сифонить», а вовсе не от сантехнического  сифона (другой уже подзабыт из-за обилия газированной воды). Серьезно – некрасивое слово. И по виду, и по фонетике.

Но продолжим. Ангел смерти, как его дальний родственник Гипнос способен исчезнуть от солнечных лучей, но  снежинки встают на пути солнца, защищая его от исчезновения («растает») и от пробуждения («не буди»).  Лирический герой стихотворения сам создал ангела, Азраил – часть ЛГ, его «лоскутья».  Душа же героя стихотворения – старая,  уставшая,  ей хочется уйти, но без маленького, еще не выросшего ( см.первую строфу) – ангела смерти (части целого), ей не  открыть глаза и не уснуть.
По-моему, меня где-то обманули. Впрочем, возможно - это мантра для медитаций.


АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА "мои печали шли на водопой"
http://www.stihi.ru/2013/03/26/9382 отборочный тур БЛК 

мои печали шли на водопой
и сбывшееся делалось рекой
холодной тёмной неостановимой
и всё иное проплывало мимо
такой закон простой закон такой

мои печали распускались в срок
я тонко так ступала за порог
и начиналась снова прекратившись
а за моей спиной всё тише тише
алел щемяще маковый цветок

мои печали заметало снегом
я снова становилась человеком
среди людей где всё как у людей
а где-то глубоко в моём нигде
сплавлялись слёзы по холодным рекам

Знаете, какая беда этого стихотворения? Человек устроен так, что первой в голову  приходит та метафора, тот образ, то устойчивое сочетание, которое человеку привычно. В моем детстве был мультфильм, в котором звери во время засухи шли к воде и печально пели: «Идет зверье на водопой»… И второй, очень яркий образ: «Водяное перемирие! Закон джунглей!» Чтобы преломить это – и у меня, и, думаю, у многих других читателей, потребовалось  значительное усилие.

Что показалось интересным? Автор отделяет от своего «я» - свои печали, свои слезы, часть себя, оживляя и давая отдельную сущность, душу. И, случайно или нарочно: «сбывшееся делалось рекой» - в первом катрене, «сплавлялись слёзы по холодным рекам» -  в последнем. То есть, вариантов – несколько? А печаль, слезы, черпая силы и жизнь в реке того, что уже произошло, переносятся в новое место по той же - реке сбывшегося? Прошлое питает собой печаль и переносит её дальше, в будущее? Лета наоборот. Недаром здесь появился маковый цветок – символ сна (вечного сна?) и забвения.

Что не понравилось? Тема.  Авторы, ну сколько можно! Верю я, что можно, если захотеть, зарифмовать каждое движение души. Только вот – нужно ли?


ВЛАДИМИР МЯЛИН "Последняя скрипка Паганини"
http://www.stihi.ru/2013/03/29/6972 отборочный тур БЛК 

Где, генуэзец, "Гварнери" Дель Джезу?
Может быть, в лёгких, а может, во сне?..
Солон,  саднящ, словно корка пореза –
Мир задрожал на единой струне...

Где твоя скрипка? Ворчанья и лая
Не удержать в воспалённой груди –
Кашляют домики, дворики рая;
Токи небесные вьюн запрудил...

Солнце и Генуя; хрип и мокрота;
С тазом сияющим юная мать...
В маленьком доме большая забота
Ждёт и не хочет никак умирать.

Только и грозди свисают, налиты –
"Срежь меня, съешь меня!" – дымным вином.
Мальчик мой, лозы, как струны, завиты,
Мальчик мой, полно, – да это ль твой дом?..

Посох скрипит – мимо окна и двери.
Юн проводник твой, увенчан листвой.
Кашляет утро. Дель Джезу. Гварнери.
Белые гроздья плывут над тобой.
___________
*На скрипке Гварнери «Il Cannone Guarnerius» играл Никколо Паганини.

Простите, автор, мне было скучно. Как будто прочел зарифмованную статью в Википедии, но нового, интересного для меня – не прочитал.


ДМИТРИЙ БОБЫЛЕВ "Виктория"
http://stihi.ru/2009/09/17/6262 отборочный тур БЛК 

Кольца из сплава - в ящик почтовый.
Полный конверт земли.
Небо цвета земли,
Золотые подковы.

Я посылал тебе восемь частей себя -
Восемь чернильных строк,
Весь годовой оброк -
Солнечных жеребят.

Ты запряги их в свет одинокий свой,
Ты прилетай ! над крышами, над совой,
Через пустырь над башней сторожевой,
Что разломали в мае.

Только смотри - немного восьмой
хромает.


Это не ко мне. Это – адресату.  Адресат, возможно, сможет расшифровать.


МАРИНА СОКОЛОВСКАЯ "Яблочный интроверт"
http://www.stihi.ru/2013/04/28/3988 отборочный тур БЛК

Яблоко разомлевшее, за упитанные бока,
Цепкой клешнею - хвать! 
И надкусить, так осторожно, чтоб червяка
Не покусать.

Нету на яблоке, хоть заглядись, огнестрельных ран. 
Даже царапины мало-мальской на коже нет.
Как туда проникает этот маленький партизан,
Яблочный интроверт?

Он для меня - великая тайна о ста замках,
Вязи арабской по мякоти замысловатый узор. 
Я для него - захватчик, вредитель о двух ногах.
Яблочный плодожор.

И говорю ему, глядя в радужные глаза:
- Полноте, между нами особой разницы  нет.
В мире своем я тоже маленький партизан.
Яблочный интроверт.

Знаете,  очень напомнило стихотворение «Катя живет в апельсине».  Поэтическая наглость должна быть вознаграждена – в «десятку».  Это стихотворение можно разгромить, его можно защищать – но особенного смысла в этом не вижу. Просто – это стих, от которого улыбка. Думаю, автор знает все ляпы и ошибки, сделанные им; ну,  пусть знает. Я тоже знаю, но промолчу. И мне от этого станет еще веселей.


АЛЕКСАНДРА САМСОНОВА "Врываясь в снег, что в комнату"
http://www.stihi.ru/2013/05/14/4882 отборочный тур БЛК

Врываясь в снег, что в комнату
Врываясь в снег, что в комнату -
По росту,
И даже выше.
Вширь - сжатый, но не скомканный
Беззвездный.
Гудит и дышит

В лицо белесой копотью,
Раскосым
Котом на крыше.
На краешке у пропасти,
Бесслезно:
Кто Вас услышит?

На улицах у города
Морозный
Фонарик вышит
И сыплется аккордами
И розы
Пыльцою рыжей.

В ладони бьется колокол,
Над острой
Безмирной нишей
Хрустит Землей расколотой.
Так просто...
И только -
Тише..

Имеет право быть, но мне неинтересно. Одна строчка на  загляденье – «На улицах у города  Морозный     Фонарик     вышит» .

Все остальное – эксперименты со звукозаписью, «острыми» образами и символами. Когда автор перегружает свой текст символами, потоком своего сознания или  понятным только ему намеками,  то мне жалко  тратить на него своё время. Его  можно употребить с большей пользой, чем на  разгадывание  значимого только для автора ребуса.   Особенно если учесть, что приснившийся банан – чаще всего – просто банан.

P.S. Если после такого отзыва автор в слезах и соплях закрывает свою страничку и больше никогда ничего не пишет, это хорошо – для новаторства нужны крепкие нервы.  Если, стиснув зубы, продолжит писать – тоже неплохо. Пройдет время  экспериментов, автор заново изобретет велосипед, колесо  и прочие ненужные в поэзии вещи и сделает что-то свое, особенное. Слава Богу, потенциал есть.


МИХАИЛ СВИЩЕВ "Рембо в Марселе"
http://stihi.ru/2013/01/21/11290 отборочный тур БЛК

называл себя зреньем вселенной, ан нет, –
деревенский слепой в Мулен Руже,
я умру, а ты выйдешь на солнечный свет
к фаэтонам и лужам.

госпитальный покой и врачебная прыть,
обоюдный поток приношений.
я умру, а тебе лишь бы веки прикрыть,
лишь бы – камень на шее.

снова тени-слова проползают по рту
и сырой проступают водицей, –
я умру, а тебе, словно девке в порту,
не к лицу торопиться.

потому что  любовь не шныряет  в толпе,
и в пустыне её не навалом,
я умру, а твоё "до свиданья" тупей,
чем пила коновала.

словно пьяных версальцев поломанный строй,
крикнув «пли!», развернётся обратно, –
я умру, а тебе оставаться сестрой
разрешат и без брата.

но какая бы нас ни ждала благодать,
всех предательств обычней и ниже:
я умру, а тебе повезёт увидать
всё, что я не увижу.
   
Стихотворение интересное,  но не близкое мне. Интересное тем, что хорошо показаны раздражение, упреки (порой несправедливые) и злость умирающего человека. Здесь к месту  и «деревенский слепой в Мулен Руже» - намек на то, что Рембо родился и вырос в деревне, и пьяные версальцы – намек на участие Рембо в восстании  Парижской коммуны.   И сестра – человек, который ухаживал за умирающим Рембо, и на которого он вылил всю черноту, которую накопил за 37 лет.

Не близкое – на мой взгляд, многократно повторенные жалобы, обвинения и ропот – перебор. Это стихотворение, написано  ярко,  но оно только усилило мое негативное отношение к личности Рембо. Вряд ли этого хотел автор. Впрочем, «Кто кончил жизнь трагически, тот истинный поэт…»(с)


ДОМ АСТРЕЛИ "Шем"
http://www.stihi.ru/2013/04/03/8500 отборочный тур БЛК (квота Александра Крупинин

я -
голый голем глиняный.
горло моё
свинцом запечатано
дабы имя господне
не произносило всуе.
всунутый шем
шершнем шуршит в голове,
как в рассохшейся тыкве-горлянке,
что-то нашёптывает
на языке Шмуэля и Менаше.
уши крошащиеся затыкаю -
бессмысленно -
голос - внутри и безжалостен,
дребезжит,
отдавая приказы.

век не сомкнуть,
ибо создатель
век мне не создал.
созерцание
бесконечно болезненно -
будит зачатки сознания.

шесть дней я работаю -
раб бессловесный.
чешуйки рассохшейся глины
падают с пальцев моих.
подвижность мучительна
[по природе мне НЕ предназначена].

только в Шаббат
странная вспышка окутывает
кокон тела послушного,
свет выключается
и наступает
милосердная тишина...

чтобы на следующий день
всё обрушилось
снова,
светом и звуком
ошпаривая.

бытие обретённое
беспощадно
и, по сути,
бессмысленно
[мысли мешаются
комьями липкой
первоосновы,
не принимая формы].

только, когда я
мою чашу глиняную,
прикасаясь к её
шершавому боку,
ощущаю
смутное с нею родство.
чувствую,
что за счастье - быть истинной
вещью
НЕ_одушевлённой.
страшная зависть
гашёной известью
разъедает поры мои.

интересно,
а что же людям
нашёптывает
их собственный

шем?

Интересное стихотворение. Вроде бы - замени «Шем» на «Бог», и ничего в стихотворении не изменится. Изменится. Я не только об аллитерации, которая придает стихотворению некое очарование, шелест песков - песчинок - времени, тихонько шелестящее в  часах…Шем в стихотворении - глиняный голем (глина - Адам?), но - горло его запечатано свинцом - чтобы он не произнес имя Господне (а, быть может, чтобы не дал вещам имена?) Его разъедает зависть - к неодушевленным вещам, значит - ему  Бог дал душу? Чем же он тогда отличается от Адама и его потомков? Тем, что он - вечен? Шем, если верить словарям, еще и другое имя Сима, сына Ноя. От одного из его сыновей, его потомков, происходят семиты (собственно, потому и семиты - от Шема).

Остюда - и «язык Шмуэля и Менаше», отсюда и Шаббат. Интересно, если Творец поручил создание мира - голему, то как можно его еще назвать?
При всей моей нелюбви к верлибрам и белым стихам, не отметить этот текст не могу.  Из минусов - объем текста все же несколько велик,  кое-что выглядит лишним. Но это - на мой вкус.


СЕРГЕЙ СМИРНОВ-ЯМБУРГ "Про Фому да про Иуду"
http://www.stihi.ru/2013/03/06/7111 отборочный тур БЛК (квота Евгении Костюковой)

Фома постоянно взыскует чуда,
искать приключенья –  его удел,
а рядом за партой сидит Иуда,
довольный текущим порядком дел.
Фома, как хирург, потрошит игрушки,
втыкает в розетку железный штырь,
он всё, что увидит, крушит и рушит,
вдыхая "Момент" или нашатырь.
Прилежный юннат, властелин природы,
вложивший персты, как монеты в рост, 
естествопытатель такого рода,
что даст вам ответ на любой вопрос.

Иуда корыстен и с виду ласков:
соседу по парте с невинных лет
за деньги продаст карандаш и ластик,
за деньги запрячет в шкафу скелет.
Когда в кабинет призовёт директор,
Иуда замрёт с клеветой у рта,
а совесть его посещает редко –
но вот захлестнула петлёй гортань.
Висит на осине, холодный, синий,
ушедший из жизни, сойдя с ума,
в его волосах серебрится иней,
а рядом с ланцетом застыл Фома.

Помню это стихотворение по Чемпионату Балтии. И тогда, и сейчас, при повторном прочтении, стихотворение понравилось. Помнится, когда-то задавал себе вопрос - «Почему Фома остался апостолом?» Он поверил только  когда вложил персты в раны Христа,  но ведь - «блаженны нищие духом», а Фома потребовал доказательств… Крепка ли была его вера? Кажется, Сергей ответил мне  - его герой «постоянно взыскует чуда», он тянется к нему. Как ребенок, который готов разломать игрушку, чтобы посмотреть, что внутри. Он - «естествопытатель», но готов  сам  подвергнуть себя эксперименту, чтобы  дать ответ на любой вопрос. Не только слепая вера приводит к Богу.

Кстати,  обратите  внимание - активный, постоянно в движении, Фома застыл с ланцетом в руках у трупа Иуды. Что это может означать? Замер он, в потрясении, увидав удавившегося поседевшего товарища, остановился на минутку, прежде чем начать вскрытие в поисках совести, или - «застыл» - превратился в ледяную глыбу, замер навсегда, закончив свои опыты, уверовав?

Сергей применил такое слово, которое оставляет возможность разной трактовки.
По-моему, блестящее стихотворение.


СЕРГЕЙ ЧЕРСКОВ "Неземной"
http://www.stihi.ru/2013/01/18/7422 отборочный тур БЛК (квота Игоря М.) 
      
..............Венедикту Ерофееву

Пролетит над мостовой
Вдоль раскидистых деревьев
Лох печальный, чудо в перьях -
Светлый ангел неземной.
Повстречается со мной -
Он туда, а я оттуда,
Огорчать его не буду
Тем, что кончилось вино.

Вымер сельский магазин,
Милый сердцу продуктовый...
- Ангел, черт, не важно, кто Вы,
Не пытайтесь тормозить!
Ангел, синий, в куполах,
Задержавшись на мгновенье,
Мне ответит:
- Трубы, Веня,
Так горят - спаси Аллах...

Почему не расскажу
Повстречавшемуся чуду
Весть о том, что злые люди
Превратили сказку в жуть?
Потому не расскажу:
Этот ангел жив надеждой -
Он летит, а я, как прежде,
По сырой земле хожу.


Как-то не глянулось:
«Лох печальный, чудо в перьях -
Светлый ангел неземной»,  -
«Ангел, синий, в куполах» - небесный зека? А почему тогда  - лох?
«спаси Аллах» - конечно, пришла на память песенка из «Кавказской песенки», но от этого воспоминания диалог прозвучал как-то искусственно.
«Весть о том, что злые люди
Превратили сказку в жуть»
- это по поводу того, что кончилась выпивка? (Смотри первую строфу).
И чтобы уберечь ангела от разочарования, ЛГ промолчит?
«Этот ангел жив надеждой -
Он летит, а я, как прежде,
По сырой земле хожу.»

Ангел  с надеждой летит к магазину, герой идет от магазина, в котором нет вина. По сырой земле. Вот она, глубина разочарования!  Можно сказать,  это ад - без надежды выпить.
Все как-то так. Читал стихо, и мне было грустно.


НИКОЛА «Углич – Ростов»
http://www.stihi.ru/2013/04/08/315 номинатор Юлия Елина

над конурой и кротовиной
над перекошенным крыльцом
над камышами и калиной
над мономаховым венцом
и обнажёнными стволами
зашевелившейся рекой
над золотыми куполами
над бабкой согнутой с клюкой
летит на два крыла хромая
паря порхая мельтеша
на землю сказочного мая
как невесомая душа
летит над рёбрами забора
зубами стен монастыря
зовя пуститься в разговоры
немую оторопь творя
летит соломенная птица
над лебенсраумом страной
повить гнездо и удивиться
земле прекрасной и иной.
 

«Иная земля» -  немецкое «Жизненное пространство»?  Автор, получилась двусмысленность, которая может вызвать резкое неприятие и внутренний протест. И от этого - раздражение и пристрастное отношение ко всему стихотворению в целом.

Возможно, в этом и состояла задача стихотворения -  провокация. В любом случае - слово сказано, и оно мне не понравилось.


ВАСИЛИЙ ТЮРЕНКОВ «Клеймо»
http://stihi.ru/2008/12/03/3581 номинатор Юлия Елина

Потеряло линейность когда-то стабильное время –
Каждый год вполовину короче того, что прошёл.
Бутафорски лоснится недавно подкрашенный Кремль,
Все живут, кто как может – бывает, что и хорошо...
А тогда всё казалось ништяк: рота шла без двухсотых,
Прикрывали вертушки, хватало комплектов броне,
И одну за другой отбивали у духов высоты,
И поили солярой стальных огнезубых коней.
Содрогалась земля, чёрным выхлопом путались гривы,
Пыль вставала до солнца, над шлемами ворон летел...
И темнели глаза, и коробились души наивных,
Расцелованных смертью больных тонкошеих детей.
Не обманешь войну – под завязку забьются тюльпаны,
Чёрной меткой пошлёт военком похоронку вдове...
Но дымилась зелёнка, и парни валили душманов,
И кололи друг другу на торсах: «Афган – ВДВ».
Сдует пепел весенним безумием птичьего гама,
Отбормочут молитвы священник, мулла и раввин...
Шевельнётся в груди бледно-жёлтое солнце Афгана,
Заскребёт на душе несводимым клеймом: шурави.

Не могу в полной мере оценить душевных переживаний автора, возможно, то, что он написал, важно и значимо для него. Мне не понравилось. Поскольку тема деликатная, о художественной ценности стихотворения промолчу.


ГАЭТАН «Чеширское лето»
http://stihi.ru/2011/10/07/5813 номинатор Александр Молочников

В городской заставленной прихожей,
волосами рыж, глазами карь,
запоздалый гость уйти не может,
поминутно глядя в календарь -
но, пренебрегая этикетом,
из последних сил и слов и прав,
я в дверях удерживаю лето
за примятый шёлковый рукав.

За порогом - листья на ступенях,
а за разговором день-деньской
столько остановлено мгновений,
что души не хватит никакой
расплатиться за недели, с горкой
полные мускатного тепла,
да такого, что шмелей по норкам
не могли прогнать перепела.

Незаметно небо отворилось -
глаз не отводя, смотри, смотри:
подрастает лунный наутилус,
утаив жемчужину внутри.
ей, должно быть, никого не надо
в раковине лучшей из неволь...

Где росла отчаянная радость -
расцвела нечаянная боль
ждать - наперекор и наудачу,
отмеряя каждую версту...

Лето ускользает по-кошачьи,
подбирая лапы к животу,
исчезает в горней подворотне,
по ходам звериным извитой,
с каждым шагом делаясь бесплотней
и чеширней - с каждой высотой.
Понравились отдельные строчки:
«я в дверях удерживаю лето
за примятый шёлковый рукав»,
«Лето ускользает по-кошачьи»
«исчезает в горней подворотне»

В целом впечатление не сложилось. Запутался в ряду образов. Шелковый рукав  лета, но оно же - ускользает по кошачьи «подбирая лапы к животу». Ага, «Ветерок, надев крылатку...».
«Где росла отчаянная радость -
расцвела нечаянная боль» - а это шансон?
«столько остановлено мгновений,
что души не хватит никакой
расплатиться за недели, с горкой
полные мускатного тепла,
да такого, что шмелей по норкам
не могли прогнать перепела.»

Для меня эти строчки совсем непонятны. По отдельности - красиво, а вместе - винегрет.


АЛЬВАНДИ МАЭРТИС «rock-n-only»
http://www.stihi.ru/2006/01/16-852 номинатор Александр Молочников

пока для сердца юного пустяк
мостить Арбат окурками кривыми,
надежды подающее дитя,
в погоне за скупыми чаевыми –
эрзацем серенады медных труб
всегда готовых к траурным минорам,
не пропусти единственную ту,
с которой за вечерним разговором
прочувствуешь семантику любви,
интимную фонетику согласных
на всё
по меньшей мере на двоих
шагаловское небо в ананасах…

как ни крути, а в дружбу с головой
уйдёт один процент от силы трений…
однажды навсегда перед тобой
захлопнутся прекрасные колени…
на пенсию
в ослабленный бюджет
швырнут едва натянутую тройку,
когда половозрелого «уже»
разбавит диетическое «только»…

Первая часть стихотворения очень понравилась. Она цельна, закольцована, интересна. Мостить Арбат  окурками – небо  в ананасах. Замечательная  антитеза! «интимная фонетика согласных» - блеск! Сколько здесь потайного – и согласие, и «фонетика» (звуки) – очень чувственно и эротично! «Серенады медных труб»,  всегда готовых к траурным минорам» - как здорово! Тут все  подарки судьбы – и любовь и слава и… готовность к траурному маршу («Реквием по мечте», кажется?)

Вторая часть показалась лишней, смутной, чуточку вульгарной. Не спас обыгрыш – захлопнувшиеся створки раковины -  «прекрасные колени» (привет  Леониду Тереху и Виктору Коркия?)  Забираю  стихотворение в  «десятку», но – только первую часть.


ЮЛИЯ ЕЛИНА "Письма сквозь время"
http://stihi.ru/2013/05/07/5971 квота Главной редакции

               I

из 16 в 35.

Что писать тебе, Юлька, в твои далёкие тридцать пять?
Бабушка Пана печет пироги со щавлем.
В старой духовке спираль барахлит опять.
Отчим всё пьёт, что поделаешь с этим «щастьем».

Помнишь книжку про Бухтика? Я перечла вчера.
В комнате «три на три» мало места книгам.
Снег растаял. Набухли почки. По вечерам
Сердце стучит, как будто танцует джигу.

 
              II

Из 70 в 35.

Детка, здравствуй, ну что ты ревёшь, постой.
Там у тебя затяжная весна, я помню.
Сделай ремонт непременно в одной из комнат
К осени всё переменится в жизни твоей простой.

Старший твой внук - хирург в легендарном Склифе
Младшая внучка обещала к лету сделать прабабкой.
С пятого этажа я спускаться могу без лифта.
Жизнь удалась. Всё, пока, я - гулять. С собакой.

Какая-то недосказанность есть в этом стихотворении… Если у героини - затяжная весна, и она в разобранных чувствах («ревёт»), что ясно из второй части стихотворения, тогда, мне кажется, это должно было сказаться  и в первой части… Первая же часть - письмо ни о чем. Весна, у пятнадцатилетней девочки «Сердце стучит, как будто танцует джигу». Уже не раз было. И не только с этой девочкой. Вторая - информативна, но как-то пессимистична…  «в жизни твоей простой». Кстати – «переменится к осени» – к осени жизни или к сентябрю?  Если первый вариант – то грустно, второй - непонятно, зачем такое пророчество и причем ремонт одной комнаты. «Всё, пока, я - гулять. С собакой»  Просто  вот так  - внуки есть, а героиня гуляет с собакой… ( кстати, фонетически «С собакой» – не очень)  Жизнь удалась?  Не хотел бы я получить такое письмо  в утешение.  Общее впечатление - недоумение…


СЕРГЕЙ ГЕВОРКЯН «БЫ»
http://www.stihi.ru/2009/07/05/6051 номинатор Владислав Сергеев

Мне бы жить, как язык – на твоём нёбе,
Как пернатый беглец в тормозном небе,
Как слинявший от Гоголя в ночь – шнобель,
Как чукотский гарпун в молодой нерпе…

Мне бы жить, как в башке – золотой пуле,
Как Царь-рыбе в проточной воде сказа.
Ну а так непонятно – живу, сплю ли?
Чует Муза, что я – не её маза.

Мне бы жить, как в проделках живёт – отрок,
Как заправский картёжник – в ночном висте,
Но шипит мне Природа, что я – потрох,
Даже если гвоздей понабить в кисти.

Жить бы, жить бы и жить: как в горах – эху,
Как в Граале – вину, как мячу – в поле…
Но последних коней стерегут йеху,
И одни только «бы» - камуфляж боли.

Но шевелится Космос в паху ночи,
Подтверждая, что вспять не текут реки.
Я хочу эту жизнь и хочу – Очень,
Только быть в этой жизни уже некем.

А вот если бродили бы в ней соки,
Если б не был, как будни её – сер сам,
Я бы жил, как слеза – на твоём оке,
Как ребёнок чужой – под твоим сердцем.

Ух, какой ритм! Сразу представил себе Роберта Рождественского, читающего свои стихи… «Я хочу эту жизнь и хочу – Очень».   Или это уже Ваншенкин?   «И надеюсь, что это взаимно» (с). Только вот  не могу представить в словарном запасе  Ваншенкина и Рождественского слов «шнобель», «потрох» и «маза» … Но - какие времена, такие и слова.

«Мне бы жить, как язык – на твоём нёбе» - подскажите, нёбо - оно под языком? Я уже запутался в современной анатомии…)))
«Я бы жил, как слеза – на твоём оке,
Как ребёнок чужой – под твоим сердцем»
Чужой - кому? Если той, к кому обращается автор, то это действительно, очень современно…
«Но шевелится Космос в паху ночи» - очень, знаете ли, двусмысленно и провокационно.
На фоне интересных рифм и образных находок, все же, такие нестыковки выглядят очень выпукло. И отношение к стихотворению становится - ироничным… Впрочем, быть может, автор этого и добивался.


ВИКА ВИКТОРИЯ 1 «Не о счастье»
http://www.stihi.ru/2011/12/04/7496 номинатор Владислав Сергеев

Нет, не меняй ничего, я прошу тебя, Господи!
Я не хочу перемен. Никаких перемен.
Неторопливо, размеренно, лёгкою поступью
Дай мне идти в абажурно-скатёрочный плен.

Не позволяй отвлекаться по зряшному поводу,
Просто бы - печь пироги, проверять дневники,
Даже ходить с коромыслом куда-нибудь по воду,
Или на лампочке детские штопать носки.

Вечером сыну считать на пижаме горошины,
Утром тревожить будильником тёмную рань,
И наблюдать, как цветёт на окне запорошенном 
Мамин подарок - "полезная в доме" герань.

Пусть однозвучие дней и грешит монотонностью,      
Но не нарушится резким тревожным звонком.
А предрешённый финал этой простенькой повести
Пусть до мельчайших подробностей будет знаком.

Невмоготу - добиваться, искать, завоёвывать,
Арки, ненужные башни лепить к шалашу.
Множить победы, рекорды подсчитывать плёвые...
Я не о счастье -
                избавь от несчастий   
                прошу.

«Дай счастья мне, а, значит, дай покоя»… Перечисление, на что готова пойти героиня, лишь бы прекрасное мгновение остановилось, должно быть, тронет сердца тех, кто устал от перемен.  «Покой, покой, и никаких волнений, и музыки, конечно, никакой.» (с)   Симпатично. Не близко, но имеет право быть. Вот только - спутник героини все равно к шалашу начнет лепить арки и башенки. Иначе - она его бросит.

Если… Если бы стихотворение было названо, допустим, «Маргарита», отброшен третий катрен…  Интересное тогда могло получиться прочтение.


ОТ СТАЛИНГРАДА ОСТАЕТСЯЕГОР МИРНЫЙ «от сталинграда остаётся»
http://www.stihi.ru/2013/04/25/8337 квота Главной редакции

от сталинграда остаётся сталь
от воздуха - ни воздуха ни дня
от каждой строчки - следующая
от жизни - говорение в себя

и жизнь что говорение в себя
осуществима дважды на пути
от воздуха отходят говоря
и к воздуху приходят повторить

стоят непротяжённой головой
земля перерождённое таит
нам предлагают выдать с головой 
нам предстоит забыть что предстоит

Стихотворение Егора я узнал  без указания авторства. Когда-то я уже писал, что ему не важны слова; смысл, стоящий за ними - величина переменная. Сегодня слово может иметь один смысл, завтра - другой. Егор больше прислушивается к своим ощущениям слова, чем к тому, что оно значит для большинства людей. Он - не большинство, и очень этим доволен. Мне кажется, в этом есть одна печаль - стихотворения, к которым он охладел, самому автору становятся неинтересны и ходят, заброшенные, по просторам Интернета, пока их не пустит на постой тот, с кем эти стихотворения в данное время совпадут…


АНДРЕЙ САННИКОВ «Вот город, протекающий насквозь…»
http://www.stihi.ru/2013/05/04/6832  номинатор Егор Мирный

 Вот город, протекающий насквозь,
 поставленный как будто наискось -
 здесь окна провисают и, касаясь
 стеклом асфальта, смотрят сквозь асфальт,
 сквозь гравий, глину и в такую даль
 они глядят, что даже я пугаюсь.

 Что даже я. Наклонные полы,
 стекающие в узкие углы, -
 в них гвозди, содрогаясь, рыбьей стаей
 перемещаются вдоль половиц,
 но сносит их куда-то вбок и вниз,
 в такую даль, что даже я пугаюсь...

Иллюстрация к картинам Дали? Стихотворение, требующее визуального подтверждения?  Ко мне,  во время тяжелой болезни, приходили похожие образы… Хотя, если дождливым днем смотреть в лужи, выйдет похоже… Понравилось «стеклом асфальта» - стекло-текло…  Этюд, глядящий в реку…


ВИКТОР ЛИСИН «не так давно бог был снегом»
http://www.stihi.ru/2013/05/04/6906 номинатор Егор Мирный

 он постоянно падал
 как могут падать только самые несчастные люди
 мне нравилось поднимать его и согревать в ладонях
 какой неуклюжий какой неуклюжий говорил я
 но скоро снега не стало не стало и бога
 сейчас на моей голове много белоснежных волос
 и мама очень сильно переживает
 она просто не знает про снег
 не знает про бога

Когда-то читал, что Снежная королева - какая-то скандинавская богиня. Или - у лапландцев? Если  взять это эпиграфом, то стихотворение читается чуточку иначе. Тогда оно - читается.  Я его прочитал так: Чтобы быть Богом - богу  нужно  тепло, внимание и любовь. Без этого он  мал, холоден и смертен.  Но со временем герой перестал давать ему любовь – и бог исчез, оставив только  на память о себе седину  героя.  Я  могу ошибаться, но образ несчастного бога, бога исчезающего, кажется,  уже был в литературе. Снег и седина - опять, было.  Простите, автор, мне было  не совсем интересно.


ПОПОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ «Место действия»
http://www.stihi.ru/2012/11/19/6563 номинатор Андрей Моисеев

Через поле, через лес:

«Скачи, скачи во весь опор,
я обовью тебя руками –
Василий Шуйский, клятый вор
собакой рыщется за нами.
Скачи!
Догонят в самом деле –
петли не минем иль кола.
Уже так тяжко загудели
по всей Москве колокола.
Ты слышишь, слышишь: голоса
и конский хрип по подорожью…»
– Скажи, как звать тебя, краса?
– Узнаешь
позже.


В тайной избе, у дороги:

«Вставай. Вставай! – светает вроде…
Оставим ласки на потом.
Тсс! Чуешь: кто-то ходит…
Всё ходит, ходит под окном.
Смотри. Смотри! Сверкнул огонь.
О, Матка Боска! Где деваться,
сейчас опять начнётся гон…
Ну, хватит!
Хватит обниматься!
Опять от страха стынет кровь.
И ветер воет, как волчица…»
– Скажи, как звать тебя, любовь?
– Твоя
царица.


В доме отца:

«Отец! Отец, мои молитвы,
наверное, услышал Бог.
Ты знаешь, как кричал Димитрий…
А этот?
Этот так, холоп!..
Тяжёл ты, царский мой венец,
предвестник крови и раззора…
Убей! Убей его, отец,
убей свидетеля позора…
Ну, всё!.. Прими его, земля:
глаза закрыты, еле дышит…»
– Скажи, как зва-ть те-бя, з-ме-я?
– Марина
Мнишек.

Как-то разговора не получилось. Разве что вопрос - а что, беглец не знал, с кем проводит ночи и дни, убегая? Шуйский, который «рыщется» собакой - какое-то, мягко говоря, нехорошее сочетание…Строчки «Прими его, земля:
глаза закрыты, еле дышит» - еще живым - в землю? Действительно, змея… «петли не минем иль кола» -  это только мне кажется что строчка не читаема? «О, Матка Боска! Где деваться» - ??? 
Не понравилось.


ЛЮБОВЬ СИРОТА-ДМИТРОВА «Он говорил...»
http://www.stihi.ru/2012/02/15/4338 номинатор Андрей Моисеев

Он говорил, ему не снести креста.
Он говорил, охота порой с моста
Вниз головой – от бессмыслия и тоски.
Он говорил, внутри его – пустота,
Он говорил, тоска его так густа –
Хоть, говорил он, режь
                ножом её на куски.

Только она не верила ни на грош,
А, улыбаясь, думала: ну до чего хорош.
Только напрасно силится,
                ибо на мне – броня.
И рикошетят слова, не бросает в дрожь,
Кстати, вот этот пассаж – про куски и нож,
Он ведь услышал – сто лет назад – от меня.

Разве он что-то может знать о тоске,
Об асфиксии рыбы, бьющейся на песке,
О безнадёге птицы, запутавшейся в силках?

Если и трогает что – то лишь дыра на носке,
Да седина на некогда жгучем его виске,
Да сигарета,
                забавно пляшущая в руках…

Хорошая картинка… Престарелый ловелас со своей стандартной болтовней, и опытная собеседница (опытная во всех смыслах -  молчит, иронично поддакивая -  он не первый такой у неё). Последние строчки больше говорят о мужчине, чем то,  что он говорит:  дырявый носок - неухоженность;  сомнение в себе - пляшущая сигарета… о собеседнице - вскользь.
 
«Разве он что-то может знать о тоске,
Об асфиксии рыбы, бьющейся на песке,
О безнадёге птицы, запутавшейся в силках…»

Вроде бы - она знает и потому молчит. Он - говорит.  Говорит штампами. Только и у неё - штампы - рыба без воды, птица в силках. Знает ли тоску она? Нет ответа на вопрос. Зарисовка интересная, вызывает желание познакомиться с другими, более мощными стихотворениями автора.


ГАББИ «Искусство одиночества»
http://stihi.ru/2013/04/24/10297 номинатор Евгения Костюкова

Одиночество - странная штука...

Ты - вовне, где ни мир, ни война.
Тетивой робингудова лука
в перепонках дрожит тишина;
тишина, наделенная весом,
обделенная даром любви...
Не гулять ли вам Шервудским лесом,
телефон и компьютер с ТиВи?!
Ты - дошедший до истины странник.
И с находкою этой сполна
ты сроднился, как мертвый "Титаник" -
с барельефом холодного дна.
Время - жалкий нескошенный колос,
перегнивший от влаги и стуж,
просто путь, разделённый на скорость,
просто формула.
Физика.
Чушь.
Время кончилось. Птица кукушка
замолчала и впала в тоску,
и часов пунктуальная пушка
не пaльнёт непременным "ку-ку",
и реальность поставлена к стенке
вкупе с вечным "люблю - не люблю",
вот и память теряет оттенки,
асимптотой склоняясь к нулю.
Неподвижность.
Не мука.
Не скука.
Может, только начало пути...

Одиночество - странная штука,
идентичная счастью.
Почти.

«Тетивой робингудова лука
в перепонках дрожит тишина;
тишина, наделенная весом,
обделенная даром любви...»

Это только мне показалось, что эпитет к тишине несколько неудачен? По-моему, это излишняя красивость, оправдывающая бодро-хулиганское «Да шли бы вы (шервудским) лесом!» Такое ощущение, что автор играет яркими образами, соединяя их на живую нитку - чтобы поставить реальность к стенке, вводит «часов пунктуальную пушку»… Понимаю, что время в старину отмечали выстрелами из орудий - но отмечали и корабельными склянками. При желании - можно силком втащить в стихотворение и это… Что до настроения - не сложилось, какое-то бодренькое одиночество… Одиночество как искусство.


ОЛЕГ ПАРШЕВ «Единороги и львы»
http://stihi.ru/2013/03/02/4675 номинатор Евгения Костюкова

Я читал наши вещие сны без оглядки на шифры,
Наблюдал, как крошится в руках изначальное Сло…
Не позднее, чем завтра весь мир переходит на цифру,
Ну, а я перейду на твоё потайное число.
Я войду в этот космос, как в небо однажды – Леонов,
Чтобы увидеть зелёные ветры цветущей травы.
Мир немного горчит, будто чай с имбирём и лимоном.
Но на месте драконов
Тут единороги и львы.

Я смотрел за окно, не пытаясь цепляться за тени.
Как смычок, я был занят извечным смыканием струн.
Я давно бы ушёл, если б кто-нибудь был на подмене,
Но никто не желает отслеживать фазовость лун.
Кто-то скажет с усмешкой: а это, любезный, расплата.
Кто-то юркнет за дверь, чтоб сокрыться в созвездьи Совы.
Но Небесные Девы, что носят юкату заката,
Уведут нас куда-то -
Где единороги и львы.

Я бродил по дождям. Капли неба мелькали миражно.
Под ногами пылало, плыло изначальное Зло.
Измерения слов изменили, но это не важно.
Слово зла нам теперь не указ, да и просто мало.
Жаль, не каждый идущий сумеет дойти до рассвета.
Путь, казалось, был прям, да, как видно, ботинки кривы.
В городах бродят духи тоскливо-дождливого лета.
Но я знаю, что где-то
Здесь - единороги и львы.

Очень понравились строчки:

«Я смотрел за окно, не пытаясь цепляться за тени.
Как смычок, я был занят извечным смыканием струн.
Я давно бы ушёл, если б кто-нибудь был на подмене…»

Хотя, имхо, если бы смычек в строке не был упомянут, вышло бы сильнее…
Строчка «Я войду в этот космос, как в небо однажды – Леонов» вначале понравилась очень, потом задумался… Если написать «Я войду в это небо, как в космос однажды – Леонов», то  такая строчка может быть применена в стихотворении… А если слово в строчке можно заменить, то …
«Изначальное сло(во)» и  «изначальное Зло» - это Вы лихо закрутили… но вот потом для меня - туман.
«Измерения слов изменили, но это не важно.
Слово зла нам теперь не указ, да и просто мало»

Что еще смутило - «твоё потайное число». Сразу же на память приходит «число зверя» В результате - получил легкий сумбур образов.


_________________________


Честно попытался прочитать и высказать свое мнение о 26 стихотворениях, теперь попытаюсь выделить, что понравилось мне. Пожалуй, это будут следующие стихотворения (в порядке прочтения):


ЛЮДМИЛА ПОКЛОННАЯ "по кукле Лиле"
http://www.stihi.ru/2012/02/26/1068 отборочный тур БЛК

МАРИНА СОКОЛОВСКАЯ "Яблочный интроверт"
http://www.stihi.ru/2013/04/28/3988 отборочный тур БЛК 

ДОМ АСТРЕЛИ "Шем"
http://www.stihi.ru/2013/04/03/8500 отборочный тур БЛК (квота Александра Крупинина)

СЕРГЕЙ СМИРНОВ-ЯМБУРГ "Про Фому да про Иуду"
http://www.stihi.ru/2013/03/06/7111 отборочный тур БЛК (квота Евгении Костюковой)

АЛЬВАНДИ МАЭРТИС «rock-n-only»
http://www.stihi.ru/2006/01/16-852 номинатор Александр Молочников

АНДРЕЙ САННИКОВ «Вот город, протекающий насквозь…»
http://www.stihi.ru/2013/05/04/6832  номинатор Егор Мирный

ЛЮБОВЬ СИРОТА-ДМИТРОВА «Он говорил...»
http://www.stihi.ru/2012/02/15/4338 номинатор Андрей Моисеев


Получилось семь. Думаю, это немало. В любом случае, это мой вкус и мое мнение. Возможно, авторы, которые меня не удивили сегодня, сделают это в следующий раз.


Вадим Герман.