Далёкая Звезда - написанные рецензии

Рецензия на «Когда-нибудь в других мирах» (Борис Химич)

Каждая строка это стихотворения как глоток воздуха. Очень часто в повседневной жизни я вспоминаю фразу из другого стихотворения автора "Завещание бабушки внукам" (http://www.stihi.ru/2016/05/17/2742), в котором есть похожая фраза: "И каждый день судьба вначале, в начале вечного пути".

Эти строки каждый день помогают в тысячный раз воспрянуть духом и бороться снова. Бороться со злом в себе.

Почитав творения Игнатия Брянчанинова на тему Судеб Божиих, здесь привожу некоторые выдержки - то, что показалось особенно интересным.

"...Господь Бог наш: по всей земли судьбы Его (Пс.104:7) — проповедует царственный пророк. Судьбы Господни истинны, оправданы вкупе (Пс.18:10). В них нет ничего несправедливого! В них нет ничего неразумного! Оправдываются они последствиями своими, своими духовными плодами; оправдываются они совершенством всесовершенного Источника своего...

Видение судеб Божиих — видение духовное(Святой Исаак Сирский. Слово 56)...

Правильное и точное исполнение воли Божией невозможно без познавания судеб Божиих. Что — заповеди Божии? Это — воля Божия, объявленная Богом человекам для руководства в действиях, зависящих от ПРОИЗВОЛЕНИЯ их. Что — судьбы Божии? Это — действия или попущения воли Божией, на которые произвол человека НЕ ИМЕЕТ никакого влияния. Очевидно, что для всецелого исполнения воли Божией человеком необходимо человеку встать в правильное отношение и к заповедям Божиим и к судьбам Божиим...

Судьбы Божии — все, совершающееся во вселенной. Все совершающееся совершается вследствие суда и определения Божиих. Тайно от Бога и в независимости от Него не совершается и не может совершиться ничто. Одно совершается по воле Божией; другое совершается по попущению Божию; все совершающееся совершается по суду и определению Божиим. По этой причине судьбы Божии часто называются в Писании судом Божиим. Суд Божий всегда праведен: праведен еси, Господи, говорит пророк, и прави суды Твои (Пс.118:137)...

«Зло не имеет сущности, — сказали отцы, — оно является от нашего нерадения о добродетели и исчезает от нашего усердия к добродетели» (Прп. аввы Дорофея, поучение 9). Зло, будучи недостатком добра, может относиться только к ограниченным разумным тварям, в которых добро ограничено... Бог — бесконечен, и добро Его — бесконечно.

Разительный образец такого действия представляет собою великое событие: страдание и смерть Богочеловека. С одной стороны, этим страданиям и этой смерти благоволил подчиниться вочеловечившийся Бог по всесвятой воле Своей: с другой стороны, первосвященники иудейские, водимые также своим собственным произволением, подвергли вочеловечившегося Бога унизительнейшему бесчестию, истязаниям лютым и смерти позорной. В злодеянии человеков участвовали демоны, как начальники злодеяния (Ин.13:2,27). Здесь действие Божие было соединено, по наружности, в одно действие с действием человеческим и демонским; но, в сущности, отличалось действие от действия всесовершенным различием. Вы Святаго и Праведнаго отвергостеся, сказал иудеям апостол Петр; вы Начальника жизни убисте; Бог же, яже предвозвести усты всех пророк Своих пострадати Христу, исполни тако (Деян.3:14,15,18)...

Судьбы и действия Божии идут путем своим; действия человеческие и демонские идут также путем своим. Преступления и злодеяния не престают быть преступлениями и злодеяниями в отношении к деятелям своим, хотя бы совершающие зло с намерением злым вместе были лишь орудиями воли Божией. Последнее есть следствие неограниченной премудрости Божией, неограниченного могущества Божия, по причине которых твари, действуя по свободному произволению своему, вместе пребывают неисходно во власти Творца, не понимая того, исполняют волю Творца, не ведая того.

Судьбы Божии присутствуют и действуют в среде событий, совершаемых человеками и демонами, как тончайший дух среди вещества, не завися от вещества, не стесняясь веществом, действуя на вещество и не подвергаясь действию вещества. Судьбы Божии — всемогущее действие во вселенной всесовершенного Бога, единого, в точном смысле, Духа, наполняющего вселенную и все, что за пределами вселенной, необъемлемого вселенною. Не объемлет Бога мир вещественный, подверженный нашим чувствам; не объемлет Бога и мир духов, не подверженный нашим чувствам...

Бог не подлежит времени [18]: время не существует для Бога. Словом время выражается понятие, составившееся в разумных тварях от впечатления, произведенного в них переменами явлений в природе. Так определяется время наукою. И бысть вечер, и бысть утро, день един (Быт.1:5). Так представляется Писанием происхождение понятия о времени, вполне согласно с выводом положительной науки. Очевидно, что впечатления извне не могут действовать на Бога, иначе Он не был бы совершен и подвергался приложениям и умалениям, что несвойственно бесконечному. Вообще нет времени для Бога: нет для него и будущего времени. Имеющее совершиться предстоит уже совершившимся лицу Божию, и загробная участь каждого человека, долженствующая истечь, как естественное следствие, из земной, произвольной деятельности его, известна уже Богу, уже решена Богом. Несоделанное мое видесте очи Твои (Пс.138:16), всесовершенный Бог! Исповедал это вдохновенный пророк: исповедать это должен, по логичной необходимости, каждый человек.

«Я предопределен! Противиться предопределению, изменить или разрушить предопределение Божие не имею никакой возможности. Зачем же принуждать себя к неумолимо-строгой христианской добродетели? Зачем подвергать себя бесчисленным лишениям и жить, постоянно отрекаясь от жизни? Поживу как хочется и нравится! Поспешу к тому, к чему приманивает меня мечта моя, рисуя пред взорами моими очаровательные картины! Потешусь досыта всеми наслаждениями, хотя бы и греховными! С роскошью рассыпаны они по вселенной, и нестерпимое любопытство влечет вкусить и узнать их опытно! Если предопределено мне спастись, то, несмотря не всю порочность мою, Бог спасет меня. Если ж суждено мне погибнуть, то погибну, несмотря на все усилия мои стяжать спасение». Провозглашается такое суждение неведением таинств христианства! Провозглашается оно лжеименным разумом и плотским мудрованием. Произносится в нем страшное, непонимаемое ими богохульство! Несчастное, вполне ошибочное умствование признается и принимается многими за неопровержимую истину: на нем зиждется жительство своевольное, жительство беззаконное и развратное. На земном порочном жительстве зиждется жительство вечно-горестное, жительство вечно-бедственное, в стране загробной.

Ложное, душепагубное умствование о предопределении и судьбе возникло из смешения действий, свойственных единому Богу, с действиями человеческими. Одна погрешность влечет непременно к другой погрешности; влечет она ко многим погрешностям, если сделана в мысли начальной, исходной. Человек, смешав свое действие с действием Божиим, уже как бы естественно подчинил оба действия одному закону, одному суду, суду своего разума. Отсюда открылось для него необозримое поприще заблуждений. Поставив себя судиею действий Божиих, он по необходимости приписал Богу то же отношение к добру и злу, какое имеет к ним человек. Свойства Божии признал он тождественными с свойствами человеческими; мышление Божие подчинил он законам мышления человеческого: он постановил и некоторое различие, но различие не бесконечное, а какое-то свое, неопределенное, чуждое правильности и смысла...

От безначального начала Своего Бог довольствовался и довольствуется Своим единым Словом. Слово Бога есть вместе и мысль Его: Слово искони бе к Богу, и Бог бе Слово (Ин.1:1,2). Таково свойство беспредельного Ума. По беспредельному совершенству Своему Бог имеет одну и единственную Мысль, несмотря на то, что Мысль эта выражается в области разумных тварей бесчисленным множеством мыслей. Отделим от себя на бесконечное расстояние и существо Бога, и свойства Его, и действия Его: тогда суждение наше о судьбах и предопределении получит должную основательность. Предопределение участи человека вполне приличествует Богу по неограниченному совершенству ума Божия, по независимости Бога от времени. Предопределение, показывая человеку величие Божие и пребывая тайною, известною единому Богу, нисколько не стесняет свободной деятельности человеческой на всем поприще земной жизни, не имеет никакого влияния на эту деятельность, никакого соотношения к ней. Не имея никакого влияния на деятельность человека, предопределение Божие не имеет и не может иметь никакого влияния на последствия этой деятельности, на спасение и погибель человека. В руководители поведению нашему даны, с одной стороны, разум и свободное произволение, с другой — откровенное учение Божие. Откровенное учение Божие возвещает с удовлетворительнейшею подробностью волю Божию в средство спасения, возвещает благоволение Божие, чтоб спаслись все человеки, возвещает муку вечную за попрание воли Божией. Отсюда ясное следствие: спасение и погибель человека зависят единственно от произвола его, а не от неизвестного ему определения Божия.

Отчего один родится в богатстве и знатности, другой в нищете, в среде людей презираемых и угнетаемых, обреченных на всежизненный телесный труд в поте лица, лишенных средства к развитию умственному? Отчего иной умирает дряхлым старцем, иной в цвете юношеского или мужеского возраста, иной дитятею и даже краткодневным младенцем? Эти и этим подобные вопросы заняли однажды великого пустынножителя египетского Антония, и тщетно искал разрешения им пустынножитель в собственном разуме, осененном Божественною благодатию, способном углубляться в рассматривание тайн Божиих. Когда святый старец утомился размышлением бесплодным, последовал к нему с неба глас: «Антоний! Это — судьбы Божии. Исследование их душевредно. Себе внимай» (Патерик Скитский)".

Себе внимать, себя менять соответсвенно заповедям - вот единственно правильный и спасительный путь. Спасибо автору стихов!

Далёкая Звезда   24.12.2018 02:51     Заявить о нарушении
Рецензия на «А душа-то вечная» (Борис Химич)

Всё так и есть. Обманут нас все наши ценности земные. Недолог путь, недолог час. Слава Богу, есть промысл о каждом человеке. Господь подсказывает нам Путь к вечной жизни, при этом оставляя свободу выбора.

"Скорбями и болезнями, как бы устами святых пророк, Господь нам говорит – напоминает: опомнись человек! – не засмотрись, не увлекайся, как малое дитя игрушками, скоро гибнущими прелестями мира сего. Ты на земле путник мгновенный, жизнь твоя – краткий сон. Там, за порогом твоей могилы, ждет тебя вечность. Ты венец творения на земле. Ты отблеск Божества, душа твоя бессмертна – вечна, как вечен ее Творец. Живи разумно, человечно. Постарайся приготовить себе место там... – достойное твоего звания. Твое назначение Небо – Рай. Твое сообщество там – ангелы и все святые!"
Прп. Рафаил (Шевченко), исповедник

Далёкая Звезда   26.11.2018 09:57     Заявить о нарушении
Помоги нам, Господи, научиться делать все во славу Божию.

Татьяна Онучина   26.11.2018 11:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Старость» (Борис Химич)

Святитель Иннокентий Херсонский говорит нам, что страсти юнеют, то есть набираются сил с возрастом человека. Гордость, самолюбие, тщеславие, уныние, печаль, сребролюбие - все они усугубляются.

И продолжает: "Потому так важно с юности вести сражение с грехами, заботиться об очищении сердца, чтобы наше бедное человеческое естество было всецело защищено Божией благодатью. Тогда и немощи старческие будут умягчены, действием Духа Святого сдержаны. Ибо самая великая милость для пожилого человека - это ясный ум, трезвость суждения, работа мысли, устремленная к Богу".

Что ещё здесь можно добавить?! Даруй нам свою милость, Господи, когда мы станем старыми и немощными.

Далёкая Звезда   23.11.2018 23:36     Заявить о нарушении
Рецензия на «Всё побеждает простота» (Борис Химич)

Хочется поделиться рассказом, который можно прочитать у преподобного Паисия Святогорца, об очень простом монахе, который удостоился есть вместе со Христом.

До того как стать монахом, он был пастухом, и единственное, что его интересовало, — как спастись. Как-то через те края проходил пустынник, который ему сказал: «Если хочешь спастись, иди прямым путём». Тот понял его слова буквально. Пошёл по дороге и три дня шёл всё время прямо, пока не пришёл к воротам монастыря.

Игумен монастыря, видя рвение пастуха ко спасению, сразу постриг его в монахи и поставил прислуживать в церкви. Однажды, когда он убирался в храме, мимо шёл игумен и дал ему некоторые наставления относительно работы. Монах, выслушав наставления, спросил настоятеля, указывая на изображение распятого Господа «Отче, кто это там наверху? Я столько дней здесь, а он ни разу не спустился вниз, чтобы поесть или выпить воды». Игумен удивился его простоте и сказал: «Это я его наказал за то, что он плохо делал свою работу».

Монах выслушал его, не сказав ни слова. Вечером он взял из трапезной свою порцию еды и заперся в храме. Подошёл к распятию и с состраданием сказал: «Спускайся, брат, поедим вместе». Тогда Христос сошёл вниз и ел вместе с простым монахом. Господь пообещал, что возьмёт его в дом Своего Отца, где он будет вечно радоваться.

Действительно, спустя несколько дней этот простой монах мирно отошёл ко Господу.

Я вижу за этим то, что Бог открывается простым, искренним и чистым! Может, и не ученым совсем. И даёт свою Благодать!

Далёкая Звезда   16.11.2018 15:08     Заявить о нарушении
Рецензия на «Одна, теперь совсем одна» (Борис Химич)

"Пойми себя" - говорит нам автор.
В нас есть как привлекательное, так и уродливое. Мы часто хотим думать, что привлекательное- это я. А за уродливое ответственность сваливаем на людей, обстоятельства и Бога.

Но это уродливое- это тоже я. Но я не хочу это видеть в себе и признавать.

Иоанн Кронштадтский говорит, что Бог никогда не дает нам видеть в себе зла, если Он не уверен, что наша вера и надежда достаточно крепки, чтобы устоять перед таким видением.

Когда же Он видит, что наша вера стала крепкой и живой, наша надежда достаточно сильной, чтобы выдержать мерзость того, что мы увидим, и не пошатнуться, тогда Он дает нам увидеть то, что видит Сам.

Итак, вот двойное откровение, из которого мы можем извлечь известную пользу; первое- уродство во мне есть.

Но с другой стороны, если Бог позволил мне увидеть, значит, Он знает, что я теперь в силах внутренне измениться.

И это знание даёт мне возможность не бояться встретиться с уродливой частью своей личности и надежду на изменения.

Далёкая Звезда   12.11.2018 12:41     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ни тени скорби о прошедшем» (Борис Химич)

"Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести" (1Кор.10:13).
Апостол Павел

И когда нам кажется, что испытания превышают меру наших сил, мы должны знать, что преодолеть это можно полным доверием к Богу и упованием на Его Божественное милосердие.

Далёкая Звезда   10.11.2018 21:59     Заявить о нарушении
Рецензия на «Не торопи свою судьбу» (Борис Химич)

Оказывается у меня не было точного и полного понимания, что же такое Благодать! Может быть и ещё кому-то эта информация сгодиться.
Благода́ть — 1) Божественное действие вообще; 2) Божественное действие, направленное на сохранение и развитие мира; 3) Божественное действие, направленное на спасение человека.

"Любить- по сути, жизнь раздать!" Какие слова точные! Вызывает восхищение видение автором сущности явлений! Спасибо!!!

Далёкая Звезда   10.11.2018 07:45     Заявить о нарушении
Рецензия на «Смерть, не губи, не предавай» (Борис Химич)

Всегда хотелось понимать- как увеличивается "количество" Любви в человеке?
Прочла, что Исполнение Закона Божьего становится причиной ее умножения.
А каков "механизм" - очень подробно описал священник Дмитрий Шишкин и хочется поделиться.
"Исполняя заповеди Божии, человек сознательно, в меру своей немощи, стремится уподобляться Христу. Это стремление преклоняет, если можно так сказать, Христа на милость, привлекает к человеку Божественную благодать, так что он становится причастником Духа Христова, без Которого никто не может быть христианином. Этот Дух есть Источник настоящей Любви. Более того, Бог Сам есть Любовь, как мы знаем из Евангелия. Так что послушание Его воле есть главное средство единения с Ним и стяжания Любви."
Становится понятно, почему так чрезвычайно сложно любить. Спасибо Автору за напоминание о том, что "всё со временем возможно". Это укрепляет нас в нелёгком пути.

Далёкая Звезда   09.11.2018 21:14     Заявить о нарушении
Рецензия на «У каждого судьба своя» (Борис Химич)

Человек может выбирать между добром и злом. И от него зависит какая будет его судьба: добрая (вечная жизнь и общение с Богом) или злая (вечная смерть и мучение с демонами).

Далёкая Звезда   08.11.2018 09:05     Заявить о нарушении
Рецензия на «Милосердие храни» (Борис Химич)

Почему так важно милосердие? Когда в Евангелии описывается Страшный суд (см: Мф. 25: 31–46)- мы можем понять важнейшую для себя истину - оправдание или осуждение совершается по принципу нашего отношения к людям- насколько мы были к ним милостивы. Ведь каждый страдающий - это образ Божий. Отношением к нему- мы показываем своё отношение к Богу.

Поэтому автор и призывает нас уже в названии стихотворения - хранить милосердие- от этого зависит спасение нашей бессмертной души!

Светлая память Борису Анатольевичу! И огромная благодарность!!!!!

Далёкая Звезда   06.11.2018 21:53     Заявить о нарушении