Турнир поэтов, полуфинал 1

Участвуют Александра Сикирина и Дмитрий Филиппенко, критик – Елена Пестерева, ведет программу Елена Албул

Подробная информация о программе «Турнир поэтов» – на сайте turnirpoetov.ru

143 балла
111 баллов
Родилась и живет в Москве. Окончила Московский государственный лингвистический университет имени Мориса Тореза, учитель английского языка. Публиковалась в коллективных сборниках и альманахах «Вавилон» и «Арион», журнале «Звезда». Стихи вошли в лонг-лист премии «Дебют». Автор представлен членом Художественного совета Дмитрием Ревским.
Родился и живет в Ленинске-Кузнецком. Окончил Сибирский государственный индустриальный университет. Работает горным мастером на шахте. Публиковался в журналах: «Огни Кузбасса», «Наш современник», «Юность», «Дальний Восток», «Родная Ладога», «Нева», «Алтай», «Сибирь», «Енисей», «Бельские просторы», в Литературной газете и других изданиях. Главный редактор литературных альманахов «Образ» и «Кольчугинская осень». Организатор Всероссийского литературного фестиваля им. Алексея Бельмасова. Автор семи книг стихотворений. Лауреат межрегиональной премии имени В.А. Макарова, кузбасской литературной премии им. В.М. Баянова, ежегодной премии «Слово». Автор представлен членом Художественного совета Полиной Орынянской.
Эксперты: 63 (9 чел. по 7 баллов)
Зрители: 80
Сумма: 143 балла
Эксперты: 42 (6 чел. по 7 баллов)
Зрители: 69
Сумма: 111 баллов
Проявились вдруг в стихах Александры ненавязчивость и потаённая нежность.
 И амплитуда – что надо. От рассеянного человека до непосредственно следующего за ним едкого натра.  Замечательно удаление «Вояджера» на парсек как мера времени. )
Напомнило Юринсона: «Гости уйдут. Снег превратится в лужи.
Солнце погаснет. Вечность останется в прошлом»...

Подборки Дмитрия в полуфинале понравились значительно больше, чем представленные раньше. «Минуты» особенно запоминаются. В целом - бодрые стихи. )
Спасибо! Оба автора хороши.

Евгений Овсянников (10.12.2025 в 16:06) – Экспертный совет
«Товарищ, простите, я сейчас так хохотался» (Мимино)
  ну и вы посмейтесь:
 копирайт рецензии со страницы Александры Сикириной:

"втиснулся в трамвал доехал до вокзая" - опечатки.
Елена Морозова 24   07.12.2025 22:57   •   Заявить о нарушении

А?)) каково ? И все это с обязательной, ну как же,  все же ж уполномочены тыкать за буковки, точки, запятые, тире, опять же,  – которые пииты вечно с дефисами путают, а люди чтивые бдят, ждут в засаде повода, и вот он : урря!   
С бесцеремонностью… заметьте, ни приветствий тебе в рецензии, как принято у людей приличных, типа: Здравствуйте, Александра, прошу простить, может , я что-то не так поняла, но кажется, у вас тут опечатка в вашем гениальном стихе» 
Да? Могла бы г-жа Морозова расщедриться на приветствие?  Могла… ан, нет ))  высокомерно и надзорно,  указуя перстом:  «опечатки».

А что же наша Александра?  А она  скромно  и терпеливо объясняет в ответ,  что это вообще-то любимый детский классик эС. Я. Маршак: «Человек рассеянный» ))

Мама мия, после такого конфуза г-же эМ снести бы свою рецу и принести извинения за то, что побеспокоила  сдуру… оконфузилась, так и так, простите, Александра , впредь:  ни-ни…

Нет, продолжает настаивать:
 
«Классику я знаю, но не поняла, что вы её включили в своё стихотворение. Спасибо. Всех благ.»
Елена Морозова 24 07.12.2025 23:05   Заявить о нарушении


Да?)) Повеселила?  А вы говорите, «препинаки…»   …тут и без препинаков поэту давление, как рейтинг повышают.

Перейдем к выпуску.

Не буду лукавить, с листа Александра не так волшебна, как со сцены. Она все-таки целостна именно ЯВЛЕНИЕМ себя…  -  манерой читать, стилем, внешностью, всем…даже обереги на шее и запястье работают на образ…  То, что делает Александра со зрителем на сцене, когда читает,  иначе, как магией, не назвать.

Причем, делает это без какого бы то ни было усилия и расчета, от необходимости просто что-то прочесть…впечатление, что уже и тоска та улеглась и печаль притупилась,  а начинает читать , и  ты проживаешь это снова и снова уже за нее…
Мне не нравится слово послевкусие – оно дешевое – но именно послевкусие от Александры остается надолго.

Могу сказать без всякого пафоса: оно останется на всю жизнь. 

Даже если я ее больше не услышу, -  моя память не потеряет этот образ и острое чувство живого поэтического слова.   

-что печальней освещённое окно
или то в котором свет уже потушен

-я жил себе и жил не приходя в сознанье
но вспомнил о тебе и кинулся к дверям

-и среди беспросветной печали одно утешенье
каждый упавший лист приближает меня к тебе

-на ухо нитка шепнула игле
сделаем узелок

-и беспрепятственно убуду
во внутреннюю тимбукту

-если б хотя бы что-то узнать заранее
если б хоть что-то от наших молитв зависело

-чтоб так сказать отсрочить мою непостыдную мирную
у меня же мама три дочери сын и котик

На последней цитате остановлюсь, реплика критика несколько озадачила, странно слышать из уст женщины и, как я понимаю, матери: «Прошло сто миллионов лет и какие-то завелись дочери, сын, и вместо того, чтобы сойти с ума от них и адски устать – героиня к ним настолько приноровилась, что завела еще котика и машинку стиральную, и научилась стирать.»

Я ни разу не моралист, но кажется я начинаю понимать, откуда растут ноги в современных СТЭНД апах, КВН -ах и прочих  смехо-творящих панорамах.

Когда «ржачным» (выражение не мое - их») стали СТЭМы  типа: юный друг к пришел к юному другу и в разговоре выясняется, что он любовник его мамы. 

Вариаций этой полюбившейся в молодежной среде ситуации – множество.

Похабные и просто тупые, глупые и низменные, но никогда почему-то не смешные.

  Им- смешно. Мне – печально.  Кстати, ни Кавказ, ни азиаты на такие темы не шутят. Попробуй пошути.

О чем я? о своей печали…о чем же еще. 

Доморощенные психологи с дипломами из перехода  метро с Казанского на Ярославский, работающие по западным методичкам  отлично справляются с разжижением мозгов молодых россиян. И не только молодых… ( см. выше)

вон сколько  у нас острословов в бежевой зоне. Сколько рифмачей ))

но...Вернусь к основному.


Сегодня был интереснейший выпуск. Хотя раскручивался маховик трудно.

Но потом все вошли в раж обсуждения. Я давно заметила: чтобы выпуск удался - нужно быть в ударе именно ведущим.
 
Елена Албул была дерзка, своенравна и очень убедительна. Браво! 

Все ее затравки на обсуждение имели блестящее развитие от Елены Пестеревой;  от их разговора невозможно было отвлечься.
Некоторые моменты пересматривала на repeat – е .  Много сказано толкового, того, что между строк… чувственного и неуловимого  – очень много!

Особенно воодушевились, после того, как Елена Пестерева настоятельно рекомендовала Сикириной обнаглеть и остаться в амплуа трагического поэта:

«Не надо, не сглаживайте… пусть  сами разбираются со своими трудностями.» Разобраться помогла именно Елена Албул. Умницы! 

Традиционно цитаты:

Елена Пестерева:

-Кроме меня это кто-то прочитает в стихотворении? Нет…!

- Если душа у тебя как шарманка, как уговоришь ее спеть другую пластинку

-Ты еще не умер, а уже расплачиваешься


Елена Албул:

- Помереть – одно…убивать – это другое

- А авторский стиль от этого не уйдет?

- Ну зачем же, чтобы что-то уходило специально…пусть оно само появляется вместо

-Глагольные рифмы – это тоже рифмы и они прекрасно живут в стихах великих поэтов

-Поэт что-то кому-то должен? Нет!

-А нельзя идучи по этому пути исписаться?

-За такой финал дорого можно дать

-Потеря вот этой осторожности – будет потерей для меня 

-Я боюсь потерять тимбукту и кукареку  )

Р.С . и я боюсь))

Давайте не терять их в себе, друзья…! Осторожность в сказанном слове, Тимбукту в образе, ку-ка-ре-ку в поэтическом голосе…

Спасибо всем причастным за суперский выпуск!

Дмитрию Филиппенко особенное спасибо за «Протопопово». Его (Дмитрия)) приятно читать с листа. Это прекрасно!

До встречи в финале!

  будет жалко…?

Будет Жарко … )

Елена Талленика (08.12.2025 в 19:17) – Экспертный совет
Дважды голосовал за Дмитрия в предыдущих турах и ничего дурного сказать в его адрес не могу. Хороший активно-позитивный Автор со своей жизненной позицией и аудиторией.
 Дмитрия действительно можно бесконечно хвалить за «правду жизни» и «жизненные картины» («Ох, хороше како кино — жизненно!»... как говаривала после сеансов подавляющая часть публики в той деревне, где я жил и воспитывался каждое лето).
Чуть перефразирую точнейшее определение от Натальи Малининой:
Дмитрия можно благодарить за стихи.
Сашу Сикирину — за Поэзию.
А разницу, нюансы, линии — каждый чувствует и прочерчивает внутри себя сам. Учебники и методички для стихосложения существуют. Для бОльшего же, скорее всего, они всё ещё пишутся. Но не словами. И не в головах...
И если уж с голосованием у меня так просто и кратко, то позвольте отвлечься на ленту голосования...
Да, меня тоже могут не убеждать или даже раздражать чьи-то стихи. Но при этом отношение к ним (не к их авторам, а именно к текстам) можно высказывать с иронией, снисходительностью, сарказмом, даже с пренебрежением... Но не с ненавистью.
А в некоторых откликах сквозит именно ненависть.  Причём, какая-то маниакальная, мелкая и мерзкая. (поверьте, что искал наиболее деликатно-цензурные слова, а не те, что проносятся в голове сразу по прочтении)                Ненавидеть за стихи? Вы что? Нельзя же так обнаруживать и вываливать всю неприглядность вашего нутра. Кто поверит после этого вашим собственным стихам, когда завтра вы станете в них призывать «верить-помнить-любить». Или ваша память о близких и любимых — это настоящее, а чья-то — это всегда враньё и поза? Хоть попытайтесь вдуматься в это… В то, что творите своими словами.
Но это обращено к единицам… (или нулям?) Обращение бесполезное, поскольку с ними всё слишком очевидно.
Почему я об этом…? Просто к участникам: адекватных людей воспринимающих вас, понимающих и любящих -  больше.
Слева и справа находится масса интересных мнений и даже откровений.  И это главный результат. Для обоих.

Игорь Бирюков (08.12.2025 в 18:22) – Экспертный совет
Мой голос - Александре.
 Изначально видела в финале Сашу и Михаила. Вот где будет сложно выбирать.  А тут всё просто.
Чистый голос вечной любви, любви сквозь время и пространство против реализма в чистом его виде.

Евгения Костюкова (05.12.2025 в 23:14) – Экспертный совет
Довольно качественный соцреализм против волшебства вневременной поэзии.
 Разумеется, кому что ближе, каждый, кто голосует, в своем праве. Если и могут быть претензии к голосующим, то только в случаях (слава богу, редких) низкопробной ругани, попыток обесценить то, чего не хватает желания или способности понять.
Кстати, и сейчас вижу, и в предыдущих турах видел претензии к отсутствию препинаков в стихах Александры. Но это как раз нормально, многие так пишут. И в данном случае препинаки все на месте, просто они виртуальны. При неторопливом, вдумчивом прочтении их незримое положение в тексте устанавливается однозначно!

Владислав Сергеев (05.12.2025 в 22:35) – Экспертный совет
Соглашусь с Еленой Пестеревой: поэзия Саши Сикириной  реабилитирует такой во многом исчерпанный жанр, как любовная лирика.
 И да, видимо, состав финала этого года уже можно развидеть. ))
А вот там выбрать будет сложно, я думаю.

P.S. А любителям дурацких анекдотов советую перечитать древнюю басню про лису и виноград.

Александр Спарбер (05.12.2025 в 12:44) – Экспертный совет
   Если у Дмитрия — стихи, то у Александры— поэзия.
   
    Мне не важно, от чего оттолкнулся поэт: от земли, от ладоней Бога, или от внутреннего диалога с душой ушедшего (да хоть бы и никогда не жившего!) собеседника. Со времён Грина "зов несбывшегося" тоже никто не отменял. У меня вызывает восхищение, что Саша пишет от первого лица, не боясь подставиться под ханжеские пересуды местных кабаних и держиморд,  предлагающих "не пущать"  исповедальную лирику до конкурсных площадок.  А вот Семён Гудзенко полагает иначе: "Поэзия — честность, настоянная на страстности. Если не задыхаешься в любви и горе, стихов не пиши». Этот категорический императив привожу для тех, кто упрекал Сашу в нескромности, манипуляции чувствами и проч.
 
    Дмитрию хотелось бы пожелать почаще включать редактора, внутреннего или со стороны. Напрячь языковое чутьё, без него в поэзию — никак.

    Первое же стихотворение вызывает оторопь:

    Дорогая, у нас выпал снег./И у вас много белого тоже. /Улиц нет, фонарей и аптек.../Ты на снег так глазами похожа (???)
*
    Похожа глазами... на снег?
Это, простите, семантический ляп, если не про чудь белоглазую речь идёт.  И ведь поправить легко: "Ты на снег, дорогая, похожа". Поэтичнее, да и "дорогая" не будет ошарашена.

     "И свернулся наш сладкий роман", — "свернулся" — это точно про роман?  Уши в трубочку  свернуться могут,   роман — нет (в любом смысле).

     Нужное слово в нужном месте — с этим Дмитрию надо бы поработать; в этой подборке —точно .
     Однако,  радует, что в приятном во всех отношениях лице Дмитрия география проекта "Турнир поэтов"  обогатилась за счёт мест, столь отдалённых.
    Спасибо всем героям программы. Вы прекрасны!

Наталья Малинина (04.12.2025 в 13:40) – Экспертный совет
Поздравляю всех с первым полуфиналом.
 Стихи Александры покоряют не только искренностью и открытостью, но невероятно богатым словарём автора, прекрасным литературным языком, одновременным сочетанием глубинной печали и иронии, тонкими нюансами описаний собственного видения окружающего мира, человеческих взаимоотношений. "Моя затейливая вязь нерасшифровываемая" прекрасна.
Стихи Дмитрия мне тоже понравились, они более простые, живые, понятные, он умеет очень хорошо передать настроение мгновения.
Желаю обоим авторам дальнейших успехов. Мой голос за Александру Сикирину.
Спасибо всем причастным за интересный выпуск.

Лора Катаева (04.12.2025 в 05:39) – Экспертный совет
Так уж получилось в этом сезоне, что я открывпю голосование экспертов. И нет смысла оттягивать: ничего не изменится, когда речь идет о поэзии Саши Сикириной. Мне кажется, она давно переросла свой псевдоним : этот чистый и сильный поэтический голос не укрыть никакими драпировками, и диапазон звучания - от глубинных бархатных низов до высокого полета струнных. Хотела цитировать строки - и тут же бросила: так придется пол-подборки тут разместить.
 Нет, не мастер я говорить долго, да и убедительнее, чем о поэзии Александры говорят ее стихи, не скажешь.
Очень хочу услышать Сашу в финале!

Алла Арцис (04.12.2025 в 00:49) – Экспертный совет
Ильдар Ахметсафин (10.12.2025 в 20:46)
Как заметил один современный автор, "пока не больно, это не поэзия"...

Мира Ольгина (10.12.2025 в 20:18)
"Звенела музыка в саду
 Таким невыразимым горем.
Свежо и остро пахли морем
На блюде устрицы во льду.
Он мне сказал: "Я верный друг!"
И моего коснулся платья.
Так не похожи на объятья
Прикосновенья этих рук.
Так гладят кошек или птиц,
Так на наездниц смотрят стройных…
Лишь смех в глазах его спокойных
Под легким золотом ресниц.
А скорбных скрипок голоса
Поют за стелющимся дымом:
"Благослови же небеса —
Ты в первый раз одна с любимым".
.
Ну что, дамы и господа, ратующие исключительно за позитив в поэзии, вычёркиваем Анну Андреевну из числа великих поэтов за такое вот описание любви?

Думаю, что очень многие, проголосовавшие против Александры Сикириной (не за Дмитрия, а именно против "уныния" и темы смерти), просто побоялись обжечься об этот оголённый нерв настоящей, ничем неприкрытой искренности чувств, для которых не существует границ, норм, правил приличия, не говоря уже о часах и разнице в возрасте. Страшно от того, что на фоне вполне предсказуемой обыденности раз и навсегда сложившихся привычек и взглядов вдруг появляется некто, способный жить так, как подсказывает ему его сердце, словно шекспировские Ромео и Джульетта. Страшно признать, что под маской собственных иронии и цинизма скрывается лишь пустота холодного сердца, качающего кровь, как какой-нибудь бездушный конвейер на заводе день за днём производит товары массового потребления.
А у Александры не товар массового потребления, с которым хоть на сцену, хоть в баню. Это поэзия, которая требует полного погружения и проживания каждого взгляда, слова, прикосновения, поцелуя. И только тогда ты понимаешь, что её стихи не о смерти, а о любви, которая сильнее, чем обстоятельства, даже такие, как смерть.

Ничего не имею против того ироничного стиля, который выбрал для себя оппонент Александры, Дмитрий. Есть и у него вполне удачные стихи, в которых количество случайных слов минимально. Но вот того чувства языка, понимания сути предмета, о котором он пытается поведать читателю, столь ярко выраженных у Александры, у Дмитрия пока ещё нет. Зато есть уверенность в себе, которая не позволит ему затеряться среди множества других, ищущих признания начинающих авторов.

Елену Пестереву, без которой этот полуфинал был бы гораздо менее интересным, хотелось бы слушать ещё и ещё.  В отличие от певицы Зыкиной, слишком официозной, хотя и безусловно талантливой. Лучше уж Анна Герман, живое воплощение искренней и чистой любви.

Колокол (10.12.2025 в 19:10)
Лина Маго (09.12.2025 в 21:15)
Тронуло

Ольга Анатольевна Пушкина (09.12.2025 в 18:41)
Такая вкусная закрытость, откровение по касательной!

Алина Махолёт (09.12.2025 в 12:48)
Сергей Лебедев 27 (09.12.2025 в 09:05)
 Голосую за трепетные, царапающие (поэзия и должна царапать, по –моему), полные любви стихи Александры. Есть моменты несогласия по внешнему их оформлению, но это вторично.  Здесь множество смыслов, но не пустота. Подлинное всегда покоряет. Что касается злобных нападок, это как-то даже обыкновенно. Бесенята всегда наружу лезут. Легион… Плохо им без любви жить, стоит посочувствовать, а переживать и размышлять об этом нет. Храни Вас Бог! Оппоненту, прекрасным ведущим большое спасибо!

Ирина Кобзева 5 (08.12.2025 в 18:50)
Хороший выпуск, спасибо авторам за открытую, откровенную лирику.

Альберт Горошко (08.12.2025 в 16:26)
Замечаю, что нынче многие пишущие девушки примеряют на себя мужские имена и перелицовывают себя в "Он", в чем причина дел таких на фоне агрессивного феминизма, мне не понятно. Тем не менее стихи Алекса очень даже слушаются.
 А вот история со сгущенкой у Дмитрия, тут по Фрейду что-то не срослось в плане МБР.  Критики улыбались, но прояснять не стали.

Александр Загрибельный (08.12.2025 в 09:16)
Таша Баранова (08.12.2025 в 09:00)
Ирина Чуднова (08.12.2025 в 02:53)
Омарт Криевс (08.12.2025 в 02:23)
Кира Фесенко (07.12.2025 в 20:36)
Спасибо всем за интересный турнир!
 У меня одним из критериев выбора является количество стихотворений на страничке. У Александры их значительно больше и я вижу, что ей есть что представить зрителям в следующем туре! Кроме того, стихи Александры очень поэтичны! Желаю Александре, чтобы хотя бы некоторые стихи из тех, которые будут у неё в будущем появляться, становились посветлее, чтобы круг тем когда-нибудь расширился, по мере возможности!
  От души желаю счастья и творческих успехов всем участникам!
У Дмитрия тоже многие стихи понравились, особенно шахтёрские!

Наталия Медведева (07.12.2025 в 19:03)
Людмила Саблина (07.12.2025 в 17:58)
Доктор Нэля (07.12.2025 в 17:24)
Я на этой стороне. Здесь есть ростки поэзии. Да, может, это - стихотерапия. Кому-то может показаться длящейся спекуляцией на горе. Бывают в жизни потери, что дышать невозможно, те то что стихи сочинять. Кто-то может преодолеть, а кто-то не в силах.

Елена Леонидовна Федорова (07.12.2025 в 14:43)
Предельно искренне. Предельно трепетно. Лаконично и тем ещё более поразительно красиво.  И аналогов нет. Не вослед кому-то.
 Самость и красота, с капелькой недоговорённости – умному достаточно или догадайтесь, мол, сами; и эта как бы недопромолвленность, а вернее способность ещё многое-многое сказать и всё же говорить, да не словами, лишь добавляет красоты. 
В-общем, божественно.
Однако, главное ещё впереди…
И главный состязатель :) Михаил близко-близко…

Тимофей Леонидович Рагулин (07.12.2025 в 12:57)
За удивительную поэзию Александры

Валерий Никулин (07.12.2025 в 10:05)
       А я не почувствовала   "вселенской тоски" в стихах Александры.
      Да, после прочтения хочется побыть в тишине, помолчать.
  Вся будничная суета уходит,  и ты остаёшься наедине с собой, в  щемящем  вагоне тишины(мне очень понравился  цикл   стихов Александры с этим названием.),ощущая сквозную боль души Автора (а может ,и свою...)
 Друзья, душу надо иногда бередить, дабы ощутить, что она ЖИВАЯ!                А стихи Александры  из первой редакции души ,они - ЖИВЫЕ, несмотря на щемящую тему...
На открытии сезона "Шапировских вечеров" в октябре  Александра впервые читала свои стихи.               
   Я приняла и поняла её сдержанную манеру чтения.    Авторское исполнение всегда даёт новый импульс в восприятии текста. Я слушала  и чувствовала свет Поэзии , идущий в зал  во время её выступления.

Надежда Фомичёва (07.12.2025 в 03:13)
Сначала хочется сказать о общем впечатлении данного выпуска. И критик и ведущая напоминали психоаналитиков, очень осторожных, тактичных с поэтами, как с малыми детьми И это правильно, с профи поэтами и с поэтами из глубин забоев нужно обращаться бережно наивные и неумелые равны с всеми тем , что хранят и развивают" великий и могучий" . А тут еще в данной выпуске, встретились два довольно скромных человека, для которых поэтический слог это способ высказаться, а не самоутвердиться. Но отдаю конечно голос за Александру. Она очень тонкий человек и слог ее поэтичен. Упадническое минорное настроение не портит картины потому, что она не навязывает это, нет нахрапистого трагизма, она даже своего минора стесняется, старается его сгладить, очаровательно, по - женский, радостью, что освоила стиралку, что есть дети и даже кот. А то, что её любимый, судя по всему любит, но и боится этой любви и оба от этого мучаются. С кем не бывает , но Александра отличается тем, что может свои чувства переплавить в певучие строчки хороших трепетных стихов без открытого темперамента, но с той затаенной болью, без чего настоящего поэта не бывает. А в наше время вообще редко встретишь оптимиста в поэзии, а хотелось бы и этого редкостного сплава высокого поэтического слога и здорового оптимизма. Этак " Мороз и солнце.,день чудесный" Ну спасибо на том, что так красиво грустим.

Елена Новичевская (07.12.2025 в 00:59)
Ягодкина Светлана (07.12.2025 в 00:13)
Супер!

Денис Синичкин (06.12.2025 в 23:34)
У Брякина Олы, похоже, опять фантомные боли ))

Яна Краско (06.12.2025 в 15:43)
Валеева Мария (06.12.2025 в 14:57)
Яна Ишмухаметова (06.12.2025 в 09:33)
Стихи Александры показались мне более сильными.

Ирина Юзефович Юрьева (06.12.2025 в 00:56)
 И вновь мы видим двух совершенно разных авторов Александру Сикирину и Дмитрия Филиппенко. Что хочется сказать?
Александра Сикирина довольно своеобразно идет по тропе своего творчества. Её стихи довольно ярко наполнены прозой жизни.Автор сам по себе довольно сдержан.Однако, при всё при этом я обратила внимание на то как Александра довольно мастерски, и причём совсем непринужденно играет словом, т.е. образы настолько интересны подмеченные ею в этой жизни, что мимо пройти - просто совершить преступление. Да, ею больше подмечаются несколько мрачные стороны жизни, но вспомним наших великолепных прозаиков Достоевского, Горького, Гоголя, а в мире ещё много поэтов такой же тематики и у них много поклонников.. Что можно сказать об Дмитрие Филиппенко? Его творчество отличается некоторой легкостью так скажем бытия, взор обращён больше в этих подборках на тему любви.Но, всё же теперь я склонна быть заинтригованной ходом поэтической мысли Александры.

Альфия Габсатарова 2 (05.12.2025 в 20:52)
Svetlyachok (05.12.2025 в 19:42)
Татьяна Шадуя (05.12.2025 в 17:22)
Прекрасно! И Дмитрию пожелания удачи и вдохновения.

Ирина Пахомова Викторова (05.12.2025 в 15:24)
Татьяна Бубнова 8 (05.12.2025 в 14:37)
Максим Кушанов (05.12.2025 в 13:57)
Анатолий Семкин (05.12.2025 в 12:32)
Саня, за тебя. Я бы ещё за Ленок проголосовал, особенно за Пестереву. Казалось, она занимается самолюбованием, но как мягко и глубоко) Почитал её стихи, ничё так🙃

Исхаков Алексей (05.12.2025 в 10:16)
Фарит Валеев (08.12.2025 в 18:26)
Алрэн (05.12.2025 в 02:22)
Винил (05.12.2025 в 01:20)
Владимир Нефёдов 4 (04.12.2025 в 23:00)
Оригинально, завораживающе и, как сказала Албул, стихи задевают за живое.
 Дмитрий тоже понравился, но Александра неповторима.

Алёна Азаренко (04.12.2025 в 22:42)
Насколько же это красиво, и чисто, и удивительно, и трогательно, и оригинально, и… ну не знаю, никаких добрых слов не хватит.

Дмитрий Сергеевич Данилов (04.12.2025 в 21:39)
Был приятно удивлен, что данный, весьма мастеровитый, автор может не только за упокой, но и за здравие.
 Ура!

Кленин (04.12.2025 в 21:08)
Ну как почему не съела сгущёнку?
 Дмитрий, вот Вы шахтер, а пишете про лунопарк и мультики, да и вроде бы ничего, но это даже не сгущёнка. Снег, ждут, посадки, возьму -  это результат чего? Снег застыл, людей нет, жевательная солома из ничего. Дмитрий, Вы как будто нас куда то не пускаете. Какая боль одному Вам понятна? Холод для одного, зима мертва, весна жива, второй брак, что ли? Обжечься легче всего борщевиком, но Вы молодец, не падаете духом кушая свою сгущёнку. Засияют  Кузбасса огни-одни, у природы нет плохой погоды, и снова пинаем мяч в сгущёнку, в развод и прочее разводилово молча под одеялом, а вообще не пьют только алкоголики, это всем известно и да, пить надо уметь или не пить вообще. Дмитрий, романтика шахтёрской деятельности, вообще, существует? Вы и такие как Вы - молодые, красивые, здоровые, гении идёте в шахту зачем? В каком месте и моменте Вы решили, что надо стать шахтёром а не космонавтом, зачем и почему?  Понимаю - всё это очень глубоко в Вас одном, но хочется пусть горькой, но правды, лечимся-калечимся.
А Протопопово мне понравилось.

Александра, целоваться будем, опять же про момент, красиво. Спирт, с моста сигали - класс. Любовь всегда и только для нас.
"как же нынче долго рассветало
высунулась парочка лучей
воздух густ как свежая сметана
я иду ненужный и ничей
нету сил барахтаться бороться
в белоснежном вязком январе
неизбывно тайное сиротство
мёртвых яблок на пустом дворе"
Александра, а это слова Бога, того который в Вас, о Вас же, само собой. Значит есть тайна  -  неизбежно, не избежать чего? Существуют приготовления к исчезновению - это и есть самое ужасное, а исчезновение того кого Вы наблюдаете зависит от Вас же и от того кто собрался исчезать, а как отказать исполнения желания ближнего, да и вообще всех?. Вообщем это регулируемый процесс, а сокрушаться по исчезновениям - не осознавать механизм регулируемого процесса, ну или не хотеть его осознавать, вооот. Надеюсь рассвело.
Про колодец и ведро - да, лучше просто полежать.
Продолжение на обороте печальнее всего.
Ты видишь, человек?  -  шедевр.

в парке - не помню -
под ноги золото -
мы притворялись -
не говори -
словно прыжок во тьму -
на секунду, вроде бы -
смерть растворили бы
секунды за три

Каждый лист падает внутрь...
Пса жалко, а помните лису замёрзшую стоя, в шортсах? И майонезом полон лес, посоли на майонез. Несбывшееся пусть плачет дальше. Не рас шифро выва емая, ёмаё, и снова шедевр - "включу на кухне темноту
домою грязную посуду
и беспрепятственно убуду
во внутреннюю тимбукту"  -  шикарно, прикурим от спички звезду, а?
Ответ: пусть утро без меня споёт кукареку, ок...
даже если б мы говорили - шедевр
Вера Николавна нидворавна, меня презирала как и я её теперь.
Облак хороший, привет всем классным.
Сантехника освоена, пора осваивать электрику.

Юлия Ковале (04.12.2025 в 20:06)
Конечно, Александра.

Ира Изюмина (04.12.2025 в 19:13)
Со временем поэтический дар Александры только крепнет и растёт. Разящая образность, трагизм, которому веришь и сострадаешь, чистота пения на краю высокого обрыва.

Садовник Асечкин (04.12.2025 в 19:11)
Вот что подумалось , может и неожиданно, что заставляю себя всё это слушать, ну чтобы поучаствовать как-то в обсуждение, и именно у обоих.
 Нагромождение каких то иносказаний, смешанных с неудачной рифмой или простой рифмы.
Это как одеть фрак и домашние тапочки одновременно, и выйти в свет.
.
Вот это называется поэзией , хотелось бы спросить?
Да или лес густой или партизаны спрятались хорошо.
.
Это после первого прочтения, ни одного ни другого не дослушал. Мне зачем выискивать там великие строки, перевел на второе прочтение, что там?
.

Вот и вторая пошла-
/если хотите я прыгну в воду и поплыву в её ледяном огне
к островку где плачет не сбывшееся меж нами'/
Не поплывешь девушка, даже со всеми красочными словами, в ледяной воде почти сразу идут на дно.
Это я к чему, всё понятно о чём тут, ну, давайте читать словарь, там тоже все понятно. Но утомляет, если это не твой интерес.
.
отмерю пять кило тоски
отправлю с почтой голубиной
пускай мы страшно далеки /он был СТРАШНО красивый/
я помню о тебе любимый

моя печаль мой светлый князь
моя гроза в начале мая
моя затейливая вязь
нерасшифровываемая
.
И это поэзия? Это даже не стихи, ну, если считать что то, что вижу и пишу как хочу, то да...высокий слог.
.
Во первых не каждый голубь поднимет 5 кило...)
Почему 5 кило, а не три, три мало, а шесть я понимаю уже много.
Дальше даже говорить не хочется, князь, в начале мая, вязь... Простите люди-А я сошла с ума-Как сказала одна дама из мультика.
.
Не буду дальше слушать, смысл в чём, сейчас перейдем плавно в бодрое настроение /я так предполагаю/ мужчины.
.
Поехали, то что до...даже и не хочу комментировать..
Вот с этого.
.

Так пройдёт много лет, и, возможно, сопьюсь –
Только ты не узнаешь об этом…
Ну уж нет! Лучше первый с тобой разведусь
И останусь хорошим поэтом.
.
Где в предыстории стиха было написано, что он-хороший поэт.
Если это самоирония то и это не пролезет. Ни те слова подобраны.
Ну, я понимаю-И останусь я, просто поэтом.
Ну хоть какой-то но смыслик есть.
.
Под одеяло хочется твоё…
Холодный ветер с запахом Байкала.
И дождь иркутский больше не поёт.
«Иди ко мне» – тихонько ты сказала.

Неровный свет укутал тишину.
Ловлю твоё дыхание губами...
Под одеялом я твоим уснул –
И шёпот наших тел плывёт меж нами.
.
Восторг, вот кроме набора слов которые составлены в звуки знакомые, больше ничего.
И миру мир, но он идет один
Да здравствует душа социализма
Сегодня знаю-судьба моя-кумир
Чем занимаюсь? Походу .....мом
.
Пиши чего в голову придет, главное что у людей есть свои ассоциации понимания слов. Они сами и порадуются.
.
Это ...это...слов нет.
.
  Я оказался за двойной сплошной.
Там тишина и ничего снится.
.
Кто-то знает что обозначает термин-двойная сплошная... правда там не снится?
Там и не спиться, там и не жениться....
А само стих-е о чём. С ним пришли на конкурс, то есть выступать/впрочем как и почти все/
Слово...ради...слова и больше здесь не вижу ничего.
.
Спасибо критику Елене, за вопрос-А почему пешком, вот отвечу, а во всех стихах Дмитрия этот вопрос присутствует...а почему? и дальше любое слово.
.
Дальше не стал слушать, стало смешно, когда обе Елены начали искать смысл в том  в чем не надо искать, а просто спросить, немного с удивлением-Вы в полуфинале?
.

Я удивлен? Нисколько , я в печали
Они не с улицы пришли, через отбор
В июле просто им плечи целовали
И оба зацелованы с тех пор

От заунывного и вроде удалого
Нам рассказали-А что такое жизнь
А я подумал-А что такое-СЛОВО?
Ведь слово это наверно мозга мысль

Спасибо не скажу, не ин...те...ре..сно
Надежда вся...Второй полуфинал
Хоть пострадал я правда не телесно
Но выключил я этот сериал
.

И это не смешно-это конкурс
.
Проголосовал ради комментария. Не за поэта.

Александр Шелякин (04.12.2025 в 19:06)
Конечно в финал только Александра и Михаил Свищёв, это очень интересно, это действительно два достойных претендента на победу. И тут даже мне кажется не важно как будут места поделены, эти два автора оба победители. Однозначно!
 Как хорошо что есть Турнир, не обо всех авторах, имею ввиду хороших, имеешь представление. А здесь сразу и узнаёшь и учишься, как у критикив, так и у хороших авторов, тому что не знал или не замечал, имею ввиду в написании стихов. Спасибо большое всем причастным к этому действу.

Людмила Сильдам (04.12.2025 в 16:18)
наконец-то! уже другая подборка по настроению в отличии от двух предыдущих. Очень порадовала.
 
постскриптум. по поводу финала, беру на себя смелость сделать прогноз. победит Свищёв. чуйка такая...

Виктор Сюрдо (07.12.2025 в 12:35)
Ольга Якимова 2 (04.12.2025 в 14:32)
Спасибо, Саша, столько света, трепета, нежности щемящей, благодарности за «то немногое» в Ваших стихах! Как можно в них только тоску и безнадегу видеть?! Давно уже не испытывала стольких эмоций, погружаясь в чье-то творчество. Восхищаюсь чувством языка и вкусом, при этом естественностью и непринужденностью говорения, самоиронией, чувством меры (да-да!) За каждым стихотворением, даже если не знать истории, повод (прожитость) ощущается безоговорочно, что особенно ценно на фоне явственной надуманности стихов прочих участников (при всех их достоинствах). Удачи Вам и вдохновения неиссякаемого!

Елена Таганова (04.12.2025 в 13:39)
Марина Апфельбаум (04.12.2025 в 13:37)
Мне не доводилось носить перчатки на ногах, не представляю, как остужать голову на стальной сковороде, вода дождей в открытое окно дойдет до потолка только в случае всемирного потопа, в общем, добрую половину образов я не понимаю совершенно, но красивая нежная словесная бязь в этой подборке рождает светлое послевкусие на кончике языке. В этот раз веет не холодом могил, а теплом весны с невозможной гжелью, за это и голосую с удовольствием!

Мария Полупанова (04.12.2025 в 13:37)
Светлана Тимашева (04.12.2025 в 13:25)
Невероятно живая, светлая, хрупкая, прозрачная, настоящая Саша и её поэзия!

Ульяна Валерьевна (04.12.2025 в 12:56)
Татьяна Вебер (04.12.2025 в 12:18)
Вот тут не раз прозвучали слова «мрачный», «печаль» и, куда ж от неё денешься, «смерть», но я как бескорыстный и несведущий читатель окунаюсь в Сашины тексты и выныриваю из них с чувством нежным, щемящим и щекотным. Ни траурности, ни обречённости в её поэзии нет, только тихий свет и божественная гармония. «Печаль моя светла, печаль моя полна тобою», - говорит нам автор.
 
В стихах Дмитрия мне не хватает глубины. При этом ощущается какая-то натужная глубокомысленность. Аура доверчивой простоты и налёт любительства иногда приводят к непроизвольному комическому эффекту, к двусмысленной мешанине из Самары и сансары. Например, автор обещает проползти все сплетения и переплёты и взять высоту. Это как?

К первому же стихотворению в подборке (довольно симпатичному) есть претензии – к логике образности (дворы – словно бисер? серьёзно?), к кондовым, простите за выбор эпитета, рифмам (слёзы – берёзы, снега – нега), к пунктуации, наконец (она присутствует, но обескураживает своей рандомностью). К другим стихам – упрёки те же. Мелкотемье, корявый язык, пародийность.

Сознаюсь, отзыв о подборке Дмитрия написан до его прослушивания и до знакомства с мнением критика Елены Пестеревой, исключительно на основе текстов.

Дмитрию - жирный зачёт за принт на футболке :)

Ольга Демиденко Заярская (04.12.2025 в 12:11)
Дмитрий пишет о жизни от души. У Александры – в душе целая жизнь.
 Ну несравнимы. Каждому – своё. Визуально прямо виден контраст: женское – мужское. Нежная скромная девушка, как в идеале положено всем женщинам. И открытый, уверенный, мужчина, как и положено всем мужчинам, страстно переживающий за футбол.
Тонкая материя меня притягивает сильнее. Мне ближе потаённое, чем видимое.

Некрасова Татьяна 2 (04.12.2025 в 12:09)
Чем больше читаю и слушаю стихов разных авторов, тем сильнее убеждаюсь: голос Александры Сикириной - самый чистый и один из самых мощных поэтических голосов нашего времени. Она потрясающе переплавляет чувства и эмоции в поэтические образы, говорящие нам о человеке и человеческом больше, чем способны сказать другие, а иногда и больше, чем мы готовы услышать. За прекрасную поэзию Александры Сикириной!

Александр Анатольевич Андреев (04.12.2025 в 11:59)
Очень хорошая, тонкая, нежная лирика. Спасибо

Андрей Игоревич Тихомиров (04.12.2025 в 11:36)
Определить поэтическое направление творчества Александры было нетрудно —
 тем более, что и все эксперты твёрдо высказались —
перед нами любовная лирика.

Идентифицировать  поэзию, которую несёт людям Дмитрий Филиппенко, тоже легко — тут даже помощь экспертов не требуется)

Я так понимаю, что шахтерские стихи у Дмитрия закончились ещё в первой подборке.
Дальше пошла другая поэзия.
А вот какая?
Единственное, что пришло на ум — никакая.
Я бы её определил, как поэзию бронзового века.
И он наступает. Он уже в полуфинале.
Это было бы смешно…
Дальше вы сами знаете

Владимир Ворожба (06.12.2025 в 20:30)
,

Ирина Губанова (04.12.2025 в 09:46)
Марина Изергиль (04.12.2025 в 09:43)
Евгения Белто (04.12.2025 в 09:41)
Анка Германовна (04.12.2025 в 09:11)
Яна Батищева (04.12.2025 в 09:11)
/ / // / / // / / / // // / / / /
 при-ивет
)))))))
Лажов тута, клава Пута
и шлёт приветы вразнорядку по поорядко

Лёши Лажов (04.12.2025 в 08:31)
Ленна Жук (04.12.2025 в 08:13)
Ива Мятная (04.12.2025 в 06:59)
Заряжающе и выразительно!

Илья Кривоносов (04.12.2025 в 05:46)
Саша (и её псевдоним) - моё личное потрясающее открытие этого сезона. 

Геннадий Казакевич (04.12.2025 в 07:25)
Стихи отличаются от прозы тем, что интонация их прочтения записана в тексте не только знаками препинания, а и созвучиями, ритмическими повторами и паузами. Хочу обратить внимание читателей на разительное несоответствие текстов Александры и тому, как она их читает. Читает она выразительно, стихотворения ощущаются цельными и становятся совершенно понятными. И, да, это действительно хорошая и интересная поэзия.
 Сами же тексты воспринимаются с точностью наоборот - они лишены знаков препинания, лишены выразительности, грамматически бессвязные, не составляют зрительной цельности, воспринимаются как бред, и поэзией не являются. Читатель, глядя на эти тексты, автора попросту не понимает.
Второе. Стихи Александры сугубо личностные. И мотивация к их написанию тоже, как мне представляется, сугубо личная. То есть, она может обходиться и без читателя, замкнувшись на очень близком круге своих воображаемых собеседников. Тематика состояния "интроверт". А вот у Дмитрия стихи пошире и в жизненном и в тематическом плане.

Геннадий Маков (03.12.2025 в 23:59)
Не смотря ни на что... опуская неблизкое, чуждое...
 Здесь, кажется мне, искренности больше, органичней...
Напротив (могу ошибаться) -- больше позы и
некоторая ряженность...

Александр Лазарев 2 (03.12.2025 в 22:39)
Ксения Панфёрова (03.12.2025 в 21:25)
Мой голос отнюдь не против Александры Сикириной, которая достойно выходит в финал. Хочу поддержать Дмитрия, чьё участие в Турнире на протяжении первых трех туров этого сезона было главным (если не единственным!) аргументом в споре с теми, кто заявлял, что Турнир поэтов себя исчерпал. Спасибо его номинатору! Дмитрий очень достойно выглядел в полуфинале. Мои ему наилучшие пожелания!
 Отдельно хочу поблагодарить Яну Ишмухаметову, которая стала бы обладателем приза "зрительских симпатий", если бы такой присуждался, судя по числу отданных  за нее зрительских голосов в четвертьфинале.

Георгий Бойко (10.12.2025 в 20:25) – Экспертный совет
Сегодня я голосую сердцем. Нет-нет, я не прикалываюсь.
 На подборку Дмитрия мое сердце откликнулось, мне было нескучно читать ее до конца, а это само по себе говорит о качестве текстов. Простые, честные, мужские стихи. Я почувствовала приятное заземление, как будто в мире ( особенно в сегодняшнем мире), где все рушится, меняется, преобладает клиповое мышление - мне вдруг стало спокойно и хорошо. Островок вечного и крепкого.  Спасибо, Дмитрий!
Кстати, я совсем не против стихотворений без знаков препинания — это же поток сознания, приглашение к соавторству. И стихи Александры мне понятны и близки. Пусть победит поэзия, в любом случае оба автора состоявшиеся поэты.

Анна Арканина (08.12.2025 в 18:32) – Экспертный совет
 Я всегда за простое, живое, настоящее и осязаемое.
А сколько по этому живому и настоящему дивных штрихов разбросано! И про яркую кожу берез, и «снег застыл на полускрипе», и «краеУгольная тишина». Хорошо же!
 
Особенно тронули «Сгущенка» и про футбол. Надо, кстати, иметь немалую смелость, чтобы вынести на Турнир такое стихотворение: тут же все на серьезных щах, и вдруг – нате вам, футбол!
 
Подборка очень понравилась, и именно из-за этого некоторые неточности («припадки желчи», например) я восприняла с особой досадой.
 
Но главное – во всей подборке чувствуется сила, характер, любовь к жизни. Неточности при желании и убрать можно, а вот мощь и полнокровие в гладкие стихи не внести, если их нет.
 
Вишенка на торте: Дмитрий знает о существовании знаков препинания и, уважая себя, свои стихи и своего читателя, применяет это тайное знание на практике.

Ольга Суханова (08.12.2025 в 09:59) – Экспертный совет
Уныние - сомнительная доблесть в поэзии.
 В этом поединке мне ближе бодрые строки Дмитрия Филиппенко, его стремление "взять высоту", победить.
Поэт затаился в тёмной тире, а потом - как выпыгнет!

Дмитрий Мурзин (06.12.2025 в 06:38) – Экспертный совет
Стихи Александры прекрасны, и, думаю, что Александра достойно пройдёт в финал. Но поддержу Дмитрия - в последнее время невероятно близка тематика родственных отношений и деревенская.

Ольга Гуляева (05.12.2025 в 14:45) – Экспертный совет
Разумеется, Диму я не оставлю без своего голоса. Он отлично выступил, оставался собой в стихах и общении, без оглядки.
 У Александры чудесные стихи. Удачи и везения ей в непростом финале.

Полина Орынянская (04.12.2025 в 22:48) – Экспертный совет
Таша Стриж (10.12.2025 в 19:17)
За оптимизм .

Ирина Талых (10.12.2025 в 19:05)
Голосую за мужские стихи и позитив.

Васина Валентина (10.12.2025 в 15:54)
Алевин (10.12.2025 в 14:39)
Светлана Кутьева (10.12.2025 в 12:42)
Аршанский Василий (10.12.2025 в 12:41)
Чёрных клавиш залипанье,
 комментарий  - томный блиц.
"Парки бабье лепетанье ,
ржанье диких кобылиц...

____В.К.-У._________

P.S
Жили - были на турнире два живых автора:
Дмитрий Филиппенко и Яна Ишмухаметова.
Двоих живьём и съели...

Владимир Кутузов-Урганчи (09.12.2025 в 20:05)
За жизнь! Оба автора интересны, мир Дмитрия мне ближе.

Мариянна Фляш (09.12.2025 в 16:27)
Против унылости. За сгущенку.

Игорь Турунтай (09.12.2025 в 14:43)
В Турнире этого года я не голосовала и почти не смотрела - скучно и неинтересно, ни одну из передач не смогла заставить себя досмотреть до конца. А главное, что итоги конкурса можно было "развидеть" (как выразился один из экспертов) сразу после окончания первого тура, когда выяснился состав участников Турнира. Но в этот раз всё же решила проголосовать, почитав экспертные отзывы в левой колонке.
 
Кому-то там смешно, а мне смешно вдвойне читать все эти неискренние отзывы. Например, экспертша пишет о стихах Александры Сикириной:

"Чистый голос вечной любви, любви сквозь время и пространство против реализма в чистом его виде".

Смешно. Ведь экспертша читала подборку Александры (надеюсь) и прекрасно знает, что Александра - мать четверых (!) детей, о чём она откровенно сообщает в одном из стихотворений подборки. И дети эти - не от её "вечной любви" к школьному учителю, естественно, а от мужа. Обычно дети, да ещё в таком количестве, вряд ли могли родиться без любви (ну не насильник же муж в самом деле?). Разве экспертша это не знает? У настоящего поэта стихи - это его жизнь, а не чистые придумки, ответы на запросы конъюнктуры. Дмитрий к этому ближе, но его участь в этом Турнире заранее решена. Ну хоть засветился он немного в около поэтических кругах, и то хлеб.

Елена Чалиева (09.12.2025 в 12:17)
Удивительно наблюдать, как ломают копья в сражении за поэзию, уничтожая стихи. Ладно бы речь шла о какой-то "высокой" поэзии. Или "низкой",  можно это понять. Но: поэзия - вид искусства, а стихотворение - его часть, не целостность, а только ракурс интереса и умения. Ритм, рифма, метр - составные части стихотворения. Поэзия же использует выразительное слово для создания эмоционального отклика, метафорического смысла (изящества, красоты). Лицом к лицу лица не увидать. Отойти - и вот она, поэзия. Можно рассматривать ухо слона, описать ухо, но чтобы представить слона, нужно увидет слона целиком. Отдельные части слона - стихи. Весь слон - поэзия. Неправомерно уничижать стихи, противопоставляя их поэзии, ибо без стихов нет поэзии.  И стихи Дмитрия тоже поэзия, как бы ни хотелось кому-то  их приопустить.
 Писать просто - сложнее. Важен и момент: что несут стихи обществу, витальность или мортальность. И витальность, и мортальность занимают своё место. Виталы созидают, морталы разрушают, готовя место для созидания. Оба важны, но важна и дозировка, иначе возможно отравление организма неподходящими стихами. Мортальность страшнее, при избытке заполоняется вампирически. Но не значит, что такие стихи недопустимы.
Мне нравится поэзия мортальной насыщенности (запретный плод сладок!), но голосовать за неё не стану, так как она разрушительна, а я не столь сильна. Предпочтение отдаю созиданию, радости, открытости.
Интересной показалась мне находка проигрывания человека рассеянного. Не-эт, это не ошибка! Это удача поэта. И уж никак не банальность, незнание классики и т.п. Это соскальзывание большого поэта, возможно в скором времени гения, с сознательного мышления на подсознательное. Обузданный поток сознания открывает несметные клады мышления, но может быть опасен, так как становится неконтролируемым. И его всё -таки желательно контролировать, пока возможно. А рассеянные избегают суеты, неважного, несущественного, пустяков, отдавая предпочтение значимому, важному.

Влада Эмет (09.12.2025 в 09:31)
Турнир понравился. У Дмитрия гораздо больше оптимизма, что соответствует моему отношению к жизни...
 Авторы одинаково интересны! Но моё предпочтение - Дмитрию

Слава Крымский (09.12.2025 в 01:35)
Голосую за Дмитрия Филиппенко. Без комментариев.

Надя Ульбль (08.12.2025 в 19:57)
 Коротко и ясно , плюс мужская солидарность .

  А  , если серьёзно , стихи ,которые хочется слушать ...

Сенеж (08.12.2025 в 18:51)
Понравился турнир!Лирика Дмитрия мне ближе по духу.Стихи читаются легко и воспринимаются!

Валентина Камынова (08.12.2025 в 15:46)
Я голосую за Димитрия, он крутой!

Колобаева Крис (08.12.2025 в 15:17)
Отдаю голос за Поэта, а поэзия у каждого своя.

Алик Дашков (08.12.2025 в 08:38)
Михаил Лунёв (08.12.2025 в 02:18)
Вот такие сентенции
 
Цитата:
«Кстати, и сейчас вижу, и в предыдущих турах видел претензии к отсутствию препинаков в стихах Александры. Но это как раз нормально, многие так пишут.
И в данном случае препинаки все на месте, просто они виртуальны. При неторопливом, вдумчивом прочтении их незримое положение в тексте устанавливается однозначно!»

Владислав Сергеев (05.12.2025 в 22:35) – Экспертный совет

========== *** ==========

Спасибо за «перловку», ею полон рот!..
Всё, прожевал... К чему весь этот огород?

Возьмите с полки виртуальный «пирожок».
Уверен — вкус... по вкусу будет вам, дружок! *

* Ничего личного, вежливое обращение... для рифмы.

Чутьём пиитским Шут не обладает:
Вот как написано, так и читает!

Кто я такой, чтоб мне судить пиитов?
Обычный Гражданин Земли Родной,
Где Пушкина звучит язык живой,
А не жаргончик грубый сибаритов!
Не вижу смысла — лить елей и лесть:
Сказал, как на духу́ вам, всё как есть.
И и́менно поэтому Шут здесь.

========== *** ==========

Сентенцию прочёл тут от кумира...
Попытка приумножить роль турнира?

«P.S. А любителям дурацких анекдотов советую перечитать древнюю басню про лису и виноград».

© Александр Спарбер (05.12.2025 в 12:44) – Экспертный совет

Спасибо! Замечательный совет! *
Позвольте предложить совет в ответ:
Хоть Шут и не пиит, как вы, но и не глух —
Перечитать бы вам... «Кукушка и петух».

* В силу его заметности — не смог пройти мимо. ;)

Удачи Вам, Дмитрий! За Народную поэзию, без наворотов и вывертов!

С уважением к членам... совета.

Шут и Ко, а также

Владимир Волков 59 (07.12.2025 в 16:59)
Виктор Трандов (07.12.2025 в 16:56)
Душно мне в стихах Александры, как в застрявшей кабине лифта. Поэтому отмечаюсь в этой колонке, справа.

Надежда Либкова (07.12.2025 в 16:41)
Покорили, Дмитрий, великолепная подборка! Плюс сибирская солидарность!
 Поэт года Сибири! Звучит приятно!
Наверное, и надо много много наград и радости поэтам, новогодним ёлкам слов и чувств...

Ольга Воталинская (07.12.2025 в 16:29)
Несмотря на маленькие недостатки в первом стихотворении, снова мой голос за Дмитрия. Его подборку прочитала от начала до конца в отличии от подборки соперницы. У Дмитрия она интереснее, динамичнее. Хотя и высокопарно звучат такие слова, но в ней есть дыхание жизни. А смерти и так сейчас много, поэтому однозначно… я за жизнь и за надежду на неё!

Хорошилова Анна (07.12.2025 в 12:47)
Я голосую за Филиппенко потому, что вижу в стихах его конкурентки неприемлемую для себя позицию гиперинтровертности. Женская поэзия всегда тяготела к духовному самопогружению, но Сикирина - хотя она и предпочитает по отношению к себе глаголы мужского рода, - демонстрирует почти абсолютное безразличие к внешнему миру, вплоть до самоизоляции от него. Интерес к самой себе, взятой в скобки исключительно любовного характера, делает её стихи. вежливо говоря, монотонными. Также у меня есть претензии к "недописанности" стихов Сикириной, к её пренебрежению нормами простейшего синтаксиса, к самоповторам, но всё это уже вторично по сравнение с главным, на мой взгляд, недостатком.

Марк Шехтман (08.12.2025 в 11:16)
Очень простой критерий на этот раз: стихи Дмитрия было читать  интереснее

Лена Скачко (07.12.2025 в 09:27)
Сергей Джураев (07.12.2025 в 01:20)
Всё просто. Затронул душу.

Анна Ржавина (06.12.2025 в 22:35)
Живые стихи, приняла душой и сердцем. Удачи!!!

Наталья Цветкова 3 (06.12.2025 в 19:28)
Любонега (06.12.2025 в 18:10)
Все еще нахожусь под впечатлением последнего четвертьфинала, который оказался на голову сильнее нынешнего полуфинала.
 Но соревнуются не уровни турнира, а участники одного уровня. Отдал предпочтение шахтеру, он менее пренебрежительно относится к знакам препинания, нежели его соперница.

Виталий Таланов (06.12.2025 в 18:08)
Панк-лириксы и пролеткульт а ля ванька-встанька. Выбираю второе.
 Почему ты не съела сгущёнку?  Карамба, в этом есть нечто!

Терджиман Кырымлы Третий (06.12.2025 в 17:59)
В поэзии все уже сказано до нас.
 Дело только в том, кто - мы сами.

Георгий Юрин (06.12.2025 в 15:00)
Пётр Живоглядов (06.12.2025 в 13:55)
Ярина Реми (06.12.2025 в 13:46)
Фаддей Булгарин (06.12.2025 в 10:25)
Надежда Дрессен (06.12.2025 в 10:01)
Наталья Мурзина (06.12.2025 в 06:43)
Более убедительно.
 Понравился как ясно излагающий свою мысль.
В общем настоящий творческий человек.

Серж Ив 74 (05.12.2025 в 21:44)
Больше всех мне здесь нравится Лена Албул, но за неё голосовать нельзя. Проголосую за мужика-шахтера, Дмитрия Филиппенко

Три Клоуна (05.12.2025 в 21:16)
    Чтобы восхищаться текстами Колфилд, надо быть Галиной Ивановной. Чтобы понять и объяснить - Еленой Пестеревой. А куда деваться Митрофанушке Простакову? Про сложное ведь можно простыми словами, но не всем дано.

Олег Валерианович Сергеев (05.12.2025 в 20:38)
комментарий удален модератором

Сергей Винтер (05.12.2025 в 18:32)
За Дмитрия.
 В стихах Дмитрия - биение, правда, радость, реальность жизни.
У Сикириной - фальшь слащавой, искусственной скорби, умилительной для многих читателей и почитателей её фальши.
*
*
... уж ... надцать лет, как нет в живых Тeacher ...
а она - видит его мужем,
а она - слёзы льёт - лужи,
а она - пальчиком в него тычет,
а она - не видит, что свет заужен,
а она - верит - курица птица,
а она - никак не может напиться
вдоволь эйфорией глумления,
имитируя кому тления...  (((
*
*
*
*
Teacher исчез и воду горячую отключили,
полчище тараканов лежит у моей двери.
Дохлые твари во лжи себя изобличили, -
вот и подохли с дихлофосом внутри.

Teacher исчез и пошло, - напасть за напастью
дизентерия от страха - бурлит и течёт...
Ногу подвернула, экзема дошла до запястья.
Teacher бездельник - воздух вокруг толчёт.

Teacher, - будь! Ну будь же хоть ты милосерден!
Я задыхаюсь в разлуке... О, как я тебя хочу !!!
Дура я, дура! - Думала ты бессмертен
Но даже над мёртвым телом я сейчас хохочу !

Нет её! Нет! И не будет, я это знаю - смерти!
Teacher воскреснет и будет, как раньше, - детишек учить.
Я - верю себе и вы, и вы - мне поверьте.
Я вижу, - вас-то я убедила...
Вас убедила, а Teacher - пока молчит.
*
*
*
*
Скажите правду девице лукавой. -
Улыбкой милой, слегка печальной,
она Вам заново предложит какао
в пропорции - первоначальной.

Ухмылкой гнилостной - сине-зелёной,
сравнимой с гневом и трупным ядом,
и будет Янусом - хамелеоном, -
всё той же Смертью. Из бездны взглядом.

Николай Сыромятников (07.12.2025 в 17:10)
ПРОТИВ ВСЕХ,  но на безрыбье и рак — рыба.
 Однажды, когда в комнате лил дождь, но ещё не дошёл до потолка, одна рассеянная женщина среднего возраста вдруг совершенно случайно, не нарочно, треснулась лбом об полку светлого князя, с которым она ещё не целовалась, но хотела бы прыгнуть с парашютной вышки, и он подошёл и погладил её по волосам, но не растегнул пуговку на её груди... И пошли - пошли стихи, поехали отмерять с закрытыми глазами ненаписанные ему  ответы, сутками напролёт, пока не треснул лёд, она не пила и не ела, а только писала и писала, но всё равно не сказала всего, что хотела. И т.д. и т.п.
Мы тоже лбом треснулись или одни эксперты, а мы всё - таки удержались?

Борякин Ола (05.12.2025 в 10:20)
Голосую за мужскую поэзию. За стихи о шахте. За стихи о футболе.
 В подборке Дмитрия есть и грустные стихи, но он — оптимист.
Верно сказала Елена Албул: «Часто полуфиналы интереснее финалов».
В спорте это часто бывает, потому что на финал у команды уже нет сил — она их оставила в полуфинале.
Чтобы у всех хватило сил на Финал ТП!
Просьба к Дмитрию Филиппенко: поставить стихи из подборки отдельно на страницу.
Вынуть их из подборки, пусть у каждого стихотворения будет свое отдельное место для рецензий.
А подборка останется подборкой.
Всем удачи!

Елена Ительсон (05.12.2025 в 08:37)
Хорошая..., мужская...,честная..., хочется слушать.

Наталья Корж 3 (05.12.2025 в 07:33)
Здесь два автора, за которых я голосовала и которых люблю. Голосую за Дмитрия, поскольку его стихи хороши, а сейчас он в меньшинстве.  Успехов обоим.

Антонина Белоусова (06.12.2025 в 02:05)
Голосую за Дмитрия, потому что в его стихах, как сказала Е. Албул, "правда жизни".
 Тексты Саши - монолог потерянной души, барахтающейся в мраке, в искусственно деланном трагизме. Она и подобные ей видят в этом оригинальность, но она напускная, не скажу детская, всё-таки поседевшая поэтесса, не нашедшая себя в себе, почему и стишата такие...
Саша, чтобы выйти из мрака, вспомни, что ты женщина, оглянись вокруг: есть чему и кому посочувствовать, пробуди в себе гражданское чувство, напиши что-нибудь о русском языке, о Родине малой или большой, глядишь, другая появится Сикиркина в очередном турнире стихотворцев, для которых поэзия - хобби... 

Клим Хворостянский (04.12.2025 в 23:03)
Браво, Андрей Стальнов, хотела бы сказать лучше, но не сказать. Уж больно хорошо и к месту сказано Вами.
 Я не заходила сюда больше года и, как видно, правильно делала.
Функционерами и проводницами и проводниками всё предопределено с самого начала голосования. А потому нет никакого смысла в голосовании, ничего не изменилось и ничего не изменится пока правила голосования будут таковыми.

Любовь Ульянова (04.12.2025 в 22:01)
              МАГАДАН
 
Я не буду летом в Магадане.
Не взгляну на море возле сопок.
Не спою с гитарой другу Ване
За икрою и десятком стопок.

Мой крутой маршрут теперь прямее.
Я люблю руками щупать звёзды.
Пусть простят эвены и евреи -
О спасеньи, верно, думать поздно.

Не осудят. Что ж. Счастливей станут.
Мыслей много ходит о свободах.
Чёрной ночью из тупого жбана
Мозг сочится паром к небосводу.

Белой ночью я не выйду к морю.
И не крикну грозному прибою.
Суждено ли встретиться нам вскоре?
Не кручинься, друг мой. Бог с тобою.

Гул турбин на лётном поле. Сокол,
Открывай небесные глубины!
Я ещё живу за чьим-то проком.
И пока я никуда не сгину.

Сокол - аэропорт в Магадане

Александр Сретенский (04.12.2025 в 21:01)
Наденька Сокольчик (04.12.2025 в 19:20)
Владимир Черкашов (04.12.2025 в 15:41)
комментарий удален модератором

Андрей Стальнов (04.12.2025 в 15:15)
Дмитрия многие называют простецким, но чтобы достичь такой внешней простоты, нужен немалый талант. А у Дмитрия он есть!

Павел Концевой (04.12.2025 в 15:36)
Нет слишком большого углубления.Воспринимается легко.смысл доходчив.

Юрий Подопригора (04.12.2025 в 14:34)
Простое, местами простецкое, как "во поле берёза стояла". В подборке  берёз даже несколько.  Как и молодцов в смысле "Я-мололец". Без комплексов, в общем.
   Но песнь болельщика  про бразильцев зацепила! Полное погружение. Согласен с  Ниной Ягодинцевой ( я тоже люблю посвящения писать). Молодец, Нина, за второго молодца!
     Даже удивительно, что Маша Полупанова, которая "вышла замуж за народ" выпусков 5 назад, голосует на той стороне. Хоть и признаётся, что "половину образов не поняла"
 
Зато не удивительно, что Маша не знает народного поэта Маршака. Который "Рассеянный с улицы Бассеенной")))
"Вместо валенок перчатки натянул себе на пятки, вместо шапки на ходу он надел сковороду" .
Маша даже этого не вспомнила, а туда же, за высокую поэзию голосовать!
Маша, одумайся, народная моя))) Иди сюда! Слёзы-берёзы, летела-съела, нега-снега— тут всё понятно, как ты любишь

Валерий Смирнов (04.12.2025 в 15:48)
Очень тяжёлый выбор, потому что искренне хотелось видеть в финале обоих авторов, но будь что будет.
 Я буду заступаться за образ бисера из стихотворения "Дорогая, у нас выпал снег". В Сибири безобразно скачет температура, и на фоне этих скачков свежий снег, тающий к утру, превращается в настоящие огромные бисерины. Даже жаль, что фотографию не приложить.
Да просто классные стихи.

Крутихина Екатерина Николаевна (04.12.2025 в 12:27)
Александра поэтична, но тема не моя. Дмитрий более близок жизнью живой, с юмором, переживаниями и борьбой за светлую полосу жизни. Нет зацикленности и замусоленности  образа. А за Иркутск и семь тысяч поясов! особый поклон!

Валентина Беркут (04.12.2025 в 10:23)
Дмитрий Филиппенко - самый искренний и настоящий!

Алина Евлюхина (04.12.2025 в 08:44)
Бурко Алексей (04.12.2025 в 08:24)
Ю.Цыганков (04.12.2025 в 08:22)
Натура (06.12.2025 в 07:36)
Однозначно. Таланты надо поддерживать. Желаю только победы!

Александр Савостьянов (03.12.2025 в 23:52)
Дмитрий Шунин (03.12.2025 в 23:22)
Елена Морозова 24 (03.12.2025 в 22:31)
Весёлый и пишет на русском языке, как надо.

Елена Джунковская (03.12.2025 в 22:27)
ну вот не нравятся мне стихи напечатанные без пунктуации и все слова со строчных букв без красной строки никак не могу с собой сладить а рабоче крестьянские стихи из Кузбасса очень понравились сейчас в поэзии так мало прославляют труд простых людей и хорошо когда в финале встретятся два крепких мужика

Савельев (03.12.2025 в 22:06)

Подпишитесь в группе «Турнир поэтов» на VK, чтобы получать свежие анонсы программ: vk.com/turnirpoetov

Турнирная таблица       Все выпуски программы       Сайт программы «Турнир поэтов»       Принять участие