Итоги мая. Марк Шатуновский

Большой Литературный Конкурс
Марк Шатуновский - строгий рецензент. Хотя два его предыдущих появления в БЛК (в 2010 и 2011 г.г.) показали, что он не настолько суров, чтобы пройти мимо поэзии, которая, по мнению литературных бонз, обрела постоянную прописку только в необъятных просторах толстожурнальных коридоров и на избранных страницах ФБ и ЖЖ.
На сей раз я задал Марку (и другим экспертам) загадку посложнее, отправив подборку текстов, не указав имён авторов. Полной анонимности, насколько я помню, до этого в БЛК мы не добивались, тем интереснее, к чему привёл такой эксперимент.

П.С.

___________


Я написал короткие аннотации к каждому стихотворению. Не столько для того, чтоб кому-то что-то высказать, сколько для того, чтоб самому разобраться, есть ли в этих не особенно меня заинтересовавших стихотворениях хоть какие-то, которые можно было бы выделить из общего ряда.


АМАРО "еще обрывки"
http://www.stihi.ru/2013/04/28/7448 отборочный тур БЛК

О чем это? О человеке, которого ошибочно похоронили, он очнулся в гробу и в темноте стал судорожно ощупывать доски гроба? Тогда при чем тут такая радостная торжественность? Ведь это хоррор... А если серьезно, все, что предназначено работать на стихотворение, работает против него. Банальная символика образов смерти тут старательно декорирована, но никак не переосмысленна и потому вместо того, чтобы производить впечатление, разочаровывает.

ЛЮДМИЛА ПОКЛОННАЯ "по кукле Лиле"
http://www.stihi.ru/2012/02/26/1068 отборочный тур БЛК

Кукольная интерпретация сюжета «Мастера и Маргариты». Загробный кукольный бал, где, вместо Воланда и его свиты - сказочник Гофман и Щелкунчик. Но, скорее, возможность такой интерпретации, чем ее реализация. Как будто автор заглянул в комнату, полную игрушек, но не стал играть ими, а пошел всем рассказывать, как хорошо ими можно было бы поиграть, вместо того, чтобы в самом деле поиграть ими...

ВАДИМ ЛИАНДРЕС "Летаргическое"
http://www.stihi.ru/2011/11/24/5535 отборочный тур БЛК

Разве от зависти рдеют? Скорее бледнеют. Да и кроят по лекалам, а не на цветные лоскутья. На лоскутья режут, кромсают и т.д. Ангел смерти в качестве домашней птички – замещающий реальность символизм. Но стихотврение не убеждает в обоснованности такого замещения. Так и остается невнятным, зачем оно было произведено...

АЛЕКСАНДРА ГЕРАСИМОВА "мои печали шли на водопой"
http://www.stihi.ru/2013/03/26/9382 отборочный тур БЛК

Сперва печали олицетворяются в качестве крупного рогатого скота или какой-то другой живности, бредущей на водопой, что уже само по себе карикатурно или даже комично. Потом они же распускаются, что уже свойственно не фауне, а флоре. И затем их заметает, как пейзаж, снегом. Все это заигрывание с образностью происходит при слабой общей архитектонике и стихотворение рассыпается, как карточный домик.
 
ВЛАДИМИР МЯЛИН "Последняя скрипка Паганини"
http://www.stihi.ru/2013/03/29/6972 отборочный тур БЛК

Набор этнографических и биографических штампов, среди которых нет ничего, что хоть как-то обогащало популярные сведения о лирическом герое стихотворения.

ДМИТРИЙ БОБЫЛЕВ "Виктория"
http://stihi.ru/2009/09/17/6262 отборочный тур БЛК 

Ничто в стихотворении не поддерживает желания расшифровать этот ребус. Почему бы просто не написать, мол, по почте послал Виктории восьмистишье, последняя строка которого слабовата. Ведь стихи – это не журнальчик с головоломками, который берут с собой в дорогу, чтоб скоротать время.

МАРИНА СОКОЛОВСКАЯ "Яблочный интроверт"
http://www.stihi.ru/2013/04/28/3988 отборочный тур БЛК 

 Полное энтузиазма обращение к яблочному червю ради того лишь, чтоб провести параллель между собой и им, вызывает недоумение и только...

АЛЕКСАНДРА САМСОНОВА "Врываясь в снег, что в комнату"
http://www.stihi.ru/2013/05/14/4882 отборочный тур БЛК

Повеяло эпигонством у каких-то уже полузабытых французских символистов, полузабытых не в смысле имен, а в смысле художественных приемов. И ничего этими стихами не оживляется и в этой полузабытости не оживает...

МИХАИЛ СВИЩЕВ "Рембо в Марселе"
http://stihi.ru/2013/01/21/11290 отборочный тур БЛК

Мулен Руж не склоняется. Игра в стилизацию не удалась. Погружение в эпоху не состоялось. Довольно невыразительный образный ряд на основе каких-то известных автору обстоятельств пребывания Рембо в Марселе не способен приобщить к ним читателя и не вызывает желания срочно с ними ознакомиться.

ДОМ АСТРЕЛИ "Шем"
http://www.stihi.ru/2013/04/03/8500 отборочный тур БЛК (квота Александра Крупинина)

 Уподобление себя Голему не впечатляет, поскокльку представляет собой обыкновенную не особо изощренную гиперболу, которой совершенно недостаточно, чтобы вызвать интерес.
 
СЕРГЕЙ СМИРНОВ-ЯМБУРГ "Про Фому да про Иуду"
http://www.stihi.ru/2013/03/06/7111 отборочный тур БЛК (квота Евгении Костюковой)

Единственное предположение, которое позволяет сделать это стихотворение, что Иуда, скорее всего, повесился от того, что все врачи у нас токсикоманы – надышались клеем «Момент» и нашатырем – и туда же, лезут с ланцетом.

СЕРГЕЙ ЧЕРСКОВ "Неземной"
http://www.stihi.ru/2013/01/18/7422 отборочный тур БЛК (квота Игоря М.) 

Вживание в образ Венички не удалось. Лично мне представляется, если б он встретил мучающегося с помехмелья ангела, то не стал бы гнать ему невнятный многозначительный пафос, а в лепешку разбился, чтобы найти ему, чем опохмелиться...

НИКОЛА «Углич – Ростов»
http://www.stihi.ru/2013/04/08/315 номинатор Юлия Елина

Нужно ли подниматься в небо только для того, чтобы увидеть все то, что с легкостью можно увидеть и с земли? К тому же, если мы начнем думать о нашей стране на немецкий лад, как о лебенсрауме, то лебен у нас станет совсем сраум.

ВАСИЛИЙ ТЮРЕНКОВ «Клеймо»
http://stihi.ru/2008/12/03/3581 номинатор Юлия Елина

Даже проходные очерки в газетах об Афгане представляются более достоверными и небанальными, чем это стихотворение.

ГАЭТАН «Чеширское лето»
http://stihi.ru/2011/10/07/5813 номинатор Александр Молочников

Несостоятельность всего образного ряда демонстрирует хотя бы то, что трудно представить себе лето в виде кота, у которого были бы еще и шелковые рукава. А у чеширского кота, насколько мне помнится, вообще ничего не было, кроме улыбки...
 
АЛЬВАНДИ МАЭРТИС «rock-n-only»
http://www.stihi.ru/2006/01/16-852 номинатор Александр Молочников

Как-то очень не рок-н-ролльно, а морализаторски скучно, хотя в чем-то, может быть, и верно, но все равно скучно, а потому несостоятельно.

ЮЛИЯ ЕЛИНА "Письма сквозь время"
http://stihi.ru/2013/05/07/5971 квота Главной редакции

Забавно, но как-то очень уж предсказумо. Стоит ли ради такого вот писать письма аж сквозь время, даже не знаю.

СЕРГЕЙ ГЕВОРКЯН «БЫ»
http://www.stihi.ru/2009/07/05/6051 номинатор Владислав Сергеев

Ну о чем тут говорить, автор сам все про себя знает: «Чует Муза что я – не ее маза». Тут ни прибавить, ни убавить. А за приписываемый Гоголю шнобель, вместо носа, в наше время можно и по шнобелю получить.

ВИКА ВИКТОРИЯ 1 «Не о счастье»
http://www.stihi.ru/2011/12/04/7496 номинатор Владислав Сергеев

«Невмоготу – добиваться, искать, завоёвывать» - ну и ладно. Так, может, по этой же причине и стихи не писать. Или это совсем уже плевое дело?

ЕГОР МИРНЫЙ «от сталинграда остаётся»
http://www.stihi.ru/2013/04/25/8337 квота Главной редакции

Типичный пример «говорения в себя», которое по определению не имеет никакой ценности для окружающих.

АНДРЕЙ САННИКОВ «Вот город, протекающий насквозь…»
http://www.stihi.ru/2013/05/04/6832  номинатор Егор Мирный

В погоне за образностью автор не чувствует, когда переходит грань, и гипертрофированное становится фельетонным. По первой строке легко подумать, что это стихотворение о прохудившихся городских сантехнических коммуникациях. Это ощущение поддерживается провисшими до асфальта и смотрящими сквозь асфальт окнами. И немудрено, то, что они там видят, в смысле состояния сантехнических коммуникаций, способно испугать не только автора. Т.е. вся глубина этого стихотворения не глубже залегания городских коммуникаций. А в этом случае не стихи надо писать, а жалобы в вышестоящие инстанции.

ВИКТОР ЛИСИН «не так давно бог был снегом»
http://www.stihi.ru/2013/05/04/6906 номинатор Егор Мирный

Выпадающий в виде снега Бог лично у меня вызывает смутные ассоциации. Скорее он напоминает мне о падшем ангеле, вознамеревшимся стать богом, т.е. о князе тьмы – Люцифере. Был, правда, еще допотопный Зевс, но он выпадал не в виде снега, а, насколько я помню, в виде золотого дождя. И закончилось это беременностью той, на кого он в таком виде выпал. Так или иначе символический ряд стихотворения не решает моих сомнений, с кем именно имел дело лирический герой стихотворения.

ПОПОВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ «Место действия»
http://www.stihi.ru/2012/11/19/6563 номинатор Андрей Моисеев

Это похоже на перепевы пушкинского «Бориса Годунова». Как будто автор прочитал, воодушевился и тоже решил что-то такое написать. Но предсказуемо написал слабее, менее выразительно и никакой новой краски в пушкинскую интерпретацию общеизвестного сюжета не добавил.

ЛЮБОВЬ СИРОТА-ДМИТРОВА «Он говорил...»
http://www.stihi.ru/2012/02/15/4338 номинатор Андрей Моисеев

«Он говорил мне, будь моею»... Мелодраматическая подкладка стихотворения очевидна. И здесь очень важно, насколько автор сумела дистанцироваться от лирической героини стихотворения. Насколько игра в мелодраму перевешивает личную мелодраму автора стихотворения. И вот это не всегда получается. Непонятно, зачем приписывать себе приоритет в употреблении довольно ходового выражения про тоску, которая так густа, что хоть режь ее ножом на куски. Это похоже на какое-то сведение личных счетов, не убедительное для стороннего человека именно в силу своей банальности. И в последней строке вместо дежурного эпитета «забавно» хотелось бы прочесть что-то более пронзительно точное в своей рефлекторности.

ГАББИ «Искусство одиночества»
http://stihi.ru/2013/04/24/10297 номинатор Евгения Костюкова

Искусства-то я как раз и не увидел. Трескучая декларативная образность. Ни посопереживать чьему-то одиночеству, ни получить какой-то новый опыт одиночества, благодаря этому стихотворению, не представляется возможным.

ОЛЕГ ПАРШЕВ «Единороги и львы»
http://stihi.ru/2013/03/02/4675 номинатор Евгения Костюкова

Я еще могу понять, зачем читать «Хроники Нарнии» или «Властелин колец». И даже могу понять того, кому хотелось бы, чтоб все это было реальностью. Но в самом стихотворении нет ничего столь же увлекательного.
_______________

В основном это сплошное разочарование. Поэтому восемь мест, начиная с первого, я не могу отдать никому. И только девятое - стихотворению «Он говорил...» и десятое - стихотворению «Еше обрывки».