Обзор docking the mad dog, лето 2012

Docking The Mad Dog
С чего такие большие паузы межу обзорами? Так получилось, дело-то добровольное.

Сначала… Хочется познакомить читателей с автором, которого на нашем сайте нет (я специально спрашивал).
Ну, ничего, ссылочки, как найти – приведу чуть ниже.

Семён Крайтман (Израиль)

               * * *
 
         оттого, что страсть
         владычествует над мирами,
         жизнь сведётся к рассказу: «как я провёл то лето...».
         старику в капюшоне, утром, на переправе,
         я не мокрую, медную, мелкую передам монету,
         но старый листок,
         со следами тоски и клея,
         со словами, тебе подаренными когда-то,
         уже полустёртыми.
         вот подошло их время
         саваном стать, оправданием, песней, платой.
         и уже на другом берегу
         я услышу в речном тумане,
         как мой перевозчик, присев на скамью баркаса,
         будет читать,
         стылыми шевеля губами:
         – так прекрасна, моя возлюбленная, так прекрасна.


Да, я тоже поймал себя на мысли, что подсознательно вспомнился Куприн

Взято здесь: Не поленитесь пройти по ссылке, там еще отличные тексты. И ещё подборка:

Этот же автор на сайте журнала "Литературная учёба"

Стилистика мне кажется свободной, раскованной. И, мне кажется, автор всегда очень хорошо понимает,
что он хотел сказать. Не стоит смеяться, я знаю слишком много примеров обратного.

Да, давайте почитаем ещё. Взято из Живого Журнала автора:

    (без темы)

вот острый луч, скользящий вдоль стены,
и цепкий плющ, и заросли сирени,
и звуки и движения тесны.
посторонись, смотри, из тишины –
" уже я знала список преступлений...." –
плывёт.
и тяжесть штормовой волны
в плечо мне бьёт.
и валит на колени.
и я..., и мне....,
и мной совершены
назначенные кражи и подлоги,
я угадал их в холоде тревоги,
вползающей в мои пустые сны.
вот и осталось ждать.
любить и ждать.
и изнывая речью разговорной,
за тамбурным окном запоминать
сырые станционные платформы,
сверяя их со списком
и сюжет
любого дня
описывать судьбою.
сосед в купе: – зачем ты здесь, сосед?
– я здесь сосед, чтобы вдвоём с тобою,
когда настанет день, открыть окно,
вдохнуть сирень, зажмуриться "на правду"
и улыбнуться увидав крыло
возмездия, влетающего в тамбур.

http://gipatalamus.livejournal.com/80860.html

Ну, с цитированием (без разрешения автора) мне надо бы остановиться, пусть это и сложно.
Новые стихи постоянно публикуются http://gipatalamus.livejournal.com/
Читатель уже обратил внимание на неклассическую строфику. Может быть, и из-за этого мне
понравились эти тексты?  Я почти уверен, что форма подачи влияет на восприятие на
подсознательном и невербальном уровне.


Обзор… Меня можно упрекнуть в предсказуемости, но… Уже Другая:

      Я не знаю, как называется это место

Я не знаю, как называется это место,
да и стоит ли это место хоть как-то звать.
Здесь так тускло и сыро,
как будто тут правят мессу
земноводные твари.

Есть тумбочка и кровать,
стул с подломленной ножкою,
стол в ширину тетради,
нож,
тарелка,
невнятная чашка,
потёртый плед.

Скудный быт.
Не подумай, не жалуюсь, бога ради,
но одно беспокоит – упрятанный в ставни свет.

Он сочится в щербатые щели.
Сбегают тени,
занимают углы и ниши и там дрожат.
Мне понять бы, чего боятся они на деле,
только стоит ли, право слово?

Обычный ад:
полутьма, полусвет, полутон – никаких зацепок.
В одиночке моей то ли день, то ли ночь, а так
можно быть и писать стопки новых пустых нетленок,
забывая, что дверь не заперта.

Только шаг –
и откроется вся Вселенная с чудесами,
но не думаю, что я скоро уйти смогу.

Время тянется слизнем и прячется за часами,
и проходит немая вечность по волоску
междумирья, в котором стынут слова, сюжеты,
неоткрытые судьбы, несложенные стихи.

Не хватает немногого – кофе и сигареты,
но зато я пишу.
Бесконечен мой черновик.

Ссылка: http://stihi.ru/2012/08/03/8299
Скажу сразу: в нужное время и во многих ситуациях я отъявленный кинестетик. Однако, при чтении
этого стихотворения я чувствую, что визуал во мне никуда не исчез. Правда же – вспоминается кинематограф?
Отчётливый видеоряд, снятый одним планом, без монтажа и с очень выверенным темпом поворота объектива.
Мне кажется, это один из сильнейших текстов у Ирины за последнее время.


     Маргарита Шмерлинг – Как натоптали мужики...

Его такого тихого с рыбалки принесли,
Он ни словечка не сказал ей. Умер, как уснул.
Она родного прибрала, прикрыла зеркала,
И тихо-тихо плакала, когда осталась с ним.

Соседка очень помогла во всём, давай ей Бог,
И документы выправить, и в церковь, и в сельпо...
Она сидела с ним, ждала, – а вдруг проснётся? Вдруг...
Соседи заходили в дом, шептали – вот, судьба...

Она и не заметила, как третий день пришёл,
Его на кладбище снесли, зарыли глубоко.
Потом вернулись помянуть, сидели допоздна...
Она посуду убрала, все стулья – по местам.

Как натоптали мужики... Да что же это, Бог?!
Как натоптали мужики! – кричала, что есть сил.
Как натоптали мужики, – и билась головой
Об этот грязный, грязный пол.
Он не придёт домой.

http://stihi.ru/2011/11/19/9913

Я уже писал автору, но можно повторить снова. Стих очень сильный.
Назвать его "слезливым" или рассчитанным на "вышибание слезы" – имхо, крайне неверно.
Такое назвать "Вышибанием слезы" – это предположить заведомый замысел спекулировать
на теме. Т.е. кто-то делает выводы, близкие к своему опыту.
Весь текст – бытовой, обычный случай. Описание короткого периода в жизни,
простым будничным языком. Точность и выверенность деталей, чуть просторечное
"документы выправить", "сельпо"... Это работает безошибочно. И срыв в финале, переключение,
точнее, попытка переключить взрыв эмоций на что-то ещё... Да, выполнение определённых
ритуалов помогает человеку удерживаться от срыва, но до определённого момента. И потом...
обрушивается одиночество, осознание необратимости утраты.


    Алексей Клишин – Междопотопьё

Я еду в никуда, как Гамлет на мопеде,
по байтам бытия. На мне его печать.

Стучится секретарь-дворецкий Википедий:
– К вам праведники, сир. Прикажете пущать?
– Конечно, запускай, у нас для всех открыто.
Не орден ли какой надумал вдруг меня
в адепты развести?
– Не, там авраамиты.
Из бывших, но в чести. И меж собой родня.
Хотя видок у них… и пахнут… и повадки…
не подхватить бы вам какой-нибудь лишай…
– Но-но! Фильтруй контент. Гляди, сошлю в закладки
и браузер сменю. Ну ладно, приглашай.

…татакают часы.
Енох отъехал в креслах.
Ной вежливо молчит (но мыслит, слышно мне).
Кряхтит Мафусаил, скребя в изрядных чреслах.
Ну, стало быть, сидим. Нормально так вполне.

Мафусаил бухтит – не мне, а как бы Ною,
но как бы для меня,  – что он реально крут,
что всех переживёт, кто спал с чужой женою,
что все (и та жена) его переумрут.
Очнулся ветхий реб Енох и шарит в баре,
а Ной, праматеря замашки праотцов,
предчувствует циклон и думает о паре
не тварей на углях, так хоть бы огурцов
солёных
(«…как слеза всевышнего цунами…
Шикарный маринад для всякого гнилья!
А кстати, был ли толк? Так, чисто между нами:
отличий в чертежах опять не вижу я…»).

Не нахожу в уме пристойного ответа.

Пищит на петлях дверь. Заходит Бенджамин
и смотрит на гостей с позиции эстета
(он ловок для кота по части всяких мин):
мол, чё это, мин херц, за слёт монад в хламидах?
Чё за сандали, мля? и чем тут так разит?
Смущённые столпы торчат ещё для вида
минуту – и айда.
А рыжий паразит
насмешливо таращит золотые зенки
в пустынный монитор мерцающей луны,
вылизывает хвост и лезет на коленки –
досматривать до дна свои чудные сны.

Зачем нагородил себе всю эту хрень я?
Икает бытие и чешется печать.
Пора воспринимать азы судостроенья.
Всё тонет, но своих придётся выручать.

            http://stihi.ru/2012/08/14/1337

О, да. Ураганный поток образов, ирония и неординарный взгляд. И если что-то захочется сказать
авторам – везде есть ссылки, не стесняйтесь. )

Пусть никто не обижается на меня, что привожу слишком разноплановые стихотворения.
Согласитесь, что это не "бурито с шоколадным муссом" (Касл). Тематической подборки и не хотелось бы,
меня интересовал уровень версификации.


    Печальный Путник – Большими глотками я пил

Большими глотками я пил эту жизнь через край.
Всё пил, что давали: и яд, и любовь, и вино.
Когда же у чаши житейской увидел я дно,
то вдруг обнаружил – там вовсе не истины рай.

На дно этой чаши тяжелым осадком легли:
продажные женщины – радость "несытым" глазам;
любившие женщины, предал которых я сам;
друзья, что давно "растворились" за кромкой земли.

И глупо теперь сожалеть, рассуждать и корить,
пытаться понять – чья в итоге бесславном вина.
Всё сказано, сделано, я возле самого дна.
Осталось немного – две капли последних допить.

        http://stihi.ru/2012/08/19/3343

Удивительное вживание в образ ЛГ противоположного пола. Ирине всё удалось.
Помимо всего прочего, мне нравится темп, в котором читается этот текст.
Спешка уже не нужна. Уже не время.


Возможно, следующий текст вызовет немного двойственные ощущения. Не стоит этого опасаться,
у всех разные вкусы и особенности реагирования.

      Николай Римм – 2145

Доктор Хименес. Улыбочка до ушей,
Ровные зубы, загар и приятный запах.
Смотрит игриво на Мэри и малышей.

– Так… Три для вас. А вот эту пусть примет папа.

Желтые капсулы с буквами Пи эФ Ти.
Крупные, как недозрелый стручок горошка.
Мальчикам явно такие не проглотить.

– Капсулу вскройте ножом, пересыпьте в ложку
Все содержимое. Можно добавить сок.
Детям понравится, выпьют без затруднений.
И не забудьте, во вторник – последний срок.
Вторник, Мария. Иначе приедут «Тени».
Все, мы закончили.

Выпроводив семью,
Доктор Хименес махнул полстакана скотча,
Взял телефон.

– Были. Выпьют. Да, мать твою,
Ясно, что в шоке. Но выпьют, я знаю точно.
Цыпа с детьми. Пацаны. Где-то семь и пять.
Муж – нищеброд. Безработный, я видел дело.
Нет, не сбегут. «Тени» им не дадут сбежать.
Так и сказал – цыпа мигом позеленела.
Что? Нет, не жалко. Закон, mon ami, закон.
Слишком уж много сегодня их расплодилось,
Жалких нахлебников. Всех бы, как скот, в загон –
И пострелять. И скормить потом крокодилам.
Ну, мы гуманные. Капсулы Пи эФ Ти –
Тихая смерть. В редких случаях спазмы, рвота.

Нет, мне не стыдно. Я знаю, что Бог простит.
Нет, не боюсь. Никогда не терял работу.

       http://stihi.ru/2012/08/07/5103

Встряхивает? Или шокирует? Тема…
Я невольно при чтении вспомнил свой выезд на попытку самоубийства. Начало 90-х.
Мужчина, 2-е детей, жена, старенькая мать. Работы нет больше восьми месяцев.
Неизвестно, чем кормить детей. Он принял упаковку транквилизаторов, но сверху
добавил два антиаритмических препарата (названия здесь не скажу), которые не оставили
шансов на успешное лечение. Да, мы дотянули его до Центра по лечению отравлений,
он ещё был жив.  А теперь попробуйте перечитать "2145" ещё раз…


Ладно. На этой тональности нельзя заканчивать обзор, неправильно.
Давайте прочитаем что-то более оптимистичное.

         Sterva – Выпусти голос

                Нику Туманову

мальчик, когда до краёв ты строку наполнишь тем невесомым, сливающим воедино всё и ничто, я уже не приду на помощь, как секунданты приходят на поединок, место своё (без)условно обозначая справа [а может быть, слева] возможной смерти.
волны поднимутся в чашке с вчерашним чаем.
кто он такой, кто посмел нас представить вместе, чтобы смотреть как вместе мы одичаем?
 
мальчик, бумага податлива, я – нисколько, если сомнения множатся и плодятся. я не привыкла себя очищать от корки, холя своё фамильное негодяйство [мама была такая же в двадцать с чем-то]. впрочем, для нашей маленькой зарисовки это не важно. твоё промедленье тщетно.
и почему-то хочется о высоком [о колокольне, давшей обет молчанья], стоя на крыше, где тают следы в гудроне.
ты мой пароль к одиночеству. изначально. выпусти голос, а эхо его утроит.

но не бывает эха у нелюбимых.

           http://stihi.ru/2012/08/02/3114

Собственно для меня "триггерной зоной" оказалась фраза

         "мальчик, бумага податлива, я – нисколько"

Финальный росчерк с концептуальным отсутствием рифмующейся пары, отсекающий всё и вся –
это тоже показалось очень удачным решением. А про оптимистичное… Не знаю, можно ли об этом  так сказать.
(Посмотрел в окно: за окном ливень. Да и осень совсем близко)

=================
Авторы, представленные в обзоре:

Семён Крайтман  http://gipatalamus.livejournal.com/
Уже Другая   http://www.stihi.ru/avtor/elligreen
Маргарита Шмерлинг  http://stihi.ru/avtor/margaretzsh
Алексей Клишин  http://stihi.ru/avtor/baldhippy
Печальный Путник  http://stihi.ru/avtor/PJ_telepuzik
Николай Римм  http://stihi.ru/avtor/nezanjat
Sterva  http://stihi.ru/avtor/616

-- -- -- -- -- --
Другие сходные публикации:

Был такой конкурс - Стихи о любви (2005 г.) (статья) http://www.stihi.ru/2006/08/06-268
Обзор docking the mad dog на страничке Психоделика  http://www.stihi.ru/2011/10/20/716
Обзор docking the mad dog за декабрь 2011 г. http://www.stihi.ru/2011/12/30/6161
Обзор docking the mad dog за январь 2012 г. http://www.stihi.ru/2012/01/31/8511
Обзор docking the mad dog за февраль 2012 г. http://stihi.ru/2012/03/19/682
Обзор docking the mad dog за март-апрель 2012 г. http://www.stihi.ru/2012/05/01/1073