СМ. Апрель 2012. Выбор Марины Генчикмахер

Семь Дней -1
Марина Генчикмахер родилась в Киеве, сейчас живёт в США. Публиковалась в периодических изданиях, альманахах и сборниках России, Украины, США… («Вестник», «Панорама», «Контакт», «Новое Русское Слово», «Радуга», «География слова», «Зеркало», «Побережье», «Под одним небом»...). Победитель и лауреат ряда литературных конкурсов, в том числе «Бекар» (2006), «Золотое Перо Руси» (2007), международной поэтической премии имени Петра Вегина (2008), Грушинского фестиваля, в номинации поэзия (2012).

-----------------------------------------------------------
Мой шорт:
1.   Регина Мариц. Просто http://www.stihi.ru/2012/04/03/8144;
2.  Лиля Штерн. «а хочешь знать, как есть на самом деле…» http://www.stihi.ru/2012/04/02/4685;
11. Клавдия Смирягина Дмитриева. Про кота. http://stihi.ru/2012/04/11/5040
16. Татьяна Шкодина. Скажи, садовник... http://www.stihi.ru/2012/04/23/2389 

----------------------
   
1. Регина Мариц. Просто  http://www.stihi.ru/2012/04/03/8144

Небольшое, но емкое стихотворение: с одной стороны, под претенциозной надписью «просто»  джентльменский набор отнюдь  непростых модных фишек-закладок  современного интеллектуала при его поисках  смысла жизни; с другой стороны – этот самый смысл в простом  и реальном воплощении. Понравилась именно емкость, умение одним поэтическим образом-противопоставлением  выразить мысль.

 

2. Лиля Штерн. «а хочешь знать, как есть на самом деле…» http://www.stihi.ru/2012/04/02/4685

Плюсы этого стихотворения – его редкая эмоциональность и выразительность. Оно очень женское по восприятию (я не имею в виду «женскую» поэзию, как термин чего-то слащавого и сентиментального) и предельно откровенно по исполнению; затертые долгим употреблением метафоры, такие, как «идти на дно» или «кормить весь мир» неожиданно заиграли яркими красками; к ним вернулись изначальное звучание и смысл. Мне, правда, трудно представить себе ораву городов, сосущих женское молоко, тут, на мой вкус, метафора чересчур смела,  но идея подана ярко, наглядно и афористично; забыть стихотворение будет трудно.

 

3. Клавдия Смирягина Дмитриева. О правоте. http://stihi.ru/2012/03/31/11339
 
Это своеобразный пример того, как общие, довольно распространенные рассуждения на глазах превращаются в поэзию благодаря одной – двум метафорам и неожиданному парадоксальному окончанию.

Мне очень понравились и поворот мысли, и «лужские палестины», и «льдины на мышцах играющих рек».


4. Татьяна Шкодина. Я осень не люблю... http://www.stihi.ru/2012/04/03/3461
 
Это стихотворение хорошо своей непосредственной исповедальной интонацией. Неформальная «разговорная речь», жизненность и точность отдельных деталей, типа скрипящей панцирной сетки на кровати и «образчика постмодерна» на стене, искренность в рассказе о самом сокровенном – все это очень импонирует и вызывает доверие . Хотелось бы, правда, чуть больше конкретики в вопросе с таблетками, хоть с любыми, конечно, не шутят.

 

5. Нина Лёзер. Напоминание об Ирине Эфрон, дочери М. Ц. http://stihi.ru/2012/04/01/3072

По эмоциональному накалу и производимому впечатлению, «Напоминание об Ирине Эфрон»  – одно из самых  ярких стихотворений среди конкурсных. Единственное «но» - я не разделяю обвинительного пафоса этого стихотворения. Я считаю, что гибель Ирочки – огромное несчастье, но никак не умышленное преступление.

 Марина Цветаева была романтичной неопытной женщиной, оставшейся без мужа в труднейшей обстановке: многие тогда не выдерживали, сходили с ума, кончали самоубийством, как несчастная жена Сологуба. Опыта обращения с младенцами у Марины Цветаевой не было: до революции с Алей скорее всего помогала нянюшка или гувернантка, а Ирину в годы гражданской войны нужно было няньчить одной, плюс - старшaя девочка на руках (Аля тоже была ребенком). Прокормить их было трудно; единственный заработок, на который Марина Цветаева могла рассчитывать – продажа собственных стихов или вещей. Насколько я знаю, она отдала детей в приют; тогда многие считали, что детей в приюте кормят куда лучше, чем в голодных семьях. Она отдала их не насовсем, а на время: переписка с Алей не прерывалась, и сама Марина Цветаева на перекладных наведывалась к дочкам, привозя им еду. Когда Аля заболела, Марина Цветаева забрала ее из приюта и устроила у родственников мужа; младшая была в тот момент здорова, и у матери  не было оснований ожидать, что ребенок умрет. Пока она спасала старшую, младшая дочь погибла в приюте от голода. И всю жизнь для Марины Цветаевой смерть девочки была огромной трагедией. Об этом пишет Ариадна Цветаева, об говорят и собственные стихи Марины. Невозможно увидеть «черновик её души», как невозможно увидеть «черновик души» кого бы то ни было; понять все до последнего штриха может лишь тот, кто ее любил и был с ней рядом в то жуткое время.

Опять же, о «трухе»: какое отношение смерть несчастного ребенка имеет к словам о «гипсовой трухе», написанных сгоряча и о сопернице? Романтическая поэтическая поза – часто маска, за которыми прячутся боль, отчаяние и даже неуверенность в себе. Вызывающий надменный тон, который звучит в этом цветаевском стихотворении, скорее всего вызван чувством отвергнутости за житейскую неприспособленность; когда человека корят каким-либо недостатком, он этим недостатком начинает бравировать.

Марина Ивановна за свою неприспособленность к быту уже при своей жизни заплатила так, как никому не пожелаешь: смерть собственного ребенка, двойная эмиграция; арест второй любимой дочери и мужа; отчаяние  в Елабуге, приведшее к самоубийству.

Стихотворение «Напоминание об Ирине Эфрон» - написано очень выразительно, - мурашки по спине, пока читаешь, но выбрать его в шорт для меня равнозначно согласию с тем, что для Цветаевой умершее дитя было не более, чем вонь мочи, а такое суровое обвинение, с моей точки зрения, ничем не обосновано.

 

6. Егор Мирный. нинель. http://stihi.ru/2012/03/30/8819

Мне кажется, в этом стихотворении звучит эхо будущих революций. (Нинель – имя, полученное при чтении «Ленин» наоборот). Закат на щеках у меня ассоциируется с отблеском алых знамен, огня, или нарастающим гневом; слово, выгорающее до пятна – с лозунгом, теряющим изначальный смысл от частого употребления. Революциия слепа, массам, неинтересно докапываться до сути и предпосылок того, что происходит, потому они и придерживаются мнения, что «всего на свете не узнать»; но в памяти собирается все больше обид (узлы, которые легко завязывать) а идеалы, зовущие за собой далеки от христианской всепрощающей любви. Если мое прочтение верно, то конец звучит очень мощно.

Но я все еще не могу понять «дверей, вышедших из петель», «теней обескрыленных цикад» (цитаты или стрекот старых кинолент?) и всей очередности событий: по логике, если мои предыдущие ассоциации верны,  Нинель лишь готовится к предстоящим грозным событиям, а дети уже «выдыхают лед», следы детей уже рыжие, и двери, опять же, давно слетели с петель.

 

7. Евгения Костюкова. "чудо". http://stihi.ru/2012/04/04/6282

Чудесное стихотворение: светлое, легкое, в изюминках мелких симпатичных находок, типа «кот пират рода новгородского» или «сугробы в клеточку».

Образ ласточки, ожившей и улетевшей из тетрадки посредством ластика неожиданный и несомненно заслуживает стихотворения, как любое чудо, пусть и рукотворное. Но меня немного сбивают 3 пары ног, на которые охотится хвостатый разбойник, (скорее всего - ноги членов семьи, которые вдруг оказались в одном ряду с паштетом) и шоколадка, возникшая сразу после описания пескарей в ведерке. Учитывая, что строка о ней немедленно сопровождается возней с теми же пескарями, она выглядит чужеродно. Такое ощущение, что отец выудил ее прямо из ведра с рыбешками.

 

8. Юрий Семецкий. Под зонтом. http://www.stihi.ru/2012/04/08/3445

Начиная с первой светлой и немного наивной строфы, стихотворение вызывает лишь симпатию; но на строках:

«Ишь как норовят залезть под юбку. Но они не сердятся на них.» я невольно споткнулась. Может от того, что поставив себя на место целующейся девушки, ощутила неловкость, а может сама по себе строка «они не сердятся на них» не показалась мне  самой удачной, хоть я и понимаю, что первые «они» - целующиеся, а под местоимением «них» подразумеваются ветер и дождь.

 

9. Ловец Забытых Голосов. пустырник. http://stihi.ru/2012/04/07/5108

Мне очень трудно оценить это стихотворение по достоинству потому, что я не понимаю многих метафор. Я не уловила, о каких голосах идет речь во второй строке стихотворения; о каком даренном коне речь в девятой строке; что подразумевается под поездами, спешащими по маковкам растений отдать кесарю кесарево.

Возможно образы навеяны неизвестными мне книгами, или, может быть, автор выхватил из своих размышлений и впечатлений самые яркие и ценные для него; но я, отдавая должное необычности и красоте написанного, не могу их «принять» и понять.

Но последняя строфа – замечательная; сама по себе, она стоит иного стихотворения.


10. Васька Конопляный. Пластмассовый коник. http://www.stihi.ru/2012/04/15/2904
 
Симпатичная зарисовка: как будто все написано по-детски просто, даже немного наивно, но за этой наивностью просвечивают мысли и представления отнюдь не детские.

 
11. Клавдия Смирягина Дмитриева. Про кота. http://stihi.ru/2012/04/11/5040

У Клавдии Дмитриевой Смирягиной своеобразный дар говорить о вещах очень «громких» -  тихо, без патетики.

Обыденная житейская история, трагедия, смягченная любовью к домашнему животному, небольшое напоминание о том, что жить можно лишь для кого-то, или о том, что даже крошечной зацепки довольно, чтобы жить...

 

12. Женя Махно. На грани. http://www.stihi.ru/2012/04/24/8398

Один из неоспоримых  плюсов стихотворения Жени Махно – искренняя пылкая страстность, захватывающая воображение и заставляющая забыть о мелких неясностях и шероховатостях.

Второй плюс – редкая авторская эрудиция и умение применить ее на практике. Пытаясь осмыслить это стихотворение, я «пополнила» свой словарный запас новым словом и прочла новеллу Борхеса «Роза Парацельса».
И все же...

Изначально мне казалось, что «эпицентр страсти» и героиня стихотворения  находятся в доме, там же и воображаемое символическое пламя, на котором «в порыве гневном» догорают недавние чувства, а за окном «рассыпанная хрупким спектром» реальность, трава, месяц май и «штабеля условностей» (мне, кстати, трудно представить себе «формальные условности», аккуратно уложенные в штабеля на дворе, заросшем «неусловной» майской травой). Даль пылает, возможно, от обилия солнечного света , а «температурящий за стеклом Цельсий» из третьей строфы лишь укрепляет меня в этой мысли: в полдень жара на улице достигает своего пика.

Но буквально через одну строку после слов о зашкалившем от жары термометре,
условное пламя оказывается уже за стеклом рядом с «Цельсием»; мало того, следует фраза «Горят во мгле полночной города», и я понимаю, что все мои догадки о полдне неверны. За окном полночная мгла, то есть, –  очень темно; майская трава – из области воспоминаний, а не непосредственных реальных наблюдений, а радужный спектр – скорее всего не гаснущая до утра реклама или символические сгорающие розы.

Даже если и «мутное стекло», и мгла, и пылающая даль – просто символы , то зачем то и дело тасовать воображаемые заоконные пейзажи? Воображение опирается на них, как на реальные; резкая их смена вызывает внутренний протест.

И еще две мелочи.

Образ «температурящего за стеклом Цельсия», по-моему, излишне смел – фамилия  ученного связано в сознании со шкалой его имени, но полностью ее не подменяет.

Словосочетания типа «Всё лихо догорит» допускают двойное толкование, в зависимости от того, что читатель сочтет подлежащим. Если подлежащее – слово «лихо» (несчастье), то речь о догоревшем несчастье (куда ему и дорога!), если «лихо» употребляется в значении  «быстро, бесстрашно», фразы обретают совсем другой смысл.
 
А вот последняя строфа очень понравилась: мастерский сюрреалистический штрих, завершаюший огненное полотно.

 
13. Волков Владимир. Путешествие во времени. http://stihi.ru/2012/04/24/5616
 
Мне очень понравились «рельсы, упакованные в брусчатку», незапертые двери трамвая и другие точные приметы, подмеченные автором на прогулках по Кёнигсбергу времен его детства. Очень понравилась и последняя строфа стихотворения.

Единственно что, начало стихотворения: «Я мог из дома выйти до рассвета И прикурить от утренней зари.» – ассоциируется у меня юношеским или по крайней мере подростковым возрастом его героя, ехавшего в давно ушедшем прошлом без билета по городу; но тут же пишется о «чулках сестры» и «пальто за три рубля», а в чулочках мальчики ходили лишь в самом раннем детстве, когда романтическая мысль «прикурить от утренней зари» вряд ли пришла бы ребенку в голову.

 
14. Юрий Семецкий. Куда глаза глядят. http://www.stihi.ru/2012/04/17/1485

Если честно, то взрослая тональность и своеобразный сюр этого стихотворения пришлись мне по душе куда больше, чем сентиментальная наивность предыдущего. Колоритности и событийной емкости этой короткой баллады можно позавидовать.

Мне, правда, показалось, что основным образом «остекленевших» домов стоило бы немного «поиграть», чтобы он стал чуть понятнее.
 

15. Елена Элентух. Обещание. http://www.stihi.ru/2012/04/21/126

При чтении этого стихотворения возникает странное ощущение, что последняя строфа намного более «зрелая», чем все что написано до того.

Если бы все стихотворение было написано в этой взрослой и серьезной тональности, оно было бы одним из лучших в подборке.


16. Татьяна Шкодина. Скажи, садовник... http://www.stihi.ru/2012/04/23/2389

Я выбрала это стихотворение для своего шорта за его лиричность и свет, которым  оно лучится; вся картинка нарисована как бы прозрачными акварельными красками. И, пожалуй, за созвучность последней строфы моим представлениям о жизни и настроению.