Итоги марта. Владимир Герцик

Большой Литературный Конкурс
Результирующая подборка из 10 стихотворений могла бы содержать еще до 5, приближающихся по качеству к выбранным, если бы не условие конкурса.
Хочу пояснить принципы (они же – пристрастия), которыми я руководствовался при отборе.

Русскую поэзию, которую я очень люблю, пришедшие к власти большевики попытались уничтожить. Она понесла большие потери не только в результате цензуры и вынужденной самоцензуры, но и виде человеческих жертв.
Но все же выжила. Мы вдруг обрадовались, когда советская власть отдала концы и стало можно пытаться продолжать  русскую поэзию открыто. Но не тут-то было. Накатила новая волна почти незамаскированного коммунизма с Запада – «постмодернизм», объявивший, что «поэзия умерла», больше никому не нужна, и теперь миром будут править графоманы со своими «маргинальными» практиками. Сегодня они всем надоели и притихли, но не разоблачены публично (точнее, разоблачены, но это мало кому известно). Однако не исчезли, а просто переименовались в «актуальное искусство».

Итак, я отбирал стихи, продолжающие русскую поэзию с того места, на котором ее хотели убить и отбрасывал те, в которых видел враждебное к ней отношение. Мои короткие замечания к отобранным стихам возводят каждое к какому-нибудь течению поэзии, но нельзя забывать, что такое возведение достаточно условно, к тому же опирается на мои личные ассоциации, а не на строгий анализ, который ,не мой взгляд, невозможен.

 
АНДРЕЙ ПШЕНКО "Так хочу"

http://stihi.ru/2011/03/01/1159 , номинатор: Черная Лиса (Елена Мудрова)


Вот бы сразу... 
Чтоб не очень долго...
В день, когда поймёшь, что больше нету...
 
Чтоб вошла -   
И стукнула заколка
Из твоих ладоней по паркету
 
Чтоб не больно...   
 
Чтоб по стенам книги
Закружились в предпоследнем танце
Чтоб смогли, как сотни раз, смогли бы
Не на век - на вечность расставаться
 
И сказать "пока" ... 
Легко и просто
 
Речка, лодка, ничего не видно
 
Переправа с острова на остров
 
И светло
И грустно 
И не стыдно

Стихотворение в «классическом» стиле или в стиле немногих поэтов советского периода, его продолжавших (например, Леонид Мартынов, есть некоторые ассоциации), Точные детали, не в смысле «реалистической» точности, а в смысле точности передачи читателю внутреннего состояния автора.

 

ОМАГОДАН О "Дегражданция"

http://www.stihi.ru/2011/02/26/6501 , номинатор: Павел Самсонов
 
Течет в закат мороженое-солнце.
Толпа солдат пучкуется в оконце.
Казарма дат готовится ко сну, -
и я сосной качаюсь, только нипель
свистит мне - чёс, со сна немного выпиль,
пропиль немного: крибли-крабле-сна
блеснет, и корабли загибли - сна.
 
Течет в закат со сна седьмая шкура.
Амфетамин - что раньше политура,
и самый лучший водится в хвосте.
Не те богатыри теперь, не те...
Те - перьями пописанные было,
лежат по братским гэс, сырым могилам,
и серый волк их кости сторожит.
А мимо волкодавом век бежит.
 
Течет и пучит газиков трубища,
назад неся бумажных денег тыщи,
рас-пахнутось страны нутропий ссвищет,
и у костра ты. Или - у кострища?
И ярок свет, и ненасытен жор.
И подпевало-прилипальный хор
гоняет прочих, что вздымают ор,
одетых  в рУбища + да или во рубИща...
 *
И имя им - пудовых ват
засахаренный кибрг,
и место им = подземный склад
червячных камасудрг.
Да госзаказа око - морг,
и солнцезайца - юркий торк.
Закат дарит покой,
и этим
мудр.
 
Стихотворение, продолжающее линию «будетлян» - футуристов, заумь, игра со звуком (на котором иногда приходится спотыкаться без необходимости), внутренняя раскрепощенность. Это радует.

 

МАРИНА НЕМАРСКАЯ "предвосхитит закат садовая лилия"

http://www.stihi.ru/2007/12/13/3324 , номинатор: БЛК
 
предвосхитит закат садовая лилия
ноги оближет крапива а прежде пес
словно кусочками тюля любуясь крыльями
не отгоню от завтрака сонных ос
 
на первой странице романа печать чернильная
туча пришедшая с юга накроет даль
ветер ослабит всхлипывания мобильного
я нагнусь у крыльца застегнуть сандаль
 
вдоль горизонта бездна сомкнется в линию
ты прибрежной тропой обогнешь оять
эти спелые сумерки ягоды синие
август не посмеет у нас отнять
 
Хорошее чувство звука, ряд точных (в упомянутом выше смысле) деталей, предметностью примыкает к акмеизму
 
 
КОНСТАНТИН НЕВСКИЙ "Asphyxia"

http://www.stihi.ru/2011/02/07/5060 , номинатор: БЛК
 
Тишина. Такая, что слышно, как
на ладонях неба пульсируют жилки веток.
Словно по линии жизни, фрегатоподобные облака
плывут по электросети.
 
Не так просто вырваться из этих холодных рук:
можно слушать пульс, читать узоры на подушечках пальцев,
наблюдать, как с наступлением ночи их кожа на звёздном ветру
обмерзает и осыпается,
 
и вдруг почувствовать, что чем дольше вглядываешься, тем
вдыхать-выдыхать становится всё труднее.
То ли это разыгрывается метель,
то ли стаи снежных лососей идут на нерест,
 
то ли небо, нежно сдавливающее шею,
поднимает к собственной высоте...
 
***
 
Плачет кот во сне. На кухне какой-то шелест.
Молча ходят по дому Бродский, Оден и Шелли
и снимают часы со стен.
 
 Продолжение синтеза символизма с футуризмом, отсутствуют преступления против звука, есть сильные образы, последний в особенности.
 
 
НАТАЛЬЯ ЧЕКОВА "Накануне"

http://stihi.ru/2011/03/09/6622 , номинатор: БЛК
 
Накануне звука тончает миг.
Обездолен всякий, и - не зови.
Раскален до ребрышка змеевик,
и вода тревожный диктует свинг.
 
Из стакана черного с молоком,
накануне бережного – прости,
через край себя проливает дом
и по гласным слово горит в горсти.
 
Накануне певчих, темнеет рот,
опускает всякий на дно кольцо.
И дрейфует небо, рождая брод,
запрокинув к свету свое лицо.
 
Восходит к символизму и акмеизму, хорошее чувство звука, умение поднять предметные детали до символа и создать ощущение сопричастности.
 

НИКА БАТХЕН "А идише мурр"

http://www.stihi.ru/2010/07/31/2434 , номинатор: Виктория Ленос
 
У пятницы семь кошек на неделе.
Одна тоща, а остальные в теле.
Одна бесхвоста, прочие хвостаты.
Одна с дипломом, прочие – бастарды.
Неделя кошек – пёстрых, белых, рыжих,
Гуляющих пешком или на лыжах,
С корзинками, с перчатками в кармане,
По солнышку, под дождиком, в тумане.
Куда ни глянь – глазами-фонарями
Они следят за окнами, дверями,
Мурлычут под кроватью, спят на полке,
Шипят и бьют, когда приходят волки.
У детских колыбелей, сны покоя,
Они сидят – одна или по двое.
У стариков они лежат, зевая,
У самых ног – чтоб грелась кровь живая.
У тех, кому пора оставить прах
И двинуть ввысь – они воруют страх.
День пятницы – подённые заботы,
И кошки кротко ждут приход субботы –
Кадриль метёлок, тряпки опахало,
Куриный суп и кнедлики и халу
И рыбу фиш… Пока идёт веселье.
У кошек ша – почти до воскресенья.
На чердаках, в бесхозном старом хламе
Они живут кошачьими делами
Считают звёзды, слышат, как знакомо
Скрипят полы и полки в толще дома.
Как дышат, пьют, парят под облаками,
И говорят чужими языками.
Покуда не открыт воскресный виски,
Не выйдут кошки – ни на зов, ни к миске,
А если им служить надоедает – 
Теряются в ночи, сереют, тают,
Сидят на облаках – и не грустят.
…У пятницы сегодня семь котят!

«Классическое» с элементами «гофманианы» и прелестным еврейским акцентом, переходящее местами в символизм (хотя как отделить?)


ИРИНА ЗИНОВЬЕВНА "Из-под клюва кукушки"

http://stihi.ru/2011/02/09/1255 , номинатор: Светлана Чернышова
 
Сам в себе в сердоликовой мгле
Табунки разношёрстных миров
Ты пасёшь, на суконном столе
Разбросав прошлогодний улов,
 
И ворованных волн лепестки
Просыпаются умной крупой,
Осторожный выходит изгиб
Из-под клюва кукушки слепой.
 
Красным йодом извилистый след,
Молодая горька шелуха,
Ни имён, ни теней, ни примет —
Только лёгкий колпак дурака.
 
У козы на глазах бубенцы,
Над колодцем краплёный жираф
И довольно весёлой пыльцы
Среди белых и розовых трав —
 
Кто рискнёт на свободу — рывком
Из уютного сумрака гнёзд
И перо, как топор языком,
На лиловом морозе лизнёт?

Наследие символизма и поэтики Мандельштама, отличный звук, втягивает.
 


АНИКИНА ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА "В полночных придорожных городах..."

http://stihi.ru/2010/12/14/3369 , номинатор: Турунтай
 
В полночных придорожных городах
безвременье в режиме монолога…
Дрожит высоковольтная тревога 
в протянутых над трассой проводах, 
 
хрипит невнятно радиоприёмник
и кашляет эфир, как старый хроник,
а в паузах чуть слышен чей-то смех,
ритм старой песенки и новых хроник,
и снова ниагара из помех.
 
И на облезлой, найденной с трудом
заправке – будешь думать об одном,
о  сладком чае в запотевшей кружке…
И заспанный заправщик, словно  гном,
покажется из маленькой избушки
с единственным заснеженным окном.
 
Рискнёшь, заполнив бак наполовину
каким-нибудь сомнительным бензином,
помашешь гному,  что-то пристегнёшь,
ключ повернёшь, вздохнёт усталый стартер…
Покатишь…
 
Посмотри,  кружок на  карте
на солнце восходящее похож.

 
А вот это ближе к «классицистскому» эксперименту Ходасевича, очень предметное, но незаметно выводящее за рамки «предметности», отличная концовка.
 
 
 
ЕВГЕНИЙ ФИЛИН-СОКОЛОВ "Альфабет"

http://stihi.ru/2010/08/31/8855 , номинатор: Оскар Боэций
 
Зажги мой лоб. Твоя метель
Последних инков замела.
Горчичный ад  раскрошит день
На одинокие тела.
 
Качает новую волну
Фальшивый ветер на стене.
Кривые ветви к дому льнут,
Но окна корчатся в огне.
 
Там пятна солнца на земле,
Сквозь кроны лип струится свет,
Вливает бурю сомелье,
Глотает вечность альфабет.
 
Там, где калечит лань ахилл,
Я слышал шёпот, скрип зубов.
Я слёзы полной горстью пил,
И мой колодец был глубок.
 
Раскрась мой лоб, сожги мой нерв.
Паденья вазы ждёт гранит.
Колосья тянутся наверх 
И дом шиповником увит.
 
Терново рвутся облака,
На белом поле алый след
Того, кто радугу алкал,
Того, кто выгнул альфабет.
 
Продолжает «футуризм» Хлебникова и раннего Пастернака.
Звук и ритм хороши, есть «драйв».
 


МИРАНДА ЛЯ МОРГ "Моя королева"

http://www.stihi.ru/2009/02/27/3793 , номинатор: Артемона Иллахо
 
У моей королевы широкие плечи
И бедра ее будоражат море
А пальцы ее пробуждают ветер
Движения странно верны и знакомы
 
Король ее не выходит из комы
Погаснет день и наступит вечер
 
 
Мы пять или семь тысяч лет знакомы
А я все мечтаю убить ее принца
Ведь он никогда не узнает короны
Ему так сложно с этим смириться
 
Ему, вероятно, давно за тридцать
А он все также ждет ее дома
 
 
Моя королева шагает громом
Ее глубина не имеет меры
Она говорила, пробудятся горы
Когда наконец разверзнутся двери
 
Ей больше никто никогда не поверит
Она предпочтет свое сердце законам
 
 
Ее пальцы вырвут сердце игры.
Я теку за ней тьмой видений и снов,
И если есть справедливый бог...
...и если нет справедливого бога,
Я не предам своей сестры.

А это, на мой взгляд, «эгофутуризм» , идущий от лучших стихов Северянина (но не только). «Эффекты» и хулиганство впечатляют.