Итоги августа. Айдар Хусаинов

Большой Литературный Конкурс
Этот обзор наверняка будет подвержен обструкции. Авторы любят читать про себя  (поглыбже да поширше), а тут эксперт взял да и выделил стихов с гулькин нос. Видимо, лентяй этот эксперт. А может вообще никаких стихов он не читал?

Тут, мне кажется, самое время объяснить читателям и участникам БЛК, каким образом мы выбираем экспертов? Я помню буквально считанные разы, когда нужно было срочно закрыть вакансию, и я приглашал в эксперты (говорю с преувеличением)  абы кого. И не всегда, кстати, результат был плох. Примерно  в 97% случаев в эксперты мы зовём целенаправленно, зовём людей со сложившейся литературной репутацией. Это может быть репутация местного значения, а может – вполне себе всероссийского; репутация триколорного прогрессивно-демократического окраса или краснознамённого консервативного, толстожурнального калибра или сетевого суперстар …Редко заранее можно представить во что выльется приглашение того или иного литератора. Но лично я для себя нахожу рациональное зерно в резюме какого угодно эксперта. Потому что репутация не растёт на пустом месте. А обзор надо уметь правильно прочитать. Извините, но это тоже труд. Приводить же ежемесячно желающих "проэкспертировать" БЛК выдающихся критиков – это утопия. Кто-то желает опровергнуть мой тезис и доказать обратное? Вперёд!

П. Самсонов



НАТАЛЬЯ УСАНОВА "Смерть Пана" http://stihi.ru/2010/01/09/8373 , номинатор: Иван Несмирный
 
Умер Пан. Удивлённо взревели стада,
Как голодный малыш в колыбели,
И на миг отворилась большая вода
От нырнувшей под волны свирели.

Про великого Пана запомнились нам
Лишь рога да козлиные ноги.
Если мы умираем - уходим к богам.
А куда отправляются боги?

Внятное стихотворение, очень ясное и наивно-печальное.  Хотя вряд ли младенец кричит громче сотен животных;




ДМИТРИЙ СИРОТИН "Коровка, коровка и автор" http://stihi.ru/2011/06/28/2373 , номинатор: Оскар Боэций
 
У божьей коровки
нахмурены бровки:
«Не спорю:
бываю
порой
на лугу!
Но я ведь,
ребята,
ничуть
не хвостата!
Доиться,
телиться,
мычать
не могу!

Копыт –
не имею,
рогов –
не ношу…
Коровкой меня
не зовите, прошу!»

А рядом корова
мычала сурово:
«Конечно, на луг
забегаю, друзья…
Но я не летаю,
и тлю не глотаю,
и в черненьких точках
опять же – не я!

На листьях,
травинках
совсем не вишу…
Коровкой меня
не зовите, прошу!»

Послушал обеих –
и стало неловко:
за что так не любит
коровку коровка?..

Отличное стихотворение.





НАТАН ХЛЕБНИК "Голубятня" http://www.stihi.ru/2011/07/30/3637 , номинатор: квота главной редакции
 
ГОЛУБЯТНЯ

Андрею Санникову

насколь прекрасна голубятня
и требуха и эта поросль
несущая нас на руках
пока живот со смертью порознь

пока прекрасно смертны мы
ухватывай снаружи тела
как эта поросль нас во тьмы
несёт заложено и спело

так рас-спешит в округе жизнь
в кружок закрытых светом скважин
пока там жарят голубей
парных как молоко и свет
все дольше из замочных скважин

пока природа голубят
накормит миром до ответа
и губы вытерев взлетят
и в скважину пройдут с рассветом

оставив голубятню нам
где смерти их до самой крыши
чтобы несла нас на руках
пока живот как смертный дышит
-2011




Хорошая медитация.





АЛЕКСЕЙ ИВАНТЕР "Скамья" http://stihi.ru/2011/06/27/2154 , номинатор: Иван Шепета
 
Чуть левее гранитного склада, справа ангела каменных крыл арматуру могильной ограды я зелёной эмалью покрыл. На скамейке в любую погоду этой можно недолго присесть, тут со всем люберецким народом мои милые тёща и тесть. Люберчанам – порозно и парам тут лежится с земным багажом – на запущенном кладбище старом между станцией и гаражом.Тихим светом кресты озаримы и кусты: бузина, барбарис. Но под тайным надгробьем незримым Евдокия лежат и Борис. Март прошёл. Мы про это не скажем. И апрель и июль. И февраль. Всё никак мы с женой не закажем невеликую эту скрижаль. Всё мне кажется, их обнимаем сквозь железные рядом кресты. Может, смерти их не принимаем, от того – не закажем плиты? Или видится слишком банальной мысль к гранитной уйти мастерской со славянской скамьи поминальной, где сидим ко щеке мы щекой?


Замечательное стихотворение, мне оно показалось лучшим в подборке. Смутило только одно место: «На скамейке в любую погоду этой можно недолго присесть» - слово «этой» стоит не на месте, противореча тонкой, лирической атмосфере стиха.


Я не смог выбрать десятку лучших стихотворений, но, возможно, это и к лучшему. Существует некоторый порог, до которого текст воспринимается именно как текст, и ты обращаешь больше внимания на его огрехи. То есть если вам говорят больше про недостатки, то стих, наверное, плох и заслуживает, скорее всего, кардинальной переделки. 

Я сторонник литературных объединений, в них вызревает литератор, в них приходит первое признание, в них вспыхивает подлинный интерес к творчеству того или иного поэта. И потому я думаю, что лучше одно стихотворение, которое выиграло по душевному отношению к нему, чем десятки, которые прошли по очкам.