СМ. Апрель 2012. Выбор Евгении Коробковой

Семь Дней -1
Евгения Коробкова. Критик, журналист. Публикации в журналах "Знамя", "Арион", "Октябрь", "Урал", "Дети Ра", "День и Ночь". Ведущая передачи "Вечерние стихи в прямом эфире".
==========================================


Первое место отдаю “Пластмассовому конику”http://www.stihi.ru/2012/04/15/2904. Да, плохо сделано, да, можно придираться до бесконечности. Но поражает, что автор, не имея в руках ничего, кроме топора, сумел так правильно нанести удары, что под ними обозначилось чудо. (Написала пафосно, но стихотворение удивило).

Второе место.
Татьяна Шкодина “Я осень не люблю”http://www.stihi.ru/2012/04/03/3461. Написано профессионально и, я бы даже сказала, модно. Видно, что человек ищет новое и многого добился.

Третье место.
“Путешествие во времени” Волков. http://stihi.ru/2012/04/24/5616. Отдаю место за вкус, технику и осторожность.

Четвертое место
Татьяна Шкодина2. http://www.stihi.ru/2012/04/23/2389. За вторую часть стихотворения.

КРИТИКА НА ВСЕ


1. Регина Мариц.  Просто.  http://www.stihi.ru/2012/04/03/8144

В полузабытом блоге, где-то под меткой «просто» —
Livin' La Vida Loca, список романов Остин,
ссылка на чёрный форум, планы побега в небо,
перерасчёт опор и формула для плацебо.

Просто шальная метка — жалко, смешно и глупо.
Крохотный стриж на ветке над штормовым уступом,
над шалашом в Эдеме, над половецким пленом...

Волны порвали стремя, берег им — по колено.

Всплыли со дна, в шкатулке: утка, яйцо, иголка —
происки то ли Ктулху, то ли морского волка.

--------
Что ты... Вон мальчуганы, видишь, — cлепили печку,
что-то там обжигают...
Просто.
И стриж щебечет.


Потенциально и интересно начало стихотворения:

В полузабытом блоге, где-то под меткой «просто» —
Livin' La Vida Loca, список романов Остин
ссылка на чёрный форум, планы побега в небо...

Дано точное и современное описание блога современного человека. Строка “ссылка на черный форум, планы побега в небо” - задает тему смерти и интригу. Читателю хочется узнать, что случилось. Но ответа нет. Вместо этого автор предлагает довольствоваться непонятными и неточными метафорами. Я не знаю, что означает “на ветке над штормовым уступом” и не могу себе представить образа: “волны порвали стремя, берег им по колено”. 
Интересная тема. Но, на мой взгляд, неверно выстроен набор загадок.  Вместо того чтобы подпитывать интерес читателя, давая частичные ответы на вопросы и задавая новые задачи, автор забивает текст кучей вопросов, на которые искать ответы уже и не очень хочется.


2. Лиля Штерн. «а хочешь знать, как есть на самом деле…» http://www.stihi.ru/2012/04/02/4685

а хочешь знать, как есть на самом деле?
есть тело. тело ест. а в этом теле
когда б забыть про ноги и соски
нащупать можно двести лет тоски

а хочешь знать, куда уводят ноги?
туда, где в моде боги-осьминоги
полипы, глыбы, рыбы – всё одно
уводят ноги медленно на дно

а хочешь знать, кто тянет из сосков?
москва, рязань, саратов, батька-псков
из них, иначе, кормится весь мир
а тот, кто должен, нерождён и сир


Темное и вялое стихотворение. Ирония не достигает цели из-за провалов логики. Почему автор считает, что если забыть про ноги и соски можно нащупать в теле двести лет тоски? Как понимать последнюю фразу: “из них иначе кормится весь мир // а тот, кто должен, нерожден и сир”.
Может быть, вместо противительного союза а нужно поставить союз и?
Но в любом случае, это в огороде бузина, в Киеве дядька.


3. Клавдия Смирягина Дмитриева. О правоте. http://stihi.ru/2012/03/31/11339

Ах, как мы уверены – каждый  - 
в железной своей правоте!
И лязгая правдой, отважно
колотимся в двери не те, 
не те отворяем ворота,
не те поджигаем мосты,
порой увязаем в болотах,
сигаем порой с высоты. 
А где-то под мартовским снегом,
без всяких условий права,
уже пробивается к небу,
растёт молодая трава.
И в лужских моих палестинах,
и в дебрях смоленских засек
трещат почерневшие льдины
на мышцах играющих рек.
Под Курском, под Нижним и Вязьмой,
сквозь зубы роняя слова,
весна спотыкается, вязнет,
но движется, ибо права.
И будущих войн ополченцы,
не зная о праве своём,
сопят в колыбелях младенцы,
которые правы во всём.


В стихотворении избыток риторики и недостаток поэзии. Что-то вроде риторического варианта Блоковского: “ плакал ребенок, о том, что никто не придет назад”.  Текст легко переделать в прозу, и от этого никакие высшие смыслы не потеряются. Потому что этих высших смыслов нет. Отнюдь не все то, что в рифму, называется поэзией.


4. Татьяна Шкодина. “Я осень не люблю…”. http://www.stihi.ru/2012/04/03/3461

Я осень не люблю. Ну, ты же в курсе… Всё память – будь она совсем неладна. Ты как? Смотрю, в порядке. Не тушуйся. Что было – то прошло. Я адекватна. Всё у меня тип-топ: семья, работа… Везёт.  Как говорится, мне «попёрло». И всё, что намечала – как по нотам. Вот только полоснёт тоска по горлу, бывало, в сентябре. И среди ночи я маюсь, вспоминая то, что мне бы забыть давно пора. «Первопроходчик»,  ты помнишь ли ночное наше небо? И панцирную сетку на кровати? Скрипела – бог ты мой! – неимоверно! Сосед ломился в дверь совсем некстати, над головой образчик пост-модерна  пятном горел в простой багетной раме… Как будто звал в другое измеренье…Как глупо получилось. Знаешь, маме рассказывать не стала. В воскресенье, когда понятно стало нам обоим, что хэппи-энда, кажется,  не будет, я дотемна смотрела на обои. Я знала, что с таблетками не шутят, но как-то обошлось. Потом бродила по улицам и скверам в старых джинсах и замшевой куртейке… Так накрыло – что мама не горюй! Мечтать о принцах в джинсЕ из секонд-хэнда так забавно… И я, как грустный клоун, улыбалась. Такое вот кино… Утихла плавно моя тупая боль. Пришла усталость. И вроде бы жалеть о чем-то поздно, за давностью событий -  глупо вовсе. Но как осточертело мне бесслёзно встречать за годом год любую осень!


Неплохое стихотворение. Правда, впечатление испортила первая же строчка.  У Вадима Олева еще в 1981 году было написано стихотворение “Сезон дождей”, начинавшееся также: я осень не люблю, в ней все тоскливо, осенний ржавый лист слетит с ветвей// ну разве кто-то может быть счастливым//в сезон дождей.


5. Нина Лёзер. Напоминание об Ирине Эфрон, дочери М. Ц.
http://stihi.ru/2012/04/01/3072

Мне жить бы, жить без стихотворной лжи,
Не видя черновик её души,
Без лёгкости строки из глубины,
Как будто строки все запрещены
Ещё неумолимой диктатурой.
Писательница, что тебе в словах,
Когда дитя родное гибло… schwach*,
Лишённое бульона и микстуры?

Писательница, что тебе в словах,
И чем была забита голова,
И чем был полон взор, глядящий в небо,
Когда дитя твоё просило хлеба
В тоске необозримой и глухой
Среди тире и жадных многоточий?
Откуда бы понять трёхлетней дочке,
Что только так живётся не «с трухой…»**

Спрошу её, так много лет спустя:
Писательница, где твоё дитя,
Мычащее в загаженной кроватке,
Ещё не прочитавшее в тетрадке,
В каких углах скрывались палачи
Души, – в которой полная разруха?
Как будто та не ведала ни духом,
ни сном, что дочь – не просто вонь мочи.

*слабый (нем.)
**термин, используемый в стихотворении М.Цветаевой «Попытка ревности»


Не по душе ни тема, ни исполнение. По технике – слабовато. Неинтересная рифма: “Лжи”-”души”, “неба”-”Хлеба”, “кроватки” -”тетрадки”. Сказано очень “в лоб” и очень непоэтично. Вроде, обругали в стихах.
Наверное, понять поэта может только поэт. И можем ли мы сейчас судить Цветаеву по ее человеческим поступкам?
«Меж детей ничтожных мира, быть может, всех ничтожней он...”


6. Егор Мирный. нинель. http://stihi.ru/2012/03/30/8819

вновь раздельно рты и голоса,
двери вышли из своих петель,
солнце отстрелялось по низам,
город прислонился к темноте,

дети выдыхают грязный снег,
оставляют рыжие следы,
и глаза задумчивой Нинель
застилают жёсткие бинты.

на её руках давно живут
тени обескрыленных цикад,
оживает цвет, твердеет звук,
на щеках вздувается закат,

на её губах опять горит
слово, выгорая до пятна,
и Нинель всё чаще говорит,
что всего на свете не узнать,

что легко завязывать узлы,
вызубрив надежду назубок,
что для Бога нового малы
и звезда, и ясли, и любовь.
Март 2012


Интересна мысль, к которой пришел автор в конце письма: 
“для Бога нового малы
и звезда, и ясли, и любовь”. Это по-настоящему сильное поэтическое высказывание. Однако все, что находится выше этих строк – неудачно. В стихотворении слишком много невыразительных эпитетов: грязный снег, рыжие следы, задумчивая нинель, жесткие бинты. Вычурно и пафосно выглядят “обескрыленные цикады”. Не говоря уже о том, что первое четверостишие – это нагромождение красивостей, которые не создают картинки, а выдают отсутствие вкуса. Складывается впечатление, что автор сложил два разных стихотворения. Получилась какая-то “Шевроле-Нива”, где все – Нива, и только колесо – от Шевроле. Но “шевроле”, безусловно, настоящее. И за это – спасибо.


7. Евгения Костюкова. "чудо". http://stihi.ru/2012/04/04/6282

танцевала под битлов, пела под высоцкого.
было и белым-бело, и черным-черно.
покушался кот пират рода новгородского
на печёночный паштет, на три пары ног.
порыбачив, начудив, папа шёл с "добычею":
три умильных пескаря в жестяном ведре,
шоколадка, а на ней – пухленькое личико.
я тихонечко назад, в речку, пескарей
выпускала, не забыв загадать желание,
чтобы ласточка с листа к лету ожила.
и однажды, в четверток (было утро раннее),
распахнула я тетрадь: пусто! во дела!
только в клеточку сугробы. птичий звон: "до встречи.
улетаю далеко, в счастье, налегке".
я о чуде стрекотала. глупенький кузнечик!
ластик не заметила в маминой руке.


Заемный ритм напомнил пародию на Гиппиус:

                Углем круги начерчу,
                Надушусь я серою,
                К другу сердца подскачу
                Сколопендрой серою.
                Плоть усталую взбодрю,
                Взвизгну драной кошкою.
                Заползу тебе в ноздрю
                Я сороконожкою...

Еще на ум приходит много стихов Веры Павловой, но приводить в пример не буду.
Как говорит в таких случаях Галина Климова, это “план-перехват ритма”. Такое резкое заимствование резко снижает индивидуальные достижения. Хотя эти достижения есть. Автору удалось нанизать бусины-воспоминания о детстве. Все выстроилось плотно и даже неплохо, но ровно до середины: чтобы ласточка с листа к лету ожила.
Дальше началось смешение стилей, какой-то устаревший “четверток”, соседствующий с грубым “во дела”. И совершенно притянутый за уши финал с мамой и ластиком.


8. Юрий Семецкий. Под зонтом. http://www.stihi.ru/2012/04/08/3445

Дождь в столице, ветрено и скучно,
Спрятались в квартирах москвичи,
Плачут небеса, одевшись в тучи,
И журчат на улицах ручьи.

***
Им бы целовать друг дружку лишь бы,
Остальные роли на потом -
Две души, чтоб непогоду выждать,
От дождя укрылись под зонтом.

Он её теснее прижимает,
Стряхивает капельки с кудрей.
Нет бы вместе спрятаться в сарае,
Что сосед построил во дворе.

Только что им дождь косой и хлюпкий,
Что им ветер, шустрый озорник -
Ишь как норовят залезть под юбку.
Но они не сердятся на них.

Он глаза мальчишечьи прикроет,
Ткнётся в губы (милый дуралей),
И себя почувствует героем,
Рыцарем возлюбленной своей.
08.04.2012


Первый вопрос – где в столице находится сарай, который “сосед построил во дворе”. Или речь идет о восточной столице? Не поняла с делением стиха на “до звездочек” и “после звездочек”. Это эпиграфы из самого себя?
Еще интересно, каким образом дождь косой может “залезть под юбку” (или он вверх косит?), кто кому прикрывает “мальчишечьи глаза”, от чьего лица написано стихотворение и о ком оно (ввиду изобилия загадок, варианты могут быть разные).


9. Ловец Забытых Голосов. пустырник. http://stihi.ru/2012/04/07/5108

"жизнь это дарёный конь" д.сэлинджер


переживи себя, и станешь раем,
в тебе спасаться станут голоса.
найдёшь себя на грядке за сараем
и вырастешь у лета на устах
зелёным, остролистым, удивлённым;
покуда ночь, желающим понять,
насколько ты далёк от гололёда
и что в зубах дарёного коня
способен разглядеть в такую темень,
когда в цветочном сердце поезда
торопятся по маковкам растений,
чтоб кесарево кесарю отдать.
а ты растёшь, ни боли, ни вопросов,
молочный край, кисельный небосвод.
и что ты там: крапива или просо -
хрен разберёт.


Это неудачная попытка создать стихотворение в духе метаметафоризма. В итоге получилось “хрен разберет”. Потому что набор бессмысленных образов стихотворения не образовали.


10.Васька Конопляный. Пластмассовый коник. http://www.stihi.ru/2012/04/15/2904

Пляшешь, пляшешь на подоконнике,
смотришь, смотришь подслеповато,
как по небу гуляют кони и
наслаждаются сладкой ватой.

Нет, не кони это, но ангелы
возвращаются после Пасхи,
ты хотел бы к ним, да помалкивай-
ты игрушечный, из пластмассы.


Интересное наблюдение (пластмассовый конь на подоконнике смотрит на облака, похожие на коней). Возможно даже интересное продолжение вроде того, что пластмассовый конь хочет умереть, чтобы быть вместе с облаками-душами, но не может. Все это поэтично. Автору не хватило умения. (Почему конь пляшет, почему смотрит подслеповато? Причем тут сладкая вата и так далее). Но безусловный плюс в том, что ему хватило вкуса и вовремя закончить, и не уйти в пустословие, и суметь такими грубыми и примитивными средствами выразить настоящее поэтическое откровение.


11.Клавдия Смирягина Дмитриева. Про кота. http://stihi.ru/2012/04/11/5040

Детей у них  не было, видимо, Бог не дал,               
а может, не больно хотели, хотя сначала            
она колыбельку частенько во сне качала.   
Потом перестала. Устала.  Прошли года.
   
Он стал ей  и мужем, и сыном, но вышел срок,
и он не проснулся обычным  осенним  утром.         
Она на поминках не плакала почему-то.            
Друзей проводила, защёлкнув дверной замок.   

Отчётливо зная, что утром к нему уйдёт,         
легла на кровать, примостившись привычно с края.
И вспомнила вдруг, окончательно  засыпая,               
что завтра голодным останется рыжий кот.   

С тех пор миновало  двенадцать протяжных лет.
И кот вечерами на кухне мурлыкал звонко.
Когда схоронила кота, принесла котёнка.         
Зовёт его мальчиком. Гладит.
И в сердце – свет.


Хорошо сделанная публицистика. Сюжет стихотворения предсказуем, но, в общем, сделано неплохо. Автор не превратил стих в инструмент по выдавливанию слез. Не хватает концентрации. Несмотря на очевидную работу автора, много лишних слов. Ну, например, вместо “Потом перестала. Устала.  Прошли года” - было бы достаточно одного “Потом перестала”.


12.Женя Махно. На грани. http://www.stihi.ru/2012/04/24/8398

За тонкой гранью мутного стекла
рассыпалась реальность хрупким спектром. 
И кажется, сгорает даль дотла.
И кажется, что воздух пахнет пеплом.

В висок причинно-следственная связь
колотит пульсом темпоральных нитей.
Логическим венцом финальных фраз
окончена комедия. Finita!..
И стало больше нечего ломать
вдруг в эпицентре страсти аномальной.
А на дворе - трава и месяц май,
и штабеля условностей формальных.
Всё лихо было пущено на слом.
Всё лихо догорит в порыве гневном.
Всё лихо обернётся смутным сном.
И только воздух будет пахнуть пеплом.

Неумолимо время истекло.
В бесцельность пустоты, как ты не целься... 
Температурит Цельсий за стеклом,
и лижет пламя розу Парацельса*.
Горят во мгле полночной города.
А ты глотаешь гарь сухой гортанью.
Не побывав на грани никогда,
как ты узнаешь, что же там, за гранью?..
И бесполезны унции тепла
и нежности усиленные дозы -
мир острой гранью вспорот пополам,
и где-то там сгорают розы, розы...

...И будет после этого темно.
И мудрый доктор в одеяньи светлом.
Укол шипом. Разбитое окно...
А воздух будет пахнуть только пеплом.
________________________________________
*"Роза Парацельса" - рассказ Х.Л.Борхеса


Слишком много эпитетов. Практически каждое существительное снабжено эпитетом. И тебе мудрый доктор, и светлое одеяние, и хрупкий спектр. Очевидно, что автор, как кузнец Вакула, любит блеснуть модным словечком вроде “темпоральных” нитей, “причинно-следственных связей”. Но все это – косметика, за которой лежит многословное ничего.


13.Волков Владимир. Путешествие во времени. http://stihi.ru/2012/04/24/5616

Я мог из дома выйти до рассвета
И прикурить от утренней зари.
Я мог в трамвае ехать без билета
По Кёнигсбергу, чёрт его дери,
По рельсам, упакованным в брусчатку,
Вдоль рухнувшего замка короля,
Мечтая в тире выстрелить в десятку.
В чулках сестры, в пальто за три рубля
Сидел, глазел на шляпку юной крали,
А контролёр дудел в свою дуду.
Тогда в трамвае дверь не запирали,
И можно было спрыгнуть на ходу.
А на конечной, где кольцо трамвая
Петлёй смыкалось, издавая свист,
Колёса круг прощальный нарезали
Туда, где я во времени завис.


Первая же строчка напомнила Гийома Аполлинера:
«В окно мне солнце подало огня Как узнику еду приносят в клетку От жара наступающего дня Прикуриваю молча сигаретку Работать не хочу хочу курить».
Стихотворение написано мастеровито и, вроде бы, все хорошо, да что-то нехорошо. Автор работает в безликой манере. Сейчас многие пишут именно так.  Это орнаменты, которые ничего не требуют, ни к чему не приводят.


14.Юрий Семецкий. Куда глаза глядят. http://www.stihi.ru/2012/04/17/1485

Идут остекленевшие дома
По улицам, по городам, по миру,
И я иду в пустившую квартиру
Седое одиночество ломать.

И наш поход не формуляр боёв,
Его формат наивно-легендарен,
И может быть одной из тех подарен,
Так любящей вхождение моё.

Но мой приход туда, куда влекло
Из прошлого самообман сивушный,
Ведь все мы пересчитаны по душно,
Живущие беспечно за стеклом.

Подброшу (дело случая) медяк.
Вам не скажу, не хорошо при даме.
Дома идут по свету городами,
И я иду, куда глаза глядят.
17.04.2012


А этот ритм напомнил Юрия Даниэля:
И я пришел, и севши у стола
Проговорил заветное: я дома,
когда дыра оконного проема
в меня, как наваждение вошла...

И еще – Цветаеву. Особенно- строки:
И наш поход не формуляр боёв,
Его формат наивно-легендарен.
В памяти всплывает:
он тонок первой тонкостью ветвей,
его глаза печально-бесполезны...
Соглашусь с Леонидом Костюковым в том, что в современной поэзии невозможно двух стихотворений  с одним и тем же ритмом.
А в данном стихотворении заемный не только ритм, но и эпитеты (см пассажи выше относительно эпитетов) и штампы вроде седого одиночества.


 15.Елена Элентух. Обещание. http://www.stihi.ru/2012/04/21/126
 
Из-под нежно-салатовых длинных ресниц
взгляд ромашки наивен.
Вот букашка с венца опрокинулась ниц.
Ужас, ужас! Кинг Стивен.
Неумолчно лепечет дебильный ручей,
родничок  не твердеет.
Рыбаки в тихой заводи мочат червей,
в мокрой обуви преют.
Вот мелькнула белесым ещё стрекоза -
вертолётик скукожен.
Пучит жаба в отдышке стальные глаза
и живот пучит тоже.
Жарко, парит и маревом заколебал
летний месяц на даче.
Парни спьяну порвали  последний баян,
под диджея фигачат.
Истекающий приторным медом июль,
облака "белогривы".
В Пруста "Поисках … времени" нудно томлюсь.
За…долбали извивы.
Мне бы в город скорей, в виртуальную жизнь,
но в реале постылом
обещала родне синей краской пройтись
по отцовским могилам.


Не поняла, то ли смеяться, то ли плакать. Если в тексте есть субъективация – то ограниченность техники не позволила ее обозначить. Если ее нет – то это  - цинично.


16.Татьяна Шкодина. Скажи, садовник... http://www.stihi.ru/2012/04/23/2389

Я, словно ветка, что не привилась,
В твоем саду, мой Отче, облетаю…
Могла ли я плодоносить, стремясь
К теплу и свету? Или птичек стаю
Безмолвно слушать в утренней тиши,
Вдыхать весну,  вполне осознавая
Всю прелесть жизни? Не молчи, скажи!
Один намек… Прошу! Ведь я живая…
Движенье сока под моей корой
Пока не прервалось, и в полудреме
Я слышу пчел золотокрылый рой,
Дыханье ветра… И ни звука кроме.
Идёт садовник сквозь цветущий сад,
Дрожат, качнувшись, по соседству ветки…
И долго-долго лепестки кружат,
И ствол скрипит, как будто посох ветхий…


Стихотворение портит перая часть, где в наличии нелепые переносы, женский сюсюкающий суффикс -чк:  “птички”. Очень женский  вопль: “Один намек… Прошу! Ведь я живая…”
Удивительно, что при такой неудачно и фальшивой первой части стихотворения, отлично получилась вторая часть. Начиная со слов: Движенье сока под моей корой...
И здесь автор показывает, что умеет говорить лаконично и емко: “и ни звука кроме...”
И образно: ствол скрипит, как будто посох ветхий...


стихотворения, попавшие в шорт Евгении, получают по 5 баллов

здесь проходит голосование на звание стиха месяца http://www.stihi.ru/2012/06/01/1337