9 конкурс. Финал. Итоги от Далекой Офелии

Золотой Пегас
Стихи были представлены вниманию арбитров в следующем порядке:

1. Коома - http://www.stihi.ru/2010/04/27/5666
2. Целия - http://www.stihi.ru/2010/04/21/9669
3. Гражданин России - http://stihi.ru/2010/04/28/8174
4. Лев Сыроежин - http://stihi.ru/2010/04/21/1479
5. Стас Чайкин - http://www.stihi.ru/2010/04/05/191
6. Bor G - http://www.stihi.ru/2010/04/28/8660
7. Егор Мирный - http://stihi.ru/2010/04/12/6400
8. Светлана Илларионова - http://www.stihi.ru/2010/03/24/2657
9. Геннадий Модестов - http://stihi.ru/2010/02/08/12
10. Евгения Костюкова - http://stihi.ru/2008/04/07/3336
11. Роза Ветров - http://www.stihi.ru/2003/09/09-29
12. Бодайбинка - http://stihi.ru/2006/09/27-616
13. Анатолий Чертенков - http://www.stihi.ru/2010/04/02/2016
14. Сергей Кривонос - http://www.stihi.ru/2009/05/22/4042
15. Галинасмирнова - http://www.stihi.ru/2009/08/24/4202

Вот итоги от Далекой Офелии

Мне бы хотелось обратиться в первую очередь к тем, чьи произведения оказались в моём рейтинге не на самых высоких местах. Естественно, что всё написанное ниже – всего лишь моё субъективное мнение. Просто есть вещи, которые я готова понять и принять с позиции вашего собрата по перу, но эти же самые вещи заставляют меня как рецензента и даже просто как читателя снижать вам оценки.

Таких вещей, в принципе, две. Первая – недостатки в формальной организации произведения (проблемы с рифмой, размером и т.д. и т.п.). Вторая – недостатки содержательной стороны. Даже, пожалуй, не недостатки. Но я всё же ставила «минус» тем, кто писал на так называемые «вечные» темы, не внося в их трактовку ничего нового. 

Зато за всё остальное ставила исключительно «плюсы».


Итак…

Пятнадцатое место – стихотворение «Резана, рублена, бита и колота…»

Возможно, я ошибаюсь (буду даже рада ошибиться), но после двух-, трёх-, четырёхкратного прочтения я утвердилась в мысли, что автор замахнулся здесь на что-то большое и важное, но воплотить в своём стихе это самое «что-то» у него не получилось.  Получился набор идейных, осмысленных, но разрозненных кусочков.
Кроме того, хочется подробно остановиться на рифмах. С точки зрения точности здесь всё в порядке. Но! «Колота – смолота», «рыжие – бесстыжие», «голые – весёлые» и т.д. и т.п. – слишком часто рифмуются одни и те же речи. Как следствие, рифмы выглядят серыми и банальными. Хотя, надо отдать должное, среди них нет ни одной глагольной, а также катастрофических вещей типа «розы-морозы». Вывод: есть над чем работать и, главное, есть смысл это делать.


Четырнадцатое место – стихотворение «Парадокс».

Действительно, задумка неплохая. Верное композиционное решение. Однако впечатление портит тот факт, что в апогее стихотворения мы находим уже не новую и даже немного заезженную формулировку: «над пропастью во лжи». 
Не всё хорошо с рифмовкой. Точнее говоря, слишком много неточностей. Зато здесь же ставлю автору «плюс» за рифму, построенную на омонимах «нежить – нежить» - действительно неплохой ход.


Тринадцатое место – стихотворение «Как проплыть оставшийся отрезок».

Если честно, впечатление от стихотворения у меня двойственное. Точнее, первая его часть впечатлила, а вторая смазала это впечатление. Хорошо проработанное во всех смыслах начало, здесь мне не понравилась только ритмическая организация чётных строчек – на них немного «спотыкаешься». Вторая же часть в силу смены ритма немного теряет свою связь с первой. Кроме того, здесь бросается в глаза масса неточных рифм (возможно, не рифм вовсе) вроде «пыльцы – чистоты», «как – взгляд», «плоть – кость». В общем, стихотворение любопытное, но я бы посоветовала его доработать.


Двенадцатое место – стихотворение «Цветы и поле, поле и цветы…»

Одна из тех самых «вечных» тем, о которых я говорила, в сочетании со спокойствием и монотонностью пейзажной лирики. Очень ровное стихотворение без явных недостатков, но и без ярких авторских находок.


Одиннадцатое место – стихотворение «Поэту…»

Стихотворение отличное. С таким драйвом и отличной иронией.  Понравились отдельные фразы – простые, но сочные. В плане рифмы всё неплохо (только «мира – лира» немного избитая, а остальные очень хороши). Немного сбила с толку запятая в первой строчке перед словом «мой»: или же здесь действительно два самостоятельных простых предложения в составе сложного (первое -  «как трудно писать», второе - «мой словесный понос цвета хаки»), или всё же запятой здесь быть не должно. Однако свой решающий «минус» я поставила за третью строчку, на которой я неминуемо «спотыкалась» из-за её выпадения из общей ритмической организации.


Десятое место -  стихотворение «Вывернуть жизнь наизнанку…»

Очень светлое, милое, позитивное и с точки зрения формы тоже приятное. Что называется, перо уже отточено. Стихотворение хорошее и лёгкое для восприятия, но не цепляющее, не удивляющее, не заразительное. Я не вижу (быть может, это моя проблема, а не ваша) здесь никакой изюминки, простите. 


Девятое место – стихотворение «Сакура в снегу».

Вечная тема, на которую, тем не менее, каждый имеет право высказаться. Несомненный «плюс» за название. И за концовку: последние 2 строчки во всём стихотворении действительно наиболее сильные. В остальном всё достаточно ровно. Небольшая неточность рифмы («кофе – снова») – вот, пожалуй, единственный заметный недочёт. Очень и очень неплохо.


Восьмое место – стихотворение «Рядом, рядом, рядом…»

Очень яркая работа. Своеобразный «поток сознания» в стихах, футуристические лесенки, обилие повторов – всё это очень сильные приёмы. Но всё же в целом как-то сумбурно. Конечно, трудно сравнивать с более-менее традиционными с формальной точки зрения вещами. Но всё же могу сделать вот какой вывод: Вы можете лучше.


Седьмое место –  стихотворение «Из духа вечности».

Очень удачное и в хорошем смысле сложное (как три части в целом, так и каждая в отдельности).  Видно, что к композиции подошли серьёзно (подзаголовки делают смену ритма не такой неожиданной и неудобной, какой она была бы без них). С точностью рифм тоже всё в полном порядке (кроме одной: «дитя – взгляд»). В целом могу охарактеризовать произведение как действительно серьёзную работу.


Шестое место – «Баллада о благородных металлах».

Неожиданная тема, хотя и не новая. Тут ведь и Маяковский с его «Вы любите розы…», где он констатирует, что «стране нужен металл». И пушкинское «Золото и булат», которое в своё время немного извратил Лев Николаевич Толстой. В общем, вроде Ваша баллада отчасти из этой же парадигмы, но ракурс совершенно иной. И это здорово. В целом же получается вот что: есть чёткая идея, есть не самое типичное (и поэтому заслуживающее отдельного «плюсика») определение жанровой принадлежности и нет заметных недочётов по части формальной организации. Всё очень и очень неплохо, но все эти аргументы «за» не настолько убойны, чтобы отдать Вашему стиху одно из самых высоких мест.


Пятое место – стихотворение «Подари мне запах своих духов…»

Стихотворение само по себе как минимум приятное, с удачной концовкой. Неплохая ритмическая организация.  Очень интересные, на мой взгляд, рифмы: «шар земной – ссадиной» и «мирозданья – гортани» (не идеальная, но всё же хорошая). Немного мешает восприятию обилие инверсии («стану только одним дышать я», «бездыханный застыть могу я»). В остальном же всё хорошо – так, как и должно быть.


Четвёртое место – стихотворение «Город туманов».

Безумно атмосферное стихотворение. Очень верно передано настроение и какое-то почти физиологические ощущения. С одной стороны - плавность, вязкость, тягучесть, которая транслируется ещё и при помощи обилия многоточий; с другой -  фрагменты, обрывки историй, некоторая коллажность. Рифмы… рифмы просто классные: «байки – фуфайке», «раны – сметаной» (не понравилась только «звери – ксерокс» в силу своей неточности). Одно обидно: вот эта самая атмосфера и этот стиль её подачи слишком эксплуатируемы многими современными поэтами, а потому слишком узнаваемы и капельку стереотипны. Здесь ни в коем случае нет вины автора, однако итог таков: стихотворение понравилось, но не удивило.


Третье место – стихотворение «Беги, кролик…».

Замечательные нетривиальные рифмы типа «навзрыд – комары» и «зайку – гайка», хотя местами автора можно немного упрекнуть за неточность (в первом катрене: «часы – форсит»).
Интересный замысел. Тут же отмечу и форму повелительного наклонения, ибо она очень органично в концепцию этого замысла вписывается. Что ещё? Лёгкий налёт постмодернизма, вопросительные предложения (прекрасный игровой приём), обращение к разного рода прецедентным текстам (про «зайку бросила хозяйка», про семь пятниц на неделе, которых в данном случае даже восемь)…
Вывод: стихотворение очень необычное, самобытное, насыщенное, вполне достойное первого места (сравнивать действительно было очень сложно, но два других стиха задели и впечатлили чуточку больше).


Второе место – стихотворение «Седой».

Тема, на которую писать сложно, потому как всегда есть риск как минимум показаться наивным или вызвать недоверие, но автор с поставленной задачей справился.  Результат - очень взрослое, очень сильное, очень честное произведение. Бросилась в глаза небольшая шероховатость в плане рифмы («исподлобья – любовью»), но это не то, к чему можно и нужно придираться. В целом уровень авторского мастерства очень и очень высок, а впечатление от стихотворения остаётся очень серьёзное и прочное. Автор этих строчек – уже состоявшийся поэт. Возможно, даже с большой буквы.


Первое место отдаю стихотворению «Завтра и вчера».
Размер. Приятное слуху сочетание дактиля и хорея (точнее, хореев). Ритм удивительно чёткий (даже там, где этому, казалось бы, противится синтаксис: например, тут: «Слышится в том же тоне чисто вселенский вой. В чём сила, брат? В жетоне? Видимо, с головой <больше дружить нелепо>…»)
Рифмы. Рифмы в большинстве своём точные, при этом не банальные и не избитые, а весьма необычные и приятные типа «пробелом – парабеллум», а также совершенно потрясающие вроде «и карой от – искариот».
Умелое эпиграфирование –  очень верно задаётся тон.
Предложения короткие, но ёмкие и яркие. Ничего лишнего. Само расположение текста (даже если оно было продиктовано банальным желанием выпендриться) позволяет понять вот что: содержательная сторона этого текста настолько сильна и органична, что будь эта вещь не стихотворной, а прозаической, она всё равно достучалась бы до читателя, была бы им воспринята и принята. 
Как итог: мой тотальный восторг и наивысшая оценка.


1. Bor G - 15 баллов
2. Коома - 14 баллов
3. Егор Мирный - 13 баллов
4. Стас Чайкин - 12 баллов
5. Гражданин России - 11 баллов
6. Анатолий Чертенков - 10 баллов
7. Евгения Костюкова - 9 баллов
8. Геннадий Модестов - 8 баллов
9. Роза Ветров - 7 баллов
10. Светлана Илларионова - 6 баллов
11. Бодайбинка - 5 баллов
12. Сергей Кривонос - 4 балла
13. Галинасмирнова -3 балла
14. Лев Сыроежин - 2 балла
15. Целия - 1 балл